Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Ответственность за финансирование антироссийской деятельности

03.02.2025

Ответственность за финансирование антироссийской деятельности

Во все времена для такой подрывной работы против нас использовались разного рода агитаторы, провокаторы и деструктивные учреждения под благовидной вывеской, которые действовали в чужих интересах. Сегодня таких людей и организации называют иностранными агентами.

Особую актуальность данный вопрос приобрел в последние несколько лет из-за обострения международной политической обстановки на фоне проведения Специальной военной операции (СВО) на Украине и беспрецедентного давления на Россию.

В общепринятом смысле иностранные агенты – это физические лица и организации, действующие в интересах другого государства.

Чаще всего деятельность иностранных агентов направлена на подрыв стабильности и расшатывание государства: они провоцируют экономическую и политическую нестабильность, сеют панику, страх, недоверие к власти. Их конечная цель – развал страны и растаскивание ее по частям теми силами, на которые они работают.

Данная деятельность невозможна без значительных финансовых вливаний как со стороны иностранных государств и корпорация, так и со стороны «неравнодушных» граждан.

Что же касается финансирования такой антироссийской деятельности и ответственности за ее осуществление, стоит разграничить ответственность за финансирование экстремистской (статья 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), террористической (часть 1.1 статьи 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) деятельности, а также финансирование организаций деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации (часть 2 статьи 284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, финансированием экстремистской деятельности следует признавать наряду с оказанием финансовых услуг предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц).

Аналогичные разъяснения даны Верховным Судом Российской Федерации и относительно действий по финансированию терроризма.

В части финансирования деятельности иных организаций, деятельность которых опасна и вредна для нашего государства, законодатель предусмотрел ответственность за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности иностранной или международной организации, в отношении ко-торой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом исходя из степени общественной опасности указанных деяний имеется разница в тяжести преступлений.

Так, финансирование нежелательных организаций является преступлением средней тяжести, поскольку максимальное наказание за его совершение не превышает пяти лет лишения свободы, финансирование экстремистской деятельности отнесено к категории тяжких преступлений и за его совершение предусмотрено максимальное наказание в виде восьми лет лишения свободы, а деяния, указанные в ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ отнесены к категории особо тяжких и предусматривают в том числе наказание в виде пожизненного лишения свободы.