Нелегальная занятость - вид трудовых отношений, основанных на устной договоренности, без заключения трудового договора. Законные трудовые отношения возникают между работником и работодателем только на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.
1. Претензии со стороны налоговых органов, начисление штрафных санкций и пеней.
Неправомерное не удержание и не перечисление в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 (двадцати) процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (статья 123 Кодекса). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (статья 75 Кодекса).
Процентная ставка пени принимается равной:
- для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- для организаций:
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки
(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
2. Привлечение к уголовной ответственности.
Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 (ста) тысяч до 300 (трехсот) тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 1 (одного) года до 2 (двух) лет либо принудительными работами на срок до 2 (двух) лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 (трех) лет или без такового, либо арестом на срок до 6 (шести) месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 (двух) лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 (трех) лет (статья 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
3. Отсутствие мотивации работников к труду, низкая эффективность труда.
4. Высокая текучесть кадров.
5. Высокая вероятность индивидуальных трудовых споров, обращений работников в органы власти, контролирующие органы, суды с жалобами на нарушения трудового законодательства.
6. Отрицательная репутация работодателя.
1. Отсутствие социальных гарантий граждан: возможность заявить имущественные и социальные налоговые вычеты, право на которые возникает при уплате физическими лицами налога на доходы.
2. Необходимость самостоятельного декларирования полученных доходов и уплаты налога на доходы физических лиц.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и самостоятельно уплатить налог на доходы физических лиц, указанные в декларации (статья 228 Кодекса).
3. Отсутствие отчислений страховых взносов, которые являются источником формирования будущей пенсии. При достижении пенсионного возраста таким работникам не будет назначена страховая пенсия из-за нехватки пенсионных баллов и рабочего стажа. В этом случае работник получает минимальную социальную пенсию, которая назначается позже установленного «пенсионного» возраста на 5 лет (для женщин – 65 лет, для мужчин – 70 лет к 2028 году) и размер которой значительно ниже страховой.
Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович подписал федеральный закон, устанавливающий с 1 января 2025 года минимальный размер оплаты труда в сумме 22 440 рубля в месяц.
Между Правительством Калининградской области, Калининградским областным объединением организаций профсоюзов и региональным Союзом промышленников и предпринимателей подписано трехстороннее соглашение о том, что с 1 января 2025 года минимальная заработная плата составляет 23 000 рублей. С 1 июля 2025 года планируется еще одно повышение МРОТ – до 24 000 рублей.
Все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Калининградской области обязаны выплачивать заработную плату своим работникам не менее 23 000 рублей.
Если вы оказались в ситуации, когда работодатель не желает исполнять свои законные обязательства, следует обратиться:
1. в Государственную инспекцию труда в Калининградской области по адресу: ул. Сергеева, д. 14, каб. 105, тел.: +7(4012) 99-36-14, e-mail: git39@rostrud.gov.ru, «горячая линия» по вопросам соблюдения трудового законодательства телефон: +7 902 423 18 12 (часы работы с 9-00 до 21-00);
2. О фактах неформальной занятости и выплате заработной платы в «конверте», можно сообщить в отдел социально-экономического развития администрации городского округа «Город Калининград» по телефонам +7(4012) 92-31-38, +7(4012) 92-31-31, e-mail: cityhall@klgd.ru. Звонки принимаются с понедельника по пятницу, с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00.