В настоящее время полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора в Российской Федерации наделены три органа государственной власти: Росприроднадзор, Россельхознадзор и Росреестр.
Органом, осуществляющим государственный земельный надзор за земельными участками, как объектами гражданских прав, на территории нашего региона является Управление Росреестра по Калининградской области.
К компетенции Управления отнесены вопросы недопущения самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на землю, использования земель по целевому назначению, использования в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества. С 2015 года Управление наделено также полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Государственный земельный надзор осуществляется Управлением посредством проведения плановых и внеплановых проверок, административных обследований объектов земельных отношений, рассмотрения актов органов муниципального земельного контроля, принятия мер административного воздействия при обнаружении события (состава) административного правонарушения.
В 2015 году Управлением проведено 2330 проверок соблюдения земельного законодательства и 815 административных обследований. За 5 месяцев 2016 года – 852 проверки и 655 административных обследований.
При проведении надзорных мероприятий государственными инспекторами выявлено 1348 нарушений земельного законодательства в 2015 году и 791 нарушение в период с января по май 2016 года.
Основным видом нарушений, выявляемых инспекторами, является самовольное занятие земель или использование земельных участков лицами, не имеющими оформленных прав на землю – 58% от всех выявленных нарушений. На втором месте – использование земель не по целевому назначению, не в соответствии с видом разрешенного использования, и неиспользование земельных участков в соответствии с целями, для которых они предоставлены – 39%.
В случае выявления при проведении проверок нарушений земельного законодательства лицам, нарушившим закон, выдаются обязательные для исполнения предписания, исполнение которых контролируется вплоть до устранения нарушения. В 2015 году инспекторами выдано 1386 предписаний, за 5 месяцев текущего года – 404.
В марте 2015 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения. Штрафы за нарушение земельного законодательства существенно увеличились. Кроме того, изменился механизм расчета суммы штрафа – теперь штраф исчисляется в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельного участка (части земельного участка), используемого с нарушением закона.
Так, за самовольное занятие земельного участка либо использование земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на землю предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для граждан, от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За использование земельного участка не по целевому назначению нарушителю-гражданину придется уплатить в доход государства штраф в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб., должностному лицу (индивидуальному предпринимателю) – от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб., юридическому лицу – от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.
Неиспользование в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества влечет наложение штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. на граждан, от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. – на юридических лиц.
Неисполнение предписания государственного инспектора об устранении нарушения земельного законодательства также является административно наказуемым деянием. За совершение данного правонарушения для граждан установлена ответственность в виде штрафа в размере от 10 тыс. руб. до 20 ты. руб. (повторно – от 30 до 50 тыс. руб.), для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (повторно – от 70 до 100 тыс. руб.), для юридических лиц – от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. (повторно – от 200 до 300 тыс. руб.)
Таким образом, очевидно, что нарушать земельное законодательство в настоящее время невыгодно.
Уклонение от проведения проверки (воспрепятствование деятельности государственного инспектора) на сегодняшний день стало бессмысленным. Уклонение от проверки либо намеренный срыв проверки, воспрепятствование деятельности государственного инспектора – это также административно наказуемое деяние. Административная ответственность установлена статьей 19.4.1 КоАП РФ. Более того, с введением института административного обследования объектов земельных отношений, когда обследование земельного участка проводится без контакта с правообладателем земельного участка, как дистанционно, так и с выездом в место нахождения объекта, уклониться от проведения проверки субъекту стало практически невозможно. Если выездная проверка по каким-либо причинам не состоялась, нарушение (при его наличии) будет выявлено посредством проведения административного обследования с последующим проведением внеплановой документарной проверки. К нарушителю также будут применены меры административного воздействия и выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства.
Во избежание негативных последствий в виде штрафных санкций, размеры которых на сегодняшний день существенны, Управление рекомендует собственникам (арендаторам и иным землепользователям) заняться самоконтролем, а именно:
- проверить наличие правоустанавливающих документов на используемый земельный участок (договора купли-продажи, аренды или иного правового акта, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке). Если земельный участок используется по договору аренды, не стоит забывать о своевременном продлении в установленном порядке сроков аренды. Договоры аренды со сроком действия более одного года при этом подлежат обязательной государственной регистрации в территориальном органе Росреестра;
- удостовериться, что земельный участок используется в соответствии с целями, для которых он предоставлен. Разрешенный вид использования земельного участка указывается в правоустанавливающем документе на землю и кадастровой выписке на земельный участок. Фактически земельный участок должен использоваться в соответствии с разрешенным видом использования;
- проверить, используется ли земельный участок в установленных границах, а площадь фактического землепользования соответствует площади, указанной в правоустанавливающем документе.
Особенно следует задуматься собственникам (арендаторам, землепользователям) земельных участков, предназначенных для строительства, в том числе индивидуального жилищного, а также владельцам садовых и огородных земельных участков, забросивших их или не приступивших к освоению. Необходимо помнить, что садовый или огородный земельный участок должен быть освоен в течение трех лет со дня возникновения права на него. На земельный участок, предназначенный для целей строительства, за три года хотя бы должно быть получено разрешение на строительство.
Отдел государственного земельного надзора
Управления Росреестра по Калининградской области