Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Он-лайн конференция с Т.О. Орловой

19.12.2012
Он-лайн конференция с Т.О. Орловой

Он-лайн конференция с Т.О. Орловой

В.- Здравствуйте, уважаемые пользователи сети Интернет. Сегодня очередной этап нашего проекта «Чиновник онлайн». Сегодня мы пригласили к нам в гости ответить на наши вопросы и подвести итоги уходящего года и. о. заместителя главы администрации, председателя комитета по социальной политике Татьяну Олеговну Орлову. Здравствуйте, Татьяна Олеговна.

О. – Добрый день.

В. – Мы сегодня благодарим Вас за то, что Вы нашли время для того, чтобы пообщаться с нами, с пользователями сети Интернет. И, наверное, мы начнем с того, что все-таки анонсируем это мероприятие как подведение итогов. Потому что и мы, и, наверное, чиновники, и журналисты, и пользователи сети Интернет  должны знать о том, что все-таки власть за год в чем-то продвинулась, чем-то гордится. Может быть, у нас какие-то недоработки еще остались. И поэтому давайте чуть-чуть напомним: Татьяна Олеговна отвечает за сферу образования, за сферу социальной поддержки населения, культуру и культурное развитие в г. Калининграде и все?

О. – Молодежь и спорт.

В. – Молодежная политика и спорт. Да, конечно, как мы могли об этом забыть. Поэтому, Татьяна Олеговна, буквально, скажем так, популярно коротко расскажите нам, пожалуйста, что в этом году, может быть, чем-то Вы гордитесь, что-то еще предстоит сделать? Подведите, может быть, какие-то небольшие итоги.

О. – Для нас очень значимо, прежде всего, поскольку одна из самых больших сфер в социальной сфере – это образование, то, что мы «приросли» сетью образовательных учреждений. Мы открыли новую школу, которые не открывали в течение последних 25 лет. Построили еще один детский сад, ко Дню города сделали жителям подарок, когда открыли еще 6 новых дошкольных групп. В настоящее время мы реально продвинулись по дошкольному образованию.

В городе очень хорошо пошла подпрограмма «Молодая семья» - это в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Это обеспечение жильем молодых семей. У нас количество семей, которые смогли приобрести жилье и получили свидетельства, составило 168. До конца года количество семей еще увеличится.

В этом году произошло увеличение количества детей, которые смогли отдохнуть в детских загородных лагерях, по сравнению с прошлым годом. Количество семей с детьми до года, которые получают социальную помощь, также увеличилось почти на 200 человек. Но это не говорит о том, что люди стали жить хуже. Просто люди стали знать, что есть такие службы, где им могут реально помочь, куда могут обратиться за помощью.

Очень хороший результат этого года то, о чем мы не забыли наш спорт. Ведь впервые за последнее время такие большие деньги были выделены  нашим учреждениям дополнительного образования спортивной направленности. На 37 миллионов приобретено различное оборудование. Это и тренажеры, это и различные спортивные принадлежности, в том числе мячи, форма. Начался ремонт стадиона «Локомотив», в школе по боксу, в бассейне спорткомплекса «Юность» наконец, установлена новая современная система очистки воды в бассейне. Туда сейчас можно заходить и там не пахнет хлоркой.

Чем еще таким значимым отметился этот год? Были выделены значительные деньги на модернизацию образования, на улучшение условий в образовательных учреждениях. 370 миллионов – это городских денег, и плюс примерно 130 миллионов – те, которые пошли из федерального бюджета за счет модернизации. Мы действительно смогли сделать очень большой шаг в развитии этих учреждений, в приобретении оборудования, ремонте помещений. Естественно, подняли зарплату учителей. Стоит задача повышения заработной платы воспитателей, отчитываемся по зарплате дошкольных педагогов учреждений, дополнительного образования и учреждений культуры, поскольку этот вопрос находится на контроле в Правительстве РФ.

В. – Татьяна Олеговна, Вы хотите сказать… чуть-чуть поподробнее, что касается  повышения зарплаты. Мы говорим сейчас об учителях и работниках детских садов, да?

О. – И не только. Педагогов дополнительного образования. Комитет по образованию отчитывается два года ежемесячно по заработной плате учителей школ…

В. – «Отчитываемся» - это что значит?

О. – Ежемесячный мониторинг. Сопоставляется зарплата учителей и средней по экономике области. Город Калининград  выполняет свои обязательства. Нам давали деньги на оборудование, на ремонт, а мы должны были за счет средств, которые сэкономлены, поднять зарплату.

В. – И учителям она поднимается уже два года, да?

О. – Да, два года. На сегодняшний день, если у нас средняя по области 22000, то у нас 23500 по городу.

В. – А средняя – Вы имеете в виду по стране?

О. - По области. У нас показатели несколько выше, чем по области. Остро стоит и по дошкольным учреждениям проблема повышения зарплаты. Здесь, конечно, ситуация посложнее.

В. – Я так понимаю, по дошкольникам впервые в этом году повышение произошло?

О. – Произошло на 13% на условиях софинансирования (по 6,5% город и область). На следующий 2013-й год все возможные варианты увеличения зарплаты, которые у нас были, мы тоже начали реализовывать, включили все свои внутренние резервы.

В. – Это что значит?

О. – Ну как? Оптимизация штатных расписаний, оптимизация сети учреждений позволила сэкономить, высвободить определенные средства и направить их на повышение заработной платы. У нас, опять же, зарплата выше, чем по области в детских садах, но недостаточно такая, которую мы должны обеспечить в соответствии с Указом Президента РФ. Мы должны строить детские сады и поднимать зарплату работникам всех учреждений.

В. – Дополнительное образование, да?

О. – Не только дополнительное, но и учреждения культуры. По дополнительному образованию четко стоит задача до 2018 года. А по учреждениям культуры никаких четких граней нет, но в любом случае необходимо повышение зарплаты. У них те же самые 13%, ну, и плюс дальше будем искать возможности.

В. – То есть на  13% в этом году их зарплата повысилась?

О. – Да.

В. – Хорошо. Татьяна Олеговна, давайте немножечко, тогда уже про образование. Я знаю, это Ваша любимая тема, поскольку Вы оттуда пришли, с этого блока. И скажите, например, этот год – это тоже, как обычно, год ЕГЭ. И Калининград его сдал. В этом году выпускники показали хорошие результаты или это были результаты хуже, чем в прошлом? Или, может быть, Вы сравните с другими городами.

О. – Если сравнивать в динамике…

В. – Мы сейчас о качестве образования.

О. –У нас в 2012 году было больше «двоек». Больше учащихся, которые не справились с текстами и получили справки. Но это произошло по всей стране. В любом случае наш показатель лучше, чем по показателям федеральной статистики и выше, чем по области. По русскому языку мы не утратили своих позиций, мы нормально, хорошо сдали. И по предметам по выбору у нас проблем особых не было. То есть, мы эти позиции удержали. Лучше результаты, чем в области и во многих федеральных округах, и в 9-х классах аттестация идет в новой форме, продолжается апробация, эксперимент. То есть, тут у нас тоже особых вопросов нет.

В. – Следующий вопрос все-таки о первоклассниках. В этом году была новая система зачисления в первые классы. Как же мы пережили это? Было много разговоров, споров, переживаний и волнений, все ли попадут, а как же мы и т. д. Как же мы пережили этот этап?

О. – Количество первоклассников осталось на прежнем уровне и даже уменьшилось на 26 человек. Это говорит о том…

В. – Куда, извините, Вы их потеряли.

О. – Если раньше мы могли зачислять, и зачисляли детей из близлежащего окружения, из Зеленорадского, Гурьевского районов, в этот раз у нас таких «первачков» было меньше. Потому что каждого первоклассника мама повела куда? Повела по месту жительства. Поэтому мы остались на прежнем уровне  - 5 тысяч первоклассников. Все первоклассники начали обучение, в основном, по своим микрорайонам. Есть школы, которые на 96-98% укомплектованы детьми из своего микрорайона. Но есть, опять же, школы повышенного уровня, где определенное количество детей, не проживающих рядом. Интересно и то, что у нас наибольшее количество детей из чужих микрорайонов учится на окраинах города в школах №№ 15, 19, 21, 28. Дети все равно мигрируют. Кто-то ушел в одни, где-то другие. Но все сели за парты. И надо сказать, что фактически с сентября месяца уже у нас не было никаких обращений родителей. Мы только в мае имели много обращений от родителей. И немножко в июне, дальше не было. Но в этом году опять несколько поменяются правила.

В. – Так, держитесь, мамочки.

О. – Потому что, когда мы в прошлом году говорили о первых классах, у нас был разработан свой порядок на основе примерного. И не было еще федерального порядка. Мы рассказывали о том, что  в конце апреля, когда мы уже заложили свой механизм, вышел федеральный документ, который четко прописал, что мы будем делать.

В. – А что теперь мы будем делать?

О. -  В соответствии с этим порядком у нас четко прописаны сроки, что не позднее 10 марта уже необходимо зачислять первоклассников. При этом в феврале мы должны подготовить нормативный акт, проверить все улицы микрорайонов школ. Поэтому в  этом году в соответствии с федеральным порядком будем начинать зачисление первоклассников с 1 марта.

В. – Так, Татьяна Олеговна, Вы немножечко по-чиновничьи расскажите мне, как маме, что для меня это значит? Я должна раньше обратиться с заявлением или что я должна сделать?

О. – Комитет по образованию в феврале издает свой приказ об утверждении порядка. Необходимо будет в некоторых случаях вносить изменения в постановление о распределении микрорайонов. С февраля месяца на сайте вывешиваем новый порядок зачисления в первые классы.

В. – Вот он в чем новый, я не очень поняла?

О. – По срокам.

В. – Вот само прикрепление остается прежним?

О. – Да. И второй же срок подачи документов у нас меняется. В прошлом году, помните, мы путем долгих переговоров решили и назначили 15 июня. В этом году четко по федеральному порядку ни одна мама раньше 1 августа не сможет подать документы в учреждение не по месту жительства.

В. – Итак, по месту жительства я могу подать заявление как положено.

О. – Да.

В. – А вот, если я хочу не по месту жительства, ну, например, просто я хочу в 1-ю гимназию, то не ранее 1 августа.

О. – Да, не раньше 1 августа.

В. – Тогда вот сейчас как мне, как маме, я вот сейчас понимаю, что мой ребенок, например, пойдет в 33 школу, как мне сориентироваться, когда мне нужно бежать с заявлением, если я по месту жительства. 

О. – По месту жительства  - в марте месяце.

В. – То есть это как и было, по идее.

О. – Как и было. Но только не с 1 апреля, а можно будет с 1 марта.

В. – Ага. На месяц мы сдвигаемся просто, да?

О. –Да.

В. – Как-то школы оповестят об этом первоклассников?

О. – Обязательно. Во-первых, мы должны будем все это разместить на официальном сайте в феврале. Почему я и сказала, что в соответствии с федеральным порядком должны не позднее 10 марта начать зачисление. Но мне кажется, 10 марта не очень удобный день, поэтому лучше с 1 марта.

В. – 8 марта мы празднуем, Татьяна Олеговна.

О. – Поэтому с 1 марта и начнем.

В. – А те, кто хочет не по микрорайону, те с 1 августа смогут подавать заявления.

О. – Да, с 1 августа.

В. – Что касается детских садов, давайте поговорим. Тоже с точки зрения зачисления, очереди и т. д. Татьяна Олеговна, как Вы считаете, мы все время говорим о том, что мы построили в этом году, по сути, в год открываем по новому детскому саду и еще и дополнительные группы, если в других садах Вы изыскиваете возможности и т. д. Но, я так понимаю, очередь не уменьшается? С чем это связано?

О. – С чем это связано? В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая, и майскими поручениями, где четко написано об обеспечении дошкольным образованием детей с 3 до 7 лет до 1 января 2016 года, необходимо пересмотреть подходы к развитию дошкольного образования.

В. – Нет, я понимаю, что перспективы-то хорошие.

О. – Дело в том, что по-прежнему есть ходатайства от граждан, есть трудные жизненные ситуации, направляются некоторых дети с 2 лет в садики. Тем самым занимая места, которые, в принципе, должны заниматься детьми более старшего возраста. На сегодняшний день, я Вам могу реально сказать, у нас тех детей, которые с 3-х до 7-ми лет, которые не попали в детский сад, всего по очереди 2750. При этом основная масса детей, которые не получили направление в детский сад, это те дети, которые только недавно встали в очередь. Есть проблемы мигрантов, которые зарегистрированы по области, а живут и работу имеют здесь. Естественно, по фактическому месту пребывания они приносят свидетельства о том, что они здесь проживают. И мы не имеем права не поставить их на очередь. У нас большое количество жилья сдается для военнослужащих. Они тоже где-то служили, потом выбирают Калининград как место своего проживания и пребывают сюда, а они тоже относятся к льготной категории. На сегодняшний день получается очередь где-то порядка 17 тысяч, из них 13 тысяч в общей очереди, и все оставшиеся – льготные категории. А если еще смотреть по комплектованию, у нас примерно 3500-3700 детей уходит в дошкольные учреждения в летне-осенний период а если по году, то более 4000.

В. – Татьяна Олеговна, тогда, может быть, немножечко о том… а то как-то грустно у нас стало…

О. – Нет, это не грустно. Я каждый раз говорю, что если ребенок родился, и его родители своевременно встали, то к 3-м годам во всех районах, кроме пока Ленинградского, особенно Сельмы, дети получают к 3-м годам место в детском саду.

В. – Тогда чуть-чуть коротко о перспективах. Мы знаем, что впереди у нас, кажется, светлое будущее в этом направлении. Потому что мы намерены строить. Какие у нас есть перспективы? И о чем уже можно говорить сейчас? Что мы планируем на ближайшие пару лет хотя бы?

О. – К концу 2016 года у нас ни одного ребенка от 3-х до семи лет не должно находиться в очереди.

В. – Это фантастический фильм?

О. – Нет, это не фантастический фильм. У нас даже разработана подробная дорожная карта. И составлена целая программа развития дошкольного образования. Поэтому я Вам так и сказала.

В. – А если мы все рожать будем?

О. – Этот фантастический фильм начинается тем, что мы в следующем году сдаем 2 новых детских сада. Ограничиваем прием детей с 2 лет, только по социальным показателям, по трудной жизненной ситуации. Для этого есть специализированные ясли, а их у нас не так много, но в каждом районе. Мы должны гарантировать дошкольное образование с 3-х лет.

В. – А сейчас, кстати, я вот смотрю, и у меня в управлении, и в других смотрю своих девчонок, они многие хотят выйти значительно раньше, чем в 3 года. Что ж им теперь делать-то? Жизнь такая, им надо работать.

О. – С 2-х лет им никто не может гарантировать, ведь отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. В данном случае мы должны очень четко обеспечить программу дошкольного образования. Есть еще понятие «присмотр и уход». Группы кратковременного пребывания – это тоже дошкольное образование. В общей численности воспитанников МДОУ примерно 1200 детей находятся в группах кратковременного пребывания. Но при этом половина детей в КП от 2 до 3 лет. Мамы хотят, чтобы они общались, находились в детской среде, а потом пишут письма о том, что «они посещают детский сад, просят оставить нас на целый день». Вот эти все проблемы, нам надо решать. Хорошо то, что за эти годы мы построим 11 детских  садов, причем отличных детских садов. По-прежнему не идем по режиму экономии. И основная масса детских садов будет строиться с бассейном. Это здоровье детей, наверное, на нем и не стоит экономить. Дальше у нас в планах, кроме 11 садов, предусмотрено строительство 2-х комплексов – начальная школа-детский сад. Причем в тех районах, где у нас очень острая ситуация, как со школьными местами, так и с детскими местами. Это улица Борзова, и это у нас Остров. Фактически уже произведена выборка участков. И будем продолжать заниматься реконструкцией. У нас на территории детских садиков, 46, 100 существуют сверхнормативные территории. Там будем думать, какие образом  возвести пристройки к основным зданиям. А самые реальные пристройки, которые позволят увеличить количество дошкольных мест, это пристройка к 122 детскому садику, к 1-му детсаду. Там, где уже разработаны проекты. Суммарно к 2016 году мы должны получить 19 МДОУ.

В. – Отлично, Татьяна Олеговна. Давайте теперь про очередь в детский сад. И заодно будем переходить к вопросам. «Открыта электронная очередь в детский сад. На самом деле это закрытая электронная очередь, говорит Илья. – Со стороны проконтролировать перемещение ребенка в очереди невозможно. Можно узнать порядковый номер твоего ребенка в данный момент? Информации о реальной очереди со списком детей нет. Для чего создавалась эта электронная очередь, если со стороны ее нельзя оценить?»

О. – Ну, во-первых, у каждого есть свой индивидуальный пароль, и он по нему выходит.

В. – Я думаю, он имел в виду конкретные данные.

О. – Ну, это же персональные данные. Я понимаю. Даже когда мы программу разрабатывали для электронной очереди, этот вопрос, естественно, возникал. Мы должны максимально обезопасить и сохранить персональные данные: адреса, фамилии и т.д. У нас ее трижды пытались взломать.

В. – Взломать?

О. – Взломать очередь постоянно пытаются, скачать информацию, внести самостоятельно изменения. Это приводит к тому, что очередь «зависает». Все изменения вносятся только специалистами отдела. Если поменялось местожительства, то необходимо прийти. В любом случае не самим вносить эти изменения. В любом случае родитель смотрит только свою очередь и получает свой идентификационный номер.

В. – И мы не можем сделать, например…?

О. – Закон о персональных данных. У нас защита персональных данных. Наша электронная очередь была проверена на этот предмет с самого начала. Поэтому здесь мы никаких нарушений не делаем.

В. – Теперь перейдем к школам, много вопросов об этом. «В школе нет медицинского работника с начала учебного года. Я знаю, что здравоохранение перевели в ведение областного Минздрава области, но мне от этого не легче.  Может ли город ввести в школе некую медицинскую штатную единицу, которая подчинялась бы городу?» И еще туда же вопрос: «В школе №33 нет медсестер с начала года, их перевели в поликлинику на Трибуца, в школе они появляются раз-два в неделю, и то надо отлавливать, это безобразие, в школе  столько детей». Я так понимаю, что это не одна школа, где нет врача. Если я правильно понимаю: это в компетенции муниципалитета – создать условия для работы медработника, то есть чтобы был медицинский кабинет и оборудование.

О. – Пролицензировать.

В. – Пролицензировать. А направить медработника кто должен?

О. –Поликлиника.

В. – Поликлиника, которая теперь подчиняется Минздраву?

О. – Получается – Минздраву. Эта проблема есть, ее пытаемся решать с 1 сентября. В здравоохранении дефицит кадров. В школе работает фельдшер, иногда на несколько школ. На начало года у нас нехватка была 8 фельдшеров, сейчас – 6. Медработник не целый день в школе находится, и не каждый день. Как раз это Ваш пример: 2, 33 школа, один фельдшер то там, то здесь. Это нарушение. У нас есть и другой вопрос – ситуация с лицензированием медицинской деятельности в дошкольных учреждениях. Медики находятся в штатах детских садов и мы не хотим их выводить в поликлиники, потому что это просто невозможно – ребенка в 7 утра привести, и будет медик, не будет, а при этом если он не будет непосредственно подчиняться заведующей, то могут возникать какие-то проблемы. В летнее время, когда у нас работают пришкольные лагеря, иногда медсестру просто отправляют на участок в поликлинику. Проблемы есть. И мы не раз писали, у нас практически ежемесячная переписка по этому вопросу с министром здравоохранения.

В. – А вот спрашивали: может ли город сам ввести некую медицинскую единицу?

О. – Это не наше право. Необходимо лицензировать полностью. Но это очень сложно.

В. – И права у нас такого нет?

О. – Это не наши полномочия.  Нам никто не будет финансировать в той же самой школе. Еще в детском саду это как-то можно объяснить, а в школе идет субвенция на стандарт образования, именно на содержание образования, а не на штатную должность медика.

В. – Вот тут уточняет один из пользователей: «Татьяна Олеговна сказала, что будет изменено в феврале прошлогоднее постановление о распределении микрорайонов между школами по приписке первоклассников. В каких районах будет изменение?» Я так поняла, что по приписке не будет изменений.

О. – Нет, дело в том, что нам необходимо будет ввести некоторую корректировку, появились новые улицы. У нас город активно строится, поэтому новые улицы мы должны тоже приписать к школам.

В. – То есть коснется это тех микрорайонов, где появляются новые улицы.

О. – Которые вновь строящиеся, активно и динамично развивающиеся.Тем более с вводом новой школы, я так понимаю, у нас тоже будут проблемы, которые придется решать путем изменения микрорайонов школ. Это Сельма. Но только тогда, когда школа начнет нормально действовать по новому юридическому адресу, мы сможем внести по этой школе изменения в постановление. Перераспределение будет на уровне комитета.

В. – Вот вопрос о 40 школе, он у нас сейчас  достаточно популярный: «Какие классы останутся в гимназии № 40? Будет ли это начальная школа-детский сад или все-таки общеобразовательная школа? Если начальная школа-детский сад, то как быть родителям, которые не хотят отправлять детей на Сельму? И как туда будут ездить дети, если мост построят только в 14 году?»

О. – Мне кажется, Александр Георгиевич на своем последнем «Главном часе» достаточно четко проговорил, что принято решение о том, что 40 гимназия, а именно педагогический коллектив, именно руководитель и все желающие обучающиеся переедут на Сельму. И это, в принципе, выполнено  решение губернатора 2008-го года. Тогда стояла проблема в том, что школе не хватает площадей, нет возможностей для дальнейшего развития и качественного образования, это хороший вариант разрешения ситуации. Есть учителя с огромным потенциалом, они готовы работать. Сейчас строительство сопровождает именно руководитель гимназии. Что касается остальных наших детей, которые не желают переходить в новое здание. Мы понимаем, что такие будут. И на сегодняшний день то предварительное анкетирование – мы его провели – показывает, что примерно 500 детей поедут, то есть 500 останется. Я считаю, что у этих родителей вообще никаких проблем не должно быть. Мы все делаем достаточно целенаправленно. Они смогут продолжить обучение по месту жительства.

В. – То есть это общеобразовательная школа будет.

О. – Общеобразовательная. Мы должны принять правильное решение по использованию здания на ул. Комсомольской. Я думаю, что мы уже в январе все это четко пропишем. Причем нормативный акт – это самое простое в этой схеме, просто меняется юридический адрес гимназии № 40. Но образовывать новое учреждение на базе 40-й нам не очень хотелось бы, во-первых,  потому что это связано с лицензированием, аттестацией, аккредитацией нового учреждения. А рядом находятся три нормальных, хороших учреждения.

В. – Сильных учреждения?

О. – Сильных, да. Два лицея и одна гимназия. То есть это в любом случае будет общеобразовательное учреждение повышенного уровня. И родители могут не беспокоиться.

В. – Вопрос от Михаила: «В этом году была проблема с обеспечением бесплатными учебниками в некоторых школах. В следующем году это повторится? Как-то контролируется ситуация?»

О. – Ситуацию мы знаем, анализируем. Проблема была. Мы должны к следующему учебному году обеспечить всех учебниками, но не рабочими тетрадями. Не знаем как быть с 4-ми классами, учебники в четвертых  классах уже доживают свое, меняются стандарты. Новые закупать просто не имеет смысла, учебники – это недешевое удовольствие. Родители тоже должны понимать. И покупать учебники на один год не имеет смысла. Но, с другой стороны, родители зачастую путают учебник и рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь – это там, где ребенок пишет, которую второй раз никому не отдашь. Были у нас такие обращения родителей, приходили, жаловались: «Нам в первом классе выдали старый учебник». Ну, ребенок по нему год позанимался. Где-то там он вписывал, пользовался. Здесь как отвечать в таких случаях? Вам учебник выдали, он не новый, но не испорченный. Есть право, вы можете поменять учебник, но уже сами. Комплекты учебников по математике, русскому языку, основных предметов у нас есть с первого по одиннадцатый. С другой стороны, опять же родители принимают решение: «Я хочу, чтобы учебник был новый». Оснащенность учебниками по ряду школ у нас сильно колеблется. Есть школы, в которых очень хорошая материальная возможность, но уровень обеспеченности учебниками меньше, 70. И те школы, где много малообеспеченных семей, там 100% обеспеченность учебниками. Администрации это делают приоритетами, зная, что не все родители смогут купить. У нас задача №1 на новый год, как только мы получаем субвенцию на стандарт образования, мы поставили себе задачу: полностью укомплектовать школьные библиотеки учебниками.

В. Татьяна Олеговна, не будет ли каких изменений в следующем году в смысле ЕГЭ? То есть выпускники будут сдавать, как и раньше, или что-то будет?

О. – Пока еще ничего не говорят. У нас, как правило, все нормативные документы появляются в феврале.

В. – В феврале.

О. - Дай бог, чтоб их и не было.

В. – «В границах городского округа в садовых обществах постоянно круглогодично проживает большое число людей. Только около 5% проживающих на территории садовых обществ смогли признать дома пригодными для проживания и получить право регистрации. Семьи либо формально имеют областную прописку, либо вообще не имеют регистрации. Планирует ли городская администрация системно решать вопрос с посещением дошкольных, общеобразовательных учреждений детьми – членами семей, проживающих в садовых дачных обществах в черте города?» - Павел спрашивает.

О. – Вопрос сложный. В любом случае дачные общества у нас уже давно на контроле. И Вы знаете, что мы два года подряд совершаем в октябре месячники всеобуча, выезжаем на дачи, смотрим, оказываем помощь. И даже могу похвастаться по последнему нашему рейду. Была такая семья, переселенцы, удалось их прописать. Причем сразу после нашего рейда, после того, как мы их показали по телевидению, их прописали по Багратионовскому району в поселке Северный. Они получили регистрацию, хотя до этого два года жили на даче в самых ужасных условиях. Получив регистрацию, они приобретают право постановки на очередь в детский сад, получение медицинской помощи, оказанию социальной помощи.

В. – Татьяна Олеговна, если уж мы говорим о детях, давайте еще немного коснемся дополнительного образования. Вот этот год. Как Вы вообще оцениваете развитие системы дополнительного образования в нашем городе? Насколько я могу, как мама, широко развивать своего ребенка с точки зрения вот именно дополнительных кружков, секций?

О. – У нас неплохой охват дополнительным образованием. А если еще включить учреждения культуры, то, в принципе, у нас, если взять все детское население, охват составляет порядка 70%. Много детей вовлечено в спортивные, много – в эстетические секции. Некоторые дети посещают не по одному, не по два кружка. Вы знаете, если родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок был занят, у ребенка есть возможность получить достойное дополнительное образование по интересам, в том числе, и техническое образование на базе станции «Юных техников». Активно идет развитие робототехники за счет ставок педагогов дополнительного образования. По спортивным школам хочется отметить хорошую оснащенность – только рекордов ждать, и победы.

В. – Вот, кстати, если перейти немножечко к спорту, этот год можно считать урожайным на открытия новые, спортивные, или на открытия новых учреждений спортивных? Как у нас вообще это все?

О. –В прошлом году было принято решение о том, что без надлежащей материальной базы и собственного помещения новые учреждения не должны создаваться. Поэтому как таковых новых спортивных учреждений мы в этом году не создавали. Но в те, которые были, мы начали вкладываться, начали ремонтировать, оснащать. Потому что дети должны заниматься спортом в хороших условиях. Хоккей, фигурное катание востребованы у родителей, но в городе нет своего льда. При этом у нас есть те виды спорта, которые приносят хороший результат, они у нас в приоритетах.

В. – Какие, например?

О. – Бокс, вольная борьба. Это те единоборства, по которым у нас вот эти рукопашные единоборства, по которым у нас действительно хорошие результаты. И вот, честно говоря, даже не знаю, будет сегодня еще у нас золотая или серебряная медаль по боксу в Чемпионате Европы, который сейчас проходит в «Юности». Сложнее с массовыми видами спорта, групповыми, командными. Но Вы же знаете, что в этом году у нас спортивная школа № 5 получила замечательный стадион. Такой же стадион  построили около 49 лицея, он тоже футбольный, с таким же покрытием – есть возможность для рекордов.

В. – Даже у школы № 3, наконец, появилась какая-то площадка, да?

О. – В школе № 3 построена площадка для игровых видов спорта. И на следующий год мы продолжим благоустройство территории. На сегодняшний день у нас фактически в муниципальной системе три полноценных стадиона с хорошими полями. А какую площадку мы построили на ул. Катина: и спортивная, и игровая для детей!

В. – Да-да-да.

О. - И на Жиленкова мы построили аналогичную.

В. – Татьяна Олеговна, сейчас ударят морозы. Есть ли учреждения, чтобы человек обогрелся и поел, даже если у него нет документов?

О. – Это социальный центр, человек туда может обратиться.

В. – Вот был Дом ночного пребывания или что-то такое?

О. – Это Центр временного пребывания. С ним заключен договор нашей службой социальной поддержки.

В. – Вот чуть-чуть расскажите… сейчас вот спрашивают про бомжей.  Вот как вы с ними?  Холодно сейчас, а они у нас греются на трубах. Что вы с ними делаете?

О. –Приезжаем с УВД  и начинаем разъяснять им их права и обязанности: о том, чем можем помочь, забрать в Центр, обогреть, одеть. И это если они желают.

В.- Постираться, накормить.

О. – И постираться тоже. Но вечно они там находиться не могут. Некоторым зачастую, пока они находятся в центре временного пребывания, оформляют  документы, восстанавливают, те, которые они утратили.

В. – Ну, если я правильно понимаю, и насильно их держать там во благо их в теплом месте мы не можем?

О. – Не имеем права. Мы даже уговорить их не можем. Некоторые пришли, помылись и ушли.

В. – Татьяна Олеговна, просят вот уточнить заодно, где конкретно этот центр находится?

О. – В поселке Космодемьянского.

В. – Так. По 40 гимназии просят уточнения. То учреждение, которое остается на Комсомольской, станет филиалом или вторым корпусом гимназии и одного из лицеев?

О. –Оно будет просто 2м корпусом.

В. – То есть это, например, будет 49, второй корпус? Или, там, 1 гимназия, второй корпус?

О. – Да. То есть это полноценная школа, здесь вопросов нет.

В. – Хорошо. «У меня скопилось много книг для подростков в отличном состоянии. Но я столкнулась с проблемой, что ни одна библиотека, ни один подростковый клуб не хотят брать их безвозмездно. Неужели книги сегодня никому не нужны?»

О. – Ну, для меня это неожиданный вопрос. Но я, допустим, знаю, что если Вы зайдете в наши библиотеки, многие библиотеки сейчас, наоборот, проводят списание.

В. – Она имеет в виду, что хочет принести вам.

О. – Так мы сами их предлагаем. Вы зайдите в библиотеку на Московском проспекте. У них при входе стоит такой большой контейнер, в котором выставлены книги. Кто хочет, люди заходят, смотрят и забирают. Надо придти, принести, если книги в нормальном состоянии, их возьмут, обработают, оставят бесплатно для желающих.

В.- Вроде как такого быть не должно?

О. – Школьные библиотеки уже тоже не берут, потому что фонд поменяли. Вы сами посмотрите, что у нас в книжных магазинах.

В. – Хорошо. И тогда, если уж о библиотеках заговорили, я так понимаю, что в этом году у нас были хорошие достижения в библиотечном деле. Две библиотеки мы отремонтировали?

О. – Три.

В. – Три библиотеки.

О. – Три библиотеки. Причем все библиотеки очень современные. И в следующем году будем три ремонтировать. В этом году отремонтирована библиотека на ул. Леонова. На Герцена теперь получился целый микрооазис на Северной горе, где можно не только в помещении почитать, но и на улице посидеть, отдохнуть. Это новые формы. Для меня это несколько новая сфера, но я посмотрела, насколько изобретательно работают библиотечные работники. Они хватаются за все самое новое. Если мы с вами раньше говорили о музейных ночах, теперь ночи библиотек есть. И при этом они предусматривают особую программу. В библиотеках проводятся уроки, приглашаются школы для того, чтобы заинтересовать детей чтением. Активно работают библиотеки, привлекают свою, наверное, более пожилую аудиторию. На сегодняшний день все библиотеки компьютеризированы. Созданы места онлайн. То есть не только школы, и молодежь реализовывала проект «Бабушкин онлайн», в нее включились библиотеки.

В. – Вот, кстати, мы стремились пенсионеров выучить…

О. – Ну, это проект главы города – «Бабушки онлайн».

В. – Это сколько ж там…? Около 3000, по-моему?

О. –3500. Вот уже сейчас завершаем в  этом году, в следующем продолжим.

В. – Ну, вообще, как они, довольны? Приходят, говорят, что «я теперь в Интернете все знаю»?

О. – Готовы. И жалобу теперь напишут… Нет, они, конечно, все знают. Но они приходят общаться. Я когда видела этих бабушек онлайн, я сразу вспомнила Данию 10-12-летней давности. У них там определенные школы, в первой половине учатся дети, а во второй приходят бабушки, которые изучают датскую литературу, это фактически клуб для общения. Вот этот «бабушки онлайн» – это для них практически то же самое. Они с удовольствием приходят в школу, они здороваются со всеми руководителями, педагогами, общаются. В библиотеках это становится по особенному уютно, там еще и кружки организуют для бабушек после того, как научат работать на компьютере.

В. – Вы знаете, может быть, вот то время, когда были для таких пожилых людей танцы, какие-то дома культуры, где они могли собираться. Хорошее же дело.

О. – Вы знаете, сколько у нас, вообще-то, вот теперь пользователей в библиотеке, причем за счет более пожилой аудитории? Их у нас сейчас около 95600 примерно. Это столько у нас абонементов считается. Книговыдача тоже увеличилась – 41500. То есть каждый придет, и не один раз.

В. – Так, Татьяна Олеговна, извините, давайте немного поторопимся, а то я не успею. Вот я хотела уберечь Вас от этого вопроса. Но поскольку их несколько таких, я его задам. Сейчас, Вы знаете, есть инициатива о том, чтобы отменить возможность усыновления детей гражданами Америки, она обсуждается. Давайте, я лично не очень считаю возможным для Вас комментировать инициативу пока, поскольку это политика, а Вы в данном случае исполнитель. Но давайте вот так подойдем к вопросу: сколько детей в Калининграде усыновлено российскими семьями, а сколько – зарубежными? Если Вы хотя бы назвали, ну, может быть, в процентном просто соотношении.

О. –Я хочу сказать, что число детей у нас растет в взаимозамещающих семьях. Это и приемные, и патронатные, опекунские семьи. Количество иностранного усыновления очень мало. Даже по процентам не могу сказать, но не более 1-2%.

В. – Ну, мы уточним, пользователю ответим лично поточнее.

О. – Я тоже думаю, да.

В. – Но процент совсем невелик?

О. – Процент совсем невелик. Но знаете, это тоже процесс такой неоднозначный. Конечно, им разрешается усыновлять детей, но во-первых, это детей-инвалидов, больных детей. Не разрешено усыновление здорового ребенка. Почему все проблемы. Это же психические отклонения, 8 вид, аутисты.

В. – Ну, может быть, не всегда 7-8. я вот сейчас была в Америке, видела семью, которая усыновила ребенка, и тоже инвалида. Глазики там, операцию делать…

О. – Это ребенок инвалид, есть физическое увечье, есть родовая травма, есть есть дети с глубоким пороком сердца. Это тоже дети-инвалиды. И мы не в состоянии их прооперировать, вы же знаете, сколько стоит операция. Но я считаю так: все-таки где родился – там и пригодился. Это мое личное мнение. Все-таки хотелось бы, чтобы наши семьи больше усыновляли детей.

В. – Хорошо, Татьяна Олеговна, давайте пойдем дальше. «Вчера состоялись гражданские слушания по доступной среде. По результатам этих слушаний будет ли комитет по социальной политике менять программу по формированию доступной среды в городе? Было много замечаний от инвалидов». Я бы вот не сказала, что было много замечаний. Вот Вас не было вчера. Говорили люди о том, что неплохая программа, хорошая программа, но мало обеспечена финансированием. Там лишь один пункт обеспечен - низкопольный автобус. И предложили перенести финансирование это на другую статью, на понижение бордюрного камня.

О. – В 18 местах.

В. – Да-да-да. Так Мельников сказал, что нужно все рассмотреть, посмотреть, с учетом мнений…

О. – Покупались автобусы, троллейбусы, и проводятся обследования на предмет доступности. И вот я хочу сказать…работа ведется.

В. – Ну, вчера Ваши представители не смогли просто так достойно представить программу.  Но в любом случае люди, которые ее видели, они ее видели. Менять что-то будете по пожеланиям инвалидов? Сможете что-то сделать?

О. – Ну, в принципе, наверное, это вопрос, прежде всего, будет касаться  городского хозяйства. На сегодняшний день обследованы все учреждения местного значения на предмет доступности.

В. – Люди говорили об улицах. Например, Ленинский проспект, Московский…

О. – Я почему и говорю. Бордюрный камень понижен в 18-ти местах за этот год.

В. – За этот год?

О. – Да. За этот год именно в 18 местах был понижен бордюрный камень. Обследованы все учреждения медицинские, чтобы была доступность инвалидам. Точно так же мы имеем программу по доступной среде не только в образовательных учреждениях, но и в наших кинотеатрах, учреждениях культуры, библиотеках.  Программа есть, ее надо выполнять.

В. – Но в целом, если будут даны такие поручения по итогам слушаний, Вы готовы что-то менять, совершенствовать?

О. – Мы будем делать. Инвалиды они среди нас… и мы должны приучать к вот такому толерантному отношению окружающих. Почему нет никаких проблем за рубежом, а у нас есть? Почему они не могут выйти из дома?

В. – «Около 56 школы организовали отличный стадион. Можно ли на нем заниматься жителям соседних домов?»

О. – Бегать можно, но стадион открыт в определенное время. С трех часов до восьми вечера там работает тренер, педагог дополнительного образования, который находится на стадионе, организует различные соревнования. В утреннее время из соседних домов жители приходят, входят на территорию, бегают по дорожкам, не возбраняется. Если на месте стадиона организовывать беспрепятственный пропуск, мы можем просто лишиться их. Хотелось бы их сохранить.

В. – «Какой эффект получили дети и их родители от перевода школы в автономное образовательное учреждение?» - Владимир спрашивает.

О. – Мне кажется, более эффективное обращение с денежными средствами.

В. – Дети и их родители? Или они не должны были почувствовать изменения какие-то?

О. – Это условие финансирования. Как было образование бесплатным, так и осталось.

В. – Но зато они получили возможность дополнительные кружки посещать, да?

О. – Перечень услуг дополнительных расширился. Есть образовательные услуги, стандарт как был, так и есть, но за пределами стандарта возможно.

В. – Татьяна Олеговна, пора уже слегка переходить к Новому году. Давайте немного о праздниках. Хотя вот вопрос пришел не праздничный. Татьяна спрашивает: «Моему ребенку 2,5 года. Мы многодетная, малообеспеченная семья. Но в Управлении соцподдержки мне отказали в бесплатном новогоднем подарке для ребенка, потому что подарки дают только с 3 лет. Кто установил такие ограничения, и что же нам делать?»

О. – Ну, во-первых, сразу надо начать с того, что у нас 9000 детей относятся к семьям малообеспеченным. Мы раздаем подарки, как правило, на елке. За счет бюджетных средств приобретено 1000 подарков. В этом году нам помогли спонсоры, то есть почти 2,5 тысячи подарков будут розданы детям. Это все, чем мы располагаем. С 3 лет ребенок может посетить спектакль, посмотреть, поучаствовать в новогоднем шоу. Вот поэтому в 2,5 года ребенок еще не поймет «Дюймовочку», которая у нас сейчас будет в Доме Искусств. Ну, а с подарками действительно проблема, мы понимаем. Вчера на аппаратном совещании я отчитывалась по новогодним праздникам. Александр Георгиевич сказал, что все-таки на следующий год нам надо предусмотреть средства на большее количество подарков.

В. – Каждый год, я так понимаю, проводятся елки благотворительные, и главы города…

О. – У нас две главные елки – главы города. Елка в «Доме искусств» с подарками, елка у нас в Городском доме творчества для более маленьких детей, тоже с подарками. В ЦИТОИСе, в центре информационных технологий, елка для инвалидов, там тоже 80 бесплатных подарков. Дальше, будет возможность принять участие в губернаторской елке для 200 детей.

В. – И у главы города есть, да?

О. – Да, и у главы города тоже.

В. – Когда, кстати? На следующей неделе две елки?

О. – У него целых две – 25 и 27.

В. – С подарками, да?

О. – Конечно. С подарками, обязательно.

В. – Так кого мы приглашаем? Деток из малообеспеченных семей?

О. – Из малообеспеченных, которые стоят на учете. И многодетные… я знаю, что обращаются… «вот мы многодетная семья, почему нам не дают подарка?». Потому что они не имеют справку по малообеспеченности. Ну, пытаемся найти подарки. В этом году мы «наспонсорили.

В. – «Наспонсорили»?

О. – Ну, а что, просим, ходим,  нам помогают.

В. – Я знаю, что все равно, так или иначе, и Ассоциация многодетных матерей, и другие организации и многодетные семьи, просто не входящие в какие-то ассоциации, все равно получают подарки так или иначе или какой-то лимит.

О. –Нам помогают: и «Семья», и «Виктория», и рынок. Просили везде. Был подключен отдел потребительского рынка, они нам тоже очень помогли. Они нам 700 подарков нашли, мы все отдадим детям, все по спискам.

В. – Ну, чем Вы порадуете горожан? Что нас ждет в эту предновогоднюю, и следующую за новогодней неделю? И, конечно, скажите, чего это вы лишили людей новогодней ночью?

О. – Наверное, надо начать с того, что елка у нас в этом году лучше, чем в том году. Вы обратили внимание?

В. – А вот тут вот Вам пишут: «Чего-то в этом году елка какая-то куцо украшенная, в прошлом году была лучше».  Хотя как по мне, так красиво.

О. – Нет. Елка лучше украшена, потому что мы еще дополнительно купили гирлянды.

В. – Вот: «Так однообразно, немодно, неинтересно. Хотя вы закупаете новые гирлянды, а чего они такие одинаковые, лет 20 одно и то же…»

О. – Нет, мы купили новые гирлянды.  Мы в прошлом году покупали елку и украшения. И поэтому, мне кажется, в этом году елка лучше.

В. – Ну, на вкус и цвет…

О. – Все ветки мы тоже заменили.

В. – Да, кстати, сообщаю всем. В прошлую предновогоднюю неделю никакого  Нового года нельзя было почувствовать, потому что все спрашивали: «Что это у нас елка двухцветная?» в этом году елка одноцветная.

О. – Вчера мы принимали вечером иллюминацию, елку. В Интернете нас вроде бы за елку особо не ругают, слава богу. Значит, все в порядке. Ну, и теперь – почему мы приняли такое решение о переносе программы на 1 января. С каждым годом народу все меньше и меньше приходит ночью на площадь. Зато, когда мы проводим 1 января детскую программу, приходит много людей. И вот мы в 11 часов начали, в 14 часа закончили, выключили динамики, ушли, и тут народ возмущается – а как дальше? Вот если мы в этот раз будем целое первое января петь и плясать, больше людей придет на площадь. Есть возможность дома в тихой семейной обстановке встретить Новый год в кругу семьи. А днем мы ждем всех на елке. Причем две программы: детская, потом час перерыва, и взрослая, а в 19 часов у нас будет фейерверк.

В. – Детская во сколько начинается?

О. – В 12 часов.

В. – Взрослая тогда во сколько?

О. – Мы продлили срок детской елки на целый час. Раньше она два часа была, мы в этом году три часа сделали. Взрослая – в 16.

В. – Потом фейерверк?

О. – И фейерверк в 19 часов.

В. – А потом? В 19 у молодежи все только начинается.

О. – Она идет на дискотеки. У нас они проходят постоянно.

В. – Эх, Татьяна Олеговна…Вот, кстати, о молодежной сфере мы  не говорили сегодня еще. Скажите, учитывая, что не понимают у нас, что у молодежи в 19 часов все только начинается,  мы-то с Вами, может, и домой пойдем.

О. – Дело в том, что молодежь у нас пойдет и в «Плазу», и в «Сити-парк»…

В. – Как вы тогда, скажите, развлекали ее в этом году?

 О. – В этом году они у нас развлекались. Ну, наверное, надо сказать, что у нас несколько поменялась политика молодежная. Это связано с тем, что мы начали работать по различным социальным проектам. Вот на один социальный проект я приглашаю всех уже 22.

В. – Это что?

О. – На шествие Дедов Морозов, которое проводим 22 декабря.

В. – Да-да…

О. – Так что в 12 часов у нас  наши студенты пойдут в шествии.

В. – Одевайте колпаки.

О. – Костюмы обещает дать рынок. Мы проходим, от гостиницы «Калининград» не стали перекрывать движение, мы опять идем по тротуару, как в том году, подходим, у «Кловер-центра» мы делаем такой небольшой флэш-моб. Все это с конкурсами, с подарками. А 21 мы проводим то, чего у нас никогда не было, – конкурс «Снегурочка». Мы решили в этом году его провести.

О. – Отлично. Там до какого возраста? А то я, может, тоже пойду Снегурочкой?

О. – Пожалуйста. Принимайте участие. Будем рады.

В. – И что там за конкурс финальный?

О. – Конкурс у нас «Снегурочка». Мы определим самую умную, самую талантливую. И Вы знаете, когда мы объявили этот конкурс, мы думали, что у нас детские сады будут самыми активными. Оказалось, что у нас активно откликнулись все учреждения, даже пришлось делать отбор.

В. – Например, кто?

О. – Музыкальные школы сказали, что тоже будут выставлять своих Снегурочек.

В. – Правильно. То есть воспитательница может стать Снегурочкой.

О. – Так у нас  кто в детском саду? Деды Морозы – воспитатели и Снегурочки – воспитатели. Поэтому для них и организовали этот конкурс.

О. – Не разочаровывайте детей. Они сейчас слушают. Дед мороз есть. Какой воспитатель, что Вы говорите?!

О.- Приходит, да. Только тапки почему-то дедушкины.

В. – Папины. Я так понимаю, в городе будут елки и в учреждениях культуры, да?

О. – Перечень мероприятий на сайте. Мы его разместили. Если это спортивные мероприятия – отдельно «кликайте». Если нужны культурные мероприятия – работают все музеи. Елки везде идут, и зоопарк…

В. – Музеи будут работать в новогоднюю неделю?

О. – Конечно, будут работать, и приглашают. Куда пойти? Работают и библиотеки, проводят свои неформальные мероприятия. И в зоопарке, и в Центральном парке – у нас везде будут новогодние елки.

В. – На сайте посмотрите, пожалуйста, кому интересно. Мы попытаемся еще опубликовать это более популярно.

О. –Мы все разбили на блоки, потому что там очень большая программа мероприятий, и мероприятия по учреждениям образования, все это есть. И культура очень активна. У них там по перечню 110 мероприятий. Ну, спортсмены наши, все свои кубки Деда Мороза до Нового года проведут. А дальше уже будем работать мы.

В. – Я думаю, в связи с этим я исполню поручение, которое мне сегодня пришло, я хочу оповестить население, еще раз предостеречь от того, что пиротехника – это очень опасно. И чтобы внимательно родители следили за своими детьми. Чтобы подростки и взрослые, безусловно, взрослые у нас чаще пользуются такими здоровыми пиротехническими приборами, поэтому, пожалуйста, будьте внимательными и осторожными. Еще раз вас предупреждаем, потому что это очень серьезно и опасно для вашего здоровья.

О. – Мы завтра встречаемся со всеми нашими силовиками,у нас все эти комиссии –  ГО и ЧС.

В. – По безопасности, да?

О. – Теперь нам надо просто пошагово все проработать: кто и за что отвечает. Потому что и сами понимаем, что и площадь в этот день должна быть обезопасена.

В. – Кстати, да. Люди, может, по незнанию будут приходить. Каким-то образом безопасность будет обеспечиваться все равно в Новогоднюю ночь?

О. – У нас уже стоит охранная служба каждый день. Елку же мы тоже должны охранять.

В. – то есть завтра будет специальная комиссия по безопасности в эти новогодние дни, да?

О. – Да.

В. – Татьяна Олеговна, заканчивая наш онлайн, хочу задать вопрос, который пришел. Я так понимаю, что Вы именно и будете дежурить в новогоднюю ночь?

О. – Да. У меня дежурство 31 декабря.

В. – Извините, а  в 12 Вы сменитесь?

О. – Нет. У нас у всех дежурство с 9 утра до 9 утра следующего дня. И в 9 утра 1го меня сменит Дмитриева.

В.- Почему мы все собираемся? Там параллельно дежурят все службы: и «Водоканал», и «Теплосеть», и силовые структуры.

В. – Ну, мы будем звонить Вам, Татьяна Олеговна, поздравлять Вас с Новым годом, чтобы Вы завидовали.

О. – Спасибо.

В. – И тогда скажите, какой подарок на Новый год Вы хотели бы получить сами в новогоднюю ночь?

О. – Вот вопрос очень сложный.

В. – Давайте по-женски что-нибудь. А то сейчас скажете что-нибудь, как чиновник, чтобы все прошло  хорошо. Чего-нибудь душевного.

О. – Чтобы у всех все было хорошо. Я действительно люблю очень Новый год. Наверное, лучший подарок – это когда ты находишься в окружении своей семьи, в окружении своих близких, все живы и здоровы.

В. – То есть вы планируете на свое дежурство привести свою семью туда, где Вы будете дежурить?

О. – Мы же дежурим, Семья готова была прийти. А так, поскольку ночью елки нет, будем дежурить двое суток до фейерверка. Готовность с 9 утра 31 и до фейерверка 1-го.

В. – Ясно. Итак, давайте, наверное, поздравим с наступающим Новым годом. Я знаю, что Вы хотели это сделать – поздравить всех тех, кто Вас слушал.

О. – Уважаемые наши калининградцы. Мне кажется, приходит самый интересный и самый лучший день в году, когда мы все становимся совсем маленькими, и каждый из нас ждет чудо. И вот я хочу, чтобы вы все это чудо получили, чтобы все ваши желания, которые вы успели быстро-быстро загадать под бой курантов, сбылись у вас в следующем году, чтобы вы все были счастливы.

В. – Итак, большое спасибо, Татьяна Олеговна. Вас тоже поздравляем с Новым годом. Большое спасибо всем тем, кто сегодня участвовал в нашей дискуссии, в нашем общении. Спасибо за внимание, вопросов пришло много. Мы тоже поздравляем вас с наступающим Новым годом. Спасибо Вам, Татьяна Олеговна, за то, что пришли.

О. – Вам спасибо.

В. – До свидания, до новых встреч.


ВИДЕО