Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград"

История города

Опубликовано в журнале
"Бизнес-Балтика" № 1(7) 2001 г.

Морской разбойник

Морские разбойники появились одновременно с развитием мореплавания. "Джентльмены удачи", подняв на мачте черного "Веселого Роджера" беззастенчиво грабили мирные суда. Дерзкие корсары буквально терроризировали купеческие корабли. Но более того! - некоторые просвещенные государи стали нанимать пиратов к себе на службу, дабы захватывать неприятельские суда и тем самым ослаблять мощь противника. Этот сомнительные промысел получил название "каперство". Особенно преуспела в использовании флибустьеров респектабельная Англия. За ней потянулась изысканная Франция. Пруссия (Бранденбург) тоже решила не отставать от цивилизованных стран.

Приглашаем вас познакомиться с Беньямином Раулем. Он родился в феврале 1634 года в голландском городке Флиссингене в семье старинного фландрского рода. Родной городок Вениамина стоял при входе в гавань Антверпена. С детства Рауле наблюдал бесконечный поток кораблей и осваивал под присмотром отца сложные торговые дела. В возрасте 25 лет, уже поднакопив кое-какой капитал, он вступил в законный брак с девицей Аполлонией ван дем Бранде. Казалось бы, впереди молодоженов ждала относительно безоблачная и сытая жизнь. Однако беспокойный характер Рауля стал сильно вредить благополучной солидной карьере. В торговых делах он рискованно сделал ставку на отношения с Францией, не предугадав политической ситуации. Неожиданно для него, в 1672 году Голландия вступила в войну с Францией и торговля с французами автоматически прекратилась. Рауле разорился, но не пал духом.

Спустя три года, после безуспешных попыток выкарабкаться из долгов, Рауле обратил взоры на брандербургско-прусского Великого курфюрста Фридриха Вильгельма, который пребывал в состоянии войны со Швецией. Война носила сухопутный характер. Великому курфюрсту не терпелось перенести ее на море. Одна беда: морского флота у курфюрста не было. Вот тогда-то Рауле и добился от Великого курфюрста грамоты на право вести пиратскую войну против Швеции. Арендовав несколько кораблей, Рауле занялся каперством к превеликому удовольствию бранденбургско-прусского правителя. При этом шустрый корсар не забывал и своей выгоды, исправно отчисляя в свою пользу энную сумму с захваченной добычи. А добыча доставалась немалая: за короткое время Рауле захватил 20 шведских кораблей с ценным грузом. Войдя во вкус, бесшабашный пират настолько увлекся, что попутно принялся грабить голландские корабли, что, естественно, не понравилось местным властям. Под давлением обстоятельств, Рауле вынужден был весьма поспешно покинуть Голландию и перебраться в Берлин под крылышко Великого курфюрста.

Великий курфюрст осыпал флибустьера милостями, назначив его личным советником и обер-директором морского ведомства. Загвоздка состояла лишь в том, что в морском ведомстве не имелось ни одного корабля. Опереточная должность Рауле вызывала иронические улыбки у придворных и бесила сухопутного морского министра. Он внимательно посмотрел на географическую карту и увидел, что выход к морю находится далековато от Берлина, в Пруссии у черта на куличках, рядом с дикой Россией. Но деваться было некуда.

В 1679 году Великий курфюрст направил Беньямина Рауля в Кенигсберг для создания мощного военного и торгового морского флота. Оглядевшись по сторонам, Рауле решил, что лучше места, чем Пиллау, ему не найти. Удобная естественная гавань совсем рядом с морем, близость большого города Кенигсберга, с его экономическим потенциалом, и - что немаловажно! - удаленность от Берлина с его надзирающими чиновниками - давали место для размаха, и развязы вало руки. В Пиллау Рауле провел около пяти лет. Его деятельность способствовала процветанию Пиллау.

Первым делом Рауле распорядился построить грубые бараки для матросов, а сам поселился в добротном доме, подаренном ему курфюрстом. Вторым делом Рауле, прожженный пират приказал поставить виселицу для вздергивания на ней возможных бунтовщиков. Затем последовали работы по сооружению закрытой корабельной гавани (ныне Крепостной канал в Балтийске). Инженер Берхард Шайтхер определил рядышком место для судоверфи и в рекордно-сжатые сроки ввел ее в эксплуатацию (в 1681г.). Отец и сын Пикельгеринги, выписанные из Голландии, незамедлительно прибыли в Пиллау, вместе с корабельными мастерами. Застучали топоры и на воду сошли корабли: "Носорог", "Фортуна", "Фридрих Вильгельм на коне", "Фогельгрейф" и другие. Название кораблей, как мы увидим, выбраны не случайно. Они не нуждаются в переводах, кроме "Фогельгрейфа", означающее хищную птицу грифа.

Великий курфюрст довольно потирал руки. Теперь, как ему казалось, его страна, как-никак, вошла в число великих морских держав. Опробовать свой флот Фридрих Вильгельм решил возле испанских берегов. Он, как раз по случаю, внезапно вспомнил, что Испания задолжала ему некоторую сумму денег и не спешила отдавать долг. Так благородные люди не поступают! Фрегаты "Фридрих Вильгельм на коне", "Курп-ринц", "Доротея", "Фукс" и "Берлин" под командованием Конелиуса ван Беверна немедленно двинулись в путь, Бенья-мин Рауле, припомнив свои подвиги против Швеции, напутствовал Беверна ценными практическими советами. Прусские джентльмены удачи" задержали в море большой испанский корабль "Карл Второй", набитый товарами. Груз доставили в Пиллау и продали за 100000 талеров. Даже за вычетом расходов, в казну поступила кругленькая сумма.

Такая удача обнадежила Великого курфюрста. 17 сентября 1680 года из Пиллау в знойную Африку отправились корабли Беньямина Рауле: "Вымпел Бранденбурга" и "Мориан". Они добрались до Гвинеи, и капитаны заключили выгодные договоры с вождями местных племен на поставку колониальных товаров. К досаде курфюрста, на обратном пути "Вымпел Бранденбурга" захватили расторопные голландцы, но "Мориан" увернулся от нападения и благополучно добрался до Пиллау, окупив все расходы на экспедицию. Фридрих Вильгельм решил развернуть более крупное лело. К этому времени Б. Рауле получил должность морского генерал-директора с приличным месячным окладом в 400 талеров. Напомним, что Иммануил Кант, будучи профессором, получал такую же сумму, но не за месяц, а за год!

17 марта 1682 года в Пиллау была создана "Бранденбургско-Африканская компания" с капиталом в 50000 талеров. Доля Б. Рауля составляла 24000 талеров, доля курфюрста 8000 талеров. Через три месяца в Гвинею направились "Кронпринц" и "Мориан" под командованием майора Отто Фридриха фон дер Гребена. На западном побережье Африки доблестный майор воздвиг крепость "Гросс Фридрихсбург", оснастив ее 40 пушками, назначив коменданта и подняв на ней Бранденбургский флаг. Между прочим, в Пиллау потом в честь этого события назвали улицу "Гросс-Фридрихсбург-штрассе". Она не сохранилась до наших дней, как и крепость в Африке: это бывшая улица Горная в Балтийске, перпендикулярно улице Чехова.

Парусник "Мориан" вернулся в Пиллау с заморскими товарами. А "Курпринц" подрядился отвезти в Америку партию чернокожих рабов, обмененных у прибрежных вождей на стеклянные бусы и блестящие побрякушки. Да, операция не очень благородная, зато выгодная. Прибыль от работорговли достигала 500 процентов, если даже половина нечастных невольников погибла в пути. Надо отметить, что командор фон дер Гребен родился в 1656 году в южной части Восточной Пруссии и что его мать Барбара Доротея фон Гатенхаффен родом из Норкиттена, нынешнего поселка Междуречье. Фон барон много путешествовал по свету, поэтому Великий курфюрст остановил на нем свой выбор при назначении командира африканской экспедиции. Под конец жизни фон дер Гребен вернулся в Пруссию, где скончался в 1 728 году. В Пиллау в его честь назвали улицу "фон дер Гребенштрассе" (ныне улица Чехова в Балтийске). Понятно, что отнести благородного барона к числу примитивных морских разбойников никак нельзя, а торговля чернокожими не в счет, их тогда не считали за людей.

Всему хорошему приходит конец. В 1683 году резиденция "Африканской компании" переместилась из Пиллау в Эмдем, а в 1684 году туда же из Пиллау перешла база военных кораблей. Город Эмдем во Фрисланде с 1628 года находился под опекой Бранденбурга, а в 1 744 году вошел в состав Пруссии. В Пиллау же осталось только три военных корабля "Доротея", "Руммель-потти" и "Литауэр Бауэр". К этому времени Б. Рауле уже покинул Пиллау, продал все свои девять кораблей Великому курфюрсту, вернулся в Берлин и мечтал зажить размеренной жизнью рантье. Но злая судьба сыграла другую игру.

В мае 1688 года скончался Великий курфюрст Фридрих Вильгельм. Беньямина Рауле сразу же арестовали, обвинив в утаивании части каперской добычи. Новый правитель Фридрих III оказался совершенно равнодушным к морским авантюрам и к любимчикам своего отца. Правда, Рауле вскоре удалось выбраться из тюрьмы, но в течение последующих десяти лет его непрерывно мучили ревизиями и проверками. Наконец, ему насчитали недостачу в сумме 454000 талеров (!!!), и опять упекли за решетку, а все имущество конфисковали.

Лишь в 1705 году Беньямина Рауле выпустили из берлинской тюрьмы Шпандау. Жена и его единственная дочь, устав от переживаний, сошли в могилу. Б. Рауле влачил жалкое существование и скончался 17 мая 1707 года в гамбургской казенной больнице, никому не нужный и никем не оплаканный.

Что касается "Африканской компании", то в 1711 году она прекратила существование. Преемники Великого курфюрста продали голландцам к 1720 году немецкие африканские колонии на гвинейском Золотом берегу. Крепость Гросс Фридрихсбург продержалась там до 1 725 года, после чего на ней был спущен Бранденбургский флаг.

Только морской город Пиллау не забыл о Вениамине Рауле. В честь своего благодетеля город назвал улицу - Рауле-штрассе - ныне Набережная причалов №3-5 между площадью Балтийской Славы и Морским бульваром. С усилий Вениамина Рауле началось постепенное превращение Пиллау в важный портовый город и военно-морскую базу. Морские традиции Пиллау перенял и хранит город Балтийск.

Игорь Афонин, Алексей Губин



Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1
Официальный сайт www.klgd.ru
+7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru