Николай Чебуркин
Памятник королю Фридриху Вильгельму III был открыт 3 августа 1851 года в Королевском саду (так тогда называлась Парадная площадь) в присутствии его сына прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Фигура короля, одетого в генеральскую форму с пурпурной мантией и лавровым венком на голове, восседала на нетерпеливом коне тракененской породы. Конная статуя короля опирается на шесть женских аллегорических фигур на постаменте. Стоящие фигуры Веры, Справедливости, Любви, Мудрости находились на углах, на восточной стороне стояла облачённая в доспехи Боруссия (символизирующая храбрость) и на западной стороне - несущая рог изобилия Благоденствие (символизирующая Согласие). Между ними на цоколе располагались пять превосходных многофигурных рельефов с композициями из истории освобождения Пруссии от Наполеона. На восточной стороне имелись два рельефа с сюжетами на тему: королевская семейная жизнь и король на совещании со Штайном, Харденбергом и Шарнхорстом. Западная сторона содержала два рельефа с видами: танцующего крестьянина в счастливом мирном пейзаже и прощание с добровольцами кавалерийского ополчения. На задней стороне был помещён рельеф, показывающий призыв к созданию вооруженного ополчения Йорком, обоими графами Дона, Хайдеманном и Барделебеном. На передней стороне цоколя был помещён прусский орёл с надписью под ним: "Нашему королю Фридриху Вильгельму III - благодарная Пруссия". По верхнему краю всего постамента тянулась надпись: "Его пример, его законы нас сильно побудили к освобождению Отечества. Ему благодарны мы мирным благоденствием".
Авторами этого величественного скульптурного творения были берлинский скульптор Август Кисс и восточнопрусский скульптор Рудольф фон Принтц, который изваял фигуру коня. О скульпторе Киссе известно, что он появился на свет 11 октября 1802 года в местечке Папротцене у Плеса в земле Обершлезии и получил при рождении три имени Август Карл Экхард. После окончания школы гравировального мастера по железу, с 1825 года он стал учеником знаменитого скульптора Христиана Даниэля Рауха (автора известных памятников Иммануилу Канту и королеве Луизе в Кёнигсберге). Августом Киссом были созданы следующие произведения: конная статуя короля Фридриха Великого для Бреслау в 1841 году, фигуры графов Шверина и Винтерфельдта на площади Вильгельма в Берлине и скульптура "Амазонка, борющаяся с тигром" в 1839 году. Кисс основал Национальную галерею в Берлине и оставил ей по завещанию 300.000 марок на приобретение новых произведений. Умер Август Кисс 24 марта 1865 года в Берлине.
Восточнопрусский скульптор Рудольф фон Принтц был потомственный дворянин и поэтому имел наследственный титул барона. Он родился 23 сентября 1818 года в Ризенбурге. По стопам своего отца, прусского майора, поступил на службу в кадетский корпус и в 1838 году получил звание лейтенанта. По рельефному бокалу его работы король Фридрих Вильгельм IV распознал в нём художника и направил во временную командировку в ателье скульптора Кисса. Принтц работал в 1848 году в Париже, в 1849-53 годы в Берлине, а затем до 1859 года в Риме. С 1860 года он поселяется в посёлке Плинкене на Самбии (ныне поселок Лесенково Зеленоградского района). У него, как у скульптора - анималиста, особенно хорошо получались фигуры львов и лошадей. Им созданы: для Плинкена звериная группа из цинка "Львиный убийца"; мраморный надгробный памятник его матери в Берлине; статуи "Утомлённая лошадь", "Лошадь у воды" и "Жеребец Каледониус". Умер Рудольф фон Принтц в Плинкене и был похоронен на кладбище в посёлке Санкт Лоренц (ныне посёлок Сальское Зеленоградского района).
Памятник королю Фридриху Вильгельму III был отлит в Графской отдельной литейной мастерской Лауххаммера. В качестве сырья использовались бронзовые стволы французских орудий, завоёванные в войне против Наполеона. По его доставки из матерской Лауххаммера под Эльстерведом в Кёнигсберг была задействована, основанная Иоганном Готтфридом Генце в 1837 году в Берлине, "Берлинско-Кёнигсбергская экспрессная перевозка" с использованием 16-ти лошадей. Для перевозки изготовили специальный высокий колёсный вагон, обитый железными бортами толщиной в три сантиметра. Органы государственной власти позаботились о том, что все другие повозки, а также почтовые и огромные транспортные вагоны, должны были уступать дорогу. Артиллеристы помогли перевозке по Кюстринскому мосту через Одер. В Ютерборге вынуждены были выкопать землю под городскими воротами, так как памятник оказался большим. То же произошло у Зелёных ворот в Кёнигсберге, а с новых Брандербургских ворот пришлось снимать наполовину готовую крышу. Так памятник прибыл в Кёнигсберг. Его радостно встречали кёнигсбержцы, исполняя хорал "Наконец все благодарим Бога".
Конный памятник королю Фридриху Вильгельму III благополучно пережил в апреле 1945 года штурм Кёнигсберга, но, к сожалению, разделил участь многих других кёнигсбергских памятников. Так 15 июля 1950 года группой сборщиков металлолома с целью переработки в лом, с разрешения председателя Ленинградского райисполкома Краснова, была сброшена и частично повреждена бронзовая конная статуя короля Фридриха Вильгельма III, стоящая перед зданием бывшего университета. И несмотря на то, что 3 августа 1950 года (ровно через 99 лет после его открытия) исполнительный комитет Калининградского городского Совета депутатов трудящихся принял решение № 407 "Об охране бронзового памятника, стоявшего на Университетской площади Ленинградского района", он не уцелел.
Памятник прусскому королю Фридриху Вильгельму III в Кенигсберге (Мартин Шмидтке "Кенигсберг в Пруссии", Хурузм, 1997) |
Решение исполкома Калининградского горсовета от 3 августа 1950 года (Государственный архив Калининградской области) |