ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2007 ГОД
Основные направления бюджетной политики на 2007 год подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством, основными положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, требованиями Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ежегодным посланием Губернатора Калининградской области, Уставом муниципального образования «Город Калининград».
Данный документ содержит приоритетные направления и ориентиры бюджетной политики города Калининграда на 2007 год.
Основные показатели бюджета на 2007 год учитывают модель среднесрочного бюджетного планирования, позволяющую ставить перспективные цели и задачи, предусматривая для их реализации соответствующие финансовые ресурсы.
Главными стратегическими целями развития города на 2007 год и дальнейшую перспективу являются:
1) повышение качества жизни населения;
2) формирование потенциала устойчивого развития экономики города.
Предлагается сконцентрировать бюджетные ассигнования на выполнении стратегических целей развития города Калининграда, которые сводятся к улучшению демографической ситуации в городе: повышение рождаемости, снижение смертности; к софинансированию приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, обеспечении населения доступным жильем; на повышение доходов работников бюджетной сферы; на повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан.
1. Основные итоги бюджетной политики в 2006 году.
Результатом реализации задач, определенных бюджетно-налоговой политикой на 2006 год, стало стабильное функционирование отраслей городского хозяйства и положительная динамика основных показателей развития города в отчетном периоде. Сохранение высоких темпов роста опиралось на возросший потребительский спрос, что в свою очередь поддерживалось ростом реальных доходов населения. В сравнении с августом 2005 года они выросли на 20,2 процента, средняя номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях возросла на 29,3 процента и составила 12 255 руб.
Промышленность продолжала наращивать объемы работ. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года добыча полезных ископаемых увеличилась на 22,2 процента, в обрабатывающих производствах на 30,4 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды возросло на 32,3 процента.
Возрос объем грузов, перевозимый автомобильным транспортом (на 20,2 процента), бытовых услуг ( на 13 процентов), розничной торговли (на 30,6 процентов, оборот общественного питания (на 13 процентов).
Наращивание производственного потенциала оказало положительное влияние на наполняемость бюджета города.
Городской бюджет в 2006 году исполнялся в условиях продолжающейся реформы межбюджетных отношений, в частности, разграничения расходных обязательств и доходных источников между федерацией, регионом и муниципальными образованиями. Повысилась прозрачность и объективность системы финансовой поддержки местных бюджетов. Вместе с тем, применяемые при распределении дотаций механизмы по-прежнему недостаточно ориентированы на стимулирование собственного налогового потенциала муниципального образования.
Стабильная экономика и бюджетная политика, рост рейтинга экономической активности г.Калининграда среди муниципальных образований области позволяют привлекать на территорию города дополнительные финансовые ресурсы, увеличивать собственные доходы местного бюджета. Так в текущем году ожидается привлечь и освоить собственных доходов на сумму более 4 млрд.руб., что на 50 процентов превышает достигнутый уровень прошлого года.
Поставленная задача по увеличению налоговых и неналоговых доходов местного бюджета решалась методами выявления и развития налогового потенциала города, эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, а также взаимодействия и совместной работой с администраторами доходов и расходов, которые непосредственно участвуют в процессе формирования и исполнения бюджета, несут персональную ответственность за результаты проводимых реформ.
Несмотря на все трудности, связанные с масштабностью проводимых мероприятий, направленных на легализацию «теневых» доходов предприятий, организаций и частных предпринимателей, городские власти успешно включились в этот процесс. В рамках работы межведомственной комиссии по мобилизации доходов в городской бюджет, созданной при главе города Калининграда - мэре в городе проводилась последовательная работа с хозяйствующими субъектами по выводу «из тени» заработной платы работников. В борьбу с «конвертными» схемами выплаты заработной платы включились средства массовой информации, что позволило привлечь к данной проблеме широкую общественность.
Проведенные мероприятия дали положительный эффект. Рост среднемесячной заработной платы на предприятиях и организациях позволил добиться стабильного прироста доходов в городской бюджет. Однако проблема сокрытия доходов, выплата заработной платы за счет неучтенной выручки и, как следствие, незащищенность работников остается одной из самых острых на сегодняшний день.
Не менее актуальной является проблема привлечения дополнительных поступлений налога на игорный бизнес. С одной стороны мэрия ведет жесткую работу по наведению порядка в развитии рынка услуг, а с другой, учитывая, что это серьёзный источник доходной базы бюджета - активно развивает этот вид бизнеса.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной системы экономики г.Калининграда. За последние годы малый бизнес не только стал определенным гарантом социальной стабильности в обществе, обеспечил занятость населения путем создания новых рабочих мест, но и существенно повлиял на рост поступлений в бюджеты всех уровней. Важно отметить, что в текущем году субъекты малого предпринимательства обеспечили 40,6 процентов налоговых доходов городского бюджета.
Большая работа проведена в текущем году по налаживанию и совершенствованию администрирования неналоговых доходов городского бюджета, включая разработку и принятие соответствующей нормативно-правовой базы, координацию взаимодействия в данном направлении с органами Федерального казначейства, проведение семинаров и совещаний.
В текущем году первоначальное внимание было направлено на создание устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в достижении конкретных, измеримых, значимых для горожан результатов, в первую очередь, повышение качества жизни населения города.
Данное направление в работе местных властей остается приоритетным и в 2007 году.
2. Основные направления бюджетной политики на 2007 год.
Доходы бюджета
Налоговая политика города на 2007 год должна формироваться, исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике и качественного улучшения налогового администрирования.
Однако проблема отсутствия средств в объеме, достаточном для полного решения всех вопросов местного значения, для его динамичного развития по-прежнему остается актуальной в 2007 году. Ежегодные изменения в структуре доходов бюджета города Калининграда, изъятие стабильных доходных источников и замена их трудноадминистрируемыми налогами усугубляет нестабильность обеспечения деятельности городского бюджета, сужает налоговый потенциал, подрывает финансовые основы местного самоуправления.
Понятно, что в бюджете областного центра должно аккумулироваться больше средств, чем в бюджетах других муниципальных образований региона. Это обусловлено тем, что городу приходится нести бремя финансовых затрат на поддержание статуса «столицы» Калининградской области. Конечно же, и другие муниципальные образования должны иметь собственную налоговую базу. Однако налоговое законодательство за местными бюджетами закрепило только два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые занимают в бюджете города чуть более 3 процентов. По сути, основная часть доходных источников – это отчисления от федеральных и региональных налогов, которые по истечении финансового года могут быть изъяты или перераспределены между бюджетами других уровней.
Налоговые доходы городского бюджета в 2007 году подлежат формированию с учетом следующих доходных источников: налога на доходы физических лиц в размере 30 процентов, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 90 процентов контингента, единого сельскохозяйственного налога – 60 процентов.
Кроме того, в рамках межбюджетных отношений на 2007 год за бюджетом города закреплен налог на доходы физических лиц в размере 8 процентов, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 90 процентов, налог на игорный бизнес – 100 процентов.
Несмотря на меры, предпринятые властями города совместно с федеральными структурами в отношении легализации игорных заведений, сложно спрогнозировать дальнейшее развитие данного бизнеса на территории города. Отсутствие федерального законодательства, регулирующего этот вид деятельности, привело к лавинообразному процессу развития игорного бизнеса, данная сфера предпринимательства трудноконтролируема и, как следствие, масса нарушений и негативное общественное мнение. Тем не менее, городские власти и дальше намерены проводить жесткую политику по ограничению размещения объектов обложения налога на игорный бизнес и по наведению порядка в развитии рынка данного вида услуг.
Особое внимание следует уделить стимулированию развития налоговой базы, формируемой субъектами малого предпринимательства, роль которых в формировании доходной части городского бюджета пока ещё не столь значительна.
Обеспечение полноты учета плательщиков и налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц должно стать приоритетным в 2007 году. Необходимо отметить, что практика применения ставок, порядка и сроков уплаты, установленных органами местного самоуправления показали слабые места принятых решений, прежде всего, по земельному налогу. Выявив реальную картину налогообложения, местные органы самоуправления в рамках налоговых полномочий оставляют за собой право корректировать ставки налога, тем самым, уменьшая налоговую нагрузку на плательщиков.
Немаловажное значение для обеспечения роста неналоговых доходов имеет дальнейшее повышение эффективности использования муниципальной собственности. Необходимо пересмотреть в сторону увеличения установленные размеры платы за использование муниципального имущества с целью обеспечения компенсации затрат на содержание этих объектов. Результатом должно стать недопущение фактов сдачи объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, а также максимальное сокращение льгот при использовании имущества.
Кроме этого, следует продолжить работу по инвентаризации муниципального имущества и земель, усилить контроль за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности, осуществление продажи имущества с максимальной выгодой и т.д.
Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью приватизации муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики города, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.
В порядке исполнения требований бюджетного законодательства, а также в целях стимулирования привлечения дополнительных источников финансирования в 2007 году в доходах бюджета будет консолидирована арендная плата за муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий.
Главными задачами налоговой политики города на 2007 год должны стать:
- развитие собственной налоговой базы и мобилизация внутренних налоговых резервов;
- сохранение поддержки производств, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития города;
- дальнейшая реализация реформы местного самоуправления.
Расходы бюджета
Основной задачей бюджетной политики в области расходов остается повышение уровня жизни и социальной защищенности населения города, улучшение доступности и качества предоставления услуг.
В 2006 году для работников бюджетной сферы была введена новая повышающая тарифная система оплаты труда. В 2007 году в бюджете города запланировано очередное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Фонд оплаты труда планируется увеличить дважды на десять процентов с 1 мая и 1 октября 2007 года.
В течение 2006 года город принимал активное участие в софинансировании расходов в рамках реализации национальных проектов. Такая практика будет продолжена и в 2007 году. Это позволит создать условия для улучшения здоровья граждан, повышения качества образования, более интенсивными темпами вести строительство жилья. Особую значимость в этом вопросе приобретает принятая муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде на 2006-2010 годы», предоставление молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья. При этом объем расходов городского бюджета на предоставление таких субсидий будет расти из года в год. Если в 2006 году на эти цели в бюджете предусмотрено 30,4 млн.руб., то в 2007 году сумма увеличена до 103,6 млн.руб.
В целях социальной поддержки пенсионеров по старости, не имеющих права на получение ежемесячной денежной выплаты взамен льготы на проезд в натуральной форме, за счет средств бюджета города с 1 января 2007 года этой категории граждан установлено ежемесячное пособие на проезд в городском транспорте общего пользования в сумме 280 рублей, независимо от доходов и состава семьи.
Приоритетным направлением бюджетной политики станет повышение результативности бюджетных расходов, расширение самостоятельности и повышение ответственности главных распорядителей и распорядителей средств бюджета города. В 2006 году принят нормативный акт по введению бюджетирования, ориентированного на результат. В 2007 году эта работа должна развернуться в полной мере. При этом особое внимание должно быть уделено совокупности реальных, количественно измеримых индикаторов достижения администраторами расходов поставленных целей и решения определенных задач.
Важную роль в этом вопросе будет играть долгосрочное финансовое планирование. В 2007 году предстоит большая работа по разработке и принятию ведомственных целевых программ на период 2007 – 2011 годы, введению механизма обоснования и доказательства необходимости финансирования каждого программного мероприятия путем представления финансово-экономического обоснования и его защиты. Программы лягут в основу формирования перспективного финансового плана на пятилетку. Установленные процедуры и сроки разработки и утверждения перспективного финансового плана должны неукоснительно соблюдаться.
Особое значение приобретает реестр расходных обязательств муниципального образования «Город Калининград», обеспечение его практического применения при формировании бюджета города Калининграда. Формирование бюджетных проектировок планируется производить на основе реестра действующих и вновь принимаемых расходных обязательств, что повышает прозрачность планируемых бюджетных расходов на 2007 год.
Все предусмотренные в реестре обязательства власти, особенно публичные, должны выполняться. И здесь особая ответственность ложится на субъекты бюджетного планирования.
В 2007 году потребуется согласованное осуществление мер по отработке механизма финансирования медицинской помощи, прежде всего стационарной, с ориентацией на конечный результат и переходом на систему одноканального финансирования учреждений.
Муниципальные заимствования
На протяжении ряда лет органы местного самоуправления муниципального образования «город Калининград» привлекают заемные средства для покрытия дефицита бюджета и временных кассовых разрывов.
Возникновение кассовых разрывов вызвано неравномерным поступлением доходов для финансирования запланированных расходов и сезонным увеличением расходов на выплату отпускных работникам бюджетной сферы.
Политика в области муниципального долга сформирована с учетом использования такого инструмента, как муниципальные гарантии, и предусматривает ускорение темпов социально-экономического развития города.
Значительная часть муниципального долга (80%) приходится на муниципальные гарантии, из которых основную долю (73%) составляют обязательства по займам международных финансовых организаций: по кредиту Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), предоставленного МУП «Водоканал» на реконструкцию системы водоснабжения и охрану окружающей среды и кредиту Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), выданному МУП «Калининградтеплосеть» на реализацию проекта «Повышение эффективности использования энергии». В 2007 году планируется завершить расходы по действующему кредиту МБРР. Ставится задача по снижению действующих обязательств по кредиту ЕБРР путем ускорения реализации проекта.
В структуре муниципального долга просроченной (неурегулированной) задолженности по возврату кредитов не имеется.
Долговая политика в 2007 году будет направлена на эффективное управление муниципальным долгом, решение задач обеспечения жизнедеятельности города и реализацию инвестиционных программ.
В результате проведения долговой политики ожидается:
- снижение стоимости заемных средств муниципального образования;
- повышение эффективности инструмента муниципальных гарантий города Калининграда;
- расширение возможностей поддержки инвестиционных программ.