Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Балтийский альманах № 8

ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Б. ГУБИН

краевед

БУРГШУЛЕ В 19-ОМ ВЕКЕ

История

Кёнигсбергская Бургшуле основана в 1658 году, как «реформатская парохиальная (приходская) школа», или «латинская школа». Согласно первым сведениям, школа изначально замышлялась как детское общеобразователь­ное учреждение.

Церковное реформатское движение зародилось в Европе в середине 16-го века, после протестантских выс­туплений Мартина Лютера (1483-1546). Идеологом реформаторства стал богослов Жан Кальвин (1509-1564). Его учение представляло собой наиболее ортодоксальную ветвь протестантизма. Кальвинисты активно проповедова­ли аскетический образ жизни. В основе вероучения лежал тезис о предопределении судьбы и возможности дос­тичь этого предопределения всей своей безгрешной жизнью и благой деятельностью.

В Кёнигсберг, после отмены во Франции Нантского эдикта о веротерпимости, с 1656 года стали приезжать французские реформаты (гугеноты). Первое реформатское богослужение в Кёнигсберге состоялось ещё раньше, в 1616 году, в замковом зале. В 1646-1648 годах немецкая реформатская община в Кёнигсберге получила привиле­гии и право существования. К сторонникам Жана Кальвина принадлежал правитель курфюрст Иоанн Сигизмунд (1572-1618), что приводило к трениям между ним и кёнигсбергскими гражданами. Позднее страсти улеглись, и в 1690-1696 годах в Кёнигсберге велось строительство немецкой реформатской церкви - Бургкирхи. Она была освя­щена 23 января 1701 года. Позднее, в 1733-1736 годах, в Кёнигсберге построили французскую реформатскую церковь.

31 августа 1664 года Великий курфюрст Фридрих Вильгельм подписал рескрипт, по которому «Латинская школа» получила официальное название «Бургшуле». Такое название буквально переводится как «Крепостная школа». Но в названии присутствует историческая основа, так как школа находилась на территории кёнигсбергс-кого района «Бургфрайхайт» (Крепостная слобода). Школа разместилась в наёмном помещении реформатской общины возле Монетной площади Бургфрайхайта. Строительство здания для Бургшуле началось в 1665 году на участке, переданном общине судьёй фон Готцё. На этом земельном наделе находились дом, хлев, сад и скотобой­ня. Точная дата завершения строительства не установлена. В документе, датированном 2 августа 1680 года, отме­чено, что школа уже находится в специально построенном для неё здании.

В мае 1813 года реформатская Бургшуле преобразована в высшую школу и получила название «Высшая городская школа». Она вышла из-под юрисдикции реформатской церковной общины. В октябре 1859 года школа реорганизована в городскую реальную гимназию Она сохранила своё традиционное название «Бургшуле»: «На­зываемая до этого времени высшая Бургшуле стала реальной школой первого порядка и включена в реестр Коро­левской провинциальной школьной коллегии». В апреле 1882 года школа получила название «Реальная гимназия на Бурге». В апреле 1889 года Бургшуле стала государственной с финансированием из бюджета. В 1892-1893 годах школа преобразована в «Высшую реальную школу» без преподавания латинского языка. В 1895 году школа пере­местилась в здание бывшей Фридрих-коллегии на Лёбенихт. В 1901 году школе возвращено название «Реальная гимназия на Бурге». В 1927 году Бургшуле переехала в новое здание на Лендорфштрассе в Хуфене. Сейчас в этом здании находится калининградская гимназия № 1 на улице Кропоткина, 8-10.

В 1782-1792 годах в Бургшуле учился Э.Т.А.Гофман (1776-1822). Из биографии Э.Гофмана и из других источ­ников известно, что поблизости от Бургшуле находилась французская реформатская школа ( раздельно для дево­чек и для мальчиков), основанная в 1787 году.

Среди воспитанников Бургшуле в конце 18-го-начала 20-го веков отмечены такие персоны:

- Эрнст Виехерт (1887-1950) - писатель, поэт, педагог в Хуфен-гимназии Кёнигсберга (сдал выпускные экза­мены в 1905 году).
- Теодор Готтлиб Гиппель (1775-1843) - автор «Обращения к моему народу», учился вместе с Э.Гофманом (закончил школу в 1787 году).
- Гольц-Паша (1834-1916) - генерал-фельмаршал, поступил в Бургшуле в 1850 году и через пять лет перешёл в кадетский корпус.
- Граф Август Вильгельм фон Каниц (1783-1852) - военный министр, посещал школу в 1790 году. - Даниэль Матушевский (1775-1825) - художник и друг писателя Э.Гофмана (окончил школу в 1787 году).
- Густав Адольф Мигель (1838-1917) - отец поэтессы Агнес Мигель (сдал выпускной экзамен в 1854 году).
- Карл Петер Фабер (1773-1853) - архивист и библиотекарь, издатель писем Лютера и Мелантхона к герцогу Альбрехту (посещал школу в 1790 году).

Бургшуле имела собственные цвета, как символику школы. Вначале это были чёрный-белый цвета. С 1814 года появились чёрный-красный-жёлтый цвета, но затем эту расцветку запретили. Потом были выбраны красный-голубой цвета, как символ французской революции 1789 года. После 1856 года для школы утвердили зелёный-жёлтый-зелёный цвета.

Учебный процесс

       Если судить по биографии писателя Э.Т.А. Гофмана, то он был принят в Бургшуле в возрасте шести с поло­виной лет (осенью 1782 года). В 1792 году Э.Гофман закончил Бургшуле и в том же году, в возрасте 16-ти с половиной лет, поступил в Кёнигсбергский университет. Столь молодой возраст абитуриента не являлся исключе­нием в те годы. Гофман вышел из университета 19-ти летнем юношей в 1795 году, сдав первый экзамен по юрис­пруденции. Таким образом, он смог работать в качестве юриста. Но для получения полных прав на государствен­ную службу необходимо было сдать ещё два экзамена на подтверждение своего профессионализма. Эти экзаме­ны Гофман сдал в 1798 и в 1800 годах, после чего смог получить должность асессора. Этот экскурс в начало 19-го века предпринят для понимания некоторых нюансов образовательной системы того времени.

Конечно, финансирование Бургшуле не отличалось рачительностью. Оно складывалось из общинных взно­сов, пожертвований меценатов и платы за обучение (или за интернат). Школьные реформы в Пруссии, несомнен­но, затрагивали и Бургшуле. Из чисто церковного учебного заведения она постепенно превращалась в государ­ственное образовательное учреждение. Большие перемены в Бургшуле пришлись на начало 19-го века под воздей­ствием прогрессивных идей наполеоновской эпохи. В 1813 году реформатская латинская школа (Бургшуле) стала высшей городской школой, что существенно поменяло направление её учебной деятельности.

Теперь можно взглянуть на статистику количества учащихся в Бургшуле:

 

1737год - около 40учеников

1826год - 260учеников

1740год - около 50учеников

1836год -176учеников

1747год - 46учеников

1837год -193ученика

1776год - 86учеников

1842год -221ученик

1779год - 90учеников

1845год - 308учеников

1796год -105учеников

1851год -306учеников

1799год -103ученика

1859год - 376учеников

1801год -112учеников

1872год - 627учеников

1804год -120учеников

1882год - 420учеников

1813год -30учеников

1884год - 420учеников

1814год -38учеников

1893год - 224ученика

1818год (начало) -26учеников

1894год - 254ученика

1818год (конец) - 70учеников

1895год - 279учеников

1819год - 94ученика

1896год - 347учеников

1820год -170учеников

1897год - 378учеников

1821год -88учеников

1901год -383 ученика

Сейчас порой трудно объяснить причины изменения численности учащихся в Бургшуле по годам. Видимо, на это влияла политическая ситуация в стране (наполеоновские войны 1813-1814 годов), обстановка после объеди­нения Германии (после 1872 года), реформы образования и какие-то ещё невыясненные факторы.

Количество учителей в Бургшуле до школьной реформы 1779 года составляло 3-4 человека, затем: в 1813 году - 5 человек, в 1841 году - 9 человек, в 1865 году - 11 человек. В 1901 году в Бургшуле было 16 учителей. Кроме того, в школу приглашались помощники учителей для преподавания отдельных дисциплин.

Учебное время в период латинской школы подчинялось церковным канонам. В инструкции, датированной 1779 годом, указан следующий распорядок дня: учебное время начиналось в 7 часов утра (кроме декабря и января, когда занятия начинались в 8 часов утра); утренняя молитва занимала 15 минут; уроки начинались через 10 минут после молитвы с ударом гонга и заканчивались по удару гонга. В первое половине дня преподавание продолжалось четыре часа. Затем следовал второй завтрак (или обед) и далее занятия продолжались до 14-16 часов. По данным конца 18-го века классные утренние занятия длились с 7 до 11 часов, послеобеденные с 13 до 16 часов, всего 7 часов. Учебные недели чередовались с понедельника до среды включительно, либо с понедельника до субботы включительно.

Сохранились учебные планы занятий в Бургшуле на 1813 год, на 1829-1830 учебный год и на 1860-1861 учеб­ный год. Современному читателю следует иметь в виду, что нумерация классов, в отличие от нынешней, делалась по нисходящей линии (выпускной класс назывался первым классом).

 

Ежедневное количество часов по предметам в 1813 году

Предметы

Подготовительный класс для мальчиков 7-8 лет

3-ий класс для мальчиков 9-11 лет

2-ой класс для мальчиков 11-13 лет

1-ый класс для мальчиков 13-16 лет

Арифметика

4

4

4

3

Геометрия

-

2

2

-

Стереометрия (кроме детей купцов)

 

-

-

2

Товароведение (для детей купцов)

 

-

-

2

Рисование

3

2

2

2

Письменность (для детей купцов в 1-ом классе - деловое письмо)

3

4

2

2

История (для подготовительного класса - библейская история)

3

2

2

2

Латинский язык (для детей купцов в 1-ом классе -английский и русский языки)

3

3

3

3

Немецкий язык

5

3

3

3

География

3

3

3

2

Описание природы

4

2

2

-

Физика и химия

-

-

-

2

Закон Божий

2

2

2

2

Французский язык

-

3

3

3

Технология (труд?)

-

2

-

2

Польский язык

-

-

2

2

ИТОГО:

32

32

32

32

 

Недельный план занятий на 1829-1830 учебный год

 4-ый КЛАСС

1. Закон Божий - 1 час. Библейская история Ветхого Завета.

2. Математика - 4 часа. Основные действия арифметики с отвлечёнными и натуральными числами. Дроби.

3. История (входит в библейскую историю).

4. География - 2 часа. Контурная карта мира.

5. Естествознание (природоведение) - 2 часа. Описание отдельных примечательных предметов из трёх царств природы (животный мир, растительный мир, минералы - неживая природа).

6. Немецкий язык - 5 часов. Чтение. Орфографические и грамматические упражнения. Декламация.

7. Латинский язык - 6 часов. Чтение. Склонение. Спряжение. Чтение лёгкого текста с переводом.

8. Каллиграфия (чистописание) - 4 часа.

9. Рисование - 2 часа.

Всего в неделю 26 часов. Курс продолжался полгода.


3-ий КЛАСС

1. Закон Божий - 2 часа. Библейская история Нового Завета. Познание Библии.

2. Математика - 6 часов. Дроби. Десятичные дроби. Начала пропорций и алгебры. Геометрия до учения Пифагора.

3. История - 2 часа. Древняя история, главным образом, Греции и Рима.

4. География - 2 часа. Описание Отечества и соседних стран.

5. Естествознание - 2 часа. Изучение местных растений. Минералогия.

6. Немецкий язык - 4 часа. Грамматика. Этимологическая часть (фонетика и морфология). Декламация.

7. Латинский язык - 6 часов. Грамматика. Переводы из Брёдера и Шульца.

8. Французский язык - 3 часа. Чтение. Склонение. Спряжение. Начало переводов.

9. Каллиграфия - 3 часа.

10. Рисование - 2 часа.

Всего в неделю 32 часа. Курс продолжался один год.


2-ой КЛАСС

1. Закон Божий - 2 часа. Христианское вероучение.

2. Математика - 2 часа. Изучение пропорций и прогрессий.

3. История - 2 часа. Изучение средних веков.

4. География - 2 часа. Изучение других стран во всех частях света. Контурные карты.

5. Естествознание - 2 часа. Общая ботаника и зоология.

6. Немецкий язык - 4 часа. Грамматика. Синтаксис.

7. Латинский язык - 6 часов. «Корнелиус непос». Переводы из Брёдера и Шульца.

8. Французский язык - 4 часа. Переводы из французских учебников. Грамматика Орелля. Изучение устойчивых выражений и фраз.

9. Каллиграфия - 2 часа.

10. Рисование - 2 часа.

Всего в неделю 32 часа. Курс продолжался один год.


1-ый КЛАСС

1.Закон Божий - 2 часа. Заучивание цитат.

2.Математика - 2 часа. Продолжение уравнений. Алгебра. Продолжение стереометрии. Тригонометрия. Изучение Регельштиттена.

3.История - 3 часа. Новая история.

4.География - 2 часа. Повторения и дополнения статистических сведений.

5.Физика - 2 часа.

6.Немецкий язык - 4 часа. Теория и практика стиля. История языка. Литература. Исторические произведения.

7.Латинский язык - 4 часа. Гедике. Хрестоматия. Небольшие переводы на латынь с немецкого.

8.Французскийязык - 5 часов. Floriam (Numa Pompelius oder Guillaume Tell), Voltaire (Henriade). Переводы с немецкого на французский. Учебное пособие по разговорному языку.

9.Каллиграфия - 2 часа.

10.Рисование - 2 часа.

Всего в неделю 32 часа. Курс продолжался один год.

План занятий 1860/1861 учебного года (недельное количество часов)


Предметы

Классы

VI

V

IV

III

II

I

Закон Божий

3

3

2

2

2

2

Немецкий язык

4

4

3

3

3

3

Латинский язык

8

6

6

5

4

3

Французский язык

-

5

5

4

3

3

Английский язык

-

-

-

4

3

3

История

-

2

2

2

3

3

География

3

2

2

2

-

-

Математика и арифметика

5

4

6

6

5

5

Физика и химия

-

-

-

-

4

6

Естествознание

2

2

2

2

2

-

Рисование

-

-

2

2

2

3

Письмо

2

2

2-

-

-

-

ИТОГО:

28

30

32

32

32

32

Из специального инструктивного письма по организации классных и лекционных занятий в конце 18 века можно почерпнуть некоторые дополнительные сведения о программе обучения. Эта методика действовала и в начале 19-го века. Понятие «класс» в данном случае указывает на специализацию ученической группы. Выделены особо «теологи­ческие часы», что подчёркивает церковное направление школы в целом. Ясно, что термин «Еврейский класс» означает не национальную принадлежность учеников, а направление изучения предметов. К остальным предметам даются краткие пояснения учебного процесса. Ниже приводится изложение указанного инструктивного письма.

1. Философский и математический классы.

В математическом классе даются общие сведения по математике и геометрии.

В третьем арифметическом классе изучаются четыре специальных курса, где материал делится пропорцио­нально между арифметикой и геометрией, прогрессивно усложняясь. Во втором классе изучаются дроби.

В первом классе изучаются пропорции, дробные числа и извлечения корней. В математической географии изучается глобус.

В философском классе изучается логика. Здесь ученики знакомятся с понятиями суждения, доказательства, логическими теоремами и с другими категориями логики.

В третьем физическом классе изучаются история естественных наук в трёх царствах природы (животные, растения, минералы); во втором физическом классе ученики получают объяснения естественных процессов.

2. Теологические часы.

В четвёртом классе ученики знакомятся с Катехизисом и с некоторыми цитатами из Библии. В третьем классе изучается Священное Писание и правда о христианской вере, объединённые в Катехизисе. Во втором классе изучается книга « Наставление к счастливому блаженству согласно учению Иисуса Хрис­та», изданная в Берлине в 1772 году.

В первом классе - догматы богословия.

3. Еврейский класс.

Первое - чтение и обязательные грамматические познания древнееврейского языка. Второе - грамматика и синтаксис древнееврейского языка; первая Книга Моисея.

4. Древнегреческий язык.

Вначале изучаются обязательные правила, затем грамматика и синтаксис, потом произношение.

5. Общие указания по преподаванию латинского языка.

В пятом классе изучаются чтение и начала произношения. В четвёртом классе изучаются начала синтаксиса.

В третьем классе изучаются грамматика и этимология и основные правила синтаксиса. Во втором классе изучается весь синтаксис.

В первом классе ученики должны читать Горация, Цицерона и других латинских авторов.

6. История.

В четвёртом классе изучается библейская история.

В третьем классе изучается курс «Универсальной истории».

Во втором классе изучается история Римской империи от Юлия Цезаря до современного времени. В первом классе изучаются древняя история, история многих стран и коротко повторяется общая связь событий.

7. География.

Историческая описательная география изучается в третьем классе.

В третьем географическом классе ученики знакомятся со встречающимися часто названиями островов, полуостровов, морей, океанов, проливов, рек, кос и другими. Особое внимание уделяется Европе, её странам, границам и главным городам.

Во втором географическом классе ученики изучают известные материки, страны мира, горные хребты, примечательные города.

В первом географическом классе изучаются достопримечательности каждой страны, а также их литература, история, особенности развития, торговля, религия, климат, формы правления, обычаи, нравы, черты националь­ного характера и другое.

8. Эпистолография.

(В инструкции подробно излагаются методика преподавания ораторского искусства, даются многие настав­ления по составлению письменных и устных докладов и сообщений. Ввиду большого объёма текста эта часть инструкции не переведена).

9. Немецкая школа.

Здесь изучают по-немецки и по-латыни лютеранский Катехизис те из учеников, которые не посещают теологический класс. (Далее в инструкции даются подробные рекомендации, которые не переводились ввиду большого объёма текста).

УЧИТЕЛЯ

Среди преподавателей в Бургшуле можно отыскать немало примечательных людей. Ниже перечисляются руководители (ректоры) Бургшуле.

1.Пауль Андреас Юрски - руководил школой в 1658-1664 годах. Имел учёную степень доктора богословия. В 1672 году занял место предигера (пастора) в реформатской общине Мемеля. Имея польское происхождение, совершал деловые поездки в Варшаву. Скончался в 1683 году.

2.Иоахим Христиани - возглавлял школу в 1664-1668 годах. До этого назначения работал третьим учителем в Бургшуле в 1658-1659 годах. ( В это время в Бургшуле имелись должности первого (руководителя, ректора) второ­го, третьего и четвёртого учителя).

3.Френдсдорф - был руководителем и ректором (с 1695 года) Бургшуле в 1668-1703 годах. До этого в 1662­1668 годах состоял вторым учителем в Бургшуле. (С 1695 года в штате Бургшуле находились ректор, проректор, конректор и субректор).

4.Якоб Томсон - ректор школы с 1703-1707 годах.

5.Карл Кеслер - ректор в 1708-1710 годах. Затем вернулся на родину в Берлин.

6.Карпиус - ректор в 1711-1714(7) годах.

7.Готтфрид Шёфиус - ректор школы в 1714-1720 годах. (С 1714 года штатные должности в Бургшуле имено­вались как ректор, конректор, субректор, четвёртая должность).

8.Иоанн Клаессен - ректор Бургшуле в 1720-1727 годах. До назначения в Бургшуле двадцать лет был ректо­ром во Фридрих-шуле города Франкфурт-на-Одере.

9.Хеннинг Христоф Мюллер - возглавлял Бургшуле в 1727-1755 годах. Он приехал в Кёнигсберг из Мемеля, где работал учителем. В 1723-1727 годах был конректором в Бургшуле. Скончался в 1755 году.

10.Фридрих Вильгельм Вебер - ректор Бургшуле в 1755-1773 годах. Родился в городе Цербсте (Германия), учился в городе Халле, служил гофмейстером в доме графа Дёнхоффа в Берлине. По приезде в Кёнигсберг зани­мал должность информатора в Сиротском доме. В 1773 году неожиданно ослеп, сошёл с ума и наложил на себя руки.

11.Эммануил Даниель Зайберт - ректор Бургшуле в 1773-1779 годах.

12.Стефан Ванновски - занимал должность ректора в 1779-1812 годах. Стефан Ванновски родился 20 февраля 1749 года в Осташине (Польша). Образование получил в реформатской гимназии города Глюка, потом в гимназии Берлина и в 1768-2772 годах учился во Франкфурте-на-Одере. Около 1773 года приехал в Кёнигсберг, сначала работал учителем в Королевском сиротском приюте, затем занимал должность реформатского пастора. Доктор богословских наук (в 1806 году). Скончался в Кёнигсберге в 1812 году. Стефан Ванновски оказал большое влияние на развитие таланта и эстетических вкусов молодого Э.Т.А. Гофмана и поощрял его занятия искусствами.

13.Август Фридрих Вель - директор школы в 1813-1835 годах. До назначения в школу работал суперинтен­дантом и хофпредигером. Скончался 14 марта 1835 года. ( С 1820 года в Бургшуле имелись должности директора с 1813 года, проректора, конректора, субректора и четвёртая должность учителя).

14.Карл Леопольд Бюттнер - директор школы в 1836-1856 годах. Он родился 9 ноября 1787 года в Кёнигсберге. В течение десяти лет учился в Бургшуле, затем изучал в университете теологию и философию. В 1813-1836 годах занимал должности конректора и проректора в Бургшуле. В 1836 году вышел на пенсию. Скончался 13 августа 1866 года.

15.Генрих Вильгельм Шиффердеккер - директор школы в 1857-1881 годах. Генрих Шиффердеккер родился 18 декабря 1810 года. С 1836 года находился на школьной работе. В 1850-1857 годах был субректором в Бургшуле. В 1881 году вышел на пенсию. Скончался 25 января 1893 года.

В период с 1 апреля 1856 года до 2 февраля 1857 года обязанности директора школы исполнял проректор Густав Генрих Эмиль Олерт; с 1841 года штатные должности в школе носили названия - директор, проректор, конректор, субректор, обладатели первой, второй, третьей, четвёртой и пятой ординаторских должностей; с 1865 года штатные должности носили название - директор, первый, второй, третий и четвёртый обер-учителя, первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой ординаторские учителя.

16. Карл Бёттхер - директор в 1882-1900 годах. Он родился в 1838 году в Прёйсиш-Эйлау (Багратионовск) и учился в Королевском Фридрих-коллегиуме в Кёнигсберге. Затем учительствовал в Грауденце, в Альтоне, в Гамбурге, был директором школы в Дюссельдорфе. Скончался 10 июня 1900 года.

В 1894 году в Бургшуле создана учительская коллегия в составе - директор Бёттхер, шесть профессоров, четыре обер-учителя.

17.Макс Мирош (1853-1912) - директор школы в 1901-1912 годах.

18.Карл Фриш (родился в 1854 году) - директор школы с 5 июня по 1 октября 1913 года.

19.Оскар Шобер - сдал ректорский экзамен в Бургшуле в 1914 году.

Дополнение. Одним из учителей в Бургшуле был Карл Фридрих Рупп (1814-1867). С 1838 года и до конца своих дней он преподавал в Бургшуле. До этого он четыре года работал учителем в Пиллау (Балтийск). Он доводился братом проповедника Юлиуса Руппа и двоюродным дедушкой художницы К.Кольвиц.

Оплата труда

В 1658 году ректор Пауль Андреас Юрски получал 40 рейхсталеров в год, наравне со вторым учителем Рейнке. Надо полагать, что ему были положены и натуральные выплаты, что вытекает из других сведений.

В 1664 году общая сумма содержания ректора Бургшуле составляла 400 талеров в год, соответственно пер­вый учитель получал 300 талеров, второй учитель 200 талеров, третий учитель 150 талеров.

В 1720 году ректор Иоанн Классен получал жалование 400 талеров в год. Кроме того, ему компенсировали оплату жилья 600 талеров, выдавали 20 шеффелей ржи, 26 шеффелей солода и 6 ахтелей дров. (Шеффель = 54,96 литров, ахтель = восьмушка, современная восьмая часть кубометра.)

В 1747 году ректор Хенниг Христов Мюллер получал в год 600 талеров и доплату за участие в приёмке экзаменов 18 талеров; из королевской казны ему доплачивали 33 талера, из городской депутатской палаты - 46 талеров 20 грошей; выдавали 6 ахтелей дров и предоставляли бесплатное жильё при школе. Всего его денежное содержание составляло 697 талеров 20 грошей в год. Годовое содержание конректора составляло 617 талеров 20 грошей в год с выдачей 2-х ахтелей дров и с бесплатным проживанием при школе. Учитель получал в год 450 талеров 10 грошей с выдачей 2-х ахтелей дров.

В 1722 году годовое содержание ректора складывалось из оклада в 700 талеров, за приём экзаменов 18 тале­ров, из доплаты из депутатской хлебной казны 38 талеров 20 грошей 12 пфеннигов, разные надбавки 143 талера. Всего - 900 талеров. Конректор получал 800 талеров, учителя 650-700 талеров.

В 1860-1865-1867 годах годовое денежное содержание учителей Бургшуле представлено в таблице, с расшиф­ровкой 1860 года (суммы округлены до рейхсталеров).

 

Должность

Оклад

Из фонда Фишера

Паевые из школьных денег

Итого

за

1860 год

Итого

за

1864 год

Итого

за

1867 год

ректор (доплаты за жильё 100 и за инспекторские часы 153)

400

118

603

1375

1450

1600

проректор

400

89

603

1092

1100

1600

конректор

400

22

603

1025

1050

-

субректор

200

22

603

825

900

1000

учитель

300

22

301

623

750

850

учитель

300

22

150

473

600

750

учитель

300

-

150

450

600

700

учитель

-

-

-

-

550

650

Годовое денежное содержание преподавателей Бургшуле в 1875-1889-1892 годах представлено в таблице (в талерах).

Должность

По штату 1875 года

После создания церковной коллегии в 1889 году

После создания министерства в 1892 году

ректор

1600

1900

2000

обер-учитель

1200

1500

1500

обер-учитель

1330

1400

1400

обер-учитель

1000

1300

1300

обер-учитель

850

1200

1200

ординарный учитель

800

1100

1200

ординарный учитель

750

1050

1200

ординарный учитель

700

1000

900

ординарный учитель

600

900

800

ординарный учитель

550

800

700

вакансия

500

700

600

учитель естествознания

450

600

550

учитель техники

500

600

600

дошкольный учитель

400

500

500

дошкольный учитель

400

450

450

почасовой учитель

360

400

450

учитель пения

100

150

150


Покупательная способность талера менялась по времени. Инфляция - это закон денежного обращения. Поэтому увеличение окладов учителей напрямую связано с ростом цен и с повышением уровня жизни населе­ния.

К примеру, наивысший оклад Иммануила Канта в 1800 году равнялся 620 талерам в год. Астроном Ф.Бессель в 1840 году получал в год 800 талеров с доплатой из королевской казны ещё 500 талеров ежегодно.

В 1895 году годовая заработная плата кёнигсбергского рабочего, в зависимости от профессиональной класс­ности, составляла:

класс - 350 марок.

класс - 550 марок.

класс - 850 марок.

класс - от 1000 марок.

В конце 17-го веке один серебряный талер равнялся 1,5 гульденам. В 18-19 веках один рейхсталер равнялся трём гульденам или 4,5 марок. В конце 19-го века один талер соответствовал трём маркам.

Заключение

Кёнигсбергская Бургшуле являет довольно типичный во времени процесс перехода от церковного обучения к светскому образованию. Характерно, что значительная часть этого процесса пришлась на 19-ый век. В начале 19-го века идеи французского просвещения оказали значительное положительное влияние на умы европейцев. Пруссия пережила большой подъём идей после победы над Наполеоном. Демократические реформы коснулись всех сторон общественной жизни, в том числе, народного образования. Прусский министр просвещения Виль­гельм фон Гумбольд (1767-1835) совместно с философом Иоанном Фридрихом Гебартом (1776-1841) стали про­водить в жизнь педагогические методы Иоанна Генриха Песталоцци (1746-1827). Практически учение Песталоцци воплощал в Кёнигсберге на практике Карл Август Целлер - попечитель школьных заведений.

Развитие духовных и физических сил человека должны пробуждать в ребёнке стремление к плодотворной деятельности, способствовать его гармоническому развитию. Эти установки, по мнению Песталоцци, должны последовательно осуществляться системой семейного и школьного воспитания. Комплекс педагогических обра­зовательных элементов должны включать в себя умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание. В соответствии с подобными установками предлагалось формировать учебные программы в школах.

В середине 19-го века в Кёнигсберге создана сеть народных (общедоступных) школ в духе Песталоцци. Нача­ло воплощения этих мероприятий стало делом попечителя школьных заведение Густава Фридриха Динтера (1760­1841), прозванного «Фатер-Динтер».

Во второй половине 19-го века радость идей революции 1848 года сменила последующая реакция и ужесто­чение надзора. Но вскоре последовало объединение Германии (1871 год) и волна новых благих ожиданий. Все эти политические ветры и просветительские идеи не могли не отразиться на школьном образовании.

Старинные учебные заведения, конечно же, стремились сохранять консервативные и традиционные учеб­ные программы. Но народные школы сразу же взяли курс на введение новых учебных программ, соответствую­щих современных веяниям. В них больше времени отводилось изучению естественных наук. В 1872 году в Кёниг-сберге было 13 народных школ. К концу 19-го века все бывшие церковные школы были преобразованы в светские школы. Перед Первой мировой войной в Кёнигсберге имелись 10 средних школ, 5 гимназий, одна реальная гимна­зия и четыре средних реальных училища. Светское обучение девочек в 19-ом веке делало первые успешные шаги. Была организована средняя городская женская школа имени королевы Луизы. Но остальные средние школы оставались в частных руках. Завершение процесса приёма девочек в городские школы произошло в начале 20-го века.

На таком фоне осуществляло свою деятельность Бургшуле. Школа не могла оставаться в стороне от происхо­дящих преобразований и должна была шагать в ногу с жизнью.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.                  Alb. Zweck «Die Geschichte des Burgschule 1664-1914». - Koenigsberg, 1914.

2.                  «300 Iahr Burgschule Koenigsberg». - Dusburg, 1950.

3.                  Richard Armstedt «Heimatkunde von Koenigsberg», 1895.

4.                  Robert Albinus «Lexikon der Stadt Koenigsberg Pr. und Umgebung». - Leer, 1994.

5.                  «Большая советская энциклопедия», Москва 1975, том 19, статья «Песталоцци».

6.                  Фриц Гаузе «Кёнигсберг в Пруссии». - Реклингхаузен, 1994.

***

Прежде чем завершить своё исследование и поставить в нём последнюю точку, я решил заглянуть в калинин­градскую гимназию № 1. Ведь она, в некотором роде, может считаться преемницей кёнигсбергской Бургшуле хотя бы потому, что находится в добротном немецком здании бывшей Бургшуле. Понятно, что за два века существенно поменялась система школьного образования. Другая эпоха, другая культура, другая страна - наложили свой отпечаток на педагогический процесс. Длительность обучения стремительно увеличивалась. На смену 4-6-летней учёбе пришло 11-летнее обучение. Вот-вот грядут школьные годы длиной в 12 лет. И если писатель Э.Гофман к двадцати годам уже закончил университетский курс, то нынешним юношам и девушкам придётся корпеть в ауди­ториях до 25-26 лет.

Средняя школа № 1 (1-10 классы) создана в 1945 году приказом начальника гарнизона генерала Галицкого. В 1990 году это учебное заведение стало называться «школа-гимназия № 1», а в 1994 году - «гимназия № 1».

В 2007 году в гимназии № 1 было 140 педагогов и 1100 учеников. Ниже приводится недельный учебный план для первых пяти классов гимназии.


Предметы

Классы и часы

1

2

3

4

5

Русский язык

5

5

5

5

7

Литературное чтение

4

4

3

4

3

Математика

4

2

4

4

5

Окружающий мир

2

1

2

2

-

Музыка

1

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

 

1

1

1

Физкультура

2

1

2

2

2

Трудовое обучение

1

1

2

2

2

Иностранный язык (немецкий и английский)

-

 

2

2

4

Хореография

-

1

-

1

-

Риторика и логика

-

1

1

-

-

Информатика

-

1

-

-

1

Развитие творческих способностей

-

1

-

-

-

Шахматы

-

-

1

-

-

Я- гражданин России

-

-

1

1

-

История

-

-

-

-

2

Природоведение

-

-

-

-

2

Мировая культура

-

-

-

-

1

ИТОГО часов в неделю

20

25

25

25

31

В старших классах нагрузки увеличиваются. Количество учебных часов в неделю составляют:

6-ой класс - 32 часа.

7-ой класс - 34 часа.

8-ой класс - 35 часов.

9-ый класс - 35 часов.

18-ый класс - 36 часов.

11-ый класс - 36 часов.

Писать историю калининградской гимназии № 1 не входит в мою задачу. Могу лишь подсказать, что материал для такого исследования можно собрать в школьном музее, созданном в 2002 году, а также почерпнуть в подшивке школьной газеты «Первая», издающейся с ноября 1993 года (первым редактором газеты «Первая» стала А.Зуева).

 

Карл Фридрих Рупп