Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Гражданин» № 42 (267),43 (268)
24 – 30 октября, 31 октября - 13 ноября 1996 г.
А. Губин

Очерки по истории районов Калининграда
(от средних веков до наших дней)
Балтийский район

Историю Балтийского района, несомненно, следует начать с прусской деревушки Понарт, которая упомянута впервые 611 лет тому назад. Потом о ней долго ничего не было слышно, пока в 1520 году деревню не спалили дотла во время военного конфликта с Польшей. Прошло еще 150 лет, и Понарт опять разрушили в связи с угрозой со стороны шведов (в 1679 году) . Едва оправившись от потрясения и открыв для успокоения нервов популярное кафе «Дютхенпост» («Грошевое пристанище»), Понарт вновь испытал военное вторжение: в 1812 году французский маршал Луи Даву разместил здесь свой корпус готовясь к бесславному русскому походу. После этого, кажется, неприятности оставили деревню.

В 1849 году в Понарт переместилась пивоварня Филиппа Шифердеккера, что весьма способствовало экономическому и культурному развитию пригорода. Помимо большого пивзавода Шифердеккера в местечке Шонбуш (пересечение улицы Киевской с улицей Суворова) в 1865 году появилось еще одно пивопроизводящее предприятие. Жить стало совсем весело. Возле пивоварен поставили пивнушки и ресторанчики, куда пиво подавалось чуть ли не из заводских чанов. Население Понарта к 1900 году достигло 8000 человек.

В 1905 году Понарт объединился с Кенигсбергом. Прекрасный пруд Шванен (Лебединый, а ныне Летний), ресторан Зюд-парк дополняли картину в сочетании с изобилием пенистого напитка.

Возле Понарта находилось несколько других деревушек и помещичьих хозяйств. Расскажу коротко и о них.

район Нассер Гартен

Поселок Кальген (Чайковское) - исторически примечательное место. Тут где-то поблизости находилось прусское поселение Слиния. В 1249 году отряды Тевтонского ордена стали постепенно подступать к южным равнинам Прегеля. Однако ж упорное сопротивление пруссов не давало рыцарям существенного преимущества. Тогда тевтоны пошли на заключение договора с прусскими вождями (Христбургскии договор), пытаясь выиграть время. В одном из пунктов договора было дано обещание строительства христианской церкви в Слинии, что, правда, так и не было осуществлено. Позднее, когда немцы уже основали крепость Кенигсберг, в 1260 году началось Великое прусское восстание. Мятежники осадили крепость и блокировали все входы и выходы. Крестоносцы предприняли попытку прорвать блокаду. Возле Слиния они наткнулись на вражескую засаду и с позором отступили. Только спустя два года удалось снять осаду Кенигсберга. Деревню Слинию, чтобы она не напоминала о поражении, завоеватели переименовали в Кальген, и пожаловали в пользование каким-то графам. В 1820 году Кальген принадлежал генералу Антону Белову (1808 - 1896), насчитывал 14 дворов и имел 106 жителей. Позднее в Кальгене построили мукомольную фабрику.

Не менее интересна история поместья Континен, название которого в последующие годы связывалось с огромным индустриальным комплексом. В 1826 году англичанин Карл Хуге открыл в Кенигсберге на северном берегу Прегеля (район Лаак) сталелитейную фабрику. Производство успешно развивалось, обрастало филиалами, делало паровые двигатели, котлы, пароходы, памятники, паровозы и другие железные вещи. В 1907 году эта сталелитейная фирма «Унионсгизерай» приобрела землю в Континене и переместилась сюда из Лаака. В 1920 году «Унионсгизерай» соорудила плавучий док и кооптировалась с Эльблонгской пароходной компанией. Дела пошли в гору, однако экономический кризис 1930 года сильно повредил производству. Фирма «Унионсгизерай» стала частью зльблонгской «Шихау-верфь», в качестве каковой она просуществовала до 1945 года. Авианалет в августе 1944 года, несмотря на полную открытость доков и отсутствие маскировки, почему-то совершенно обошел Континен, направив ужасный бомбовый удар на центральные жилые районы Кенигсберга.

район Нассер Гартен Район Нассер Гартен (Сырой сад) в XVII веке представлял собой деревушку овощеводов с домиками в унифицированном стиле. В июне 1807 года здесь произошло небольшое сражение прусской армии с силами французов, закончившееся капитуляцией Кенигсберга. Сейчас это улица Нансена.

Деревня Праппельн (п. Чапаево, ул. Камская) вместе с мельницей была объединена с Кенигсбергом в 1939 году, а селение Шпандинен (ул. Суворова) немного раньше, в 1928 году.

Наибольшего развития достиг Кенигсбергский пригород ФОРШТАДТ (западнее Ленинского проспекта). Уже в 1329 году это предместье получило право самостоятельного судебного производства и печать с изображением руки из облаков, держащей весы правосудия. Примечателен район еще и тем, что 22 апрепя 1724 года в небольшом домике возле Прегеля родился знаменитый Иммануил Кант. Жаль, что во время огромного пожара в 1811 году домик философа полностью сгорел, но кто мешает нам поставить памятную доску на доме рядом?

Южный вокзалXIX век стал веком бурного развития железнодорожного транспорта. В западной оконечности Форштадта в 1853 году был построен Восточный вокзал и Кенигсберг соединился чугунной колеёй с Берлином. В 1889 году построили первый железнодорожный мост через Прегель. В 1901 году рядом с Восточным вокзалом появился Южный вокзал. Наконец, 19 сентября 1929 года открылись новый Главный вокзал и новый железнодорожный мост через Прегель. Поезда из Кенигсберга теперь шли без помех во всех направлениях, и город стал крупным транспортным узлом в Прибалтике.

Далее к западу от Форштадта в 1921 году началось строительство огромных причалов. Из пяти намеченных к 1930 году построили три, они стали самыми современными на Балтике. Здесь мы должны воздать благодарность строителю Корнелиусу Кучке (1877 - 1968) за его титанический труд. Обидно, что современники не оценили его по достоинству: в 1933 году Кучке был арестован, а потом, вынужденный покинуть службу, уехал навсегда из Кенигсберга.

Церквей и часовен в Понарте и Форштадте было немало. Из них:

  • Православный храм Рождества Пресвятой Богородицыгарнизонная церковь в крепости Фридрихсбург в период 1670-1859 годов;
  • католическая церковь святого Иосифа, освященная в 1913 году, после 1945 года в ней был клуб, потом в 1954 - 1975 годах дом культуры железнодорожников, в 1990-х годах она перестроена до неузнаваемости (улица маршала Новикова);
  • церковь Понарт построена в 1898/97 годах, с 1992 года - православный храм Рождества Пресвятой Богородицы на улице Киевской;
  • церковь Хаберберг ведет свое начало с 1537 года неоднократно горела, перестраивалась, в 1807 году в ней размещался русский лазарет, а сейчас на ее месте стоит кинотеатр «Октябрь» ;
  • было еще несколько молельных домов. католических, лютеранских. баптистских и новоапостольских часовен и общин, о которых почти нечего сказать;
  • уже в наши дни в апреле 1996 года в Морском рыбном порту освящена часовня святого Николая.

На этом, можно сказать, и заканчивается довоенная история района, и начинается новый отсчет времени.

Часть вторая

В 1947 году состоялась сессия Балтийского районного совета депутатов трудящихся, которая определила состав исполкома и подтвердила полномочия председателя Дмитрия Михайловича Казакова. Тем временем в октябре 1947 года состоялась первая районная партийная конференция. Первым секретарем райкома был избран Михаил Иванович Крохин. К сожалению, Михаил Иванович вскоре скончался и не успел завершить всех намеченных планов.

Из протоколов партийной конференции явствует, что районная парторганизация создана в июле 1947 года и что вся ее деятельность протекает в свете указаний И. В. Сталина. На конференции выступили: начальник торгового порта Греку, директор завода № 820, Лавров начальник УHP-230 Солдатский, начальник 6-го отделения Литовской железной дороги Шестопалов и другие. Наряду с сообщениями о значительных трудовых достижениях в выступлениях довольно часто проскальзывали факты о случаях пьянства и разгильдяйства, а так же о вопиющей неустроенности быта. «В общежитии СУ-6 не хватает белья, на одной койке спят по 2 человека, нет света, грязно, не хватает столов, стульев. Рабочие обедают, сидя на койках», - отмечалось на конференции. Примечательно, что о немецком населении, оставшемся в городе и еще не вывезенном в Германию, не говорилось ничего, кроме как с призывами о необходимости повышения бдительности. «Есть люди, которые открыто ведут фашистскую пропаганду. Есть здесь немецкая мастерская, мастер – немец. Он никого не стесняется и при всех превозносит фашистский строй», сообщил делегат Исаков.

Постепенно жизнь в районе стала налаживаться. Как уже ясно из предыдущего, здесь находились: Морской торговый порт (с июня 1945), Морской рыбный порт (с 1947), плавучий завод Прегель (с 1959), другие организации.

Сразу же после войны продолжил свою работу кинотеатр «Лихтбильдбюне», получивший в 1946 году название «Родина». Около кинотеатра, в сквере установили бюст И. В. Сталину. В 1970 году в помещении кинотеатра «Родина» открылся второй зал под названием «Дружба». А возле проходной торгового порта в 1948 - 1950 годах успешно крутил фильмы небольшой кинотеатр «Моряк» (Кто о нем помнит?).

Последующие годы отмечены новыми событиями. Заметным из них стало восстановление комплекса зданий Южного вокзала в 1959 году, хотя вокзал в усеченном виде и начал функционировать раньше, где-то около 1950 года. На привокзальной площади поставили величественный памятник М. И. Калинину (скульптор Б. В. Едунов, архитектор А. В. Гуляев). В бывшем ресторане «Зюд-парк» после реконструкции открылся Дворец культуры (около 1955 года), рядом сооружены пустующие ныне спортивные площадки. Действовал клуб железнодорожников, создавались библиотеки.

Но все же, надо сказать, Балтийский район, в силу своего географического положения, долгое время считался какой то далекой окраиной Калининграда, мало престижным местом. Тем более приятно видеть, что он постепенно приобщался к благам цивилизации и терял облик пасынка на фоне других районов. Здесь мне представляется очень важным факт постройки на улице Киевской большого крытого рынка в 1973 году. По-моему, в нашей области только крытый рынок в Черняховске может посоперничать с рынком Балтийского района. Таким образом, в районе образовались как бы два небольших мини-центра: «культурно-просветительский» - возле кинотеатра «Родина», где помимо Дворца культуры завода «Янтарь» находились здание райкома партии, школа, спортзал в церкви и тому подобное, и «торгово-житейский», возле рынка, с большими и маленькими магазинчиками, с памятником пионеру Павлику Морозову и со зданием райисполкома. Улица Киевская между этими пунктами стала своеобразным «Бродвеем» Балтийского района.

6 июля 1984 года на улице Суворова открылся большой мемориал полководцу Александру Васильевичу Суворову (архитектор Е. П. Тронин, чеканка Л. Е. Емельянова). Рядом соорудили несколько девятиэтажных домов, по обновленной улице пошли трамваи и троллейбус. Наметилась тенденция к образованию других микрорайонов. Наиболее характерным в этом отношении стал микрорайон «Южный», выстроенный за улицей Батальной в направлении к окружной дороге. Здесь же в 1981 году была сдана в эксплуатацию крупная многопрофильная городская больница. Очень хорошая больница. Но благоустройство территории вокруг нее не доведено до логического конца, и это немного обидно. То же можно сказать и о благоустройстве нового микрорайона. Не к месту в статье обсуждать преимущества и недостатки гигантомании и идеи «спальных» жилых массивов. Хотя думается, это все же лучше, чем ничего. Поэтому ограничусь сообщением, что в конце улицы Камской в 1977 году воздвигнуты корпуса Молочного комбината, из которого по мысли создателей должны потечь молочные реки и вырастать твороженные берега.

К слову, на той же улице Камской находится малоприметное кладбище, где давно уже никого не хоронят. Его полузаброшенные могилки напоминают о бренности земного бытия. Сейчас последний путь покойников Балтийского района несколько далековат: через весь город с выездом на Балтийское шоссе. Новое городское кладбище, как я слышал, проектируется не ближе - где-то возле Гурьевска. Конечно, покойникам спешить некуда, катафалк довезет и до Гурьевска, но, кажется, району неплохо было бы иметь погост где-нибудь поближе. Не знаю, актуальна ли эта идея.

Обратимся к более приятным делам. В 1974 году распахнул свои двери многозальный кинотеатр «Октябрь», завершивший современную панораму Ленинского проспекта с его магазинами, рестораном «Атлантика», новыми жилыми домами. От старого Форштадта почти ничего не осталось, разве что здания бывших янтарных мастерских на улице Портовой, да старых Фридрихсбургских ворот, которые вот уже много лет энтузиасты пытаются превратить в исторический выставочный центр, посвященный славе русского оружия. В 1971 году морской рыбный порт наградили орденом Трудового Красного Знамени. Думается, не зря.

В Балтийском районе кроме всего прочего есть весьма удаленный поселок Прибрежный. 0 нем будет отдельная статья. А завершить очерк мне хочется перечислением фамилий глав районной администрации и первых секретарей райкома. Каждый из них в силу своих способностей и в меру возможностей, без сомнения, старался служить во благо Балтийского района, и потому заслуживает добрых слов.

Главы администрации района:
  • Дмитрий Михайлович Казаков - 1947-1948
  • Яков Тихонович Кузнецов - 1948-1950
  • Михаил Павлович Сугробов - 1950 1955
  • Андрей Петрович Бульба 1955 1959
  • Федор Матвеевич Аксенов - 1959-1964
  • Алексей Васильевич Тихомиров - 1964-1969
  • Александр Александрович Брикач - 1970-1975
  • Владимир Тимофеевич Скитов 1975-1980
  • Евгений Альфонсович Коврик 1980-1987
  • Николай Никитович Гуряков - 1987-1988
  • Валерий Иванович Джигун - 1988-1991
  • Валерий Николаевич Устюгов - 1991-1994
  • Владимир Алексеевич Головань - с мая 1994 года
Партийные руководители района
  • Михаил Иванович Крохин - 1947-1948
  • Борис Гаврилович Михаилов - 1948-1953
  • Николай Федорович Коровкин - 1953-1957
  • Александр Петрович Краенский - 1957-1959
  • Ким Федорович Щекин - 1959-1961
  • Дмитрий Васильевич Романин - 1961-1962
  • Владимир Афанасьевич Котенко - 1962-1973
  • Борис Андреевич Фомичев 1973-1981
  • Жан Петрович Жабский - 1981-1988
  • Николай Никитович Гуряков - 1988-1991
  • Владимир Иосифович Климчук - до декабря 1991 года

В заключение укажу, что площадь Балтийского района составляет 47,4 кв. км, население - 70,5 тыс. чел., плотность - 1480 человек на один квадратный километр.

На постаменте возле локомотивного депо с 1985 года стоит паровоз - памятник неутомимому труженику железных дорог. таким был и остается балтийский район, район-труженик, район-работяга, честь ему и хвала.