Опубликовано в газете "Гражданин"
18.07.02-24.07.02 N 27(536)
Юлия Ягнешко
Есть в нашем городе здание, у которого, как у египетского фараона, множество имен: польский костел, синагога, Кройцкирха, Крестовоздвиженский собор. И если первые два даны народом по незнанию, то последние - настоящие.
Так зовется в Калининграде один из последних памятников лютеранского зодчества довоенного периода.
В начале ХХ века большие плантации тутовых деревьев в восточном районе Кёнигсберга (остров Октябрьский) вымерзли. На их месте стали строить жилые здания.
Поэтому возникла необходимость построить собственную кирху, так как все другие храмы находились в отдалении. В 1913 году по инициативе Альштадской церковной общины уже был куплен участок земли, но завязалась первая мировая война…
Снова вопрос о строительстве кирхи был поставлен в 1925 году, когда община заказала проект здания. Первый вариант был признан неудачным. Но идея не погибла. Осенью 1926 года приходской Совет обратился к известному немецкому архитектору Артуру Киктону. У него был немалый опыт: строил и восстанавливал церкви в Иерусалиме, разрушенные землетрясением.
Киктон предложил возвести церковный комплекс - кирху, дом общины и дом священника. Средства на строительство предоставили Альштадская церковная община, объединение евангелических общин Кёнигсберга и прусское правительство.
Осенью 1929 года под руководством местного инженера-архитектора Эрнста Милауцки началась закладка фундамента. Но так как здание строилось на болотистом месте, прежде вбивались 20-метровые сваи, подобно тому, как в XIV веке строили Кафедральный собор.
На торжественной церемонии закладки первого камня 15 июня 1930 года присутствовал генеральный суперинтендант Д. Генрих. Уже 7 мая 1933 года кирха была освящена и стала принимать прихожан.
С высоты птичьего полета кирха представляется в виде греческого креста. Но ее архитектурные особенности лучше видны с более близкого расстояния.
Внешняя облицовка выполнена из необычного материала - кадинского клинкера (специального кирпича разной степени обжига, благодаря чему он разнообразно окрашен). Отличительной чертой здания является наличие на западном фасаде двух башен, в которых размещалась звонница. Между собой башни соединялись крытой галереей, чуть ниже которой крепились большие часы.
Вход в здание украшало панно кадинской майолики с большим крестом. На пересечении его лучей надпись по-немецки: "Слово о кресте являет могущество Господа". Интересным элементом была скульптурная композиция с пеликаном, созданная скульптором-анималистом Артуром Штайнером. В ней заложена аллегория христианской жертвенности. А с восточной стороны к кирхе примыкало простое жилое здание для духовенства.
Что касается внутреннего убранства Кройцкирхи, то оно было не менее изысканным. Построением интерьера занимался берлинский художник Эрхст Фей. Войдя в здание, человек попадал в огромный зал с высоким потолком, который, как и стены, был расписан в соответствии с религиозными канонами: блистали звезды, замысловато переплетались растительные орнаменты. Внутреннее пространство Кирхи Креста было поделено на три нефа двумя рядами колонн. Над боковыми нефами располагались балконы. В башне размещался орган. По эскизам кёнигсбергского художника Герхарда Айзенблеттера были изготовлены витражи. Другой местный художник Якоб оформил купель для крещения, кубок для причастия и алтарный светильник.
Во время Второй мировой войны Кёнигсберг подвергся бомбардировке английской, а затем советской авиации, и был разрушен на 90 процентов. Однако Кройцкирха почти не пострадала, хотя здания вокруг нее были уничтожены. Сгорел только купол южной башни.
Более жестоко с памятником архитектуры обошлись в мирное советское время. Новые жители края, воспитываемые в духе атеизма, совершенно не заботились о сохранности храма, тем более евангелистского, а значит чуждого.
В здании кирхи одно за другим располагались предприятия: автомастерская, фабрика орудий лова. В соответствии с нуждами производства помещение реконструировалось: появился еще один ряд бетонных колонн, межэтажные перекрытия, третий этаж. Непредусмотренный для всего этого фундамент деформировался, стены треснули, пол вспучился. А чтобы меньше было толков и разговоров, крест из кандинской майолики был закрыт изображением голубя мира.
Святой очаг превратился в место забвения и запустения.
С началом перестройки в Советском Союзе изменилось отношение к религии. Страна готовилась к празднованию тысячелетия крещения Руси, руководители стали появляться на церковных службах.
А многолетняя борьба православных верующих Калининграда за храмы окончилась победой: в июне 1986 года здание немецкой кирхи было предано русской православной церкви. Хотя по общепринятому правилу его надо было бы вернуть той конфессии, которой оно принадлежало. Но в середине 80-х годов соискателей не нашлось.
Православная церковь в лице игумена Аркадия, настоятеля Крестовоздвиженского собора отца Петра и многих других в содружестве с архитектором мастерской центра НТТМ "Синтез" Ю.И. Забугой провели огромную работу по восстановлению храма.
Сегодня Крестовоздвиженский собор вновь начал соответствовать своему предназначению, правда, молящиеся обращаются к Богу уже на другом языке. Но Он поймет и простит всем нам. Ведь Он вернулся в свой дом.