Ирина Кожевникова
Научный сотрудник Калининградской
художественной галереи
Одной из первых акций Калининградской художественной галереи была выставка произведений из частных собраний, проходившая в мае 1989 года. Значительное место в ней принадлежало коллекции миниатюрной графики художника С. Тюканова. Среди работ ведущих европейских мастеров были и произведения польских авторов. По окончании выставки коллекция была приобретена галереей.
Так к нам попали произведения двух замечательных польских художников - Збигнева Янечки (Zbigniew Janeczka) и Анджея Кота (Andrzej Kot). Это традиционные книжные знаки - экслибрисы, которыми владельцы библиотек помечают принадлежащие им книги. Оба автора создают миниатюры, выходящие за рамки прямого функционального назначения. Их экслибрисы являются самоценными художественными произведениями.
Офорты 3. Янечки, безукоризненные по технике, поэтичны и часто навеяны литературными сюжета ми, а иногда уводят в мир образов сновидений, где всё находится в непрерывном движении-изменении- перетекании из формы в форму, из пространства в пространство. Рассматривая эти миниатюры, мы мо жем увидеть зарождение линии, её происхождение из мира природы. Это - структура листа с многочис ленными прожилками, спиралевидные линии отложений, формирующих раковину, волосы, клубящиеся облака... Двигаясь вдоль линий, мы можем проследить, как формируется объект и даже как он может переместиться в пространстве или во времени.
А. Кот работает пером и тушью, а затем печатает свои миниатюры офсетным способом. Он подходит к созданию экслибрисов, как к шутке или игре. Серьёзный книжный художник и каллиграф, он как бы отдыхает и даёт волю озорной фантазии пересмешника и балагура. Его миниатюры явно характерны и имеют конкретных адресатов, чьи пристрастия или особенности личности обыгрываются с мягким юмором и изобретательностью. Любимые образы А. Кота - звери, рыбы, птицы, цветы. Однако среди нескончаемого разнообразия «меньших братьев» художник явно привечает своего тёзку - кота. Этот парафраз фамилии художника - его дань самоиронии. Забавные кошачьи мордочки выглядывают в самых неожиданных местах. Ещё одна особенность миниатюр А. Кота - использование разнообразных шрифтов как декоративных и композиционных элементов сюжета.
Линия у Кота имеет совершенно иной смысл, нежели у Янечки: она создаёт контур рисунка, как бы фиксируя его на плоскости, констатируя факт его существования. Здесь не надо следить взглядом за развитием сюжета, так как всё уже есть: создано и запечатлено.
А.Кот. Экслибрисы (Калининградская картинная галерея)
| |
З.Янечка. Экслибрисы (Калининградская картинная галерея) |