Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

В. Цветков

КЁНИГСБЕРГСКИЙ ЖУРНАЛ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Работая в Российской национальной библиотеке города Санкт-Петербурга в поисках материалов по истории довоенной авиации, случайно обнаружил в её фондах журнал под названием «Германская техника», издававшийся в Кенигсберге на русском языке. Так неожиданно у меня в руках оказались пожелтевшие от времени номера этого необычного издания, и я, возможно, первый из калининградцев начал с любопытством его рассматривать.

Ежемесячный иллюстрированный журнал «Германская техника» издавался Экономическим институтом для СССР и других восточно-европейских государств, участвовавших в германской Восточной ярмарке в Кенигсберге. Редакция журнала представлена инженером Г.Э. Кохом, первый номер вышел в 1922 году. Эта дата невольно ассоциируется с открытием авиалинии Кенигсберг — Москва; впрочем, эти события взаимосвязаны и приходятся на один из самых плодотворных этапов сотрудничества России и Германии. После беглого просмотра подшивки за несколько лет сложилось впечатление, что в первые годы издания журнал большое внимание уделял вопросам работы Восточной ярмарки в Кенигсберге и техническим экспонатам, которые там выставлялись. Это и понятно: издание журнала осуществлялось при непосредственной поддержке ярмарки, заинтересованной в рекламе своих товаров. Наглядное подтверждение этому - публикуемые здесь обложки журналов №4, 5, 8 за 1925 год.

С октября 1927 года изменилось место издания журнала, которое теперь обозначалось «Берлин - Кенигсберг», а с января 1930 года издание полностью переместилось в Берлин. В связи с этим уже в конце 20-х годов на страницах журнала всё реже стали появляться материалы о Кенигсберге, исчезла информация о германской Восточной ярмарке, теперь уже больше внимания стало уделяться ярмарке в Лейпциге. Увеличился объём рекламных публикаций, как мне кажется, в ущерб интересным техническим статьям.

Для калининградских краеведов могут представлять интерес в основном кёнигсбергские номера журнала. В то же время надо отметить, что журнал, как это видно из названия, несёт в себе чисто техническую информацию и не всем может быть интересен. В журнале можно найти статьи по судостроению, станкостроению, очень хорошо представлена информация по железным дорогам и паровозостроению. Вот некоторые названия этих статей: «Первый паровоз высокого давления» (№7, 1926); «Новый германский турбопаровоз» (№9, 1926); «Усовершенствованный тип верхнего строения германских железных дорог на ребристых подкладках и деревянных шпалах» (№10, 1927); «Новый паровоз германских железных дорог с рабочим давлением пара в 120 атм.» (№10, 1930); «Германские типы паровозов для государственных железных дорог Югославии» (№8, 1931) и др. Все статьи дополнены иллюстрациями хорошего качества, что выгодно отличает журнал от аналогичных отечественных довоенных изданий. Интересно отметить, что среди авторов статей очень многие с русскими фамилиями.

В тот раз мои поиски в области авиации не увенчались успехом, в журнале данная тема была представлена очень слабо, однако это в полной мере компенсировалось открытием ранее не известного широкой публике кёнигсбергского издания. Настоящую статью можно назвать повторной, как принято теперь говорить, презентацией журнала «Германская техника»: первый раз это произошло в 1922 году в Кенигсберге, второй - 80 лет спустя в Калининграде.

Обложка журнала 'Германская техника' № 4 а 1925 год
Обложка журнала 'Германская техника' № 4 а 1925 год
(Российская национальная библиотека, г.Санкт-Петербург)
Обложка журнала 'Германская техника' № 5 а 1925 год
Обложка журнала 'Германская техника' № 5 а 1925 год
(Российская национальная библиотека, г.Санкт-Петербург)
Обложка журнала 'Германская техника' № 8 а 1925 год
Обложка журнала 'Германская техника' № 8 а 1925 год
(Российская национальная библиотека, г.Санкт-Петербург)


Страница 7 из журнала 'Германская техника' № 5 а 1926 год
Страница 7 из журнала 'Германская техника' № 5 а 1926 год
(Российская национальная библиотека, г.Санкт-Петербург)
Страница 8 из журнала 'Германская техника' № 5 а 1926 год
Страница 8 из журнала 'Германская техника' № 5 а 1926 год
(Российская национальная библиотека, г.Санкт-Петербург)