Приложение
к постановлению
администрации городского округа
«Город Калининград»
от 25 января 2011 г. № 45
Порядок
создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пп. «б» п. 1, п. 2 ст. 13, п. 4 ст. 14, п. 2.1 ст. 16, п.2 ст. 17.1, п. 5 ст. 18, ст. 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», п. 15 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Уставом городского округа «Город Калининград».
1.2. Порядок устанавливает единый режим создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации, а также утверждения уставов и внесения в них изменений муниципальных учреждений (далее - Учреждение) в городском округе «Город Калининград» (далее - городской округ).
1.3. Муниципальным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием «Городской округ «Город Калининград» для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учредителем Учреждения выступает городской округ «Город Калининград». Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляют структурные подразделения администрации городского округа «Город Калининград» (далее – администрация), на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих сферах (далее – Уполномоченный орган). Полномочия собственника муниципального имущества осуществляет комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград».
1.4. В городском округе «Город Калининград» создаются и действуют следующие виды Учреждений:
- казенное учреждение;
- бюджетное учреждение;
- автономное учреждение.
1.5. Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы (предпринимательскую) деятельность, если такая деятельность предусмотрена уставом Учреждения. Предпринимательская деятельность Учреждения должна служить достижению целей, поставленных перед Учреждением и закрепленных в его уставе.
Доходы, полученные автономным или бюджетным учреждением поступают в их самостоятельное распоряжение и учитываются на отдельном балансе.
Доходы казенного учреждения направляются в бюджет городского округа.
2. Порядок создания Учреждений
2.1. Учреждения могут быть созданы: для достижения социально значимых задач городского округа в области образования, здравоохранения, культуры, для управленческих функций и решения иных задач.
2.2. Учреждение может быть создано путем его учреждения в соответствии с настоящим разделом или путем изменения типа существующего муниципального учреждения в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.
2.3. Учредителем Учреждения выступает городской округ «Город Калининград». Полномочия учредителя Учреждений от имени городского округа «Город Калининград» осуществляет Уполномоченный орган.
2.4. Инициаторам создания Учреждения выступает Уполномоченный орган.
2.5. Инициатор создания Учреждения подготавливает проект устава, утверждает его редакцию, оформляет служебную записку и направляет на согласование в комитет экономики, финансов и контроля администрации и комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации, которая должна содержать:
- цель создания Учреждения;
- обоснование необходимости создания Учреждения;
- перечень необходимого имущества для осуществления функций Учреждения;
- сведения о предельной численности Учреждения (для казенного учреждения);
- сведения об источниках финансирования.
2.6. Решение о создании Учреждения оформляется постановлением администрации городского округа «Город Калининград» (далее - постановление), которое согласовывается в порядке, установленном в администрации и должно содержать:
2.6.1 наименование создаваемого Учреждения с указанием его типа;
2.6.2 основные цели деятельности создаваемого Учреждения, определенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
2.6.3 наименование органа, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемого Учреждения;
2.6.4 сведения о недвижимом имуществе, которое планируется закрепить за создаваемым Учреждением;
2.6.5 предельную штатную численность работников (для казенного учреждения)
2.6.6 перечень мероприятий Уполномоченного органа и структурных подразделений администрации по созданию Учреждения с указанием сроков их проведения.
2.7. Проект постановления о создании Учреждения подготавливается Уполномоченным органом.
2.8. Одновременно с проектом постановления о создании Учреждения представляется пояснительная записка, которая должна содержать:
- обоснование целесообразности создания Учреждения;
- информацию о предоставлении создаваемому Учреждению права выполнять муниципальные функции (для казенного учреждения – в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград» на основании бюджетной сметы).
2.9. Учредительным документом Учреждения является устав.
Изменения в учредительные документы Учреждения утверждаются Уполномоченным органом по согласованию с комитетом экономики, финансов и контроля администрации и комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации.
2.10. Учреждение, созданное в соответствии с настоящим Порядком, действует на основании устава, утвержденного Уполномоченным органом и согласованного комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов.
Учреждение подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определенном законом о государственной регистрации юридических лиц.
2.11. Управление Учреждением осуществляет руководитель, действующий на основании устава Учреждения, трудового договора, иных нормативных правовых актов.
Глава администрации городского округа «Город Калининград» (далее – глава администрации) назначает (на договорной основе) и освобождает от занимаемой должности руководителя Учреждения по представлению Уполномоченного органа.
2.12. Имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград».
Учреждение несет ответственность за сохранность и использование имущества в соответствии с действующим законодательством и договором об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
2.13. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Автономное и бюджетное учреждения вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными на праве оперативного управления или приобретенными автономным и бюджетным учреждениями за счет средств, выделенных Уполномоченным органом на приобретение этого имущества, после получения согласия на распоряжение от комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации по согласованию с Уполномоченным органом после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения. Согласие оформляется распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации.
2.14. Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов вправе изъять у Учреждения излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество по согласованию с Уполномоченным органом.
2.15. Право оперативного управления на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
3. Порядок реорганизации Учреждений
3.1. Реорганизация Учреждения в виде слияния, присоединения, разделения, выделения производится на основании постановления администрации городского округа «Город Калининград».
3.2. Учреждение реорганизуется по предложению Уполномоченного органа.
3.3. Учреждение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего Учреждения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.
3.4. При реорганизации Учреждения в форме присоединения к нему другого Учреждения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного Учреждения.
3.5. При слиянии Учреждений права и обязанности каждого из них переходят к вновь созданному Учреждению в соответствии с передаточным актом.
3.6. При присоединении Учреждения к другому Учреждению к последнему переходят права и обязанности присоединенного Учреждения.
3.7. При разделении Учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим Учреждениям в соответствии с разделительным балансом.
3.8. При выделении из состава Учреждения одного или нескольких Учреждений, к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного Учреждения в соответствии с разделительным балансом.
3.9. При реорганизации Учреждения передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного Учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
3.10. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются Уполномоченным органом Учреждения, согласовываются комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего Учреждения или внесения изменений в учредительные документы существующего Учреждения.
3.11. После принятия решения о реорганизации Уполномоченный орган обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого Учреждения.
3.12. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного Учреждения, вновь возникшие Учреждения несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного Учреждения перед его кредиторами.
4. Изменение типа муниципального учреждения
4.1. Изменение типа Учреждения не является его реорганизацией.
4.2. Решение об изменении типа Учреждения в целях создания муниципального автономного учреждения, казенного учреждения, либо бюджетного учреждения принимается по инициативе, либо с согласия Учреждения, предварительно согласованного Уполномоченным органом, если такое решение не повлечет за собой нарушение прав граждан.
4.3. Решение об изменении типа Учреждения в целях создания казенного учреждения оформляется постановлением администрации, которое согласовывается в порядке, установленном в администрации и должно содержать:
4.3.1 наименование существующего Учреждения с указанием его типа;
4.3.2 наименование создаваемого Учреждения с указанием его типа;
4.3.3 наименование Уполномоченного органа;
4.3.4 информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
4.3.5 перечень мероприятий по созданию Учреждения с указанием сроков их проведения;
4.3.6. обоснование изменения типа учреждения.
4.4. Решение об изменении типа Учреждения в целях создания бюджетного учреждения оформляется постановлением, которое согласовывается в порядке, установленном в администрации и должно содержать:
4.4.1 наименование существующего Учреждения с указанием его типа;
4.4.2 наименование создаваемого Учреждения с указанием его типа;
4.4.3 наименование Уполномоченного органа;
4.4.4 информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности Учреждения;
4.4.5 перечень мероприятий по созданию Учреждения с указанием сроков их проведения;
4.4.6 обоснование изменения типа учреждения;
4.5. Решение об изменении типа Учреждения в целях создания автономного учреждения оформляется постановлением, которое согласовывается в порядке, установленном в администрации и должно содержать:
4.5.1 наименование существующего Учреждения с указанием его типа;
4.5.2 наименование создаваемого Учреждения с указанием его типа;
4.5.3 наименование Уполномоченного органа;
4.5.4 сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
4.5.5 перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения;
4.5.6 обоснование изменения типа учреждения.
4.6. Проект постановления администрации об изменении типа Учреждения в целях создания муниципального автономного, бюджетного, либо казенного учреждения подготавливается Уполномоченным органом.
4.7. В случае если изменение типа казенного учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым путем изменения типа Учреждения муниципальных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные муниципальные функции будут переданы.
4.8. В случае если изменение типа Учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым путем изменения типа Учреждением полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа «Город Калининград» по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, в пояснительной записке указывается информация о том, кому указанные полномочия будут переданы.
4.9. Принятие Уполномоченным органом решения об изменении типа Учреждения в целях создания бюджетного или автономного учреждения при сохранении объема муниципальных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении учреждениями, не может являться основанием для изменения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых данному структурному подразделению как главному распорядителю средств бюджета городского округа «Город Калининград» на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
4.10. После принятия правового акта об изменении типа Учреждения Уполномоченный орган утверждает изменения, вносимые в устав этого Учреждения в соответствии с разделом 5 настоящего Порядка.
5. Утверждение устава Учреждения
и внесение в него изменений
5.1. Устав Учреждения, а также вносимые в него изменения утверждается Уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня принятия постановления о создании Учреждения, если иной срок не предусмотрен в указанном постановлении.
Устав Учреждения разрабатывается Уполномоченным органом на основе типового устава Учреждения, утверждаемого комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов и согласованного с комитетом экономики, финансов и контроля администрации городского округа «Город Калининград».
Устав Учреждения до утверждения его Уполномоченным органом подлежит согласованию с комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов (внесения соответствующих изменений в устав Учреждения).
5.2. Устав должен содержать:
5.2.1 общие положения, устанавливающие в том числе:
- наименование Учреждения с указанием в наименовании его типа;
- информацию о месте нахождения Учреждения;
- наименование учредителя и собственника имущества Учреждения;
- наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя и собственника Учреждения;
5.2.2 предмет и цели деятельности Учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые Учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
5.2.3 раздел об организации деятельности и управлении Учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления Учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя Учреждения;
5.2.4 раздел об имуществе и финансовом обеспечении Учреждения, содержащий в том числе:
- порядок распоряжения имуществом, приобретенным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных Учреждению собственником на приобретение такого имущества);
- порядок передачи бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;
- порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
- запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за Учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из бюджета городского округа «Город Калининград», если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
- положения об открытии лицевых счетов Учреждению в комитете экономики, финансов и контроля администрации городского округа «Город Калининград», а также об иных счетах, открываемых Учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- положения о ликвидации Учреждения;
- указание на субсидиарную ответственность Учредителя по обязательствам казенного учреждения.
5.2.5 сведения о филиалах и представительствах учреждения;
5.2.6 иные разделы - в случаях, предусмотренных федеральными законами.
5.3. Содержание устава Учреждения должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
6. Порядок ликвидации Учреждений
6.1. Решение о ликвидации Учреждения оформляется постановлением администрации городского округа «Город Калининград» по инициативе Уполномоченного органа;
Указанное решение должно содержать:
1) наименование Учреждения с указанием его типа;
2) наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Учреждения;
3) наименование органа, ответственного за осуществление ликвидационных процедур;
4) наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
6.2. Ликвидация Учреждения производится на основании постановления.
Проект постановления о ликвидации Учреждения подготавливается Уполномоченным органом Учреждения.
Одновременно с проектом правового акта о ликвидации Учреждения представляется пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности ликвидации Учреждения и информацию о кредиторской задолженности Учреждения (в том числе просроченной), а также финансово-экономическое обоснование затрат на ликвидацию.
В случае если ликвидируемое казенное учреждение осуществляет муниципальные функции, пояснительная записка должна содержать информацию о том, кому указанные муниципальные функции будут переданы после завершения процесса ликвидации.
В случае если ликвидируемое Учреждение осуществляет полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа «Город Калининград» по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, пояснительная записка должна содержать информацию о том, кому указанные полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации.
6.3. Уполномоченный орган Учреждения после издания правового акта о ликвидации Учреждения обязан:
- в трехдневный срок письменно сообщить об этом в управление Федеральной налоговой службы России по Калининградской области (далее УФНС), которая вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что Учреждение находится в процессе ликвидации;
- в 2-недельный срок:
утвердить состав ликвидационной комиссии соответствующего Учреждения;
установить порядок и сроки ликвидации Учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и правовым актом о ликвидации Учреждения.
6.4. Ликвидация Учреждения осуществляется ликвидационной комиссией (далее - Комиссия), которую назначает (формирует) Уполномоченный орган.
Уполномоченный орган Учреждения уведомляет УФНС о назначении ликвидационной комиссии.
6.5. С даты назначения Комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого Учреждения. Комиссия от имени ликвидируемого Учреждения выступает в суде.
6.6. Уполномоченный орган помещает в печати объявление о ликвидации Учреждения, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования информации о ликвидации Учреждения.
6.7. Комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации Учреждения.
6.8. После окончания срока для предъявления требований кредиторами Комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого Учреждения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Уполномоченным органом по согласованию с комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации. Уполномоченный орган уведомляет УФНС о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
6.9. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого Учреждения производится Комиссией в порядке очередности, установленной действующим законодательством.
6.10. При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
6.11. Требования кредиторов ликвидируемого Учреждения (за исключением казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Недвижимое имущество и особо ценное имущество ликвидируемого Учреждения остается в муниципальной собственности, то есть автоматически признается казенным.
6.12. Документы постоянного хранения ликвидированного Учреждения, а также по личному составу передаются Комиссией на хранение в муниципальное учреждение «Калининградский городской архив».
6.13. Учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
6.14. Вопросы, не урегулированные настоящим Порядком, решаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.