РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД" ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 мая 2009 года N 750 г.Калининград Об организации и ведении гражданской обороны в городском округе "Город Калининград" В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Указом Губернатора Калининградской области от 28 октября 2008 года N 63 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Калининградской области" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Положение об организации и ведении гражданской обороны в городском округе "Город Калининград" согласно приложению. 2. Управляющему делами администрации городского округа С.В.Воропаеву обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации, председателя комитета городского хозяйства Д.О.Смирнову. Глава администрации Ф.Ф. Лапин Приложение к постановлению главы администрации городского округа "Город Калининград" от 25 мая 2009г. N 750 ПОЛОЖЕНИЕ об организации и ведении гражданской обороны в городском округе "Город Калининград" I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом МЧС России от 14 ноября 2008г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", Указом губернатора Калининградской области от 28 октября 2008 года N 63 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Калининградской области" и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в городском округе "Город Калининград" (далее - городской округ). 1.2. Мероприятия по гражданской обороне организуются в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городском округе. 1.3. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) городского округа. 1.4. План основных мероприятий городского округа на год разрабатывается муниципальным учреждением "Управление по делам ГО и ЧС города Калининграда" (далее - МУ "Управление по делам ГО и ЧС города Калининграда") и согласовывается с Главным управлением МЧС России по Калининградской области. Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории городского округа в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций. 1.5. Ведение гражданской обороны в городском округе заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории городского округа от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения городского округа. 1.6. План гражданской обороны и защиты населения городского округа определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 1.7. Администрация городского округа в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создает и содержит силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планирует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне. 1.8. По решению администрации городского округа могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами в соответствующих положениях о спасательных службах. В состав спасательной службы городского округа входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вид и количество спасательных служб, создаваемых администрацией городского округа, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения задач. Положение о спасательной службе городского округа разрабатывается руководителем спасательной службы совместно с МУ "Управление по делам ГО и ЧС города Калининграда", согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы Калининградской области и утверждается главой администрации городского округа. 1.9. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимает руководитель гражданской обороны городского округа в отношении созданных им сил гражданской обороны. 1.10. Руководство гражданской обороной на территории городского округа осуществляет глава администрации городского округа. Глава администрации городского округа несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. 1.11. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в городском округе, являются: муниципальное учреждение "Управление по делам ГО и ЧС города Калининграда", уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при администрации городского округа; штабы спасательных служб городского округа. 1.12. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории городского округа организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее-информация) и обмен ею. На территории городского округа сбор и обмен информацией осуществляются органом повседневного управления городского округа (оперативно-диспетчерским отделом (далее - ОДО) администрации городского округа), а также организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, и организациями, имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. ОДО администрации городского округа представляет информацию в центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Калининградской области (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по Калининградской области), организации - в ОДО администрации городского округа и федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся. 1.13. Мероприятия по гражданской обороне в городском округе осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, Губернатора Калининградской области и Правительства Калининградской области, и настоящим Положением. II. Участие администрации городского округа в решении задач гражданской обороны Администрация городского округа в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет следующие основные мероприятия: 2.1. По обучению населения в области гражданской обороны: утверждение примерных программ обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований; организация обучения населения городского округа способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организация обучения личного состава территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований городского округа; организация повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны городского округа в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию; пропаганда знаний в области гражданской обороны. 2.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организация комплексного использования средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею. 2.3. По эвакуации населения в безопасные районы: организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в городском округе в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; руководство подготовкой районов размещения населения, подлежащего эвакуации; руководство созданием и организацией деятельности эвакуационных органов, а также подготовкой их личного состава. 2.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты: организация поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны, предоставленных городскому округу установленным порядком; разработка плана наращивания инженерной защиты городского округа; организация приспособления в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений для укрытия населения; планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время; организация укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; организация накопления, хранения, освежения средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты (далее - средств индивидуальной защиты) для обеспечения ими детей, неработающих пенсионеров и другого неработающего населения (далее - населения); утверждение мероприятий по выдаче средств индивидуальной защиты населению; организация выдачи населению средств индивидуальной защиты. 2.5. По световой и другим видам маскировки: определение перечня объектов, подлежащих маскировке; организация планирования комплексной маскировки города; организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и других видов маскировки; организация проведения инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков города. 2.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: руководство созданием, оснащением и подготовкой в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планированием их действий; организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ. 2.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер: организация планирования основных видов жизнеобеспечения населения; организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами; предоставление населению коммунально-бытовых услуг; проведение лечебно-эвакуационных мероприятий; развертывание необходимой лечебной базы в местах размещения эвакуированного населения, организация их энерго- и водоснабжения; оказание населению медицинской помощи; определение численности населения, оставшегося без жилья; инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения; размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда; предоставление населению информационно-психологической поддержки. 2.8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению): организация сбора информации о радиационной, химической, биологической (бактериологической) обстановке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и обмена ею на основании договоров, соглашений и иных документов; утверждение режимов поведения населения на радиоактивно зараженной местности. 2.9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ; организация создания, содержания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для санитарной обработки населения, обеззараживания зданий, сооружений и территорий, специальной обработки техники; организация санитарной обработки населения, обеззараживания зданий, сооружений и территорий, специальной обработки техники. 2.10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций: организация взаимодействия с УВД по Калининградской области, УФСБ по Калининградской области и начальником Калининградского военного гарнизона по вопросам: - восстановления и охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения; - обеспечения беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - осуществления пропускного режима и поддержания общественного порядка в очагах поражения; - усиления охраны объектов жизнеобеспечения. 2.11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий; организация создания запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем тепло - и водоснабжения; организация создания и подготовки резерва мобильных средств для очистки и транспортировки воды; организация создания на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; организация создания запасов резервуаров и емкостей, сборноразборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для коммунального снабжения населения. 2.12. По срочному захоронению трупов в военное время: заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений; организация создания, подготовки и обеспечения готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций; организация оборудования мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших; организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших. 2.13. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования жизнеобеспечения и выживания населения в военное время: создание и организация работы в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования экономики городского округа; организация рационального размещения объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе при проектировании зданий и сооружений; организация планирования, подготовки и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах жизнеобеспечения, продолжающих работу в военное время; организация заблаговременного создания запасов материально-технических средств, необходимых для восстановления производственного процесса; организация создания страхового фонда документации. 2.14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны: организация создания и оснащения сил гражданской обороны; организация подготовки сил гражданской обороны к действиям; утверждение планов действий сил гражданской обороны; определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий. III. Участие МУ "Управление по делам ГО и ЧС города Калининграда" в решении задач гражданской обороны МУ "Управление по делам ГО и ЧС города Калининграда" в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет следующие основные мероприятия: 3.1. По обучению населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей городского округа на основе программ, утвержденных Правительством Калининградской области, примерных программ обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований; планирование подготовки и обучения населения городского округа способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; контроль обучения личного состава территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований городского округа; планирование учений и тренировок по гражданской обороне; организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников и личного состава формирований организаций, находящихся на территории городского округа; методическое руководство созданием и оснащением учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организацией их деятельности; пропаганда знаний в области гражданской обороны. 3.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею. 3.3. По эвакуации населения в безопасные районы: участие в планировании мероприятий по эвакуации (временному отселению) населения, материальных и культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации в безопасные районы; методическое руководство созданием и организацией деятельности эвакуационных органов, а также подготовкой их личного состава. 3.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты: проверка готовности к использованию по предназначению защитных сооружений гражданской обороны, предоставленных городскому округу установленным порядком; участие в разработке плана наращивания инженерной защиты городского округа; участие в планировании приспособления в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений для укрытия населения; участие в планировании строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время; ведение учета наличия и состояния фонда защитных сооружений гражданской обороны предоставленных городскому округу установленным порядком; планирование накопления, хранения, освежения средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты (далее - средств индивидуальной защиты) для обеспечения ими детей, неработающих пенсионеров и другого неработающего населения (далее - населения); разработка мероприятий по выдаче средств индивидуальной защиты населению. 3.5. По световой и другим видам маскировки: участие в составлении перечня объектов, подлежащих маскировке; участие в разработке плана осуществления комплексной маскировки города; участие в планировании инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков города. 3.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: организация в пределах своей компетенции и обеспечение поддержания в установленной готовности сил и средств гражданской обороны. 3.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер: участие в планировании организации основных видов жизнеобеспечения населения; организация планирования создания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. 3.8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению): сбор информации о радиационной, химической, биологической (бактериологической) обстановке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и обмен ею на основании договоров, соглашений и иных документов; выбор режимов поведения населения на радиоактивно зараженной местности. 3.9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: заблаговременное проведение расчетов по созданию запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ; методическое руководство созданием, содержанием и организацией деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для санитарной обработки населения, обеззараживания зданий, сооружений и территорий, специальной обработки техники; методическое руководство санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий, сооружений и территорий, специальной обработкой техники. 3.10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций: планирование взаимодействия с УВД по Калининградской области, УФСБ по Калининградской области и начальником Калининградского военного гарнизона по вопросам: - восстановления и охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения; - обеспечения беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - осуществления пропускного режима и поддержания общественного порядка в очагах поражения; - усиления охраны объектов жизнеобеспечения. 3.11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: контроль готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработки планов их действий; контроль создания запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем тепло- и водоснабжения; контроль создания и подготовка резерва мобильных средств для очистки, и транспортировки воды; контроль создания на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; контроль создания запасов резервуаров и емкостей, сборноразборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения. 3.12. По срочному захоронению трупов в военное время: методическое руководство созданием, подготовкой и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций. 3.13. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время: участие в организации работы в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования экономики городского округа; согласование проектов размещения объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; согласование в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе при проектировании зданий и сооружений; участие в планировании, подготовке и проведении аварийноспасательных и других неотложных работ на объектах жизнеобеспечения, продолжающих работу в военное время; контроль создания страхового фонда документации; участие в планировании мероприятий по защите производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения. 3.14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны: планирование создания и оснащения территориальных сил гражданской обороны городского округа; контроль подготовки сил гражданской обороны к действиям, проведения учений и тренировок по гражданской обороне; контроль разработки и корректировки планов действий сил гражданской обороны; планирование взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннего обеспечение их действий. IV. Нормативное правовое регулирование в области организации и ведения гражданской обороны в городском округе 4.1. Администрация городского округа в соответствии с полномочиями осуществляет нормативное правовое регулирование в области организации и ведения гражданской обороны, в том числе по вопросам: организации проведения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Калининградской области, разработки и реализации плана гражданской обороны и защиты населения городского округа; осуществления мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности; организации подготовки и обучения населения в области гражданской обороны; поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны; планирования мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения в военное время; создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. V. Заключительные положения 5.1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.2. Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации норм и требований в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.