Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград"

Стенограмма онлайн-конференции по разработке генерального плана до 2035 года и проекту местных нормативов градостроительного проектирования ГО «Город Калининград»

Стенограмма онлайн-конференции по разработке генерального плана до 2035 года и проекту местных нормативов градостроительного проектирования ГО «Город Калининград»

Елена Бойко: Здравствуйте, уважаемые интернет-пользователи, калининградцы, гости нашего города, жители других регионов, которым небезынтересна жизнь Калининграда. Мы продолжаем наш проект «Чиновник онлайн». Модератором сегодняшнего эфира буду я, Елена Бойко. Наш проект предназначен для пользователей соцсети «Фейсбук» и для тех, у кого есть электронная почта. В течение часа мы будем принимать ваши вопросы и отвечать на них. Ответы на заданные вопросы, которые не прозвучат в эфире, будут даны интернет-пользователям позже.

По традиции мы ограничены тематикой, сегодня главная тема нашего разговора – генеральный план Калининграда до 2035 года, контракт на разработку которого заключен буквально сегодня, и проект местных нормативов градостроительного проектирования, который в августе вынесен на всеобщее обсуждение и который должен быть обязательно учтен разработчиками генплана. На ваши вопросы ответит заместитель главы администрации городского округа «Город Калининград», председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин.

Здравствуйте, Артур Леонидович!

Артур Крупин: Добрый день.

Е.Б.: Итак, генеральный план и местные нормативы. Что это за документы, в чем их значимость для Калининграда и его жителей? Так, чтобы это было понятно обычным людям.

А.К.: Генеральный план – это основной документ территориального планирования, который будет разработан на 20 лет, то есть до 2035 года. Документ, который определит структуру незастроенных городских территорий, подлежащих развитию. Он, скорее всего, определит реконструкцию уже существующих застроенных территорий, особенно это касается транспортной семы города. Это документ, который должен будет обеспечить развитие все отраслей экономики, прописанных в стратегии социально-экономического развития территории. Она, соответственно, тоже принята на 20 лет. В ней установлены основные приоритетные направления развития отраслей экономики, и, еще раз повторюсь, наш генеральный план должен обеспечить возможность создания новых производств и всего, что находится в полномочиях органов местного самоуправления.

Если говорить о местных нормативах градостроительного проектирования, то это основные, самые важные жизненные показатели, которые как раз повлияют на структуру генерального плана, на баланс территорий, и дадут возможность проектировщикам, разработчикам проекта генплана воплотить в этом документе не только, скажем так, обязательные потребности города, но еще и возможности развития, возможности, которые будут реализованы для обеспечения различных потребностей горожан. Этот документ основан на федеральных нормативах. Основной – это свод правил «Планировка и застройка городских территорий». Мы рассматриваем в нем только нормативы, которые по федеральному закону (131-ФЗ) относятся к полномочиям органов местного самоуправления, то есть позиции, которые мы имеем право регулировать. Смысл этого регулирования сводится к тому, что в федеральном своде одноименных правил по некоторым показателям есть вилки (то есть минимальный и максимальный норматив). Так вот местные нормативы градостроительного проектирования призваны улучшить жизнь, повысить комфорт проживания на конкретной территории, и мы можем минимальные показатели сделать выше.

Е.Б.: То есть, исходя этих показателей и танцуя в их границах, мы положение дел, положение населения ухудшить не имеем права, а улучшить – можем.

А.К.: Да, минимальный норматив уменьшить не можем, а увеличить можем. Как раз эта разработка направлена на то, чтобы при подготовке документов территориального планирования была учтена местная специфика.

Хочу еще обратить внимание, что мы являемся новаторами в этой области, мы первые начали разрабатывать местные нормативы градостроительного проектирования, и после этого уже в майских поправках к Градостроительному кодексу появился обязательный норматив о необходимости завершения разработки, как местных нормативов градостроительного проектирования, так и региональных до 1 января 2015 года. Поэтому документ это новый, мы ждем в него каких-то предложений, замечаний от специалистов не только по его качеству и содержательной части, но и по структуре. Возможно, появятся требования, предложения по регулированию каких-то нормативов, которые мы не учли. Но опять же, напомню, мы ограничены полномочиями, данными нам 131-м федеральным законом.

Е.Б.: Если о генеральном плане люди уже что-то слышали, это не новый документ, мы живем по ныне действующему, раньше был еще другой генеральный план, то местные нормативы – это явление новое. В связи с чем оно появилось в нашей жизни?

А.К.: Дело в том, что действующий и предыдущий генеральный планы были разработаны на основании только федеральных нормативов, которые мало учитывали специфику территорий, в частности специфику Калининграда. Разработка местных нормативов как раз и связана с необходимостью учитывать специфику территории, на которой разрабатывается генеральный план как основной документ территориального планирования.

Е.Б.: К теме местных нормативов вернемся чуть позже. А сейчас предлагаю остановиться подробнее на генеральном плане. Вы не раз говорили, что проект генплана опирается на стратегию социально-экономического развития города. На одной из пресс-конференций было высказано сомнение в логичности и целесообразности такого подхода. Вы убедительно возразили, что логика как раз в таком подходе очевидна. Хотелось, чтобы Вы так же доступно и понятно все объяснили нашим зрителям, интернет-пользователям, почему выбран был именно этот подход.

А.К.: В стратегии социально-экономического развития предусмотрено развитие тех или иных отраслей экономики. Каждая отрасль подразумевает развитие материально-технической базы. То есть, если мы развиваем производство, неважно в какой отрасли, необходимо создание промплощадок, заводов, может быть, небольших производств. Для этого в генплане должны быть предусмотрены территории, которые обеспечат и подъезд к этим производственным зонам, и свободный вывоз продукции, и хорошую логистику, и прилегающую инфраструктуру.

Причем, если это производство относится к определенному классу опасности по санитарным нормативам, то ясно, что вокруг этой территории возникает санитарно-защитная зона. И это налагает определенные ограничения на развитие этой территории, диктует определенный режим, и мы уже понимаем, что между жилой застройкой и этой территорией нам необходимо создавать какую-то буферную зону. Либо там будут располагаться, допустим, общественные объекты с кратковременным пребыванием людей (и при этом недолгом их пребывании не должно возникать для них негативных последствий), либо это будет вообще зеленая зона, парковая территория, рекреация, чтобы минимизировать негативное воздействие от промпроизводств на жилую застройку.

Конечно же, основные экономические процессы связаны с эффективностью жизнедеятельности на территории города, поэтому мы должны создать оптимальный транспортный каркас, чтобы перемещение промышленников и предпринимателей (я, имею в виду в первую очередь бизнес-процессы) было достаточно удобным, для того, чтобы дать снижение себестоимости продукции. Не говорю уже о комфортном проживании и перемещении по городу всех остальных его жителей.

Е.Б. То есть мы не погрешим против истины, если скажем, что в генплане, который отдан на разработку подрядной организации, есть большая заслуга экономистов и финансистов нашей администрации, а не только архитекторов и градостроителей.

А.К.: Да, стратегия социально-экономического развития ложится в основу именно структурирования территории, в границах которой будет осуществляться разработка проекта генерального плана. Территории должны быть подготовлены для развития тех отраслей экономики, которые запланированы в этой стратегии, которые дадут возможность создавать нормальную доходную базу для бюджета муниципалитета, и тем самым исполнять социальные обязательства перед горожанами.

Е.Б.: Мне кажется, что мы с вами очень заумно говорим сейчас, а хотелось бы, чтобы обычные люди, которые не имеют отношения к архитектуре и строительству, могли бы понять, что стоит в генплане за умными и серьезными терминами и цифрами. Давайте попытаемся подсказать людям, как они могут, глядя на эти цифры и термины, увидеть будущее свое, хотя бы какие-то основные моменты могли бы усмотреть.

А.К.: Считаю, что основа генплана – это все же картографические материалы, то есть структура территории. Она подается визуально. Понятно, что есть расчеты, обоснования, пояснительные записки, есть итоговая глава в генплане с выводами. Но это, повторюсь, наглядные материалы, и горожане смогут с ними познакомиться на публичных слушаниях и еще до них. Мы будем представлять промежуточные материалы. У нас по условиям муниципального контракта предусмотрена ежемесячная отчетность о проделанной работе, поскольку документ очень важный. Мы хотим понимать, что делают проектировщики, чтобы была возможность в какой-то момент их подправить.

Е.Б.: Не раз доводилось слышать, и это звучало как упрек, что действующий генплан выполнен лишь на 20%. Не ждет ли та же участь генплан, который предстоит разработать на 20-летие вперед?

А.К.: Предсказать это невозможно. Дело в том, чтобы реализовать все мероприятия, заложенные в генплане, если говорить, допустим, о развитии дорожно-транспортной инфраструктуры, то, конечно, для этого требуется серьезное бюджетное финансирование. Если мы говорим об улучшении инвестиционного климата, о большей активности для предпринимателей, то здесь у нас получится несколько лучше.

Дело в том, что мы в преддверии подготовки к разработке генплана, в рамках сбора исходных данных провели массированную кампанию, запрашивая в различных структурах информацию об их инвестиционных планах. Мы писали в бизнес-сообщества, различные союзы (союз строителей, союз предпринимателей и т.д.), на крупные предприятия, существующие в предела городских территорий, чтобы они нам сообщили о свои инвестиционных возможностях. Обращались в крупные торговые сети, к компаниям, развивающим большое число автозаправочных станций, к организациям, которые ведут строительство спортивно-оздоровительных комплексов. Мы обязаны получить эту информацию, чтобы рассчитать баланс территорий, чтобы попробовать в имеющиеся 223 кв. километра общей площади, которые занимает город, все это вместить.

Плюс у нас есть обязательные нормативы по озеленению, по улично-дорожной сети, по строительству социальных объектов, которые также требуют установления специального режима на территориях, где будут возводиться школы, детские сады, поликлиники, больницы и т.д.

Я говорил об итоговой части генплана. Так вот, может получиться, что площади, которую занимает сейчас город, для решения всех вопросов, обозначены в стратегии социально-экономического развития, не будет хватать. И для потребностей городских ассоциаций, объединений предпринимателей не будет хватать.

Е.Б.: Каков выход из положения?

А.К.: Тогда в рекомендательной части в итоговой главе будет сказано, что для реализации всех принципов, заложенных в стратегии социально-экономического развития, для решения всех вопросов местного значения необходимо дополнительно столько-то территории.

Е.Б.: И где мы ее будем брать?

А.К.: В этом случае муниципалитет должен будет обратиться к главе субъекта РФ, то есть к Губернатору, направив ему эти материалы, для принятия дальнейшего решения. Это я забегаю вперед. Задача стоит такая, чтобы все экономические и социальные потребности вместить в территорию, которую сейчас занимает город. Но, если выйдем на другие показатели, то мы должны будем и затвердить, честно озвучить, а дальше все будет решаться на уровне главы субъекта. Это достаточно серьезная ситуация.

Е.Б.: Гипотетически не исключаем, что Калининград прирастет новыми землями.

А.К.: Теоретически это возможно. В действующем законодательстве есть процедура. Но, если речь идет об изменении границ муниципального образования, то эти решения могут быть приняты только на референдуме. А это уже довольно сложные социальные процессы, основанные на юридических нормативах. Но мы говорим о том, что, поскольку Калининград имеет статус городского округа, то есть, например, элементы, которые должны быть размещены за его границами.

Могу сразу сказать о двух моментах. Первый касается сбора, хранения и переработки твердых бытовых отходов. По действующему законодательству на территории городских округов никаких полигонов, заводов по переработке не должно быть.

Е.Б.: Все за пределами города…

А.К.: И даже в нынешнем генплане, утвержденном в 2006 году, у нас предусмотрен полигон в пос. Голубево. Но, опять же, это направление генплана не до конца развито, и сейчас этот норматив ужесточился, поэтому все, что касается сбора, переработки и транспортировки ТБО, будет решаться по действующим нормативам.

Второй момент касается всех похоронных дел, захоронений. Тот же подход: в пределах городских округов в принципе не должно быть кладбищ. Если говорим о других видах захоронений, кремации, то же самое.

На самом деле у нас есть большая промзона, это если говорить об анализе территории в настоящее время. Это там, где в пос. Космодемьянского расположен полигон ТБО, противоположная сторона Балтийского шоссе – большой промузел, это очистные сооружения (которые мы должны закончить в следующем году), это промплощадка «Балттехпрома». То есть там такая большая совокупная санитарно-защитная зона, что ни жилья, ни административно-офисных зданий там быть не может априори. Но, тем не менее, территория есть, и она может быть использована, например, под те же, промышленные объекты, мероприятия, связанные с захоронением и кремацией.

Когда мы для подготовки генплана, в рамках сбора исходной информации, технических условий, проводили соцопрос, то спрашивали о способах кремации. И многие горожане высказались за то, что это должно быть переведено на более современный уровень.

Е.Б.: Артур Леонидович, не буду дословно цитировать, скажу лишь суть. Вы и Ваши коллеги не раз говорили, что на этапе разработки генплана должны быть учтены перспективные проекты и программы, такие, как, например, «Сердце города». Действительно, вроде все должно быть учтено. Но возьмем тот же Дом советов. Не принимать его во внимание невозможно. Но ведь до сих пор не ясно, что с ним делать. Как этот момент должен быть учтен в генплане, когда у самих полного понимания нет?

А.К.: Если говорить о Доме советов и генплане, то это вещи совсем несовместимые. Генплан – документ территориального планирования высшего уровня. Это укрупненный документ. Но, если рассматривать территорию «Сердца города» и говорить о привязке к генеральному плану, то в нем как раз будет определена структура территории, по которой будет понятно, как подъехать к этой территории, где будет разрабатываться проект «Сердце города».

Во исполнение генплана и в целях его реализации разрабатываются правила землепользования и застройки. Это документ градостроительного зонирования, в котором определяются режимы территорий. И вот результаты международного конкурса «Сердце города» как раз лягут в основу правил землепользования и застройки, когда эти режимы будут определены. А генплан покажет, как можно к этой территории добраться, и должен решить теоретически вопросы транспортных развязок вокруг нее, исходя из той плотности застройки, из той идеи, которая родилась в рамках этого международного конкурса.

Е.Б.: Который, к слову, совсем недавно завершился. Артур Леонидович, в конкурсе на разработку генплана победила ростовская компания «Южный градостроительный центр». Из 9 участников она предложила самую низкую цену, снизив планку почти на 60 % . Начальная (максимальная) цена контракта определялась в сумму более 23 млн. Фирма, выигравшая конкурс, и с которой уже заключен контракт, предложила разработать генплан меньше чем за 10 млн рублей. Понятно, что стартовая цифра не с потолка бралась, ее рассчитывали грамотные специалисты. Возможно ли за деньги, вдвое меньшие, выполнить столь сложную задачу? Это вопрос от многих интернет-пользователей. И журналисты регулярно этот вопрос задают.

А.К.: Ну, сейчас, поскольку контракт заключен, они обязаны будут выполнить работу за эту сумму. А изначально, конечно же, нашими специалистами была подготовлена укрупненная смета на основании действующих сметных нормативов по разработке документов территориального планирования. Далее, поскольку проводились конкурсные процедуры, мы руководствовались действующим законодательством (это 44-й федеральный закон) о государственных и муниципальных закупках.

Поскольку разработка генеральных планов – это услуга, мы провели запрос предложений у специализированных организаций, которые занимаются разработкой документов аналогичного вида. И средний показатель был 23-25 миллионов за разработку генеральных планов на похожих территориях. Соответственно это и легло в основу определения начальной, т.е. максимальной цены контракта.

Опять же законодательство о закупках говорит, что когда проводится конкурс, осуществляется балльная система оценки всех участников, при которой 60 % из 100 – это критерий стоимостной, а 40% отводится на квалификацию претендентов. Вот в эти 40% мы постарались вложить максимум требований: это и квалификационный состав организации, и опыт, и даже наличие ученых степеней у сотрудников. Тем не менее, у победителя, у которого квалификационный уровень сотрудников соответствовал всем требованиям, не уступая конкурентам, настолько была снижена цена, что конкурсная комиссия (это уполномоченный орган, наше управление муниципальных закупок комитета экономики, финансов и контроля) по подсчетам сделала именно этот выбор.

Причем один из участников не согласился с этим выбором и пытался через УФАС оспорить результаты конкурса. Но специалисты УМЗ и управления градорегулирования доказали, что все подсчеты произведены правильно. Поэтому по результатам всех конкурсных процедур мы вынуждены были заключить этот контракт.

Замечу, что перед заключением контракта мы провели встречу с руководством компании, убедились, что состав, представленный в конкурсной документации, действительно есть в наличии, а специалисты имеют опыт. Более того, мы были приятно удивлены, что опыт этот достаточно серьезный. Они участвовали в разработке документов территориального планирования крупных городов. И они знакомы немного с Калининградской областью, так как они работали уже с другими муниципальными образованиями региона. Не первый год они приезжают в Калининградскую область и сказали, что осознанно шли на этот конкурс и понимают специфику ее муниципальных образований.

Мы надеемся, что получим качественный продукт, но, соответственно, при жестком контроле. Как я уже говорил, у нас предусмотрена система ежемесячной отчетности.

Е.Б.: То есть в российской Прибалтике эта компания не дебютант. Но ближайшим конкурентом ростовчанам в этом конкурсе стала воронежская фирма «ГеоземстрОй», которая готова была взяться за разработку генплана за 10,2 млн рублей. Всего же в конкурсе приняли участие 9 организаций: помимо уже названных из Ростова-на-Дону и Воронежа, заявки подавали также 3 компании из Москвы, 3 – из Санкт-Петербурга, 1 – из Краснодара.

Почему калининградские проектные организации не принимали участия в конкурсе, спрашивает один из интернет-пользователей? Ни одна не заявилась.

А.К.: Мы сделали вывод, что, к сожалению, такой квалификации у калининградских генпланистов нет. Но мы говорим опять же о бумажном подтверждении, о том, что у калининградских компаний, которые могли бы принять участие в конкурсе, нет документально подтвержденного опыта.

На самом деле в Калининграде много грамотных специалистов, мы с ними довольно активно работаем, причем как на фазе сбора исходных данных, так и сейчас продолжаем консультироваться с ними. В частности, вот разработка местных нормативов градостроительного проектирования ведется под чутким руководством союза архитекторов Калининградской области. Мы встречаемся, обсуждаем разные нюансы, и они изъявили желание участвовать в ревизии эти документов, т.е. выступать экспертами по тем документам, которые будут представлены разработчиками.

Кроме того мы собираемся привлекать внешних экспертов. У нас еще будет проводиться стратегическая сессия с привлечением как российских, так и местных экспертов. В рамках этой сессии уже будут рассмотрены вопросы первого этапа разработки генерального плана.

Е.Б.: Думаю, что интернет-пользователь, спрашивавший о потенциальных участниках конкурса из Калининграда, получил исчерпывающий ответ. Хотела бы остановиться вот еще на каком моменте. Участники научно-практической конференции, прошедшей в Калининграде в июне, приехавшие к нам из разных городов России, говорили, что даже в случае их неучастия в конкурсе на разработку генплана, готовы всячески помогать городу и разработчикам этого документа. Зачем им это нужно? И что такое участие может дать городу и компании, победившей в конкурсе?

А.К.: Это так. И это было удивительно приятно. Речь идет о санкт-петербургском институте, о московском институте генплана, которые приняли участие в конференции. Москвичи представили очень хорошие материалы для транспортной составляющей генплана и действительно сказали, что можем обращаться к ним за любыми консультациями. По мере возможности будут помогать, по мере загрузки – участвовать в каких-то совещаниях, стратегической сессии. Это к вопросу о привлечении российских и иностранных экспертов, которые будут оценивать решения проекта нового генерального плана.

Е.Б.: Знаю, что вышла брошюра с докладами участников этой конференции. Это интересная работа, которая вышла небольшим тиражом. Наверное, она достойна того, чтобы студенты вузов, может быть, просто горожане, которым эта тема интересна, могли бы почитать и что-то для себя почерпнуть. Где они могут эти материалы взять?

А.К.: Исходя из экономии бюджетных средств, брошюра вышла действительно небольшим тиражом. К сожалению, не все работы там опубликованы. Естественно, мы публиковали эти материалы с согласия самих участников конференции. И в сборник попали работы тех, кто такое согласие дал. Если есть интерес у студентов специальностей, которые связаны с этой работой, то мы готовы передать им материалы в электронном виде. И в управлении градорегулирования КАиС они смогут свободно их получить.

Е.Б.: Вы говорили, что профессионалы и общественность высказали много пожеланий, когда обсуждался генплан. Было ли что-то кардинально изменено с учетом высказанных мнений?

А.К.: Каких-то кардинальных предложений не было. Но проект в стадии разработки. И если такие замечания, предложения появятся, то это вполне возможно. Срок для разработки генплана, с учетом всех формальных процедур, публичных слушаний занимает 540 дней. Сейчас в течение года будут заложены основные параметры генерального плана. Нам бы хотелось, чтобы до конца 2014-го мы получили все замечания и предложения. Даже радикальные. Все будут рассмотрены, оценены. И будут приняты решения о включении тех или иных предложений в генплан.

Е.Б.: Вы сами не раз говорили, что генплан, это не догма, а живой организм, который может меняться с течением времени. Хочется, чтобы наши интернет-пользователи это еще раз отметили для себя и могли бы включиться в эту работу.

А.К.: Так произошло и происходит с действующим генеральным планом. За предыдущие годы было внесено достаточно много поправок и в генплан, и в правила землепользования и застройки. Это, конечно же, не есть хорошо. Предполагаю, что это было связано с тем, что за шесть лет, с 2000 по 2004 год (когда разрабатывался генплан еще по старому градостроительному кодексу) и до 2006 года, когда он был утвержден, в городе произошло много интересного. В том числе были реализованы достаточно серьезные программы в рамках 750-летия Калининграда-Кенигсберга. Некоторые не были в полной мере в этом генплане отражены.

Почему мы и ведем запросы с различными организациями, структурами, работающими на территории города, чтобы максимально выявить их потребности и разложить это все на плоскость города. Безусловно, повторюсь, генплан – живой документ, он должен постоянно актуализироваться. Отвечать действующим потребностям развития города, его социальной инфраструктуры.

20 лет – большой срок. За такой период города меняются очень серьезно, кардинально. Если появляются новые инвесторы, новые производства, они требуют приведения всей градостроительной документации в соответствие с новыми потребностями. Поэтому мы в процессе разработки постараемся максимально учесть эти потребности, направления экономики, требования горожан. Но, если в процессе реализации генплана возникнут какие-то существенные события и в городе произойдут какие-то позитивные изменения, появятся новые направления, не учтенные в генплане, и потребуется его корректировка, то мы это сделаем. Законом такие процедуры предусмотрены. И в любом случае все изменения в генплан проходят через публичные слушания.

Е.Б.: Вот Вы опять коснулись правил землепользования и застройки, которые будут разрабатываться вслед за генпланом. И я задам вопрос, который пришел к нам от интернет-пользователя. Почему пошли по пути: сначала генплан, потом правила? Почему не одновременно? И от депутатов, и от прессы, и от горожан звучали мнения, что стоило бы разрабатывать их вместе.

А.К.: Вновь подчеркну: правила землепользования и застройки – документ, разрабатывающийся в развитие и во исполнение параметров генплана. То есть после того, как будет определена структура территорий, надо определить правовой режим использования земельных участков, кварталов, территорий в границах красны линий. И все это определяется вышеназванными правилами. И, конечно, первична структура территорий, а режим их использования вторичен.

Эти документы взаимосвязаны, и практически законодательно определена их последовательность. И с точки зрения реализации параметров генплана мы посчитали, что надо действовать именно таким образом.

Е.Б.: Если представить, что решили бы разрабатывать эти документы одновременно: есть ли вообще в РФ организации, способные это сделать? И, мне кажется, что такая работа обошлась бы дороже.

А.К.: Думаю, что мы такую организацию нашли бы. Но стоимость работ была бы выше. Потому что немного иные методы и подходы к разработке правил землепользования и застройки, другие в принципе внешние структуры задействованы. Мы посчитали, что одновременная разработка осложнит сам ее процесс, и что это будет менее эффективно. За полтора-два года разработки генплана наше действующее законодательство будет актуализировано.

Вообще все, что касается градостроительной деятельности, очень быстро меняется, изменения в градостроительный кодекс вносятся по нескольку раз в год, актуализируются своды правил, которые регулируют планировку и застройку. И правила землепользования и застройки, которые будут разработаны во исполнение и в развитие генплана, они будут более эффективными и работоспособными. То есть этот документ отразит более детально потребности, режимы использования территорий, которые нужны для развития города.

Е.Б.: Полагаю, что Алексей, который задал это вопрос, получил исчерпывающую информацию.

Артур Леонидович, в газете «Гражданин» опубликовано сообщение, что 14 октября состоятся публичные слушания по изменению действующих сегодня правил землепользования и застройки. Проект этих изменений разрабатывался в КАиС. Что о нем можно сказать? Чем он интересен обычным людям, что они могут почерпнуть из этого проекта для себя, на что им стоит обратить внимание? Поскольку такие документы разрабатываются для блага людей, хотелось бы, чтобы они понимали, в чем же их польза для обычных граждан.

А.К.: Если говорить о какой-то общегородской проблеме, которая будет многим интересна, то изменения коснутся садовых обществ и товариществ. Они в соответствии с правилами землепользования и застройки должны быть расположены в зоне Ж-5. Это как раз зона садоводств. Не могу сказать, почему так получилось, но некоторые садовые общества и товарищества расположены по действующим правилам в других зонах.

Это дестабилизирует обстановку, вводит в заблуждение граждан, которые обладают какими-то правами на земельные участки в границах эти обществ. Некоторые люди этого не понимают, строят жилые дома, а потом у них возникает множество проблем с вводом в эксплуатацию, с регистрацией, с подъездными путями, с развитием инженерной инфраструктуры…

Такие вопросы возникают постоянно. Поэтому принято решение, что, если территория расположена в границах СНТ или садового общества, то должна быть только зона Ж-5, где разрешается строительство только объектов определенного назначения, связанного именно с садоводством.

Все процессы, происходящие в садовом обществе, регулируются не градкодексом, а 66-м федеральным законом о садовых обществах, товариществах. И мы, собственно говоря, не имеем полномочий туда заходить. И не заходим. Вопрос заключается в том, что это ни в коем случае не останавливает развитие этих территорий.

Мы в правила четко прописываем, что территория может развиваться при условии разработки проекта планировок. Как только градостроительная документация более низшего уровня (в сравнении с уровнем генплана) разработана, определена структура территорий, установлены красные линии, определены инженерные коридоры, то возможно осуществлять по нормативам градостроительного кодекса застройку.

Для информации скажу, что на территории города зарегистрировано 108 садовых обществ, товариществ, которые занимают достаточно большую площадь. В процентном соотношении, это почти 11% от всего города. И с учетом того, что город развивается, часть СНТ оказалась внутри многоэтажной застройки. Ограничены подъезды, не соблюдаются санитарные условия проживания людей. Садовые общества интенсивно застраиваются, и это уже не просто садовые и дачные домики для временного пребывания, а строятся капитальные строения.

Е.Б.: Де факто это уже жилая зона.

А.К.: Да, де факто жилая. Люди там живут, но поскольку отсутствует положенная документация, не устанавливаются адреса. Эти территории выведены из городского адресного реестра. У них есть свои ориентиры, нумерация, названия улиц, которые не отражены на дежурной карте города. Это осложняет людям жизнь на этих территориях, осложняет работу контрольно-надзорных органов, фискальных органов. Проблематично даже найти пенсионеров для выплаты пенсий, если они проживают в СНТ.

Мы все это понимаем, но действующее законодательство говорит, что без разработки градостроительной документации мы не можем строить там дороги, инженерные коммуникации. То есть все это решается на общих собрания в таких товариществах или правлением товарищества, если у него есть такие полномочия.

Е.Б.: Есть вопрос от интернет-пользователя. Будут ли в Калининграде небоскребы, здания выше 30 этажей. И предусмотрены ли они правилами землепользования и застройки? Если да, то в каких районах и кварталах Калининграда?

А.К.: На сегодня в правилах такой этажности нет. Максимальная этажность 16 этажей. Но есть в градкодексе такая процедура, как отклонение от предельных параметров. То есть в рамках определения режима использования территорий устанавливаются основные параметры, в том числе и этажность. Соответственно градостроительным кодексом РФ предусмотрена возможность отклонения от этих параметров.

Эта процедура тоже носит публичный характер. Комиссия по землепользованию и застройке КАиС дает заключение о возможности или невозможности размещения по нормативам объекта повышенной этажности на таком участке, и потом этот проект проходит публичные слушания. Если по результатам слушаний дается положительное заключение, то готовится нормативно-правовой акт в виде постановления главы города. То есть окончательное решение принимает глава города. Даже если комиссия дала положительное заключение, на публичных слушаниях большинство было за такие изменения, то глава города принимает единолично решение, он может отказать в разрешении на отклонение от предельных параметров.

Если говорить о высоте зданий в 30 этажей. Опять же, если будет такая потребность, и такая этажность будет предусмотрена правилами землепользования и застройки, то техническая возможность для появления в нашем городе таких высоток существует. Более того, скажу, почему существует ограничение в 16 этажей. Потому, что свыше этой этажности нормативно параметры не закреплены. Эта проблема проявляется в городах федерального значения, таких как Москва и Санкт-Петербург, которые стремятся ввысь. Поэтому правительством РФ поручено министерству строительства и ЖКХ разработать нормативные документы, которые будут регулировать высотное строительство.

Если таковые появятся к моменту разработки правил землепользования и застройки, мы в обязательном порядке должны будем их учесть. Но с учетом специфики города Калининграда. Хочу особое внимание обратить на, если так можно выразиться, безопасность жизни горожан при возникновении каких-либо чрезвычайных ситуаций. Есть такой печальный элемент, на который мало кто обращает внимание. Я говорю о желтых линиях, они отображают зону разрушения в случае ЧС. Соответственно, чем выше здание, тем дальше оно должно располагаться от основных городских магистралей, чтобы вот эта желтая линия не заходила за красные линии, устанавливающие проект полосы отвода под магистраль. Чтобы при пожарах особого класса, землетрясениях (а оно у нас было 10 лет назад), других чрезвычайных ситуациях, не дай бог, терактах, разрушение зданий не повлекло дополнительные жертвы, а также не перекрыло подъездные магистрали, чтобы наши спасатели могли в кратчайшие сроки и эффективно вести свою работу по спасению людей.

Вот это все при разработке генплана и установлении предельных параметров в правила землепользования и застройки мы будем учитывать.

Е.Б.: Предлагаю перейти к местным нормативам. Меня приятно удивило, что Президент российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) оценил этот проект как новаторский! Он действительно такой фундаментальный труд.

Этот проект размещен на сайте администрации, и 21 августа был опубликован в газете «Гражданин» № 35. Начиная с 16-й страницы до 34-й калининградцам представлены расчеты по количеству дорог, парковок, больниц, школ, детсадов, спортивных центров, мест массового отдыха людей, водоводов, сетей энергоснабжения, других объектов инфраструктуры и т.д.

Это действительно серьезный труд, ориентированный именно на Калининград. То, что предлагается для нашего города, может оказаться совершенно неприемлемо или абсолютно не нужно для Вологды, Владивостока и т.д. Кто разрабатывал этот проект? И в чем особенность предлагаемых Калининграду норм?

А.К.: Разрабатывала этот проект наша калининградская фирма, ООО «Никор Проект» с привлечением архитекторов из областного союза архитекторов. Замечу, что у нас здесь был негативный опыт. Сначала выиграла контракт не местная компания, и когда вникла в суть вопроса, в результате переговоров отказалась от его исполнения. Контракт мы расторгли. И сейчас работаем с нашими калининградскими коллегами.

Специфика нашего города в том, что, например, у нас очень большой процент автомобилизации по сравнению с российскими городами. На что это влияет? Прежде всего, на количество парковочных мест. Здесь надо понимать: когда мы говорим о правилах землепользования и застройки, то там нормативы распространяются на земельный участок, предоставленный под строительство.

А когда говорим о цифрах, заложенных в местных нормативах градостроительного проектирования, то говорим о регулировании на территориях общего пользования. То есть, рассуждая о норме парковок, которые будут утверждены в местных нормативах градостроительного проектирования, мы имеем в виду придорожную инфраструктуру. И в рамках квартальной застройки мы будем пытаться предусмотреть, где это возможно, территории для размещения гостевых парковок. То, с чем сейчас у проектировщиков сейчас очень большие проблемы. И они, и застройщики испытывают нехватку территорий для парковок, потому что в границах предоставленного под строительство участка не всегда возможно предусмотреть необходимое количество мест.

Далее процент автомобилизации говорит нам о необходимости увеличения нормативов по развитию сменных отраслей экономики: это автосервис, автозаправочные станции и т.д. Мы проанализировали ситуацию в сравнении с федеральным нормативом. И у нас на количество автомобилей должно быть около 50 АЗС. На самом деле их уже сейчас 71, но до сих пор есть потребность в предоставлении участков под развитие автозаправок. И это мы должны предусмотреть в генплане. То есть вот этот минимальный федеральный норматив нам не подходит. В этом наша специфика. То же самое касается автосервиса. Больше машин? Значит, в генплане надо больше территорий предусмотреть для развития автосервисов, парковок, стоянок и т.д.

Очень много споров будут вызывать нормативы, связанные с ЖКХ: водопотребление, водоотведение, газопотребление и энергоснабжение. Если говорить о водопотреблении, то уже сегодня наш «Водоканал» дает в город воды больше, чем установлено федеральными нормативами.

Основные водоисточники «Водоканала» находятся в порядке. Имею в виду и Московскую ВНС, реконструкцию которой должны завершить, и восточный водозабор подземный (скважины) – эти объекты в расчете уже учтены. Это говорит о том, что в ближайшие лет двадцать не будет необходимости строить какие-то головные источники по подаче воды. Значит, не надо будет тратить на это деньги. Надо будет приводить существующие сети в надлежащее состояние, ликвидировать утечки, ремонтировать, обслуживать, контролировать.

Е.Б.: Есть вопрос от интернет-пользователя. С 1 сентября изменились СНИПы в отношении детских садов. Эти изменения – хорошо или плохо, с Вашей точки зрения? Как это повлияет на ситуацию с детсадами в Калининграде? И правда ли, что теперь садики можно будет устраивать в жилых домах?

А.К.: Да, это так. СНиПы все время актуализируются. Сейчас поправки внесены в свод правил «Общественные здания и сооружения». Эти нормативы позволят проектировщикам при проектировании жилых зданий размещать на первых этажах садики или отдельные группы. Люди, занимающиеся организацией деятельности дошколят, зачастую не могут позволить себе построить отдельно стоящий детсад. А вот использовать первый этаж жилого дома при соответствующем переоборудовании – это возможно. Поэтому, если говорить об исполнении указа президента о стопроцентной обеспеченности детишек от трех до семи лет местами в детсадах до 1 января 2016 года, то этот норматив – это помощь для руководителей субъектов страны, для глав муниципальных образований. Хотя скажу, что мы при строительстве всех запланированных детских садов закрываем этот вопрос.

Е.Б.: Вопрос от интернет-пользователя Ивана, связанный вот с каким моментом. В проекте есть не только указание на необходимое количество тех или иных объектов, но и на их доступность. По поводу близкого расположения к жилым домам магазинов, школ, садиков, больниц, вопросов нет. Но неужели так важно, на каком расстоянии будут находиться спорткомплексы и другие культурно-развлекательные учреждения?

А.К.: Это важно! Если мы говорим о здоровье людей, то надо понимать: при напряженном рабочем дне человек в спорткомплекс, который расположен не в шаговой доступности, да еще если туда надо ехать на общественном транспорте, скорее всего не поедет. Если же эти комплексы расположены недалеко от дома или работы, или по пути следования с работы домой, а еще лучше в квартале с плотной жилой застройкой, то привлекательность таких спорткомплексов резко возрастает. И горожане будут максимально использовать возможность туда попасть.

Е.Б.: Получается, что наш «спортивно-зрелищный» норматив будет лучше федерального? По федеральным нормам минимальное количество мест в Универсальных спортивно-зрелищных залах на 1000 человек определено от 6 до 9. В нашем проекте этот показатель предлагается установить в количестве 12 человек. Зачем?

А.К.: Это показатель для генпланистов. Когда мы будем разрабатывать проекты планировки, которые идут под жилую застройку, проектировщики обязаны будут пользоваться этим нормативом. И, учитывая население в квартале, где ведется разработка проекта планировки, они должны будут зарезервировать места под эти спортивно-оздоровительные комплексы. Соответственно будет определен статус территории, и он уже не должен меняться.

То есть, если не в этом году, не в следующем, а лет через пять придет серьезный оператор, занимающийся спорткомплексами, и в них появится потребность, то территория для такого строительства уже будет готова. Не надо будет бегать в ее поисках, она будет видна всем, так как это информация публичная, и она будет размещена на сайте администрации города и в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Будет сразу видно, что в таком-то квартале города зарезервированы такие-то площади. И можно будет включать эту территорию в свои инвестиционные планы. Естественно, им надо будет пройти процедуры в соответствии с земельным законодательством.

Е.Б.: То есть планировать и строить что-либо станет легче. Нужно будет меньше совершать шагов для реализации тех или иных планов. Артур Леонидович, Вы лично обращались к профессиональным и общественным организациям, гражданам с просьбой высказать свои предложения и замечания по проекту нормативов. Есть целый ряд предложений от подразделений администрации. В чем их суть?

А.К.: От структурных подразделений, кстати, не так много поступило предложений. А вот от ГИБДД УМВД по Калининградской области достаточно много серьезных предложений. Есть значимые предложения от «Водоканала». И очень серьезные предложения поступили от нашего муниципального учреждения по гражданской обороне и ЧС. Есть федеральный конституционный закон о защите населения. К сожалению, в плане градостроительной документации мы его исполняем не в полной мере. Но в новом генплане будем обязательно исполнять.

Есть несколько предложений от отдельных граждан. Хотя они больше вопросительного характера, требуются разъяснения, поэтому будем собираться и обсуждать. К слову, 10 октября мы планируем очередную встречу на базе нашего союза промышленников и предпринимателей с участием союзов архитекторов и строителей как раз по предложениям в проект местных нормативов.

Также ожидаем еще больше предложений от учреждений, предприятий, различных организаций.

Е.Б.: Как раз в тему вопрос от пользователя. Когда же будут публичные слушания по проекту местных нормативов?

А.К.: Обсуждение как раз сейчас и идет. Привычной процедуры публичных слушаний, когда люди собираются в отдельном помещении, чтобы высказаться за или против того или иного вопроса, не будет. В течение двух месяцев с момента опубликования проекта, то есть до 21 ноября, комитет архитектуры и строительства принимает замечания и предложения по местным нормативам. После публичного обсуждения и внесения необходимых корректив по его итогам, проект, получив статус нормативного документа, будет в обязательном порядке учитываться разработчиками нового генерального плана Калининграда.

Когда я говорил, что мы новаторы в этом деле, то не хотел сказать, что мы впереди планеты всей. А лишь то, что мы готовы к любым предложениям, замечаниям, критике, которые будем адекватно воспринимать. Потому что каждый новый документ рождается не просто.

Е.Б.: Завершая эфир, напомню, что на сайте администрации есть баннер «Местные нормативы градостроительного проектирования», кликнув на который можно подробно ознакомиться с представленным проектом. А свои предложения и замечания до 21 октября всем заинтересовавшимся предлагается направлять в комитет архитектуры и строительства городской администрации.

Вас, Артур Леонидович, благодарю, что нашли время для беседы и ответили на вопросы наших интернет-пользователей! А всем, кто был этот час с нами, спасибо за интерес к нашему проекту «Чиновник онлайн» и к теме нашего сегодняшнего разговора.

А.К.: Спасибо.





Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1
Официальный сайт www.klgd.ru
+7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru