РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Городской Совет депутатов Калининграда (третьего созыва) Решение от 10 марта 2004 года N 70 г.Калининград Об утверждении Временного порядка обращения с отходами на территории Калининграда Заслушав и обсудив информацию председателя комиссии по градорегулированию, природопользованию и экологии Карпушенко С.П., городской Совет Р Е Ш И Л: 1. Внести дополнение и изменение во Временный порядок учета и отчетности в области обращения с отходами на территории Калининграда, принятый в первом чтении решением городского Совета депутатов Калининграда № 520 от 24.12.03 г. (Приложение № 1). 2. Утвердить Временный порядок обращения с отходами на территории Калининграда (Приложение № 2). 3. Мэрии Калининграда подготовить постановление по реализации Временного порядка обращения с отходами на территории Калининграда. 4. Опубликовать решение в газете "Гражданин". 5. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по градорегулированию, природопользованию и экологии (Карпушенко С.П.). Председатель городского Совета депутатов Калининграда Е.В. Ган Приложение № 1 к решению городского Совета депутатов Калининграда № 70 от 10 марта 2004 г. Дополнение и изменение во Временный порядок учета и отчетности в области обращения с отходами на территории Калининграда, принятый в первом чтении ┌────────────────────┬───────────────────┬────────────────────┐ │ Предыдущая │ Изменение, │ Новая редакция │ │ редакция │ дополнение │ │ ├────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤ │ П.9 предпоследний │После слов │"Один экземпляр │ │ абзац: │"передаются в │остается у │ │ "Один экземпляр │природоохранную │природопользователя,│ │ остается у │службу мэрии" │два передаются в │ │природопользователя,│добавить слова "в │природоохранную │ │ два передаются │срок до 1 февраля" │службу мэрии в срок │ │ в природоохранную │ │до │ │ службу мэрии" │ │1 февраля" │ ├────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤ │ │В тексте слово │ │ │ │"Положение" │ │ │ │заменить на │ │ │ │"порядок" │ │ ├────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤ │ Временный порядок │Исключить слова в │Временный порядок │ │ учета и отчетности │названии Порядка: │обращения с │ │ в области │"учета и │отходами на │ │ обращения с │отчетности в │территории │ │ отходами на │области" │Калининграда │ │ территории │ │ │ │ Калининграда │ │ │ └────────────────────┴───────────────────┴────────────────────┘ Приложение № 2 к решению городского Совета депутатов Калининграда № 70 от 10 марта 2004 г. Временный порядок обращения с отходами на территории Калининграда Существующая система управления твердыми бытовыми и приравненными к ним промышленными отходами в г.Калининграде централизована, с концентрацией основного руководства на городском уровне (комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии). Структурное подразделение мэрии города, занимающееся вопросами охраны окружающей среды на территории города (далее Природоохранная служба мэрии города), ведет учет отходов производства и потребления (далее отходов), учет предприятий-источников образования и предприятий-переработчиков отходов, учет предприятий, занимающихся сбором и транспортировкой отходов. Данный порядок разработан с целью совершенствования системы учета и оценки характеристик отходов производства и потребления для обеспечения управляющих структур города Калининграда информацией, способствующей принятию решений по обращению с отходами: - обоснованию тарифов и платежей за размещение отходов; - организации и осуществления муниципального контроля за деятельностью в области обращения с отходами - разработки муниципальных программ по обращению с отходами - проектированию и строительству объектов размещения, использования и обезвреживания отходов - проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможных при осуществлении обращения с отходами. Настоящий Порядок не применяется к радиоактивным отходам. 1. Общие положения 1.1 Настоящий порядок разработан в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10.01.2002г., Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24.06.98г., Федеральным законом "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.99г., Законом Калининградской области "Об отходах производства и потребления" № 108 от 10.01.1999г., Уставом города Калининграда. 1.2. Порядок является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, проживающими или (и) ведущими хозяйственную деятельность на территории г.Калининграда. 2. Основные понятия: В настоящем Порядке используются следующие понятия: - бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека; -вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; - временное хранение отходов - размещение отходов на территории предприятия до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на другое предприятие, или на объект для длительного хранения или захоронения отходов; -вторичное сырьё - отходы производства и потребления, собранные и подготовленные к повторному использованию; -длительное хранение отходов - размещение отходов, для которых в настоящее время отсутствуют условия использования, обеспечивающее в дальнейшем возможность изъятия отходов с целью переработки; - захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему - использованию, на специализированных объектах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; использование отходов - производство товаров (продукции), выполнение работ, оказание услуг с применением отходов или получение энергии из отходов; - лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок на объектах размещения отходов с учетом экологической ситуации на данной территории; -лицензия - разрешение (право) на осуществление вида деятельности, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; -норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; - опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; -обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; -отходы производства и потребления - товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; -обезвреживание отходов - обработка отходов с целью снижения степени их опасности, в том числе сжигание и обеззараживание; паспорт опасного отхода - документ, удостоверяющий принадлежность отхода к определенному виду, классу опасности, содержащий сведения об их составе; - природопользователи - юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели, которые в процессе своей хозяйственной деятельности образуют отходы и/или осуществляют обращение с ними; -размещение отходов - хранение и захоронение отходов; -хранение отходов - содержание отходов на объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. 3. Порядок обращения с отходами 3.1 Отходы производства и потребления в обязательном порядке подлежат учету, хранению и сдаче на переработку или захоронение в соответствии с государственными нормативными актами и данным Порядком. 3.2 Деятельность по обращению с отходами осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии у них соответствующих лицензий. 3.3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и в установленном порядке утверждают лимиты на их размещение. 3.4. Размещение, захоронение и переработка отходов производится в соответствии с условиями лицензий и в объемах, не превышающих утвержденные лимиты. 3.5. Отходы, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья, не допускаются к захоронению или уничтожению. 4. Организация системы учета и оценки характеристик отходов Мэрия города Калининграда: -организует работы по учету и оценке отходов на территории г.Калининграда. Оценка отходов включает сбор информации о том, кем, сколько и каких отходов производится, какие применяются методы утилизации отходов и какие существуют или могут возникнуть проблемы по их утилизации, а также выработку прогноза объема и состава потока отходов на перспективу; -осуществляет прием сведений от природопользователей по объемам и характеристикам отходов и обо всех операциях по обращению с отходами; -проводит работы по выявлению, обследованию и учету несанкционированных мест размещения отходов; -ведет базу данных по результатам учета и оценки отходов, проводимых на подведомственной территории; - взаимодействует с территориальным органом МПР России, региональным природоохранным органом исполнительной власти и другими организациями по вопросам информационного обмена; -обеспечивает население информацией по вопросам обращения с отходами на подведомственной территории; -контролирует исполнение законодательства в области обращения с отходами и настоящего Порядка на территории г.Калининграда в соответствии с Положением "О муниципальном экологическом контроле в г.Калининграде", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 15.10.2003г. № 384. Природопользователи: - проводят работы по инвентаризации источников образования отходов; - проводят работы по определению класса опасности образующихся отходов; - осуществляют учет и экологическое обследование объектов размещения отходов, находящихся в их собственности или арендуемых; - осуществляют учет объектов обезвреживания/использования отходов; - организуют и осуществляют первичный учет обращения с отходами; - представляют данные по результатам вышеперечисленных работ в природоохранную службу мэрии города, на территории которого осуществляют хозяйственную деятельность. 5. Учет и отчетность при обращении с отходами Учет отходов проводится на всей территории г. Калининграда. Учету подлежат: - природопользователи, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются, размещаются, используются, обезвреживаются, перемещаются отходы; - объекты размещения отходов; - объекты использования и обезвреживания отходов (действующие или находящиеся по различным причинам в резерве); - обращение с отходами (учету подлежат количественные данные по образованию, размещению, использованию, обезвреживанию, приему/передаче отходов). Формы учета отходов (далее - учетные формы) предназначены для сбора сведений об отходах, требующихся для информационного обеспечения органов управления города, в том числе: - "Сведения о природопользователе" - " Перечень образующихся отходов" - "Перечень, физико-химическая характеристика и состав отходов за год" - "Сведения из паспорта опасного отхода" - "Характеристика мест хранения (накопления) отходов, обоснование нормативов предельного накопления отходов" - "Характеристика объекта размещения отходов" В учетные формы вносят сведения обо всех видах отходов производства и потребления, а также о сырье и материалах, в том числе газообразных, находящихся в герметичной таре, потерявших свои потребительские свойства, об отходах, получаемых от других природопользователей на захоронение, хранение, обезвреживание, использование, и о получаемых вторичных продуктах. В учетные формы заносят также сведения об отходах, которые улавливаются или образуются в процессе очистки отходящих газов и сточных вод на соответствующих сооружениях и установках. Порядок и сроки представления учетных форм определяются природоохранной службой мэрии города. Вид и количество учетных форм в соответствии с проектами нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также с учетом профиля хозяйственной деятельности природопользователей, определяются природоохранной службой мэрии города. 6. Учет природопользователей Учет природопользователей проводится с целью получения достоверных данных обо всех источниках образования отходов производства и потребления и реализации основных принципов экономического регулирования обращения с отходами. Учет природопользователей осуществляется органами местного самоуправления, посредством ведения единого реестра природопользователей. К учетным единицам реестра относятся юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели, которые в процессе своей хозяйственной деятельности образуют отходы и/или осуществляют обращение с ними (далее природопользователи). Для формирования и пополнения реестра природопользователей, определяется следующий порядок работы: - формирование первоначальной базы данных природопользователей. - извещение природопользователей о внесении их в реестр природопользователей. - определение природопользователей, осуществляющих плату за размещение отходов. В качестве первоначальной базы следует использовать действующий на территории области реестр природопользователей. Пополнение реестра природопользователей производится природоохранной службой Мэрии города поэтапно с учетом финансовых, кадровых и технических возможностей. Для обеспечения полноты и достоверности данных по учету природопользователей природоохранная служба мэрии города взаимодействует с налоговыми органами, с органами Госкомстата, с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Калининградской области, ФГУ Земельная кадастровая палата по Калининградской области, с Учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Калининградским филиалом ДФГУП "Калининградтехинвентаризация" 7. Учет объектов размещения отходов Учет объектов размещения отходов проводится с целью выявления и оценки состояния объектов и мест хранения и захоронения отходов для последующей разработки природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду. Данные представляют собственники, владельцы, арендаторы объектов размещения отходов. Учет объектов размещения представляет собой: - для природопользователей - инвентаризацию объектов размещения отходов; - для органов местного самоуправления - выявление, обследование и учет несанкционированных мест размещения отходов на подведомственной территории. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится не реже, чем один раз в пять лет. Состав отходов, размещенных на объектах, определяют в аналитических лабораториях, имеющих соответствующую аккредитацию. Выявление и учет несанкционированных мест размещения отходов проводится районными администрациями и мэрией города в первую очередь на: - территории водоохранных зон в городе, зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно - питьевого назначения; - территории, примыкающие к дорогам, проходящим через особо охраняемые территории, лесопарковые зоны, рекреационные зоны. Сроки проведения работ по учету объектов размещения отходов, формы актов - отчетов, дополнительные требования и условия выполнения работ определяются природоохранной службой Мэрии города. Учетные формы по объектам размещения отходов составляются природопользователями в трех экземплярах. Один экземпляр остается на объектах размещения отходов, два передаются в природоохранную службу мэрии города. Данные из принятой формы заносятся в локальную городскую базу данных объектов размещения отходов. Природоохранная служба мэрии города из третьих экземпляров учетных форм природопользователей комплектует и передает информацию по объектам размещения отходов в Управление природо-недропользования и земельных ресурсов администрации Калининградской области для формирования региональной базы данных. 8. Учет объектов использования и обезвреживания отходов Учет объектов использования и обезвреживания отходов проводится для выявления и оценки существующих производственных мощностей, принимающих отходы на переработку, с целью последующей разработки мероприятий по проектированию и строительству новых объектов. Сроки проведения работ по учету объектов использования и обезвреживания отходов, дополнительные требования к проведению работ определяются природоохранной службой мэрии города. Первичный учет объектов использования, обезвреживания осуществляют их собственники, арендаторы (далее природопользователи). Информационными источниками сведений для учета объектов использования и обезвреживания отходов являются: - проектная документация на объект использования и обезвреживания отходов; - технологический регламент, технологические карты; - заключение государственной экологической экспертизы; - заключения специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды; - сертификаты на технологию, оборудование; - технические условия на используемые или обезвреживаемые отходы; - сертификаты на продукцию, полученную из отходов; - заключения органов ЦСЭН; - другая документация по объекту. Учетные формы по объектам использования и обезвреживания отходов составляются природопользователями в трех экземплярах. Один экземпляр остается на объектах использования и обезвреживания отходов, два передаются в природоохранную службу мэрии города до 1 февраля. Данные из принятой формы заносятся в локальную городскую базу данных объектов использования и обезвреживания отходов. Природоохранная служба мэрии города из третьих экземпляров учетных форм комплектует и передает в Управление природонедропользования и земельных ресурсов администрации Калининградской области информацию по объектам использования и обезвреживания отходов для формирования региональной базы данных. 9. Учет обращения с отходами Учет обращения с отходами проводится с целью установления фактических количественных данных по образованию, размещению, использованию, обезвреживанию, приему/передаче отходов производства и потребления на территории города Калининграда. Учет обращения с отходами природопользователи проводят при инвентаризации источников образования отходов. При этом определяются свойства и класс опасности отходов, организуется текущий (первичный) учет образования, размещения, использования, обезвреживания, перемещения отходов. Инвентаризация источников образования отходов представляет собой выявление и систематизацию сведений об отходообразующих процессах, сбор и систематизацию сведений о материалах, изделиях и веществах, перешедших в состояние "отход" при осуществлении хозяйственной деятельности. Инвентаризация источников образования отходов производится с целью учета всех отходов, образующихся у природопользователя, последующей организации первичного учета обращения с отходами, разработки и организации системы раздельного сбора отходов, разработки мероприятий по предотвращению или снижению количества отходов и т.д. Выявление источников образования отходов проводится не реже, чем один раз в пять лет. Сроки инвентаризации могут быть изменены в случае: смены технологического процесса, замены сырья, материалов и т.п., изменения вида деятельности предприятия или какого-либо его подразделения и пр. По результатам инвентаризации образования отходов природопользователь определяет: - перечень отходов, подлежащих текущему учету; - перечень отходов, для которых необходимо провести исследование состава и определить класс опасности. Состав отходов определяется в аккредитованных лабораториях. Класс опасности устанавливается на основании "Критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды", утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. N 511 и федерального классификационного каталога отходов. Организация текущего (первичного) учета отходов производится с использованием результатов инвентаризации источников образования отходов, обследования объектов размещения отходов и объектов использования и обезвреживания отходов. Второй этап учета обращения с отходами представляет собой сбор и обработку данных, полученных по результатам текущего учета отходов, природоохранной службой мэрии города. Сбор сведений по обращению с отходами осуществляется природоохранной службой мэрии города ежегодно. Учетные формы составляются природопользователями в трех экземплярах. Один экземпляр остается у природопользователя, два передаются в природоохранную службу мэрии города до 1 февраля. Данные из принятой формы заносятся в локальную городскую базу данных учета и оценки отходов производства и потребления. Природоохранная служба мэрии города из третьих экземпляров учетных форм комплектует и передает в Управление природонедропользования и земельных ресурсов администрации Калининградской области информацию по учету и оценке отходов производства и потребления для формирования региональной базы данных. 10. Общие требования к выполнению работ При создании системы учета и оценки отходов природоохранная служба мэрии города и природопользователи: -учитывают производственные особенности организаций, осуществляющих обращение с отходами, используют существующие механизмы учета и контроля, а также методы и технические средства для измерений характеристик отходов; -обеспечивают ограниченный порядок доступа к носителям информации по учету отходов на местном и региональном уровнях; -обеспечивают разработку и использование современных научно технических методов для определения характеристик отходов. Природоохранная служба мэрии города принимает меры по обеспечению функционирования системы учета и оценки отходов на базе современных компьютерных технологий и соответствующих программ. Природопользователи принимают меры по оформлению и представлению данных с использованием современных компьютерных технологий и средств связи. Природоохранная служба мэрии города и природопользователи осуществляют сотрудничество в рамках межрегиональных и международных соглашений по вопросам учета и оценки отходов. В целях квалифицированного проведения работ по учету отходов, объектов размещения отходов, объектов использования и обезвреживания отходов природоохранная служба мэрии города организует курсы профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами. На курсах проходят обучение руководители и специалисты предприятий и организаций города, мэрии г.Калининграда, администраций районов города, ответственные за принятие хозяйственных решений и выполнение требований по охране окружающей среды.