Б. Оралбеков
Любой калининградец или гость нашего города, посетивший Кафедральный собор, непременно обратит внимание на небольшую каменную стелу, на которой высечены такие слова: "Кто не живет по правде, которую познал, тот сам - злейший враг правды. Ю.Рупп". Невольно хочется узнать об авторе этого изречения чуть подробнее. Ниже речь пойдёт об Юлиусе Руппе - прогрессивном деятеле либерального движения.
Появление такой яркой личности в провинциальном Кёнигсберге в начале 19 века - явление закономерное, ибо наступало время во всех отношениях весьма бурное: наполеоновские войны, пребывание в Пруссии войск "двунадесяти языцех", патриотический подъём по освобождению Родины от захватчиков совместно с русской армией. Тихую, далёкую от политических и военных бурь, строго размеренную жизнь бюргеров потом опалили всполохи революции 1848 года. Юлиус Рупп стал словно предтечей будущих событий. И, возможно, не случайно из его семьи вышли художница Кете Кольвиц и её брат Конрад Шмидт, социал-демократ, один из корреспондентов Фридриха Энгельса.
Наш интерес к Юлиусу Руппу объясняется ещё и тем, что мы стремимся интегрироваться с духовным ареалом всей Европы, стараемся вникнуть в суть духовных и политических явлений не только сегодняшнего дня, но и далёкого прошлого, занять достойное место в отечественной истории и культуре. К тому же ныне происходит церковно-христианский ренессанс; а идеи Ю. Руппа, своеобразно трактующие христианское учение, становятся актуальными при изучении его творческой деятельности.
Фридрих Юлиус Леопольд Рупп родился в Кёнигсберге 13 августа 1809 года в многодетной семье таможенного бухгалтера Иоанна и его жены Матильды Шиллер. Юный Рупп сначала посещал Альтштадтскую гимназию, по окончанию которой в 1827-1830 годах изучал теологию и философию в Кёнигсбергском университете - Альбертине. По предложению теологического факультета и получив академическую степень "лицентиата", Юлиус Рупп отправился на пасторский семинар в Виттеберг, где проучился до 1831 года. Выдержал экзамен на степень доктора философского факультета и приобрёл право читать лекции в университетах и на других кафедрах.
С осени 1832 года Рупп работает учителем в Альтштадтской гимназии, вначале как испытуемый, а потом как полноправный педагог старших классов. Одновременно он преподаёт в Лёбенихтской высшей бюргерской школе. Ко дню Святого Михаила (29 сентября 1834 года) провинциальная школьная Коллегия посылает Руппа в Мариенвердер в качестве представителя проректора, а летом 1835 года отзывает обратно в Кёнигсберг в Альтштадтскую гимназию на должность ординарного преподавателя истории.
Вскоре в жизни Юлиуса Руппа происходит знаменательное событие: 22 апреля 1842 года его посвящают в духовный сан и назначают дивизионным проповедником 1-ой дивизии. Позднее в 1844 году Юлиуса Руппа выбрали на должность директора Кнайпхофской гимназии, но он не был утверждён из-за крамольных высказываний. Крамола же заключалась в том, что Ю. Рупп произнёс проповедь в Замковой церкви, в которой выразил несогласие с учением Афанасия Александрийского (295-373), грозящего проклятиями и ужасами Апокалипсиса. Учению Афанасия Юлиус Рупп противопоставлял благосты Христа. Собственно говоря, Рупп проявил вольнодумство, развивая некоторые идеи И. Канта. В год университетского юбилея (1844 год) Рупп взялся за редактирование "Христианского народного листа", явно вступая в большое противостояние с ортодоксальной лютеранской религией. За деятельность, несовместимую с официальной церковью, Юлиус Рупп был отстранён от церковной службы, а в 1845 году - освобождён от должности дивизионного священника.
Юлиус Рупп, таким образом, окончательно отказался от афанасьевской веры в исповедание, в догматическое описание Троицы и в человеческую сущность Иисуса Христа. Юлиус Рупп считал Христа только Богом. А Самого Бога Рупп полагал Единым, а не Триединым. Отрицая духовную необходимость исповеди, Рупп стал на позиции ведения безгреховного образа жизни. При этом он не воспринял крайности кальвинизма, с его суровой аскетичностью и культовой замкнутостью.
В январе 1846 года Юлиус Рупп со 150-ю приверженцами основал "Свободную евангельскую общину" - первую подобного рода в Германии. Он стал её руководителем и бессменным проповедником, завоевав среди членов общины непрерикаемый авторитет как оратор и писатель. Вдова янтарного магната Эмилия Дуглас даже пожертвовала общине дом на Пауперхауз рядом с Кафердальным собором и с участком земли.
Но не унимались и противники, которые завели на Юлиуса Руппа целое "дело". Консистория приступила к расследованию деятельности Ю. Руппа не совсем праведными методами. Защитник Ульрих сокрушенно говорил о "невозможности провести правильную защиту, потому что акты дисциплинарного расследования, перед их вручением министру по делам культов, были фальсифицированы не в пользу Руппа!" Те, кто близко сталкивался с Юлиусом Руппом в повседневной жизни, никак не могли поверить, что он мог кому-то повредить, кого-то огорчить. В большой статье от 16 февраля 1848 года "Иллюстрированная газета" отметила: "Его бледный лик, несмотря на глубокие морщины, появившиеся вследствие длительных страданий, забот и серьёзных размышлений, может озариться самой весёлой улыбкой. Этот лик совсем не похож на портрет человека с саркастической высокомерной ухмылкой, созданной молвой... Его дом - это обитель мира, пример умиротворения, гражданской простоты и порядка".
Юлиус Рупп тяжело переживал судебные преследования, наложения штрафов и даже недолгие тюремные заключения. Однако он продолжал свою общественно-церковную деятельность. В его общине "Друзья света" христианские идеи сливались с социалистическими. Община была устроена по принципу раннехристианских сообществ, где проповедовалось равенство, братство, простота общения и быта, идеи свободы и мечты о справедливом обществе. Приверженцы Юлиуса Руппа дважды избирали его в палату депутатов прусского парламента в 1849 и в 1862-1863 годах; он представлял в Берлине интересы восточнопрусского благотворительного объединения имени Густава-Адольфа, в котором председательствовал с 1846 года. В январе 1848 года Юлиус Рупп приступил к изданию новой еженедельной газеты "Народный курьер" с подзаголовком - "Справедливость!".
Заметным событием в жизни учёного стало его назначение на пост экстраординарного профессора по истории немецкой литературы. За него особенно хлопотали студенты, но нашлись и противники этого назначения. Основным мотивом недоброжелателей стало то, что Ю. Рупп никогда серьёзно не занимался филологическими исследованиями. Но подоплёка аргументов была совсем иной: публичная критика прусской государственной церкви, высказывания по поводу несоблюдения королём конституционных обещаний. Поэтому уже 31 июля 1851 года решением министра культуры Юлиус Рупп лишается права читать лекции в университете.
Юлиус Рупп прожил долгую, содержательную жизнь. Его всегда отличали высокая нравственность и верность светлым идеалам. Его дети и потомки тоже прожили достойную жизнь. В родном городе его деятельность оставила глубокий след. В 1927 году его именем назвали одну из улиц в Кнайпхофе. Его внучка Кете Кольвиц на большом валуне прикрепила бронзовый барельеф деда и памятник открыли 13 августа 1909 года к столетию со дня рождения Юлиуса Руппа. На доме по Пауперхауз № 5 укрепили памятную доску. Юлиус Рупп скончался в Кёнигсберге 11 июля 1884 года после долгой болезни, почти слепой и лишённый голоса. Тело проповедника с почестями похоронили на кладбище "Свободной общины" возле Королевских ворот и там установили памятный знак. В архивах до сих пор хранятся рукописи Юлиуса Руппа, его труды, подшивки газет "Христианского народного листа" и "Народного курьера". Жизнь и деятельность Юлиуса Руппа достойны внимания и уважения.
Юлиус Рупп (Журнал "Бюргербриф" № 48) |