Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград"

                      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
             Городской Совет депутатов Калининграда
                        (третьего созыва)


                             Решение


от 15 октября 2003 года               N 390
г.Калининград


О принятии во втором чтении
Положения "О порядке
прекращения и ограничения
прав на земельные участки"


  Заслушав и обсудив информацию председателя комиссии по  земельным
ресурсам и рекламе Пятикопа А.И., городской Совет


                           Р Е Ш И Л:


  1.  Принять  во  втором чтении Положение "О порядке прекращения и
ограничения прав на земельные участки" (Приложение).
  2.  Контроль  за  исполнением  решения  возложить  на комиссию по
земельным ресурсам и рекламе (Пятикоп А.И.).



Председатель городского Совета
депутатов Калининграда                                   Е.В. Ган



                                                       Приложение
                                             к решению городского
                                    Совета депутатов Калининграда
                                      N 390 от 15 октября 2003 г.


   Порядок прекращения и ограничения прав на земельные участки



   1. Общие положения.
   1.1.   Настоящий   "Порядок"   разработан   в   соответствии   с
Конституцией  РФ,  Земельным  кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ,
Градостроительным  кодексом  РФ,  Федеральным  законом  "Об   общих
принципах  организации   местного   самоуправления   в   Российской
Федерации",   Законом   Калининградской   области    "О    правовом
регулировании  земельных  отношений  на  территории Калининградской
области",  Уставом  города  Калининграда,  другими законодательными
актами  Российской  Федерации  и Калининградской области и подлежит
обязательному  выполнению  всеми  субъектами  земельных отношений в
г.Калининграде.
  1.2.  Настоящий  "Порядок"  регулирует  процедуру  ограничения  и
прекращения  прав  на  земельные  участки и распространяется на все
земли  в  пределах  городской  черты,  а  также  на  другие  земли,
переданные в ведение органов городского самоуправления.
  Земельные   участки  на  территории  города  могут  находиться  в
пожизненном   наследуемом   владении,    бессрочном    (постоянном)
пользовании, безвозмездном срочном пользовании, в аренде,  частной,
государственной, муниципальной и иной форме собственности.
  2. Ограничение прав на землю.
  2.1.  Права  на  землю  могут  быть  ограничены  по   основаниям,
установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
  2.2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
  1)  особые  условия  использования  земельных  участков  и  режим
хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе  животного
и  растительного  мира,  памятников  природы,  истории  и культуры,
археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы;
  3) условия начала и завершения застройки или освоения  земельного
участка  в  течение  установленных  сроков  по   согласованному   в
установленном    порядке    с     управлением     архитектуры     и
градостроительства  мэрии  (далее  -  УАиГ) проекту, строительства,
ремонта или содержания автомобильной дороги (участка  автомобильной
дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в
муниципальной собственности;
  4)  иные  ограничения использования земельных участков в случаях,
установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
  2.3.   Ограничения   прав   на   землю   устанавливаются   актами
исполнительных органов государственной власти, постановлением  мэра
города или решением суда бессрочно или на определенный срок.
  2.4.  Ограничения  прав  на  землю сохраняются при переходе права
собственности на земельный участок к другому лицу.
  2.5.  Проект  постановления мэра с установлением ограничений прав
на землю готовится в УАиГ.
  2.6.  Ограничение  прав   на   землю   подлежит   государственной
регистрации  в  порядке,  установленном  Федеральным   законом   "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним".
  2.7.  Ограничение  прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи
права ограничены, в судебном порядке.
  3. Прекращение прав на земельные участки.
  3.1.  Основания  прекращения  права  собственности  на  земельный
участок:
  1)  добровольный  отказ  собственника  от  права собственности на
земельный участок (его части);
  2) отчуждение собственником своего земельного участка (его части)
другим лицам;
  3)  выкуп  земельного участка (его части) для государственных или
муниципальных нужд;
  4)  изъятие  земельного  участка  ввиду  его  неиспользования для
жилищного  и  иного  строительства в указанных целях в течение трех
лет,  если  более  длительный  срок  не  установлен   законом,   за
исключением времени, необходимого для освоения земельного  участка,
а  также  времени, в течение которого земельный участок не мог быть
использован  по  назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных
обстоятельств, исключающих такое использование;
  5)  использование  земельного участка не в соответствии с целевым
назначением;
  6) использование земельного участка способами, которые приводят к
значительному ухудшению экологической обстановки;
  7)  реквизиция  земельного  участка  в  случаях,  предусмотренных
действующим законодательством;
  8)  конфискация  земельного  участка  в  случаях, предусмотренных
действующим законодательством;
  9)  ликвидация  юридического  лица  -   собственника   земельного
участка;
  10) смерть гражданина - собственника земельного участка.
  3.2.  Основания  прекращения  права   постоянного   (бессрочного)
пользования  земельным  участком,  права  пожизненного наследуемого
владения земельным участком:
  1) добровольный отказ от земельного участка;
  2)  использование  земельного  участка  не  в  соответствии с его
целевым  назначением  и  принадлежностью  к  той или иной категории
земель, установленных Земельным Кодексом РФ;
  3) использование земельного участка способами, которые приводят к
значительному ухудшению экологической обстановки;
  4)  неустранении   совершенных   умышлено   следующих   земельных
правонарушений:
  -  отравление,  загрязнение,  порча  или уничтожение плодородного
слоя  почвы  вследствие  нарушения  правил обращения с удобрениями,
стимуляторами  роста  растений,  ядохимикатами  и  иными   опасными
химическими  или  биологическими  веществами   при   их   хранении,
использовании  и  транспортировке,  повлекшие  за  собой причинение
вреда здоровью человека или окружающей среде;
  -  нарушение  установленного нормами Земельного Кодекса РФ режима
использования земель особо охраняемых природных территорий,  земель
природоохранного,      рекреационного      назначения,       земель
историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель
с  особыми  условиями  использования,  а также земель, подвергшихся
радиоактивному загрязнению;
  -  систематическое  невыполнение  обязательных   мероприятий   по
улучшению  земель,  охране  почв  от  ветровой,  водной  эрозии   и
предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
  - систематическая неуплата земельного налога;
  5)  изъятие  земельного  участка  ввиду  его  неиспользования для
жилищного  и  иного  строительства в указанных целях в течение трех
лет,  если  более  длительный  срок  не  установлен   законом,   за
исключением времени, необходимого для освоения земельного  участка,
а  также  времени, в течение которого земельный участок не мог быть
использован  по  назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных
обстоятельств, исключающих такое использование;
  6)   изъятие   земельного   участка   для   государственных   или
муниципальных нужд;
  7)  реквизиция  земельного  участка  в  случаях,  предусмотренных
действующим законодательством;
  8) смерть гражданина - землепользователя (землевладельца);
  9) ликвидация юридического лица - землепользователя.
  Решения  о  прекращении  прав  на  земельные  участки  в случаях,
предусмотренных подпунктами 2-7 пункта 3.2, принимается судом.
  3.3. Основания прекращения аренды земельного участка:
  1) по взаимному соглашению сторон;
  2) по истечении срока договора аренды земельного участка;
  3) в случае смерти гражданина - арендодателя земельного  участка,
при отсутствии его наследников, если иное не предусмотрено  законом
или договором;
  4)  в  случае  смерти гражданина - арендатора земельного участка,
при отсутствии его наследников, если иное не предусмотрено  законом
или договором;
  5)  при  ликвидации  юридического  лица,  являющегося арендатором
земельного участка;
  6) в случае выкупа земельного участка арендатором;
  7) при добровольном отказе от арендованного земельного участка;
  8) в случаях предусмотренных договором аренды;
  9) не внесении арендной платы более двух раз подряд по  истечении
установленного договором аренды срока платежа;
  10) при существенном нарушении договора аренды одной из сторон;
  11)  использование  земельного  участка  не  в соответствии с его
целевым  назначением  и  принадлежностью  к  той или иной категории
земель, установленных Земельным Кодексом РФ;
  12) использование земельного участка способами, которые  приводят
к значительному ухудшению экологической обстановки;
  13) неустранения совершенного умышлено земельного правонарушения,
выражающегося  в  отравлении,  загрязнении,  порче  или уничтожении
плодородного  слоя  почвы  вследствие  нарушения правил обращения с
удобрениями,  стимуляторами  роста  растений, ядохимикатами и иными
опасными химическими или биологическими веществами при их хранении,
использовании  и  транспортировке,  повлекшие  за  собой причинение
вреда здоровью человека или окружающей среде;
  14)  изъятие  земельного  участка  ввиду  его неиспользования для
жилищного  и  иного  строительства в указанных целях в течение трех
лет,  если  более  длительный  срок  не  установлен   законом   или
договором,  за  исключением  времени,  необходимого  для   освоения
земельного  участка,  а также времени, в течение которого земельный
участок  не  мог  быть  использован  по  назначению из-за стихийных
бедствий  или   ввиду   иных   обстоятельств,   исключающих   такое
использование;
  15)  изъятие   земельного   участка   для   государственных   или
муниципальных нужд;
  16)  реквизиция  земельного  участка  в  случаях, предусмотренных
действующим законодательством.
  Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным  в
подпункте  12  пункта   3.3,   не   допускается   в   установленных
федеральными законами случаях.
  Договор аренды земельного участка может быть расторгнут судом  по
требованию арендодателя в случаях предусмотренных подпунктами  8-15
п. 3.3.
  При аренде земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, досрочное расторжение договора  аренды
земельного  участка,  заключенного  на  срок более чем пять лет, по
требованию арендодателя, возможно только на основании решения  суда
при  существенном  нарушении договора аренды земельного участка его
арендатором.
  Договор аренды земельного участка может быть расторгнут судом  по
требованию арендатора в случае, когда арендодатель:
  - не предоставляет земельный участок для использования;
  - создает препятствия в использовании земельного участка;
  -  земельный  участок  по  своим  характеристикам  не  может быть
использован в целях, для которых он предоставлен;
  - по другим основаниям, предусмотренным договором.
  3.4.  Основания   прекращения   права   безвозмездного   срочного
пользования земельным участком:
  1)  по  истечении  срока,  на  который  земельный   участок   был
предоставлен;
  2) по взаимному соглашению сторон;
  3) добровольный отказ от земельного участка;
  4)  использование  земельного  участка  не  в  соответствии с его
целевым  назначением  и  принадлежностью  к  той или иной категории
земель, установленных Земельным Кодексом РФ;
  5) использование земельного участка способами, которые приводят к
значительному ухудшению экологической обстановки;
  6)  неустранении   совершенных   умышлено   следующих   земельных
правонарушений:
  -  отравление,  загрязнение,  порча  или уничтожение плодородного
слоя  почвы  вследствие  нарушения  правил обращения с удобрениями,
стимуляторами  роста  растений,  ядохимикатами  и  иными   опасными
химическими  или  биологическими  веществами   при   их   хранении,
использовании  и  транспортировке,  повлекшие  за  собой причинение
вреда здоровью человека или окружающей среде;
  -  нарушение  установленного нормами Земельного Кодекса РФ режима
использования земель особо охраняемых природных территорий,  земель
природоохранного,      рекреационного      назначения,       земель
историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель
с  особыми  условиями  использования,  а также земель, подвергшихся
радиоактивному загрязнению;
  -  систематическое  невыполнение  обязательных   мероприятий   по
улучшению  земель,  охране  почв  от  ветровой,  водной  эрозии   и
предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
  - систематическая неуплата земельного налога;
  7)  изъятие  земельного  участка  ввиду  его  неиспользования для
жилищного  и  иного  строительства в указанных целях в течение трех
лет,  если  более  длительный  срок  не  установлен   законом,   за
исключением времени, необходимого для освоения земельного  участка,
а  также  времени, в течение которого земельный участок не мог быть
использован  по  назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных
обстоятельств, исключающих такое использование;
  8)   изъятие   земельного   участка   для   государственных   или
муниципальных нужд;
  9)  реквизиция  земельного  участка  в  случаях,  предусмотренных
действующим законодательством;
  10) в случае смерти гражданина, которому участок был предоставлен
по договору временного (срочного) пользования земельным участком  и
отсутствия наследников, желающих воспользоваться правом пользования
на оставшийся срок действия договора, если договором не установлено
иное;
  11) в случае смерти гражданина - собственника земельного участка,
предоставленного во временное (срочное) пользование, если договором
не установлено иное;
  12)  в  случае  ликвидации  юридического  лица   -   собственника
земельного  участка,  предоставленного   во   временное   (срочное)
пользование;
  13)  в  случае  ликвидации  юридического лица, которому земельный
участок был предоставлен во временное (срочное) пользование.
  3.5. Основания прекращения права пользования служебным наделом:
  1) при добровольном отказе от земельного участка;
  2)  при  прекращении  работником  трудовых  отношений,  в связи с
которыми был предоставлен служебный земельный надел, за исключением
прекращения  трудовых  отношений  при  переходе  его  на  пенсию по
старости или инвалидности;
  3)  использование  земельного  участка  не  в  соответствии с его
целевым  назначением  и  принадлежностью  к  той или иной категории
земель, установленных Земельным Кодексом РФ;
  4) использование земельного участка способами, которые приводят к
значительному ухудшению экологической обстановки;
  5)  изъятие  земельного  участка  ввиду  его  неиспользования для
жилищного  и  иного  строительства в указанных целях в течение трех
лет,  если  более  длительный  срок  не  установлен   законом,   за
исключением времени, необходимого для освоения земельного  участка,
а  также  времени, в течение которого земельный участок не мог быть
использован  по  назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных
обстоятельств, исключающих такое использование;
  6) при прекращении прав на служебный земельный надел членов семьи
работника, предусмотренных подпунктами 1,2,3 абзаца 2 пункта 3.5.
  Право  пользования  служебным  земельным  наделом при прекращении
трудовых отношений сохраняется за одним из членов семьи работника в
следующих случаях:
  1) призыва работника на действительную срочную военную службу или
альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
  2)  поступления  работника  на  учебу,  на  весь  срок обучения в
образовательном учреждении;
  3) гибели работника в связи с исполнением служебных обязанностей:
для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей - пожизненно,
а для детей работника - до их совершеннолетия.
  3.6. Основания прекращения сервитута земельного участка:
  1) отпадения оснований, по которым он был установлен;
  2) невозможности использования земельного участка в  соответствии
с его назначением;
  3) отсутствия общественных нужд (для публичного сервитута), путем
принятия  органом,  установившим публичный сервитут, акта об отмене
сервитута.
  При  несогласии  лица,  в  интересах  которого   был   установлен
сервитут, добровольно отказаться от сервитута в случаях,  указанных
в подпунктах 1-3 пункта 3.6, спор решается в судебном порядке.
  3.7.  Порядок  прекращения  прав   на   земельный   участок   при
добровольном отказе.
  Прекращение прав на земельный участок при добровольном отказе  от
него  осуществляется  по заявлению собственника земельного участка,
землевладельца,  землепользователя,  арендатора  земельного участка
(при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности), направленного в мэрию г.Калининграда.
  Добровольный  отказ  от  земельного участка, находящегося в общей
собственности  лиц,  осуществляется  с  учетом  норм  гражданского,
семейного и иного законодательства.
  Не  допускается  добровольный  отказ   от   земельного   участка,
переданного в залог, а также если собственником земельного участка,
землевладельцем, землепользователем, арендатором не были  выполнены
обязательства  в  отношении  третьих лиц, которые являлись условием
предоставления земельного участка.
  Отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный
участок  (подача  заявления  об  отказе в мэрию г. Калининграда) не
влечет за собой прекращения соответствующего права.
  При  отказе  лица  от  права  собственности  на земельный участок
Комитет муниципального имущества обращается в Учреждение юстиции по
регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним  по
Калининградской  области  с  заявлением  о   постановке   на   учет
бесхозяйного  земельного  участка.  По  истечении   года   со   дня
постановки  земельного  участка  на  учёт  Комитет   муниципального
имущества  может  обратиться  в суд с требованием о признании права
муниципальной собственности на участок.
  При  отказе  лица  от  права  пожизненного наследуемого владения,
права  постоянного  (бессрочного)  пользования  земельным участком,
права  аренды  земельного  участка  (если  иной порядок расторжения
договора аренды при добровольном отказе от арендованного земельного
участка  не  определен самим договором аренды) управление земельных
отношений  Комитета  муниципального  имущества  (далее  -  УЗО КМИ)
готовит проект постановления мэра о прекращении указанного права на
земельный  участок.  УЗО КМИ направляет заявление о государственной
регистрации  прекращения  права  на земельный участок с приложением
акта   в   орган,   осуществивший    государственную    регистрацию
соответствующего  права  на  земельный  участок.  После прекращения
права  земельный  участок  переходит  в   распоряжение   мэрии   г.
Калининграда.
  До  принятия  постановления мэра о прекращении права на земельный
участок  заявитель  вправе  отозвать  свое  заявление  об отказе от
участка. Принятое постановление может быть оспорено в суде.
  3.8. Порядок прекращения прав на служебный земельный надел.
  Прекращение  права  на  служебный  надел   оформляется   решением
администрации предприятия, учреждения, организации,  предоставившей
такой  служебный  надел  в  пользование  или  их  правопреемника  в
соответствии с действующим законодательством.
  3.9.  Принудительное  прекращение права пожизненного наследуемого
владения  земельным  участком,  права   постоянного   (бессрочного)
пользования  земельным  участком,  права  безвозмездного   срочного
пользования  земельным  участком   в   случае   его   ненадлежащего
использования осуществляется в следующем порядке:
  3.9.1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого
владения  земельным  участком,  право   постоянного   (бессрочного)
пользования  земельным  участком,  право  безвозмездного   срочного
пользования   земельным   участком   осуществляется   при   условии
неустранения фактов ненадлежащего использования земельного  участка
после наложения административного взыскания в виде штрафа.
  3.9.2. Мэрия г.Калининграда на основании материалов о прекращении
права  на  земельный  участок ввиду его ненадлежащего использования
направленного уполномоченным исполнительным органом государственной
власти  по  осуществлению  государственного   земельного   контроля
направляет  в  суд  заявление  о  прекращении  права  на  земельный
участок.  По  истечении  десятидневного  срока  с  момента принятия
решения  суда  о  прекращении  права  на  земельный участок УЗО КМИ
направляет  заявление  о  государственной  регистрации  прекращения
права на земельный участок с приложением акта в Учреждение  юстиции
по  регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  и сделок с ним по
Калининградской области.
  3.9.3. Мэрия г.Калининграда имеет право по собственной инициативе
поставить  в  известность   уполномоченный   исполнительный   орган
государственной власти по осуществлению государственного земельного
контроля  о  фактах  ненадлежащего использования земельного участка
для принятия соответствующих мер в отношении виновного лица.
  3.10. Принудительное прекращение права аренды земельного  участка
мэрией г.Калининграда осуществляется в следующем порядке:
  В   случае   выявления    мэрией    г.Калининграда,    являющейся
арендодателем  земельного  участка, оснований для прекращения права
аренды  предусмотренных  подпунктами  8-14  пункта 3.3 или в случае
получения  мэрией  г.Калининграда материалов о прекращении права на
земельный   участок   ввиду   его    ненадлежащего    использования
направленного уполномоченным исполнительным органом государственной
власти по осуществлению государственного земельного контроля, мэрия
направляет  арендатору  письменное  предупреждение  о необходимости
исполнения  им  обязательства  с  установлением разумного срока для
такого исполнения.
  В  случае  неисполнения  арендатором  письменного  предупреждения
мэрия  г.Калининграда  направляет  в  суд   исковое   заявление   о
расторжении  договора  аренды  земельного участка. После вступления
решения  суда  о  расторжении  договора аренды земельного участка в
законную  силу  УЗО  КМИ  направляет  заявление  о  государственной
регистрации расторжения договора аренды и прекращении права  аренды
с приложением судебного решения в Учреждение юстиции по регистрации
прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок с ним по Калининградской
области.
  3.11. Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
  Изъятие  земельных  участков  у  собственников,  землевладельцев,
землепользователей   и   арендаторов   для    муниципальных    нужд
производится  в  случаях,  связанных  с  необходимостью  размещения
объектов  муниципального  значения  при отсутствии других вариантов
возможного размещения этих объектов. Решение утверждается городским
Советом депутатов Калининграда.
  Изъятие  земельных  участков  или  их  части  у собственников для
муниципальных  нужд  осуществляется  в порядке выкупа муниципальным
образованием.
  Решение  об  изъятии  земельного  участка для муниципальных нужд,
находящегося  в  собственности,  пожизненно  наследуемом  владении,
постоянном  (бессрочном)  пользовании,   аренде   принимает   мэрия
Калининграда  по  согласованию  с   городским   Советом   депутатов
Калининграда, что является основанием для внесения записей в единый
государственный  реестр  прав  о  прекращении  права  на  земельный
участок.    Собственник    земельного    участка,    землевладелец,
землепользователь, арендатор земельного участка должен быть извещен
о произведенной регистрации.
  Мэрия      Калининграда      информирует      землепользователей,
землевладельцев  и  арендаторов  земельных  участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, законные  интересы
которых  могут  быть  затронуты в результате возможного изъятия для
муниципальных  нужд  находящихся  соответственно в их пользовании и
владении,   в   связи   с   предоставлением   этих   участков   для
строительства. В случае если в целях размещения объектов необходимо
выкупить  земельные  участки  для  муниципальных  нужд  из  земель,
находящихся  в  собственности  граждан  или  юридических лиц, мэрия
Калининграда  информирует  собственников  этих   участков   об   их
возможном выкупе.
  Собственники      земельных       участков,       землевладельцы,
землепользователи, арендаторы земельных участков не позднее чем  за
один  год  до  предстоящего  изъятия,  в  том  числе  путем выкупа,
земельных  участков  должны  быть   уведомлены   об   этом   мэрией
Калининграда. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков
до истечения года со дня получения уведомления допускается только с
согласия  собственников  земельных  участков,   землепользователей,
землевладельцев, арендаторов земельных участков.
  Если    собственник    земельного     участка,     землевладелец,
землепользователь,  арендатор  не  согласен  с  решением об изъятии
земельного участка, либо с собственником не достигнуто соглашение о
выкупной цене или других условиях выкупа, мэрия Калининграда  может
предъявить  иск  в  суд о принудительном изъятии земельного участка
(его  части),  в  том  числе  путем  выкупа.  Такой  иск может быть
предъявлен  в  течении  двух лет с момента направления собственнику
земельного  участка,  землевладельцу, землепользователю, арендатору
участка уведомления, указанного в абзаце 5 данного пункта.
  3.12. Порядок реквизиции и конфискации земельных участков.
  Реквизиция  земельного  участка  осуществляется   уполномоченными
исполнительными  органами  государственной власти по основаниям и в
порядке определяемым Земельным кодексом РФ.
  По  основаниям  и в порядке, предусмотренным федеральным законом,
земельный  участок  может быть безвозмездно изъят у собственника по
решению  суда   в   виде   санкции   за   совершение   преступления
(конфискация).


		


Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1
Официальный сайт www.klgd.ru
+7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru