А. Губин
Отто Карл Эренфрид Николаи.
Родился 9 июня 1810 года в Кенигсберге. В июне 1826 года покинул Кенигсберг, жил в Берлине, Риме, Вене. Основатель Венского филармонического оркестра. С 1847 года перебрался в Берлин, где скончался 11 мая 1841 года. Похоронен на кладбище Доротеен. Автор многих музыкальных произведений, среди которых наибольшую популярность получила опера «Виндзорские проказницы» по пьесе В.Шекспира. |
Отец будущего композитора, Карл Николаи, родился в Кенигсберге в 1785 году в семье торговца-кондитера. Юные годы провёл в лавке отца, присматривая за товаром. Обладая неподседливым нравом, он пытался постичь коммерцию, юриспруденцию и даже философию. Попутно занимался музыкой и проявлял в ней некоторые способности. Повзрослев, Карл Николаи бросил отцовскую лавку и направился путешествовать по свету в поисках счастья. В Польше он несколько преуспел на музыкальном поприще, выступая в концертах, где пел приятным тенором чувствительные арии. В 1809 году Карл Николаи женился и вернулся в Кенигсберг. На следующий год родился сын Отто. Отец пытался пристроиться в Кенигсберге, но тяга к приключениям пересилила. В 1811 году он зачем-то направился в Россию, причём пытался нелегально пересечь границу. В то неспокойное время преддверия войн с Наполеоном, Карла Николаи приняли за прусско-французского шпиона и посадили в смоленскую тюрьму. Впрочем, скоро он освободился, долго болтался по России и, наконец, в 1819 году объявился в Рижском оперном театре, а через два года - в Мемеле, откуда вернулся в Кенигсберг. Он с трудом устроился дирижёром в местный оркестр, часто выезжал на гастроли. В 1832 году ему удалось поставить в Позене свою оперу «Принцесса из Какомбо». Но жизнь всё равно не ладилась. С первой женой Христиной Вильгельминой он расстался лет через пять-шесть. В 1824 году женился на Минне фон Португаль, прижил с ней дочь и развёлся. В 1836 году Карл Николаи, опутанный долгами, приехал в Берлин и жил на попечении сына. После смерти сына оказался в тяжёлом материальном положении и скончался в Берлине 21 марта 1857 года.
Мать композитора Христина Вильгельмина происходила из семьи пастора Лаубера. Привыкшая жить в размеренном ритме в доме священнослужителя и к строгому укладу, она не могла принять сумасбродств мужа. Едва только сын Отто был отдан на учёбу в школу, она развелась и уехала в Западную Пруссию. С сыном виделась редко в нечастые наезды в Кенигсберг.
Да, детство Отто Николаи, лишённого постоянного родительского внимания, протекало далеко от радости и безоблачности. Он жил у родственников и учился во Фридрих-шуле за счет Росгартенской общины. Самое поразительное, мальчик всей душой стремился к отцу, надеясь найти в нём друга, утешителя и духовного наставника. Эти трогательные чувства он сохранял до конца своих дней. Об этом же свидетельствуют письма к отцу, полные сыновней почтительности.
Вот первое из сохранившихся писем, датированное 29 апреля 1820 года. В нём мальчик сообщает отцу, что сильно переживает по поводу плохих отметок по математике и о возможной задержки перехода в следующий класс. Он обещает непременно исправиться. Далее Отто пишет, что в пасхальные праздники, вместе с кузеном Юлиусом, он побывал в Пиллау и потому пропустил шесть дней школьных занятий.
Спустя полгода, 18 октября 1820 года. Отто пишет к отцу: «Мне так приятно, что ты радуешься вместе со мной. "Ведь я всё же ухожу из третьего класса и мне пришлось сильно напрягаться, чтобы перейти в четвёртый класс. Твоё пожелание, любимый отец, на продолжение музыкальных занятий, я непременно исполню. Я уже беру уроки музыки у добрейшей тётушки Жаннеты, прежде, чем ты успел мне о том написать».
20 декабря 1820 года Отто в письме благодарит отца за приятный подарок к Рождеству и за томик стихов, о котором он давно мечтал. Он сильно сокрушается, что не может сделать отцу подарка, кроме этого письма, и обещает, что потом постарается доставить ему радость. Через некоторое время Отто просит в письме прощения за долгое молчание, благодарит за присланные тетради с музыкальными упражнениями, скомпонованными отцом. Он пишет о своих школьных успехах и о покупке дядей нового клавира у мастера Хаесена.
После столь нежной переписки отец возвращается в Кенигсберг. Эпистолярную идиллию сменяет тяжёлая пора.
Отец, прослушав музыкальные пассажи сына, решил, что Отто вырос гениальным ребенком и что его талант можно выгодно эксплуатировать, наподобие концертирований маленького Моцарта. Влекомый алчностью, отец мысленно подсчитывал барыши от турне с сыном по столицам Европы. Он принялся нещадно тренировать мальчика, заставляя его разучивать труднейшие пьесы и требуя виртуозности исполнения. Занятия музыкой под строгим руководством превратились для Отто в источник постоянных мучений.
Вундеркинда из Отто явно не получалось, несмотря на явные музыкальные способности. Это бесило отца. Он частенько хватался за ремень, заставляя юношу часами просиживать за клавесином, отрабатывая технику до изнеможения. Такая жизнь заставила 12-ти летнего Отто предпринять попытку бегства. Но он был пойман в самом начале пути и возвращён отцу.
Временные отлучки отца на гастроли стали светлой отдушиной в тяготе чёрных дней. Только в эти дни Отто мог спокойно учиться и предаваться музыкальным занятиям без родительского понукания. Поразительно, что тяга к музыке в нём не увяла. На фоне всего этого просто потрясающим представляется письмо, написанное Отто Николаи к отцу 16 февраля 1826 года: «Дорогой отец! С глубокой печалью я осознал, что ты провёл две озабоченные бессонные ночи. Хотя я и не могу более иметь притязания на твою отцовскую любовь и доброту, я всё же осмеливаюсь с глубокой скорбью обратиться к тебе с последней просьбой. Умоляю, не отвергай её! Как часто, любимый отец, ты говорил мне, что был бы счастлив, если бы я первым ушёл от тебя и нашёл где-нибудь для себя счастливый приют. Бывая подле тебя, я не доставлял тебе счастливых часов. Но куда я могу пойти? Разве только к инструментальному мастеру господину Хаезену, на что ты уже давал мне раньше свое благословение. Ах, милый отец! Я ныне настроен очень решительно и сам намерен просить о том дядюшку Хаезена, только дай мне своё согласие. У него, дорогой отец, я смогу стать настоящим человеком, и, возможно, впервые буду иметь свой хлеб. Позволь мне сделать выбор, который я сам хочу. Не отвергай моей последней просьбы. Добрейший господин Хаезен намерен не только взять мне учителя, но и собирается преподать первые уроки религии. О, отец! Ты имеешь возможность сделать своего сына счастливейшим человеком!»
Отец был доволен, что так легко отделался от сына, которым стал тяготиться, не найдя в нём блестящего пианиста. Отто действительно перешёл жить к Хаезену, но не мог осилить там повседневную нудную работу ремесленника по изготовлению деталей для фортепиано. Он вернулся домой к отцу и снова попал в невыносимую жизнь постоянных попрёков. Более выдерживать он оказался не в силах.
В июне 1826 года, едва ему исполнилось 16 лет, Отто бежит от музыкальной муштры и телесных наказаний. Он без сожаления покидает Кенигсберг и отчий дом. В кармане у Отто лежал только один талер, подаренный ему при рождении, хочет начать новую жизнь и надеется зарабатывать игрой на фортепиано, появляется у матери в Старгарде. Там он случайно знакомится с композитором Карлом Цельтером, который в 1809 году музицировал в Кенигсберге перед королем Фридрихом Вильгельмом III и королевой Луизой. Карл Цельтер увёз Отто в Берлин и преподал юноше уроки высокого искусства.
Прошло 18 лет. Отто Николаи, руководитель известного в Европе Венского оркестра, вдруг получает приглашение из полузабытого Кенигсберга, из которого он когда-то бежал в порыве горького отчаяния. Он снова увидел стены родного дома, очертания Штайндамской церкви, замок и Кафедральный собор. Под сводами собора торжественно звучит праздничная увертюра «Неприступная крепость - это наш Бог», специально написанная О. Николаи в честь 300-летия Кёнигсбергского университета. Композитор дирижирует оркестром. Он осыпан почестями и принимает поздравления.
Последующие встречи Отто Николаи с Кенигсбергом случились только после смерти. Его знаменитая опера «Виндзорские проказницы», поставленная в Берлине за два месяца до кончины композитора, триумфально исполнена в Кенигсберге в апреле 1853 года. В 1886 году улочка Предигерштрассе, где стоял дом семьи Николаи, переименована в Николаи-штрассе. В 1936 году на доме композитора появилась памятная доска, а в местном оперном театре поставлен бронзовый бюст работы Кёнигсбергского учителя школы искусств Ф.А. Трейне.
А сейчас, похоже, Отто Николаи опять ушёл из родного города. 190-летие со дня его рождения прошло в Калининграде незаметно. Отчий дом не сохранился, Николаи-штрассе затерялась среди новостроек. О восстановлении памятной доски пока не идёт даже речи. Бронзовый бюст безнадёжно утерян. Осталась только музыка...