Советский учёный, разработчик передовых научных методов в области безопасности морских судов, автор (в соавторстве с А.И. Раковым) первого в мире учебника по проектированию промысловых морских судов (1981г), декан судостроительного факультета КТИ, заведующий кафедры теории корабля и проектирования судов.
Никита Борисович Севастьянов (1924-1993) родился в г. Пушкино Московской области. Отец его, педагог по образованию, был репрессирован и погиб в лагерях. Мать — врач, мобилизованная в 1941 г. на фронт, погибла в 1943 г. во время бомбёжки эвакогоспиталя. В 18 лет Н.Б. Севастьянов был призван в армию. Его направили на учёбу в военно-пехотное училище, в составе которого через полгода он уже воевал на Западном фронте. Был командиром миномётного расчёта. Перенёс ранения, контузию. Принимал участие в боях за освобождение Смоленщины, Белоруссии, штурмовал Кёнигсберг, освобождал Прагу. Войну закончил в 1945 году, демобилизовавшись по ранению. В этом же году поступил в Мосрыбвтуз на судостроительный факультет. По окончании учёбы он получил красный диплом и рекомендацию в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проектирование судов». В 1957 г. Н.Б Севастьянов стал доцентом родного института.
По постановлению Совмина СССР Мосрыбвтуз (далее Калининградский технический институт, впоследствии – Калининградский государственный технический университет) в 1958 г. был переведён в Калининград, вместе с ним сюда приехал и Никита Севастьянов. В 1959 г. его избрали заведующим кафедрой теории корабля.
В 50-70 годы происходил бурный рост отечественного промыслового флота — он стал самым крупным в мире. Для обеспечения безопасности флота, снижения его аварийности потребовалась реформа в масштабе отрасли. В январе 1965 г. при кафедре теории корабля, на базе построенного в 1963 г. опытового бассейна (искусственного резервуара, служащего для испытаний моделей судов и портовых сооружений) была создана Отраслевая научно-исследовательская лаборатория мореходных качеств судов флота рыбной промышленности. Одним из её основных организаторов, научным руководителем на долгие годы стал Н.Б. Севастьянов.
В 1972 г. он блестяще защитил докторскую диссертацию по теме «Остойчивость промысловых судов и её нормирование». Лаборатория и кафедра теории корабля осуществляли научное обслуживание промыслового флота в области мореходных качеств на всех стадиях проектирования и эксплуатации судов. Большое внимание уделялось фундаментальным проблемам, связанным с мореходностью судов. Он стоял у истоков нового научного направления - разработки вероятностных методов нормирования остойчивости морских судов.
Н.Б. Севастьянов работал в качестве советника в органах Международной морской организации при ООН в Англии; с его участием готовилась международная конвенция по безопасности рыболовных судов. С 1978 г. член Экспертного совета ВАК СССР.
За годы работы в КТИ им было издано большое число научных трудов, в том числе принёсшие ему международный авторитет. В соавторстве с А.И. Раковым в 1981 г. им был издан первый в мире учебник по проектированию промысловых судов, широкую известность получила созданная им научная школа.
В 1970 г. Н.Б. Севастьянов был избран деканом судостроительного факультета. После слияния в 1987 г. кафедр теории корабля и проектирования судов Никита Севастьянов единогласно избран заведующим уже объединённой кафедры и успешно проработал в этом качестве до ухода на пенсию по состоянию здоровья осенью 1991 г.
В 1978 г. Н.Б. Севастьянову присвоили почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники». Он награждён многими правительственными наградами: двумя орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, 13 медалями.
Именем профессора Н.Б. Севастьянова названа улица в Ленинградском районе города Калининграда.
https://klgtu.ru/press/news/8388/