А.Б. Губин
В своей статье я попытаюсь рассказать о версиях по поводу основания Кенигсберга и происхождения его названия. При всей кажущейся очевидности общепринятых версий на этот счёт, а именно: что Кенигсберг основан в 1255 году и что город назван в честь чешского короля Пржемысла II Отакара, - критическое рассмотрение этих утверждений приводит к интересным наблюдениям. Несомненно, события 750-летней давности обросли легендами и догадками, которые зачастую принимаются за достоверность. Но для исследователя важны не соображения, а неопровержимые факты. Предположения, если таковые необходимо применить для заполнения белых пятен в истории, следует подкрепить хотя бы косвенными, а лучше всего - прямыми свидетельствами. Но так получается не всегда...
Перво-наперво следует обратиться к «Хронике земли Прусской», составленной Петром из Дусбурга. Это -один из самых старинных немецких письменных источников, повествующий об основании Кенигсберга. (1). В 71-ой главе третьей части «Хроники» - «О покорении самбов» - хронист пишет: «Король (Пржемысл II Отакар. - А.Г.) передал вышеуказанных заложников (сыновей прусских вождей. - А.Г.) братьям (рыцарям Тевтонского ордена. - А.Г.), пройдя до горы, на которой ныне стоит замок Кенигсберг, задумав с братьями воздвигнуть там замок для защиты веры и оставив им чудесные дары в помощь сооружения его» [1: стр. 85]. Далее в 72-ой главе Пётр из Дусбурга отмечает: «...После ухода господина короля Богемии (Чехии. - А.Г.) магистр и братья успешно приготовили всё необходимое для строительства и, взяв с собой верных себе пруссов, с большим войском пошли в год от Рождества Христова 1255 и в том месте, которые ныне называется старым замком, построили замок Кенигсберг, назвав его в честь короля Богемии Королевским замком» [1: стр. 85]. Казалось бы, всё ясно, кроме одной мелочи. Точная дата пребывания короля Отакара «на горе» не указана. В «Хронике» в цитируемых главах отмечены: 1254 год, как год ухода в свой прусский поход, и 1255 год, как год начала строительства замка Кенигсберг. Разве уже только это не повод для размышления? Ведь промежуток в два года - достаточно большое временное пространство. Хотя в тексте «Хроники» имеется указание на «зиму 1254 года», но зима бывает и в начале года, и в конце его. Получается, что одних ссылок на «Хронику земли Прусской» для установления точной даты закладки крепости на горе - явно недостаточно.
Анализируя дальше вышеприведённые отрывки из «Хроники», можно заметить, что со стороны короля Отакара II было высказано лишь некое намерение о постройке замка: «...задумав воздвигнуть замок». Свою задумку король подкрепил некими абстрактными «чудесными королевскими дарами», предназначенными для постройки крепости. К непосредственному строительству укрепления, как уже отмечалось, рыцари приступили после «ухода» короля из Пруссии, то есть в 1255 году. Таким образом, опираясь на Петра из Дусбур-га, мы можем достаточно уверенно говорить о 1255 годе, лишь как о годе начала строительства замка Кенигсберг.
Дело в том, что Пётр из Дусбурга, как видно из комментариев к русскому изданию 1997 года, приехал в Пруссию около 1290 года и закончил писать «Хронику» в 1326 году [1: стр 218-219.]. Иными словами, он не был непосредственным свидетелем и современником основания Кенигсберга. Следовательно, хронист практически был лишён возможности опроса очевидцев и использовал какие-то иные источники, возможно и предания. В комментариях к «Хронике» сообщается о предположениях, но не приведено ни одного документа. Отмеченные конкретные письменные источники составлены либо ранее 1255 года, либо гораздо позднее этой даты. Наиболее близкий после 1255 года - «Донесение» Гартмана фон Хельдрунгена, датированное 1274-1288 годами [1: Стр. 231-240].
Тем не менее, в «Хронике» достаточно подробно описан маршрут похода короля Отакара по прусской Самбии с указанием реально существовавших и завоёванных крепостей и местностей: Меденов, Рудов, Кве-дов, Каймен, Тапиов, Тувангсте. Откуда мог взять хронист этот перечень прусских крепостей, захваченных королём? Имел ли он в своём распоряжении документы, или он использовал устные рассказы? Уверенного ответа на такие вопросы у меня пока нет. Другие хроники, кроме Рудова и Тувангсте, никаких прусских крепостей не упоминают.
Немецкие исследователи, ищущие обоснования для установления даты основания Кенигсберга, как правило, обращаются только к «Хронике земли Прусской» Петра из Дусбурга. На «Хронику», в частности» ссылаются: Бруно Шумахер в «Истории Восточной и Западной Пруссии» [2: стр. 90] , Адольф Бёттихер в «Памятниках строительства и культуры провинции Восточной Пруссии» [3: стр. 2] . Не подвергают сомнению дату основания Кенигсберга как 1255 год такие учёные исследователи как: Б.Армштедт и Р.Фишер в «Краеведении Кенигсберга» [4: стр. 3] , Ф.Гаузе в «Кенигсберг в Пруссии» [5: стр. 11], Эрих Вайзе в «Справочнике по историческим местам Восточной и Пруссии» [6: стр. 101] , Дитер Циммерлинг в «Тевтонском рыцарском ордене» [7: стр. 139] и другие.
И всё же есть исследователи, которые считают, что поскольку первое документальное упоминание о Кенигсберге относится к 1256 году, то эту дату и следует принимать за базовую. Фриц Гаузе в «Истории города Кенигсберга», не оспаривая дату 1255 год, добросовестно указывает, что «В документе от 29 июня 1256 года впервые упоминается крепость Кенигсберг в Самбии» [8: стр. 14] . Фриц Куровский в книге «Тевтонский орден» так же отмечает, что «В 1256 году название КЕНИГСБЕРГ впервые упомянуто документально, наравне с именем комтура Бурхарда фон Хорнхаузена» [9: стр. 90] .
Надо отметить, что Г.Хуртиг и Л.Гимбит в «Путеводителе по Кенигсбергу» называют совершенно точную дату основания Кенигсберга - 1 сентября 1255 года - правда, без ссылки на источники [10: стр. 1] . Возможно, они исчислили эту дату путём умозаключений, исходя из предпосылок о пребывании короля Отакара в Пруссии на рубеже 1254-1255 годов и из того, что строительные работы по сооружению крепости могли начаться только после уборки урожая, когда можно было мобилизовать на стройку «верных» пруссов из окрестных деревень.
Надеясь что-то ещё прояснить по поводу основания Кенигсберга, я написал письмо в немецкий Государственный тайный архив прусского культурного наследия /Geheimes Staatsarchiv preussischer Kulturbesitz/, в котором хранятся документы Тевтонского ордена. В июле 2003 года я получил ответ за подписью доктора Берн-харта Йенига. Он сообщил мне, что упоминания об основании Кенигсберга в 1255 году имеются в «Хронике» Петра Дусбургского и в «Анналах короля Отакара». Оба эти документа опубликованы в «Scriptores rerum Prussiarum» [Том 1, Лейпциг 1861, стр. 51 и 247] . Далее доктор Йениг пишет: «Первое упоминание о новой крепости Кенигсберг имеется в 1256 году. Текст этого документа, составленный замландским епископом Генрихом, датирован 29 июня 1256 года и напечатан в «Прусской книге грамот» /Preussischen Urkundenbuch/ в томе 1, часть 1, издание Кенигсберг 1882, арх. № 327,а также в «Замландской книге грамот» /Samländischen Urkundenbuch/, изданной в Лейпциге в 1905 году, арх. № 51. Сам же документ, написанный на пергаменте, храниться в нашем архиве в картотеке: Signatur XX НА. Historisches Staatsarxhiv Königsberg, Schiebl, LII N 3». С юридической точки зрения, замечает доктор Йениг, Кенигсберг стал Кенигсбергом по грамоте 1286 года, когда поселению южнее Замка были предоставлены городские права. Позднее этот город получил название Альтштадт.
Теперь обратимся к чешским источникам, повествующим о прусском походе короля Пржемысла II Отакара. Можно предположить, что они более подробно осветят деяния своего правителя.
«Хроника в изложении Далимила» в разделе за 1255 год сообщает, что Пржемысл «сын короля Вацлава подошёл к одной горе, которую назвал Королевской горой, где поставил город для утверждения веры Христовой» [11: стр. 112-113] . Довольно сдержанно о событиях тех лет повествуют и другие источники. В «Путешествии по чешскому прошлому» в главе «Отакар» отмечается, что после победы в битве под Рудавой король направился обратно и в феврале 1255 года уже прибыл в Чехию. Сообщается, что «Пржемысл той далёкой зимой положил закладной камень города Краловец и было выбрано подходящее место, на котором позднее появилось то поселение, имя которому таково, как и сейчас на карте» [12: стр. 36] . Речь тут, конечно, идёт о Кенигсберге.
Профессор Иосиф Лацина в «Чешской хронике» сообщает о том, что в 1255 году Отакар «подошёл к реке Прегелю и здесь определил место заложения города. Он сам положил камень на Королевской горе» [13: стр. 748] . Профессор Лацина помечает, что «Королевская гора» по-немецки пишется как «Кенигсберг».
Владивой Томек в «Истории королевства Чешского» пишет, что в 1254 году король Отакар зимой двинулся походом в Пруссию и что в 1255 году «король Отакар основал известный город Краловец /Kralowec/ или Кенигсберг /Koenisberk/» [14: стр. 151].
О.Дорацил в работе «Правители в истории Европы» скупо упоминает, что «Пржемысл дошёл до Литвы, потом основал Кенигсберг, заложив тем самым главный город Восточной Пруссии» [15: стр. 158]. В «Продолжении хроники Космова» кратко сообщается только о походе Отакара в Пруссию и покорении язычников за короткое время [16: стр. 154].
Более развёрнутое описание закладки Кенигсберга приведено в книге Владислава Ванчуры «Картинки из истории народа чешского». Приведу довольно пространную цитату из этой книги:
«Войско Пршемысла стоит на земле под названием Самбия. Край опустошён им. Ужас и страх гонят языческий люд к стану чешского короля: язычники бросают оружие, падают на колени, и князья их так говорят:
- Мы разбиты, король. Наши селения похожи на груды пепла и на песчаные дюны. Король, мы покоряемся тебе, даруй нам святое крещение, покой и мир!
Князьям отвечает гроссмейстер ордена, а король соглашается стать крёстным отцом самых высокородных язычников. Затем освятили небольшой клочок земли, нарисовали на нём образ и очертания будущего храма. Собрались священники в роскошных ризах, и нарядные дворяне, и гроссмейстер ордена, и король, и оба королевских зятя маркграфы Мейсена и Бранденбурга. Зазвонил маленький колокол, и прусским князьям разрешено было ступить на освящённое место. Пали ниц, и священник вылил им на головы немного святой воды. После этого им вернули мечи, и князья присягнули на верность гроссмейстеру.
...Король, оставив войско своё гроссмейстеру, собрался в обратный путь.
- Построй укреплённое место, - наказал он гроссмейстеру, - дабы служило оно опорой тебе в случае беспорядков среди народа или дворянства. Возьми подкрепление, которое я тебе даю, и запри этот край от проникнове ния бунтовщиков и поносителей истинного Бога.
И Пржемысл со своей дружиной, то есть с епископом Бруно, с Витеком из Града, с Борешем из Ризенбурга и со всеми рыцарями, двинулся к Чехии» [17: стр. 204-205] .
Украшенные яркими подробностями, «Картинки» являются всё-таки литературным произведением и могут быть приняты как достоверные с большой осторожностью.
В завершении главы отмечу, что чешские хроники, описывая поход Отакара в Пруссии, упоминают лишь только крепость Рудаву, умалчивая о других названиях в Самбии, но утверждая, что король якобы дошёл до Литвы.
Соседствуя с Пруссией, Польша всегда проявляла интерес к событиям на земле своего северного соседа. Достаточно серьёзное исследование Марианна Бискупа и Герхарда Лабуды «История Тевтонского ордена в Пруссии» указывает на 1255 год, как год основания над рекой Прегелем крепости, «которая в честь короля Пржемысла II получила название Кенигсберг, то есть Королевская гора, по-польски Крулевец» [18: стр. 153].
При этом авторы указывают на то, что чешские летописи о походе короля Пржемысла II Отакара в Пруссию в 1254-1255 годах основываются на «Опису» /Opisu/ - чешских летописях 1196-1278 годов, где сообщается о закладке на горе крепости Монтем Регалем /Montem Regalem/, то есть немецкого Кенигсберга /Königs-Berg/ [18: стр. 151] . Так же отмечено, что анонимный автор «Опису» мог воспользоваться записями в «Анналах Отакаровых», или что он сам является автором «Анналов». Но другие источники считают автором «Анналов Отакаровых» епископа Генриха, занимавшего должность в Праге около 1260 года.
«Хроника прусских магистров» Марцина Муриниуса, написанная около 1580 года, в разделе, посвященному гроссмейстеру Попе фон Остерну, лаконично сообщает об основании в 1255 году Крулевца. А ниже, в комментариях, разъясняется, что, согласно «Истории Поморья», «Крулевец был основан в 1255 году и назван в честь короля Пржемысла II Отакара во время его похода в Пруссию» [19: стр. 83 и 287].
Польский исследователь Пшибытек Даруш в статье «Кто заложил Крулевец?» отмечает: «...Факт основания Крулевца все доступные источники описывают практически схоже, хотя и не совсем одинаково. При этом различия среди переводчиков намного больше, чем среди летописцев. По Петру из Дусбурга Отакар лишь посоветовал крестоносцам, где они должны будут построить замок. Более ранние источники, с которых Пётр из Дусбурга, скорее всего, использовал сведения - «Орденские хроники» - очень чётко приписывают чешскому князю отдачу приказа и постройке замка на месте, указанном именно им. Множество современных источников припоминают о каком-то даре Отакара для строительства крепости. По общему мнению, замок и город в устье Прегеля в Самбии назван Крулевцем /Кенигсбергом/ в честь подвигов славного Отакара Пржемысловича» [20: стр. 45].
Литовские историки, рассматривая вопрос об основании Кенигсберга, принимают версию о закладке крепости в 1255 году королём Отакаром. Витаутас Шилас и Генрикас Самбора в книге «Следы культуры Малой Литвы» в статье «Калининград» сосредоточивают основное внимание на прусском аспекте. В частности, они пишут: «Летописец Пётр Дусбургский отметил, что пруссы это место назвали Твангсте /Tvangste, Tuwangste/, от названия леса там находящегося. Н.Ерошин, переводя хронику Петра Дусбургского с латыни на немецкий язык, писал название как «Твангсте» /Twangste/. Во время переговоров венгерского дипломата Б.Макроса с крестоносцами в 1413 году это место назвалось «Твангст, Твонгст» /Twangst, Twongst/. В 13-14 веках название крепости писалось как «Kunisgberk, Kunisberg, Kunigsberk» устойчивое название: Кенигсберг /Kunigsberg/.» [24: стр. 104].
«Большая Советская энциклопедия» указывает на год основания города Калининграда в 1255 году и на то, что современный Калининград был назван в честь чешского короля Пржемысла II Отакара - Краловец. [БСЭ, том 11. Стр. 209 и том 20. стр. 546. Третье издание 1973, 1975] В том же духе сообщают об основании Калининграда и Кенигсберга другие советские и российские энциклопедии.
В.Исупов в статье «Образование Орденского государства, его взлёт и падение», в основном, излагает достаточно вольно версию Петра из Дусбурга: «Так на месте прусского городища Твангсте по велению Отакара II, оставившего для этого немалые материальные средства (какие, сколько? - А.Г.), в 1255 году был заложен замок Кенигсберг. Сам король во время закладки замка был уже в пути на родину». Описывая поход Отакара II по Самбии, В.Исупов упоминает только крепости Гермау, Каймен и Тапиау. Кроме того, он считает, что «промежуточным пунктом на этом кровавом пути рыцарей стал замок Варген (посёлок Котельниково), где они провели зиму 1254-1255 годов. Из замка Варген Отакар II отправился на юг, к устью реки Прегель» [29: стр. 86-87] . Неясно, откуда автор статьи почерпнул сведения о зимовке короля в Варгене, поскольку это событие не вписывается во временную схему похода по Самбии.
В.Кулаков, описывая прусский поход Отакара II, предполагает маршрут отряда из Эльбинга в Бальгу, далее Пилав (Пиллау - Балтийск), затем в Меденове, Рудаву и Ногимпт (Сиренево). Он, как и В.Исупов, полагает, что «на исходе 1254 года войско Отакара остановилось на зимовку в южной части Самбии, возможно на городище Варген (Люблино). После этого, уже направляясь на родину, Отакар пересёк реку Прего-лю близ её устья и, увидев на её правом берегу прусское городище Тувангсте, посоветовал своим соратникам по крестовому походу основать здесь замок. На его устройство пошли «чудесные королевские дары» (цитата из Петра Дусбурга. - А.Г.), представлявшие собой на самом деле королевскую долю добычи, награбленной воинами Христа в Янтарном крае. Так возник будущий Кенигсберг.» [226 стр. 58, 60] . Конечно, здесь селения Пилав и Ногимпт в маршруте короля, я думаю, относятся к догадке автора.
Французский историк Э.Лависс в «Очерках по истории Пруссии» ограничивается кратким текстом, что среди крестоносцев в Пруссии «появился в 1254 году чешский король Отакар. Тогда в первый раз христиане проникли в священный лес Ромове; тогда же был построен Кенигсберг, и самое имя города хранит память о чешском короле» [21: стр. 100].
Так когда король Отакар мог основать Кенигсберг? Можно ли поточнее определить время основания крепости? Для ответа надо повнимательнее взглянуть на численность войска крестоносцев и уточнить маршрут прусского похода.
Пётр из Дусбурга в «Хронике земли Прусской» определил количество воинов в отряде Отакара, как «более 60.000 рыцарей». Хронист замечает, что количество «телег и повозок с оружием и провиантом» ему неведомо [1: стр. 84] . Ведь к 60.000 рыцарей-воинов следует приплюсовать, по крайней мере, такое же количество людей для обслуживания рыцарей. Получается громадная по тому времени и к тому же маломаневренная армия. Видимо, здесь сквозит явное преувеличение численности армии Отакара II. На это сразу же обратили внимание вдумчивые комментаторы летописных текстов. Но некоторые исследователи приняли на веру численность войска в 60.000 человек только рыцарей. Эти исследователи не акцентировали внимания на то, что всё население Самбии тогда не превышало 34.000 человек. К ним следует отнести В.И. Кулакова, И.Лацину, В.И. Матузову, В.Томека и некоторых других. Часть учёных, боясь попасть впросак, вообще не упоминают о численности отряда короля Отакара: Рихард Армштедт и Рихард Фишер, Эрих Вайзе, Влаислав Ванчура, Фриц Гаузе, Л.Гимбот, Франц Куровски, Мартин Муриниус, Т.Хуртич, Бруно Шумахер и другие.
Весь Тевтонский орден даже в эпоху своего наивысшего подъёма в 1400 году, по утверждению Э.Лависса, насчитывал всего-навсего 1.000 рыцарей [20: стр. 95] . Ни двигаться, ни питаться огромная армия в Пруссии просто не могла. Исходя из таких соображений, Э.Лависс полагает, что количество рыцарей в отряде Отакара составляло около 600 человек. М.Бискуп и Г.Лабуда считают, что число воинов увеличено в десять раз и должно составлять не более 6.000 человек. Тогда становится ясным, что небольшой мобильный отряд Отакара II численностью от 1.000 до б.ОООчеловек мог довольно быстро двигаться по незнакомой местности и легко одерживать победы над пруссами, превосходя их военной выучкой и дисциплиной.
В отношении общего маршрута похода короля Отакара по Пруссии у исследователей нет больших сомнений. Хронология похода выглядит таким образом:
Как уже отмечалось выше, маршрут похода по Самбии подробно описан в «Хронике земли Прусской». Там, согласно Петру из Дусбурга, Отакар пришёл зимой в Эльбинг (Эльблонг), оттуда двинулся к замку Бальга. Перейдя через залив, отряд спалил Меденов (Логвино), на другой день оказался в Рудове (Мельнико-во), где удалось взять прусскую крепость. После этого король вошёл в волости Кведенов (Северная гора), Вальдов (Низовье), Каймен (Заречье) и в Тапиов (Гвардейск). Далее отряд подошёл к горе Тувангсте, где основал крепость Кенигсберг [1: стр. 84-85].
Суммируя приведённые сведения о маршруте короля Отакара по Пруссии, я попытался составить табличку похода. Среднедневной путь отряда получился около 30 километров, а по враждебной территории - около 20 километров. Неоспоримые даты, взятые из хроник, - подчёркнуты. Остальные даты пребывания определены расчётным путём.
Место отправления и дата | Место прибытия и дата | Количество дней перехода | Примерное расстояние в километрах | Примерное расстояние дневного перехода в километрах |
Прага 14 декабря 1254 | Бреслау 22 декабря 1254 | 8 | 250 | 30 |
Бреслау 26 декабря 1254 | Эльбинг 5 января 1255 | 11 | 350 | 30 |
Эльбинг 6 января 1255 | Бальга 7 января 1255 | 2 | 60 | 30 |
Бальга 8 января 1255 | Меденов 9 января 1255 | 1 | 30 | 30 |
Меденов 9 января 1255 | Рудау 10 января 1255 | 1 | 20 | 20 |
Рудау 10 января 1255 | Тувангсте 14 января 1255 | 4 | 80 | 20 |
Тувангсте 16 января 1255 | Эльбинг 17-18 января 1255 | 3 | 100 | 30 |
Эльбинг 19 января 1255 | Tpoппaу 6 февраля 1255 | 18 | 600 | 30 |
Исходя из данных таблицы можно, путём арифметических расчётов, с долей погрешности до 2-3 дней, определить дату заложения Кенигсберга как 15 января 1255 года. Конечно, остаются сомнения по поводу быстротечности военных действий в Самбии, практически без отдыха для войска, но к этому я ещё вернусь в конце статьи.
Чешский король Прежемысл II Отакар двинулся в Пруссию в сопровождении свиты из рыцарей, относящихся к высокородным и княжеским династиям, а также нескольких епископов. Пётр из Дусбурга сообщает, что для покорения самбов (пруссов) «Христос в год Воскресения своего 1254 послал Отакара, короля Богемии; Отто, маркграфа Бранденбургского, который в этом паломничестве был маршалом; герцога Австрии; маркграфа Моравии; Генриха, епископа Кульмского; Ансельна, епископа Вармийско-го и епископа Оломоуцкого» [1: стр. 84]. Упростив эту витиеватую фразу, мы увидим, что короля Отакара в походе сопровождали: маркграф Отто Бранденбургский, епископ Кульмский Генрих (Геденрих), епископ Вармийский Ансельн и епископ Оломуцкий Бруно. Что же касается упомянутых в тексте «герцога Австрии и маркграфа Моравии», то сие суть титулы Отакара П. Они ошибочно приняты хронистом за отдельных участников похода [1: стр. 294]. Об участии в походе 1254-1255 годов гроссмейстера Тевтонского ордена Пётр Дусбургский не упоминает. Лишь потом, после ухода короля Отакара из Пруссии, пишет хронист, магистр (? - А.Г.), рыцари Ордена и комтур Бурхард фон Хорнхаузен вновь пришли в Самбию для начала строительства крепости Кенигсберг. [1: стр. 85]. Кого же мог подразумевать Пётр из Дусбурга под титулом «магистр»!
В тексте «Хроники земли Прусской» различаются титулы «магистр земли Прусской» (то есть ландмейстер Пруссии) и «магистр земли Тевтонской» (то есть магистр немецких земель Тевтонского ордена) [1: стр. 87]. Гроссмейстера Тевтонского ордена хронист величает как «великий магистр дома Тевтонского» [1: стр. 61]. Следовательно, по «Хронике» получается так, что вроде бы руководитель Тевтонского ордена и не участвовал в походе короля Отакара и что в походе мог участвовать лишь «магистр» Пруссии.
Другие источники расширяют и уточняют список участников похода. Исходя из анализа нескольких данных, можно выделить следующих вероятных участников похода:
М.Бискуп и Г.Лабуда указывают, что к отряду короля Отакара во Вроцлаве /Бреслау/ присоединился маркграф Отто III Бранденбургский, а в Эльбинге (Эльблонг) - епископы Гейдерик (Генрих) Хельмский и Ансельн Вармийский. В Эльблонге же короля ждал Великий магистр (гроссмейстера) Поппо фон Остерна. С самого начала Отакара сопровождал епископ Брунее (Брунон) Оломунский [18: стр. 152].
«Чешская хроника» сообщает, что к войску Пржемысла II Отакара присоединился граф Рудольф Габсбургский, будущий император и соперник Отакара. В Эльбинге к Отакару присоединились Юнджих (Генрих) Майсса-енский и Великий магистр Поппо. «Хроники упоминают и епископа Бруно [13: стр. 746-747].
Д.Пшибышек указывает, что в отряде Отакара находились Отто III Бранденбургский, Генрих Майссенс-кий, гроссмейстер Поппо фон Остерна, комтур Берхард фон Хорнхаузен, граф Рудольф Габсбургский [20: стр. 47].
«Наме кодекс» указывает на участников похода 1254-1255 годов: король Отакар, Отто III Бранденбургский, Генрих Майссенский, граф Рудольф Габсбургский [26].
В.Ванчура говорит о сопровождавших Отакара епископах Бруно, Витеке из Града и о Бореше из Ризен-бурга [17: стр. 205]. Получается, что короля сопровождали пять епископов? Разобраться до конца мне не удалось, поэтому ограничиваюсь короткими разъяснениями:
Europäische Ordensritter im 12. Jabrbundert. Anonymer Kupferstich Рыцари Тевтонского ордена в 12 веке (Ch.Hinze, U.Diederich «Ostpreussische Sagen». Кöln, 1983) |
Рыцарь Тевтонского ордена (Ch.Hinze, U.Diederich «Ostpreussische Sagen». Кöln, 1983) |
Рыцарь Тевтонского ордена (Ch.Hinze, U.Diederich «Ostpreussische Sagen». Кöln, 1983) |
Вооруженный прусс (Ch.Hinze, U.Diederich «Ostpreussische Sagen». Кöln, 1983) |
Пётр из Дусбурга, сообщая о закладке Кенигсберга, пишет, что замок «у пруссов назывался Тувангсте от названия леса, бывшего на этом месте» [1: стр. 85]. От Петра Дусбургского прусское название перешло на страницы последующих книг в написаниях: «Tuwanste, Twangste, Tvangyste, Tvangste». Этимология названия окончательно не выяснена. Франц Куровский производит значение слова «Твансте» от прусского «вздутие» (нем. Schwellung), как синоним холма [9: стр. 80]. В.М. Кулаков поддерживает версию о происхождении названия от прусского «запруда, плотина» [22: стр. 106]. Этой же версии придерживается Летас Палмайтис в частном письме к автору статьи, произведя значение от прусского слова «тванка» - пруд. Такой же версии придерживается и А.Салис, учёный-балтист из Пенсильванского университета, считающий, что пруссы произносили слова как «Тванкста» /Tvankste/, увязывая значение с литовским «Тванка» /Tvanka, Tvenkinys/ - пруд [24: стр. 104].
Несомненно, прусская крепость Твангсте была поставлена задолго до прихода сюда рыцарей-крестоносцев. Роберт Альбинус утверждает, что ещё «до основания Кенигсберга перед устьем Прегеля находился холм Тувангсте, где стояла прусская крепость-убежище (нем. Fliehburg), а под её защитой находилась рыбацкая деревня Липник /Lipnick/ [23: стр. 321]. Археологические раскопки на месте этой прусской крепости позволили В.И. Кулакову предположить, что люди жили здесь уже в эпоху камня, то есть около 5.000 лет назад [22: стр. 109]. Впрочем, есть и другие мнения, относящие первые поселения людей на горе Твангсте к более позднему времени.
Традиционно принято считать, что крепость и город названы в честь чешского короля Пржемысла II Отакара /Paemysl II Otakar/, жившего в 1230-1278 годах и правящего с 1253 года. В дальнейшем название «Кенигсберг» осталось только за замком-крепостью, а город Кенигсберг, южнее замка, с 1300 года стал называться -«Альтштадт». Ещё позднее, в 1724 году, после объединения трёх городов (Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт), город вновь стал называться - «Кенигсберг».
Немецкое слово «Кенигсберг» /Königsberg/ означает «Королевская гора» или «Гора короля». Вроде бы, нет места для сомнений о причастности Отакара к названию, но скептики выдвинули иные мнения и предположения. Рассмотрим некоторые из них.
1. Был ли король Отакар II королём в 1255 году? Подавляющее большинство справочных изданий (например, Большая Советская энциклопедия», том 20, 1975 год) сообщает, что Пржемысл II Отакар стал королём в Чехии с 1253 года, после смерти своего отца короля Вацлава I. Фактически так оно и было. Но формально Пржемысл II Отакар был коронован только в 1261 году. «Чешская хроника» в публикации профессора И.Лацины, пишет о том, что Пржемысл II Отакар, как можно понимать намёки летописца, долго не мог получить от Римского папы согласие на коронование, ввиду запутанности ситуации с назначением архиепископа Праги. Лишь после улаживания конфликта с Римской курией, под Рождество 1261 года Отакар мог быть официально коронован и с этого дня стал именоваться не как «наследник земли Чешской, а королём Чешским» [13:стр. 778, 779]. Исследуя тему, Дариуш Пшибытек подтверждает, что Пржемысл II Отакар стал королём «только в 1261 году» [20: стр. 48]. «Чешская хроника» Дамилила до 1261 года именует Отакара II то как «Сын короля Вацлава», то как «Чешский князь» [11: стр. 112-113].
Естественно, что современники Отакара II были прекрасно осведомлены о титуле предводителя чешского войска. В средние века придавали большое значение формальному титулованию. Тогда как Отакар II, ещё не будучи королём, мог стать поводом для «королевского» названия горы?
2. Вторая версия свидетельствует, что крепость Кенигсберг названа по аналогии с городом в Палестине, основанным во время крестовых походов. Действительно, как сообщает А.Боеттихер, в Палестине был город, название которого звучало по-латыни как «Монт рояль» /Mont royal/, то есть «Королевская гора» [3: стр. 2]. В других латинизованных формах название «Кенигсберг» звучало как «Моно Региум», позднее как «Региомонти». Поэтому, можно сказать, что название «Кенигсберг» явилось данью памяти крестоносцев о недавних палестинских походах.
3. Интересно, что название «Кенигсберг» не такая уж редкость на географических картах. Мною произведена подборка «кёнигсбергов», не претендующая на всеобъемливость. Вот что получилось:
Имеется также немало других германоязычных и латиноязычных «кёнигсбергских» гор.
Такое обилие «кёнигсбергов» невольно наводит на мысль, что их название вряд ли связано с именем какого-либо конкретного короля. Могли быть и иные мотивы для появления «королевского» названия. Скажем, Кёнигсберг-в-Баварии получил название по стоящей рядом горе Кенигсберг, которая, может быть, вначале называлась «Каролина», а это имя имеет «королевское» происхождение. Город Кенигсберг в Новой марке стал так называться по созвучию польского слова «Хойна» (хвоя), которое трансформировалось в «Хониц» - «Кониц» -«»Кониг». Далее, вероятно, название стало ассоциироваться с крестовыми походами в Палестине и получило окончание «Берг». Получилась «Королевская гора» по аналогии с таким названием в Палестине (см. выше).
4. Своё прочтение названия «Кенигсберг» предлагает В.И. Кулаков. Он производит его от прусского «кон- гос» (congos - князь, король). В прусской речи название горы стало звучать как Конугарбе (гарбе - по-прус ски «гора»). Викинги в 8 веке переделали названия горы и городища в «Конунгаберг» /Konungaberg/ - «Коро левская гора» [22: стр. 110]. Такое смешение прусского и скандинавского названий для немецкого уха стало звучать как «Кунигсперк», а потом - «Кенигсберг».
5. А.Боеттихер полагает, что первоначально название крепости произносилось как «Кёнигсбург» /Koenigsburg- «Королевская крепость»/, а потом трансформировалось в «Кенигсберг».
Существуют другие написания названия города. В немецкой литературе встречаются исторические названия: Kunigsberk, Königsberk, Koenigsberk и другие схожие. Литовское название города - «Караляучус» /Karaliamus/ . Польское название - «Крулевец» /Krylewiec/ и более ранние: Krolowgrod, Crolowograd. Чешское название - «Краловец» /Kralowec/. В русских документах 16-17 веков Кенигсберг иногда назывался «Королевец» [25: стр. 41, 49].
На древнем плане пунктиром показано пересохшее русло реки Прегеля /Verlandeter Pregel/, существовавшее ко времени закладки Кенигсберга в 1255 году. Русло Нового (Замландского) Прегеля струилось на запад по району Лаак. Южнее Нойе Бляйхе (при впадении в Прегель ручья Хуфенфрайграбен) русло с оединялось со Старым (Натанговским) Прегелем. Несомненно, естественное пересыхание русла завершилось к 1300 году.
Из: R.Albinus «Lexikon der Stadt Königsberg», 1988.8.248
Подводя итоги всему написанному, я склоняюсь к следующим выводам: