Опубликовано в газете "Гражданин",
1.08.02-7.08.02 N 30/31 (539/540)
Юлия Ягнешко
Дворец правосудия
(Landgerichtsgebaude)
Есть у нас в городе здание, где, с одной стороны, учат уму, а с другой - поведению, если ума все же не хватило. Это строение, в котором располагаются аудитории КГТУ и помещения следственного изолятора.
Его историю нам рассказала Наталья Никитина, научный сотрудник НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры.
Барокко Кёнигсберга
В начале прошлого века, там, где сейчас пл. Победы, проходила городская черта старого Кёнигсберга. Поэтому здесь размещались внутренние вальные укрепления, которые со временем стали мешать движению трамвая. Желая произвести перепланировку, городские власти выкупили эту территорию у военных и распорядились сносить старые стратегические объекты. К сожалению, пока жители, возмущенные варварским уничтожением памятников архитектуры, достучались до городского руководства, красивейшие Штайндаммские ворота канули в лету.
Освободившееся место отвели для земельного административного суда, его проект заказали в Берлине, в министерстве общественных работ. Разработкой руководили Верховный тайный советник по строительству Зааль и правительственный советник в Пруссии Штиль.
Основой здания служил полый прямоугольник, разделенный крытыми переходами, которые соединяли противоположные строения. Внутри прямоугольного пространства образовывались три двора. Позже должна была быть пристроена еще восточная сторона, обращенная на Ганза-плац (сейчас - центральный вход в КГТУ с пл. Победы).
Строительство началось в 1913 году под надзором правительственных строительных мастеров Шмидта, Краатца и Хенриха. Из-за развязавшейся Первой мировой войны оно затянулось, но уже через четыре года центр города украшало большое серо-белое здание в стиле необарокко.
Оно имело все черты, характерные для этого направления: изысканность и обилие декоративных элементов. По эскизам архитектора Германна Тиле были выполнены многочисленные колонны, валюты (завитки), картуши (не развернутые до конца свитки в окружении выпуклых украшений), пилястры.
Административный суд размещался на трех этажах, высота которых, как и высота окон, уменьшалась от нижнего к верхнему. На фасадных поверхностях окна первого и второго этажей были связаны общим обрамлением, а стена на цокольной высоте декорировалась крупными рельефными камнями.
Над третьим этажом фасад заканчивался мощным карнизом. Далее шла четырехскатная мансардная крыша, имевшая небольшие слуховые окна. Она была ограждена парадной балюстрадой. Каждая пилястра на ней - как чуть ли не самый значимый элемент необарокко - была увенчана вазой.
Пышный портал главного входа в административный суд находился в средней части строения. Через орнаментированный вестибюль посетители выходили на просторную лестничную клетку, откуда поднимались на этажи по двум асимметричным лестницам.
Внутренняя схема здания довольно проста: длинный коридор, с одной стороны которого находились помещения для судей, асессоров, писарей, а также комнаты заседаний и залы ожидания. Несомненным достоинством проекта было то, что практически все окна выходили на солнечную сторону.
На смену - прагматика
В начале 30-х годов под руководством правительственного советника Лессера была построена последняя, восточная сторона здания, с появлением которой добавился еще один внутренний двор.
Пристройка очень отличалась: так как возведение началось позже, то ее лишили многочисленных украшений необарокко. Все было сделано в соответствии с новым, более прагматичным стилем.
Отсутствовали какие-либо фигуры. Зато бросались в глаза стройные ряды окон, которые, как и у основного здания, уменьшались по направлению к крыше.
Единственной интересной чертой этого блока стал вход/выход на Ганза-плац (пл. Победы). Большой темный проем поддерживался мощными колоннами. Сквозь него истцы и ответчики попадали в просторный холл со стеклянной стеной, откуда отрывался вид на площадь. Холл был оформлен колоннами со слегка намеченными украшениями капителей. Экономно были декорированы и лестницы.
* * *
Здание земельного административного суда хорошо сохранилось до наших дней. Изменились лишь форма крыши, да цвет основной части здания - серый уступил место нежно-голубому.