Генеральный план г. Калининграда разработан в 1999- 2002 году Научно-проектным институтом пространственного планирования “ЭНКО” (Санкт-Петербург) по заказу Управления архитектуры и градостроительства мэрии города.
Предшествующий Генеральный план города Калининграда был разработан институтом ГИПРОГОР (Москва) в 1986 г. и утвержден в 1993 г. Радикальные изменения социально-экономического и политического устройства общества, произошедшие в стране течение 90-х гг., вызвали и существенные изменения в градостроительной политике. Государство в настоящее время перестало быть единственным владельцем недвижимости и финансовых ресурсов и, соответственно, застройщиками, инвесторами, т.е. активными участниками градостроительного процесса, стало множество юридических и физических лиц. Следовательно, в градостроительной документации нового поколения должны быть резко усилены правовые аспекты - должна доминировать функция "градорегулирования", направленная на установление юридически закрепленных правил градостроительной деятельности. Все вышеизложенное потребовало разработки нового Генерального плана Калининграда.
Согласно Градостроительному кодексу Генеральный план – один из основных видов градостроительной документации о планировании развития территории. Решения Генерального плана предполагают дальнейшую детализацию и уточнение на последующих стадиях проектирования в других видах градостроительной документации и в специализированных проектах. Решения Генерального плана являются основой для Правил землепользования и застройки. В настоящее время этот документ находится в стадии разработки.
Проект Генерального плана г. Калининграда выполнен на следующие проектные периоды:
Калининград имеет статус исторического города. В связи с этим параллельно с Генеральным планом объединенным коллективом калининградских специалистов в составе НПИ “ЭНКО” и Институтом археологии РАН разработан “Проект зон охраны объектов культурного наследия г. Калининграда”
Генеральный план Калининграда согласован с областными и городскими организациями, получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы.
Основной целью Генерального плана Калининграда, как основополагающего документа о территориальном планировании города является разработка долгосрочной градостроительной стратегии на основе принципов устойчивого развития и создания благоприятной среды обитания.
Устойчивое развитие города предполагает обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, повышения уровня жизни и условий проживания населения, долговременной экологической безопасности города и смежных территорий, рациональное использование всех видов ресурсов, современные методы организации транспортных и инженерных систем.
Градостроительная концепция Генерального плана Калининграда формировалась на основе стратегической цели городского развития - создание современного, открытого российского города, достойно представляющего Россию в международном сообществе; города, активно развивающегося экономически, участвующего в региональной кооперации; культурного, туристического, промышленного, транспортного, делового и торгового центра; города с благоприятными условиями для инвестиций.
Предложения по развитию архитектурно-пространственной среды города и проектному зонированию выполнены на основе стратегии развития области, определенной в Федеральной целевой программе «Развитие Калининградской области на период до 2010 г.», региональных и городских программах, геополитической специфики города, анализе отечественного и зарубежного опыта функционирования и развития эксклавных территорий.
Исходя из Федеральной программы, особенностей и преимуществ геополитической ситуации города, в системе российско - европейских экономических взаимосвязей Калининград должен выполнять следующие основные социально-экономические функции:
Ориентация города на многофункциональную модель развития экономики определяет необходимость резервирования в Генеральном плане территорий для размещения транспортных, финансовых, деловых, коммерческих, научно-образовательных объектов; учреждений здравоохранения, культуры, спорта, управления. Необходимо развитие объектов культуры, искусства и туризма; развитие организаций, связанных с отправкой, сортировкой и складированием грузов; формирование современного комплекса информационных технологий и телекоммуникаций.
Эти задачи решались Генеральным планом при разработке стратегических направлений градостроительного развития Калининграда.С целью определения потенциала города для дальнейшего развития и выявления проблемных планировочных ситуаций, требующих разрешения выполнен комплексный градостроительный анализ территории Калининграда.
В процессе оценки проанализированы следующие факторы:
Комплексный градостроительный анализ территории города позволил выявить следующие основные проблемные ситуации:
В целом доля проблемных территорий с неблагополучной эколого-планировочной обстановкой составляет порядка 25% от всей площади города. Проблемные ситуации территориально фиксируются в различных районах города, однако преимущественно они концентрируются в центральном застроенном ядре, где проживает основная часть населения, и это определяет остроту экологической ситуации в городе.
Комплексный градостроительный анализ территории города стал основой для проектного зонирования территории города с учетом экологических, историко-культурных, социально-экономических и других планировочных факторов оценки, позволил выявить основные планировочные ограничения и целесообразные направления градостроительной реорганизации и развития Калининграда.
Территориальное планирование города характеризуется двумя важнейшими составляющими - планировочной структурой и градостроительным зонированием. Именно они дают наиболее полное представление о принципах размещения и взаимодействия основных функционально – пространственных элементов города, застроенных и открытых пространств, природно - рекреационных и урбанизированных территорий, основных планировочно - композиционных узлов и главных коммуникационно - планировочных осей.
Планировочная структура Калининграда представляет собой наиболее значительный и ценный историко-культурный и градостроительный ресурс, сохраняющий генетически присущие данному городу черты и особенности.
На формирование планировочной структуры Калининграда оказал влияние комплекс исторических и природно - географических факторов:
В Генеральном плане Калининграда предлагается преемственное развитие исторических принципов формирования городской среды, сохранение и развитие исторической радиально-планировочной структуры города, восстановление исторической системы озеленения, реставрация и активное включение в современную жизнь города объектов культурного наследия.
Градостроительная концепция Генерального плана Калининграда, включает следующие основные позиции, на решение которых направлены основные разделы проекта:
Именно эти задачи решались Генеральным планом при разработке стратегических направлений территориального развития Калининграда.
Градостроительное зонирование территории является одним из основных инструментов регулирования градостроительной деятельности. Зонирование устанавливает рамочные условия использования городской территории, обязательные для всех участников градостроительной деятельности в части функциональной принадлежности, плотности и характеру застройки.
Разработанное в составе Генерального плана градостроительное зонирование учитывает природную, историко-культурную, экономико-географическую и природную специфику города, сложившиеся особенности использования городских земель, данные земельного кадастра, основывается на градостроительной концепции развития города и перспективных тенденциях в развитии урбанистики. При разработке градостроительных зон учтены положения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации и требования специальных нормативов и правил, касающиеся зон с нормируемым режимом градостроительной деятельности.
Городские территории подразделяются на следующие основные территориальные зоны, отраженные на чертежах Генерального плана:
В состав зон ограничений на использование территории входят:
В проекте Генерального плана последовательно проводится принцип экологического приоритета принимаемых решений: размещение нового жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры на экологически безопасных территориях с учетом санитарно-защитных зон; разработка предложений по развитию системы природно-рекреационных территорий и восстановлению исторического озеленения; разработка мероприятий по реконструкции и развитию транспортной и инженерной инфраструктуры.
В Генеральном плане разработаны предложения по оптимизации экологической ситуации, важной составляющей которых является целенаправленное изменение функционального зонирования в сторону улучшения санитарно-гигиенических условий проживания населения. Ряд производственных объектов, расположенных в центре и жилых зонах и являющихся источниками санитарной вредности, предложено вынести за пределы селитебных зон или изменить функциональное назначение территории под устройство деловых, торговых, жилых и общественных зон (часто владельцы участков предприятий заинтересованы в таком перепрофилировании использования).
Проектное градостроительное зонирование г. Калининграда предусматривает преемственность в функциональном назначении сложившихся территориальных зон, если это не противоречит нормативным требованиям экологической безопасности, эффективного и рационального использования городских территорий.
Как принципиальная установка, Генеральным планом предусматривается сокращение доли территорий специализированного функционального назначения и увеличение многофункциональных зон (территорий смешанного использования - общественно-жилых, общественно-деловых, производственно - деловых и торговых).
В соответствии с исторической и планировочной спецификой, в Генеральном плане выделена территория особой градостроительной ценности "зона общегородского центра" в пределах исторического Внутреннего города, как многофункциональная зона с особыми требованиями по регенерации исторической среды, реконструкции и реновации фонда, благоустройству и озеленению, формированию пешеходных зон, реконструкции транспортных магистралей и строительству транспортно-пешеходных узлов в разных уровнях, устройству автостоянок с использованием подземного пространства.
Садоводческие участки на территории города занимают значительные территории и Генеральным планом рассматриваются в качестве потенциальных территорий для жилищного строительства с формированием жилых районов по типу «городов-садов» (при обязательной разработке проектов планировки, застройки, инженерного оборудования). Такое решение принято с учетом ценности городских земель для жилищного строительства, возможности поэтапного перевода земельных участков садоводств в земли с другим целевым назначением, традиционности для Калининграда малоэтажных районов жилой застройки, популярности у населения данного вида жилья.
В зонировании территории предусмотрены зоны для развития транспортного комплекса – портовых комплексов, терминалов – размещены по правому берегу Калининградского морского канала в западнее пос. Прегольский, предусмотрены зоны для развития грузовых терминалов в зоне железнодорожной станции «Дзержинская-Новая», и в коридорах внешних автомобильных и железных дорог (вне селитебных и природно-рекреационных зон). Проектом даны предложения по установлению границ промышленных узлов, которые получили картографическую привязку в составе электронной версии и показаны на чертежах. Предусматривается запрещение территориального расширения производственных зон, эффективное использование имеющихся территориальных резервов и фондов.
Территория в границах "внутреннего города" выделяется Генеральным планом в виде особой многофункциональной зоны.
Главные задачи центральной зоны: возможность реализации "столичных" функций города - представительских, административных, коммерческих, историко-культурных, туристических, жилых, информационных и других. Многофункциональность, культурное и средовое разнообразие зоны центра - главные необходимые условия выполнения перечисленных проявлений городской жизни. Центральная зона Калининграда обладает мощным потенциальным ресурсом для реорганизации и дальнейшего развития.
Проектом намечены следующие основные направления поэтапной комплексной реорганизации пространства городского центра:
Центральная площадь (территория утраченного Королевского Замка) - наиболее важный, символичный и наиболее несформированный и экономически неиспользуемый в настоящее время крупнейший участок центральной зоны. Именно здесь были допущены грубейшие и трудно поправимые градостроительные ошибки - разрушение остатков Королевского Замка и попытка сооружения административного здания (символа советской эпохи), существующего в течение 25 лет в недостроенном состоянии. Генеральным планом предлагается создание Финансово-делового и коммерческого центра, комплекса обслуживания туристов и организация специальной исторической (археологической) туристической зоны "Королевский Замок". Необходимы поиски комплексного архитектурно-планировочного и образного решения не только самой площади, но и всего пространства от Ленинского проспекта до жилых домов, включая гостиницу Калининград, южную часть территории Нижнего пруда и зону между недостроенным административным зданием и жилой застройкой. Архитектурно- градостроительную концепцию площади и прилегающей территории необходимо определить в результате проведения конкурса.
Остров Канта ( Кнайпхоф ) - который в течение 700 лет был сосредоточием культуры, духовных и материальных ценностей, с которого и теперь начинается знакомство с современным Калининградом, необходимо возродить как истинный духовный и культурно-исторический центр города. Cуществует несколько возможных вариантов застройки острова: воссоздание исторической застройки, современная архитектура с сохранением исторического масштаба и характера планировки, комбинированные решения. Функциональное назначение будущей застройки острова должно быть многоцелевым (выставочные залы, музеи, библиотеки, другие учреждения культуры и искусства, торговля и развлечения, обслуживание туристов, гостиницы, жилье, офисы, тематические зеленые пространства). Для принятия решений о застройки острова и выработки инвестиционной схемы целесообразна организация конкурсного проектирования.
Площадь Победы и прилегающие общественные зоны - современный административно - деловой, коммерческий и транспортный центр Калининграда. Проектом предлагается продолжение формирования и реорганизации сложной общественной территории, включающей Площадь Победы, площадь перед киноконцертным залом "Родина", территорию Северного вокзала, территорию бывшей Восточно-Прусской ярмарки, ул. проф. Баранова, зону Центрального рынка. Основные мероприятия – решение транспортного узла с пропуском транспорта в разных уровнях; активное использование подземного пространства для организации автостоянок; завершение строительства храма; реконструкция зоны Центрального рынка; реставрация исторических зданий; реконструкция и благоустройство зоны Северного вокзала.
Площадь Южного вокзала (пл. Калинина). Генеральным планом предлагается создание здесь Международного Транспортно-коммерческого комплекса "Открытый город". Основные градостроительные мероприятия: комплексная реконструкция площади, зданий и сооружений железнодорожного и автобусного вокзалов, мероприятия по более целесообразной организации общественного транспорта на привокзальной площади, устройство паркингов (с использованием подземного пространства), строительство общественно-делового комплекса (гостиница, торговля, офисы, представительства транспортных компаний, туристско-информационное бюро, прокат автомобилей, развлечения).
Ленинский проспект - главная улица города. Городские территории и здания вдоль Ленинского проспекта являются и в настоящее время наиболее привлекательными для строительных инвестиций. Генеральный план рассматривает Ленинский проспект как зону первоочередной градостроительной реконструкции. Это предполагает перепланировку зданий с целью создания многофункциональной среды, дополнение существующего фронта застройки вставками новых зданий различного назначения, увеличение этажности существующих зданий и устройство мансард, формирование индивидуального архитектурного решения перекрестков, организацию стоянок автотранспорта, комплексное благоустройство уличных и дворовых пространств, реконструкцию и благоустройство скверов. Существенное значение имеет комплексный подход к реконструкции не только самого фронта застройки, но и включение в зону градостроительной реорганизации прилегающих к проспекту городских территорий.
Проспект Мира – особая историческая линейная зона. Предусматривается особый режим градостроительной деятельности, учитывая его значение в плане города, исторический характер многих фрагментов застройки проспекта и его озеленения. Основное направление – развитие исторических и средовых элементов застройки улицы, поддержание ее ландшафтного оформления и благоустройство зеленых пространств, особые требования к реконструкции зданий и новому строительству. Генеральным планом подчеркивается важность композиционного, функционального и ландшафтного решения градостроительных узлов по пр. Мира, которые необходимо разработать на следующих стадиях проектирования.
Ул. Черняховского – важная торговая зона города. Реорганизация улицы предполагает реконструкцию зданий с формированием торгового фронта вдоль улицы, строительство вставок мини-маркетов, устройство паркингов для временного хранения автомобилей, формирование архитектурного стиля фасадов зданий. Возможно устройство торговых пассажей на перпендикулярных к улице направлениях. Наиболее существенный вопрос – реконструкция Центрального рынка и благоустройство всей прилегающей территории.
Советский и Московский проспекты, проспект Победы, проспект Ю. Гагарина, ул. А. Невского, Дзержинского, Суворова – линейные многофункциональные зоны вдоль главных внешних транспортных направлений. Генеральным планом предусматривается активная реорганизация территорий вдоль основных радиальных транспортных направлений – формирование новых многофункциональных комплексов зданий, реконструкция существующих зданий, реставрация исторических объектов, организация торговых и обслуживающих зон, формирование индивидуального архитектурного облика магистралей, усовершенствование профилей улиц, организация автостоянок, ландшафтное оформление улиц.
Многофункциональные обслуживающие и коммерческо-деловые центры на пересечении радиальных и кольцевых транспортных связей. Данные виды общественных комплексов размещены как на внутреннем транспортном кольце, так и по окружной автомобильной дороге. На пересечении радиальных транспортных направлений и окружной автомобильной дороги предлагается развитие транспортно-обслуживающих зон, оптовых рынков, торговых, выставочных и обслуживающих комплексов - Московский и Советский пр., ул. Дзержинского, ул. А. Невского, пр. Победы, ул. Емельянова и ее продолжение, торгово-промышленная зона Б. Исаково.
Пешеходные прогулочные и торговые пространства и площади. В каждом районе города предусмотрено восстановление исторических и создание новых пешеходных многофункциональных пространств и зон. Одна из наиболее важных зон – пешеходная улица, соединяющая Ленинский проспект и Нижний пруд.
Чрезвычайно важное композиционное и планировочное значение имеют прибрежные территории, игравшие в течение сотен лет огромное значение в общественной жизни города. Поэтому, в Генеральном плане благоустройство и строительство набережных, формирование прогулочных и общественных пространств (молов) вдоль рукавов Преголи с необходимыми объектами обслуживания отнесено к приоритетным градостроительным программам. Одно из первоочередных мероприятий – формирование фронта застройки по Старопрегольской набережной.
Центры обслуживания жилых районов
В жилых районах города необходимо продолжить формирование центров обслуживания – предлагается строительство торговых комплексов, учреждений физкультуры и спорта, строительство объектов здравоохранения, образования, культуры и искусства, организация клубов по интересам. Намечается строительство новых объектов и реконструкция существующих.
Многофункциональные производственно-деловые зоны.
В проекте Генерального плана запланированы территории для организации производственно-деловых и коммерческих зон. Они размещены, преимущественно, по периферии городской застройки вдоль кольца окружной автомобильной дороги и на внешних транспортных направлениях.
Крупные общественные объекты международного, регионального и городского значения.
Генеральным планом предлагается создание в Калининграде, как городе с особыми экономико-географическими условиями и значительным потенциалом, ряда крупных специализированных объектов. Всего предложено сооружение около 20 объектов, основными из которых являются:
Жилищная проблема является одной из самых существенных социальных проблем Калининграда и одним из приоритетных вопросов Генерального плана.
Жилые зоны представляют собой основную "ткань" городской среды и являются наиболее крупной по площади функционально-пространственной составляющей городского плана - 52% от застроенных территорий и 21% из общей площади городских земель.
Жилищный фонд Калининграда на 01.01.2003 г. составил 8.1 млн.кв. метров общей площади, средняя жилищная обеспеченность – 19,4 кв. метра общей площади на одного жителя. Отличительной особенностью фонда города является наличие значительного количества домов довоенной постройки – 2,1 млн. кв. метров общей площади ( четверть всего жилищного фонда города). Наибольшее количество довоенного жилья находится в Ленинградском и Центральном районах города. Это обстоятельство определяет необходимость резкого увеличения реконструкции и модернизации существующего фонда.
При обеспеченности в 25 кв. м на человека жилищный фонд к концу расчетного срока
в 2015 году должен составить 12 млн. кв. м общей площади, а объем нового жилищного строительства с учетом убыли части существующего фонда в связи с реконструктивными мероприятиями – примерно 4408 тыс. кв. м общей площади.
Предложения Генерального плана по реорганизации территорий жилой застройки и новому жилищному строительству опираются на комплексный градостроительный анализ территории: градостроительная, историческая ценность среды и фонда; техническое состояние и строительные характеристики фонда; распределение жилья по районам города; динамика и структура жилищного строительства; современные тенденции в жилищном строительном комплексе.
Генеральный план предлагает следующие принципы градостроительной реорганизации и развития жилых территорий:
Генеральным планом предлагается следующая структура жилищного строительства:
Для реализации запланированной жилищной программы потребуется 1130 га новых территорий. Сводные данные по новому жилищному строительству по административным районам Калининграда на 20015 г. приведены в следующей таблице.
Административные районы | Многоквартирная застройка | Индивидуальная застройка | Всего | |||
Территория микро-районов и кварталов, га | тыс.кв.м общей площади | Территории кварталов "брутто", га | тыс.кв.м общей площади | Территории, га | тыс.кв.м общей площади | |
Балтийский | 70 | 337 | 105 | 177 | 175 | 514 |
Ленинградский | 260 | 1598 | 65 | 110 | 325 | 1708 |
Московский | 160 | 975 | 115 | 189 | 275 | 1164 |
Октябрьский | 50 | 255 | 115 | 193 | 165 | 448 |
Центральный | 90 | 413 | 100 | 161 | 190 | 574 |
Всего по городу | 630 | 3578 | 500 | 830 | 1130 | 4408 |
Основными площадками нового жилищного строительства являются:
В целом по городу Генеральным планом в период первой очереди запланировано жилищное строительство в объеме 1 млн. кв. метров общей площади. К концу данного периода жилищный фонд города возрастет до 8.9 млн. кв. метров общей площади.
Градостроительная реорганизация производственных зон является одним из важнейших направлений обновления и развития городской среды. Производственные и коммунально-складские территории занимают в настоящее время в Калининграде порядка 1664 га. Генерального плана намечен комплекс разрешительных мероприятий, реализация которых должна стимулировать все виды хозяйственной активности.
Генеральным планом предлагаются следующие основные направления градостроительной реорганизации производственных территорий:
В генеральном плане разработаны основные мероприятия по градостроительной реорганизации промышленных узлов: Западного, Юго-западного, Южного, Восточного, Северного, а также Северо-западной производственной зоны (пос. А.Космодемьянского).
Во всех административных районах города на основных транспортных выходах и на пересечении радиальных магистралей с окружной автомобильной дорогой зарезервированы территории для строительства многофункциональных производственно-обслуживающих, деловых и производственно-торговых зон.
Уровень и качество жизни калининградцев в значительной мере зависят от социальной сферы города, которая включает в себя учреждения здравоохранения, объекты социальной защиты, спорта, образования, культуры и искусства, торговли, прочие объекты. В большой степени от уровня развития социальной сферы зависит привлекательность и приспособленность городской среды для развития деловых связей и туризма, участия города в международной экономической кооперации.
Предложения Генерального плана по развитию социальной инфраструктуры разработаны с учетом новых социально-экономических условий, экономико-географических особенностей и масштаба развития города, анализа современной обеспеченности населения объектами социальной сферы. В проекте выполнены соответствующие расчеты, даны предложения по составу и количеству объектов обслуживания.
Генеральным планом предлагаются следующие принципы развития отдельных видов обслуживания:
Современное направление организации объектов обслуживания – размещение их в составе многофункциональных зон, комплексов и отдельных многофункциональных зданий.
Создание в регионе современной транспортной инфраструктуры – задача первостепенной важности. Решение этой проблемы особенно важно для Калининграда – активно развивающегося города со своеобразной планировочной структурой и высоким уровнем автомобилизации. Мероприятия по совершенствованию и развитию внешнего транспорта предложены в Генеральном плане с учетом международных, федеральных, региональных и областных программ.
В проекте Генерального плана принят оптимальный вариант развития транспортной инфраструктуры, учитывающий максимальные возможности при сложившихся условиях и не нарушающий историческую среду города. В основу положены наиболее рациональные изменения и дополнения существующей транспортной сети, во многих случаях имеющие принципиальный характер, но не вступающие в решительные противоречия со сложившейся структурой города. Разрешение транспортных проблем возможно лишь при комплексном подходе, который сочетает тактичную реконструкцию сети в исторических районах с решительными мероприятиями в отдельных узловых точках
С учетом анализа реконструкции европейских городов применительно к специфическим условиям Калининграда Генеральным планом намечены основные принципиальные планировочные подходы. Проектом предлагается дальнейшее развитие радиально-кольцевой структуры магистральной улично-дорожной сети с организацией двух перспективных транспортных магистралей общегородского значения с непрерывным движением «север-юг» и «восток-запад». Основу этой системы составляют следующие крупные элементы:
При разработке проектных предложений в максимально возможной степени учтены предложения предшествующих проектно-планировочных работ, не утративших актуальности в настоящее время, в частности, предложений Генерального плана 1986 г., Комплексной схемы транспорта, Проектов детальных планировок, проектов отдельных транспортных узлов, международных проектов и программ, предложений ГИБДД г. Калининграда, других транспортных организаций и управлений.
Магистральная сеть города решена с учетом сложившейся застройки и намеченного Генеральным планом освоения новых территорий.
Для обеспечения транспортного обслуживания Генеральным планом предлагается система мероприятий по развитию системы общественного пассажирского транспорта, которая должна обеспечить потребности жителей в поездках с наименьшими затратами времени и достаточным комфортом, - трамвая, автобуса и троллейбуса. Построение схемы общественного транспорта базировалось на расчетных пассажиропотоках в соответствии с намеченным территориальным развитием города. Предлагается развитие автобусного сообщения во всех районах города, в том числе и на территориях нового строительства. Развитие линий трамвая намечено в Северном и Южном районах нового жилищного строительства. Предлагается также развитие троллейбусной сети в направлении Восточного жилого района.
Протяженность линий городского пассажирского транспорта по проекту должна составить:
В связи с резким ростом количества автомобилей индивидуальных владельцев требуется организация большого количества мест их хранения – как постоянного, так и временного. Рекомендуется постепенная реконструкция (путем строительства многоэтажных наземных и подземных гаражей) ряда существующих мест постоянного хранения автотранспорта, не соответствующих природоохранным требованиям и экологическим условиям. В проекте предусмотрено резервирование территорий для строительства 10 многоэтажных гаражей для сезонного хранения автотранспорта, расположенных в производственно- коммунальных зонах.
Система водоотведения.
Система водоотведения чрезвычайно отстала от потребностей города и по мощности и по техническому уровню. Созданная в начале века система не отвечает современным требованиям и требует полной реконструкции. Необходимость скорейшего разрешения ситуации связана и с принятыми Россией обязательствами по охране окружающей среды региона Балтийского моря, вытекающими из международных договоров и соглашений, таким образом, Калининградская область должна соответствовать не только Российским, но и Европейским требованиям.*
Основная цель данного раздела Генерального плана – определение основных направлений оптимального развития системы канализации на основе анализа сложившейся ситуации и предложений Генерального плана по территориально - планировочному развитию города.
Разработанные в проекте мероприятия по развитию системы канализации направлены на улучшение условий проживания населения, уменьшение нагрузок на природную среду, снижение загрязнения водного бассейна, почв. Для этого Генеральным планом предусматриваются основные мероприятия:
Система водоснабжения.
Разработанные Генеральным планом мероприятия направлены на улучшение условий проживания населения, экологической обстановки, вывод на нормативный уровень гигиенических показателей качества подаваемой воды, на повышение надежности водоснабжения, ресурсосбережение, а также на уменьшение зависимости от р.Преголи, как источника водоснабжения города за счет постепенного перехода на водоснабжение из подземных источников, снижения водопотребления, реконструкций сетей и сооружений водопровода. В числе основных мероприятий:
Энергоснабжение.
Основная цель настоящего раздела Генерального плана – обеспечение оптимального развития энергосистемы города, взаимоувязанного с его территориально-планировочным развитием.
В настоящее время в Калининграде собственных источников электроснабжения практически нет. Электроснабжение г. Калининграда осуществляется от энергосистемы АО “Янтарьэнерго”, входящей в состав ОЭС Северо-запада и являющейся в настоящее время дефицитной. Располагаемая мощность источников области составляет 157 МВт, что составляет около 30% потребности области в электроэнергии. Покрытие дефицита осуществляется из ЕЭС России (с использованием электроэнергии от Игналинской АЭС в Литве). В связи с недостаточностью мощности собственных источников отсутствием прямых связей с российской энергосистемой и стремлением стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу в энергосистеме Европейского союза энергетическая безопасность Калининградской области существенно снижается. Положение осложняется еще и тем, что в ближайшей перспективе Игналинская АЭС будет закрыта по требованию ЕС.
В настоящее время ведется реконструкция ТЭЦ-1 с доведением мощности до 40,6 МВт и ТЭЦ-8 (МУП ТЭЦ-8), мощностью 12 МВт. Это позволит частично обеспечить Калининград собственной электроэнергией.
Чтобы полностью обеспечить Калининградскую область собственной электроэнергией было принято решение о строительстве крупной газовой ТЭЦ. Установленная мощность ТЭЦ-2 составит - 900 МВт. Строительство объекта ведется в юго-восточной части Калининграда. По проекту предполагается, что ТЭЦ-2 полностью будет введена в эксплуатацию к 2010г, на первую очередь Генерального плана г. Калининград останется электродифицитным. Покрытие электрических нагрузок города на первую очередь будет обеспечиваться по двум ВЛ ( 330 кВ) – “Советск –Центральная” и “Советск –Северная” и частично от собственных источников – ТЭЦ-1, ТЭЦ-8, ТЭЦ-9.
Наряду с постоянными источниками электроснабжения возможно и получение дополнительной электро- и теплоэнергии от возобновляемых источников энергии, однако их использование можно рассматривать только как дополнение к постоянному источнику электроснабжения.
Особое значение для Калининградской области приобретают энергосберегающие мероприятия. Необходимо внедрение энергосберегающих мероприятий во все сферы потребления с введением дифференцированных тарифов за пользованием электроэнергией, а также уменьшение потребления электроэнергии за счет замены морально устаревшего энергоемкого оборудования городского хозяйства на более экономичное современное оборудование.
Теплоснабжение.
Тепловые нагрузки коммунально-бытовых потребителей города обеспечиваются в основном от крупных источников теплоснабжения: ТЭЦ-1, РТС "Северная", "Восточная"(КВПУ), "Южная", "Балтийская", "Заводская", котельная ДСК (Дюнная), районная бойлерная. Отпуск тепла от этих источников обеспечивает около 60 % тепловых нагрузок коммунально-бытовых потребителей. Остальные нагрузки обеспечиваются мелкими отопительными котельными.
Основное топливо мелких промышленных и коммунальных котельных - уголь. Большая часть котельных имеет физически и морально устаревшее оборудование, что приводит к загрязнению воздушного бассейна города. Значительная часть существующих мелких котельных будет ликвидироваться или выводиться в холодный резерв.
Ввиду продолжительности инвестиционного срока строительства ТЭЦ-2 и необходимости прокладки второй нитки магистрального газопровода, проектом Генерального плана предполагается проведение ряда мероприятий по организации теплоснабжения районов первоочередного строительства и увеличения надежности теплоснабжения города:
Газоснабжение.
Газоснабжение города осуществляется природным и сжиженным газом. Природный газ поступает в город по отводу от магистрального газопровода Иванцевичи-Вильнюс-Рига на две ГРС. ГРС-1 в западной части города, ГРС-2 - в северо-западной части города.
Для дальнейшего развития газоснабжения города и области, строительства ТЭЦ-2 необходимо строительство нового газопровода из России. В настоящее время ведется проектирование газопровода. Предположительно он будет проходить через территорию Литвы параллельно существующему газопроводу.
Предусматривается также реконструкция действующего газопровода с увеличением его пропускной способности.
Инженерная подготовка территории.
Цель раздела – на основании комплексного изучения и анализа природных условий, природно-техногенных процессов, их взаимного влияния на городскую среду, а также имеющихся инженерно-технических защитных и иных сооружений, предложить комплекс мероприятий по инженерной подготовке территории. Осуществление инженерных мероприятий будет способствовать дальнейшей оптимизации экологической ситуации в городе, повышению уровня благоустройства городских территорий.
Мероприятия по инженерной подготовке включают:
Предложенные проектом мероприятия по инженерной подготовке территории носят комплексный характер и будут способствовать улучшению экологического состояния городских территорий, оптимизации условий проживания населения. Это в первую очередь:
Целью разработки раздела в проекте Генерального плана является обеспечение приоритетности вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования, защиты здоровья населения и формирования экологически безопасной среды жизнедеятельности.
В проекте выполнен комплексный эколого-градостроительный анализ состояния окружающей среды города, разработаны мероприятия по оздоровлению экологической обстановки. По комплексу факторов природного, экологического и планировочного характера выделены проблемные эколого-планировочные зоны.
Зона высокого уровня загрязнения воздуха, обусловленная преимущественно выбросами автотранспорта, формируется в центральной части города. Сложная эколого-планировочная ситуация складывается в прибрежной зоне р. Преголи, где размещаются экологически вредные производства
Целью градостроительных мероприятий экологической направленности является защита селитебных территорий от неблагоприятного техногенного воздействия путем оптимальной организации и регламентации развития и использования территории города.
В соответствии с основной задачей Генерального плана - рациональной организацией территории – в проектных предложениях учтены все экологические ограничения и требования.
Основными градостроительными мероприятиями по улучшению состояния окружающей среды Калининграда являются:
В число основных мероприятий Генерального плана входит установление границ санитарно-защитных зон промышленно-коммунальных предприятий, инженерных объектов, коридоров инженерных коммуникаций и дорог, а также разработка мероприятий по защите населения в этих зонах.
Новая градостроительная концепция Калининграда и система основных мероприятий Генерального плана носят комплексный характер и направлены в целом на формирование благоприятной среды обитания, гуманной и комфортной городской среды, экологически безопасного развития города. Проведение комплекса целенаправленных градостроительных мероприятий в направлении устойчивого развития городского организма будет способствовать формированию городской среды Калининграда в русле общечеловеческих духовных и культурных ценностей, содействовать открытости города и развитию международных экономических связей.
И.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства | Н.П. Сигова |