Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград"

Новости


Федеральный закон о контрактной системе: что важно знать.
Информация для участников закупок!


5 апреля 2013 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2014 года и полностью заменил ранее действующий закон о закупках.

Некоторые процедуры перешли в 44-ФЗ почти в неизменном виде (например, открытый аукцион в электронной форме), другие — с рядом изменений. Поэтому для эффективной работы нужно понять, что именно и насколько изменилось, и начинать работу по новым правилам.

Итак, по 44-ФЗ понятие «торги» больше не используется, совокупность всех способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) называется «закупкой».

Планирование закупок по правилам закона 44-ФЗ практически полностью отличается от действовавшей системы.

Планирование по новому закону состоит из 2 этапов:

· составление планов закупок

· составление планов-графиков.

Планы-графики формируются заказчиками на основании планов закупок.

Планирование по новым правилам в полном объеме будет введено только с 2016 года (с отдельными оговорками - ч. 12 ст. 112 44-ФЗ), поэтому планирование на 2014 и 2015 годы осуществляется заказчиками по действовавшим ранее правилам Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» с учетом особенностей, установленных совместным Приказом Минэкономразвития России № 544 и Казначейства России № 18н от 20.09.2013 года.

Под сферу действия нового закона подпадают отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона 44-ФЗ (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Во многом изменился перечень способов проведения закупок, в соответствии с 44-ФЗ можно будет размещать закупки следующими способами:

1. Конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

· открытый конкурс;

· конкурс с ограниченным участием;

· двухэтапный конкурс;

· закрытый конкурс;

· закрытый конкурс с ограниченным участием;

· закрытый двухэтапный конкурс;

· аукцион в электронной форме;

· закрытый аукцион;

· запрос котировок;

· запрос предложений.

2. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Сроки проведения основных процедур закупок по закону 44-ФЗ:

1) открытый конкурс: 20 дней (подача заявок) + 20 дней (рассмотрение и оценка заявок) + 20 дней (заключение договора) = 60 дней с момента размещения извещения о закупке в единой информационной системе;

2) конкурс с ограниченным участием: 20 дней (подача заявок) + 10 рабочих дней (предварительный квалификационный отбор) + 10 дней (рассмотрение заявок) + 20 дней (заключение договора) ≈ 65 дней с момента размещения извещения о закупке в единой информационной системе;

3) двухэтапный конкурс: 20 дней (подача заявок) + 20 дней (обсуждение с участниками и внесение изменений в документацию при необходимости) + 20 дней (рассмотрение окончательных заявок участников) + 20 дней (заключение договора) = 80 дней с момента размещения извещения о закупке в единой информационной системе;

4) электронный аукцион: 7 (или 15 (в зависимости от начальной цены)) дней (подача заявок) + 7 дней (рассмотрение первых частей заявок) + 3 дня (аукцион) + 3 рабочих дня (рассмотрение вторых частей заявок) + 20 дней (заключение договора) ≈ 40 (или 48) дней с момента размещения извещения о закупке в единой информационной системе;

5) запрос котировок: 4 (или 7 (в зависимости от начальной цены)) рабочих дней (подача заявок) + 1 рабочий день (рассмотрение заявок) + 4 рабочих дня (продление срока подачи заявок) + 1 рабочий день (рассмотрение заявок) + 20 дней (заключение договора) ≈ 32 дня (или 35 дней) с момента размещения извещения о закупке в единой информационной системе;

6) запрос предложений: 5 дней (подача заявок) + 1 рабочий день (рассмотрение заявок) + 1 рабочий день (представление участниками окончательной оферты) + 1 рабочий день (рассмотрение окончательных заявок участников) + 20 дней (заключение договора) ≈ 28-30 дней с момента размещения извещения о закупке в единой информационной системе.

Обоснование начальной (максимальной) цены по новому закону.

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов (статья 22 Закона 44-ФЗ):

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования цены контракта. Использование иных методов допускается только в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ.

Обеспечение исполнения контрактов по новому закону.

Заказчиком в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта (статья 96 44-ФЗ), за исключением случаев предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 5, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков (статья 104 44-ФЗ).

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона 44-ФЗ.

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Особенности исполнения контрактов (договоров) по новому закону.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Законом 44-ФЗ предусмотрено (ст. 94 Закона), что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Эксперт, экспертная организация – это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).

Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.



Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1
Официальный сайт www.klgd.ru
+7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru