Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград" Прокурор Центрального района г. Калининграда разъясняет |
Прокурор Центрального района г. Калининграда разъясняет
Правонарушения в сфере миграционных отношений влекут как административную, так и уголовную ответственность.
Глава 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации. К содержащимся в названной главе составам административных правонарушений в сфере нелегальной миграции можно отнести: нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1 КоАП РФ), нарушение пограничного режима в пограничной зоне, в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации (ст.ст. 18.2, 18.3 КоАП РФ), нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4 КоАП РФ), нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18.9 КоАП РФ). На практике к наиболее распространенным правонарушениям рассматриваемой категории относится состав, предусмотренный ст. 18.8 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ выражается в одном из следующих действий (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ. Перечисленные правила и требования определены Федеральными законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также рядом подзаконных правовых актов. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ выражается в нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившемся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий. Цель поездки иностранного гражданина указывается в визе в соответствии с перечнем целей поездок, используемым при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Следует учитывать, что несоблюдение иностранным гражданином требований миграционного законодательства в ряде случаев влечет ответственность лиц, принявших на себя обязательства по их приглашению, дальнейшему трудоустройству и т.д. Так, ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ определяет ответственность должностных, юридических лиц, а также граждан, за нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Объективная сторона указанного правонарушения выражается в нарушении приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства, либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы. В соответствии с ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ непринятие мер по обеспечению в установленном порядке своевременного выезда иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания влечет ответственность для граждан России, пригласивших иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившими им жилое помещение. Частями 3-6 ст. 18.9 КоАП РФ также установлена административная ответственность за отдельные нарушения принимающей стороной требований миграционного законодательства: несоблюдение установленного порядка предоставления жилого помещения или транспортного средства иностранному гражданину, неисполнением обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, непринятием приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина и т.д. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Не уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. В качестве основного вида наказания за данные правонарушения выступает, как правило, административный штраф, максимальный размер которого достигает 800 000 рублей. Вместе с тем, санкциями ч.ч. 1, 2 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации, которое в силу ч.2 ст. 3.3 КоАП РФ может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Административное выдворение является одним из эффективных видов наказания. Несвоевременное уведомление юридическим лицом миграционной службы о досрочном расторжении трудового договора с иностранным гражданином образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Санкция ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Следует отметить, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой- либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц Прокурор района старший советник юстиции К.В. Воронцов |
Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1 Официальный сайт www.klgd.ru +7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru |