Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Опубликовано в газете "Гражданин",
10.10.02-16.10.02 N 51/52 (560/561),
Юлия Ягнешко

Народные школы

Многие калининградцы учились в зданиях довоенной постройки. Они гордились необыкновенностью своих школ, где ощущалось Время. И всегда было интересно узнать, кто ходил по этим ступеням задолго до тебя.
Сегодня мы расскажем о некоторых учебных заведениях нашего старого города.

Конец XIX - начало XX века стал для Германии периодом мира и благосостояния, прогресса, веры в будущее. В это время в Восточной Пруссии построили много учебных заведений, в том числе и для низших слоев: число народных школ к началу Первой мировой войны увеличилось вдвое.

Там преподавали Закон Божий, родной язык, математику, географию, историю и некоторые другие дисциплины, а в дополнение к обычному курсу стали прививать профессиональные навыки.

Так как почти все школы были построены примерно в одно время, то между ними можно найти много схожих черт: здания выполнены в предпочитаемом тогда жанре историзма из красного клинкерного кирпича с практически однотипной внутренней планировкой.

Школа им. Уланда

Вечерняя школа N 2Этому типичному прусскому школьному учреждению было присвоено имя Иоганна Людвига Уланда - знаменитого немецкого поэта и историка литературы.

Здание построено в 1895-96 годах недалеко от Закхаймских ворот (нынешний адрес - Московский проспект, 98). Состоит из двух частей: трехэтажного основного блока и пристройки. Входы в школу украшают два высоких крыльца подъездов, откуда массивные лестницы ведут на этажи. В просторных холлах, где ученики проводили время в перерывах между занятиями. На каждом этаже размещалось по четыре класса.

Из-за пристройки здание смотрелось несимметрично, но центр его угадывался в большом ризалите, поделенном лизенами на равные промежутки. Особое положение этой части подчеркивали и парные окна. Все они венчались еле выраженными, сегментными арками. Автор проекта украсил здание неброским романтическим фризом - полосой, которая отделяет крышу от стен. Имя архитектора, увы, не сохранилось. Но плоды его фантазии мы можем наблюдать и сегодня.

Школьная история здания не закончилась с переселением немцев. Сначала здесь находился корпус и общежитие мореходного училища. Позднее здание передали детским учреждениям: районному дворцу пионеров и музыкальной школе. Сейчас в нем размещается вечерняя школа.

Школа Оттокара

Детская школа искусств В начале последнего десятилетия XIX века власти города построили еще одну школу для детей из бедных семей Замиттер Аллее (сейчас ул. Горького) и близлежащего района. Строение было выполнено в форме куба, по торцам которого располагались два скромно оформленные входа. Обустроенное чердачное помещение покрывалось невысокой крышей.

В этом проекте большинство окон располагалось попарно, а в центральной части, также выделенной ризалитом, они расставлены по отдельности. Изюминкой стал декоративный фриз из красного кирпича, который, благодаря умелым рукам мастеров, был необычайно похож на резное украшение.

Во время Второй мировой войны школа служила больницей. В советское время там размещался краеведческий музей области.

Когда же музей переехал в здание на берегу Нижнего пруда, в стенах бывшей народной школы расположилась детская школа искусств.

Школа Крауса-Гиппеля

УниверситетЕще одной школе Кёнигсберга были присвоены имена сразу двоих известных в Германии людей: философа, профессора Альбертины Кристиана Якоба Крауса и теолога, директора королевской уголовной коллегии Теодора Готтлиба Гиппеля (здание университета на Чернышевского, 56).

Это была двойная школа, которую могли посещать как мальчики, так и девочки. Ее проект, скорее всего, разрабатывался Министерством общественных работ в Берлине. Этим объясняется некоторое несоответствие формы и содержания строения: внешнее оформление пышет роскошью барокко на фоне строгости неоклассицизма.

Школа очень компактна. По обеим сторонам фасада располагались подъезды (один использовался девочками, а второй - мальчиками). Оба они в основании имели монументальные порталы, поддерживаемые колоннами и украшенные свитками, гербами и вазами. За что архитектора критиковали современники, так как данные элементы называли устаревшими и не связанными с духом школы.

Продолжением порталов стали мощные ризалиты, уходившие вверх до самой крыши. Они разделялись пилястрами, между которыми находились окна. С южной стороны находился блок с гимнастическим залом. В него можно было попасть, не выходя на улицу, через коридор на первом этаже. Обратная сторона здания тоже украшалась ризалитами. Над средним из них возвышался простой фронтон. К нему вели несколько пилястр, протянувшихся через три этажа. Внутри помещения опять широкий коридор и традиционные двери по обеим сторонам, которые пропускали учеников в классы и аудитории. Украшений - минимум, но коридоры здания до сих пор хранят профили и слабо проявленные декоративные формы, а двери кабинетов - массивные деревянные рамы. И по сей день, как и сто лет назад, крышу бывшей народной школы, а теперь Калининградского государственного университета, венчает башенка с круглым циферблатом часов.

Автор благодарит работников краеведческого отдела Калининградской областной научной библиотеки за помощь в подготовке материала