Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Он-лайн конференция с Орловой Т.О.

13.02.2012
Он-лайн конференция с Орловой Т.О.

Он-лайн конференция с Орловой Т.О.

Елена Волова, начальник информационно-аналитического управления администрации города:

- Добрый день, уважаемые пользователи сети Интернет. Мы продолжаем проект «Чиновник он-лайн». Сегодня у нас в гостях Татьяна Орлова, руководитель комитета по образованию. Здравствуйте, Татьяна Олеговна!

Татьяна Орлова, председатель комитета по образованию администрации города:

- Добрый день!

Е.В.:

- Спасибо, что Вы согласились сегодня принять участие в он-лайн конференции. Пользователи Интернета, социальных сетей Вконтакте, Фейсбук, Твиттер будут задавать Вам вопросы. Также мы предоставляем возможность задавать вопросы по электронной почте. Такой Интернет-проект в регионе реализуется впервые. Он набирает обороты. Хотя хотелось бы, чтобы наши пользователи были поактивней. Давайте начнем. Пока мы ждем вопросы, начнем обсуждать с Вами общие темы.

Татьяна Олеговна, как Вы считаете, чем сегодня живет школа, каково ее материально-техническое оснащение, каковы проблемы, которые существуют у нас в городе, как Вам это видится? И, может быть, давайте вспомним о каких-то достижених, что сейчас происходит?

Т.О.:

- Я бы, наверное, поставила вопрос несколько шире – анализ образования. И дошкольное образование, и школа, и дополнительное образование – это части единого целого. Сегодняшняя статья Владимира Путина о социальных аспектах говорит о том, что нельзя отделять эти части друг от друга. Чем мы сегодня живем? Читая статью премьер-министра, я порадовалась. Мы живем совершенно современно. Потому что в нашем городе социальная политика и все, что делается в образовании уже не первый год, имеет, наверное, приоритетное значение. Вложения в образование каждый год возрастают. Посмотрим динамику за несколько лет. Два года назад у нас в образование было вложено чуть больше 110 миллионов рублей, в 2010-м году - 176 миллионов. Посчитали деньги за прошлый год – 256 миллионов, которые пришли в образование только на улучшение материальной базы. Кроме того, есть средства на исполнение предписаний Госпожнадзора, Роспотребнадзора. А наши учреждения уже на сегодняшний день на 70% по Роспотребнадзору соответствуют, и на 80% соответствуют по предписаниям Госпожнадзора. Это хороший показатель. Но мы, наконец, занялись такими вопросами, до которых раньше не доходили руки. Это вопросы дополнительной занятости, спортивные залы, актовые залы, создание комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, на которые в последнее время потрачены значительные средства. И та же тенденция сохраняется сейчас. Мы давно работаем над проектом модернизации образования в школах. С этого года приступили к проекту модернизации по дошкольному образованию. Дошкольное образование – это та тема, которая на сегодняшний день наиболее проблематична в плане обеспеченности местами. Но наш город отличается в лучшую сторону. Мы за последние годы открыли восемь новых учреждений. Тем самым позволили увеличить количество мест в детских садах. Но статья в определенной степени меня также удивила. Мы говорим о семейных группах, о корпоративных группах, муниципальном задании на услуги дошкольного образования. Это у нас уже есть, два года мы этим уже занимаемся. Единственное, что у нас тяжело идет, это корпоративные группы. Но это не от нас зависит. Что касается семейных групп, то здесь очень точно подмечено, что есть проблемы именно в надзорных органах. А именно- выполнение предписаний Роспотребнадзора. Мы за прошлый год провели около 30 собеседований с различными соискателями на то, чтобы открыть семейный дошкольный детский сад. Но их, как правило, пугают требования и предписания.

Проект, который стартовал по всей России – это модернизация образования. Мы в данном случае говорим о качестве образования. На этот год у нас предусмотрено 126 миллионов рублей. Мы собираемся приобрести на 41 миллион учебно-лабораторного оборудования. Это современные лаборатории по физике, химии, кабинеты начальной школы, русского языка. Будем дополнять мобильные классы, чтобы дети могли работать, а это еще 22 миллиона.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, я тоже читала статью премьер-министра. И, наверное, самая радостная новость, - это то, что Владимир Владимирович говорит, что, начиная с этого года субъекты федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона. Как Вы оцениваете подобное начинание?

Т.О.:

- Вопрос в том, что мы это уже начали делать и мониторить ситуацию с прошлого года. Город Калининград в этом отношении выполняет свои обязательства, потому что отправной точкой для изменения всех заработных плат послужил январь прошлого года. Для нас такой точкой был апрель, когда мы должны были обеспечить повышение зарплаты в сентябре, в декабре. И мы выходим на эти показатели даже с некоторым превышением.

Е.В.:

- Здесь говорится о том, что механическое повышение зарплаты всем и каждому не эффективно. Необходимо гораздо полней учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.

Т.О.:

- Это самый сложный вопрос для понимания учителей и педагогов. Зачастую в коллективах все деньги делят поровну, нормативы у нас повышены с 1 сентября. В любом случае необходимо платить за хороший квалифицированный педагогический труд, за дополнительную работу с детьми, индивидуальную работу, за качественную подготовку. В реальности есть много обращений с жалобами, мол, обещали повысить зарплату, а у меня ничего нет. Я всем отвечаю, что за 18 часов без классного руководства, без дополнительной нагрузки, без участия в различных проектах, семинарах, работе с детьми, средняя зарплата не наберется. Не говорим даже о том, что средняя рабочая неделя по экономике 40 часов, а не 18. Поэтому должна и подготовка входить в рабочее время, тогда все и будет достойно оплачиваться. Но это дает результат только тогда, когда есть хороший показатель. Самое главное – качество. Меня очень порадовало именно то, что говорится о качестве работы! Нельзя платить за то, что ты просто пришел на рабочее место.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, давайте еще поговорим о главном для нас, для мам, - это учителя, которые с нашими детьми работают. Хотелось бы поговорить о кадровом составе педколлективов и затронуть обеспечение школ педагогическими кадрами. Каков сейчас средний возраст педагогов и идут ли работать молодые?

Т.О.:

- У нас плавающий состав. На сегодняшний день у нас есть школы на окраинах, в которых средний возраст педагогов под 40 лет. Но есть школы, в которых средний возраст и 54 года. Получается, это зависит от того, как шло омоложение коллектива. Молодые педагоги в последнее время приходят, потому что во многих школах есть надбавка не только за квалификацию и аттестацию. Учитель высшей категории должен достойно получать. Есть и надбавки молодым педагогам в зависимости от фонда заработной платы. На сегодняшний день происходит омоложение коллективов. И в школах свободных вакансий почти нет. У нас есть только вакансии учителей физкультуры, поскольку появился третий час физкультуры. Также нужны учителя технологии для мальчиков, может быть, математики. Ждем мы и педагогов начальной школы, поскольку количество первачков растет. Только заявился учитель в банке вакансий, мы уже доводим его до школы.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, скажите, пожалуйста, ни для кого не секрет, что школы в Калининграде делятся на элитные и простые. Т.е. есть лицеи, гимназии, куда, как правило, попадают детки, в том числе и из благополучных семей. А есть школы, в которые попадают дети из семей более скромных по финансовому достатку. Сегодня говорится о том, что если школа работает в трудных соцусловиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку: и методическую, и кадровую, и финансовую. Как Вы оцениваете подобное разделение в нашем городе, и действительно ли простые школы нуждаются в такой поддержке?

Т.О.:

- Мне самой очень интересно узнать, каков будет механизм поддержки. У нас в регионе существует своеобразный фонд. В области давно уже не выплачивается специальная надбавка или специальный норматив за лицеи и гимназии. Она была отменена несколько лет назад. Но при этом появился такой конкурс фонда по качеству образования. И школа по определенным показателям отчитывается о своей работе. Мы обратили внимание, что если в первый год, когда был этот фонд качества, дополнительные деньги получили только лицеи и гимназии, то в последние годы все больше школ, находящихся на окраинах, выигрывают этот конкурс и тоже получают дополнительное финансирование. Поэтому сказать, что они у нас обделенные, нельзя. Опять же, возвращаясь к началу нашего разговора, необходимо отметить, что мы одинаково любим и финансируем все школы. Остальное они сами зарабатывают. Есть ученик - есть деньги. Неколько лет назад мы провели реструктуризацию ряда школ. В настоящее время все эти школы нормально финансируются. У них набран оптимальный количественный состав учащихся. В условиях конкурса нет параметра – лицей или гимназия. Тут уж они сами работают на свое имя. Чем у нас славятся некоторые лицеи? Тем, что они постоянно получают гранты, участвуют в проектах, а это дополнительные деньги.

- Е.В.:

- Татьяна Олеговна, мы много говорим о том, что нужны новые школы. И очень давно эти школы не строились. Сейчас возводится новая школа, которую Вы планируете открыть уже в ближайшем учебном году. Это школа на Карамзина. И вот пришел вопрос от нашего пользователя: «Будут ли в этой школе на Карамзина специализированные классы? И если да, то, какие?»

Т.О.:

- Вопрос специализированных классов мы пока еще не рассматривали. У нас это профильная школа будущего. И стандарты нового поколения предполагают, что в средней школе должны быть профильные классы. В этом году в порядке эксперимента мы сможем набрать только два десятых класса. Потому что на одиннадцатый класс мы должны получить аттестацию и аккредитацию. Школу мы оснащаем очень хорошо. Оборудование будет самое современное. Многое зависит и от кадрового вопроса. Какие придут учителя, какое они выберут направление. Но в любом случае, здесь будут все условия и для естественно-научного образования, и для филологического, эстетического и спортивного - там будет все. Эту школу мы дарим городу и, наверное, спрос с этой школы будет больше, чем с любой другой.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, еще какие-то школы сейчас строятся?

Т.О.:

- У нас сейчас две школы строятся. Это школа на Сельме на 1,5 тысячи мест, которая нам тоже очень нужна. Детей мы сможем принять в ней только с 2013-го года. Школа тоже очень интересная, очень большая. Закладывается и разрабатывается техническое задание на строительство школы в Восточном микрорайоне, недалеко от Московского проспекта, там где большое жилищное строительство ведется. Нам очень нужна школа на улице Артиллерийской. Участок тоже там есть. Новые школы нам нужны для повышения уровня оснащенности, чтобы они были приспособленными для создания современных лабораторий, для нормального и качественного обучения детей.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, пришел вопрос от пользователя: «Появилась система электронных журналов, когда мы можем смотреть оценки своих детей. Но это пока в рамках эксперимента. Когда этот эксперимент будет распространен, и как Вы оцениваете подобные возможности?»

Т.О.:

- В принципе, это уже не эксперимент, с 1 сентября мы приступаем к конкретной реализации проекта. Во всех школах заложены средства на приобретение оборудования. Бесплатно будет установлено программное обеспечение. И мы с 1 сентября запустим этот дневник во всех школах города. Элементы электронной школы, электронных дневников использовались практически во всех школах. И мы отсматривали, как что идет, что не получается.

Е.В.:

- А что с электронными учебниками?

Т.О.:

- С электронными учебниками у нас пока идет эксперимент в двух школах – в 17-й и 32-й. В любом случае, электронный учебник не заменит книгу. Но детям электронные учебники нравятся. Пока это – элемент игры.

Е.В.:

- Их не ломают?

Т.О.:

- Нет, они же антивандальные. Но я говорю, это – элемент игры, элемент урока. Наши дети уже с 1 класса в рамках нового стандарта должны уметь пользоваться Интернетом. Они давно у нас не читают обычные книги, не берут многотомную «Войну и мир» в бибилиотеке, они давно уже читают в электронном виде, это быстрее.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, наверное, важно и мне, как маме, и всем калининградкам, чтобы в школе не только учили, но и берегли здоровье. Как у нас с медицинским обслуживанием, как оснащены медицинские кабинеты в школах?

Т.О.:

- На сегодняшний день у нас все школы, за исключением двух, получили лицензии. Оставшиеся две школы лицензии также скоро получат. И в детских садах мы завершаем эту работу. В регионе мы одними из первых начали заниматься этим вопросом. На сегодняшний день только порядка 13 детских садов из 90 у нас не имеют лицензии на медицинскую деятельность. Но медицинские кабинеты в этих учреждениях оснащены по полной программе, иначе мы не получим лицензию. Что касается здоровья, это, наверное, и коррекционные классы для детей с особыми задатками в развитии, это и классы для обучения детей-инвалидов. Это и наши классы здоровья, когда больше внимания уделяется физкультуре, разгрузочным минуткам. Говоря о здоровье детей, нельзя не сказать о питании школьников. Потому что полноценное питание, причем, горячее, позволяет сохранить здоровье школьников на уровне основной и средней школы.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, раз коснулись питания, у нас вопрос пришел от пользователя: «Зафиксирован случай норовирусной инфекции в лицее № 49. Хотелось бы поговорить о том, какие меры предприняты, и как сейчас обстоит ситуация?»

Т.О.:

- Очень долго выясняли источник, и все-таки пришли к выводу, что он был в воде. Проверка Роспотребнадзора, показала, что не все еще у нас благополучно в этом направлении. В любом случае мы должны соблюдать все гигиенические нормы, все требования и более внимательно относиться к тому, как и что едят наши дети.

Сейчас идет эксперимент по питанию, в рамках которого столовую каждой школы обслуживают частные предприниматели. Если это школа доготовочная, там не должно быть никаких сырых продуктов. Там не должна чиститься картошка, там не должно быть сырого мяса. Там идет только период доготовки. Точно также и в раздатке.

Е.В.:

- Но в 49-й школе уже все хорошо?

Т.О.:

- В 49-й школе уже все нормально. Мы там все два раза продезинфицировали, перемыли. Вывели из рациона питания салаты, особенно с майонезом. Они вообще запрещены в школе. А здесь даже для учителей мы пока запрещаем их давать. Что касается школьных аспектов, то мы поменяли даже саму систему, сделали дополнительные раковины. После вспышки инфекции мы провели три совещания совместно с Роспотребнадзором, как для руководителей, так и для школьных учреждений, для предпринимателей.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, раз о 49-й школе заговорили, мамочка пишет: «Почему отменили каникулы в 49-м лицее для первоклассников? Это нарушает СНИПы».

Т.О.:

- В данном случае эти дети находились длительное время на каникулах. Дополнительные каникулы вводятся у «первачков» в соответствии с графиком режима школы. Раз мамочка вопрос этот задала, следовательно, наверное, ни классный руководитель, ни директор школы не объяснили родителям четко, почему у них отменили каникулы. Ведь они фактически больше недели сидели на каникулах на карантине. Свободные дни выбраны.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, давайте перейдем к вопросу о том, как организовано в Калининграде обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья? Есть ли у нас специализированные школы, классы?

Т.О.:

- У нас есть две школы, в которых идет четкое обучение детей-инвалидов. Это 10-я школа и школа № 14.

Е.В.:

- Еще в 38-й школе, я слышала.

Т.О.:

- В 38-й школе организованы занятия для детей с задержкой психического развития и восьмого вида. Эти дети не относятся к категории инвалидов, но это дети с ограниченными возможностями здоровья. А вот в 10-й и 14-й четко организуется именно работа с детьми-инвалидами. В 14-й школе у нас разработана программа методики особого оснащения. Там достаточно неплохая материальная база. Но мы в этом году, наверное, не будем комплектовать первые классы, потому что полномочия лечения детей-инвалидов лежат на региональных органах. Существует мысль организовать обучение этих детей на базе интерната для слабовидящих детей. И в том году они уже набрали первые классы. Те ребята, которые учатся у нас на базе Центра на Баграмяна, так и будут продолжать обучение. В 10-ю школу в соответствии с программой модернизации направлены дополнительные средства. Мы там оборудуем пандусы, специальные туалеты, чтобы детям было комфортно учиться. Тоже самое мы делаем на базе 38-й школы. Там даже подъемные устройства есть на лестницах, чтобы дети могли приходить и заниматься на уроках дополнительного образования. Это очень важно. Сейчас мы обратили внимание на детей, которые учатся на дому, а их у нас достаточно много - 47 детей с ДЦП. Конечно, этих детей мы приглашаем на линейки. Если у них появится возможность посещать и другие мероприятия, дети будут очень счастливы. Потому что надо видеть глазенки этих детей, когда у них есть возможность общаться. С другой стороны, это воспитательный момент и для других ребят. Потому что, наверное, толерантность, терпимость, особое отношение к таким детям, должно формироваться именно на стадии раннего развития.

Е.В.:

- Я знаю, что мамочки деток с ограниченными возможностями просят не отделять их в специальные группы, а адаптировать их, принимать в здоровые детские коллективы. Хотя, с моей точки зрения, это риск в том числе.

Т.О.:

- А какой риск? Я смотрю, когда проводятся мероприятия, эти дети, зачастую, более открыты. Потому что они соскучились по общению. Раз мы затронули эту тему, хочу плавно перейти к благотворительному марафону «Ты нам нужен!». Марафон идет третий год. Основные средства поступают от образовательных учреждений. Дети с удовольствием дают концерты, изготавливают сувениры, потому что они понимают, что они кому-то помогут. Посещают дома, общаются. В первый год мы собрали 1 миллион 113 тысяч рублей, во второй год, когда закончился марафон – 2 миллиона 562 тысячи рублей.

Е.В.:

- Есть вопрос пользователя: «Доходят ли собранные средства до детей?»

Т.О.:

- У нас создана целая комиссия. В первый год, когда мы организовывали этот марафон, у нас было очень много споров, как распределять деньги. Тем, кто заявился или все-таки тем, кому они нужнее. Потому что, естественно, всем они нужны. Вот и получается, что собрали деньги, собрали комиссию и выяснили, что помогать надо там, где это будет реальное лечение. И дети съездили и в Трускавец, и в Москву, и в различные санатории, приобретали кардиостимуляторы. Все наши детки, которые пришли в группы для детей с диабетом, получили помпы для впрыскивания. В этом году мы начали марафон с того, что вручили сертификат мальчику на приобретение сложного оборудования для слуха. Оно очень дорого стоит, и не является первостепенной поддержкой государства.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, куда можно перечислить деньги? Где можно получить информацию?

Т.О.:

- Заходите на сайт комитета по образованию администрации города в рубрику марафона «Ты нам нужен».

Е.В.:

- Также можно звонить на «Горячую линию мэра» и Вам подскажут. Татьяна Олеговна, давайте вернемся к вопросам, которые задают нам пользователи. «Обращаюсь к Вам с просьбой как-то посодействовать в нашем вопросе. Не буду называть своего имени и фамилии. Мой ребенок учится в 33-й школе Калининграда. Скоро ему и его одноклассникам сдавать ЕГЭ. Так получилось, заболела в первой четверти классный руководитель по русскому и литературе. Спасибо ей большое за наших детей. Но ребята остались без подготовки по русскому языку. Учительница, которую дали взамен, то на больничном, то у нее другие проблемы. Пока она на больничном, у детей то один преподаватель, то другой. В декабре ребята писали пробное ЕГЭ по русскому. И написали плохо. Представляете, как они сдадут экзамен. Спасибо большое за понимание, примите участие в нашей проблеме».

Т.О.:

- Я разберусь с этой ситуацией. Потому что не только ученик, но и школа несет ответственность. Я решу с директором школы этот вопрос.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, наверное, эта мамочка не одинока. Скажите, пожалуйста, как родителям в подобной ситуации действовать? Куда им идти?

Т.О.:

- Главное, не молчать. Обращаться к нам. У нас телефонов много. Или ко мне в приемную, или звоните по телефону 92-40-04 – это начальник управления, или 92-40-48 – к начальнику школьного отдела. Но сначала надо подойти к руководителю образовательного учреждения. Если он не услышал просьбу, тогда обращайтесь к нам.

Е.В.:

- Еще один вопрос. В 24-м детском саду на Гражданской нет врача. Медсестра работает на полставки по совместительству. Родители беспокоятся о качестве медицинского обслуживания детей в учреждении.

Т.О.:

- Сейчас идет процесс лицензирования, у нас врачей фактически нигде нет. И в 24-м детском саду на 0,5 ставки работает врач-окулист, поскольку там есть специализированная группа. А так, в основном врачи у нас приходящие. Все лицензировано на сестринское дело. Почему в указанном учреждении только полставки медсестры, я разберусь. Может быть, вакансия пока есть. В медицинских кабинетах детских садов должны заниматься прививочной деятельностью при наличии полного кабинета и оказывать все услуги, которые необходимы. А врач у нас работает только в специализированных детских садах.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, стало известно, что Калининградская область вошла в список регионов, в которых будут выплачивать мамам пособие по уходу за ребенком в течение трех лет, а не полутора. Так это или нет?

Т.О.:

- Я пока этой информацией не располагаю. У нас очень четко стоит задача по решению проблем дошкольного образования. Максимум в течение четырех лет. Мы будем использовать все имеющиеся формы. Но с другой стороны, думаю, совсем быстро решить эту ситуацию не получится.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, учитывая, что мы общаемся в рамках Интернет-проекта, много вопросов поступает по молодежной политике. Поэтому давайте ей уделим немного внимания. Что Вы понимаете под термином молодежная политика?

Т.О.:

- Молодежная политика – это возможность нашей молодежи реализовать себя в различных сферах: и в спорте, и в профессиональной деятельности, и в сфере развлечений. Также мы работаем по направлению здоровья, занятости детей, международного сотрудничества, общественно-полезная занятость молодежи в летнее время, стройотряды. Поэтому о молодежной политике можно говорить много. Что конкретно интересует молодежь? Мы стараемся сделать каждый год подарок нашим молодым. Открыли скейт-площадку по заявлению организации «Райдер Плюс». Она востребована не только молодежью нашего города. Летом мы открыли площадку для турникмэнов. Постоянно направляем грантовую поддержку молодежным организациям на реализацию молодежных социальных проектов.

Е.В.:

- Что Вы можете сказать о привлечении молодых кадров для работы в администрацию города? Есть ли какая-нибудь кадровая программа?

Т.О.:

- У нас существует Школа резерва. Я считаю, что если человек хочет работать и понимает, чем ему заниматься, таких людей нужно трудоустраивать.

Е.В.:

- Планируется ли дальнейшее развитие молодежной Биржи труда в Калининграде? И вообще, база вакансий для молодежи будет расширяться или в Калининградской области развитие вакансий будет только на приезжих с Кавказа?

Т.О.:

- Та молодежная биржа, которую мы открыли, дала возможность ребятам найти работу. Но биржа не заменит бюро по трудоустройству. Скажите, пожалуйста, какую зарплату сегодня хочет получать молодой человек? Они хотят начать минимум с 30 тысяч. А где у нас такие зарплаты? Поэтому, наверное, молодежь должна давать более реальные заявки. И искать. Вот, на стройке у нас хорошо зарабатывают и, в принципе, там готовы давать рабочие места. Но почему-то это не престижный труд. У нас плохо с обеспечением рабочими профессиями. Завод «Янтарь» просто плачет, им не хватает кадров. Хотя там хорошие зарплаты. Электросварщики получают по 40 тысяч, но их не хватает. Потому что это не престижно. Наверное, говоря о том, готовы ли мы принимать в свои структуры, хочу сказать, что специалист 1 класса у нас получает 13-14 тысяч, ведущий специалист – 18 тысяч. А это и работа, и ответственность. Поэтому, с удовольствием, пусть приходят, будем работать.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, поступил вопрос: мой ребенок 6 лет занимается хоккеем с шайбой. Все за счет родителей - форма, аренда катка, участие в чемпионатах. Хотя он там защищает честь города и области. Может ли городская администрация компенсировать расходы родителям?

Т.О.:

- Неожиданный для меня вопрос. Да, хоккей - это не дешевое удовольствие. Но в настоящее время разрабатывается программа оснащения оборудованием спортивных школ, ее первый этап уже принят, это 16 миллионов рублей. А по результатам исполнения бюджета до 1 квартала будет выделено еще 37 миллионов. Мы, конечно, обратили внимание на укрепление материальной базы. В этой программе мы предусматриваем, что мы должны оборудовать помещение для школы по хоккею. Но, честно говоря, финансирование приобретения формы мы нигде не прописываем. В этом виде спорта большое обременение для бюджета - аренда льда. У нас нет муниципального льда. Поэтому мы платим за арену.

Е.В.:

- Родители платят ?

Т.О.:

- Нет, город платит. Арендуем каток. Мы возмещаем для нашей муниципальной школы по хоккею стоимость аренды льда.

Е.В.:

- Если, например, этот ребеночек будет ходить в нашу муниципальную школу, то он за лед не платит?

Т.О.:

- Нет, за лед он не платит. Это 100 процентов. Я, почему и говорю, что мы даем возможность заниматься на безвозмездной основе. Мы предоставляем залы в наших школах, чтобы дети могли нормально заниматься, поддерживаем тренировочную базу.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, еще вопрос - предлагаю сделать электронную очередь в детский сад на сайте администрации Калининграда прозрачной, чтобы можно было видеть, кто впереди тебя, кто после.

Т.О.:

- Я понимаю, каждый хочет знать, кто стоит впереди. Но мы забываем, что существует закон о персональных данных. И это нам не позволит сделать очередь прозрачной. В этом году мы не проводим перерегистрацию. Потому что каждый видит свою очередь. Но в любом случае, мы даем только номер. Видеть данные тех, кто стоит впереди, мы не позволим, потому что это персональные данные и имеется закон об их защите.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, не за горами ЕГЭ. Скажите, пожалуйста, что необходимо знать родителям и детям? Может быть, Вы озвучите итоги прошлого года? И как подготовиться в этом?

Т.О.:

- В Калининграде ЕГЭ сдают достаточно благополучно, хотя у нас в том году было 47 справок у детей, которые не получили аттестат, в основном по Центру образования. Про этот год хочу сказать следующее. Во-первых, напоминаю всем родителям – не настраивайте ни себя, ни детей на то, что ваш ребенок сможет списать или воспользоваться мобильным телефоном.

Е.В.:

- А вот министр ее слегка критикует.

Т.О.:

- Критика в основном касается процедуры сдачи ЕГЭ. Поэтому я и начала разговор с темы использования мобильных телефонов во время сдачи экзамена. Ребенок думает: «Я пойду, отправлю смску, ответы мне пришлют». В том году прославились те регионы, которые не так давно сдают ЕГЭ. Наш регион был одним из первых, где была введена новая форма итоговой аттестации, поэтому работа наших комиссий отлажена. В прошлом году мы поставили перед собой задачу – не жалеть наших выпускников. Были предъявлены жесткие требования – не использовать мобильный телефон, иначе за невыполнение – удаление с экзамена. Успокаиваем и родителей: «Не накручивайте себя, это передается вашим детям. Если ребенок сдает два обязательных экзамена – русский язык и математику - получение аттестата гарантировано. Дальше вместе с ребенком принимается решение, какие необходимо сдавать дополнительные экзамены, результаты которых учитываются при поступлении в выбранный вуз. Принять решение нужно до 1 марта, написать заявление с указанием выбранных ЕГЭ и спокойно готовится к ним». Важно определиться именно к этому сроку. В апреле начинается метание от одного набора дополнительных экзаменов к другому, в зависимости от выбранного вуза. Нервничают дети, переживают родители. Поэтому чем скорее вы определитесь с ЕГЭ, тем спокойнее пройдет период подготовки к ним. Что касается подготовки к ЕГЭ, то они будут организованы в каждой школе.

Е.В.:

- В каждой школе должна быть бесплатная группа? Не секрет, что многие родители в этот период обращаются к репетиторам.

Т.О.:

- Если собирается группа, то за счет стимулирующих средств на выплату учителям такие группы и организовываются.

Е.В.:

- Если мне нужна подготовка к ЕГЭ, куда с этим вопросом обращаться? К директору школы?

Т.О.:

- Да. Надо поговорить о необходимости организовать такую группу. Занятия по подготовке должны быть как индивидуальные, так и групповые.

Е.В.:

- То есть, мы имеем право на организацию бесплатных курсов по подготовке к ЕГЭ?

Т.О.:

- Конечно, на это есть средства. Вот тут как раз и появляется у педагога возможность для дополнительного заработка. Но хочу подчеркнуть, что подготовка к экзаменам – это процесс трудоемкий, в котором должны участвовать три заинтересованные в успешной сдаче стороны: ребенок, родители, педагог.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, школа обязана или они могут сказать: «Мы вам не обязаны, поэтому платите, мы вам сделаем эти курсы»?

Т.О.:

- Мы должны дать качественные знания.

Е.В.:

- Имеют ли в школе право нам отказать, если нами, родителями, было принято общее решение о создании подготовительных курсов?

Т.О.:

- Ответ однозначный – обязаны. От родителей необходимо заявление. Еще раз повторю - на это выделяются средства.

Е.В.:

- Будут ли учитываться результаты городских и областных олимпиад при поступлении в вузы?

Т.О.:

- Конечно, да. Победители идут вне конкурса со своеобразным портфолио, в котором представлены победы на олимпиадах. Особенно это учитывается на престижных факультетах, куда уже приходят выпускники с хорошими результатами ЕГЭ.

Е.В.:

- Уважаемая Татьяна Олеговна, воспитатели и руководители детских садов Калининграда заинтересованы в развитии интеграционных групп для детей-инвалидов.

Т.О.:

- Мы пытаемся внедрить эту систему в наших детских садах. Очень трудно открывать малокомплектные группы для таких малышей. Мы стараемся создавать дополнительные группы для детей, состоящих на учете в Журнале будущих воспитанников детских садов. Посещать такую группу могут 25 маленьких калининградцев, а малокомплектную – не более 5-6 человек. Но мы и в этом направлении прилагаем усилия. В феврале прошлого года открыли группу для детей больных сахарным диабетов, есть у нас группы для детей с проблемами зрения и слуха. Поэтому будем стараться замещать, где это возможно, группы кратковременно пребывания, на группы для малышей с ограниченными возможностями здоровья.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, кто-то школу в этом году заканчивает, а кто-то только пойдет. Скажите, пожалуйста, с каким багажом знаний должен идти в школу первоклассник? Что я, как мама, должна знать. Например, я приду, а мне скажут: «Да у вас ребенок даже читать еще не умеет, мы его не возьмем».

Т.О.:

- Во-первых, мы уже который год говорим, что ребенок не должен читать и считать. Если он это делает, то хорошо.

Е.В.:

- Скажите, что он должен уметь? Что с меня, как с мамы, могут требовать?

Т.О.

- С мамы ничего не могут требовать, кроме документов, что Вы являетесь мамой или законным представителем ребенка. Причем, можно просто показать паспорт, что ребенок у Вас находится на законных основаниях, подлинник и дубликат свидетельства о рождении ребенка и медицинскую справку о состоянии его здоровья. Больше ничего. В этом году есть и нововведение – в паспорте при приеме документов обязательно смотрят страницу, где указана прописка мамы и папы. Это ноу-хау этого года. И мы вернулись к тому, что дети у нас набираются в школу, находящуюся в том микрорайоне, где вы проживаете. Уже подготовлен проект распоряжения главы администрации.

Е.В.:

- То есть, в первую очередь берут тех будущих первоклассников, кто живет рядом.

Т.О.:

- В первую очередь. Дети, не проживающие в этом микрорайоне, будут идти только на дополнительные места. И, причем, это будет происходить только в августе. И поэтому 1 апреля родителям не нужно беспокоиться. В школе вашего микрорайона за вашим ребенком место закреплено.

Е.В.:

- Когда родителям будущих первоклассников необходимо зарегистрировать своего ребенка в одной из городских школ? Когда нужно обращаться в выбранное учебное заведение?

Т.О.:

- Всегда это происходило с 1 апреля. Но 1 февраля появился очень интересный документ. А именно, порядок комплектования школ в части набора в первые классы. В «Российской газете» появился пока только проект, в котором обозначено 1 марта. Если до этого срока не будет опубликован окончательный вариант закона, то начнем с апреля. Если же это произойдет раньше, то с 1 марта. В любом случае, мы будет информировать наших родителей, в том числе и через СМИ.

Е.В.:

- То есть, я, как мама будущего первоклассника 1 апреля должна сделать что?

Т.О.:

- Прийти и написать заявление.

Е.В.:

- На улицу Чайковского, в комитет по образованию?

Т.О.:

- Зачем? В школу. На Чайковского в том случае, если вас не возьмут в августе.

Е.В.:

- То есть, к директору школы?

Т.О.:

- Да. В школах будет размещена информация о правилах приема. Все родители будущих первоклассников это знают. Родителям необходимо понять, что будут определенные рамки – посещение школы по месту жительства. Сейчас по этому поводу уже поступает много вопросов не только от горожан, но, например, от родителей, которые проживают в Гурьевском районе, а хотели бы, чтобы их ребенок посещал одну из школ Калининграда. Мы, в комитете объясняем, что пока принимаем детей только по микрорайонам. Все дети у нас в настоящее время учтены. Мы переписывали их в прошлом году, на осенних каникулах. Известно, какое количество проживает в том или ином микрорайоне. Исходя из этого, у нас примерно определено количество первых классов, которое будет укомплектовываться. Такой порядок, я уверена, и разрядит ситуацию, которая наблюдалась долгие годы, когда родители выстаивали ночами, чтобы попасть в определенную школу. Теперь в первую очередь будут приняты дети, проживающие в микрорайоне, где находится школа, а потом уже начнется прием первоклассников из других районов города, но только при наличии свободных мест.

Е.В.:

- Исходя из потребности, то есть не наоборот – у нас только три класса и все.

Т.О.:

- Если в классе запланировано открытие только трех первых классов, а осталось восемь дошколят, то мы укомплектуем эти классы, но будет открывать четвертый. Условия пребывания детей в школе должны быть комфортными. Хорошо, когда школы занимаются в одну смену, потому что вся внеурочная занятость, которая предполагается стандартами второго поколения, должна проходит во второй половине дня. Для этого нужны помещения. Разрядить загруженность начальной школы, а не делать ее громоздкой.

- 1 сентября были введены новые государственные образовательные стандарты. Что это такое, и насколько легко они даются детям?

Т.О.:

- Образовательные стандарты – это то, к чему должен быть готов ребенок. Ему необходимо уметь слушать, играть, общаться, работать в группах. Потому что за последнее время несколько изменились подходы к обучению. Остались наши три кита: знания, умения, навыки, на которых стояло все образование раньше. Новые формы предполагают самостоятельное получение знаний ребенком. Поэтому предусмотрено 42 миллиона рублей на учебно-лабораторное оборудование. Надо не просто сказать ребенку, как делать, даже показать на опыте, прочитать какой-то отрывок из хрестоматии, надо, чтобы школьник сам сделал. Он сам должен взвешивать меры и веса. Например, на физике ребенок учится взвешивать и сравнивать что тяжелее, а потом сделать вывод. И таких лабораторий очень много. Сейчас будет приобретаться оборудование для них. Обучение иностранному языку проводится лингафонным способом, чтобы ребенок проговаривал, сам себя слушал и общался. Для этого важно умение слушать и умение общаться в парах. Некоторые дети не могут слушать не только учителя, но и себя. А для эффективного обучения им требуется умение работать в группах.

Детям дается задание, потом они начинают друг с другом работать и должны прийти к какому-то выводу. Вот, когда они сами увидели, как это делается, обобщили свои задания, смогли сделать вывод. Тогда получается, что они запомнили материал. Для этого у нас такое большое количество и компьютерной антивандальной техники для первоклассников приобретается. Для нас это стандартно. Мы на сегодняшний день посчитали, что в этом учебном году у нас уже 31% детей обучается по новым стандартам. Почему? Потому что сначала две самые многочисленные школы сначала стали реализовывать новые стандарты. На них мы отработали методику. Потом у нас новые методические стандарты опробовали 8 школ, в их числе - лицеи, гимназии.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, следующий вопрос: «В этом году студенческие отряды будут работать? В прошлом году мой сын неплохо заработал. Это - хорошее подспорье».

Т.О.:

- Будут, конечно. Я думаю, что в этом году мы не 30 человек соберем, а побольше. Об этом уже шла речь и на встрече главы города Александра Георгиевича Ярошука с молодежью. Поэтому мы уже принимаем заявки.

Е.В.

- Татьяна Олеговна, мы немного затронули эту тему. Мы уже говорили о занятости детей после уроков. Например, занятия спортом, кружки, секции. Как у нас развита система дополнительного образования? И как Вы считаете, насколько она хорошо развита? Есть ли куда нам своих детей водить?

Т.О.:

- В настоящее время у нас существует достаточно хорошая система дополнительного образования - 37 учреждений дополнительного образования. Из них 18 – спортивные школы, остальные – учреждения различной направленности: творческой и технической. Более того, у нас уже который год на базе школ существуют ставки педагогов допобразования за счет муниципального бюджета, которые тоже оплачиваются. Поэтому и на городских праздниках в основном выступают наши творческие коллективы, образцовые коллективы, которые созданы на базе муниципальных образовательных учреждений.

Различными формами допобразования у нас охвачены 39 тысяч школьников. Есть и подростковые клубы, на базе которых тоже работают кружки. Такое развитие дополнительного образования, мне кажется, благоприятно сказывается и на снижении количества правонарушений среди подростков. Еще одна причина снижения в том, что даже летом мы организуем для детей полезный и интересный отдых. На муниципальные гранты общественные организации реализуют летние программы для детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, детей группы риска. В школах тоже охватываем летним отдыхом и досугом, в первую очередь, именно этих детей.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, насчет летнего отдыха. Скажите, оздоровительная кампания готовится? Дети в этом году поедут в лагеря?

Т.О.:

- Поедут. Лагеря мы готовим. Но нас немножко шторм потрепал. Поэтому нам надо восстановить лестницы.

Е.В.:

- Когда уже можно будет тому, кто хочет поехать в загородный лагерь, и куда приносить свои заявки?

Т.О.:

- Пока еще рано. Скоро состоится совещание по летнему отдыху, определимся с механизмом и размером оплаты. Ведь, у нас каждый год закладываются средства на компенсацию путевок именно в городском бюджете. У нас пребывание детей в пришкольных лагерях и часть родительской платы оплачивались именно из средств городского бюджета во время летнего отдыха.

Е.В.:

- А в летних оздоровительных загородных лагерях?

Т.О.:

- Тоже часть. В зависимости от дохода семьи. Родители получают соответствующие справки в комитете социальной поддержки населения. В3 зависимости от дохода, были и бесплатные путевки, были и с 50%-ной стоимостью.

Е.В.:

- В этом году тоже будет так?

Т.О.:

- Я думаю, что будет. Потому что в бюджете деньги заложены. Но посмотрим, что предложат нам. Потому что все-таки летний отдых и финансирование его в полной мере находится на федеральном и региональном уровне.

Е.В.:

- Муниципалитет поддерживает ли инициативы молодежных общественных организаций? Если какая-то организация хочет заявить какую-то инициативу, то поможет ли ей муниципалитет? Куда ей обращаться со своим преложениме?

Т.О.

- К нам. В комитет по образованию, управления по делам молодежи.

Е.В.:

- У нас есть какие-то возможности помочь?

Т.О.:

- Сначала надо посмотреть, в чем и как. Если очень финансовоёмкие инициативы, то не в состоянии. Однако мы никогда никому не отказываем. Потому что все наши молодежные объединения, подростковые клубы достаточно рачительно относятся к своим идеям. Потому что, когда у нас молодежь приходит с инициативой, я считаю, что мы обязательно должны поддержать и изыскать возможность.

Е.В.:

- Но в этом году будет продолжено предоставление грантов для молодежи?

Т.О.:

- Да. Гранты будут. Их сумма по сравнению с прошлым годом будет даже увеличена. Мы проанализировали ранее реализованные проекты и решили, что заявки мы начнем принимать уже с 1 марта.

Е.В.:

- Какой для Вас самый запоминающийся из молодежных проектов, который был осуществлен за счет грантов. Можете какой-то красивый пример привести?

Т.О.:

- Я уже говорила о том, что в прошлом году при определении грантов мы предпочтение отдавали тем проектам, которые касались детей из группы риска. Так, на базе «Огонька» танцевальный марафон был. Различные группы тогда отдыхали, и среди них были дети не самого лучшего поведения. Но они оказались в этой среде молодых раскованных детей, что на мой взгляд, совершенно замечательно. Еще у нас проходили различные археологические, краеведческие раскопки. Детям это очень интересно. Также их привлекает оборонно-спортивное направление, которое к тому же с каждым годом все крепнет.

Е.В.:

- Был такой вопрос: «Как у нас насчет ценностей, не забыли ли о патриотизме?»

Т.О.:

- Нет, не забыли. Фактически гражданско-патриотическое воспитание на сегодняшний день занимает одно из самых важных направлений в работе муниципалитета. Так, практически половина общественных организаций, получили гранты на реализацию проектов именно в этом направлении. Среди них не только социальные проекты, но и гражданско-патриотические.

Е.В.:

- А в школах?

Т.О.:

- В школах тоже. Ведь у нас и кадетские классы существуют.

Е.В.:

- У нас дети гордятся тем, что они – россияне?

Т.О.:

- Мы – россияне. И дети действительно гордятся. Во-первых, у нас в школах любая линейка на торжественных мероприятиях начинается с гимна России. И, в отличие от нас, взрослых, дети гимн знают и поют, потому что для них это очень важно. На днях пройдет конкурс военно-патриотической песни. И каждый год на конкурсе происходит настоящий накал страстей. Ведь фактически выступления детей – это своеобразные мини-спектакли. Целые школы соревнуются, переживают. Ведь ребята не просто взяли песню «На позицию девушка» и пошли, как это раньше было, или «Боец молодой». На сегодняшний день это стройные композиции, причем, зачастую состоящие из нескольких произведений. Слушая выступления школьников, не только у ветеранов, но и у нас самих появляются слезы.

Я никогда не соглашусь, что у нас молодежь патриотизмом не интересуется. Детям это интересно. Они очень восприимчивы, особенно когда наши ветераны и, может быть, даже труженики тыла, пожилые приходят и рассказывают школьникам о славном прошлом. Такое непосредственное общение очень важно. Сейчас проходит месячник по военно-патриотическому воспитанию, в рамках которого ребята оказывают помощь на дому, как тимуровцы, гайдаровцы. Школьники убирают памятники.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, у нас с Вами осталось 2 минутки. Два коротеньких вопроса: мониторите ли Вы и Ваш комитет вопросы на сайтах и форумах региона. Там много появляется информации, на которую бы стоило реагировать?

Т.О.:

- Мы не только мониторим, мы отвечаем. И поэтому, я понимаю, с развитием информационных технологий работы у нас прибавилось. Но зачастую дать конкретный ответ и помочь тяжело, потому что нет конкретного адресата.

Е.В.:

- Татьяна Олеговна, завтра в Европе празднуют католический праздник - День святого Валентина, День всех влюбленных. Наверное, у нас в России многие тоже этот праздник полюбили. Во многих калининградских школах украшают классы, тем самым пропагандируют чужие ценности. Как Вы к этому относитесь?

Т.О.:

- Там, где украшают классы – это классы, как правило, англоязычные. Я хочу сказать, как и Хэллоуин тоже отмечали в некоторых учреждениях молодежной сферы и некоторых школах. Это своеобразная тусовка. Я считаю, это совершенно нормально. Я считаю, когда мы празднуем День Петра и Февронии, мы тоже украсим.

Е.В.:

- Если это добрый праздник, пропагандирующий семью и любовь!

Т.О.:

- Да, любовь к ближнему. И даже если атрибут этого праздник сердечки, мне кажется, что это хорошо. Любой праздник - это положительный тонус, общение детей.

Е.В.:

- А Вы, Татьяна Олеговна, в семье празднуете День святого Валентина?

Т.О.:

- Муж дарит мне цветы.

Е.В.:

- Спасибо Вам, Татьяна Олеговна за то, что Вы приняли сегодня участие в нашей конференции. Большое спасибо вам, уважаемые пользователи. В следующий раз мы встретимся через две недели, и нашим гостем будет управляющий делами администрации Калининграда Сергей Викторович Воропаев. До свидания, всего вам доброго.  


Видео

Вопросы и ответы