РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Городской Совет депутатов Калининграда (третьего созыва) Решение от 09 июля 2003 года N 309 г.Калининград Об утверждении Положения "О порядке разработки, согласования и утверждения Генерального плана развития г. Калининграда" Заслушав и обсудив информацию председателя комиссии по земельным ресурсам и рекламе Пятикопа А.И., городской Совет Р Е Ш И Л: 1. Утвердить Положение "О порядке разработки, согласования и утверждения Генерального плана развития г. Калининграда" (Приложение). 2. Опубликовать решение в газете "Гражданин". 3. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по земельным ресурсам и рекламе (Пятикоп А.И). Председатель городского Совета депутатов Калининграда Е.В. Ган Приложение к решению городского Совета депутатов Калининграда N 309 от 09 июля 2003 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА Настоящие Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07 мая 1998 года N73-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, Градостроительным кодексом Калининградской области от 15 октября 1999 года N 150 с последующими изменениями и дополнениями, Инструкцией "О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, Уставом города Калининграда. Положение является составной частью системы нормативных правовых актов органов городского самоуправления Калининграда о градостроительстве. Положение определяет порядок разработки, рассмотрения, согласования и утверждения Генерального плана города Калининграда. 1. Статус Генерального плана города Калининграда Генеральный план города Калининграда (далее - Генеральный план) - основной градостроительный документ, определяющий в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления развития территории города, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию. Генеральный план является основой для: - комплексного решения вопросов организации планировочной структуры; - территориального, инфраструктурного и социально-экономического развития города; - разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон и земельных участков; - определения зон инвестиционного развития. В период разработки нового Генерального плана действует ранее утвержденный Генеральный план в части, не противоречащей правилам застройки. Генеральный план учитывается при: - комплексном решении вопросов социально-экономического развития города; - подготовке предложений по разграничению земель по формам собственности; - планировании и организации рационального использования земель и их охраны, образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, межевании объектов землеустройства; - отчуждении земельных участков и их изъятии для государственных и муниципальных нужд; - предварительном согласовании места размещения объектов; - определении зон временного сельскохозяйственного использования; - установлении границ объектов градостроительного планирования и застройки; - утверждении градостроительных регламентов; - последующей разработке градостроительной документации; - разработке программ социально-экономического развития территории, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, ком-плексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Генеральный план, утвержденный в порядке, установленном настоящим Положением, является обязательным для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности. Основные положения Генерального плана подлежат опубликованию. Утвержденный Генеральный план подлежит передаче управлению архитектуры и градостроительства для регистрации и хранения, а также в городской Совет депутатов Калининграда для осуществления контроля за его реализацией. 2. Назначение Генерального плана Генеральный план служит целям развития экономики муниципального образования, повышения качества городской среды, снижения неблагоприятного антропогенного воздействия на окружающую среду и сохранения культурного наследия на территории города. При разработке Генерального плана учитываются: - особенности поселения, в том числе численность населения, специализация его производственного комплекса; - значение города в системе расселения и административнотерриториальном устройстве Калининградской области; - особенности типов и форм собственности жилой застройки; - состояние инженерной и транспортной инфраструктур и направления их модернизации; природно-ресурсный потенциал; природно-климатические, национальные и иные особенности. Генеральный план разрабатываются с учетом историко-архитектурных исследований, историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры. В генеральном плане определяются: - основные направления развития территории города с учетом особенностей социально - экономического развития, природно климатических условий, численности населения; - зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон; - меры по защите территории города от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; - соотношение застроенной и незастроенной территории города; - территории резерва для развития города; - иные меры по развитию территории города. 3. Состав Генерального плана Состав и содержание Генерального плана устанавливается градостроительным заданием в соответствии с Инструкцией "О порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150. Графические материалы генерального плана включают: - план современного использования территорий (опорный план); - схему комплексной оценки территории; - генеральный план (основной чертеж); - схему зонирования территорий; - схему транспортной инфраструктуры; - схему инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий. Графические материалы Генерального плана выполняются в масштабе 1:10000. Перечень графических материалов и их содержание могут быть дополнены по согласованию с заказчиком. В составе Генерального плана могут разрабатываться дополнительные схемы, состав, содержание и масштаб которых определяются заданием на разработку Генерального плана. На плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются: - существующие границы города и предложения по их уточнению, зоны различного функционального назначения и использования; - земли федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной и частной собственности; - планировочная структура города; - распределение застройки по этажности и степени капитальности; - сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры, магистральные сети и головные сооружения инженерной инфраструктуры; - линии высоковольтной электропередачи; - границы зон охраны памятников природы, истории и культуры, других объектов особого регулирования градостроительной деятельности, территории резерва. На опорном плане также показываются границы оформленных отводов территорий для всех видов использования, а на проектном плане территории и границы объектов первоочередной разработки градостроительной документации. Схема комплексной оценки территории содержит оценку природноресурсного потенциала территорий, обеспеченности транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктурами, а также экологического состояния территорий. На схеме комплексной оценки территории показываются территории, в границах которых устанавливаются ограничения на осуществление градостроительной деятельности - территории зон охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон; зон особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной (горно-санитарной) охраны; санитарных, защитных и санитарно-защитных зон; водоохранных зон и прибрежных защитных полос; зон санитарной охраны источников водоснабжения; зон залегания полезных ископаемых; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; зоны различной градостроительной ценности территорий, иные зоны, влияющие на осуществление градостроительной деятельности. На схеме зонирования территорий с учетом ограничений на ее использование показываются зоны различного функционального назначения, их границы и виды использования их территорий: жилые, общественноделовые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иные зоны режимных территорий, иные зоны в соответствии с местными условиями, а также зоны особого регулирования градостроительной деятельности. В указанных зонах могут выделяться подзоны. Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. Определенные в Генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны. На схеме транспортной инфраструктуры показываются существующие и проектируемые: территории и сооружения внешнего транспорта железнодорожные пути и станции, морские и речные порты, причалы, пристани, мосты, путепроводы, тоннели, трубопроводы и др.; а также классификация улично-дорожной сети; линии общественного пассажирского транспорта; размещение сооружений и устройств для хранения и обслуживания транспортных средств, иные сооружения транспортной инфраструктуры. На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация; линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи; территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания; гидротехнические сооружения; сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов; мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий. 4. Разработка проекта Генерального плана Решение о разработке Генерального плана принимается Городским Советом депутатов Калининграда. В соответствии с этим решением разработку Генерального плана осуществляет мэрия города за счет средств городского бюджета. Решение о разработке Генерального плана или о внесении в него изменений подлежит опубликованию. Генеральный план разрабатывается в две стадии. Первой стадией является разработка мэрией города Калининграда Концепции Генерального плана - основных принципов и направлений стратегического развития города. Разработанная Концепция обсуждается мэрией города с населением и утверждается городским Советом. Второй стадией является разработка Генерального плана. 5. Согласование и экспертиза проекта Генерального плана Основные положения Генерального плана до его утверждения подлежат согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Калининградской области (специально уполномоченными государственными органами в области архитектуры и градостроительства, земельных отношений, охраны памятников истории и культуры), государственного горного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, транспорта и другими заинтересованными государственными органами. Перечень указанных выше органов государственной власти уточняется в задании на разработку Генерального плана в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области. Согласованный с заинтересованными органами государственной власти проект Генерального плана подлежит государственной экологической экспертизе. До представления Генерального плана в территориальный орган государственной экологической экспертизы мэрия города проводит информирование населения об основных положениях Генерального плана через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, организации экспозиций и выставок, а также путем рассылки информационных материалов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Калининградской области. Проект Генерального плана, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы подлежит согласованию с Городским Советом депутатов Калининграда. Основные положения Генерального плана до его согласования Городским Советом депутатов Калининграда подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и обсуждению с населением. Порядок опубликования основных положений Генерального плана и обсуждения его с населением города устанавливается соответствующим постановлением мэра города Калининграда. Мэрия города выявляет мнение населения об основных положениях Генерального плана путем рассмотрения письменных обращений граждан и их объединений или путем организации общественных слушаний. Граждане и их объединения в течение одного месяца со дня опубликования основных положений Генерального плана имеют право обсуждать проект и вносить свои предложения в мэрию города. Граждане и их объединения вправе проводить собрания граждан, общественные слушания или участвовать в обсуждении в иных формах. Граждане и их объединения вправе проводить независимую экологическую экспертизу Генерального плана в установленном порядке. Материалы обсуждения передаются в мэрию города. Заявления граждан и их объединений подлежат регистрации в мэрии города. Мэрия города в месячный срок рассматривает предложения граждан и их объединений и представляет им обоснованные ответы. По истечении месяца со дня опубликования основных положений Генерального плана обсуждение с населением завершается. По результатам обсуждения с населением мэр города принимает одно из двух постановлений: - о внесении изменений и направлении Генерального плана на доработку с учетом результатов обсуждения с участием населения; - о представлении проекта Генерального плана с материалами общественного обсуждения в Городской Совет депутатов Калининграда для согласования перед представлением его в Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России. Городской Совет депутатов Калининграда в течение шести месяцев рассматривает проект Генерального плана и принимает одно из двух решений: - о направлении Генерального плана на доработку с учетом замечаний и предложений Городского Совета депутатов Калининграда; - о согласовании проекта Генерального плана и представлении его на государственную вневедомственную экспертизу. Положительное сводное заключение Главного органа государственной экспертизы градостроительной документации является основанием для утверждения Генерального плана. 6. Принятие Генерального плана Мэрия города представляет согласованный и прошедший все экспертизы проект Генерального плана в Городской Совет депутатов Калининграда для рассмотрения и утверждения. Генеральный план города утверждается городским Советом. Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти Калининградской области. В течение двух месяцев Городской Совет депутатов Калининграда рассматривает проект Генерального плана и принимает одно из двух следующих решений: - об утверждении Генерального плана; - о направлении проекта Генерального плана в мэрию на доработку. Одновременно с утверждением Генерального плана утверждается программа первоочередных мероприятий по его реализации и основные направления градостроительного развития города. Принятие Генерального плана на новый срок осуществляется не позднее одного года после истечения срока действия ранее принятого Генерального плана. Решение о досрочном прекращении действия ранее принятого Генерального плана и досрочной разработке Генерального плана принимает Городской Совет депутатов Калининграда по инициативе мэра города. Граждане Российской Федерации и их объединения в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право требовать в административном или судебном порядке отмены решения об утверждении Генерального плана, о досрочном прекращении действия ранее принятого Генерального плана и досрочной разработке Генерального плана в случае нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве. 7. Порядок реализации Генерального плана Реализацию Генерального плана обеспечивает мэрия города в соответствии с решением Городского Совета депутатов Калининграда об утверждении Генерального плана города Калининграда посредством разработки и осуществления градостроительных планов развития административных районов и других территориальных единиц Калининграда, градостроительных инвестиционных проектов, планов и программ строительства, реконструкции и благоустройства, посредством регулирования застройки и использования территории города, а также контроля за прекращением деятельности, загрязняющей окружающую среду. Мэрия города осуществляет мониторинг (наблюдение) за состоянием градостроительного развития города и не реже одного раза в год представляет в Городской Совет депутатов Калининграда доклад о ходе реализации Генерального плана. Мэрия города информирует жителей Калининграда о ходе реализации Генерального плана. 8. Актуализация Генерального плана По результатам мониторинга реализации Генерального плана мэрия города может обращаться в Городской Совет депутатов Калининграда с ходатайством о принятии решения об актуализации (корректировке) Генерального плана. Принятые решением об утверждении Генерального плана положения программы первоочередных мероприятий могут актуализироваться не ранее чем через два года после принятия Генерального плана или последней его актуализации и не позднее чем через один год после истечения срока действия принятой ранее указанной программы. Принятые решением об утверждении Генерального плана основные направления градостроительного развития города могут актуализироваться не ранее чем через четыре года после принятия Генерального плана или последней его актуализации. Границы территориальных зон могут корректироваться и уточняться только проектами планировки административных районов и иных территориальных единиц города. Досрочная актуализация Генерального плана может осуществляться по инициативе мэра города на основании решения Городского Совета депутатов Калининграда при условии опубликования и проведения обсуждения с участием населения, интересы которого затрагиваются в результате таких изменений. В случае изменения законодательства Российской Федерации о градостроительстве в Генеральный план вносятся необходимые изменения в порядке, установленном настоящим Положением для досрочной актуализации Генерального плана. 9. Контроль за реализацией Генерального плана Контроль за деятельностью мэрии города по реализации Генерального плана осуществляет Городской Совет депутатов Калининграда: - путем ежегодного обсуждения доклада мэрии о ходе реализации Генерального плана; - при утверждении бюджета города Калининграда на очередной год; - при рассмотрении и утверждении местных целевых программ и программы социально-экономического развития города на очередной год; - путем принятия нормативных правовых актов городского самоуправления о градостроительстве. Текущий мониторинг реализации Генерального плана осуществляют постоянные комиссии Городского Совета депутатов Калининграда по вопросам градорегулирования, природопользования, экологии и земельных отношений. Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана разрабатываются с учетом реализации положений утвержденных федеральных целевых программ, целевых программ Калининградской области, местных целевых программ и программ социальноэкономического развития муниципального образования, а также инвестиционных проектов, осуществляемых за счет собственных финансовых ресурсов бюджета города и иных источников финансирования. Первоочередные градостроительные мероприятия по реализации Генерального плана являются основой для формирования городской инвестиционной программы. Управление архитектуры и градостроительства мэрии, другие структурные подразделения мэрии и Администрации районов при рассмотрении градостроительных планов развития территориальных единиц города, градостроительных инвестиционных проектов, планов и программ строительства, реконструкции и благоустройства территории города контролируют их соответствие Генеральному плану. 10. Заключительные положения Вопросы разработки, согласования и утверждения Генерального плана, не нашедшие отражения в настоящем Положении, решаются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, градостроительным кодексом Калининградской области и Инструкцией "О порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации", утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N150. Контроль за исполнением настоящего Положения возлагается на мэрию города.