РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2009 г. N 2330
Об утверждении Положения "О порядке проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
администрации городского округа "Город Калининград"
и их проектов"
(в ред. Постановления администрации городского округа
"Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
В соответствии с Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Калининградской области от 10 марта 2009 г. N 332 "О противодействии коррупции в Калининградской области", в целях организации деятельности администрации городского округа "Город Калининград" по предупреждению и исключению положений муниципальных нормативных правовых актов города Калининграда и их проектов, способствующих созданию условий для проявления коррупции,
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации городского округа "Город Калининград" и их проектов" (приложение N 1).
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
2. Утвердить состав рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации городского округа "Город Калининград" и их проектов при комиссии по проведению административной реформы в городском округе "Город Калининград", созданной согласно Распоряжению главы администрации городского округа "Город Калининград" от 22.08.2008 N 322-р, и утвердить ее состав (приложение N 2).
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
3. Руководителям структурных подразделений администрации городского округа "Город Калининград" обеспечить реализацию настоящего Постановления.
4. Управляющему делами администрации городского округа "Город Калининград" С.В. Воропаеву обеспечить опубликование настоящего Постановления в средствах массовой информации, на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" и направление Постановления в Министерство по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Калининградской области для внесения в региональный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
5. Контроль за исполнением Постановления возложить на управляющего делами администрации городского округа "Город Калининград" С.В. Воропаева.
Глава администрации
Ф.Ф. Лапин
Приложение N 1
к Постановлению
главы администрации
городского округа
"Город Калининград"
от 30 декабря 2009 г. N 2330
ПОЛОЖЕНИЕ
"О порядке проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов администрации городского округа
"Город Калининград" и их проектов"
(в ред. Постановления администрации городского округа
"Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Калининградской области от 10 марта 2009 г. N 332 "О противодействии коррупции в Калининградской области", другими правовыми актами в сфере данных правоотношений.
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
1.2. Положение устанавливает порядок проведения в администрации городского округа "Город Калининград" (далее - администрация) антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации городского округа "Город Калининград" (далее - главы администрации) и их проектов, разработанных в соответствии с компетенцией исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
1.3. В настоящем Положении применяются следующие понятия:
1) правовые акты и их проекты - нормативные правовые акты администрации городского округа "Город Калининград" и их проекты;
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
2) коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов и их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (приложение);
3) предупреждение коррупции - комплекс мер, направленных на выявление, изучение, ограничение и устранение причин, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению в администрации;
4) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (далее - экспертиза) - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов в правовых актах и их проектах.
1.4. Экспертиза правовых актов и их проектов проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, и другими правовыми актами.
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
1.5. Обязательной экспертизе подлежат правовые акты главы администрации и их проекты по вопросам:
- защиты прав и свобод граждан;
- управления муниципальной собственностью муниципального образования городской округ "Город Калининград";
- предоставления мер поддержки;
- бюджетных правоотношений;
- муниципальной службы в городском округе "Город Калининград";
- правового положения органов местного самоуправления города Калининграда и лиц, замещающих муниципальные должности.
1.6. Исключен. - Постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152.
1.6. Не проводится экспертиза отмененных или признанных утратившими силу нормативных правовых актов.
2. Порядок проведения экспертизы
2.1. Экспертиза проводится рабочей группой по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, созданной при комиссии по проведению административной реформы в городском округе "Город Калининград" (далее - комиссия по проведению административной реформы).
2.2. Основными задачами рабочей группы являются:
- проведение экспертизы с учетом мониторинга применения правовых актов;
- подготовка заключений по результатам проведения экспертизы;
- учет результатов экспертизы;
- внесение рекомендаций главе администрации, руководителям структурных подразделений по устранению выявленных коррупциогенных факторов или нейтрализации вызываемых ими негативных последствий.
2.3. Рабочая группа имеет право:
- запрашивать у руководителей структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений необходимую информацию по существу проводимой экспертизы;
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
- привлекать специалистов структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений в целях реализации своих полномочий.
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
2.4. Рабочая группа состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов рабочей группы.
2.5. Председатель рабочей группы:
- руководит работой рабочей группы;
- председательствует на заседаниях рабочей группы;
- подписывает заключения рабочей группы;
- несет ответственность за выполнение возложенных на рабочую группу задач.
В период отсутствия председателя рабочей группы его обязанности выполняет один из заместителей председателя.
2.6. Секретарь рабочей группы:
- информирует членов рабочей группы о месте и времени проведения заседания рабочей группы;
- организует подготовку материалов к заседаниям;
- обобщает представленную информацию;
- оформляет протоколы заседаний, заключения экспертизы;
- рассылает принятые решения, заключения экспертизы;
- размещает заключения экспертизы на официальном сайте администрации.
2.7. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет административное управление администрации городского округа.
2.8. Заседания рабочей группы проводятся по мере поступления на экспертизу правовых актов и их проектов.
2.9. Заседание рабочей группы правомочно, если на нем присутствует более 2/3 ее состава.
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
2.10. Экспертиза действующих правовых актов проводится на основании поручения главы администрации "Город Калининград" либо решения, принятого на заседании комиссии по проведению административной реформы.
Предложения в комиссию по проведению административной реформы о проведении экспертизы действующего нормативного правового акта, изданного по вопросам согласно п. 1.5 настоящего Положения, вправе внести:
- председатель рабочей группы по разработке предложений и проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов;
- руководители структурных подразделений администрации городского округа.
2.11. Экспертиза действующего правового акта проводится рабочей группой в срок до 15 рабочих дней со дня его поступления на экспертизу.
2.12. В целях недопущения в положениях проекта правового акта по вопросам, указанным в п. 1.5 настоящего Положения, коррупциогенных факторов проект правового акта подлежит размещению структурным подразделением, его подготовившим или ответственным за подготовку (далее - структурное подразделение), на официальном сайте администрации http://www.klgd.ru в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его разработки. Указываются разработчик правового акта, почтовый, электронный адрес для направления заключений независимой антикоррупционной экспертизы, предложений граждан и организаций, даты начала и окончания их приема. Срок приема заключений по результатам независимой экспертизы, а также предложений, поступающих от граждан и организаций, не может составлять менее 10 дней с момента публикации проекта правового акта в сети Интернет.
Проекты административных регламентов исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг размещаются не позднее чем за один месяц до их направления на согласование в установленном порядке.
(п. 2.12 в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
2.13. После учета замечаний и предложений граждан и организаций, размещенных на сайте, доработанный проект правового акта направляется структурным подразделением в рабочую группу по проведению экспертизы.
2.14. Экспертиза проектов правовых актов проводится рабочей группой в срок до 7 рабочих дней с даты поступления проекта с приложением всех правовых актов (документов), в соответствии с которыми или во исполнение которых они подготовлены. Экспертиза проектов правовых актов без приложения указанных актов (документов) не проводится, а проекты возвращаются исполнителю.
2.15. Планы, протоколы заседаний и заключения экспертизы правовых актов и их проектов рабочей группы размещаются на официальном сайте администрации http://www.klgd.ru в разделе "Профилактика коррупции".
(п. 2.15. введен Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
3. Заключение по результатам экспертизы
и учет ее результатов
3.1. При проведении экспертизы предварительно устанавливается, подлежит ли правовой акт либо проект правового акта обязательной экспертизе согласно п. 1.5 настоящего Положения.
3.2. В ходе проведения экспертизы устанавливается наличие или отсутствие коррупциогенных факторов в зависимости от вида правового акта, характера регулируемых данным актом общественных отношений, иных обстоятельств, предусмотренных Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196.
3.3. По результатам экспертизы правовых актов и их проектов составляется заключение. Заключение по результатам экспертизы (далее - заключение) подписывается председателем и членами рабочей группы. Члены рабочей группы вправе выразить отдельно в письменном виде свое особое мнение в случаях несогласия с выводами экспертизы, наличия замечаний или предложений.
3.4. В заключении указываются:
1) дата и место подготовки заключения;
2) основание для проведения экспертизы;
3) название и реквизиты нормативного акта, проходящего экспертизу;
4) данные о проводящих экспертизу лицах (должность, И.О.Ф.);
5) наличие (отсутствие) в правовом акте или его проекте коррупциогенных факторов (приложение), оценка степени их коррупциогенности;
6) рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных факторов или нейтрализации вызываемых ими негативных последствий;
7) наличие в правовом акте или его проекте норм, направленных на предупреждение коррупции (превентивных антикоррупциогенных норм), и рекомендации по их включению.
3.5. Положения проекта правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта правового акта его разработчиками.
3.6. В случае выявления коррупциогенных факторов в правовых актах, требующих внесения в них изменений, подготовка таких изменений осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением и Регламентом администрации городского округа.
3.7. Заключение по результатам экспертизы правового акта либо проекта правового акта носит рекомендательный характер и представляется для принятия решения главе администрации городского округа либо в комиссию по административной реформе, направившим правовой акт или проект на экспертизу, либо разработчику проекта для устранения замечаний.
3.8. Экспертиза может проводиться органами прокуратуры Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в установленном законодательством порядке.
4. Порядок рассмотрения заключений независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, предложений граждан
(в ред. Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
4.1. Общественные объединения, юридические и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, вправе за счет собственных средств проводить независимую экспертизу правовых актов и их проектов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
4.2. В отношении правовых актов и их проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза не проводится.
4.3. Результаты независимой экспертизы правовых актов и их проектов отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации. Заключение по результатам экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком правового акта, рабочей группой.
Приложение
к Положению "О порядке
проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых
актов администрации городского
округа "Город Калининград"
и их проектов"
ПЕРЕЧЕНЬ
коррупциогенных факторов
(в ред. Постановления администрации городского округа
"Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
1. Коррупциогенными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией администрацией полномочий органов местного самоуправления городских округов;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2. Факторы, связанные с реализацией администрацией полномочий органов местного самоуправления городских округов, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий структурных подразделений администрации (должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения структурными подразделениями администрации (должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению администрации (должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию администрации, принявшей первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции администрации (должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения администрацией (должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для администрации (должностных лиц) - отсутствии превентивных (предупреждающих) антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности администрации (должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за администрацией (должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями администрации (должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности администрации (должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для администрации (должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупциогенного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения администрации города Калининграда (должностных лиц).
Состав рабочей группы по проведению антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
при комиссии по проведению административной реформы
в городском округе "Город Калининград"
(в ред. Постановления администрации городского округа
"Город Калининград" от 01.07.2010 N 1152)
Варфоломеева Галина Андреевна - председатель рабочей группы, начальник правового управления Чалченко Елена Владимировна - заместитель председателя рабочей группы, начальник отдела правового обеспечения правового управления Шлыков Игорь Николаевич - заместитель председателя рабочей группы, заместитель начальника административного управления Члены рабочей группы: Абрамов Владимир Николаевич - начальник аналитического отдела информационно-аналитического управления Биндасов Вячеслав - ведущий специалист-юрист финансово- Александрович экономического отдела комитета архитектуры и строительства Данилов Алексей Николаевич - заместитель начальника управления экономического развития Кондратьев Юрий Львович - заместитель председателя комитета городского хозяйства Лебедев Сергей Васильевич - начальник инспекционно-правового отдела комитета по образованию Прищеп Лилия Леонидовна - начальник управления имущественных отношений комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Скопинцева Лидия Николаевна - консультант отдела претензионной работы правового управления Скосарева Татьяна Викторовна - консультант-юрист отдела социальной поддержки комитета социальной поддержки населения Шидакова Алеся Эльдаровна - начальник отдела исполнения условий договора управления земельных отношений Представитель - по согласованию Общественной палаты Калининградской области Представитель - по согласованию общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Кузнецов Валерий Анатольевич - секретарь рабочей группы, заместитель начальника организационно-аналитического отдела