Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

Б. Оралбеков

ЮЛИУС РУПП

Любой калининградец или гость нашего города, посетивший Кафедральный собор, непременно обратит внимание на небольшую каменную стелу, на которой высечены такие слова: "Кто не живет по правде, которую познал, тот сам - злейший враг правды. Ю.Рупп". Невольно хочется узнать об авторе этого изречения чуть подробнее. Ниже речь пойдёт об Юлиусе Руппе - прогрессивном деятеле либерального движения.

Появление такой яркой личности в провинциальном Кёнигсберге в начале 19 века - явление закономерное, ибо наступало время во всех отношениях весьма бурное: наполеоновские войны, пребывание в Пруссии войск "двунадесяти языцех", патриотический подъём по освобождению Родины от захватчиков совместно с русской армией. Тихую, далёкую от политических и военных бурь, строго размеренную жизнь бюргеров потом опалили всполохи революции 1848 года. Юлиус Рупп стал словно предтечей будущих событий. И, возможно, не случайно из его семьи вышли художница Кете Кольвиц и её брат Конрад Шмидт, социал-демократ, один из корреспондентов Фридриха Энгельса.

Наш интерес к Юлиусу Руппу объясняется ещё и тем, что мы стремимся интегрироваться с духовным ареалом всей Европы, стараемся вникнуть в суть духовных и политических явлений не только сегодняшнего дня, но и далёкого прошлого, занять достойное место в отечественной истории и культуре. К тому же ныне происходит церковно-христианский ренессанс; а идеи Ю. Руппа, своеобразно трактующие христианское учение, становятся актуальными при изучении его творческой деятельности.

Фридрих Юлиус Леопольд Рупп родился в Кёнигсберге 13 августа 1809 года в многодетной семье таможенного бухгалтера Иоанна и его жены Матильды Шиллер. Юный Рупп сначала посещал Альтштадтскую гимназию, по окончанию которой в 1827-1830 годах изучал теологию и философию в Кёнигсбергском университете - Альбертине. По предложению теологического факультета и получив академическую степень "лицентиата", Юлиус Рупп отправился на пасторский семинар в Виттеберг, где проучился до 1831 года. Выдержал экзамен на степень доктора философского факультета и приобрёл право читать лекции в университетах и на других кафедрах.

С осени 1832 года Рупп работает учителем в Альтштадтской гимназии, вначале как испытуемый, а потом как полноправный педагог старших классов. Одновременно он преподаёт в Лёбенихтской высшей бюргерской школе. Ко дню Святого Михаила (29 сентября 1834 года) провинциальная школьная Коллегия посылает Руппа в Мариенвердер в качестве представителя проректора, а летом 1835 года отзывает обратно в Кёнигсберг в Альтштадтскую гимназию на должность ординарного преподавателя истории.

Вскоре в жизни Юлиуса Руппа происходит знаменательное событие: 22 апреля 1842 года его посвящают в духовный сан и назначают дивизионным проповедником 1-ой дивизии. Позднее в 1844 году Юлиуса Руппа выбрали на должность директора Кнайпхофской гимназии, но он не был утверждён из-за крамольных высказываний. Крамола же заключалась в том, что Ю. Рупп произнёс проповедь в Замковой церкви, в которой выразил несогласие с учением Афанасия Александрийского (295-373), грозящего проклятиями и ужасами Апокалипсиса. Учению Афанасия Юлиус Рупп противопоставлял благосты Христа. Собственно говоря, Рупп проявил вольнодумство, развивая некоторые идеи И. Канта. В год университетского юбилея (1844 год) Рупп взялся за редактирование "Христианского народного листа", явно вступая в большое противостояние с ортодоксальной лютеранской религией. За деятельность, несовместимую с официальной церковью, Юлиус Рупп был отстранён от церковной службы, а в 1845 году - освобождён от должности дивизионного священника.

Юлиус Рупп, таким образом, окончательно отказался от афанасьевской веры в исповедание, в догматическое описание Троицы и в человеческую сущность Иисуса Христа. Юлиус Рупп считал Христа только Богом. А Самого Бога Рупп полагал Единым, а не Триединым. Отрицая духовную необходимость исповеди, Рупп стал на позиции ведения безгреховного образа жизни. При этом он не воспринял крайности кальвинизма, с его суровой аскетичностью и культовой замкнутостью.

В январе 1846 года Юлиус Рупп со 150-ю приверженцами основал "Свободную евангельскую общину" - первую подобного рода в Германии. Он стал её руководителем и бессменным проповедником, завоевав среди членов общины непрерикаемый авторитет как оратор и писатель. Вдова янтарного магната Эмилия Дуглас даже пожертвовала общине дом на Пауперхауз рядом с Кафердальным собором и с участком земли.

Но не унимались и противники, которые завели на Юлиуса Руппа целое "дело". Консистория приступила к расследованию деятельности Ю. Руппа не совсем праведными методами. Защитник Ульрих сокрушенно говорил о "невозможности провести правильную защиту, потому что акты дисциплинарного расследования, перед их вручением министру по делам культов, были фальсифицированы не в пользу Руппа!" Те, кто близко сталкивался с Юлиусом Руппом в повседневной жизни, никак не могли поверить, что он мог кому-то повредить, кого-то огорчить. В большой статье от 16 февраля 1848 года "Иллюстрированная газета" отметила: "Его бледный лик, несмотря на глубокие морщины, появившиеся вследствие длительных страданий, забот и серьёзных размышлений, может озариться самой весёлой улыбкой. Этот лик совсем не похож на портрет человека с саркастической высокомерной ухмылкой, созданной молвой... Его дом - это обитель мира, пример умиротворения, гражданской простоты и порядка".

Юлиус Рупп тяжело переживал судебные преследования, наложения штрафов и даже недолгие тюремные заключения. Однако он продолжал свою общественно-церковную деятельность. В его общине "Друзья света" христианские идеи сливались с социалистическими. Община была устроена по принципу раннехристианских сообществ, где проповедовалось равенство, братство, простота общения и быта, идеи свободы и мечты о справедливом обществе. Приверженцы Юлиуса Руппа дважды избирали его в палату депутатов прусского парламента в 1849 и в 1862-1863 годах; он представлял в Берлине интересы восточнопрусского благотворительного объединения имени Густава-Адольфа, в котором председательствовал с 1846 года. В январе 1848 года Юлиус Рупп приступил к изданию новой еженедельной газеты "Народный курьер" с подзаголовком - "Справедливость!".

Заметным событием в жизни учёного стало его назначение на пост экстраординарного профессора по истории немецкой литературы. За него особенно хлопотали студенты, но нашлись и противники этого назначения. Основным мотивом недоброжелателей стало то, что Ю. Рупп никогда серьёзно не занимался филологическими исследованиями. Но подоплёка аргументов была совсем иной: публичная критика прусской государственной церкви, высказывания по поводу несоблюдения королём конституционных обещаний. Поэтому уже 31 июля 1851 года решением министра культуры Юлиус Рупп лишается права читать лекции в университете.

Юлиус Рупп прожил долгую, содержательную жизнь. Его всегда отличали высокая нравственность и верность светлым идеалам. Его дети и потомки тоже прожили достойную жизнь. В родном городе его деятельность оставила глубокий след. В 1927 году его именем назвали одну из улиц в Кнайпхофе. Его внучка Кете Кольвиц на большом валуне прикрепила бронзовый барельеф деда и памятник открыли 13 августа 1909 года к столетию со дня рождения Юлиуса Руппа. На доме по Пауперхауз № 5 укрепили памятную доску. Юлиус Рупп скончался в Кёнигсберге 11 июля 1884 года после долгой болезни, почти слепой и лишённый голоса. Тело проповедника с почестями похоронили на кладбище "Свободной общины" возле Королевских ворот и там установили памятный знак. В архивах до сих пор хранятся рукописи Юлиуса Руппа, его труды, подшивки газет "Христианского народного листа" и "Народного курьера". Жизнь и деятельность Юлиуса Руппа достойны внимания и уважения.

Список литературы
1. "Dr. Julius Rupp und die freie evangelische Gemeinde zu Konigsberg in Preuβen". Aus "Illustrierte Zeitung" vom 16. Februar 1848. Konigsberger Burgerbrief № 48. ["Юлиус Рупп и свободная евангельская община". Из "Иллюстрированной газеты" от 16 февраля 1848 года, перепечатка в "Кёнигсбергер Бюргербриф" № 48 за 1997 год (немецкий язык)].
2. Weisfert, Julius Nicolaus. "Lexikon der Stadt Konigsberg und Umgebung". Hieldesheim, 1975. [Юлиус Николаус Вайсферт "Лексикон Кёнигсберга и его окрестностей", Хильдесхайм - Нью-Йорк, 1975, стр. 13 (немецкий язык)].
3. Muhlpfordt, Herbert Meinhardt. "Konigsberg von A bis Z, ein Stadtlexikon". 1972. [Х. Мюльфордт "Кёнигсберг от А до Зет", 1972 (немецкий язык)].
4. Armstedt, Richard. "Heimatkunde von Konigsberg". 1895 [Р. Армштедт "Краеведение Кенигсберга и его окрестностей", Кёнигсберг, 1895 (немецкий язык)].
5. Schmidtke, Martin. "Konigsberg in Preuβen". Husum. 1997. [Мартин Шмидтке "Кёнигсберг в Пруссии", Хузум, 1997 (немецкий язык)].
6. Hermanowski, Georg. "Lexikon Ostpreuβen". 1992. [Георг Германовски "Лексикон Восточной Пруссии", 1992 (немецкий язык)].
7. Мевес У. "От Карла Лахмана до Юлиуса Цахера", лекция на юбилейной международной конференции, повсящённой 450-летию Альбертины. Калининград, выпуск № 9 "Филология", 1994.
8. Kollwitz, Kathe. "Die Tagebucher". Berlin. 1989. [Кете Кольвиц "Дневники", Кёльн, 1989 (немецкий язык)].
9. Кольвиц Кете. Дневники. Письма. Воспоминания современников. М., 1980.
10. Glaas, Horst. "Teolog und Reformator". "Konigsberger Exspress" № 12. 1997. [Хорст Глаз "Теолог и реформатор", газета "Кёнигсбергер экспресс" № 12 за 1997 год (немецкий язык)].
11. Губин А. Дед и внучка // Калининградский комсомолец. 1989. 1 апреля.
12. Губин А. О памятнике Юлиусу Руппу // Калининградская правда. 1990. 19 апреля.
13. В дар городу // Калининградский комсомолец. 1991. 11 мая.
14. Клемешева И. Непокорённый депутат // Страж Балтики. 1989. 26 февраля
15. Калганова Э. Путешествуйте по Калининградской области. Калининград, 1961.
16. Календарь знаменательных событий за 1999 год. Калининград, 1999.
17. Зорин В. Юлиус Рупп // Кёнигсбергский курьер. 1993. № 6.
18. Петров Н. Бедный, бедный Рупп // Калининградская вечёрка. 2002. № 102.
Юлиус Рупп
Юлиус Рупп
(Журнал "Бюргербриф" № 48)