Галина Заболотская
Искусствовед, заместитель директора
по научной части Калининградской
художественной галереи
Генрих Вольфф, родившийся 18 мая 1875 года в семье аптекаря Густава Вольффа в городе Нимпче (Верхняя Силезия), стал одним из наиболее продуктивных графиков и известных представителей художественных кругов Восточной Пруссии конца 19 - начала 20 века.
Конец 19 века был временем обновления графического искусства. Этот процесс особенно ярко проявился в Германии, по праву считающейся родиной гравюры, достигшей своего наивысшего расцвета в творчестве немецких художников 16 века. На протяжении 18-19 веков графика, как самостоятельный вид искусства, была предана забвению и лишь обслуживала высоко ценимые в то время «высокие искусства» - архитектуру, скульптуру и живопись. Такой вид графики, как рисунок, использовался главным образом для создания подготовительных эскизов, а гравюра - почти исключительно для репродуцирования произведений «высокого искусства» - картин известных художников. В 80-е годы 19 века ситуация в области графического искусства начала существенно меняться, что нашло отражение в расцвете графики югендстиля и экспрессионизма, занявшей почётное место в творчестве многих известных немецких художников того времени - Ловиса Корин-та, Отто Экманна, Э.Л.Кирхнера, Макса Пехштейна и так далее.
В Восточной Пруссии заслуга привлечения внимания общественности и художественных кругов к печатной графике принадлежала Генриху Вольффу, ставшему проводником новых тенденций в графическом искусстве Кенигсберга. Он привнёс новое в творчество восточнопрусских художников, получивших образование в Академии художеств Кенигсберга, для которой был характерен рассудочный подход и топографически трезвая манера графических изображений.
Художественное образование Вольффа было основательным и заняло почти 10 лет - достаточно длительный период даже по меркам того времени. В 1891-1893 годах он обучался в художественной школе города Бреслау у Альбрехта Брейера, продолжив в 1893-1896 годах образование в Берлинской Академии художеств у Отто Браузеветтера (1), Герхарда Яненша и Ганса Мейера. Уже на ученическом этапе обозначился интерес художника к графике. Не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что страдавший врождённым дальтонизмом художник(2) мог полностью раскрыть свой художественный дар именно в этом виде искусства, который часто называют «искусством чёрно-белого». Ко времени обучения в Берлинской Академии художеств относятся его первые гравюры - «Автопортрет» (1895, сухая игла), «Голова молодого человека» (1895, офорт). Именно техники офорта и сухой иглы были излюбленными медиями художника в ранний период творчества.
В 1896-1900 годах он завершает обучение в Мюнхенской Академии художеств в студии известного офортиста того времени Петера Хальма - одного из реформаторов в области искусства графики. Занятие в его офортном классе запечатлела гравюра 1899 года.
Академическое образование, полученное в двух крупнейших академиях Германии, обусловило прочную связь художника с реалистическими традициями 19 века на всех этапах его дальнейшего творчества. Основой обучения в Академии всегда была работа с натурой. Поэтому мотив обнажённой натуры (преимущественно женской) будет часто встречаться в произведениях Вольффа. Если в ранних работах он больше внимание уделяет светотеневой моделировке («Натурщица в мастерской», 1897), то более поздние работы («Сидящая обнажённая», 1921) исполнены в манере, близкой к эскизной. В них на первый план выходит передача световоздушной среды. Однако во всех произведениях ясно прочитывается стремление автора к точной передаче предметного мира и верность реалистической манере.
Свидетельством признания художника стали первые полученные им награды - в 1899 году он удостаивается Золотой медали в Дрездене, а в 1901 году - в Мюнхене.
В столице Баварии вместе с Эрнстом Нойманном в 1900 году он создаёт первую частную школу графики. Одной из его учениц становится в 1897 году Хелена Нойманн(3).
Педагогическая деятельность Вольффа имела большой успех и способствовала тому, что вновь назначенный директор Кёнигсбергской академии художеств Людвиг Деттманн (1865-1944) (4) в 1902 году приглашает художника в Кенигсберг в качестве преподавателя класса гравюры на меди и элементарного класса Академии художеств(5). Преподавательская деятельность Вольффа в Академии началась 1 апреля 1902 года и продолжалась более 30 лет до 1935 года.
Вольфф подошёл к новому назначению с чувством большой ответственности. Незадолго до вступления в должность он провёл десять дней в Берлинской Государственной печатной мастерской, чтобы ближе ознакомиться с различными техниками печатной графики. Он был разносторонне одарённым графиком, виртуозно владевшим практически всеми графическими техниками, но особенно импонировали ему техники глубокой печати. Художник часто обращался к комбинации различных техник при создании одного листа.
В графическом собрании библиотеки Прусского культурного наследия в Берлине находится значительная коллекция листов Вольффа в техниках ксилографии, литографии и альграфии и пояснения к ним, собственноручно написанные художником. Преподавание в классе гравюры на меди Вольфф соединяет с работой в созданной им в Кёнигсбергской Академии художеств в 1902 году студии для обучения графике женщин. (6).
Вольфф становится одним из наиболее значительных представителей искусства Восточной Пруссии. По словам Агнес Мигель, своей деятельностью он «проложил путь целому поколению художников-графиков, большинство из которых были его учениками» в Кёнигсбергской Академии художеств. Он пытался привить своим ученикам интерес к печатной графике, которая не играла до этого заметной роли в творчестве восточ-нопрусских художников. Многим из них в дальнейшем суждено было сыграть заметную роль в искусстве Восточной Пруссии и Германии. Среди наиболее известных учеников Вольффа можно назвать имена Эрнста Грюна (1890-1965), Эрнста Норберта Долециха (1906-1996), Александра Кольде (1886-1963), Марии Зеек (1861-1935), Ганса Зимоляйта (1908-1975), Даниэля Шташуса (1872), Отто Эвеля (1871-1954).
Жанр портрета обозначился как ведущий уже на ранних этапах творчества художника, а в кёнигсбергский период искусство Вольффа-портретиста достигло своего наивысшего расцвета. Художником было создано более 100 портретов современников, живших в начале 20 века в городе на Прегеле. Это получило высокую оценку Агнес Мигель, утверждавшей, что художник в своих произведениях не только запечатлел духовную элиту Кенигсберга в лице её наиболее значительных представителей, но и создал «портрет последнего гражданского общества» северо-восточной провинции Германии.
Особой симпатией творчество Вольффа пользовалось у медиков. В 1932 году медицинский факультет кё-нигсбергского университета Альбертина даже удостоил его степени почётного доктора. Этим он был обязан многочисленным чрезвычайно удачным портретам медиков. Вероятно, они были созданы по заказу медицинского факультета. Связь с медицинскими кругами Вольфф осуществлял через свою ученицу Хелену Нойманн. Она была дочерью известного патологоанатома кёнигсбергского университета Эрнста Нойманна.
В 1909 году он впервые обращается к образу Иммануила Канта и создаёт его ставший широко известным за пределами Кенигсберга офортный портрет «Иммануил Кант в рабочем кабинете». Философ изображён сидящим за столом и смотрящим на город. Этот портрет стал одним из центральных произведений в творчестве художника и получил широкую известность в Восточной Пруссии. Кабинет Канта находился на верхнем этаже дома, в котором он жил. Философ изображён за письменным столом, на заднем плане - город. Вид из окна выходил на северное крыло Королевского Замка. Вольфф изобразил лишь замковое зернохранилище.
Знаменитая литография «Иммануил Кант во время своей ежедневной прогулки» была создана по мотивам кёнигсбергской легенды о регулярных прогулках Канта, ежедневно начинавшихся в 15 часов 30 минут.
Большое место в творчестве Вольффа занимают портреты, поводом для создания которых стала семейная жизнь художника. Он приехал в Кенигсберг с молодой женой - художницей Элизабет (Кете) Вольфф-Цимер-манн. Кстати, она сама была великолепной портретисткой. К её работам относятся портретные изображения поэтессы Агнес Мигель, художницы Кете Кольвиц и Инны Зейдель. В 1903 году в Кенигсберге родилась их дочь Сюзанна, а в 1906 году - сын Кристоф. Художник неоднократно портретировал жену и дочь. К серии «семейных» портретов относятся такие работы как «Моя жена» (1900, акватинта); «Сюзанна с собакой» (1906, альграфия); «Портрет моей жены» (1937, сухая игла); «Моя жена в шляпе» (1921, альграфия).
В 18 веке во Франции зародилась мода на портреты, вырезанные ножницами из бумаги. Трудно было найти модницу, которая не заказала бы свой силуэтный портрет. Затем это искусство было предано забвению. В 1908 году в Кенигсберге вышли «Рассказы маленьких ножниц» Вольффа. Художник свидетельствовал: «Рисовать силуэты я научился ещё с пятнадцатилетнего возраста - так в провинциальном силезском городе я по вечерам отдыхал от греческой грамматики. Затем в художественной школе обучали совершенно иным вещам и мои чёрные дамы и господа были преданы забвению на двенадцать лет. Но в дождливое лето 1903 года их образы возвратились на радость маленькой девочке, моей дочери. Однако теперь они не просто рисовались, а имели настоящие бумажные руки, ноги, головы...». Его виртуозное обращение с ножницами позволяло вырезать фигуры из чёрной бумаги без каких-либо предварительных набросков.
Кроме того, в Восточной Пруссии нашёл дальнейшее развитие его дар пейзажиста. Вольфф был частым гостем как на Куршской, так и на Балтийской косе. Мотивы, отражённые в полотнах многих живописцев, нашли в его творчестве графическое выражение. В поздних работах Вольффа, как и в работах Коринта натуралистический подход к пейзажной гравюре сменяет вибрирующая световоздушная среда, живописность и обобщённость образных решений, отказ от детализации, обнаруживающие влияние импрессионизма.
Вольфф предпочитал техники литографии и альграфии. Последняя сходна с техникой литографии, но вместо литографского камня используется лёгкая алюминиевая пластина, имевшая неоспоримые преимущества перед тяжёлым литографским камнем. Художник часто совершал велосипедные прогулки на залив или Замланд, имея с собой в кармане пиджака несколько таких пластин, позволявших работать над произведением непосредственно на пленэре. Поэтому его пейзажи сохраняют непосредственность и живость впечатления.
Пейзажный жанр в его творчестве был обогащен и несколькими архитектурными пейзажами, увековечившими здания и улочки Кенигсберга и Инстербурга и снискавшими ему славу и признание публики. Среди них центральное место занимает лист «Хундегатт в Кенигсберге» (офорт, акватинта), созданный художником в 1907 году. Он считается наиболее значительным среди его так называемых произведений топографического плана. Графику удалось уловить и передать атмосферу сгущающихся над рекой сумерек над районом Кенигсберга, в котором сосредоточились здания складов. Сохранились рисунки с подобными мотивами, которые, возможно, служили набросками для этой работы.
Калининградской художественной галерее этот лист был передан в 1991 году Катариной Эсслингер(7). Именно этот лист стал одним из первых, принесших Вольффу известность в Кенигсберге.
Совершенно в иной - более трезвой и сухой манере, характерной для позднего периода творчества художника, - выполнен лист «Кнайпхофская ратуша» (1929, офорт, акватинта), также переданный в дар Калининградской художественной галерее Катариной Эсслингер. Ко времени создания этого офорта Кнайпхофская ратуша использовалась для представительских целей и в ней размещался музей истории города. Это произошло после того, как в 1927 году магистрату стало окончательно тесно в помещении ратуши и городское правление переехало в здание бывшего торгового двора.
На территории, примыкающей к зданию Академии, построенному в 1916 году Фридрихом Ларсом, имелась собственная типографская мастерская. Несколько десятилетий подряд здесь работал опытный печатник Франц Папке. Главным образом от него зависела безупречная чёткость изображения в альграфиях Вольффа. Свои офорты он печатал в Берлине у Отто Фельзинга, одного из лучших немецких печатников того времени, работавшего с известнейшими графиками. Обычно в правом нижнем углу листов Вольффа стоит монограмма автора - слитные Н и W (HW), многие работы подписаны в правом нижнем углу подписью "HWolff".
Его искусство было востребовано и высоко оценено современниками. В 1912 году Вольфф получил Золотую медаль в Берлине. В 1914 году известный историк искусства Х.В. Зингер в своей книге «Современная графика» подробно пишет о графике Вольффа, что свидетельствует о его признании столичной художественной критикой.
Помимо преподавания в Академии художеств и творчества Вольфф находил время для общественной деятельности. В 1918-1920 годах после окончания Первой мировой войны он являлся одним из основателей общества на Хаммеркруге, из которого исходили существенные импульсы для духовной жизни Кенигсберга. Вместе с Деттманном он основывает «Общество художников и друзей искусства» ("Gesellschaft für Künstler und Kunstfreunde"), чтобы заинтересовать верхушку общества и людей, располагающих финансовыми возможностями, в попечении искусства и продвижении молодых художников.
В 1927 году он стал одним из организаторов и участников выставки «Искусство Восточной Пруссии» Немецкого Общества искусств в Берлинском Замке. Эта экспозиция впервые представила искусство восточ-нопрусских художников в столице Германии в столь полном объёме и, по словам самого Вольффа, указала на «силы, нашедшие питательную среду для художественного творчества в восточных провинциях Германии».
В 1932 году в кёнигсбергском издательстве Грэфе и Унцер вышел одиннадцатый альбом серии «Альбомы Немецкого Востока» ("Bilderhefte des deutschen Ostens"), посвященный Вольффу со статьёй Агнес Мигель. Этот факт является свидетельством признания художника в Восточной Пруссии.
В 1935 году состоялась выставка работ Вольффа в Союзе художников Кенигсберга.
После тридцати пяти лет преподавания в Академии художеств Кенигсберга Вольфф уходит на пенсию и в 1937 году возвращается в Мюнхен, где создаёт свои последние работы. В марте 1940 года художник умирает в столице Баварии.
Достаточно полным собранием печатной графики Вольффа обладает на сегодняшний день Музей Восточнонемецкая галерея Регенсбурга (Германия) благодаря внуку Вольффа Михаэлю Шиффу и Катарине Эсслингер, передавших в собрание музея часть личных коллекций, а также Городская галерея Ленбаххаус в Мюнхене (Германия).
Пользуясь случаем, Калининградская художественная галерея ещё раз выражает госпоже Катарине Эсслингер благодарность и признательность за переданные в дар произведения Вольффа, составляющие гордость коллекции восточнопрусского искусства в нашем музее.
Генрих Вольфф «Кнайпхофская ратуша в Кенигсберге» («Ostdeutsche Galerie». Regensburg. 1984) |
Генрих Вольфф «Рыбный мост в Кенигсберге» («Ostdeutsche Galerie». Regensburg. 1984) |