Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

А.П. Бахтин

ДВА ЕПИСКОПА

Епископ Прусский Христиан (Кристиан)

Ещё в древние времена пруссы враждовали с Польшей. Поляки неоднократно пытались покорить их, но все усилия закончились безрезультатно. Не добившись победы оружием, поляки предприняли попытку обратить пруссов в христианство с помощью миссионеров. Князь Болеслав Храбрый отправляет в земли пруссов пражского епископа Адальберта (Войцеха). Но эта миссия закончилась для Адальберта трагически. Заподозрив в нём польского шпиона, пруссы убили его. Произошло это 23 апреля 997 года в день святого Георгия. Останки мученика были выкуплены Болеславом и отправлены в Гнезно (1).

Неудачей закончилась и следующая акция миссионера монаха Бруно из Кверфурта. Он и 18 его спутников погибают от рук язычников 14 февраля 1009 года, по словам летописца, "где-то на границе Пруссии и Руси"(2). В 12 веке Болеслав III (Кривоустый) вновь делает попытку покорить пруссов. Но оба его похода заканчиваются практически ничем.

После начавшихся в Польше междоусобиц, полякам стало не до пруссов. Но тут уже пруссы, воспользовавшись ослаблением своих южных врагов, начали предпринимать против них грабительские походы. Обессиленная Польша не смогла отразить эти нападения. Чтобы как-то предотвратить набеги, были вновь предприняты усилия по христианизации пруссов.

Попытки привить пруссам христианство возобновил с 1206 года (по другим данным с 1208 года даже с 1209 года) цистерцианский монах Христиан (Кристиан), человек большого ума и силы воли, обладавший организаторскими способностями.

До сих пор неизвестна его национальность, есть предположение (Карл Ломейер) что он был немцем Готфридом из великопольского монастыря Лекио по имени Христиан (Кристиан), как говорится в сообщении за 1215 год в одной из восточно-саксонских хроник, он получил за миссионерскую деятельность по христианизации пруссов. Перебравшись в монастырь Оливы, расположенный на левом берегу Вислы недалеко от прусской границы, он активно приступил к подготовке проповеди христианства среди пруссов. Его целью была попытка мирными путями найти среди них друзей и обратить на "путь истинный". Храстиан собирал любую информацию о пруссах, их быте, веровании и языке. Примером для него служил ливонский проповедник Мейнгард, действовавший на реке Даугава среди язычников Латвии.

За помощью и официальным разрешением Христиан отправился в Рим к папе Иннокентию III. Римский папа очень обрадовался перспективе закончить более чем столетние попытки обратить в христианство прибалтийский народ. Он без колебаний выполнил просьбу отважного монаха и в распоряжении от 26 октября 1206 г. поручил Христиану предпринимать любые мероприятия, какие он сочтёт необходимыми для обращения язычников в христианство, а всех священников верхней и нижней Польши призвал всячески способствовать ускорению и завершению этой миссии. По поручению папы, он так же должен был активно сотрудничать с польской католической церковью. Уже в следующем году Христиан переправился через Вислу, служившей границей между язычниками и христианами, начав проповедовать Евангелия. Отправляясь в Пруссию Христиан говорил: "урожай созрел для жатвы", имея в виду, что пруссы готовы для принятия христианства. Несмотря на то, что один из двух сопровождавших его монахов сразу после вступления на территорию пруссов принял мученическую смерть, миссия оказалась достаточно успешна. Некоторые знатные вожди прусских родов, а за ними и часть простого народа, приняли крещение. Среди них было два знатных прусса, братья Содрех и Фалет, обращённые лично Христианом.

Христиан не только обращал пруссов в свою веру, но некоторых из них посылал для обучения на запад в монастыри. После подготовки, они направлялись в Пруссию для обращения собратьев. Так, известно, что два прусса Свобобул и Варпод, после крещения Павел и Филипп, были посланы в земли Вармии и Натангии проповедовать христианство. Незначительные успехи в обращении пограничных пруссов, в докладах папе значительно преувеличивались. В 1215 году (1216 году) папа Иннокентий III, ободрённый сообщениями Христиана, назначает его епископом Пруссии.

И хотя достижения были не велики, правовые притязания Христиана уже значительно выросли, и он старался утвердить свой приоритет по отношению к светской власти. Что бы доказать свои успехи в обращении язычников, он переселяется в 1222 году за Вислу в прусские земли.

Но так как интенсивность прусских набегов на Польшу не уменьшалась, Римский папа, призывая европейских христиан к крестовому походу в Палестину, указывал, что Богу были бы угодны и походы против язычников в Европе.

Следующие походы, обрушившиеся на Пруссию, уже были крестовыми, официально благословлённые церковью. Организовали их польские князья, поддержанные государственными и духовными руководителями. В первом походе 1222 года приняли участие князья Лешек Белый, Генрих Бородатый и Конрад Мазовецкий. Через год к ним присоединился князь Святополк, а так же множество епископов. И на этот раз Пруссию они покорить не смогли. В ответ пруссы уничтожили своих соплеменников уже принявших христианство. Пограничная Хельмская земля, где поселился Христиан, была превращена в пустыню, а он сам, лишившись своей резиденции, вынужден был бежать. Епископ Христиан укрылся в монастыре Олива. Но преследующие его пруссы, узнав, где он скрывается, сожгли этот монастырь.

Граница запылала вновь. Пруссы начали массированные набеги, опустошая и разоряя Поморье и Мазовию, Что бы прекратить эти набеги, необходимо было организовать постоянную охрану границы, особенно со стороны Мазовин.

В этом катастрофическом положении Конрад Мазовецкий решает создать свой рыцарский орден. Созданный в 1224 году орден назывался "Братья рыцарской службы Христу в Пруссии" (3) или "Добжинский" по месту своей резиденции крепости Добжинь. Но в первом же сражении (1224 г.) Добжинские братья были разбиты. Пруссы неоднократно осаждали крепость, они настолько деморализовали орденских братьев, что даже небольшой прусский отряд мог спокойно грабить окрестности крепости, не встречая никакого сопротивления с их стороны (4).

Конрад Мазовецкий завязал контакты с Великим магистром Тевтонского ордена Германом фон Зальца. Он обратился к нему с просьбой о помощи в борьбе с пруссами. Герман фон Зальца был в курсе дел европейского севера, он был также знаком с проблемами миссии Христиана. Получив от Конрада Хельмские земли, фон Зальца решил добиться поддержки от императора Фридриха II и Римского папы. В 1226 году магистр получает от Фридриха II Штауфена "Золотую буллу" с правом на завоевание языческих земель.

Магистр ясно видел и трудности, с которыми ему предстоит столкнуться, особенно в отношении папской миссии во главе с епископом Христианом. Основная проблема, по папской теории миссионерства, выглядит таким образом: язычники должны быть обращены в христианство, но нельзя подчинять их своему господству (5). В 1230 году Григорий IX дал разрешение Ордену расширить сферу христианства в этой стране, разрешив занятие территорий, не охваченных христианскими миссиями, а также взял под опеку земли, которые Орден захватит в будущем. Не дожидаясь полного согласования с императором и папой, а так же ставленником Римской курии епископом Христианом, фон Зальца решает начать наступление в Пруссии.

Взаимоотношения ордена с епископом Христианом прошли несколько этапов. В 1231 году с ним был заключён договор в Рубенихте, согласно которому Христиан отказывался от прав на владения Кульмской землёй, переданной ему епископом Плоцка, и землями, подаренными ему Конрадом Мазовецким, но сохранял свои епископские права на этой территории. Неожиданный случай помог Тевтонскому ордену приблизится к своей цели.

После начала наступления Ордена в Пруссии (1231 г.), епископ Христиан во время новой поездки к пруссам, в 1233 году был взят язычниками в плен. Орденские братья и пальцем не пошевелили, что бы его спасти. Напротив, Герман фон Зальца, воспользовавшись тем, что конкурент устранён, с успехом заключил соглашение с Римом. Григорий IX убеждённый магистром, что Христиан пропал без вести, 3 августа 1234 года издаёт буллу, по сути, аналогичную "Золотой булле".

Епископ Христиан более пяти лет пробыл в плену у пруссов. За это время он хорошо изучил историю, быт и религию прусских племён. Он добился уважения прусских вождей и, в конце концов, получил свободу. После окончания плена им была описана история, жизнь и легенды пруссов. Часть этих утерянных позже записей использовалась хронистами и позднесредневековыми историками.

Оказавшись на свободе, Христиан пытался восстановить свою церковную и светскую власть на завоёванной орденом территории. Но все его попытки оказались бесплодными. Новый папа к этому времени был вполне удовлетворён Тевтонским орденом, который достаточно успешно продолжал завоевание прусских племён. Христиану в 1244 году было предложено на выбор одно из четырёх епископств, создаваемых Орденом на завоёванных землях. Христиан отверг это предложение и выступил против Ордена, получив в его лица серьёзного противника. Но его деятельность не получила должного размаха. В 1245 году епископ Христиан умирает.

Епископ Георг фон Поленц

После смерти Великого магистра Тевтонского ордена Фридриха Саксонского орденский регентский совет, в результате длительных переговоров с имперскими князьями, подобрал кандидатуру юного Альбрехта Бранденбург-Ансбахского из Франконии. Получив предварительное согласие, совет принял его в члены Ордена, а через несколько месяцев 6 июля 1511 года (по другим данным, 14 февраля 1511 года) (6) на капитуле в Кёнигсбергском замке, по требованию регентов, Альбрехт Бранденбург-Ансбахский был избран гроссмейстером.

22 ноября 1512 года Альбрехт, прибывает в Кёнигсберг - столицу Ордена и резиденцию гроссмейстеров. В его свите находится Георг фон Поленц (Georg von Polenz), выходец из знатного майсенского рода. Он родился в 1478 году в Гертитце под Дёбельном. Поленц был человеком образованным, обучался в Лейпциге, в 1498 году стал бакалавром, затем продолжил обучение в высших школах Италии. Некоторое время находился при дворе папы Юлиуса II, затем поступил на военную службу к императору Максимилиану II, при осаде города Падуи познакомился с маркграфом Альбрехтом Бранденбургским. Со временем они становятся близкими друзьями. Когда Альбрехт выбирается гроссмейстером, Поленц становится членом Ордена и прибывает в Пруссию (7).

В 1516 году гроссмейстер назначает Поленца хаускомтуром Кёнигсбергского замка. Через два года, благодаря протекции Альбрехта, фон Поленц возводится в сан епископа Замландского, а в начале 1519 года его должность была утверждена Римским папой. Не желая присягать польскому королю, и понимая, что его отказ вызовет войну, гроссмейстер Альбрехт решает опередить короля, и в 1520 году захватом города Браунсберга начал военные действия против Польши. Из-за отсутствия финансов война с Польшей затянулась. В эти годы (с 1521 по 1523 гг.) Георг фон Поленц назначается соправителем помезанского епископства.

После заключения перемирия с Польшей магистр Альбрехт отправился в Германию, пытаясь найти там помощь в борьбе с Польшей. На период своего отсутствия он назначил фон Поленца регентом Пруссии.

Во время поездки по Германии Альбрехт в Нюрнберге имел встречу с известным лютеранским проповедником А. Осиандером, который склонял его к принятию учения Лютера. Придя к решению о секуляризации Тевтонского ордена, Альбрехт предлагает Георгу фон Поленцу поддержать его. На совете они решили, вместе с секуляризацией ордена, провести и церковную реформу. Поленц поэтапно руководил прусской церковной Реформацией. На Рождество 1523 года он публично принял евангелическое учение в Кёнигсбергском соборе. Вернувшись в 1525 году в Пруссию, Альбрехт снова передал ему управление Замландским епископством.

Распустив Орден, Альбрехт даёт присягу польскому королю Сигизмунду и получает из его рук герцогство Прусское. Все владения Альбрехта в Пруссии принимают лютеранство. Герцог ликвидирует все оставшиеся на его территории епископства и монастыри, забирая их земли в пользу государства.

В 1525 году, сразу после реформации, Поленц обвенчался с Катариной Трухсесс фон Ветцхаузен. Вместе они покидают старую резиденцию Замландских епископов в Фишхаузене и переселяются в замок Нойхаузен. Осенью того же года Поленц с супругой переезжает в пожалованную герцогом Альбрехтом крепость Бальгу. После года совместной жизни его молодая жена Катарина умирает. В 1527 г. Поленц женился во второй раз на Анне Фрайин фон Хайдек, сестре своего друга.

Георг фон Поленц принимал участие в работе над церковным и земельным законодательством, а после основания университета "Альбертины" стал её первым консерватором. Последним большим событием его деятельности было венчание им герцога Альбрехта с Анной Марией фон Брауншвейг в 1550 году. Умер Георг фон Поленц в замке Бальга 28 апреля 1550 года. Похоронен в Кёнигсбергском соборе.


3 Schumacher B. Geschichte Ost- und West Preussen, S.32. нем "Bruder vom Riterdienste Christi in Pteussen".
4 Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Книга II, Т. III. Москва. 1960. С. 137.
5 Caspar Erich. Hermann von Salza und die Grundung des Deutschordensstaats in Preussen, S. 29.
6 Voigt J. Namen-Codex. S. 2.
7 Forstreuter Kurt. Gause Fritz. Altpreu?ische Biographie, herausgegeben im Auftrage der histopischen Kommision fur ost- und westpreu?ische Landesforschung. Band II. S. 513.