Обсуждение финансового документа в формате публичных слушаний сегодня проходит не впервые. Осенью минувшего года в таком же формате обсуждался проект бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 гг. Рассмотрение городских общественных финансов происходило в далеко не лучшее для экономики и финансов время – кризис и вызванное им снижение доходных поступлений в бюджеты всех уровней потребовали от нас внесения серьезных корректив в бюджетную и налоговую политику, разработку мероприятий направленных на обеспечение сбалансированности бюджета.
Тем более важен, с учетом реалий жизни, главный итог отчетного 2009 года: в жестких условиях кризиса предпринятые меры, в процессе исполнения бюджета помогли минимизировать негативные его последствия, в полном объеме удалось обеспечить финансирование приоритетных направлений расходов бюджета, что позволило сохранить социальную стабильность, привлечь для реализации городских программ федеральные и областные средства, не «заморозить» строительство объектов инженерной инфраструктуры, очень необходимых для дальнейшего развития муниципального образования.
Бюджет прошлого года имеет существенные отличия от предыдущих лет. Формирование бюджета в сентябре 2008 года происходило в благоприятных условиях развития экономики. Сценарные условия, разработанные Министерством экономического развития РФ базировались на анализе исполнения бюджетных показателей самого успешного отчетного периода последних лет – первого полугодия 2008 года, а уже через 2 месяца в первоначальные планы пришлось вносить корректировки. Запланированные мероприятия, направленные на модернизацию и дальнейшее развитие муниципальных учреждений в части пополнения основных фондов, были уточнены. Несмотря на то, что сценарные условия формирования бюджета с ноября 2008 года стали меняться в худшую сторону, было принято решение - уточнение намеченных планов производить в процессе его исполнения. После публичного обсуждения бюджет на три последующих года был утвержден до начала нового финансового года.
В год экономического кризиса, который не обошел стороной и наш город, когда «падали» практически все экономические показатели, снижалась активность малого бизнеса, росли проценты по кредитам, увеличивалось число безработных, исполнительной власти, совместно с депутатами окружного Совета пришлось исполнять утвержденный бюджет, обеспечивая функционирование сети всех бюджетных учреждений, подготовку и стабильное функционирование в зимний период жилищно-коммунального комплекса, своевременно выполнять взятые городом обязательства по финансированию объектов, включенных в федеральные и областные программы.
В течение отчетного финансового года необходимо было исполнить основное условие стабильного функционирования муниципального образования - обеспечить сбалансированность городского бюджета на основе реальной оценки финансового положения.
С целью рассмотрения факторов, оказавших влияние на исполнение бюджета 2009 года необходимо коротко остановиться на экономической ситуации, сложившейся в отчетном году в областном центре.
Объем отгруженных товаров по виду деятельности «Обрабатывающие производства» составил в 2009 году по Калининграду 80 % от показателя 2008 года.
Существенно сократилась по сравнению с 2008 годом инвестиционная активность. Снижение объемов инвестиций, не связанных с бюджетными вложениями, составило 24% и привело к замораживанию ряда коммерческих проектов.
Объем работ в строительстве в 2009 году снизился к уровню 2008 года на 18%. Ввод жилья к уровню предшествующего года в Калининграде составил лишь 79%.
По результатам работы за 12 месяцев 2009 года оборот розничной торговли в Калининграде составил 59,7 млрд. рублей, что всего на 2,1 % больше, чем в 2008 году.
Такое функционирование основных отраслей экономики города повлекло за собой значительное снижение налоговых поступлений бюджет.
Сегодня можно говорить, что в этих не простых условиях администрации совместно с окружным Советом депутатов удалось не экономить на социальных расходах, сохранить социальные льготы и обеспечить исполнение социальных программ. В структуре бюджетных назначений на долю социально-ориентированных мероприятий приходилось 73% расходов.
Основным инструментом решения вопросов местного значения является бюджет. В целях обеспечения преемственности проводимой в городском округе налоговой и бюджетной политики, предсказуемости распределения бюджетных ассигнований и ежегодных корректировок, начиная с 2009 года, бюджет городского округа составляется и утверждается сроком на 3 года (на очередной финансовый год и на плановый двухлетний период).
Среднесрочное бюджетное планирование стало реальным шагом к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.
Первоначально бюджет был утвержден по доходам в сумме 9, 6 млрд. руб., по расходам – 10, 1 млрд. руб., с дефицитом 543 млн.руб. В течение года администрация вынуждена была неоднократно корректировать плановые показатели, в том числе путем уменьшения собственных доходов бюджета почти на 1 мрд.руб. (912 млн.руб.).
Перед нами стояла задача по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета, которая в течение года решалась путем выявления и развития налогового потенциала городского округа, в первую очередь за счет эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, а также в тесном взаимодействии и совместной работе с администраторами доходов.
В 2009 году активно работала Межведомственная комиссия при главе администрации по мобилизации доходов в бюджет, возобновлена деятельность Балансовой комиссии, на заседаниях которой для эффективной работы муниципального сектора экономики были рассмотрены и утверждены отчеты и планы финансово-хозяйственной деятельности всех муниципальных предприятий.
Изменения в бюджетном и налоговом законодательстве потребовали кропотливой работы по реформированию муниципальной правовой базы, которая в сложившихся условиях должна была обеспечить открытость, гласность, и как следствие рациональность и эффективность производимых расходов за счет средств бюджета.
Нормотворческая деятельность позволила значительно повысить качество планирования и исполнения бюджета.
Проводимая плановая и последовательная в течение года работа позволила с учетом привлечения средств из бюджетов других уровней увеличить плановые назначения по доходам бюджета на 2, 4 млрд.руб.
Исполнен бюджет по доходам в сумме 10,9 млрд. руб. или на 90,1% , в том числе:
- по налоговым и неналоговым доходам – 5,2 млрд. руб. (88,7% плана);
- по средствам, поступившим из бюджетов вышестоящего уровня – 4,5 млрд. руб.(90,1%),
- безвозмездным поступлениям от государственных организаций – 13 млн. руб.(100%) (средства ФСС на летнюю оздоровительную кампанию),
- прочим безвозмездным поступлениям (средства, получаемые учреждениями здравоохранения в рамках ФОМС) – 1,1 млрд. руб. (92,7%).
Объем субсидий, полученных из областного бюджета на исполнение полномочий муниципального образования (дополнительные средства на исполнение обязательств города) составил в 2009 году 2 554,4 млн. руб., что выше достигнутого в 2008 года уровня в 2 раза (или на 1303,7 млн. руб.).
Наибольший удельный вес в указанных поступлениях (69,6%) составляют субсидии на реализацию Федеральной целевой и областной инвестиционной программ в объеме 1780 млн. руб. Следует отметить, что проводимая работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволила в декабре 2008 года и 2009 году впервые привлечь средства Фонда содействия реформированию ЖКХ для проведения капитального ремонта жилого фонда в сумме 407,4 млн. руб. и переселения граждан из аварийного жилья в сумме 62,8 млн. руб.
В целом доходов мы получили на 1,2 млрд. меньше, чем ожидали (при оптимистических сценарных условиях планирования), но на 607,4 млн. руб. (на 5,9%) больше, чем в 2008 году. Это позволило своевременно производить выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, обеспечить текущее содержание бюджетных и автономных учреждений, обеспечивать реализацию мероприятий в рамках муниципальных целевых программ.
В условиях финансового кризиса в целях укрепления доходной базы бюджета была усилена претензионно - исковая работа по взысканию задолженности по арендным платежам.
Повышена эффективность предпринимаемых мер по исполнению бюджета. В 2009 году принято в пользу администрации 177 положительных решений о взыскании арендных платежей на сумму более 115 миллионов рублей, в 2 раза больше по сравнению с 2008 годом.
Налоговые платежи занимают основную долю (74,4 %) в собственных доходах бюджета округа. В сравнении с 2008 годом объем налоговых платежей сократился на 282,2 млн.руб. или на 6,8 %.
Основные налоговые поступления сложились за счет пяти источников: налога на доходы физических лиц, налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства (единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения и единый налог на вмененный доход), а также налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Налог на доходы физических лиц в собственных доходах составляет более 45 %, поступило 2365 млн. руб.
Несмотря на то, что в 2009 году норматив отчисления по налогу на доходы физических лиц увеличился с 30 до 40 процентов, размер минимальной заработной платы был увеличен с 5 до 6 тыс.руб., рост поступлений к 2008 году составил лишь 2,7 % или 464 млн. руб.
Данный факт является результатом кризисных явлений, повлекших сокращение рабочей недели на многих предприятиях реального сектора экономики, сокращения численности занятых работников и проблемы с выплатой заработной платы.
Кроме того, на снижение поступлений этого налога оказало повышение процентной кредитной ставки, в связи с чем, увеличилась недоимка по данному виду налога по сравнению с 2008 годом на 59,1 %.
Налогов на совокупный доходот субъектов малого предпринимательства суммарно поступило 978 млн. руб., в том числе единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения– 580 млн.руб. единого налога на вмененный доход— 380 млн.руб., единого сельскохозяйственного налога -18,2 млн.руб.
В целом исполнение по этим доходным источникам в сравнении с 2008 годом составляет 51 %. Такое снижение обусловлено, прежде всего, уменьшением норматива отчислений единого налога, взимаемого по упрощенной системе, с 90 до 45 процентов, а также снижением налогооблагаемой базы, особенно в последние месяцы года в связи с экономическим кризисом. В сложившей ситуации именно малый бизнес оказался более уязвим в связи с ограниченностью спроса на продукцию из-за сокращения финансовых ресурсов у организаций – потребителей и низкой покупательной способности граждан, а также чрезмерной жесткостью кредитной политики, приводящей к недостатку денежных ресурсов для текущей деятельности.
Налогов на имущество получено в сумме 452,6 млн.руб., в том числе налог на имущество физических лиц – 76,1 млн.руб.,земельного налога – 376,5 млн.руб., что больше в сравнении с 2008 годом на 188,5 млн.руб. или 71,4 %.
Это объясняется тем, что в 2009 году налоговыми органами были произведены доначисления за 2006-2008 годы по физическим лицам, у которых имущество находится в долевой собственности и общей совместной собственности, по земельному налогу тем, что с начала 2009 года была увеличена ставка для бюджетных учреждений с 0,01 % до 1,5 %.
По государственной пошлине плановые показатели выполнены в полном объеме, получено 83 млн.руб., хотя в сравнении с прошлым годом произошло небольшое снижение, что связано с уменьшением платежей за выдачу разрешений на установку рекламной продукции, и от органов ГИБДД за выдачу документов на транспортные средства и регистрационные знаки.
Неналоговых доходов (том числе арендной платы за земельные участки, от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и в оперативном управлении учреждений, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,от продажи материальных и нематериальных активов) за год поступило 1337 млн.руб.
Их объем в общих доходах уменьшился в сравнении с 2008 годом на 6 процентов в связи со снижением доходов от реализации муниципального имущества в рамках Программы приватизации, доходов от продажи земельных участков, отсутствием сформированных пакетов документов на земельные участки и переходом 20 учреждений в статус автономных организаций.
Не в полном объеме поступили средства из федерального и областного бюджетов в сравнении с подтвержденными обязательствами о перечислении финансовой помощи. Так, недополучено субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, обеспечение отдельных государственных полномочий в сфере сельского хозяйства и реализацию государственного стандарта общего образования в сумме 50 млн.руб., субсидий по объектам ФЦП и ФАИП более 389 млн.руб.
Кризисные явления не могли не сказаться и на состоянии расчетов с бюджетом.
Задолженность в бюджет городского округа на 1 января 2010 года по налогам возросла на 90,5 млн.руб. (15%) и составила 685,5 млн.руб.
Основная сумма приходится на НДФЛ – 251 млн.руб. (36 %) , налоги на совокупный доход – 165 млн.руб. (24%), отмененные налоги – 122 млн.руб. (18%).
По неналоговым доходам задолженность возросла на 207 млн.руб. (60%) и составила 554 млн.руб., в том числе: по арендной плате за землю 362 млн.руб., арендной плате за муниципальное имущество – 192 млн.руб.
Расходы бюджета исполнены в сумме 11, 3 млрд.руб. при плане 12, 7 млрд. руб. или на 89,2%.
За отчетный год расходы бюджета также неоднократно подвергались корректировке, увеличены были в основном за счет дополнительно полученных средств из федерального и областного бюджетов и за счет остатков, сложившихся на начало года.
В целом расходная часть была увеличена на 2542 млн.руб.
В 2009 году бюджетных средств израсходовано на уровне 2008 года, с небольшим ростом в 300 тыс.руб.
Говоря об исполнении бюджета по расходам, необходимо отметить тот факт, что в связи с кризисными явлениями в экономике и сокращением поступлений собственных доходов администрацией были приняты определенные меры по сдерживанию некоторых расходов бюджета.
В частности была ограничена возможность осуществления авансовых платежей при заключении договоров и контрактов, проводился жесткий контроль за размещением муниципальных заказов, прием на учет бюджетных обязательств и оплата расходов производились исключительно по договорам и обязательствам первоочередного характера (заработная плата, налоги, коммунальные услуги, поставка продуктов питания и медикаментов, текущее содержание имущества).
Оплата расходов по капитальному и текущему ремонту, приобретению основных средств, реконструкции и строительству в приоритетном порядке производилась по объектам, включенным в ФЦП и ОИП, переходящим объектам муниципальной адресной инвестиционной программы, а также в случае чрезвычайной ситуации и в рамках предписаний Госпожнадзора и Роспотребнадзора.
Бюджет городского округа в 2009 году был нацелен на решение самых острых и неотложных проблем. В прошлом году мы окончательно перешли к модели концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития городского хозяйства, прекратив распылять силы и средства по большому количеству объектов.
Расходы бюджета в рамках инвестиционной программы Калининграда в 2009 году составили 2,2 млрд. руб., из них за счет средств вышестоящих бюджетов – 1,5 млрд. руб., т.е. каждый вложенный в объекты муниципальной собственности рубль позволил привлечь более 2 рублей федерального и областного бюджетов. Для сравнения можно привести данные по инвестиционным расходам в юбилейный для Калининграда 2005 год – 685,9 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета- 276,0 млн. руб.
Таким образом, системно проводимая администрацией работа позволила увеличить объем инвестиций в строительство объектов социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры в 3,2 раза по сравнению с 2005 годом, а в сравнении с предыдущим 2008 годом капвложения увеличились на 16 % или 319,7 млн. руб., а объем привлеченных средств почти на 25 % или 299,5 млн. руб.
С целью решения актуальных городских проблем реализовывались 8 долгосрочных целевых программ и 6 ведомственных целевых программ:7 - в жилищно-коммунальной сфере, 5 – в социальной сфере, 2 программы - в сфере строительства.
Это отвечает требованиям современного програмно - целевого подхода к планированию и исполнению бюджета. Всего на их реализацию направлено 2,4 млрд. руб., из них средства городского бюджета - 886 млн.руб.
Исполнение бюджета по расходам показало его сохранившуюся социальную направленность.
На реализацию мероприятий в области образования направлено 3 407 млн.руб., здравоохранения, физкультуры и спорта – 1526 млн.руб., культуры -297 млн.руб., социальной политики - 702 млн.руб.
Несмотря на все трудности, город взял на себя и исполнил в полном объеме дополнительные публичные расходные обязательства в области социальной защиты населения, которые относятся к государственным полномочиям.
Это выплаты пособий семьям граждан, погибших при исполнении интернационального долга, семьям при рождении 3-х детей, дополнительная материальная и экстренная помощь малоимущим гражданам и жителям города, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
В 2009 году удалось сохранить социальные льготы по проезду в городском общественном транспорте, по посещению муниципальных бань, по оплате коммунальных услуг и приобретаемому топливу для отдельных категорий, по оплате родительской платы за обучение детей в школах искусств и др. Всего на социальную поддержку населения из городского бюджета направлено около 100 млн.руб.
В целях повышения авторитета и интереса молодежи к занятиям физической культурой и спортом, в 2009 году окружным Советом депутатов принято решение о материальном поощрении ведущих калининградских спортсменов и их тренеров-преподавателей, работающих в муниципальных спортивных школах. За высокие спортивные достижения денежные выплаты в размере 230 тыс.руб. получили:
- заслуженный мастер спорта РФ Жукова Ксения, которая стала двукратным серебряным призером Сурдлимпийских игр, проходивших в Тайбэе;
- заслуженный мастер спорта РФ Дмитрий Лапиков, ставший серебряным призером чемпионата мира по тяжелой атлетике в Сеуле и его наставник заслуженный тренер Р.Ф. Александр Рудик.
В 2009 году за субсидиями на оплату жилого помещения и коммунальных услуг обратилось 11069 семей, на указанные цели из бюджета направлено более 110 млн.руб.
На возмещение расходов, связанных с реализацией федеральных законов в части мер социальной поддержки отдельных категорий граждан городским бюджетом оплачено 157 млн. руб.
205 молодых семей получили субсидии в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» на сумму более 140 млн.руб., и 99 семей - дополнительную субсидию в связи с рождением ребенка на сумму 17,5 млн.руб.
В центре внимания администрации находилась летняя оздоровительная кампания для детей, расходы на которую составили около 83 млн.руб.
Впервые в 2009 году 114 калининградцев в возрасте от 9 до 15 лет отдохнули на побережье Черного моря: в лагере санаторного типа «Вита» и во Всероссийском детском центре «Орленок».
Реализуемый комплекс мер позволил в течение 2009 года увеличить на 12 % количество питающихся в дневных общеобразовательных учреждениях города.
Решение проблемы роста потребности населения в услугах дошкольного образованияпотребовало от администрации проведения мероприятий по возврату в муниципальную собственность ведомственных детских садов, увеличению количества групп в действующих садах, строительства типовых детских дошкольных учреждений и перепрофилирования реорганизуемых учреждений образования в дошкольные учреждения. Так, в 2009 году начали функционировать 4 муниципальных дошкольных учреждения, в том числе состоялось открытие нового детского сада с бассейном на 240 мест по ул. Фермора. Таким образом, количество мест в детских садах увеличилось на 650. В целом доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, в общей численности детей данного возраста в 2009 году составила 73%, что на 4 % больше по сравнению с предыдущим периодом.
С 2009 года все учреждения здравоохранения перешли на одноканальное финансирование, т.е. оплата их расходов напрямую зависела от количества обслуженных пациентов и расчетов за оказанную им помощь через страховые кампании.
К сожалению, норматив подушевого финансирования лечебных учреждений обеспечивал покрытие только текущих затрат на оказание медицинской помощи и не позволял направлять средства на развитие учреждений. В сложившихся условиях пришлось разрабатывать мероприятия по оптимизации расходов учреждений, реструктуризации кредиторской задолженности. Для развития материально-технической базы ЛПУ была утверждена ведомственная целевая программа, несмотря на перевод учреждений на новые условия оплаты труда сохранена материальная выплата за счет средств бюджета медицинским работникам к профессиональному празднику.
В рамках целевой программы «Развитие медико-санитарной помощи в городе Калининграде» проведено ремонтов в учреждениях на сумму 1,9 млн.руб., приобретено оборудования – 4,6 млн.руб., за счет средств бюджета оплачено повышение квалификации медицинских работников, изготовление проектно-сметной документации по капитальному ремонту и реконструкции помещений ЛПУ – 2,7 млн.руб.
В 2009 году организован офис 3-х врачей общей практики, всего в городе функционирует 16 офисов врачей общей практики. В 25 % поликлиник проведен капитальный ремонт.
Для улучшения доступности и качества медицинской помощи проведена корректировка графиков приема врачей поликлиник и организована самозапись к узким врачам-специалистам при обращении в поликлинику, а также запись по телефону. Особое внимание уделялось работе регистратур, где был увеличен и укомплектован штат медрегистраторов и автоматизированы их рабочие места.
Повысилась оперативность работы скорой медицинской помощи, о чем свидетельствует показатель времени доезда до пациента. Норма в 25 минут превышена только в 3,1% случаях вызовов (при общероссийском показателе 5,4%). Учитывая, что станция скорой медицинской помощи последней из медицинских учреждений перешла на одноканальное финансирование, ее деятельность и качество оказания медицинской помощи, обеспечение слаженного взаимодействия с поликлиническим звеном, которое взяло на себя оказание неотложной помощи находилось на постоянном контроле администрации и депутатов окружного Совета.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие Калининградской централизованной библиотечной системы на 2009 – 2011 годы» на обновление книжных фондов, автоматизацию процессов, капитальный ремонт и техническое оснащение направлено 14,5 млн. руб.
В 2009 году 10-ти общественным организациям для реализации социально-значимых программ были предоставлены муниципальные гранты на сумму 2,9 млн.руб.
В тесном взаимодействии с правительством Калининградской области проведена работа по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны. Из 288 ветеранов, стоявших на очереди, улучшены жилищные условия 173 семьям. Им предоставлено жилье в домах по ул. Артиллерийской.
53 ветерана получили социальную выплату для приобретения (строительства) жилья. Им оказана практическая помощь в подборе жилых помещений с целью реализации полученной денежной выплаты и реальном улучшении жилищных условий. Работа по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет до 01.03.2005, к настоящему моменту завершена.
В жилищной сфере расходы составили 618,8 млн.руб. Удалось обеспечить достижение показателей, установленных законодательством, что позволило получить 390,2 млн. рублей финансовой помощи на цели капитального ремонта многоквартирных домов, в результате чего проведен ремонт 121 многоквартирного дома.
В рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда приняты решения о расселении 175 квартир из 36 многоквартирных домов, признанных аварийными, заключены 105 договоров социального найма и 70 договоров мены. Администрацией проведено 6 аукционов на право заключения муниципальных контрактов купли – продажи (приобретения) жилых помещений (квартир). К сожалению, в связи с установленными Правительством Российской Федерации в 2009 году условиями приобретать жильё только на первичном рынке и по цене не более 30 тыс. рублей за квадратный метр жилого помещения, в 2009 году удалось приобрести только 6 квартир из общего запланированного количества – 73.
В целях исправления этой ситуации, администрацией был инициирован вопрос о внесении изменений в действующее законодательство.
В сфере коммунального хозяйства продолжалась работа по обеспечению бесперебойного снабжения города коммунальными ресурсами:
для надежной работы малых отопительных котельных были заменены 20 котлов с истекшим сроком эксплуатации, выполнен ремонт котельных по ул. Тенистая аллея, 38, Летняя, 50 а;
- закрыты угольные котельные с переключением потребителей на централизованные источники тепла по ул. Спортивной, Козенкова 5а, Восточная, 29. Улучшилось и стабилизировалось теплоснабжение 20 домов;
- реконструирована котельная по ул. Горького, 166 с переводом на природный газ, что позволило существенным образом снизить общую тепловую нагрузку с тепловой станции РТС «Северная» и улучшить показатели по теплоснабжению потребителей, расположенных в районе ул. Горького-Ясная, микрорайона «Сельма»;
- построена и запущена газовая котельная для теплоснабжения Дворца творчества «Янтарь». Решен вопрос по обеспечению качественным теплоснабжением Дворца творчества;
- переложено около 20 км тепловых сетей.
В целях комплексного решения проблемы аварийных сбросов канализационных вод в городе реализуется масштабный проект по строительству магистральной канализационной сети и очистных сооружений.
В течение 2009 года проложено почти 8 км. газораспределительных сетей низкого давления и 159 газопроводов-вводов. Выполнена газификация микрорайона «Южный», пос. Октябрьский, пос. «Северная гора», жилого дома по ул. Суворова.
В целях эффективного расходования бюджетных средств проведена комплексная проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети города, разработаны критерии и утвержден порядок отбора дорог для включения в план ремонта. В 2009 году произведен текущий ремонт на 230 объектах.
В ходе реализации Программы «Светлый город» в 2009 году количество светоточек увеличилось на 417 единиц. Выполнены работы по устройству освещения на 12 улицах и переулках пос. Чапаево и Чайковское.
В рамках реализации утверждённых программ, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджетов всех уровней, завершены строительно-монтажные работы на следующих объектах:
- Реконструкция гидротехнических сооружений и зоны отдыха вокруг озера Верхнее.
- Реконструкция КНС-8 по ул.Тихорецкой.
- Строительство сетей ливневой канализации по ул.Карташова в пос.А.Космодемьянского.
- Наружные инженерные сети к жилому дому по ул.Октябрьская площадь.
- Строительство трансформаторной подстанции и реконструкция уличных сетей в пос.Октябрьский и других.
Завершены работы по газификации посёлков Чапаево, Чайковское, Космодемьянского (подписаны акты ввода в эксплуатацию объектов, осуществлены врезки и пуск газа).
Общая протяженность газопроводов – 8,6 тысяч погонных метров, количество газопроводов-вводов -184 шт.
Реализована ведомственная целевая программа «Развитие инженерной инфраструктуры города Калининграда (Газификация) на 2009 год». В результате проложено 7961 м. газораспределительных сетей низкого давления.
Капитально отремонтировано 57 улиц на сумму 225,5 млн. руб., площадь ремонта составила 96 тысяч кв.м.
В рамках реализации программы капитального ремонта «Тротуары» выполнены работы на 27 объектах, на сумму 21,4 млн. руб., площадь ремонта составила 14, 5 тысяч кв.м.
По программе «Мой двор» выполнен ремонт 12 дворовых территорий на сумму 14,1млн. руб., площадь ремонта составила 9 тысяч кв.м.
Были выполнены работы по капитальному ремонту тротуара по улице Подполковника Емельянова (от 2-го Ржевского переулка до воинской части), улице Александра Невского, 56 (въезд к детскому саду), улице Машиностроительная 74-84, 86-96.
В полном объеме выполнено строительство инженерных сетей в районе специализированного волейбольного спортивного комплекса в микрорайоне «Сельма».
На основании решения Комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности выполнены работы по капитальному ремонту металлических конструкций моста № 4 по ул. Октябрьской, на общую сумму 7 млн. рублей.
Завершены работы по капитальному ремонту путепровода через ж/д пути по ул. Вагоностроительная.
Для нужд муниципального образования в 2009 году для улучшения транспортного обслуживания населения города за счет средств городского и федерального бюджета приобретены транспортные средства в количестве 23 единиц- 5 автобусов и 18 троллейбусов.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд за счет средств бюджета осуществлялось в соответствии с федеральным законом № 94-ФЗ и Сводным перечнем объемов продукции.
В 2009 году по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов), запросов котировок цен муниципальными заказчиками заключено 4529 муниципальных контрактов на общую сумму 4 069 млн. руб., что на 610 млн.руб. больше, чем в 2008 году.
Конкурсным Агентством Калининградской области для нужд города проведено 13 открытых аукционов, по результатам которых заключено контрактов на общую сумму 2370 млн.руб.
Размещение отдельных заказов началось еще в ноябре 2008 года с тем, чтобы не допустить перерывы в осуществлении необходимых работ с первых дней начала нового года. Это услуги по содержанию дорог, мостов, путепроводов, наружного освещения, валка и обрезка деревьев, ликвидация несанкционированных свалок.
Примечательно, что число лиц, заинтересованных в участии в торгах, проводимых администрацией, продолжает расти. По 148-ми торгам было подано по 5 и более заявок, по 22-м торгам – по 10 и более, а в отдельных случаях – по 17 заявок. Однако, следует отметить, что имеются и такие случаи, когда не поступает ни одной заявки.
По результатам размещения муниципальных заказов за 2009 год экономия бюджетных средств достигнута в сумме 840,9 млн.руб. Данная экономия в условиях не полного поступлениях доходов позволила не отказываться от запланированных мероприятий и обеспечить финансирование расходных обязательств города.
Администрацией городского округа, ее структурными подразделениями проводится планомерная работа по сокращениюкредиторской и дебиторской задолженности, в результате чего на протяжении нескольких лет прослеживалась положительная динамика по ее снижению.
К сожалению, за 2009 год сохранить эту динамику не удалось, кредиторская задолженность возросла со 103 млн.руб. до 411 млн.руб.
В основном это объясняется поздним поступлением средств федерального бюджета, в связи с чем не были оплачены выполненные работы по ряду объектов на сумму 272,4 млн.руб. Это строительство очистных сооружений, водовода по ул.Сусанина – Б.Окружная, строительство и модернизация автомобильных дорог и др.
Не оплаченными остались ряд контрактов и договоров, поставки по которым производились в конце декабря.
По дебиторской задолженности положительная динамика сохранилась, за 2009 год она снизилась на 509,8 млн.руб.
К сожалению, подобных результатов не удается добиться с судебными исками по обращениям на средства бюджета. Здесь наблюдается тенденция роста. Если в 2008 году на исполнение поступило 44 исполнительных документа на сумму 19 млн.руб., то за 2009 год поступило уже 63 исполнительных листа на 7,7 млн.руб.
Таким образом, объем исполнительных документов в количественном выражении возрос, но в суммовом выражении значительно снизился.
На протяжении нескольких лет дефицит бюджет города планировался с предельным дефицитом, разрешенным бюджетным законодательством в размере 10%, и дополнительно увеличивался на сумму остатков имеющихся на счете по состоянию на конец финансового года. Такая ситуация с каждым годом утяжеляла долговую нагрузку на бюджет, т.к. основным источником его покрытия являлись заемные средства.
Начиная с формирования бюджета на 2009 год и плановый период 2010-2011 г.г. было принято решение поэтапного сокращения дефицита и на 2009 год он был утвержден в размере 8% от собственных доходов.
На покрытие дефицита бюджета, который планировался в сумме 666,5 млн.руб., а по результатам исполнения бюджета сложился в сумме 492 млн.руб., и погашение муниципального долга в отчетном году привлечено заемных средств в сумме 1947 млн.руб. Несмотря на снижение дефицита бюджета в отчетном периоде кредитных ресурсов привлечено на 964 млн.руб. больше, чем в 2008 году.
Увеличение суммы заемных средств связано с необходимостью погашения долговых обязательств, возникших у города в 2007 году. Кроме того, в условиях финансового кризиса отдельные банки по заключенным в 2008 году долгосрочным контрактам пересмотрели условия получения заемных средств и в конце 2008 года кредиты предоставили только на условиях краткосрочности (до 6 месяцев), тем самым значительно увеличив долговую нагрузку на бюджет в 2009 году.
Вместе с тем, ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ, администрацией неукоснительно соблюдались, заимствования осуществлялись в рамках утвержденной окружным Советом депутатов Программы муниципальных заимствований на 2009 год.
Кроме того, источником финансирования дефицита бюджета были остатки средств на начало года, которые в сумме 263 млн.руб. были направлены впервые за несколько лет не на увеличение расходов бюджета, а на уменьшение объема привлечения кредитных ресурсов.
Обязательства по возврату кредитов, предоставленных под муниципальные гарантии, исполнялись заемщиками самостоятельно, расходы за счет средств бюджета не производились.
В результате правильного и системного управления муниципальным долгом город Калининград на протяжении всей кредитной истории остается добросовестным и платежеспособным заемщиком, с которым готовы сотрудничать все кредитные организации, расположенные не только на территории области, на и за ее пределами.
Итоги прошлого года показывают эффективность взятого курса на реформирование системы управления. Целью этой реформы было сокращение числа чиновников при увеличении эффективности их деятельности. Сокращение числа чиновников на 20,5% или на 236 штатных единиц позволило на 43 млн. руб. уменьшить расходы на содержание управленческого аппарата.
Также было изменено административно-территориальное деление города, что позволило более эффективно решать вопросы местного значения.
В целях обеспечения контроля за исполнением бюджета были усилены и расширены контрольные мероприятия. Контрольно-ревизионная работа проводилась контрольными органами аппарата окружного Совета и администрации. В 2009 году ревизоры проверили около 100 организаций, это муниципальные учреждения и предприятия, которые получали бюджетные средства.
К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день имеются серьезные финансовые нарушения, которые допускаются бюджетополучателями. Ревизорами продолжают фиксироваться такие нарушения как, содержание «мертвых душ» в организациях, незаконные выплаты заработной платы, завышение объемов и расценок оплаченных работ, проведение неправомерных и неэффективных расходов, оплата не выполненных работ, недостачи материальных ценностей и другие нарушения.
Так, только в ходе контрольных мероприятий проведенных контрольно-ревизионным управлением в 2009 году общая сумма выявленных в муниципальных учреждениях нарушений составила 82,4 млн. рублей против 35,8 млн. рублей, выявленных в 2008 году. Проверками финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий установлены финансовые нарушения на общую сумму 75,1 млн. рублей против 13,7 млн. рублей, выявленных в 2008 году. Из них:
- нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 2,8 млн. рублей;
- неправомерные расходы бюджетных средств в сумме 14,1млн. рублей;
- неэффективные расходы бюджетных средств – 9,0 млн. рублей;
- прочие нарушения – 6,3 млн. рублей;
Кроме того, установлены нарушения при осуществлении муниципальных закупок на сумму около миллиона рублей, при использовании муниципальной собственности – 4,8 млн. рублей, ведении учета и отчетности – 26,0 млн. рублей.
Контрольно-счетной комиссией окружного Совета депутатов установлены нарушения на миллионы рублей, допущенные муниципальными заказчиками при проведении ремонтных работ, выразившиеся в завышении объемов работ и расценок на их выполнение, оплате не выполненных работ по объектам:
- «Реконструкция здания детского дома «Надежда»;
- «Диагностическое отделение по ул. Бахчисарайская, 22»;
- «Капитальный ремонт фасада жилого дома № 5-7 по ул. 9 Апреля»;
- «Капитальный ремонт здания призывного пункта, расположенного по ул. Тургенева, 22»;
Серьезные нарушения в ходе ревизий и проверок установлены в учреждениях:
- МУ Калининградский молодежный культурно-досуговый центр «Золотой осьминог»;
- МУ Центр «Райдер-плюс»;
- МУК «Центр охраны памятников»;
- МУЗ «Родильный дом № 4»;
- МУЗ «Городская больница № 5»;
- МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2»;
- МУЗ «Городская больница № 1»;
Для исключения нарушений и в целях улучшения финансовой дисциплины по результатам проведенных в 2009 году проверок главой администрации городского округа «Город Калининград» издано 25 постановлений.
По итогам проверок в муниципальных учреждениях привлечено к дисциплинарной ответственности 40 должностных лиц. Материалы по 5 проверкам: МУП «ЭДИС», МУК «Центр охраны памятников», МОУ ДОД ДШИ «Гармония», МУЗ «Родильный дом № 3», МОУ ДОД ДЮСШ по парусным видам спорта направлены в правоохранительные органы, по двум из них:
- МУП «ЭДИС»;
- МОУ ДОД ДШИ «Гармония»
возбуждены уголовные дела.
По МУЗ «Родильный дом №3» материалы находятся на рассмотрении.
По МУК «Центр охраны памятников» вынесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, в возбуждении уголовного дела отказано.
Материалы проверок по 15 учреждениям направлены в УФАС по Калининградской области для рассмотрения и принятия соответствующих мер. По результатам рассмотрения к административной ответственности привлечено 4 должностных лица на сумму 144,2 тыс. рублей.
По результатам проверок правильности размещения муниципальных заказов 60 должностных лиц муниципальных учреждений привлечены к дисциплинарной ответственности.
Системное ужесточение контроля позволит всем бюджетополучателям более рационально, эффективно и рачительно использовать каждый бюджетный рубль.
В заключение хочу отметить, что основные положения концепции эффективного управления городским хозяйством и муниципальными финансами администрацией последовательно реализуются. Несмотря на то, что прошедший год мы жили в условиях кризиса, удалось сделать много, но далеко не все, что хотелось бы.
Много проблем остается в сферах ЖКХ и транспорта, медицинском обслуживании населения, где необходимо совершенствовать материально-техническую базу наших лечебно-профилактических учреждений, обеспечить адекватный уровень оплаты труда персонала и обеспечить приток новых кадров, в первую очередь, узких специалистов, повысить качество обслуживания населения.
Нужно стремиться к ежегодному открытию новых детских дошкольных учреждений, строительству спортивных сооружений для массовых занятий спортом, модернизации материально-технической базы образовательных учреждений и учреждений культуры, изыскивать средства на развитие инженерной инфраструктуры, реконструкцию мостов и дорог.
В связи с этим, нам необходимо объективно оценить картину имеющегося ресурсного и социально-экономического потенциала города и поставить цели долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, разработать комплекс программных мероприятий, направленных на создание экономической базы – основы для формирования бюджета муниципального образования.
К сожалению средств никогда не бывает много и поэтому
нужно реально видеть масштаб проблем, правильно определять приоритеты и направления деятельности для достижения более эффективного результата и системно продвигаться к его достижению.
Спасибо за внимание!