Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

ОКРЕСТНОСТИ

С.А. Тархов
Доктор географических наук

СВЕТЛОГОРСКИЙ ФУНИКУЛЁР

В этом небольшом курортном городке Калининградской области, который до 1945 года находился в составе Германии и назывался Раушен /Rauschen/, долгое время существовал фуникулёр. Город расположен на высоком платообразном берегу, а песчаные пляжи - внизу, вдоль морского побережья. Перепад высот здесь составлял 35-40 метров. Для доставки отдыхающих к пляжу и обратно в 1908 году немецкой фирмой был построен фуникулёр с колеёй 750 миллиметров. Длина линии составляла 90 метров, перепад высот - 35 метров, уклон - 390°. Вагоны имели 12 мест для сидения, длину 5100 миллиметров (расстояние между осями -3000 миллиметров), вес пустого вагона - 3 тонны, а с пассажирами - 4 тонны. Они двигались со скорость 1 метр в секунду от электромотора мощностью 12 лошадиных сил (ток напряжением 250 В).

В 1930-е годы фуникулёр работал в летний сезон между пляжем и верхней станцией, располагавшейся близ курзала, с 8 часов утра до полуночи. Стоимость проезда вверх составляла 15 пфеннигов, а вниз - 10 пфеннигов. Абонементная книжка из 11 билетов стоила 1 рейхсмарку. Фуникулёр обслуживал всех отдыхающих, связывая верхнюю террасу и пляжную полосу, где любили прогуливаться не только курортники, но и местные жители (в городке жило тогда 2,5 тысячи человек).

После войны фуникулёр долгое время не работал, хотя был в хорошем состоянии. Он оказался на территории санатория министерства обороны, которому эксплуатация казалась экономически невыгодной, так как отдыхающие из других санаториев на его территорию не допускались. По этому поводу в областной газете появилась даже критическая заметка:

«Спуск к морю в Светлогорске крутой. Прежде здесь действовал фуникулёр. Железнодорожное полотно фуникулёра и вагончики исправны и сейчас. Две закрытые посадочные платформы — верхняя и нижняя — требуют лишь незначительного ремонта.

Надо восстановить фуникулёр. Проблема в том, что фуникулёр находится на территории Светлогорского санатория Министерства обороны, которому экономически невыгодно одному эксплуатировать его» (Калининградская правда. — 1958. — 25 июля. — С. 3.)

По генеральному плану реконструкции 1961 года, составленному Ленгипрогором, предусматривалось заменить фуникулёр эскалатором. По некоторым сведениям, фуникулёр в Светлогорске всё же работал и был открыт в начале 1960-х годов*. В справочнике Hefti (1975) указано, что он действовал в 1967 году. По другим данным, в 1969 году он уже не функционировал, когда было решено вместо фуникулёра построить пассажирскую подвесную канатную дорогу. Рельсовый путь был разобран, а на его месте вместо канатной дороги устроен лифтовый подъёмник, который стал действовать в 1973 году. Он соединил корпуса санатория со вновь построенной в этом же году набережной (променад), имеющий длину 481 метр. По данным калининградского краеведа А.Б. Губина, высота башни лифтоподъёмника составляет 40 метров, высота подъёма - 30 метров, длина пешеходного моста наверху - 60 метров. Стоимость проезда на лифте для посторонних - 2 рубля (в апреле 2000 года), для отдыхающих санатория - бесплатно по предъявлению санаторных книжек.

Независимо от фуникулёра в начале 1970-х годов было решено построить пассажирскую канатную дорогу для подъёма и спуска отдыхающих на пляж и обратно. В июле 1971 года специалисты ленинградского управления «Промбурвод» провели инженерные изыскания грунтовых условий для будущей дороги, а несколько позднее были составлены рабочие чертежи. Линия была сооружена в середине 1970-х годов и введена в эксплуатацию в 1983 году и соединила пляжную зону с верхней террасой в районе железнодорожного вокзала Светло-горск-2. Эта дорога функционировала в 1988 года, когда автор посетил эти места. Она работает и сейчас.

В настоящее время канатная дорога работает сезонно, иногда даже зимой по воскресным дням. На ней обращается 20 кабин (каждая на 2 человека). Проезд в настоящее время стоит 3 рубля (в апреле 2000 года).

ЛИТЕРАТУРА
1. Rauschen. Drahtseilbahn // Ostpreussen, Danzig, Memelgebiet. - Leipzig, 1931, S. 108-109.
2. Rauschen // Ostpreussen. - Berlin, 1935, S 56.
3. Аверин И. Был здесь фуникулёр // Калининградская правда. - 1958. - 25 июля. - С. 3.
4. Матвеев В. Светлогорск // Калининградская правда. - 1961. - 17 сентября. - С. 3.
5.Буров А. Новый облик Светлогорска // Калининградская правда. - 1969. - 26 октября. - С. 4.
6. Rauschen // Hefti W. Schienenseilbahnen in aller Welt. - Basel, 1975, S 253.
7. Тархов С.А. История трамвая в Кенигсберге-Калининграде (рукопись). - М., 1995.
8. Георгиева Ю. Город у моря // Калининградская правда. - 1983. - 27 июля.

* Сведения о работе фуникулёра около 1960 года сообщила мне в 1995 году жительница Светлогорска Мария Степановна Зелёная, которая, будучи работницей санаторской столовой, лично пользовалась фуникулёром для доставки с пляжного ресторана «наверх» выпивки и закуски - А.Губин.
Фуникулер в Раушене
Фуникулер в Раушене
(«Ostpreussen in 1400 Bilden». Leer. 1996)