АПОКАЛИПСИС В РИСУНКАХ
Апокалипсис или «Откровение апостола Иоанна Богослова» - заключительный раздел библейского Нового Завета. Автором «Апокалипсиса» считается евангелист Иоанн -любимый ученик Иисуса Христа, сын рыбака. Получив от Бога, через Иисуса Христа, Откровение о будущей судьбе земного мира, Иоанн записал своё видение. В «Апокалипсисе» даны пророчества, предвещающие борьбу Небесного воинства с тёмными силами антихриста, второе пришествие Христа, конец света, Страшный суд и вечное светлое Царство на новой Земле под новым Небом. «Апокалипсис» написан святым Иоанном около 90 года на острове Патмос, куда он был сослан за христианские проповеди. (Греческое слово «Апокалипсис» означает «Откровение»).
«Преголя» предлагает вниманию своих читателей несколько иллюстраций к «Апокалипсису»: восемь гравюр А.Дюрера, шесть гравюр Г.Доре и шесть гравюр Ю.Шнорр фон Карольсфельда.
Гравюры А.Дюрера любезно предоставлены для «Преголи» Калининградским областным музеем «Художественная галерея». Рисунки Г.Доре взяты из книги «Библия в картинах» (С-Петербург-Москва, издание товарищества М.О.Вольфъ, репринт без даты), рисунки Ю.Шнорр Карольсфельда взяты из книги «Библия в иллюстрациях» (издательство «Свет на Востоке», 1991 год).
Каждый из названных трёх художников по-своему трактует сюжеты «Апокалипсиса». В гравюрах А.Дюрера мысль живописца сосредоточивается на неотвратимости наказания за грехи и невозможности из искупления покаянием. Картины А.Дюрера складываются из мозаики символических обозначений. В гравюрах Г.Доре на первый план выходят мотивы сопереживания человеческим слабостям, надеждам на спасение души. В гравюрах Ю.Шнорр Карольсфельда отражена борьба добра и зла через призму величия Божественного замысла о будущей гармонии, путь к которой открыт для каждого человека.
Апокалипсис в гравюрах А.Дюрера
Немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528) - крупнейший живописец эпохи Возрождения. Среди его работ обращает на себя внимание серия гравюр на тему «Апокалипсиса», созданная в 1498 году. В фантастических картинах А.Дюрер отразил глубокие чувства в ожидании грозного возмездия за пороки и злодеяния. Гравюры А.Дюрера, наполненные таинственными символами, требуют внимания для прочтения сокрытого смысла. В пугающих картинах Страшного суда А.Дюрер решал принципиальную проблему спасения души с позиций бескомпромиссности: грехи не снимаются, жить нужно по Библейским заветам.
1. Явление Иоанну Богослову Пресвятой Девы Марии.
Титульный лист серии «Апокалипсиса» изображает явление апостолу Иоанну Пресвятой Девы Марии с Младенцем на руках. Надпись готическим шрифтом гласит: «Апокалипсис в образах». Здесь Иоанн Богослов записывает пророчества, данные провидцу в Божественных видениях. «Напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего» (1:19).
2. Мучения святого Иоанна.
По преданию, евангелист и апостол Иоанн Богослов умер естественной смертью на острове Патмосе в 95 году (остров Патмос находится между Эгейским и Средиземными морями). Однако существует версия, что Иоанн стал жертвой религиозных преследований. Другая версия говорит о возвращении Иоанна с острова в город Эфес, где он стал старейшиной в местной церкви. И, наконец, по утверждению епископа Пания, жившего в первой половине второго века, Иоанн Богослов был убит. Такое разнообразие версий позволило А.Дюреру выбрать наиболее драматический вариант и изобразить мучительную казнь апостола.
3. Видение семи светильников.
«Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников» (1:12). «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его - как пламень огненный» (1:14). «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый меч» (1:16). «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (1:17). «Семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников суть семь церквей» (1:28).
Итак, сначала апостол Иоанн услышал голос, а потом, когда обернулся, увидел золотые светильники. На языке символов золото означает Божественную природу, В Библии светильники всегда связаны с Божьим строением. В окружении светильников находится фигура Иисуса Христа. Белые волосы означают, что человеку много лет, но в данном эпизоде древность Христа вытекает из Его природы, а не из того, что Он стал стареть. Белый снег означает, что Его древность является небесной, а не земной. Его глаза - подобие пламени огня. Благодаря этому Он наблюдает и исследует, дабы производить суд Божественным озарением. И светильники и звёзды нужны, чтобы светить в ночи. Острый меч - распознающее, судящее и разящее слово Иисуса Христа. С помощью острого меча с двумя лезвиями Он борется с плохими людьми и нехорошими вещами. Семь церквей в видении апостола Иоанна соответствуют семи поместным (городским) церквям в городах: Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаоникия. Собственно, «Откровение» Иоанна Богослова адресовано этим семи церквям: «То, что ты видел, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Лсии» (1:11). Эти города располагались в западной Малой Азии (территория современной Турции). Цифра «СЕМЬ», часто упоминаемая в Библии, символизирует полноту и совершенство творения Господа.
4. Четыре всадника Апокалипсиса.
«Вот, конь белый. И на нем всадник, имеющий лук; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (6:2). «И вышел другой конь, рыжий, и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (6:4). «Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» (6:5). «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть» (6:8).
Видение четырёх всадников Апокалипсиса сопровождается снятием ангелом семи печатей, которыми запечатана Божественная книга (5:1). Эта книга (или свиток) являет Завет Бога. Снятие семи печатей повелевает Иисус Христос (5:5).
Символика коней: белый конь - символ благовествования; рыжий (красный) конь - символ войны; вороной (чёрный) конь - символ голода; бледный конь - символ смерти. Эта аллегория того, что после земной смерти Иисуса Христа начали свой неукротимый бег четыре фактора: благовестие, война, голод и смерть. И сей бег будет продолжаться, пока на Землю не вернётся Иисус Христос.
Цифра «четыре» знаменует завершённость.
5. Снятие шестой печати.
«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (6:12). «И звезды небесные пали на землю» (6:13). «И всякая гора и остров сдвинулись с мест своих» (6:14).
Как сказано выше, снятие первых четырёх печатей с Божественной книги (свитка) знаменовалось появлением четырёх всадников. После снятия пятой печати пред взором апостола Иоанна предстали души убиенных за слова Божий. «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка, не судишь и не метишь живущих на земле за кровь нашу?» (6:10). Снятие шестой печати является ответом Бога на восклицание мучеников за веру при снятии пятой печати. Снятие шестой печати предвещает великие катастрофы на Небе и на Земле.
6. Четыре Ангела удерживают ветры.
«И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (7:1). «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имевшего печать Бога. И воскликнул он громким голосом к четырём Ангелам, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (7:2-3).
Ветры, созданные четырьмя Ангелами, предназначены для Божьего суда. Иной (другой) Ангел остановил на некоторое время ветры, чтобы дать возможность Богу поставить охранную печать на тех людях, которых он намерен сохранить во время «конца света».
Далее в «Апокалипсисе» говорится о снятии седьмой печати, что знаменует появление семи Ангелов с семью трубами.
7. Битва Ангелов.
«И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (8:6). Когда вострубил первый Ангел, то «сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела» (8:7). Когда вострубил второй Ангел, то «большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью» (8:8), что погубило третью часть кораблей и морских обитателей. Когда вострубил третий Ангел, то от падения с неба большой звезды на третью часть рек и на источники вод «третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (8:11). «Четвертый Ангел вострубил. И поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд» (8:12).
«Там видел я коней и на них всадников; головы у коней - как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера» (9:17). «И от этих трех язв умерла третья часть людей» (9:18). «Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и мели головы» (9:19).
И это же время вострубили пятый и шестой Ангелы. Затем вострубил седьмой Ангел и «царство мира сделалось Царством Господа нашего и Христа его, и будет царствовать во веки веков» (11:15).
Таким образом, первые четыре трубы, подобно первым четырём печатям, образуют единую группу, результатом действия которой земля, моря и реки сделались непригодными для жизни людей. Оставшиеся три трубы на гравюре А.Дюрера пока ещё находятся в руках Бога, хотя их предрешённое действие аллегорически воспроизведено частично на рисунке.
8. Женщина, облачённая в солнце.
«И явилось на небе великое знамение - жена, облаченная в солнце; под ногами её луна, и на главе венец из двенадцати звезд» (12:1). «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (12:3). «Хвост его увлёк с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал пред женою, которой надлежало рожать, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (12:4).
Можно думать, что солнце, луна и 12 звёзд должны обозначать весь Божий народ на земле. Символом народа является жена (женщина). Родившийся мальчик символизирует более сильную часть Божьего народа. Дракон означает сатану, а его семь голов и десять рогов аналогичны тому же у зверя-антихриста, о котором говорится в главе 13-ой: «И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами» (13:1).
Далее в «Апокалипсисе» повествуется о спасении женщины и её сына, о низвержении дракона и о других свидетельствах Божественных чудес.
Число «12», упомянутое как венец из двенадцати звёзд, символизирует полноту и совершенство.
Явление Иоанну Богослову Пресвятой Девы Марии
Мучения святого Иоанна Видение семи светильников
Четыре всадника Апокалипсиса
Снятие шестой печати
Четыре ангела удерживают ветры Битва ангелов Женщина, облаченная в солнце
Апокалипсис в гравюрах Г.Доре
Французский художник Густав Доре (1832-1883) создавал свои гравюры в более реалистической манере, нежели Альбрехт Дюрер. Стремясь строго придерживаться библейского текста, Г.Доре не загружал картины многочисленными символами, требующих внимательного рассмотрения и расшифровок. Рисуя сюжеты «Апокалипсиса», Г.Доре допускал возможность искреннего покаяния, как надежду на прощение за совершённые проступки. Иллюстрации к Библии Густав Доре создал в 1864-1866 годах.
1. Евангелист Иоанн Богослов на острове Патмос.
«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и сообщающие написанное в нем; ибо время близко» (1:3). На картине мы видим Иоанна Богослова, внимающего словам Откровения и записывающего услышанное.
2. Смерть - видение святого Иоанна Богослова.
На гравюре изображён четвёртый всадник Апокалипсиса на бледном коне, символизирующий смерть. «И ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли - умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными» (6:8).
3. Жена (женщина) облечённая в солнце.
Сатана (дракон), пытавшийся сожрать младенца, повергнут в преисподнюю. «Инизвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщавший всю вселенную, низвержен на землю» (12:9).
4. Падение Вавилона.
«Повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (18:2).
Реальный Вавилон уже был разрушен однажды в 689 году до нашей эры. Потом город отстроили заново. Потом Вавилон, лишённый почти всех жителей, утерял своё значение. Поэтому, во время написания «Апокалипсиса», Вавилон не мог быть объектом показательного разрушения. В Библии Вавилон выступает в трёх аспектах: буквально город Вавилон - столица некогда великого царства; религиозный Вавилон- символ тогдашней отступнической Римской церкви; материальный Вавилон - символ тогдашнего великого Рима. Гордый языческий Рим времени Иоанна Богослова, согласно «Апокалипсису», будет обязательно разрушен, наподобие порушению знаменитой Вавилонской башни - символу человеческой гордыни.
На картине Г.Доре изображён результат разрушения некоего материального города, символизирующего все аспекты Вавилона в «Апокалипсисе».
5. Божий суд.
«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем» (20:11). «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (20:12). «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это - смерть вторая» (20:14).
Во время первой смерти душа и дух падших людей отделены от их тела и пребывают в аду. Во время второй смерти их души и дух, при воскресении, воссоединяются с телом. Души и тела будут вместе брошены в огненное озеро, где всё их существо погибнет в вечном мучении.
6. Видение Нового Иерусалима.
«И я увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (21:2).
Небесный город Иерусалим, согласно «Апокалипсису», сойдёт с небес на Землю и станет Новым Иерусалимом на Земле. Город станет земным жилищем праведников на вечные времена. В Новом Небе и на Новой Земле воцарятся блаженный покой и полное удовлетворение (21:4). Новый Иерусалим Иоанну Богослову показал один из семи Ангелов, которые ранее произвели семь бедствий (21:9).
Евангелист Иоанн Богослов на острове Патмос |
Смерть, - видение святого Иоанна Богослова |
Жена, облаченная в солнце |
Падение Вавилона |
Суд Божий |
Видение Нового Иерусалима |
Апокалипсис в гравюрах Ю.Шнорр фон Карольсфельда
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794-1872) - немецкий художник. Работу над иллюстрациями к Библии живописец завершил к 1860 году. Он нашёл ясные способы для выражения своих мыслей и чувств от прочтения библейских текстов. Его рисунки характерны простыми контурами. Ю.Шнорр фон Карольсфельд трактовал веру, как надежду на Божье милосердие к человеческим слабостям и к проступкам, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд косвенно связан с Кенигсбергом через своего отца -художника Фейта Ганса Шнорр фон Карольсфельда (1764-1841). В 1788-1798 годах Фейт Ганс находился в Кенигсберге, где брал уроки живописи у художника Адама Фридриха Эзера (1717-1799). В Кенигсберге у Фейта Ганса родился сын Людвиг Фердинанд (1788-1853), художник и старший брат Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Что же касается Адама Эзера, то, надо полагать, он был ненадолго приглашён из Саксонии в Кёнигсбергскую академию искусств на преподавательскую работу.
Откровение Иисуса Христа Иоанну Богослову.
«И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмъ первый и последний» (1:17). «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (1:20).
С этого видения начинается «Откровение» Иоанна Богослова.
2. Агнец открывает книгу.
На гравюре изображены четыре всадника Апокалипсиса, совершающие четыре великие казни. Появление этих всадников знаменует снятие первых четырёх печатей с Божественной книги. «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (5:1). В других переводах вышеуказанного текста сказано: «И я увидел на правой руке Того, кто сидит на престоле, свиток, исписанный внутри и на обороте, запечатанный семью печатями». В этой книге (свитке) изложено Божье намерение в отношении религии (церквей), людей, Земли и Вселенной.
3. Снятие седьмой печати.
«И когда он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе» (8:1). «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб» (8:2).
Снятие седьмой печати предвещает появление семи ангелов. Молчание на Небе указывает на торжественность, ибо предстоит смена эпох: от века Божьей терпимости к людским грехам - к веку Божьего гнева и возмездия за грехи. Семь печатей открываются тайно, а семь Ангелов с трубами появляются открыто.
4. Победа Михаила над драконом.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» (12:7). Этой битве предшествовало появление жены (женщины), сына которой хотел сожрать дракон. Сразу же после рождения ребёнка Михаил (боец, сражающейся за Божий народ) со своими ангелами начал борьбу против дракона-сатаны и
его ангелов. Ангелы, следующие за сатаной - это падшие ангелы, которые когда-то были изгнаны с Неба за бунтарство против Бога. И когда Михаил и его ангелы низвергли дракона-сатану, то и ангелы сатаны были низвергнуты.
5. Новый Иерусалим.
«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог и ними будет Богом их» (21:3). Скиния - это священный шатёр, где Бог однажды уже пребывал с народом. Следовательно, Новый Иерусалим будет совершенным единством (единением) будущей земной жизни с небесными обитателями.
Надписи на свитках гласят: [сверху] «Блаженны те, которые позваны к брачной трапезе агнца». [Снизу] «Хвалите господа! Так царствует господь наш Всемогущий».
5. Финальная заставка.
В пояснениях к гравюрам привлечены и использованы следующие источники:
- Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового Завета. Москва, 1991.
- Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового Завета. 1929-1981-1989.
- Апокалипсис. Откровения святого Иоанна. Калининград, 1990.
- Новый Завет. Анхайм, 1998
- Косидовский 3. «Библейские сказания». Москва, 1990.
Цитаты из «Откровения святого Иоанна», в некоторых местах, приведены с незначительными сокращениями. Ссылки на главы и строфы «Апокалипсиса» приведены в скобках по общепринятой форме: первые цифры - номер главы, вторые цифры - номер строфы.
Откровение Иисуса Христа Иоанну
Откровение 1:9-18
Агнец открывате книгу
Откровение 6:1-8
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя „смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Откровение 8:1-8
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнём с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь,смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела.
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью.
Откровение 12:7-12
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них!
Откровение 21:1-7
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует всё. и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Сей ученик
и свидетельствует о сем, и написал сие;
и знаем,
что истинно свидетельство его.
Многое и другое
сотворил Иисус;
но, если бы писать о том подробно,
то, думаю,
и самому миру не вместить бы
написанных книг.
Аминь,
Евангелие от Иоанна 21:24-25