РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ КАЛИНИНГРАДА (второго созыва) Решение от 4 октября 2000 года N 338 г.Калининград Об утверждении городской целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 2001-2005 годы Заслушав и обсудив информацию заместителя председателя комиссии по социальной политике Панкратовой Т.И., городской Совет РЕШИЛ: 1. Утвердить городскую целевую программу "Вакцинопрофилактика" на 2001-2005 годы (Приложение). 2. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по социальной политике (Трегубов Б.А.) Председатель городского Совета депутатов Калининграда Ю.Л. Богомолов ПРИЛОЖЕНИЕ к решению городского Совета депутатов Калининграда № 338 от 4 октября 2000г. ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА на 2001-2005 годы" ПАСПОРТ городской целевой программы "Вакцинопрофилактика на 2001-2005 годы" Наименование Программы - городская целевая программа "Вакцинопрофилактика на 2001-2005 годы"; Наименование, дата, - постановление главы администрации номер постановления о (губернатора) Калининградской области разработке Программы от 17 декабря 1999г. № 800 "Об областной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 2000 год и на период до 2005 года"; Заказчик Программы - управление здравоохранения мэрии г. Калининграда; Основные цели Программы - достижение и поддержание высокого, не менее 95-96 %, уровня охвата профилактическими прививками детей и взрослых в рамках национального календаря профилактических прививок; - повышение качества и стандартности в диагностике инфекций, управляемых средствами иммунопрофилактики; - обеспечение учреждений здравоохранения города вакцинами и анатоксинами с соблюдением правил транспортировки и хранения иммунобиологических препаратов за счет создания условий, соответствующих Санитарным правилам СП 3.3.2.028.95; - совершенствование эпидемиологического надзора за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекциях, управляемых средствами иммунопрофилактики; Сроки и этапы реализации Первый этап (2001г.) Программы - достижение в г. Калининграде охвата вакцинацией не менее 96% детей к 12 месяцам жизни против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита к 24 месяцам жизни, против кори и эпидемического паротита, взрослых против дифтерии и столбняка на 95-96%; - ликвидация полиомиелита; - проведение активной иммунизации против вирусного гепатита новорожденных детей и групп риска; - достижение во всех лечебно- профилактических учреждениях города охвата медицинских работников групп риска вакцинацией против вирусного гепатита В не менее 70%; - внедрение в детских и взрослых поликлиниках компьютерной программы "Поликлиника". Второй этап (2002-2005 годы) - введение активной иммунизации против краснухи; - введение активной иммунизации против вирусного гепатита В детей группы риска. - достижение охвата вакцинацией против вирусного гепатита В новорожденных детей не менее 90%, медицинских работников из группы риска не менее 95%. - ликвидация профессиональных заражений медицинских работников вирусным гепатитом В. - снижение до единичных случаев заболеваемости дифтерией, корью, коклюшем до уровня 3 на 100 тыс. населения, эпидемическим паротитом до уровня 5 на 100 тыс. населения, вирусным гепатитом В до 10 на 100 тыс. населения; - завершение автоматизированного учета и планирования профилактических прививок в поликлиниках города; Перечень основных - развитие системы информирования мероприятий Программы населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики; - совершенствование эпидемического надзора и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий против дифтерии, коклюша, кори, эпидемического паротита, столбняка, полиомиелита, туберкулеза, вирусного гепатита В; - создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин; - подготовка кадров медицинских работников, отвечающих за реализацию городской программы "Вакцинопрофилактика". Основные исполнители - муниципальные учреждения Программы здравоохранения; - центр госсанэпиднадзора в городе; Объем финансирования Всего - 26160,9 в том числе: (в тыс. руб) - городской бюджет - 10740,9 - обл. бюджет - 900, 0 - федеральный бюджет - 13000,0 - территориальный Фонд обязательного медицинского страхования - 1520,0 Ожидаемые конечные - поддержание на спорадическом результаты: уровне заболеваемости дифтерией, корью, столбняком; - предупреждение врожденной краснухи; - предупреждение профессиональных заражений вирусным гепатитом В; - снижение заболеваемости коклюшем до уровня 3, эпидемическим паротитом до уровня 5, вирусным гепатитом В до 10 на 1000 тыс. населения; - обеспечение соблюдения санитарных правил СП 3.3.028-95 "Условия транспортировки и хранения иммунологических препаратов"; - обеспечение поликлиник города вакцинами календаря профилактических прививок, в т.ч. нового поколения; Система организации - текущее управление и контроль за контроля за исполнением реализацией Программы осуществляется Программы вице-мэром, председателем комитета по социальным вопросам Янковской Г.С. Управление здравоохранения, городской центр госсанэпиднадзора подготавливает и представляет в установленном порядке информацию о ходе выполнения Программы и использования средств городского бюджета. 1. Содержание проблемы. Городская целевая программа "Вакцинопрофилактика на 2001 и до 2005 года" разработана в соответствии с постановлением Главы администрации Калининградской области № 800 от 17 декабря 1999г. Программа разработана из преемственности по отношению к городской целевой программе "Вакцинопрофилактика на 19952000гг.", утвержденной Постановлением мэрии № 1937 от 02.10.95г. Реализация организационных, профилактических и медицинских мероприятий, предусмотренных городской целевой программой "Вакцинопрофилактика" на 1995-2000гг. позволили увеличить в 1999 году по сравнению с 1994 годом уровень охвата профилактическими прививками среди детей первого года жизни против дифтерии с 90,4% до 98,2%, коклюша с 85,6% до 96,5%, полиомиелита с 92,5% до 99,4%, против кори к 2 годам с 93,7% до 99,4%, эпидемического паротита с 74,9% до 98,7%. Среди взрослого населения против дифтерии с 71% до 96,6%, столбняка с 46,3% до 90,7%. Произошел существенный перелом в развитии эпидемии дифтерии, число больных дифтерией в 1999 году в сравнении с 1994 снизился в 60 раз. В течении последних четырех лет в городе не регистрировались случаи кори, столбняка. Благодаря выделению средств мэрией города на приобретение паротитной вакцины для проведения экстренной ревакцинации школьников и учащихся средних специальных учебных заведений удалось сократить продолжительность эпидемического подъема заболеваемости эпидпаротитом в 1998-1999гг., снизить заболеваемость в 2,4 раза. В городе решен вопрос доставки и хранения вакцин с соблюдением правил "холодовой цепи", использования в поликлиниках автоматизированной программы по учету и планированию прививок. Совершенствовалась система эпидемического надзора. Вместе с тем, эпидемическая обстановка в городе по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики остается напряженной. В 1999 году заболеваемость коклюшем в 5,6 раза превысила контрольный уровень, составив 16,9 на 100 тыс., зарегистрировано 777 случаев краснухи, 303 случая эпидпаротита, 226 случаев острого и 242 хронического вирусного гепатита. Из-за неудовлетворительного бюджетного финансирования под угрозой срыва было проведение прививок в школах города из-за недостатка шприцев одноразового использования. Недостаток компьютеров, использование компьютеров старого поколения сдерживает внедрение автоматизированной программы "Прививки" в поликлиниках города. Компьютерный банк прививок создан только на 36,6% детского и 18,2% взрослого населения. Невыполнение вышеуказанных мероприятий не позволяет с учетом современных требований создание единой компьютерной сети, обеспечивающей передачу и сбор информации о проведенных прививках, достоверность отчетов. Требуется продолжить работу по подготовке медицинских кадров по вопросам вакцинопрофилактики. Проблема борьбы с краснухой, вирусным гепатитом В требует участия в ее решении мэрии города и муниципальных образований в части финансирования на закупку вакцин против этих инфекций. Необходимость государственной поддержки мер борьбы с инфекционными болезнями возрастает в связи со сложным социально-экономическим положением, падением жизненного уровня и ухудшением состояния здоровья населения, и, в первую очередь, подрастающего поколения. Для выполнения профилактических мероприятий необходимо привлечение финансовых средств из городского бюджета и внебюджетных источников. 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы "Вакцинопрофилактика на 2001-2005 годы". 2.1. Основными целями Программы являются: На первом этапе (2001 год) - достижение на территории города охвата вакцинацией не менее 96% детей в возрасте к 12 месяцам жизни против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, к 24 месяцам жизни против кори, эпидемического паротита, проведение активной иммунизации против вирусного гепатита новорожденных детей и групп риска; - проведение ревакцинации против эпидемического паротита среди школьников, подростков ПТУ, средних и высших учебных заведений; - достижение охвата иммунизацией взрослых против дифтерии и столбняка не менее 95% и не менее 70% охвата медицинских работников из групп риска во всех лечебно-профилактических учреждениях города прививками против гепатита В. - предупреждение летальных случаев от дифтерии; - внедрение в детских и взрослых поликлиниках автоматизированного учета и планирования профилактических прививок. На втором этапе (2002- 2005 годы) - приступить к плановой иммунизации детей против краснухи, вирусного гепатита В. - снижение заболеваемости дифтерией, корью, столбняком до спорадических случаев, заболеваемости коклюшем не более 3, эпидемическим паротитом до 5 на 100 тыс. населения, вирусным гепатитом В до 10 на 100 тыс., предупреждение профессиональных заражений вирусным гепатитом В. - завершение автоматизированного учета и планирования прививок в детских и взрослых поликлиниках. 2.2. Основными задачами Программы являются: - поддержание высокого (не менее 95-96%) охвата профилактическими прививками детей и взрослых в рамках национального календаря; - обеспечение выполнения санитарных правил хранения и транспортировки вакцин по соблюдению "холодовой цепи"; - совершенствование современной системы эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики; - подготовка кадров медицинских работников, отвечающих за выполнение Федерального Закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"; Реализация указанных задач позволит в значительной степени улучшить в 2001-2005 годах эпидемическую обстановку в городе по управляемым инфекциям и состояние здоровья населения. 3. Основными мероприятиями Программы являются: 3.1. организационно-методическое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики; 3.2 развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики; 3.3. совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий; 3.4. создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин; 3.5. укрепление и совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих проведение специфической профилактики; 3.6. подготовка кадров руководителей и медицинских работников, отвечающих за вакцинопрофилактику. 4. Ресурсное обеспечение Программы. Объемы и источники финансирования. Всего в том числе 2001-2005 2001 год 2002 - 2005 гг. годы (прогноз) (прогноз) Всего 26160,9 3648,5 22512,4 в т.ч.: 13000,0 800,0 12200,0 - федеральный бюджет - областной бюджет 900,0 190,0 710,0 - городской бюджет 10740,9 2354,5 8386,4 - средства 1520,0 304,0 1216,0 территориального фонда обязательного медицинского страхования 5. Механизм реализации Программы. Механизм реализации Программы определяется по аналогии с областной Программой ее государственным заказом. Государственным заказчиком работ по программе на городском уровне является мэрия в лице управления здравоохранения. К участию в реализации Программы привлекаются муниципальные, ведомственные учреждения здравоохранения и центр госсанэпиднадзора в городе. Механизм реализации Программы включает в себя: - организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных Программой работ; - методические и информационные мероприятия. Механизм реализации Программы предусматривает обеспечение заложенного в ней соотношения по долевому участию различных источников финансирования на основе бюджетных средств (федеральных, областных, муниципальных). 6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации. Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляет вице-мэр, председатель комитета по социальным вопросам Янковская Г.С. Управление здравоохранения, городской центр госсанэпиднадзора подготавливает и представляет в установленном порядке информацию о ходе выполнения Программы и использования средств городского бюджета. 7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы. Мероприятия Программы направлены на решение медико-социальных и экономических вопросов. Реализация Программы позволит добиться в городе стабильного охвата профилактическими прививками детского населения в пределах 96%, взрослого населения - 95%. Внедрить в практику здравоохранения новые вакцины против краснухи, вирусного гепатита В. Использование современных методов, в том числе экспресс-методов диагностики кори, краснухи, коклюша, эпидемического паротита, вирусного гепатита В позволит обеспечить раннюю и качественную диагностику этих заболеваний, своевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий. В результате будут решены проблемы ликвидации полиомиелита, врожденной краснухи, профессиональных заражений вирусным гепатитом В, снижения до единичных случаев заболеваемости дифтерией, корью, коклюшем до уровня 3 на 100 тыс. населения, эпидемическим паротитом до уровня 5 на 100 тыс. населения, вирусным гепатитом В до 10 на 100 тыс. населения. Реализация Программы позволит также снизить смертность от инфекционных заболеваний, предупредить возникновение инвалидности у детей, расширить возможности эпидемического надзора за детскими инфекциями, создать прочный коллективный иммунитет к управляемым инфекциям. Объем и источники финансирования по направлениям (тыс. рублей) № Наименование мероприятий Всего В том числе по Источник Ответственный п/п 2001-2005 годам: финансирования исполнитель годы (прогноз) 2001 2002- 2005 (прогно з) 1 2 3 4 5 6 7 1. Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий: 1.1. Подготовка и распространение 2,3 0,3 2,0 Городской Управление оперативной эпидемиологической бюджет здравоохранения информации, информационных бюллетеней, мэрии аналитических обзоров Центр эпидемиологической обстановки, госсанэпиднад прививочной работы зора в городе 1.2. Обеспечение серологического мониторинга 5,2 - 5,2 Городской ЛПУ за состоянием коллективного иммунитета бюджет Центр госсанэпиднад зора в городе 1.3. Обеспечение стандартного подхода 1520,0 304,0 1216,0 Территориаль Лечебно- установления диагнозов инфекционных ный фонд профилактичес заболеваний, управляемых средствами обязательного кие иммунопрофилактики, в т.ч. вирусного учреждения гепатита В (острый и хронический) медицинского страхования Всего 1527,5 304,3 1223,2 2. Создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин 2.1. Получение, транспортировка, хранение 216,0 43,2 172,8 Городской Управление вакцин в ЦГСЭН, доставка препаратов в бюджет здравоохранения лечебно-профилактические учреждения мэрии 2.2. Доставка вакцин от лечебно- 96,0 19,2 76,8 Смета Главы профилактических до медицинских расходов районных кабинетов школ, дошкольных учреждений, районных администраций здравпунктов администраций Главные врачи ЛПУ 2.3. Оснащение лечебно-профилактических 34,1 97,3 учреждений, медицинских кабинетов школ, дошкольных учреждений, здравпунктов:131,4 холодильным оборудованием (23 шт.) 115,0 30,0 85,0 Смета Главы расходов районных районных администраций администраций Главные врачи ЛПУ термоконтейнерами (8 штук большой 6,4 1,6 4,8 Смета Главы емкости) расходов районных районных администраций администраций Главные врачи ЛПУ термоконтейнерами 1Л х 40 шт. 10,0 2,5 7,5 Смета Главы расходов районных районных администраций администраций Главные врачи ЛПУ Всего: 443,4 96,5 346,9 3. Укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих проведение специфической профилактики: 3.1. Приобретение компьютеров для внедрения 500,0 125,0 375,0 Смета Главы автоматизированной программы "Прививки" расходов районных (20 комп.) районных администраций администраций Главные врачи ЛПУ 3.2. Создание единой компьютерной сети по 1000,0 50,0 950,0 Городской Управление учету, планированию прививок, бюджет здравоохранения информационно-аналитической системы мэрии эпиднадзора за инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики 3.3. Бесперебойное снабжение вакцинами и 13000,0 800,0 12200,0 Федеральный Управление анатоксинами бюджет здравоохранения мэрии Центр госсанэпиднад зора в городе 3.4. приобретение вакцин: - против краснухи для вакцинации 126,0 25,0 101,0 Городской Управление девочек 12 лет бюджет здравоохранения (3100 чел. в год) мэрия - против гепатита В, для вакцинации 6700,0 1440,0 5260,0 Городской Управление детей10 лет бюджет здравоохранен (4500 чел. в год) ия мэрии - против эпидпаротита, ревакцинация 241,5 241,5 - Городской Управление школьников и учащихся 1-2 средних и бюджет здравоохранения высших учебных заведений мэрии (21000 чел. в год) 3.5. Бесперебойное снабжение кабинетов 1560,0 342,0 1218,0 Смета Главы иммунопрофилактики одноразовыми расходов районных шприцами районных администраций администраций Главные врачи ЛПУ 3.6 Обеспечение кабинетов 93,5 20,5 73,0 Смета Главы иммунопрофилактики ватой, спиртом для расходов районных проведения профилактических прививок районных администраций администраций Главные врачи ЛПУ 3.7. Обеспечение населения города 900,0 190,0 710,0 Областной Управление прививочными сертификатами бюджет здравоохранения мэрии 3.8. Обеспечение кабинетов 24,0 5,0 19,0 Смета Главы иммунопрофилактики учетными формами 63 расходов районных (120000 ф.) районных администраций администраций Главные врачи ЛПУ Всего: 24145,0 3239,0 4. Обучение работников кабинетов 45,0 8,7 36,3 Смета Главы иммунопрофилактики работе с АРМ расходов районных "Прививки" районных администраций администраций Главные врачи ЛПУ Итого: 26160,9 3648,5 22512,4