РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Городской Совет депутатов Калининграда
(третьего созыва)
РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2005 года N 459
г.Калининград
Об утверждении Программы по
оздоровлению экологической
обстановки в г. Калининграде на
2006-
Заслушав и обсудив информацию председателя комиссии по
градорегулированию, природопользованию и экологии Карпушенко С.П.
об утверждении Программы по оздоровлению экологической обстановки в
г. Калининграде на 2006-2008г.г., городской Совет
Р Е Ш И Л:
1. Утвердить Программу по оздоровлению экологической
обстановки в г. Калининграде на 2006-
2. Опубликовать решение в газете "Гражданин".
3. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по
градорегулированию, природопользованию и экологии (Карпушенко
С.П.).
Председатель городского Совета
депутатов Калининграда Е.В. Ган
Приложение
к решению городского Совета
депутатов Калининграда
N 459 от 26 декабря
ПРОГРАММА
по оздоровлению экологической
обстановки в г.Калининграде на 2006-
Калининград
2005 год
ПАСПОРТ
Программы
по оздоровлению экологической обстановки
в г. Калининграде на 2006-
_________________________________________________________________________
│ 1. Наименование │ Программа мероприятий по оздоровлению │
│ Программы │ экологической обстановки в │
│ │ г.Калининграде на 2006-
_________________________________________________________________________
│ 2. Основание для │ Необходимость в разработке программы │
│ разработки │ мероприятий по оздоровлению │
│ Программы │ экологической обстановки возникла │
│ │ вследствие внесения Государственной │
│ │ Думой изменений в бюджетный Кодекс, │
│ │ предусматривающих направление 40 % │
│ │ средств от платежей за негативное │
│ │ воздействие на окружающую среду в │
│ │ местный бюджет. │
│ │ Настоящая Программа разработана в │
│ │ соответствии с Федеральным законом от │
│ │ 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей │
│ │ среды", Законом Калининградской области │
│ │ от 21.06.1999г. N 133 "Об экологической │
│ │ политике в Калининградской области", │
│ │ Федеральным Законом от 24.06.1998г. N 89- │
│ │ ФЗ "Об отходах производства и │
│ │ потребления". │
_________________________________________________________________________
│ 3. Заказчик │ Мэрия г.Калининграда │
_________________________________________________________________________
│ 4. Разработчики │ Комитет жилищно-коммунального хозяйства │
│ Программы │ мэрии г.Калининграда │
_________________________________________________________________________
│ 5. Исполнители │ Комитет жилищно-коммунального хозяйства, │
│ │ отдел по делам молодежи мэрии │
│ │ г.Калининграда, МУ "Экологический центр │
│ │ "ЕКАТ-Калининград", МУП "Гидротехник", │
│ │ МУП "Калининградтеплосеть", МУП │
│ │ "Водоканал", ООО "Союз- ТТМ", ООО │
│ │ "Тиминвестстрой", ЗАО "Цепрусс", ФГУ │
│ │ "Калининградский центр по │
│ │ гидрометеорологии и мониторингу │
│ │ окружающей среды", ФГУ "Центр │
│ │ лабораторного анализа и технических │
│ │ измерений по Калининградской области │
│ │ (ЦЛАТИ по Калининградской области), │
│ │ Территориальное управление Федеральной │
│ │ службы по надзору в сфере защиты прав │
│ │ потребителей и благополучия человека по │
│ │ Калининградской области, Невско- │
│ │ Ладожское бассейновое водное управление. │
│ │ ОАО "Институт Запводпроект", , ООО │
│ │ "Синтез"Лтд, Калининградский областной │
│ │ детский Центр экологического образования │
│ │ и туризма, экологическая организация │
│ │ "Гид" и другие общественные │
│ │ экологические организации │
_________________________________________________________________________
│ 6. Цель Программы │ Обеспечение реализации законодательства │
│ │ по охране окружающей среды в городе │
│ │ Калининграде в целях формирования │
│ │ благоприятной окружающей среды и охраны │
│ │ здоровья населения, изучение │
│ │ экологической обстановки, оценки │
│ │ воздействия деятельности человека на │
│ │ окружающую среду, информирование │
│ │ населения о состоянии окружающей среды, │
│ │ повышение уровня экологического │
│ │ воспитания и образования. │
_________________________________________________________________________
│ 7. Задачи Программы │ Предупреждение и ликвидация последствий │
│ │ стихийных природных процессов и явлений, │
│ │ а также аварийных ситуаций, причиняющих │
│ │ ущерб окружающей среде. │
│ │ Совершенствование системы утилизации │
│ │ отходов производства и потребления. │
_________________________________________________________________________
│ 8. Срок реализации │ Срок реализации Программы - 3 года, │
│ Программы │ 2006 - 2008г.г. │
_________________________________________________________________________
│ 9. Объемы средств и │ Финансирование Программы осуществляется │
│ источники │ за счет средств: │
│ финансирования │ - бюджета г. Калининграда 59 392,00 │
│ Программы │ тыс. руб. в т.ч.: │
│ │ 2006г.- 18 664,0 тыс. руб. │
│ │ 2007г. - 18 964,0 тыс. руб. │
│ │ 2008г. - 21 764,0 тыс. руб. │
│ │ - федеральный бюджет 8 000,0 тыс. │
│ │ руб. │
│ │ - привлеченные средства 2 457 317,05 │
│ │ тыс. руб. │
│ │ Объем средств, выделяемых из городского │
│ │ бюджета, подлежит ежегодному уточнению │
│ │ при утверждении городского бюджета на │
│ │ соответствующий год. │
_________________________________________________________________________
│ 10. Перечень основных│ - содействие в вопросах │
│ мероприятий │ экологического образования, воспитания, │
│ Программы │ подготовки и переподготовки кадров; │
│ │ - финансирование работ по утилизации │
│ │ ртутьсодержащих отходов; │
│ │ - предупреждение и ликвидации │
│ │ последствий стихийных природных явлений, │
│ │ а также аварийных ситуаций, причиняющих │
│ │ ущерб окружающей среде; │
│ │ - создание автоматизированной системы │
│ │ наблюдения за загрязнением атмосферного │
│ │ воздуха в г.Калининграде; │
│ │ - аналитический контроль загрязняющих │
│ │ веществ в сточных водах предприятий и │
│ │ организаций при сбросе в водоемы и │
│ │ водотоки города; │
│ │ - осуществление мероприятий по │
│ │ улучшению санитарного и экологического │
│ │ состояния водоемов и водотоков на │
│ │ территории г.Калининграда; │
│ │ - осуществление мероприятий по │
│ │ снижению негативного воздействия на │
│ │ атмосферный воздух на территории │
│ │ г.Калининграда; │
│ │ - внедрение информационной системы │
│ │ обращения с отходами. │
_________________________________________________________________________
│ 11. Ожидаемые │ Улучшение качества окружающей среды, │
│ конечные │ повышение уровня экологического │
│ результаты │ образования и информированности │
│ Программы │ населения. │
_________________________________________________________________________
│ 12. Организация │ Контроль за реализацией Программы │
│ контроля за │ осуществляет комитет жилищно- │
│ реализацией │ коммунального хозяйства, комитет по │
│ Программы │ финансам и контролю мэрии, городской │
│ │ Совет депутатов Калининграда │
_________________________________________________________________________
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными
методами
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным
законом от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом
Калининградской области от 21.06.1999г. N133 "Об экологической
политике в Калининградской области", Федеральным Законом от
24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Необходимость в разработке программы мероприятий по
оздоровлению экологической обстановки возникла вследствие внесения
Государственной Думой изменений в бюджетный Кодекс,
предусматривающих направление 40% средств от платежей за негативное
воздействие на окружающую среду в местный бюджет.
Загрязнение окружающей среды - фактор, способный оказывать
влияние на здоровье населения наравне с социально-экономическими
факторами. Все возрастающее воздействие хозяйственной деятельности
человека на окружающую среду диктует необходимость контроля ее
состояния и осуществление природоохранных мероприятий,
компенсирующих это воздействие и обеспечивающих оптимальное
состояние окружающей природной среды для человека и живых существ.
Комплекс программных мероприятий направлен на обеспечение
реализации государственной политики в области охраны окружающей
среды и создании благоприятной среды обитания для населения города.
Из-за ограниченности финансовых ресурсов комплекс программных
мероприятий не решает кардинально все городские проблемы, а лишь
частично компенсирует негативное воздействие хозяйственной
деятельности человека на окружающую среду. Программа также ставит
своей целью привлечь внимание региональных органов власти и широких
кругов общественности к наиболее острым городским проблемам.
Достижение существенных результатов в улучшении экологической
ситуации возможно только при сочетании усилий региональных органов
управления, органов местного самоуправления, промышленных
предприятий, общественных экологических организаций и населения
города. Промедление с решением существующих проблем и с изменением
отношения к окружающей среде не только повлечет повышение уровня
загрязнения воды, воздуха, почвы, но и нанесет дальнейший вред
природе, приведет к ухудшению здоровья населения г.Калининграда и,
в конечном итоге, к серьезным экономическим и социальным
последствиям.
В настоящее время, несмотря на проведение отдельных
природоохранных мероприятий и снижение уровня производства на
многих предприятиях, а, следовательно, и уменьшение выбросов,
проблема загрязнения воздушного бассейна, водоемов и почвы в городе
стоит по-прежнему остро. Сокращение крупного промышленного
производства не привело к значительному сокращению загрязнения
окружающей среды, так как появилось большое количество мелких
предприятий, не имеющих очистных сооружений.
Промышленные предприятия и котельное отопление значительной
части жилого фонда вносят определенный вклад в загрязнение
окружающей среды, однако на сегодняшний день воздействие транспорта
превышает воздействие промышленности. Вклад автотранспорта в
суммарный выброс вредных веществ в атмосферу составляет более 85%.
В реку Преголя с промышленными стоками сбрасывались и
сбрасываются десятки тонн загрязняющих веществ. Дно реки за многие
годы покрылось мощным слоем отложений. В связи с перегруженностью
городской канализационной сети несколько десятков тысяч кубических
метров канализационных стоков ежегодно сбрасывается в реку Преголя
и некоторые ручьи через аварийные выпуски. Участок Преголя в
пределах Калининграда и в приустьевой части находится в крайне
неблагополучном состоянии и является одним из самых загрязненных
районов бассейна Балтийского моря. Самоочищающая способность реки
значительно снижена.
Неудовлетворительное состояние водотоков и водоемов города
обусловлено также нарушениями природоохранного законодательства,
заключающимися в несанкционированном сбросе сточных вод, а также
захламлении русел ручьев и вдоль береговой зоны бытовыми отходами.
Большинство очистных сооружений города обеспечивают лишь
механическую очистку стоков, морально и физически устарели, не
соответствуют современным экологическим требованиям, подлежат
капитальному ремонту и реконструкции. Биологической и
физико-химической очистке подвергаются около 5% сточных вод.
Загрязнение почвы в основном является результатом промышленной
деятельности и неудовлетворительно проводимого захоронения отходов
на городской свалке. При существующем положении с
несанкционированными свалками в городе Калининграде экологическая
угроза безопасности населения может возрасти. Существующая
городская свалка в поселке А.Космодемьянского не отвечает
требованиям санитарного содержания и эксплуатации. Положение
усугубляется и тем, что в городе нет полигона для обезвреживания и
захоронения промышленных отходов, которые, в основном, размещаются
либо на территории предприятий, либо на городской свалке.
Очевидна необходимость поддержки существующих производств по
утилизации опасных отходов, а также разработка и внедрение
технологий по переработке отходов производства и потребления и
опасных отходов. Особую озабоченность вызывает проблема утилизации
твердых бытовых отходов. Необходимо строительство нового полигона и
проведение работ по закрытию и рекультивации городской свалки в
районе пос.А.Космодемьянского. Областной программой по
экологическому оздоровлению территории Калининградской области на
2006-2010г.г. предусмотрено строительство полигона твёрдых бытовых
отходов, в том числе и для приёма отходов Калининграда. Мэрией
Калининграда будет продолжена работа по совместному решению данной
проблемы и реализации мероприятий по строительству нового полигона
ТБО. К работе по рекультивации предполагается привлечение также
инвесторов в рамках международных проектов.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются: формирование
благоприятной окружающей среды и охрана здоровья населения,
экологическое воспитание и образование населения, осуществление
мониторинга загрязнения окружающей среды и поддержание качества
окружающей среды на уровне, безопасном для здоровья населения, а
также функционирования экосистем путем регулирования хозяйственной
и иной деятельности.
Для достижения этих целей предусматривается решение следующих
задач:
- улучшение санитарно-экологического состояния водотоков и
водоемов на территории города;
- создание автоматизированной системы наблюдения за
загрязнением атмосферного воздуха в г.Калининграде;
- содействие в вопросах экологического образования,
воспитания, подготовки и переподготовки кадров;
- осуществление аналитического контроля за содержанием
загрязняющих веществ в сточных водах предприятий и организаций;
- предупреждение и ликвидация последствий стихийных природных
процессов и явлений, а также аварийных ситуаций, причиняющих ущерб
окружающей среде;
- совершенствование системы утилизации отходов производства и
потребления.
III. Перечень мероприятий по реализации Программы
В перечень мероприятий по реализации программы входят:
- содействие в вопросах экологического образования, воспитания,
подготовки и переподготовки кадров. В сфере экологического
воспитания и образования будет привлечено около 500 человек.
- финансирование работ по утилизации ртутьсодержащих отходов.
Ежегодно будет перерабатываться около 24 000 ртутьсодержащих ламп,
что позволит исключить загрязнение окружающей среды
ртутьсодержащими отходами.
- предупреждение и ликвидации последствий стихийных природных
явлений, а также аварийных ситуаций, причиняющих ущерб окружающей
среде;
- создание автоматизированной системы наблюдения за загрязнением
атмосферного воздуха в г.Калининграде. Расширение сети наблюдения
позволит более эффективно контролировать состояние атмосферного
воздуха и принимать оперативные управленческие решения.
- осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия
на атмосферный воздух на территории г.Калининграда (закрытие
котельных, разработка ПДВ для 35 котельных МУП
"Калининградтеплосеть"). Позволит снизить загрязнения атмосферного
воздуха от стационарных источников.
- аналитический контроль загрязняющих веществ в сточных водах
предприятий и организаций при сбросе в водоемы и водотоки города.
Позволит выявлять источники загрязнения с целью принятия мер
воздействия на нарушителей природоохранного законодательства.
- осуществление мероприятий по улучшению санитарного и
экологического состояния водоемов и водотоков на территории
г.Калининграда. Реализация мероприятий позволит восстановить
качество водотоков, соответствующего требованиям к водоёмам
хозяйственно-бытового значения.
- внедрение информационной системы обращения с отходами. Позволит
организовать учёт отходов, контроль за платежами, сбором,
транспортировкой и размещением отходов. Позволит наладить контроль
за соблюдением природоохранного законодательства.
- уничтожение опасных промышленных отходов и рекультивация
территории бывшего ОАО "Кокс". В реализации мероприятий будут
уничтожены и обезврежены отходы прежнего производства. Почва будет
очищена от загрязняющих веществ и будет соответствовать санитарным
нормам для размещения пищевого производства.
- осуществление мероприятий по тушению короотвала на территории
бывшего АОЗТ "Дарита". В реализации мероприятий позволит
ликвидировать источник возгорания.
- модернизация водопроводов, реконструкция водоводов. Позволит
обновить сети и ликвидировать утечки и улучшить качество подающейся
воды населению.
- завершение строительства I очереди городских канализационных
очистных сооружений, нижнего участка коллектора и напорных
коллекторов. Позволит осуществлять транспортировку
хозяйственно-бытовых стоков, закрыть аварийные выпуски. Обеспечить
очистку сточных вод до европейских показателей.
- разработка программы реабилитационных мероприятий территории
ЗАО "Цепрусс", находящейся в зоне реки Преголя. Позволит
ликвидировать возможные источники загрязнения водоохранной зоны
реки.
- I очередь строительства реконструкции потока производства
целлюлозы с оптимизацией водопотребления, внедрение бесхлорной
отбелки ECF, ввод в эксплуатацию локальной очистки сточных вод.
Позволит снизить сброс загрязняющих веществ.
- разработка международного проекта "Содействие внедрению
интегрированного метода организации охраны окружающей среды и
экологической безопасности в промышленном секторе Калининграда.
Будет составлен реестр предприятий природопользователей. Будут
составлены ГИС вода, воздух, отходы, опасные производства,
предложение наилучших технологий для предприятий. Создание ВЭП
библиотеки.
IV. Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет
средств городского бюджета, федерального бюджета, привлеченных
средств.
Объемы финансирования мероприятий на 2006-2008г.г. составляют 2
524 709,05 тыс. руб. из них:
- 59 392,00 тыс. руб. из городского бюджета за счет платежей за
негативное воздействие на окружающую среду, а также средств,
полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические
правонарушения;
- 8 000,00 тыс. руб. из федерального бюджета;
- 2 457 317,05 тыс. руб. - привлеченные средства.
2006 год 18 664,0 тыс. руб. - из городского бюджета
4 000,0 тыс. руб. - из федерального бюджета
774 693,45 тыс. руб. - привлеченные средства
2007 год 18 964,0 тыс. руб. - из городского бюджета
1 000,0 тыс. руб. - из федерального бюджета
1 013 714,127 тыс. руб. - привлеченные средства
2008 год 21 764,0 тыс. руб. - из городского бюджета
3 000,0 тыс. руб. - из федерального бюджета
673 426,227 тыс. руб. - привлеченные средства
Объемы и источники финансирования мероприятий с разбивкой по
годам, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Объемы и источники финансирования мероприятий
по реализации Программы мероприятий по оздоровлению
экологической обстановки в г.Калининграде на 2006-2008 годы
___________________________________________________________________________________________________________
│ N │ │ │ Сметная стоимость, │ │
│ п/п│ Природоохранные мероприятия │ Ответственные │ тыс. руб. │ Источники │
│ │ │ исполнители │ │финансирова- │
│ │ │ │ │ ния │
│ │ │ ____________________________________________________________________________________________________________ │
│ │ │ │ 2006 │ Прогноз │ │
│ │ │ │ г. _____________________________________________________________________________________________________________
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │2007г.│ 2008г.│ │
_____________________________________________________________________________________________________________
│ 1 │ Содействие в вопросах экологического │ Комитет ЖКХ, │500,0 │500,0 │ 500,0 │ Бюджет │
│ │ образования, воспитания, подготовки и │ отдел по делам │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ переподготовки кадров: │ молодежи мэрии │250,0 │250,0 │ 250,0 │ да │
│ │ - финансирование летних │ г.Калининграда, │ │ │ │ │
│ │ экологических лагерей школьников; │ Калининградский │150,0 │150,0 │ 150,0 │ │
│ │ - финансирование смотров-конкурсов, │ областной детский│ │ │ │ │
│ │ научно-практических конференций, │ Центр │ │ │ │ │
│ │ семинаров школьников и студентов; │ экологического │100,0 │100,0 │ 100,0 │ │
│ │ - переподготовка специалистов по │ образования и │ │ │ │ │
│ │ охране окружаю │ туризма, │ │ │ │ │
│ │ щей среды, участие в конференциях, │ экологическая │ │ │ │ │
│ │ симпозиумах, │ организация "Гид"│ │ │ │ │
│ │ семинарах по природоохранным │ и другие │ │ │ │ │
│ │ вопросам │ общественные │ │ │ │ │
│ │ │ экологические │ │ │ │ │
│ │ │ организации │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 2 │ Финансирование работ по переработке │ Комитет ЖКХ мэрии│200,0 │200,0 │ 200,0 │ Бюджет │
│ │ ртутьсодержащих отходов, принимаемых от │ г.Калининграда, │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ муниципальных ЛПУ, МОУ, МДОУ, бюджетных │ ООО "Синтез" Лтд │ │ │ │ да │
│ │ муниципальных организаций │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 3 │ Предупреждение и ликвидация последствий │ Комитет ЖКХ мэрии│200,0 │200,0 │ 200,0 │ Бюджет │
│ │ стихийных природных процессов явлений, │ г.Калининграда │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ а также аварийных ситуаций, причиняющих │ │ │ │ │ да │
│ │ ущерб окружающей среде │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 4 │ Разработка программы по внедрению │ Комитет ЖКХ мэрии│300,0 │ - │ │ │
│ │ информационной системы обращения с │ г.Калининграда, │ │ │ - │ Бюджет │
│ │ отходами │ МУ "Экологический│ │ │ │г.Калинингра │
│ │ │ центр "ЕКАТ- │ │ │ │ да │
│ │ │ Калининград" │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 5 │ Внедрение информационной системы │ Комитет ЖКХ мэрии│300,0 │ - │ - │ Бюджет │
│ │ обращения с отходами │ г.Калининграда, │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ │ МУ "Экологический│ │ │ │ да │
│ │ │ центр "ЕКАТ- │ │ │ │ │
│ │ │ Калининград" │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 6 │ Аналитический контроль за содержанием │ Комитет ЖКХ мэрии│240,0 │240,0 │ 240,0 │ │
│ │ загрязняющих веществ в стоках │ г.Калининграда, │ │ │ │ Бюджет │
│ │ предприятий и организаций при сбросе в │ ЦЛАТИ по │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ водоемы и водотоки города │ Калининградской │ │ │ │ да │
│ │ │ области, │ │ │ │ │
│ │ │ Территориальное │ │ │ │ │
│ │ │ управление │ │ │ │ │
│ │ │ Федеральной │ │ │ │ │
│ │ │ службы по надзору│ │ │ │ │
│ │ │ в сфере защиты │ │ │ │ │
│ │ │ прав потребителей│ │ │ │ │
│ │ │ и благополучия │ │ │ │ │
│ │ │ человека по │ │ │ │ │
│ │ │ Калининградской │ │ │ │ │
│ │ │ области │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 7 │ Создание автоматизированной системы │ МУ "Экологический│ │ │ │ │
│ │ наблюдения за загрязнением атмосферного │ центр "ЕКАТ- │1 700 │1 700,│ 1 700 │Бюджет │
│ │ воздуха в г.Калининграде │ Калининград", ФГУ│ ,0 │ 0 │ ,0 │г.Калинингра │
│ │ │ "Калининградский │ │ │ │да │
│ │ │ центр по │ │ │ │ │
│ │ │ гидрометеорологии│ │ │ │ │
│ │ │ и мониторингу │ │ │ │ │
│ │ │ окружающей среды"│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 8 │ Проект Лайф - Третьи Страны "Содействие │ МУ "Экологический│ 10 │10 416│ 5 209 │Фонд Лайф - │
│ │ внедрению интегрированного метода │ центр "ЕКАТ- │ 416 │ │ │Третьи │
│ │ организации охраны окружа- │ Калининград", │ │ │ │Страны; │
│ │ ющей среды и экологической безопасности │ комитет ЖКХ │ │ │ │МУ │
│ │ в промышленном секторе Калининграда" │ мэрии │ │ │ │"Экологическ │
│ │ │ г.Калининграда │ │ │ │ий центр │
│ │ │ │ │ │ │"ЕКАТ- │
│ │ │ │ │ │ │Калининград" │
│ │ │ │ │ │ │; │
│ │ │ │ │ │ │Национальный │
│ │ │ │ │ │ │техни- │
│ │ │ │ │ │ │ческий │
│ │ │ │ │ │ │университет │
│ │ │ │ │ │ │Афин │
│ │ │ │ │ │ │(Греция); │
│ │ │ │ │ │ │Организация │
│ │ │ │ │ │ │по разви- │
│ │ │ │ │ │ │тию местной │
│ │ │ │ │ │ │энергетики и │
│ │ │ │ │ │ │охране │
│ │ │ │ │ │ │окружающей │
│ │ │ │ │ │ │среды │
│ │ │ │ │ │ │(ЕРТА), │
│ │ │ │ │ │ │Греция │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 9 │ Уничтожение опасных промышленных │ ООО "Союз ТТМ", │30 00 │ - │ - │ ООО "Союз- │
│ │ отходов и рекультивация территории │ комитет ЖКХ │ 0,0 │ │ │ТТМ" │
│ │ бывшего ОАО "Кокс" │ мэрии │ │ │ │ │
│ │ │ г.Калининграда │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 10│ Разработка ПДВ для 35 котельных МУП │ МУП │250,0 │ - │ - │МУП │
│ │ "Калининградтеплосеть" │ "Калининградтепло│ │ │ │"Калининград- │
│ │ │ сеть" │ │ │ │теплосеть" │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 11│ Разработка ПДС на РТС "Дюнная", │ МУП │ 50,0 │ - │ - │ МУП │
│ │ котельной пос. Прибрежный │ "Калининградтепло│ │ │ │"Калининград- │
│ │ │ сеть" │ │ │ │теплосеть" │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 12│ Закрытие котельных: ул.Каштановая │ МУП │1800, │ - │ - │МУП │
│ │ аллея, 5; ул.Каштановая аллея,7; │ "Калининградтепло│ 0 │ │ │"Калининград- │
│ │ ул.Каштановая аллея, 9; пр.Победы,45 │ сеть" │ │ │ │теплосеть" │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 13│ Осуществление мероприятий по тушению │ ООО "Тим- │ │ │ │ │
│ │ короотвала на территории бывшего АОЗТ │ инвестстрой" │ │ - │ │Привлеченные │
│ │ "Дарита" │ │2132,0│ │ - │средства │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 14│ Модернизация водопроводных станций, в │ │ │ │ │ │
│ │ том числе: │ МУП КХ │100 0 │150 74│ 82 50 │Кредит │
│ │ - Восточная водопроводная станция │ "Водоканал" │ 00,0 │ 9,1 │ 0,0 │Европейского │
│ │ (ВВС); │ │ │ │ │банка │
│ │ │ │ │ │ │реконструкци │
│ │ │ │99 00 │100 20│ - │и и │
│ │ - Московская насосная станция; │ -"- │ 0,0 │ 7,3 │ - │развития; │
│ │ - расширение скважинного водозабора │ │ - │ │ │ │
│ │ │ -"- │ │22 763│ │- "- │
│ │ │ │ │ ,9 │ │ │
│ │ │ │ │ │ │-"- │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 15│ Реконструкция водоводов, в том числе: │ │ │ │ │ │
│ │ - строительство водовода; │ МУП КХ │2 930 │50 000│ - │Министерство │
│ │ │ "Водоканал" │ ,3 │ ,0 │ │финансов │
│ │ │ │ │ │ │РФ/Северный │
│ │ - поставка и установка задвижек │ │ │ │ - │инвестиционн │
│ │ │ │21 62 │ - │ │ый банк; │
│ │ │ -"- │ 7,4 │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │-"- │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 16│ Завершение строительства нижнего │ МУП КХ │150 0 │175 82│ - │Министерство │
│ │ участка коллектора и напорных │ "Водоканал" │ 00,0 │ 6,8 │ │финансов │
│ │ коллекторов от ГНС до ОКОС │ │ │ │ │РФ/Северный │
│ │ │ │ │ │ │инвестиционн │
│ │ │ │ │ │ │ый банк; │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 17│ Проектирование и надзор за │ МУП КХ │4 687 │4 687,│ 4 687 │Грант │
│ │ строительством ОКОС │ "Водоканал" │ ,75 │ 75 │ ,75 │Шведского │
│ │ │ │ │ │ │агентства │
│ │ │ │ │ │ │по междуна- │
│ │ │ │ │ │ │родному │
│ │ │ │ │ │ │сотрудничест │
│ │ │ │ │ │ │ву (Sida) │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 18│ Завершение строительства │ МУП КХ │ 350 │ 419 │ 419 9 │ │
│ │ канализационных очистных сооружений (1 │ "Водоканал" │000,0 │933,9 │ 33,9 │Министерство │
│ │ очередь - мощностью150 тыс. м3 в сутки, │ │ │ │ │финансов │
│ │ механическая и биологическая очистка с │ │ │ │ │РФ/Северный │
│ │ процессами дефосфатирования) │ │ │ │ │инвестиционн │
│ │ │ │ │ │ │ый банк, │
│ │ │ │ │ │ │Грант │
│ │ │ │ │ │ │Шведского │
│ │ │ │ │ │ │агентства │
│ │ │ │ │ │ │по междуна- │
│ │ │ │ │ │ │родному │
│ │ │ │ │ │ │сотрудничест │
│ │ │ │ │ │ │ву (Sida) и │
│ │ │ │ │ │ │иные привле- │
│ │ │ │ │ │ │ченные │
│ │ │ │ │ │ │средства │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 19│ Разработка программы реабилитационных │ ЗАО "Цепрусс" │1 600 │ - │ - │ЗАО │
│ │ мероприятий территории ЗАО "Цепрусс", │ │ ,0 │ │ │"Цепрусс" │
│ │ находящейся в зоне реки Преголя, │ │ │ │ │ │
│ │ включая поверхностные и подземные │ │ │ │ │ │
│ │ водные объекты, почвы и породы зоны │ │ │ │ │ │
│ │ аэрации. Разработка проекта │ │ │ │ │ │
│ │ экологического мониторинга окружающей │ │ │ │ │ │
│ │ среды, соответствующего современным │ │ │ │ │ │
│ │ экологическим требованиям │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 20│ Переход на технологию варки целлюлозы с │ ЗАО "Цепрусс" │ - │ - │ - │ЗАО │
│ │ продленной делигнификацией, │ │ │ │ │"Цепрусс" │
│ │ обеспечивающей снижение сброса │ │ │ │ │ │
│ │ растворенных органических веществ, │ │ │ │ │ │
│ │ выраженных в ХПК, на 500 т/год │ │ │ │ │ │
│ │ (организационные мероприятия в 2006г.) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 21│ 1 очередь строительства (I пусковой │ ЗАО "Цепрусс" │ - │79 274│ 79 27 │ЗАО │
│ │ комплекс): реконструкция небеленого │ │ │ ,5 │ 4,5 │"Цепрусс" │
│ │ потока производства целлюлозы с │ │ │ │ │ │
│ │ оптимизацией водопотребления, ввод в │ │ │ │ │ │
│ │ эксплуатацию локальной очистки сточных │ │ │ │ │ │
│ │ вод проектной мощностью 10,3 тыс. │ │ │ │ │ │
│ │ м3/сут (снижение водопотребления на │ │ │ │ │ │
│ │ 18549 тыс. м3/год, снижение │ │ │ │ │ │
│ │ водоотведения на 18317 тыс. м3/год, │ │ │ │ │ │
│ │ снижение сброса растворенных │ │ │ │ │ │
│ │ органических веществ, выраженных в ХПК │ │ │ │ │ │
│ │ на 15699 т/год) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 22│ 1 очередь строительства (II пусковой │ ЗАО "Цепрусс" │ - │ - │ 76 75 │ЗАО │
│ │ комплекс): реконструкция беленого │ │ │ │ 9,2 │"Цепрусс" │
│ │ потока, бесхлорная отбелка ECF с │ │ │ │ │ │
│ │ локальной очисткой щелочного стока, │ │ │ │ │ │
│ │ ввод в эксплуатацию эффективной │ │ │ │ │ │
│ │ локальной очистки сточных вод │ │ │ │ │ │
│ │ проектной мощностью 6,0 тыс. м3/сут │ │ │ │ │ │
│ │ 2008-2009г.г. (снижение водопотребления │ │ │ │ │ │
│ │ на 23176 тыс. м3/год, снижение │ │ │ │ │ │
│ │ водоотведения на 22989 тыс. м3/год, │ │ │ │ │ │
│ │ снижение сьроса растворенных │ │ │ │ │ │
│ │ органических веществ, выраженных в ХПК, │ │ │ │ │ │
│ │ на 19139 т/год) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 23│ Осуществление производственного │ ЗАО "Цепрусс" │200,0 │200,0 │ 200,0 │ЗАО │
│ │ экологического контроля за источниками │ │ │ │ │"Цепрусс" │
│ │ загрязнения водных объектов и │ │ │ │ │ │
│ │ состоянием водотоков в фоновом и │ │ │ │ │ │
│ │ контрольном створах в соответствии с │ │ │ │ │ │
│ │ программой согласованной в │ │ │ │ │ │
│ │ установленном порядке │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 24│ Работа в секции "Экология города" Союза │ │ │ │ │ │
│ │ Российских Городов с уплатой членских │ Комитет ЖКХ мэрии│124,0 │124,0 │ 124,0 │Бюджет │
│ │ взносов │ г.Калининграда │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ │ │ │ │ │да │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 25│ Осуществление мероприятий по улучшению │ Комитет ЖКХ мэрии│14 20 │ 16 │ 18 80 │Бюджет │
│ │ санитарного экологического состояния │ г.Калининграда, │ 0,0 │000,0 │ 0,0 │г.Калинингра │
│ │ водоемов и водотоков на территории │ МУП │ │ │ │да │
│ │ города: │ "Гидротехник", │ 4 │ 1 │ 3 │Федеральный │
│ │ │ ОАО"Институт │000,0 │000,0 │ 000,0 │бюджет │
│ │ │ Запводпроект", │ │ │ │ │
│ │ │ Территориальное │ │ │ │ │
│ │ │ управление │ │ │ │ │
│ │ │ Федеральной │ │ │ │ │
│ │ │ службы по надзору│ │ │ │ │
│ │ │ в сфере защиты │ │ │ │ │
│ │ │ прав потребителей│ │ │ │ │
│ │ │ и благополучия │ │ │ │ │
│ │ │ человека по │ │ │ │ │
│ │ │ Калининградской │ │ │ │ │
│ │ │ области, │ │ │ │ │
│ │ │ ФГУ "Центр │ │ │ │ │
│ │ │ лабораторного │ │ │ │ │
│ │ │ анализа и │ │ │ │ │
│ │ │ технических │ │ │ │ │
│ │ │ измерений по │ │ │ │ │
│ │ │ Калининградской │ │ │ │ │
│ │ │ области (ЦЛАТИ по│ │ │ │ │
│ │ │ Калининградской │ │ │ │ │
│ │ │ области), │ │ │ │ │
│ │ │ МУП "Водоканал" │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - ручей Восточный. │ │ │ │ │ │
│ │ Разработка рабочего проекта улучшения │ │ - │800,0 │ - │Бюджет │
│ │ санитарно-экологического состояния │ │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ водотока. │ │ │ │ │да │
│ │ Согласование проектной документации. │ │ │ 3 │ │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │ │000,0 │ │-"- │
│ │ очистке русла и береговой зоны ручья, │ │ │ │ │ │
│ │ исключение сброса сточных вод в ручей │ │ │ │ │ │
│ │ за счёт подключения выпусков к │ │ │ │ │ │
│ │ горколлектору, устройство колодцев- │ │ │ │ │ │
│ │ отстойников на ливневых сбросах; │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - ручей Гагаринский. пруд Ялтинский. │ │ │ │ │ │
│ │ Разработка рабочего проекта улучшения │ │850,0 │ - │ - │Бюджет │
│ │ санитарно-экологического состояния │ │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ водотока и водоёма. │ │ │ │ │да │
│ │ Согласование проектной документации. │ │ │ │ │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │ 4 │ 2 │ - │ │
│ │ очистке русла и береговой зоны ручья и │ │000,0 │700,0 │ │ -"- │
│ │ пруда, исключение сброса сточных вод в │ │ │ │ │ │
│ │ ручей и пруд за счёт подключения │ │ │ │ │ │
│ │ выпусков к горколлектору, устройство │ │ │ │ │ │
│ │ колодцев-отстойников на ливневых │ │ │ │ │ │
│ │ сбросах. │ │ │ │ │ │
│ │ Очистка, восстановление │ │ │ │ │ │
│ │ гидротехнических сооружений; │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - ручей Лесной. │ │ │ │ │ │
│ │ Разработка рабочего проекта улучшения │ │800,0 │ - │ - │Бюджет │
│ │ санитарно-экологического состояния │ │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ водотока. │ │ │ │ │да │
│ │ Согласование проектной документации. │ │ │ │ │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │ 2 │ │ │ │
│ │ очистке русла и береговой зоны ручья, │ │800,0 │ │ │ -"- │
│ │ исключение сброса сточных вод в ручей │ │2 000 │ │ │Федеральный │
│ │ за счёт подключения выпусков к │ │ ,0 │ │ │бюджет │
│ │ горколлектору, устройство колодцев- │ │ │ │ │ │
│ │ отстойников на ливневых сбросах. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - река Голубая. │ │ │ │ │ │
│ │ Разработка рабочего проекта улучшения │ │ 1 │ - │ - │Бюджет │
│ │ санитарно-экологического состояния │ │300,0 │ │ │г.Калинингра │
│ │ водотока. │ │ │ │ │да │
│ │ Согласование проектной документации. │ │ │ │ │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │ 3 │ │ │ -"- │
│ │ очистке русла и береговой зоны реки, │ │000,0 │ │ │Федеральный │
│ │ исключение сброса сточных вод в реку за │ │2 000 │ │ │бюджет │
│ │ счёт подключения выпусков к │ │ ,0 │ │ │ │
│ │ горколлектору, устройство колодцев- │ │ │ │ │ │
│ │ отстойников на ливневых сбросах. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - ручей Северный. │ │ - │ │ │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │ │ 4 │ │Бюджет │
│ │ очистке русла и береговой зоны реки, │ │ │000,0 │ │г.Калинингра │
│ │ исключение сброса сточных вод в реку за │ │ │ │ │да │
│ │ счёт подключения выпусков к │ │ │1 000,│ │Федеральный │
│ │ горколлектору, устройство колодцев- │ │ │ 0 │ │ бюджет │
│ │ отстойников на ливневых сбросах. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - ручей Литовский. │ │ │ │ - │ │
│ │ Разработка рабочего проекта улучшения │ │ - │800,0 │ │Бюджет │
│ │ санитарно-экологического состояния │ │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ водотока. │ │ │ │ │да │
│ │ Согласование проектной документации. │ │ │3 700,│ │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │ │ 0 │ │ -"- │
│ │ очистке русла и береговой зоны реки, │ │ │ │ │ │
│ │ исключение сброса сточных вод в реку за │ │ │ │ │ │
│ │ счёт подключения выпусков к │ │ │ │ │ │
│ │ горколлектору, устройство колодцев- │ │ │ │ │ │
│ │ отстойников на ливневых сбросах. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - ручей Менделеевский. │ │ │ │ │ │
│ │ Разработка рабочего проекта улучшения │ │ - │1000,0│ │Бюджет │
│ │ санитарно-экологического состояния │ │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ водотока. │ │ │ │ │да │
│ │ Согласование проектной документации. │ │ │ │ 4 700 │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │ │ │ ,0 │ -"- │
│ │ очистке русла и береговой зоны ручья, │ │ │ │ 1 000 │Федеральный │
│ │ исключение фекальных сбросов за счет │ │ │ │ ,0 │ бюджет │
│ │ переподключения, устройства колодцев- │ │ │ │ │ │
│ │ отстойников на ливневых сбросах. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - ручей Молодежный. │ │ │ │ │ │
│ │ Разработка рабочего проекта улучшения │ │ - │ - │ 1 │Бюджет │
│ │ санитарно-экологического состояния │ │ │ │ 000,0 │г.Калинингра │
│ │ водотока. │ │ │ │ │да │
│ │ Согласование проектной документации. │ │ │ │ │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │ │ │ 6 000 │-"- │
│ │ очистке русла и береговой зоны ручья, │ │ │ │ ,0 │ │
│ │ исключение фекальных сбросов за счет │ │ │ │ │ │
│ │ переподключения, устройства колодцев- │ │ │ │ │ │
│ │ отстойников на ливневых сбросах. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - река Лесная. │ │ │ │ │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │1 500 │ │ │Бюджет │
│ │ очистке русла и береговой зоны ручья, │ │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ исключение сброса сточных вод в ручей │ │ │ │ │да │
│ │ за счёт подключения выпусков к │ │ │ │ │ │
│ │ горколлектору, устройство колодцев- │ │ │ │ │ │
│ │ отстойников на ливневых сбросах. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ - ручей Воздушный. │ │ │ │ │ │
│ │ Разработка рабочего проекта улучшения │ │ - │ - │ 1 100 │Бюджет │
│ │ санитарно-экологического состояния │ │ │ │ ,0 │г.Калинингра │
│ │ водотока. │ │ │ │ │да │
│ │ Согласование проектной документации. │ │ │ │ │ │
│ │ Осуществление комплекса мероприятий по │ │ │ │ 6 000 │ -"- │
│ │ очистке русла и береговой зоны ручья, │ │ │ │ ,0 │Федеральный │
│ │ исключение фекальных сбросов за счет │ │ │ │ 2 000 │бюджет │
│ │ переподключения, устройства колодцев- │ │ │ │ ,0 │ │
│ │ отстойников на ливневых сбросах. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ 26│ Разработка проектной документации на │ ОАО "Институт │900,0 │ - │ - │Бюджет │
│ │ реконструкцию осушительной системы и │ Запводпроект" │ │ │ │г.Калинингра │
│ │ регулированию состояния водоемов на │ │ │ │ │да │
│ │ территории Макс Ашманн парка. │ │ │ │ │ │
│ │ Согласование проектной документации. │ │ │ │ │ │
_____________________________________________________________________________________________________________
│ Всего из городского бюджета: │ │ │ │ │
│ - за счет платежей за негативное воздействие на окружающую │18 66 │ 18 │ 21 │ 59 392,0 │
│ среду, а также средств, полученных по искам о возмещении вреда │ 4,0 │964,0 │ 764,0 │ │
│ и штрафов за экологические правонарушения. │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────
│ Федеральный бюджет │ 4 │1 000,│ 3 000 │ 8 000,0 │
│ │000,0 │ 0 │ ,0 │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Привлеченные средства │774 6 │1 014 │ 668 5 │2 457 317,05 │
│ │93,45 │059,25│ 64,35 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────
│ Итого │797 3 │1 034 │ 693 3 │2 524 709,05 │
│ │35,45 │023,25│ 28,35 │ │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┘
V. Механизм реализации программы
Заказчиком работ по реализации Программы является мэрия
г.Калининграда. К участию в реализации Программы привлекаются:
- комитет жилищно-коммунального хозяйства,
- отдел по делам молодежи мэрии г.Калининграда,
- МУ "Экологический центр "ЕКАТ-Калининград",
- МУП "Гидротехник", МУП "Калининградтеплосеть",
- МУП "Водоканал",
- ООО "Союз-ТТМ",
- ООО "Тиминвестстрой,
- ЗАО "Цепрусс",
- ФГУ "Калининградский центр по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды",
- ЦЛАТИ по Калининградской области,
- Территориальное управление Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Калининградской области Невско-Ладожское бассейновое водное
управление,
- ОАО "Институт Запводпроект",
- Калининградский областной детский Центр экологического
образования и туризма,
- ООО "Синтез"Лтд,
- экологическая организация "Гид" и другие общественные
экологические организации.
VI. Ожидаемые конечные результаты
По итогам реализации мероприятий Программы прогнозируется
следующий результат:
- ежегодное обучение и переподготовки кадров не менее 500
человек.
- утилизация 24 000 ламп, как ртутьсодержащих отходов от
муниципальных предприятий и организаций ежегодно.
- организация контроля за изменением состояния атмосферного
воздуха на территории города, что позволит выявлять источники
загрязнения, оперативно принимать управленческие решения и
информировать жителей города;
- снижение загрязнения атмосферного воздуха от муниципальных
котельных до уровня предельно-допустимых концентраций (ПДК);
- осуществление системного контроля за вывозом твердых бытовых
отходов и создание условий для организации предприятий по
утилизации и переработке данных видов отходов;
- ведение учёта сбора, транспортировки и размещения отходов,
контроль за платежами и за соблюдением природоохранного
законодательства;
- обезвреживание и уничтожение и отходов бывшего ОАО "Кокс" в
центре города, проведена рекультивация почвы до уровня соответствия
санитарным нормам под размещение пищевого производства на данной
территории;
- восстановлен санитарно-экологический режим следующих
водоемов: ручьи Восточный, Гагаринский, Лесной, Северный,
Литовский, Менделеевский, Молодежный, Воздушный, пруд Ялтинский и
река Голубая.
- Качество воды будет доведено до соответствия требованиям к
водоёмам хозяйственно-бытового назначения, восстановлена их
самоочищающаяся способность;
- ликвидация источника возгорания на территории бывшего АОЗТ
"Дарита" и подготовка территории для организации переработки
древесных отходов;
- улучшение качества питьевой воды, подаваемой населению в
городскую водопроводную сеть;
- обеспечение очистки сточных вод до уровня европейских норм,
закрытие аварийных выпусков, исключение загрязнения водотоков
города хозяйственнобытовыми стоками;
- ликвидация хлорсодержащих стоков от ЗАО "Цепрусс" в реку
Преголя.
VII.Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет комитет
жилищно-коммунального хозяйства, комитет по финансам и контролю
мэрии, комиссия по градорегулированию, природопользованию и
экологии городского Совета депутатов Калининграда.
Отдел охраны окружающей среды два раза в год направляет отчеты
о реализации программы в городской Совет депутатов Калининграда.