Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград" История города |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
КРАЕВЕДЕНИЕ
Игорь Афонин ГЕРБЫ КЕНИГСБЕРГА И КАЛИНИНГРАДАЧто такое герб? «Гербами называются особые фигуры или символические изображения, представленные на основе известных, точно определённых правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или учреждению, а также городу, области или целому государству... Такие изображения даже в том случае, когда они служат отличительными знаками, ещё не соответствуют отсюда тому, что мы разумеем под словом герб; таковым отличительный признак становится лишь в том случае, если он утверждён за известным лицом, фамилией, сообществом и так далее, высшею государственной властью как постоянный и неизменный, то есть когда пользование таковым является известным исключительным правом» - такое определение герба дал известный русский историк, специалист по геральдике Ю.В. Арсеньев. Первые рыцарские гербы стали появляться с конца 11 начала 12 веков. Упоминание о первом городском гербе датировано 1110 годом в хронике города Бремена, когда несколько граждан города отличились в крестовом походе на восток и император Священной Римской Империи даровал городу герб, который и по сей момент город носит с гордостью (герб города: серебряный ключ на красном поле). Превращение населённого пункта в город сопровождалось правом иметь свой герб. Города, которые не имели пожалованный герб, сами вводят его, помещая изображение печати на щит, и рассматривают это как старый городской герб. А что же герб у нас в России? На Руси ещё в домонгольский период существовали эмблемы, которые впоследствии вошли в городской герб. Так изображение льва как символа Владимирско-Суздальских и Га-лицких князей впоследствии вошли в городской герб Владимира и Львова. Широкое распространение гербов в России относится ко времени царствования Петра I. В 1722 году впервые в России возникла герольдмейстерская контора. Этим актом подтверждалась официальность герба в государстве. Во времена царствования Екатерины II учреждались новые губернии и провинции. Возникала необходимость возводить в статус городов сёла и слободы, для которых создавались и гербы, так же создавались гербы и для городов, которые их ещё не имели. * * *Но обратимся к нашему городу. Старейшее упоминание Кенигсберга на документе можно найти на печати комтура Кенигсберга датируемом 1262 годом. Рисунок печати практически повторяет печать короля Чехии Отакара П. На ней, как и на печати Отакара II, изображён сидящий на троне король. Голова короля увенчана королевской короной, в левой руке он держит скипетр, а правая рука, согнутая в локте, держит державу с крестом. Под правой рукой короля нанесены буквы Е R С. По окружности латинскими буквами нанесена надпись «S COMENDATORIS IN CONIAGESB.+». Печать комтура является зеркальным отображением печати короля Отакара. Как известно 28 февраля 1286 года ландмейстер Конрад фон Тирберг в торжественной обстановке вручил в замке горожанам Кенигсберга (впоследствии - город Альтштадт) грамоту об учреждении городских прав, в которой были закреплены права горожан, в особенности их право на самоуправление по «Кульмскому городскому праву», которое, в свою очередь, являлось городской конституцией. Сразу же была сформирована администрация с бургомистром во главе, муниципальным советом и судом. Самая старинная сохранившаяся до нашего времени печать старого города (Кенигсберг, потом Альтштадт). датируемая 1360-м годом, представляет собой изображение рыцаря в доспехах сидящего на коне, в правой руке у рыцаря скипетр с наконечником в форме лилии, левой рукой он держит треугольный щит, на котором изображён крест, по середине креста видно изображение орла. Это никто иной, как чешский король Пржемысл II Отакар. По окружности печати нанесена надпись на латинском языке «S»SIVITATIS DE CONINXBERGHE+». Память об основателе города Пржемысле II Отакаре находим и в более поздней печати города Кенигсберга (Альтштадта, см. надпись печати). Печать датируется серединой 15 столетия. На этой печати во внутреннем круге изображён шестилепестковый (в последствии получивший название немецкого) щит, в верхней части которого изображена корона, а под ней крест. Корону и крест обрамляет орнамент в виде лепестков и веток. По окружности нанесена надпись на латинском языке «S»SECRETUM SIVITATIS: DE: KONIGSBERGNE:+». Вторым населённым пунктом на территории современного Калининграда, получившим городские права, является Лёбенихт. Лёбенихт (вначале - Нойштадт) получил городские права от комтура Бертольда Брюхавена 27 мая 1300 года. На первой известной печати, датируемой 1416 годом, изображён треугольной формы щит. В средней части помещена корона, обрамляемая сверху и снизу шестиконечными звёздами. По окружности латинским текстом, но готическим шрифтом: «SINOVE SIVSTAHS: LEVBENINICHT: KONIGERC.+». Кнайпхоф (вначале Книпав и Прегельмюде) - самая молодая из трёх частей города. Получил свои права 6 апреля 1327 года от гроссмейстера Вернера фон Орзельна. Первая известная городская печать датируется 1383 годом. Во внутреннем кольце изображена левая рука, выходящая из волн моря (три гребня на трёх волнах) и несущая королевскую корону, обрамляют руку слева и справа два рожка, направленные раструбами вниз. Надпись по окружности на латинском языке «SIGILLUV: BURIENSIUM: DE: NOVO KONIGSBERGK:». Схожа по символике и печать, датируемая серединой 15 столетия, правда, на ней изображены две волны, одна из четырёх гребней, а вторая волна имеет три гребня. И рука держащая корону уже правая. Надпись: «S: BURIENSIUM: NOVO. CITATTS: KONGSBG.». Несколько сложней изображение на печати Кнайпхофа, которая датируется 16 веком. В центральной части изображён рыцарь в доспехах, правая рука держит знамя, на эту же руку опирается щит, на котором изображена правая рука, держащая королевскую корону. Рука выступает из волн. Обрамляют руку два рожка, направленные раструбами вниз. Левая рука рыцаря согнута в локте и придерживает щит. Надпись нанесена на ленту по окружности «SIGILLU. CIVITATIS KNEIPHOF KONIGSBERGK PRUSSIA». Как видно, название «Кнайпхоф» появилась лишь на последней печати. До этого название писалось как «Новый Кенигсберг» и «Новый город».
Слободские печатиСобственные печати имели слободы, образовавшиеся в черте современного города Калининграда. Хотя они не получили городских прав, они обладали судебной властью. Закхайм — одна из старейших герцогских слобод и возникла почти одновременно с основанием Кенигсберга, акт о правах датируется началом 14 века (1326 год). На щите герба изображён Агнец Божий с крестообразным знаменем. Печать суда имела надпись: «SIGL...HIS AUF: F: FREIHEIT. SACKHEIM+» (предположительный перевод «Печать герцогского суда слободы Закхайм»). Впервые поселение Трагхайм упоминается в источниках в 1300 году, как владение Лёбенихта. В конце 1528 года поселение получило свой суд. Судья одновременно был и высшей администрацией. 16 ноября 1577 года герцогом Альбрехтом Фридрихом была утверждена печать суда, которая имела изображение головы оленя между двух елей. Девиз на печати: «FURSTLICH. FREIHEIT TRAGHEIN KONIGSBERG» или в переводе «Герцогская слобода Трагхайм Кенигсберг». 15 февраля 1542 года герцог Альбрехт даровал Росгартену герцогские привилегии. Таким образом, поселение получило самостоятельность. Староста поселения и его помощники образовали суд. Печать суда была дана поселению 16 октября 1576 года, на ней был изображён пасущийся на лугу конь, надпись на печати «SIGL. DER FDL: FREIHEIT VORDER ROSGARTEN+» (русский перевод: «Печать герцогской слободы Фор-дер Россгартен»), С 1610 года при курфюрсте Иоганне Сигизмунде и позже при его сыне Георге Вильгельме, началась бурная застройка поселения Нойе Зорге. 4 марта 1662 года Великим Курфюрстом был основан суд, у которого была печать, на которой изображалась тянущаяся из небес рука, держащая между глаз угольник, на печати стояла дата 1662 и надпись на латыни: «SIGILL. IMMUNIT. NEUSORGE RECTUMINTER ETADQUUM» (в переводе: «Печать слободы Нойе Зорге, по праву и справедливости»).
Прочие печати, относящиеся к городуПри ландмейстере Генрихе фон Плоцке в 1309 году замок Кенигсберг становится резиденцией маршала (главнокомандующий вооружёнными силами) Тевтонского Ордена. На печати маршала, относящейся к 15-16 векам, был изображён конный рыцарь в доспехах, в правой руке несущий копьё со стягом, на котором изображён крест. В левой руке треугольный щит, на котором также изображён крест. По окружности имеется надпись «S. MARSCHALN ORDINIS+ DOMNS+ RURUNIRS+». После поражения Тевтонского Ордена и передачи Мариенбурга (Мальборка) польской короне, гроссмейстер Ордена в 1457 году перевёл свою резиденцию в замок Кенигсберг. Печать гроссмейстера 14-15 веков представляла собой изображение покровительницы Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии, сидящей на троне и держащей на левой руке младенца Иисуса, который в свою очередь держит в левой руке державу, а в правой руке Девы Марии - скипетр. Надпись по окружности на латинском языке: «QAGRI: GEINERAL: HOSPITAL: S. QARIE: THEVT: IERLQTAN+». Деву Марию можно увидеть и на печати ландмейстера Пруссии, где она изображена сидящей на ослике с младенцем на руках по пути в Египет, сопровождаемая Иосифом. Городской гербПостепенно изображения с печатей городов перекочевали на гербы трёх городов. Впервые описание городского герба, а вернее флаг, можно встретить у польского историка Яна Длугоша в его труде «Banderia Prutenica», где дано подробное описание всех знамён, участвующих в Грюнвальдском сражении 10 июля 1410 года. Среди прочих есть и знамя, принадлежащее отряду города Альтштадта, выступившего на стороне Тевтонского Ордена. На 26-м листе его труда имеется изображение флага с объясняющей надписью: «Banderium civitatis antique Kunigsperk alias Crolowgrod, quod ducebat civium magister Kunigsbergensis ex propriis civibus et terrigenis ore illius et ex mercenariis militibus collectum». Таким образом, эту дату (1410) можно считать первым известным изображение герба Альтштадта, хотя сам труд был написан значительно позже в 1448 году. Правда, в труде того же Длугошу «История Польши», изданной около 1480 года, находим несколько другую трактовку: «Сорок шестая (хоругвь) - города Книпова, имела в верхней части знамени красную корону на белом коне, а в нижней части - белый крест на красном поле». Хотя владелец флага указан ошибочно, стоит предположить, что под общим флагом Альтштадта Кенигсберга выступали горожане трёх городов. Кроме этого флага в грюнвальдском сражении упомянут ещё один. На 8-м листе «Banderia Prutenica» читаем « Banderium civitatis antique Kunigsperk alias Crolowgrod, quod ducebat civium magister Kunigsbergensis ex propriis civibus et terrigenis ore illius et ex mercenariis militibus collectum», а в «История Польши»: «Семнадцатая хоругвь - города Кинсберга имела знаменем белого льва с жёлтой короной на голове, на красном поле; над ним помещён был чёрный крест на белом поле; её предводителем был вице-маршал или вице-командор кинсбергский». В дальнейшем изображение флага Альтштадта можно обнаружить на карте Пруссии Генриха Целя, изданной в Нюрнберге в 1545 году. Среди трёх парусников, плавающих у берегов Пруссии, один под флагом города Кёнигсберга-Альтштадта, два других принадлежат Данцигу и Эльбингу, городам королевской Пруссии. Впоследствии изображение герба можно увидеть на плане города 1613 года («Беринг-план», автор Иохим Беринг), впоследствии переизданном в факсимильном варианте уже в 1855 году. Здесь герб Альтштадта держит щитодержатель в виде ангела, что соответствует канонам того времени. На этом же плане изображены и гербы двух других городов Лёбенихта на правой стороне литографии (тоже с щитодержателем) и Кнайпхофа в нижней части плана. Следующий план Кенигсберга на котором изображён герб, это план, датируемый 1627 годом, автор работы Эберхард Кизер. В верхнем правом углу плана находится щит с изображением венценосной головы (предположительно Отакара II). Такой же герб виден и на плане Кенигсберга Фридриха Хользиуса, датируемого 1632 годом. На плане Кенигсберга Матеуса Мериана 1641 года вновь изображены три городских герба, правда, здесь на гербе Лёбенихта звёзды восьмиконечные. Эти же гербы изображены и на гравюре 1659 года, дополнительно к городским гербам добавлены ещё три герба: Бранденбурга и самой Пруссии. На гравюре Иоханна Якова Фогеля, где город изображён с южной стороны, показаны три городских герба под рыцарскими шлемами. Герб Альтштадта держат два щитодержателя (по всей видимости, лесные люди-дикари, хотя не исключён вариант и горожан), а герб Кнайпхофа - два медведя. В 1696 году у лестницы Кнайпховской ратуши появились две статуи медведей, держащих в лапах щиты с гербом Кнайпхофа. Эти статуи сохранились до наших дней и их можно увидеть в музее Кафедрального собора. Следует сказать, что медведи стали символами Кнайпхофа. * * *13 июня 1724 года прусский король Фридрих Вильгельм I издал указ об объединении трёх городов. При объединении городов каждый город остался при своём гербе. Новый герб для города не был изобретён, а три герба были объединены прусским орлом. Под правым крылом расположился герб Лёбенихта, под левым -герб Кнайпхофа, а в середине - Альтштадта. Этот вариант был предложен королю на утверждение прусским правительством. После незначительных изменений, внесённых самим королём, герб высочайше был дарован горожанам. Надо отметить, этот герб был единственным по своему исполнению в европейской городской геральдике. Прусский герб — это на белом поле взлетающий (с полураспущенными крыльями) чёрный орёл. На шее орла изображён ряд стоячих перьев. Крылья с обеих сторон правильно распущены, образуя дугу с каждой стороны, состоящую из семи длинных перьев. Перья приподняты к верху, причём перья, расположенные в нижней части крыльев, длиннее верхних. Между ними изображены тонкие, острые, в виде нитей перья. Кости, составляющие основу крыльев, узловаты и усажены короткими перьями. Хвост орла изображён в стиле орнамента, с завитками, расположенными симметрично. При этом одно заострённое перо направленно вниз. Голова обращена в правую сторону, глаз с хищным огненным выражением. Золотой открытый клюв с высунутым красным языком сильно изогнут вниз. Ноги орла большие, обнажённые от перьев в нижней части, когти сильно загнуты. Через крылья орла проходит серебряный серп, с концами, обращенными вверх, которые заканчиваются трилистником. Этот серп произошёл от металлической скобы, служившей для крепления вырезанных фигур орла к щиту. Трилистник состоит из трёх закруглённых лепестков, соответствуя листу клевера. Кроме того, на королевском гербе орёл увенчан королевской короной и в правой лапе держит скипетр, а в левой державу - символы королевской власти. На груди орла инициалы FR - Friedrich (Friedericus) Rex - Фридрих Король - основатель прусского королевства. На гербе города у прусского орла есть свои особенности: 1) на гербе Кенигсберга видно только шесть длинных перьев; 2) инициалы на груди орла FWR - Friedrich Wilhelm Rex - Фридрих Вильгельм Король - в памяти о короле, объединившем Кенигсберг; 3) королевская корона венчает инициалы, а голову венчает корона герцогская и, наконец, у орла отсутствуют символы королевской власти. Этот герб просуществовал всё восемнадцатое столетие, хотя подтверждения этому факту я в доступной литературе не обнаружил. А вот на городском плане Христофа Реймера и Вильгельма Филиппа Килиана (около 1725-1765) мы видим три герба города, соединённых вместе под королевской короной, но орёл на данном изображении отсутствует. Щитодержателем является ангел с фанфарой и на флажке фанфары видны буквы F.R.W. (Friedrich Wilhelm Rex). А на гравюре Фридриха Бернхарда Вернера (1729-1730) гербы вновь разнесены над изображением «своего» города, причём на гербе Лёбенихта звёзды пятиконечные, как в английской или французской геральдике. А на гравюре Иоханна Христиана, в качестве городского герба можно видеть только один герб Альтштадта. В 1758 году город присягнул русской императрице Елизавете. По утверждению немецких историков прусского орла сменил двуглавый русский. Хотя и тут я документального подтверждения в доступных средствах не обнаружил. Хочу высказать сомнения относительно этой версии. Всем известно, что во времена вхождения провинции в состав Российском империи, Елизавета выпустила монеты для Пруссии. На монетах достоинством 2, 6, 18 гроша и 1/6 талера отчеканены именно прусские орлы, а не русские как можно было предположить, с надписью «ELISAB. I D.G. IMP. ТОТ. RUSS.». А на «Генеральной карте Прусских земель 1758 года», изданной в России над планами Кенигсберга и Пиллау парит прусский орёл. С новыми городскими реформами 1808-1809 годов пришёл и новый городской герб. Герб по своему построению напоминал большой герб Пруссии. Поле герба было разделено на девять щитов. Сердцевинный щит, как правило, в таких случаях главный, нёс изображение, повторяющее изображение городской печати 1360 года. На красном поле пересечённым ромбовидными золотыми нитями изображён конный рыцарь в доспехах, в правой руке рыцарь держит скипетр с наконечником в форме лилии, левой рукой он держит треугольный щит, на котором крест, в середине которого изображён черный орёл. Конь ногами упирается на зелёное поле. В верхнем ряду: справа герб Альтштадта, посередине - Лёбенихта, а слева, видоизменённый, Кнайпхофа. В этом варианте герб Кнайпхофа разделён на два поля. На верхнем серебряном поле щита изображена золотая корона. На нижнем зелёном поле два золотых охотничьих рога и рука в голубом рукаве, поддерживающая корону на верхнем поле. Изображение моря отсутствует. Справа от сердцевинного щита - герб Трагхайма (за основу которого взята печать его суда 1577 года), представляет собой коричневую голову оленя на голубом поле, расположенную между двух елей, стоящих на зелёном поле. Слева - герб Закхайма (печать 1578 года), - на голубом поле Агнец Божий, опирающийся на зелёное поле, с красной хоругвью, на которую нанесён белый крест. Нижний ряд:
Новый подробный герб носил название «коммунальный» и считался «некрасивым» и «фальшивым» с точки зрения геральдики. Изображение «коммунального» герба можно обнаружить на большой карте Валерьяна Мюллера (1815 год) и в карманной книге Кенигсберга Фабера (путеводителе по Кенигсбергу Фабера 1829 года). Впоследствии герб был «облачён» в герцогскую мантию, так же имелись варианты с тремя основными городскими гербами под такой же мантией, кроме того, присутствовал герб под сенью парящего прусского орла. Изображение девяти городских гербов можно увидеть на «Плане королевского главного и резидентского города Кенигсберга» 1885 года. Здесь гербы объединены в три группы: в центре гербы Альтштадта, Лёбенихта, а ниже Кнайпхофа под общей старой королевской короной, справа гербы Закхайма, Трагхайма и «старый герб» (печать) Альтштадта под общей королевской короной, слева гербы Фордер-Росстгартена, Хинтер-Росстгартена и Нойе-Зорге, объединённые также королевской короной. Старый «альтштадтский герб» (печать) с изображением Отакара обнаруживается и на литографии Кенигсберга 1860 года. А вот герб Кнайпхофа видим на плане этой части Кенигсберга 1844 года, посвященном юбилею университета. В последней четверти девятнадцатого столетия «коммунальный» герб практически прекратил своё существование, хотя в книге Армштедта и Фишера «Краеведение Кенигсберга», увидевшей свет в 1895 году на форзаце изображён именно он. «Коммунальный» герб сменил новый, объединивший гербы трёх городов под общей королевской короной: сверху справа располагался герб Альтштадта, слева - Лёбенихта, внизу - Кнайпхофа. Именно этот герб украшал башню кнайпхофской ратуши, в которой заседал Кёнигсбергский магистрат вплоть до 1927 года. Гербы были нанесены на щиты немецкого типа, а вот на гербе Альтштадта вкралась геральдическая ошибка: крест оказался мальтийским. Мальтийский крест можно обнаружить также на «коммунальном» гербе и на этикетке (назначение которой мне неизвестно), изданной магистратом города (по всей видимости конец 19 века). Этикетка повторяла собой городскую печать и была выполнена на тиснённой плотной бумаге в виде круга с зубчиками на внешней стороне, в центре было изображение трёх гербов под общей короной, а по окружности надпись «MAGISTRAT d KONIGL. HAUPT u RESIDENZSTADT KONIGSBERG». Следует отметить, что к этому же периоду относится и выпуск этикетки с символикой (печатью) кёнигсбергского купечества, на которой был изображён трёхмачтовый парусник с королевским прусским орлом на корме и надписью «VORSTEHER AMT D. KAUFMANNSFT zu KONIGSBERG». Щит, с описанным выше гербом, держал в лапе лев на лестнице биржи, а вот его брат держал щит с гербом кёнигсбергского купечества (трёхмачтовый парусник). Львы работы скульптора Гундризера украсили биржу в 1875 году. Эти гербы можно было видеть до 1973 года, когда они добросовестно были залеплены, как «проклятое прошлое», при открытии советского Дома культуры моряков. Больше повезло гербу Кенигсберга, украшающему фасад здания сегодняшнего Калининградского государственного технического университета на Малом переулке - ул. профессора Морозова (бывшее здание профессиональной школы на Зелькешт-рассе, построенное в 1914 году). Три герба находятся в овале, который обрамлён завитками и увенчан королевской короной. Щитодержателями здесь являются два карапуза. В популярном справочнике по городской геральдике Отта Хуппа, изданного в 1896 году, герб Кенигсберга представлен в виде трёх отдельных щитов испанского типа, объединённых чисто графически, отсутствует объединительная корона. Под общей королевской короной три фигурных (немецкого типа) щита изображены в энциклопедическом словаре Майера в статье, посвященной Кенигсбергу, изданном в 1896 году. В 1906 году магистрат города принял решение о возвращении изображения герба, утверждённого королём Фридрихом Вильгельмом I в 1724 году. Этот герб был нанесён на все бумаги и печати муниципальных учреждений. Хотя официальный герб был под сенью прусского орла, но довольно часто встречается изображение из трёх щитов, так, например, в энциклопедическом словаре Брокгауза за 1931 год в статье «Кенигсберг», три щита изображены в одну строку: справа герб Кнайпхофа, посередине герб Альтштадта и слева герб Лёбенихта. А на фотографии 1924 года, изображающей у могилы Канта собрание граждан по случаю юбилея великого кёнигсбержца, видим флаги города с гербом, имевшем место в конце 19 столетия. Ещё один вариант городского герба появился в 1925 году. Попытка объединить на одном щите (испанского типа) три герба была предпринята на этикетке прямоугольной формы, с зубчиками по периметру. Герб выполнен в стиле тенденций в графике того времени, над гербом надпись: «Konigsberg in Pr. Konigr. Preussen /Provinz Ostpreussen/ Reg. = Bez. Konigsberg». Кроме этикетки, которая, кстати, входила в серию с изображением гербов городов Восточной Пруссии, этот герб можно было обнаружить на открытках с видом на замок. С приходом нацистов к власти, государственная символика претерпела существенные изменения, однако провинциальная и городская символика Восточной Пруссии осталась без изменений, хотя на письме, отправленном городским советом, круглый его штамп изображал только герб Альтштадта с надписью по окружности: «Rat der Stadt * Konigsberg *» (* - свастика). Описание традиционного герба Кенигсберга.
Поле щита имеет пересечение (то есть щит делится продольной или горизонтальной линией). В главной (верхней) стороне щита на серебряном поле изображена старая королевская корона красного цвета (у Ф.Гауза она называется богемской). На нижней стороне на красном поле изображён гвоздеобразный серебряный крест. Серебряный цвет в геральдике обозначает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а также благородство, откровенность и белизну. Красный же цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию. Кроме того, красный цвет в геральдике имеет и фигуральное значение: кровь, пролитая за церковь. Красно-белые цвета для города были символами его городских свобод. Надо полагать, что именно это хотели сказать некоторые немецкие историки, называя изображение белого креста на красном поле антиподом тевтонскому гербу, хотя тут есть некоторое несоответствие в крестах, присутствующих на гербе города и на тевтонском гербе, последний носит название латинского или обыкновенного. Такой крест можно видеть на флагах всех скандинавских стран в различных цветовых решениях. В некоторых источниках встречается и другое название такого креста - георгиевский, в честь святого великомученика Георгия Победоносца (тут есть небольшое отличие в пропорциях). Такой крест можно увидеть, например, на флаге Англии, Греции, на новом флаге Грузии, кроме того, знамёна русских стрелецких полков украшал именно георгиевский крест. Надо заметить, что красно-белые цвета в различных вариантах присутствуют на многих гербах бывших имперских городов Европы. Но наиболее схожи с гербом Альтштадта-Кёнигсберга гербы Эльбинга (Эльб-лонга) и Данцига (Гданьска). Тут стоит сказать о том, что почти все русские дворянские роды, предком которых являлся «потомок королей прусских» Гланда Камбила Дивинович, имели гербы, в основе которых лежал данцигский (гданьский) герб (исключение составляли только Романовы). А вот гербовник Князева 1785 года указывает, что представитель этих родов граф Сергей Васильевич Шереметьев имел герб: «...золотая корона, то есть: герб древних Владетелей Прусских, и под оную серебряный Крест...», то есть уже кёниг-сбергский. Так же красно-белые цвета присутствуют практически на всех знамёнах и гербах славянских государств. Не исключением является и Чехия, историческими цветами которой являются красный и белый. А, как известно, король Чехии Пржемысл II Отакар является основателем нашего города. Красный цвет довольно активно присутствовал в различных названиях Альтштадта-Кёнигсберга: Красный кран, Красные весы на Ластадии, а также Красным назывался мост, который был перекинут через ручей по улице, получившей позднее название Хиндризерштрассе, а сама улица носила название Ротенбрюкеншт-рассе (улица Красного моста). Слева от герба Альтштадта присутствует герб Лёбенихта, поле которого голубое. В головном (верхнем) крае щита расположена серебряная звезда, в сердцевине - золотая, старая королевская корона и в подножье щита (нижний край) также расположена серебряная звезда. Синий цвет в геральдике обозначает целомудрие, честность, верность и безупречность, фигуральное значение цвета - небо; золото же символ богатства, справедливости, великодушия. Цвет города всегда считался синий (голубой), хотя в отличие от Альтштадта и Кнайпхофа, ни один городской объект Лёбенихта не носил в своих названиях слово синий (голубой). Правда была голубая башня, но она находилась на Кнайпхофе. Происхождение герба неизвестно. Предположительно, корона говорит об основателе города, а звёзды, по утверждению некоторых историков - о братьях Ордена Добжина, который был образован епископом Пруссии Христианом в 1228 году в рыцарском замке Добжин под Торном и который вместе с Тевтонским Орденом осуществлял завоевание Пруссии. Гербом Добжинского Ордена являлись меч и шестиконечная звезда. Кроме того, есть версия, что звёзды на гербе говорят о Тевтонском Ордене, который был образован в Палестине. Хотя это можно подвергнуть сомнению, ведь звёзды в немецкой геральдике, в основном, изображались шестиконечными, в редких случаях восьмиконечными, в отличие от геральдики Франции, Италии и Англии, где были приняты пятиконечные звёзды. На некоторых гравюрах старого Кенигсберга на щите Лёбенихта присутствуют и пятиконечные и восьмиконечные звёзды, о чём уже было сказано. В середине, чуть пониже первых двух, расположился зелёный щит Кнайпхофа. В верхней части герба изображена старая золотая королевская корона, поддерживаемая рукой. Ладонь руки телесного цвета, а рукав синего цвета, поднимается из синих морских волн. Слева и справа от руки зеркально расположены два золотых охотничьих рожка, согнутых в дугу и обращенные раструбом вниз. Тут есть небольшой казус: по законам геральдики тинктур (цвет, или финифть) должен наноситься на металл (на серебро или золото). Здесь же мы имеем синий рукав на зелёном поле. Зелёный цвет в геральдике обозначает луговую траву, а также надежду, изобилие, свободу и радость. В топонимике Кнайпхофа зелёный цвет встречался довольно часто. Следует отметить Зелёный мост, Зелёные ворота, Зелёный кран и Зелёные весы. Кроме того, Холландербаум в 1764 году носил название Зелёное дерево, а в 1764 году лавка пряностей называлась Зелёной Аптекой. Надо отметить, что зелёный цвет, в качестве полевого цвета щита, в немецкой геральдике применялся довольно редко, хотя в Восточной Пруссии щиты с зелёным полем мы находим в гербах Велау и Шталлупёнена. Происхождение герба Кнайпхофа неизвестно. Можно заметить, что на трёх гербах Кенигсберга присутствуют королевские короны, как указание о короле Отакаре П. Правда, следует сказать, что две старые королевские короны изображены и на «Гербе древних пруссов» (щит разделён на два поля: верхнее - на синем поле золотая корона, нижнее - на золотом поле перевёрнутая синяя корона) в рукописи И.Хенеманна, датируемой 1602 годом. Но тут корона никак не может говорить об Отакаре. На этом гербе короны - символ, как было сказано выше, древних Владетелей Прусских.
Герб КалининградаПосле 1945 года, когда город согласно Потсдама стал советским, и любые упоминания и свидетельства о «милитаристском гнезде фашизма» пресекались на корню, город вместе со своим историческим именем потерял и свой герб. Герб для нового советского города Калининграда, так и не был изобретён. Хотя это было не главным, многие старорусские города Советского Союза потеряли свои исторические гербы, как и не было герба, в научном понимании этого словаг и у самой страны (как известно, основной частью герба является щит). Только в середине 1960-х годов, когда разрешили проявить интерес к геральдике (серия статей в журнале «Наука и жизнь»), для городов стали изобретать свои советские гербы. Вместо обликов святых, крестов, орлов и прочей «царской» атрибутики, появились строительные краны, заводские трубы, автомобили, атомоходы, рулоны бумаги, металлопрокат, атомы_-_в общем, символы новой жизни. В это же время стали «неофициально» изобретаться и эмблемы городов области, в том числе и Калининграда. Но герб областного центра так и не был зарегистрирован. И, наконец, только с началом перестройки возник вопрос о создании герба Калининграда. Тогда же разрешили, хотя и со «скрипом» интересоваться и историей малой родины до 1945 года. Начали появляться в продаже вымпелы, календари, прочая печатная продукция и значки, на которых присутствовал и старый герб города. Основным инициатором выпуска этой продукции стал Григорий Лерман, краевед и председатель областного геральдического общества. Наиболее популярна была серия значков «Исторические гербы городов области» с гербом Кенигсберга образца 1906 года. Приложил руку к этому бизнесу и автор этих строк. По моему заказу на одном из московских заводов в 1994 году была заказана серия значков «Исторические гербы городов Земланда». Среди них был и герб Кенигсберга. К сожалению, в этом значке были допущены отступления, не по моей прихоти: на гербе Альтштадта корона и на гербе Кнайпхофа рукав - изображены золотыми. А в 1990 году, при содействии областного фонда культуры и его тогдашнего председателя Юрия Иванова, в типографии «Калининградская Правда» была выпущена серия открыток, посвященная старому Кенигсбергу. Открытки были подготовлены к выпуску западногерманским издательством Rautenberg. Открывала эту серию открытка с гербом Кенигсберга. В 1992 году в «Кёнигсбергском курьере» (№ 16) появилась статья Алексея Губина «Герб Кенигсберга». В этом же году в журнале «Гербовед» (№ 2), издаваемым Русской геральдической Коллегией в Москве, была опубликована статья «Гербы Восточной Пруссии». Авторами являлись А.Губин и В.Кретинин. Следующим изданием, рассказывающем о гербе города, была самиздатовская брошюра из серии «Библиотека краеведа», автором был краевед Николай Чебуркин. Брошюра вышла в июле 1994 года, в этом же году Н.Чебуркин опубликовал статью в газете «Гражданин» (№ 34), а в 1995 году в этой же газете была опубликована статья Г.Лермана. Г.Лерман во втором номере за 1996 год журнала «Гербовед» опубликовал статью «Историческая геральдика города Кенигсберга». Этот же журнал в третьем номере за 1997 год издал статью известного археолога профессора Владимира Кулакова «Происхождение и символика герба Альтштадта (Кенигсберг). Постановка проблемы». Перестройка шагала семимильными шагами: городам в России возвращались их исторические имена. Ну, и если не все города в России вернули исконные исторические имена, то свои старые гербы вернули практически все населённые пункты. Но у нас решили создать свой новый герб. В прессе возникла полемика, каким должен быть герб города. Спектр был таков: создание нового с отказом от старой «реваншистской» символики, до сохранения отдельных старых элементов в новом гербе. В защиту первого варианта выступили депутат Государственной Думы В.Никитин, доцент Калининградского государственного университета Л.Терентьев, председатель правления общества «Русь» А.Соловьёв, президент ассоциации морских капитанов П.Чагин, президент Балтийского отделения Международной Славянской академии академик А.Женатов, профессор Международной Славянской академии А.Дмитровский. Создание нового герба, но с сохранением элементов старой геральдики, поддержали профессор Калининградского государственного университета Казимир Лавринович, член инициативной группы по проведению конкурса на герб и флаг Калининграда Иван Бакрымов, краевед Григорий Лерман. С предложениями по сохранению исторического герба выступил автор этих строк, в своём письме в адрес редакции газеты «Янтарный край». И хотя официального ответа от мэрии не было, но по телефону со мной связался тогдашний сотрудник мэрии и один из идеологов создания нового герба Иван Бакрымов. В этой приватной беседе он попытался мне объяснить свою позицию о необходимости создания нового герба. Среди аргументов об этой необходимости было и такое, что утверждение старого герба может привести к вопросу о принадлежности города к России (то есть утверждение исторического герба может привести к пересмотру Потс- дамского соглашения 1945 года и Хельсинской договорённости о нерушимости принятых границ). Первым реальным шагом для создания нового герба было постановление мэра города В.Шилова «О создании геральдики Калининграда» от 17.10.1994 года за № 1429 (см. «Гражданин» от 27 октября 1994 года) и проведении открытого конкурса. Организация конкурса по поручению мэрии города Калининграда была поручена муниципальному предприятию «ФестивальЮ-Би-Си» во главе с директором этого предприятия Тамарой Шкуренко. Конкурс получил статус международного. Были определены Положение конкурса и его премиальный фонд. В конкурсе могли принять участие все желающие, правда, за участие в конкурсе надо было заплатить денежный взнос (20000 рублей - физические лица, 200000 рублей - юридические лица и коллективы авторов, 200 долларов -иностранцы). Все конкурсные работы были выставлены для общего обозрения. Специальная комиссия должна была отобрать лучшие работы и отправить их в Государственную герольдию, где и должна была решиться судьба символа Калининграда. В интервью мэра города Виталия Шилова «Российской газете» тогда прозвучала, что вовсе не обязательно, что только отмеченные жюри работы выйдут во второй тур, будет учитываться также мнение горожан, и пять-шесть работ, прошедшие через сито отбора, будут вынесены на референдум. Там же он высказался в том духе, что без пруссов и кусков янтаря в гербе никак не обойтись. Учреждены были следующие премии: 1-е место - 2000 долларов, 2-е место - поощрительная премия - 1000 долларов и 3-е место - 500 долларов. Год работы организаторов и вот, наконец, 8 августа 1995 года Международная конкурсная выставка проектов герба и гербового флага города Калининграда открылась в Музее Мирового океана. (Выставка работала около двух месяцев) Выставку открыл тогдашний первый вице-мэр Калининграда Игорь Кожемякин. В конкурсном показе участвовали 35 проектов герба и столько же - гербового флага. Перед проведением выставки в Музее Мирового океана был проведён открытый молодёжный конкурс рисунка герба Калининграда под девизом «Родному городу - достойный герб». В начале апреля 1995 года конкурсная комиссия подвела итоги, и в культурно-досуговом центре под звуки фанфар были названы лучшие и вручены призы. Победила в конкурсе молодая супружеская пара - Татьяна Мухина и Сергей Янтасов из посёлка Лесное, что на Куршской косе. Из рук мэра города В.В. Шилова они получили главный приз -коллекционную кружку работы Петра Торопова, а также другие призы от спонсоров конкурса. Среди участников основного конкурса были художники, рабочие, инженеры, преподаватели, деятели культуры, студенты, учащиеся. Кроме калининградцев, в конкурсе принимали участие жители Тулы, Калуги, а также граждане Литвы, Польши, Германии. К сожалению, уровень участников оставлял желать лучшего. Значительное число участников знало о геральдике только понаслышке, а некоторые и не представляли о существовании такой науки. Все желающие могли осмотреть работы конкурсантов и высказать своё мнение тайным голосованием, для этой цели была установлена соответствующим образом опечатанная урна. Но дальнейшая история конкурса оказалась покрыта мраком; жюри так и не собралось, чтобы подвести итоги конкурса. Кстати, в состав жюри вошли - художники, архитекторы, дизайнеры, археологи, историки (возглавил жюри руководитель Герольдии России профессор Г.В. Вилинбахов, хотя он ни разу официально не посетил это мероприятие, его интересы представлял сотрудник Государственной Герольдии М.Медведев); собранные со спонсоров деньги на призовой фонд «рассосались на организационные расходы», результаты конкурса так и не были опубликованы в печати, а победителя общественность так и не узнала. Правда, 10 работ, которым посетители выставки-конкурса отдали наибольшее количество своих голосов, были отосланы в герольдию. На их основе были даны конкретные рекомендации по доработке наиболее перспективных идей. Вопреки общепринятой практике была утверждена только одна творческая группа (Э.Григо, С.Колева-тов, М.Медведев), которая и создала известный калининградцам герб, устроивший и мэра, и депутатов, одобривших герб. Известно, что данный вариант герба в своём нынешнем виде на выставке представлен не был, но включил некоторые принципиальные элементы (волны, кораблик) конкурсных гербов. К уже известной группе авторов добавился И.Бакрымов в качестве руководителя авторского коллектива. Авторский коллектив стал активно пропагандировать свою работу среди общественных организаций. Так 25 февраля 1996 года И.Бакрымов и Э.Григо представили свой вариант на заседании клуба краеведов, в том же феврале состоялась встреча авторов в калининградской ассоциации морских капитанов. Перед заседанием городской Думы, на котором решался вопрос о принятии герба, Иван Бакрымов организовал в русско-немецком доме собрание интеллигенции города с целью поддержки своего проекта. На заседании присутствовали и тогдашние депутаты. Представленный герб не нашёл поддержки и собрание предложило приостановить на неопределённое время принятие герба. Однако буквально через день вопрос с гербом был решён: городская дума своим решением за номером 219 от 17 июля 1996 года приняла представленный герб. А мэр города подписал постановление от 25 июля 1996 года № 1700 «Об использовании герба и гербового флага города Калининграда». Поговаривают, что власти очень торопились, готовилась к выпуску книга «Гербы России», а там не было герба Калининграда. Вот его официальное описание. «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный одномачтовый корабль эпохи Петра I (типа «Коч») с серебряным парусом и серебряным вымпелом с лазоревым Андреевским крестом и о двух косицах; корабль сопровождён в оконечности волнисто (в две волны) положенными двенадцатью золотыми (янтарными, жёлтыми) безантами (шарами). Сердцевой серебряный и червлёный щиток пересечён: вверху - корона основателя старого города чешского (богемского) короля Пржемысла (Отакара II), внизу - лапчатый, на концах греческий крест переменных цветов. Щиток окружён лентой медали «За взятие Кенигсберга» - четырёхкратно продольно разделённой чёрной и зелёной с тонкой зелёной канвой. В верхней части лента разомкнута над сердцевым щитком и образует силуэт молодого листочка (ростка)». Герб был направлен в Государственную герольдию при Президенте России для проведения экспертизы и внесения в Государственный геральдический Регистр и присвоения ему регистрационного номера. После этого у авторов начались разногласия, которые продолжаются и по сей день. Авторство герба оспариваются в судах различных инстанций. Наконец решениями городского совета депутатов Калининграда от 28.04.1999 года № 172 «Об официальных символах органов городского самоуправления» и от 06.10.1999 года № 298 «О внесении изменений и дополнений в решение № 172 от 28.04.1999 года.) утверждён герб Калининграда и Положение о нём. При этом герб, утверждённый в 1996 году претерпел некоторые изменения. Новый пакет с документами был отправлен на согласование в Геральдический Совет при президенте РФ 09.06.2000 года. Члены Совета рассмотрели этот пакет документов и герб Калининграда зарегистрирован под № 579, о чём в своём письме на имя мэра и председателя Горсовета от 26 июня 2000 года за № А.23-2-200 сообщает государственный герольдмейстер Г.В. Вилинбахов. Официальное описание герба звучит теперь так: «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный корабль с одним парусом и с серебряным вымпелом о двух концах, обрамлённым лазоревым Андреевским крестом, на матче, прорастающей внизу тремя зелёными листам; и в оконечности - золотые безанты, уложенные в волнистый, о двух волнах, пояс и уменьшающиеся к краям. Сердцевой щиток пересечён серебром и червленью; вверху - корона, внизу уширенный на концах равноконечный (греческий) крест, обе фигуры переменных цветов. Щиток окружён лентой медали «За взятие Кенигсберга». В 2004 году под флагом Калининграда, правда, почему-то белым, (кстати, белое полотнище имел и флаг Кенигсберга) 12 июня на Красной площади выступили представители Калининградской области на параде субъектов Российской Федерации. Хотелось высказать своё мнение о гербе Калининграда. На мой взгляд, новый городской герб значительно уступает во всех отношениях историческому гербу. Он больше смахивает на фестивальную эмблему и, кстати, наш гербовый кораблик очень похож на эмблему восточно-немецкой ярмарки, а так же футбольного клуба из Ростока «Hansa». Самое главное достоинство герба, что он на момент принятия был самым молодым гербом России, но как известно молодость быстро проходит. А вот старый герб мог бы стать самым старым гербом нашего государства. Это, я думаю, тоже достойно уважения. Кстати, старейшим гербом на территории России в настоящее время является герб города Выборга. Кроме того, я не смог обнаружить графический вариант герба, который должен обязательно присутствовать при утверждении герба. Этот вариант отображается в двухцветной прорисовке по правилам геральдики.
Символы городаНеобходимо отметить и символы города, которые, как и герб, делают город своеобразным, не похожим на другие города. К ним, прежде всего, необходимо отнести, конечно, Иммануила Канта, великого гражданина города, памятник которому в годы перестройки вновь встал у университета. Да и сам университет, основанный в 1544 году, является неотъемлемой частью города. Только жаль, не хватило денег и смелости у руководства нашего региона восстановить и памятник основателю университета герцогу Альбрехту, которого также можно назвать символом города. Сейчас вроде, как утверждает Игорь Одинцов, руководитель муниципального предприятия «Кафедральный Собор», занимающегося восстановлением памятников истории, есть предпосылки к воссозданию памятника. Несомненно, символом города является и Кафедральный собор, который поднимается из руин. И естественно основным символом города является Кёнигсбергский замок. Башня замка была видна с любой точки города. В замке прошла коронация первого прусского короля Фридриха I, здесь был учреждён орден Чёрного орла, который можно без сомнения отнести к символам города. Гербы кавалеров ордена украшали стены замковой кирхи. Среди множества орденоносцев были представители известных дворянских фамилий Восточной Пруссии: Ауэрсвальды, Доны, Дёнхофы, Кайзерлинги, Финкенштейны, а также известные деятели России: генералиссимус А.В. Суворов, графы Шереметевы, князья Голицыны, графы Воронцовы и другие (кстати, на гербах Кутузова, Салтыкова присутствует прусский орёл, так как их роды считаются вышедшие «из Прусс»). Не менее популярным в городе был и замковый ресторан «Блютгерихт». В одном из залов ресторана были установлены пять громадных бочек, на трёх из них в середине днища были изображены городские гербы. Считаю, что можно было бы приступить к восстановлению великолепного символа города - замка, не сразу всего, а только самой небольшой его части, на тот объём, на который хватило бы спонсорских денег. И мне кажется, что если бы мы смогли начать его восстановление, то эта акция оставила бы больший след в истории города, чем разработка нового городского герба. А начать стоит с откопки старого замкового забора на южной стороне замка, его просто засыпали землёй, а он бы смотрелся значительно лучше сегодняшней железобетонной серой стены эстакадного моста. Там бы и памятная плита Канту выглядела более внятно. Восточно-немецкую ярмарку тоже можно отнести к символам города. Стилизованный парусник являлся эмблемой ярмарки. Ну а кёнигсбергский марципан, кёнигсбергские клопсы и кёнигсбергский флек - съедобные символы города. А янтарь был, есть и будет символом нашего города. Советский период жизни города начался с 10 апреля 1945 года, когда был подписан акт о капитуляции гарнизона. Символом этой победы стала медаль «За взятие Кенигсберга». Символом советского Калининграда стала рыбная промышленность и, прежде всего, Управление Экспедиционного Лова (впоследствии Калининградская База Тралового Флота), китобойная флотилия «Юрий Долгорукий», Калининградский Морской Рыбный Порт. Стоит упомянуть также вагонзавод и целлюлозно-бумажные заводы № 1 и № 2, марки продукции которых знали не только в Советском Союзе, но и в дружественных нам странах. ЛИТЕРАТУРА1. Арсеньев Ю.В. Геральдика: Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 годах. - М.: «Тера-Книжный Клуб», 2001.2. Бакрымов И. Герб: 11 лет поисков // Гражданин. - 2000. - 31 августа-13 сентября. 3. Белоглазова Г. Утверждён герб Калининграда // Калининградская правда. - 1996. - 16 июля. 4. Винклер фон П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи: Репринтное издание // Планета, 1990. 5. Гаранин И. Пиратский флаг над мэрией // Дворник. - 1999. - № 31. 6. Гаузе Ф. Кенигсберг в Пруссии. История одного европейского города. Битер. 1994. 7. Герб утверждён // Гражданин. - 1999. - 13-26 мая. 8. Григо Э. Герб живёт // Калининградская правда. - 1998. - 25 ноября. 9. Губин А. Будет ли герб у Калининграда // Калининградский комсомолец. - 1989. - 5 августа. 10. Губин А. Герб Кенигсберга // Кёнигсбергский Курьер. - 1992. - № 16. 11. Губин А., Кретинин В. Гербы Восточной Пруссии // Гербовед. - 1992. - № 2. 12. Кашин И. Жили-были два герба: между ними шла борьба // Реклама Балтийская. - 1999. - 13 марта. 13. Кестер Б. Кенигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени. Хузум. 2000. 14. Киреева О. Страсти по гербу // Реклама Балтийская. - 1999. - 3 декабря. 15. Коряков В. Нет у города герба, потому, что жизнь борьба // Страж Балтики. - 1998. - 4 июля. 16. Кострюкова Э. Конкурс на лучший герб и гербовый флаг выходит на финишную прямую // Свободная зона. - 1995. - 11 августа. 17. Кулаков В. Происхождение и символика герба Альтштадта (Кенигсберг). Постановка проблемы // Гербо вед. - 1997. - № 3. 18. Лерман Г. Историческая геральдика города Кенигсберга // Гербовед. - 1996. - № 2. 19. Минакова Р. Герб Калининграда незаконнорождённый? // Аргументы и факты. - 1998. - № 25 (июнь). 20. Нагорных Е. Герб этот мелок и жалок // Калининградская правда. - 1998. - 23 июля. 21. Нагорных Е. Савенко рубит гордиев узел // Калининградская правда. - 1999. - 12 марта. 22. Орехов И. Будет ли достигнут «гербовый мир»? // Аргументы и факты Калининград. - 1998. - № 49 (де кабрь). 23. Орехов И. Два герба слишком много для одного города // Аргументы и факты Калининград.- 1997. - 10 (июль). 24. Песоцкая С. Победители есть, будет ли герб? // Калининградская правда. - 1995. - 5 апреля. 25. Поздравляем! // Гражданин. - 1996. - № 29 (254). 26. Рожнов К. Кто сказал «гербатый»? // Новые колёса. - 1998. - Июнь. 27. Рэнн А. Герб Калининграда стал символом раздора // Новые колёса. - 2000. - 20-26 июля. 28. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. - М., 1981. 29. Сухова С. Какой герб нужен городу? // Калининградская правда. - 1997. - 17 июля. 30. Тройницкий С. Гербы потомства Гланды Камбилы 31. Чебуркин Н. Герб Кенигсберга // Библиотека краеведа. - 1994. - № 1. 32. Чебуркин Н. Герб Кенигсберга // Гражданин. - 1994. - № 34. 33. Чернышёва Г. Герб это наш крест // Гражданин. - 1994. - 25 июня - 5 августа. 34. Armstaedt Richard, Fischer Richardt «Heimatkunde von Koenigsberg in Pr». - Koenigsberg, 1895. 35. Albinus Robert «Lexikon der Stadt Koenigsberg und Umgedong». Verlag: «Rautenberg», 1988. 36. «Die Sprache des Wappens» // Koenigsberger Buergerbrief. -1993. - XLI, Winter. 37. Gause Fritz «Die Koenigsberger Wappen» // Koenigsbeger Buergerbrief. -1962. - N1. 38. Hupp Otto «Koenigsreich Preussen. Wappen der Staedte, Flecken und Doerfen». Reprint von 1896 und 1898.1989. 39. «Koenigsberg geliebtundunvergessen». Leer, 1991. 40. «Koenigsberg» Meyers Konversations-Lexikon, funfte Anflage, Bd. 10. Leipzig und Wein, 1896. 41. «Koenigsberg» Der Grosse Brockhaus, Bd. 10. Leipzig, 1931. 42. KrollmannK. «Das Wappen von Koenigsberg» //Altpreussische Gesxhchtenkunde. - 1927. -N 1. 43. Lange Heinrich «275 Jahre Wappen der «Koeniglich preussischen Haupt und Residenzstadt Koenigsberg» // Koenigsberger Buergerbrief. 1999. -N53. 44. Muehlpford H.M. «Koenigsberger Skulpturenund ihre Meister 1255-1945». Wuerzburg, 1970. 45. Osvald Gert «Lexikan der Heraldik». Leipzig, 1984. Изображения печатей, гербов и символа взято из: M/Schmidtke «Königsberg in Preussen». Husum, 1997; Архивы И.Афонина и А.Губина, газета «Калининградская правда». - 2004. - 1 июля; Калининградский городской архив ф.221, оп.1, ед.ЗЗО. Из книг: Georg Hermanowski «Ostpreussen lexikon», «Ostpreussen Wegweiser». Фальшивый герб Калининграда, отпечатанный в издании: «Региональный атлас. Калининградская область», Москва, Ц.Э.В.К.Ф., 2004г. Приложение 1
ИЗОБРАЖЕНИЕ и ОПИСАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЭМБЛЕМЫ-СИМВОЛА ПРАЗДНОВАНИЯ 750-летия КАЛИНИНГРАДАОфициальная эмблема-символ имеет два варианта: Первый вариант: Эмблема представляет собой изображение символа города – Королевских ворот на фоне стилизованного флага РФ с надписью «750», «Калининград» синего цвета. Используется для размещения на сувенирной, издательской и другой продукции. Второй вариант: Эмблема представляет собой изображение символа города – Королевских ворот на фоне стилизованного флага РФ с надписью «750», «Калининград». Эмблема черно-белого цвета. Используется для официальной корреспонденции. |
Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1 Официальный сайт www.klgd.ru +7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru |