Опубликовано в газете "Гражданин",
12.09.02-18.09.02 N 43/44 (52/553),
Юлия Ягнешко
Дрезден гордится своей галереей, Париж - Сорбонной, а гордостью Кёнигсберга в свое время была академия искусств, о которой сегодня рассказывает Наталья Никитина, научный сотрудник НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры.
Кёнигсбергская академия искусств была основана в середине XIX века оберпрезидентом Теодором фон Кёном и профессором Э. Августом Хагеном. Она находилась тогда в здании Художественной школы по Кёнигштрассе, 57, в ее стенах получали образование всего три ученика. Когда она выпускала уже десятки мастеров художественного дела и не могла развиваться из-за царившей в ней тесноты, администрация города предоставила участок для строительства целого комплекса: чудесный, еще не застроенный ландшафт в Ратсхофе (Октябрьский район, ул. Бассейная).
Вначале были сомнения относительно удалённости академии от центра. Однако вскоре были отмечены определённые преимущества: простор, открытость, разнообразные пейзажи.
Создателем проекта стал архитектор Фридрих Лаарс. По его замыслу комплекс академии должен был состоять из нескольких зданий: основной корпус, несколько домов графиков, художников, скульпторов, дома директора и домоуправителя, вспомогательные помещения. Для удобства профессоров и преподавателей планировалось возвести рядом для них жилье и даже ателье.
Однако реальность внесла свои поправки: из трёх домов художников, окна которых должны были открывать прекрасный вид на лежащие внизу луга, был построен только один.
Фридрих Лаарс, который сам принадлежал к числу профессоров Академии Кёнигсберга, проектировал центральное здание в соответствии с новыми течениями в архитектуре. Основными акцентами стали возвращение к простоте и отказ от декоративных украшений. Архитектор предпочел крупные ясные формы, а в оформлении - даже строгость, которая была характерна для вновь возрождённого в ХХ веке классицизма.
Особенностью стал очень длинный для того времени остов, который чуть заметно разделялся ризалитами - выступающими частями фасада. Основание покрывалось крышей, которая, в отличие от большинства строений города, не прерывалась модными тогда слуховыми окнами, а имела одну сплошную оконную ленту, что до сего момента являлось в Кёнигсберге новшеством.
Центральный двухэтажный фасад плавно делился группами окон и вертикально расположенными лизенами (узкими вертикальными полосами, слабо выступающими из стен). Равномерный ритм оформления здания прерывался посередине, там, где располагалось полуциркульное окно. С обеих сторон от него были помещены плоские барельефы, изображающие двух муз искусства, созданные Станислаусом Кауэром. Эти декоративные элементы являются единственным украшением всего здания и потому производят большой эффект. И, наконец, по бокам строение гармонично обрамлялось флигелями. В их оформлении полностью повторялся стиль основного блока.
Обратная сторона главного корпуса академии, обращенная к саду, совсем не похожа на фасадную. Здесь уже нет той строгости. Выдающиеся флигели соединяли пространство между собой в одну террасу, образовывая двор. Отсюда широкая открытая лестница вела в крытую галерею.
Внутри здания был спроектирован широкий холл, открывавшийся к саду большими высокими окнами. Одна его сторона чётко разделялась колоннами и пилястрами, а другая - протяженными рядами окон. Две широкие боковые открытые лестницы вели к коридорам второго этажа. Там пространство сужалось посередине до размеров обычного коридора. Все помещения для работы учеников академии располагались по северной стороне, что было необходимо для художественных ателье. Чердачное помещение также было освоено: там разместились мастерские и помещения для собраний.
В восточном флигеле была аула (конференц-зал), которая использовалась не только для праздничных целей, но и для выставок выпускников. Поэтому освещалась верхним светом. В западном флигеле внизу находилась учебная аудитория, вверху - помещение для работ с гипсом. С востока к центральному зданию академии примыкал директорский дом. В нем были не только шикарные жилые помещения, но и мастерская.
* * *
Спустя сто лет главное здание очень хорошо сохранилось, и теперь в его помещениях звучат голоса учеников школы № 21. Но после реконструкции строение лишилось многих особенностей. Из всего комплекса сохранились лишь дома графиков и скульпторов, а вот дома директора нынче нет.