В. Цветков
Находясь у восточных границ страны, Кенигсберг являлся как бы связующим звеном между востоком и западом, где удивительным образом переплелась история Германии и России. Наиболее ярко это проявилось в авиации, однако по ряду причин имена некоторых людей, внёсших большой вклад в этой области, остаются неизвестными. Чтобы в какой-то мере восполнить этот пробел, и подготовлен данный материал.
Теперь обратимся к беспристрастным свидетелям того времени. В московском журнале «Аэро- и автомобильная жизнь» № 3 за 1912 год в статье «Воздухоплавание в Киеве» сообщается что «до Кудашева поднялся и пролетел 60 м моноплан Кремпа с мотором Кремп: полёт... не был зарегистрирован и не получил известности. Повторить же его из-за порчи мотора и недостатка в средствах Кремп не мог». Спустя год в то же журнале № 6 в статье «Аэропланы на лыжах» отмечалось, что моноплан Кремпа явился первым русским аппаратом, оторвавшимся от земли, кроме того, на нём впервые в мире было использовано лыжное шасси. Будем объективны и признаем приоритет Ю. Кремпа в России. В первом полёте самолёт братьев Райт преодолел всего 36,5 м, но это не умаляет их заслуг. Кстати, полёт А.С. Кудашева также официально не был зарегистрирован.
После революции следы Ю. Кремпа в Москве теряются, да и самолёт его из экспонатов исчез. Вновь фамилия Кремп упоминается уже в связи с постройкой первого планёра в Кенигсберге зимой 1921/22 г.г., в строительстве которого он принимал участие (3). Возможно, что после политических потрясений в России, Ю. Кремп перебрался в Кенигсберг, где и продолжил свои работы в области авиации. Построенный с его участием планёр весной 1922 года начал полёты на Куршской косе, что послужило началом развитию планеризма в Восточной Пруссии. В России,, да и в Германии имя Ю. Кремпа, одного из пионеров авиации, остаётся по-прежнему незаслуженно забытым.
Довоенная история авиации - это период романтики, первых перелётов и рекордов. Большим событием для Кенигсберга был полёт 3 ноября 1936 года на аэродром Девау самолёта АНТ-25 «Сталинский маршрут», которым управлял прославленный экипаж В.П. Чкалова. Спустя несколько месяцев этот экипаж посадит свой одномоторный АНТ-25 в Ванкувере, совершив первый в мире беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Америка. В своих мемуарах штурман экипажа А.В. Беляков очень скупо описал прилёт самолёта в Кенигсберге «Первую посадку нам предстояло сделать в Кенигсберге - главном городе Восточной Пруссии... В Кенигсберге экипаж встречал наш советский консул» (4)| Сейчас можно сказать, что этим «консулом» был директор совместного русско-германского общества воздушных сообщений Дерулюфт М.О. Арнольдов. В то_ время назвать реальную фамилию А.В. Беляков не решился. Это и понятно, в 1938 году М.О. Арнольдов как «враг народа» был расстрелян по надуманному обвинению. Михаил Осипович Арнольдов - участник гражданской войны, в 1927 году окончил школу лётчиков, в качестве пилота принимал участие в разгроме басмачества в Средней Азии, первым в СССР начал осваивать «слепые полёты». В начале 30-х годов окончил военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, а в 1935 году возглавил советскую дирекцию Дерулюфта. Благодаря хорошему знанию немецкого языка и эрудиции, получил высокую оценку министра авиации Германии Г.Геринга.
Общество Дерулюфт начало осуществлять воздушные перевозки между Кенигсбергом и Москвой ещё до возникновения отечественной гражданской авиации и было самым успешным и продолжительным совместным обществом двух стран. Особенно значительных результатов оно достигло в период правления М.О. Арнольдова. В связи с прибытием в столицу Восточной Пруссии экипажа В.П. Чкалова, его встречу и размещение в гостинице производил директор Дерулюфта, для которого Кенигсберг был базовым аэродромом общества. Сквозь годы и испытания судьбы сохранилась помятая фотография М.О. Арнольдова в Кенигсберге у самолёта АНТ-25 рядом с В.П. Чкаловым. История Дерулюфта несмотря на большой вклад этого общества в развитие отечественной авиации, не нашла должного отражения в литературе. Наиболее вероятной причиной этого явилось то, что все советские руководители общества подверглись репрессиям, а начавшаяся война и разрыв отношений между двумя странами ещё более сделал эту тему непопулярной на многие годы.
Много лет спустя дочери М.О. Арнольдова была предоставлена уникальная возможность совершить полёты по всем авиалиниям Люфтганзы. Немецкие летчики брали «под козырёк», когда она входила в самолёт, отдавая должное заслугам её отца. Несмотря на реабилитацию, имя М.О. Арнольдова в России остаётся неизвестным до настоящего времени.