11 ноября глава городского округа «Город Калининград» Александр Ярошук выступил перед калининградцами с докладом «Информация о результатах деятельности за период с 2008 по 2011 гг»:
«Четыре года назад вы оказали мне доверие, избрав главой городского округа «Город Калининград». Сегодня, с этой трибуны мне есть, о чем отчитаться перед вами, я могу показать конкретные результаты нашей работы.
Еще в 2006 г. окружной Совет Калининграда под моим руководством предложил разработать стратегию социально-экономического развития города до 2025 г. В работе приняли участие ведущие российские специалисты, представители регионального бизнеса, общественных организаций. Мы поставили перед собой цель: обеспечить динамичное развитие областного центра, чтобы Калининград стал современным городом, комфортным для проживания, удобным для всех его жителей.
Это масштабная задача, которую мы шаг за шагом решаем. Проблемы, которые накапливались десятилетиями, сложно преодолеть за четыре года. Все мы знаем, что в советский период наш город был закрытым, считался военной базой и финансировался центром по остаточному принципу. Но инженерные сети, жилой фонд, дорожно-транспортная система требуют постоянной модернизации. К началу 2000 года нам всем было не до развития. Прежняя ресурсная база была исчерпана, городской бюджет испытывал хронический дефицит, муниципальные власти находились в состоянии непрерывного аврала, латая уже не раз латаные трубы и крыши, и лишь поддерживали функционирование систем жизнеобеспечения. Необходимо было проанализировать ситуацию, наметить план первоочередных действий, определить приоритеты и найти средства для реализации поставленных задач.
Переход от этапа выживания города к его развитию не мог состояться без поддержки федерального центра. Серьезный импульс этому придали визиты Владимира Путина в 2003 и 2005 годах. Мы провели ревизию и доложили Президенту РФ о тех проблемах, которые необходимо срочно решить. Владимир Владимирович принял тогда важные для нас решения, которые позволили нам сделать большой шаг вперед. В 2005 году была принята Федеральная целевая программа развития Калининградской области, в которой федеральным центром были учтены основные наши потребности, обеспечены финансированием те объекты, которые бы мы сами, без федеральной помощи никогда не осилили. В их числе комплекс очистных сооружений областного центра, мостовой переход через Старую и Новую Преголю, модернизация зоопарка, реконструкция набережной Верхнего озера.
2005 год был годом, когда впервые были выделены, как казалось тогда, огромные средства на инфраструктуру Калининграда. И с тех пор внимание к нам федерального центра не ослабевает, а лишь становится еще более ощутимым.
Вот лишь некоторые цифры:
С 2008 по 2011 годы в сравнении с предыдущими пятью годами объем федеральных средств, поступивших в городской бюджет, на 1 тысячу рублей собственных доходов вырос в 3,3 раза.
Например, если с 2003 по 2007 годы на ремонт дорог из федерального бюджета было выделено 222 млн. рублей, то за период с 2008 по 2011 годов эта сумма составила 1 млрд. 230 млн. руб. Таким образом, приток федеральных средств на ремонт дорог, поступивших в городской бюджет, в период с 2008 -2011 к периоду 2003-2007, увеличился в 5,5 раза.
На образование с 2003 по 2007 годы федеральный бюджет выделил 425 млн. руб., в период 2008-2011 годов - 2 млрд. 150 млн. руб. То есть приток федеральных средств увеличился в 5,1 раза.
На строительство объектов инфраструктуры из федерального центра с 2003 по 2007 годы поступило 1 млрд. рублей, а за 2008-2011 – 5 млрд. 739 млн. рублей - увеличение в 4,3 раза.
Помощь со стороны федерального правительства мы чувствовали все прошедшие годы, чувствуем и теперь. Ежегодно городской бюджет получает примерно 4 млрд. рублей в виде различных форм софинансирования городских целевых программ, и это для нас огромная помощь и поддержка.
Чтобы не потерять доверия жителей города, сохранить и увеличить поддержку федерального центра, мы не отказались от реализации инвестиционных проектов и капитальных расходов и в период кризиса, который несколько замедлил наше движение вперед. Мы приняли решение сокращать и экономить на текущих расходах, что позволило сохранить стабильность, полностью выполнить все социальные обязательства, которые возложены на муниципальные власти. Окружной Совет депутатов Калининграда и администрация города обеспечили социальную направленность бюджета, сохранение социальных программ, льгот и выплат. Нами была сформирована четкая программа действий.
Первое, что я сделал в должности главы города - поручил внести изменения в градостроительную политику и ввел мораторий на точечную застройку в центре города. С 2008 года было прекращено распределение земель под строительство в уже существующих кварталах. Ни одно решение на выделение участка для строительства в рамках точечной застройки принято не было.
Все новостройки, появляющиеся в центре сегодня, строятся согласно актам выбора земельных участков, подписанных до 2008 года. К сожалению, в начале 2000-х годов таких актов было выдано более 1000. Документы эти выдавались законно. Да, ситуация, в которой эти решения принимались, ставила перед прежним городским руководством другие задачи - задачи выживания, развития строительной отрасли, поддержки предпринимательства, обеспечения рабочими местами, и тогда, наверное, по-другому было нельзя. Но мы провели ревизию этих решений, и часть из них удалось отменить в рамках, принятых по нашей инициативе судебных решений. В настоящее время продолжается борьба в судах за отзыв актов выбора по тем участкам, которые еще можно вернуть.
Несмотря на то, что в 2005 году был принят Генеральный план развития Калининграда, он не решал тех проблем, которые возникли в городе в конце 2000-х. Поэтому нам нужно было разработать новые градостроительные документы. Калининград стал одним из первых городов в России, где в 2009 году были приняты Правила землепользования и застройки. Этот документ, во-первых, четко обозначил функциональное назначение каждого городского участка земли и, во-вторых, с его принятием было зафиксировано положение, при котором земельные участки могут быть переданы застройщику только посредством публичного аукциона. По сути, Правила запретили точечную застройку центральной части нашего города.
В своей работе, в принятии решений мы не забываем и о защите окружающей среды и сохранении зеленых уголков нашего города. Во вновь принимаемых решениях при работе с застройщиками мы исходим из следующих принципов:
Во-первых, любые перемены должны идти на пользу всем жителям территорий, прилегающей к зоне застройки.
Во-вторых, требуем свести к минимуму снос зеленых насаждений. Иногда застройщики стремятся убрать не только те посадки, которые им разрешили, но и под шумок, дополнительно расчистить себе площадки для удобства. С таким самоуправством мы боремся самым решительным образом. Дерево растет несколько десятилетий, и мы не можем позволить ради сиюминутных выгод коммерсантов оставлять после стройки пустыри на полвека. В настоящее время разработаны документы по увеличению норматива по количеству парковочных мест и процента озеленения территорий при новом строительстве.
В-третьих, любая разрешенная вырубка предусматривает компенсационную посадку деревьев. К сожалению, не всегда на том же месте, но новые деревья за счет застройщиков в городе появляются в обязательном порядке. И если строительство ещё не началось, мы боремся буквально за каждое дерево, которое можно сохранить. Недавно мы перевели территорию Чкаловского леса в рекреационную зону.
Позиция городских властей по прекращению застройки центра города, разумеется, не предполагает того, что город не должен строиться и развиваться. Но развивать необходимо окраины города, создавать новые жилые микрорайоны с удобной инфраструктурой. И мы добиваемся этого. Удалось сохранить нарощенные темпы строительства. В то ж время из-за недостатка финансовых ресурсов долгое время в городе не ведется строительство социального жилья.
Тем не менее, в том числе и за счет средств муниципального бюджета, за период с 2008 по 2011 годы молодым семьям горожан оказывалась помощь и были предоставлены 3.190 субсидий на общую сумму 1,3 млрд. рублей на приобретение жилья с использованием средств ипотечного кредита, а 406 молодых семей получили дополнительную субсидию в связи с рождением ребенка. По количеству предоставленных субсидий молодым семьям на улучшение жилищных условий с использованием механизма ипотечного кредитования Калининград в рамках Северо-Западного федерального округа занимает первое место.
За отчетный период по исполняемым городским округом целевым программам «Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны», «Дети-сироты», «Жилище», «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» произведено обеспечение жилыми помещениями 1.488 семей.
Нам удалось сдвинуть с мертвой точки проблему расселения жителей аварийных домов. За счет средств бюджетов всех уровней мы расселили 591 семью из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда составил 325 млн. руб. Также, для решения вопроса переселения аварийщиков муниципалитет привлекал средства сторонних инвесторов.
Чтобы в ближайшей перспективе развивать наш город и осуществлять ввод жилья, необходимо реализовывать инвестиционные проекты по строительству магистральных инженерных сетей к новым территориям, которые отведены под перспективную застройку.
С проблемой необходимости модернизации инженерных сетей города мы столкнулись еще в 2007 году, и многое сделали за эти годы для ее решения. Наверное, все уже забыли те времена, когда вода из крана шла ржавая, подавалась по часам, а напора на верхние этажи домов и вовсе не хватало, когда полгорода сидело без тепла, когда постоянно были аварии на магистралях, от которых страдали калининградцы. Теперь подобные проблемы носят лишь локальный характер. Хотя модернизация до конца еще не завершена, мы будем продолжать работу в этом направлении. Вот лишь ряд примеров:
Построено водохранилище, которое обеспечило бесперебойную подачу воды в Центральный и Октябрьский районы. Никакие нагонные явления, которые в прежние годы делали непригодной воду в Преголе, уже никогда не отразятся на водоснабжении Калининграда. Миллионы тонн воды, которые постоянно имеются в водохранилищах Южной водопроводной станции № 2, позволят без ограничений водоснабжения пережить любые нагоны. Более того, ЮВС-2 при необходимости, «подставит плечо» и Центральной водопроводной станции, например, в засушливое лето, когда будет исчерпываться запас воды в питьевых озёрах. Подчеркну – со строительством нового водохранилища на ЮВС-2 впервые в своей истории наш город получил полную независимость от капризов природы.
В Чкаловске введена в строй станция обезжелезивания воды, которая решила давнюю проблему обеспечения посёлка безопасной, качественной водой, благодаря чему теперь это один из самых перспективных микрорайонов города. Построены две насосные станции - на улице Горной и станция перекачки в поселке А. Космодемьянского. Сети подключены к разгрузочному коллектору. Завершается строительство двух объединенных очистных сооружений города. Было проложено 16 км. водопроводных труб, построен водопровод от скважины в пос. Западном. Для развития подземного водозабора в районе поселка Озерки Новые пробурено 30 рабочих скважин, 5 мониторинговых скважин.
Для обеспечения питьевой водой существующей и перспективной застройки Калининграда выполняются и планируются к завершению в 2012 году мероприятия по модернизации Московской насосной станции №1 и №2 и завершение строительства и модернизации Восточной водопроводной станции с увеличением ее производительности.
За тот же период времени специалисты «Теплосети» переложили более 100 км. теплотрасс, что привело к уменьшению в два раза случаев аварий и сократило число жалоб горожан на проблемы с отоплением в зимний период в четыре-пять раз.
В 2009 году выполнена реконструкция котельной по ул. Горького, 166. Для ее модернизации был осуществлен перевод котельной с твёрдого вида топлива на газообразное, а именно построен газопровод высокого давления протяжённостью 2 км. Выполнено строительство газовой котельной МУЗ «Городская больница скорой медицинской помощи» по ул.А. Невского. Произведена реконструкция котельной по ул. Тихорецкой, 32.
Выполнены работы по строительству тепловой насосной станции на Аллее Смелых и тепловой магистрали от Калининградской ТЭЦ-2 в южную часть города. Жители этой части города в прежние годы ощущали недостатки в теплоснабжении – теперь, с подключением их к современному, постоянно работающему теплоисточнику, ситуация кардинально изменилась.
С 2007 года нам удалось закрыть 50 маленьких котельных, загрязнявших город продуктами сгорания угля и мазута. Установлено новое экономичное котельное оборудование на тепловых источниках РТС «Балтийская» «Дюнная», «Красная», «Цепрусс», «Северная» и др. Закрыта угольная котельная по ул.А. Невского, 131. Потребители переключены на новую газовую котельную БСМП. Выведена из эксплуатации котельная по ул. Фрунзе, 31. В настоящее время запланированы работы по ликвидации угольных котельных объектов социальной сферы (детских садов, медицинских учреждений и т.п.) и подключение объектов к централизованным сетям теплоснабжения, а также строительство автономных газовых котельных.
В рамках долгосрочной целевой Программы «Развитие коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Калининград» на 2009-2014 годы» проводятся мероприятия по проектированию и строительству распределительных сетей газоснабжения и газопроводов-вводов к жилым домам. В 2007-2008 годах построен и сдан в эксплуатацию распределительный газопровод высокого давления в поселке им. Космодемьянского - от Окружной дороги до ул. Алданской и далее - от ул. Алданской до ул. Карташева, согласно схеме газоснабжения посёлка. Газ, который пришёл в посёлок, качественно улучшит жизнь космодемьяновцев, позволит им избавиться от баллонов и печек. И, что также важно, газ открывает возможность роста и развития этого микрорайона Калининграда, нового строительства и дальнейшего повышения комфортности проживания, как для нынешних, так и для новых жителей посёлка.
В 2008 году построен распределительный газопровод высокого давления по улице Железнодорожной – площадь Калинина – улице Калинина. В 2009 году введен в эксплуатацию распределительный газопровод высокого давления по улице Красносельской – проспект Победы – Окружной дороге, его протяженность составила 5 км.
Работы по газификации Калининграда будут продолжены. Так, в ближайший год планируется выполнить проектирование 1.320 газовых вводов и сетей газоснабжения к ним на 41 улице в 12 поселках городского округа, после чего будут проведены строительно-монтажные работы.
В структуре городских территорий городские леса, парки, скверы и бульвары, пляжи и зоны отдыха занимают площадь 2.327,48 гектаров, включая перспективные участки рекреационного назначения. Впервые в истории эти территории документально оформлены. За последние четыре года 95 процентов городских зеленых зон и зон отдыха поставлено на кадастровый учет или уже находятся в стадии оформления, а значит, теперь эти территории защищены от застройки. Кстати, постановка на кадастр требует не только времени, но и муниципальных средств, которые мы ежегодно выделяем.
Ежегодно проводятся мероприятия по капитальному ремонту скверов и озелененных территорий. Так, в 2008 году выполнен капитальный ремонт сквера на пересечении проспекта Победы – улицы Вагоностроительной и зеленой зоны транспортной развязки по ул. Дмитрия Донского – ул. Горной. В 2009 году выполнены работы по рекультивации газонного покрытия зеленой зоны по Московскому проспекту и улицы А. Невского на площади 12.900 кв.м., реконструкции сквера у памятника А.С. Пушкину на пересечении улиц Чайковского – Леонова. В 2010 году к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на объектах культурного наследия (братских могилах, мемориальных комплексах, памятниках) было высажено более 45 тысяч штук цветочной рассады на площади почти 1.000 м2 .
В текущем году по моей инициативе начата реализация проекта по организации новых скверов в центральной части города. Уже готов эскизный проект на сквер по ул. Гаражной, в процессе подготовки - проект сквера на ул. Невского - Тельмана.
Буквально несколько недель назад нам удалось решить судьбу сквера на ул. Карла Маркса. Вы все помните эту скандальную историю с вырубкой зеленых насаждений. В результате переговоров городская администрация нашла компромисс с застройщиком - компанией «ЕвроСтройКом», который согласился на обмен территорией. Согласно договоренностям компания-застройщик обязуется за свой счет благоустроить и озеленить территорию. И сегодня восстановительные работы уже идут.
Для улучшения экологической обстановки в городе проводятся мероприятия по переводу угольных и мазутных котельных на газ. На днях таким переводом завершилась реконструкция очередной котельной на западной окраине города, в посёлке Александра Космодемьянского. Это существенно улучшит в посёлке экологическую обстановку. Выбросы в атмосферу снизятся в сорок раз! В 2010 году подписан договор с ЕБРР, согласно которому выделены средства на модернизацию более 50 котельных нашего города. Модернизация позволит сохранить цену Гкал на уровне 1.100 руб., притом, что в других муниципальных образованиях эта цена составляет более 2000 руб.
Впервые была проведена ревизия стоков в Верхнее озеро, его притоки, а затем опыт такой работы был распространён и на остальные озёра, ручьи и каналы Калининграда. Кропотливо были проверены все берега, выявлены выпуски, в том числе – незаконные, определены их владельцы. Каждому было выдано предписание либо о переключении стоков на общегородскую канализационную систему, либо о ликвидации выпусков. В результате 364 предписания выполнены в полном объёме, 156 выпусков затампонированы. Все эти «источники» перестали загрязнять наши ручьи и озёра, что способствует оздоровлению, как гидросистемы Калининграда, так и города в целом.
Мы продолжаем борьбу с городскими свалками. Здесь, не могу не обратиться к калининградцам! Только вместе мы сможем эту проблему решить. Ведь чисто там, где не мусорят. Мы выделяем огромные средства на уборку, которые могли бы быть сэкономлены.
Мы активно занимаемся благоустройством города - весной, летом и осенью мы организовываем в Калининграде множество клумб и благоустроенных зеленых уголков.
Восемьдесят процентов наказов калининградцев касаются ремонта их жилья – фасадов, крыш, подвалов, лифтов, внутридомовых сетей, дворовых территорий. Необходимо отметить, что жилье у нас в городе зачастую капитально не ремонтировалось с момента постройки.
В 2008-2011 годах при значительном участии городской казны, капитальные ремонты проведены в более 800 калининградских домах. Капитально отремонтированы более 470 кровель, почти 130 фасадов, заменены 190 газовых вводов и 100 лифтов, сроки эксплуатации которых истекли, более чем в 50 домах заменены внутридомовые сети.
Общая стоимость работ по капитальному ремонту жилищного фонда за 2008-2011 годы составила 1,8 миллиарда рублей. Но этого крайне недостаточно для того, чтобы комплексно решить проблему, учитывая количество немецкого жилого фонда в городе.
Благодаря привлечению средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и при значительном участии средств городского бюджета удалось провести комплексный капитальный ремонт 201 многоквартирного дома. Особенно важно, что эти работы были проведены не только при финансовом участии собственников, но и под их пристальным контролем.
Несмотря на то, что новое жилищное законодательство переложило бремя ответственности за ремонт домов на жильцов, мы всё равно не оставляем калининградцев один на один с проблемами. Так, в 2011 году, несмотря на напряжённый бюджет, в рамках программы капитального ремонта кровель на ремонт 165 крыш многоквартирных домов направлено 196 миллионов рублей из муниципального бюджета. В 2012 и 2013 годах программа будет обязательно продолжена, так как от нормативного состояния крыши зависит общее состояние жилого дома, его квартир, сетей, комфортное проживание жителей. Планируемые объёмы финансирования ремонта кровель в 2012 году будут не меньше, а скорее, даже больше, чем в этом.
В такой же степени благополучие домов зависит и от состояния подвальных помещений, поэтому с 2012 года в Калининграде стартует и программа «Подвалы», тоже рассчитанная на несколько лет плановой работы.
Городским властям при поддержке из федерального бюджета удалось значительно увеличить объемы работ по благоустройству дворовых территорий. По ведомственной целевой программе «Мой двор» до конца 2011 года будут приведены в порядок 124 двора и междворовых проезда на сумму 278 миллионов рублей, при этом в предыдущие годы ремонтировалось по 10-20 дворов.
Сейчас в стадии разработки находится также программа, которая позволит в плановом порядке обновлять детские и спортивные площадки, как на придомовых, так и на муниципальных территориях.
Еще одна, приоритетная проблема для Калининграда, впрочем, как и для всей России – это ремонт и строительство дорог. Современный мегаполис, а особенно, такой как Калининград, не может быть удобным без хороших автомобильных дорог и тротуаров. В этом плане в начале 2000-х годов ситуация сложилась почти критическая: количество автомобилей в городе увеличивалось, дороги не выдерживали такой нагрузки, да и капитальным ремонтом и строительством в областном центре похвастаться было нельзя. Отсюда постоянные пробки, аварии на дорогах.
И сегодня я уверенно и с гордостью могу говорить о том, что, начиная с 2008 года, ситуация в решении этой проблемы стала кардинально меняться. И не заметить этого нельзя.
С 2008 по 2011 годы выполнен капитальный ремонт, строительство и реконструкция улично-дорожной сети (в т.ч. тротуары) площадью 707.587 кв.м на сумму 2,134 млрд.рублей.
Построены новые улицы – Согласия, Гайдара, участок ул. Островского, ген. Челнокова, Ю. Маточкина, Н. Карамзина, Панина, Елизаветинская, транспортная развязка на примыкании ул. Горького к автомобильной дороге «Северный обход».
Произведена реконструкция улиц Горной, А. Суворова, А. Невского, М. Горького, проспекта Победы, участков Московского проспекта, проспекта Мира, Советского проспекта, ул. Черняховского, решен вопрос транспортных развязок на пересечении улиц Ю. Гагарина – Фрунзе – Литовского вала, улиц Горной – Д. Донского – Серж. Колоскова, Советского проспекта – ул. М. Борзова – ул. Косм. Леонова.
Выполнена реконструкция путепроводов через железнодорожные пути по улицам Горького, Горной, Театральной, Киевской, мостов по улицам Ю.Гагарина, Правой Набережной, Бойко, Ломоносова. В ходе реконструкции путепроводов произведены уникальные работы, применены современные антикоррозийные покрытия металлоконструкций.
В рамках программы «Единой России» «Новые дороги городов России» партия инициировала выделение из федерального бюджета на ремонт дорог в нашем городе ежегодно по 321 млн. руб., начиная с 2008 года. 2010-2011 годы стали поистине рекордными по количеству ремонтируемых объектов и объёмам финансирования. Всего Калининграду из федеральной казны выделено 1,25 млрд. руб. Из них на дорожный ремонт - 931 млн.руб., на ремонт дворов и междворовых территорий -320 млн. руб. В Калининграде на сегодня насчитывается более 950 улиц, переулков, площадей, проездов. На эти деньги мы смогли отремонтировать 176 уличных объектов, практически везде работы уже завершены. Отмечу, по программе «Новые дороги городов России» сложилась экономия в размере 138 миллионов рублей. И на эти средства город планирует отремонтировать дополнительно ещё 24 улицы.
В ходе подготовки ремонтных работ изучалось мнение жителей. Многие высказывались за сохранение брусчатого покрытия на их улицах. Невозможно представить калининградские улицы без брусчатого покрытия. Конечно, закатать улицу асфальтом и дешевле, и проще. Многие горожане – и я в их числе – считают, что мостовые из камня придают городу особое очарование. Хочу заверить всех жителей города, всех, кто обращался ко мне с просьбой сохранить брусчатку на исторических улицах - в местах отдыха горожан брусчатка будет сохранена. В этом году отреставрировано покрытие из брусчатки на участке улицы Вагоностроительной, от улицы Радищева до путепровода. За последние два года дорожное покрытие из натурального камня сохранено на улицах Музыкальной, Ладожской, Кирова. Будет заново переложена брусчатка на улицах Космической, Грибоедова.
В целом, с учетом вложений городского бюджета, в 2011 году будет капитально отремонтировано беспрецедентное количество объектов – 400 улиц, тротуаров, межквартальных проездов, дворовых территорий. А всего за четыре года это количество – более 700.
Могу честно сказать, что не все подрядчики готовы были к такому объему ремонтных работ. Это замечание, кстати говоря, касается всех видов ремонта – дорожного, ремонта крыш, ремонта дворов и домов. Отсюда и задержки по срокам и, порой, некачественное исполнение. Но городская власть прикладывает максимум усилий, чтобы не допустить неэффективного использования столь значительных финансовых средств. Отсюда – жёсткий спрос с подрядчиков. Мы ужесточили контроль над подрядчиками, привлекли к этому процессу общественность. И уже можно сказать, что брака стало меньше. Там же, где он всё-таки допущен, заставляем переделывать, выставляем штрафные санкции, обращаемся в суды. Депутаты окружного Совета и контрольно-счетная комиссия активно проводят контрольные проверки. Часто нарушения выявляются еще в процессе работ и устраняются подрядчиками. Уже сейчас по решению комиссии возвращено в бюджет (либо выполнено подрядчиками без предъявления к оплате) 1 млн 345 тыс руб, а по решению судов более 2 млн руб. Злостные бракоделы вносятся в «чёрный список» и больше их на пушечный выстрел к городским заказам не подпустят!
Пользуясь случаем, хочу выразить признательность тем неравнодушным горожанам, которые сообщали мне, сотрудникам городской администрации о недоделках и браке, допускавшихся в ходе масштабных строительных работ. Благодаря такому, поистине народному контролю, удалось оперативно устранить основную часть строительных «ляпов». Я очень рассчитываю на то, что жители города и впредь будут помогать городским властям своими замечаниями и инициативами наводить порядок.
Транспортную проблему Калининграда невозможно решить только за счет приведения дорог в приличное состояние. Ежедневно на улицы города выезжает свыше двух сотен тысяч автотранспорта: грузовые и легковые автомобили, автобусы. Плотность движения намного превышает пропускную способность городских магистралей. Разгрузка Калининграда от пробок – задача комплексная. Там, где есть возможность, при реконструкции улиц мы расширяем дорожное полотно, организуем «карманы» для стоянки транспорта. Но для окончательного решения транспортного вопроса еще предстоит много сделать. В конце 2011 года начнет работать вторая эстакада, призванная разгрузить движение через рукава Преголи. В то же время без реконструкции подъездов к мосту со стороны улиц 9 Апреля, Дзержинского, Фрунзе с выходом на Гагарина эффективного результата проекта не добиться. Визит председателя правительства Владимира Путина придал нам уверенности, что мы получим помощь в решении этого вопроса. В наших ближайших планах – строительство путепровода на Сельму. Строительство должно разгрузить этот постоянно растущий микрорайон.
Сейчас завершается разработка новой схемы организации транспортного движения в Калининграде. Она позволит нам не только объективно оценить «узкие» места наших магистралей, но и разработать варианты упорядочивания движения в тех зонах, которые печально известны своими пробками. Часть улиц будет переведена на одностороннее движение. Также в единую сеть будут объединены все светофоры города. Кроме того, на центральных магистралях города появится выделенная полоса для общественного транспорта.
Мы обязательно будем развивать электрический транспорт, который бережет экологию, а также, и тут я говорю о трамвае, является одним из символов нашего города. По просьбам калининградцев мы сохранили два самых длинных и востребованных трамвайных маршрута. Я, как глава города, буду делать все возможное, чтобы сохранить трамвай, несмотря на его убыточность.
Большое внимание мы уделяем и безопасности на дорогах. Современное общество характеризуется непрерывным увеличением объема транспортного сообщения. При этом рост количества транспортных средств зачастую опережает развитие дорожной сети. В этих условиях задача обеспечения безопасности, надежности и качества автотранспортного сообщения чрезвычайно усложняется. А ее игнорирование приводит к образованию «заторов», повышению уровня аварийности, экономическому ущербу.
Для решения данных задач нами разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах».
За четыре года в Калининграде в целях повышения безопасности дорожного движения установлено 30 новых светофорных объектов и 19 реконструировано. Для принудительного снижения скорости у 24 детских и учебных заведений установлены искусственные неровности «лежачие полицейские», 15 светофорных объектов оборудованы звуковыми приставками для слепых и слабовидящих пешеходов, установлено 2400 метров пешеходных ограждений. В результате комплекса принятых мер нам удалось снизить количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в Калининграде по сравнению с 2004 годом в 2,1 раза.
Безопасность населения зависит и от освещенности наших улиц. В рамках реализации Программы модернизации и развития наружного освещения г. Калининграда «Светлый город» за период с 2008 по 2011 годы выполнены работы по реконструкции и строительству 2,1 тысячи светоточек на сумму 125 млн. рублей. Общее количество световых точек наружного освещения в городе Калининграде по состоянию на сегодняшний день – более 21 тыс. штук. В 2012 году завершится освещение муниципальных социальных объектов, и программа будет продолжена во дворах и на придомовых территориях.
Постепенно мы переходим на новый качественный уровень высокоэффективного освещения города на основе высокоэкономичных и надежных источников света, современной системы управления систем наружного освещения.
Реализация программных мероприятий позволила значительно повысить степень освещенности, как центральных магистралей города, так и городских поселков, дворовых и пришкольных территорий, повысить безопасность дорожного движения в городе.
Четыре года назад я поставил перед администрацией города задачу - сформировать программу по увеличению количества мест в детских дошкольных учреждениях, продумать все возможные варианты для решения проблемы с очередью в детские дошкольные учреждения. В 2007 году очередь составляла более 16.000 малышей.
Почему в городе возникла такая очередь в детские сады? Главная причина в том, что после демографического спада и экономического кризиса начала 90-х годов в Калининграде были закрыты многие детские дошкольные учреждения, они были перепрофилированы, либо собственники их просто забросили. В 2000-х годах в нашей стране в целом и в Калининграде в частности, началось увеличение рождаемости, и существовавшая сеть детсадов оказалась не в состоянии принять всех желающих.
На сегодняшний день общая очередь составляет более 12 тыс. детей, и льготная, куда вошли дети военнослужащих, из многодетных семей, дети-инвалиды и другие категории, которые определены федеральными законами. Моментально восстановить все закрытые детские сады и построить новые, разумеется, невозможно – это достаточно сложный процесс, требующий системного подхода. Но мы поступательно решаем эту задачу.
Итак, что было сделано за эти четыре года.
Мы восстановили восемь ранее закрытых детских садов в первые три года - № 54 на улице Батальной, № 25 на ул. Шота Руставели, детсад – начальная школа № 72 на ул. Красной, № 10 на ул. Комсомольской, № 45 на ул. Парусной, № 3 на ул. Книжной. В этих дошкольных учреждениях были обеспечены местами 750 детей. В 2010 году после капитального ремонта были открыты два детских сада на улице Свободной (№ 1) и Чернышевского (37), которые в общей сложности приняли около 300 малышей.
Восстановление и реорганизация детских садов происходит в основном за счет муниципального бюджета. Строительство двух новых детсадов финансировалось на 80 процентов из муниципального бюджета, на 20 процентов - из федерального. А один детский сад построен полностью на городские средства.
За эти годы мы построили три новых детских сада. Это многофункциональные образовательные комплексы с плавательными бассейнами, компьютерными классами, музыкальными, спортивными, актовыми залами, кабинетами психологической разгрузки, физиокабинетами, классами домоводства, зимними садами. Все новые детские сады оснащены кухонными блоками с современным оборудованием и прачечными.
Детский сад № 55 на ул. Нарвской сегодня посещают 263 ребенка.
Введенный в строй ко Дню города в 2009 году детский сад на улице Фермора принимает 375 ребят. В феврале 2011 года здесь состоялось открытие специализированной группы для детей, больных сахарным диабетом.
В нынешнем году открылся еще один детский сад № 57 на улице Карамзина, который рассчитан на 240 мест - он станет центром развития детей этого микрорайона с различными дополнительными образовательными услугами, группой выходного дня.
Городские власти проводят работу по передаче ведомственных детских садов в муниципальную собственность. Так, недавно было принято здание детского сада по ул. Красносельской на 12 групп, принадлежавшего ОАО «Калининградский вагоностроительный завод». Недавно была достигнута договоренность с командованием Балтийского флота о передаче городу ведомственных садиков. После предоставления Министерством обороны РФ всех необходимых документов, в соответствии с действующим законодательством, будет осуществлена процедура приемки в муниципальную собственность этих детских садов.
Буквально на прошлой неделе, во время визита Владимира Владимировича Путина в наш регион, премьер-министр сообщил, что муниципалитеты получат от правительства страны средства на ремонт детских садов, передаваемых с баланса Министерства обороны. Для нас это очень хорошая новость, поддержка такая Калининграду необходима.
Вся проведенная работа позволила увеличить количество мест в детских садах на две тысячи (если в 2008 году в садик пошли 12.378 малышей, то в 2011 году – 14.341 ребенок). На эти цели городской бюджет в общей сложности затратил около 700 миллионов рублей.
Для удобства граждан с января 2011 введен новый порядок записи в детские сады: теперь родители дошкольников могут самостоятельно зарегистрировать своего ребенка в «Журнале учета будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Калининграда» через Интернет.
В рамках перехода на электронную очередь отменена ежегодная перерегистрация, существующая в г. Калининграде много лет. Теперь можно посмотреть регистрационный номер заявки в любое удобное время, что дает возможность сократить затраты времени родителей, которым для перерегистрации было необходимо отстоять «живую очередь».
Вместе с тем, мы понимаем, что нужно приложить еще немало усилий для решения этой проблемы. Мы подсчитали, что для того, чтобы ликвидировать очередь в детские сады, Калининграду нужно как минимум десять детских дошкольных учреждений по 12 групп в каждом. Строительство одного такого детсада обойдется в среднем в 200 миллионов рублей. Такие расходы Калининграду, увы, не по карману, поэтому мы надеемся на помощь федерального центра. Нужно отметить, что там хорошо понимают эту проблему и активно помогают регионам в ее решении. Запущен и реализуется федеральный проект «Детские сады – детям», призванный обеспечить достаточное количество и доступность детских дошкольных учреждений, развивать и поддерживать профессиональную сферу социальной и дошкольной педагогики.
Теперь расскажу о том, что городские власти планируют сделать в ближайшие годы. По среднесрочной адресной инвестиционной программе на 2012-2014 годы нами уже предусмотрено строительство детских садов в микрорайоне Северном, на ул. Беланова и Алданской, в каждом их которых будет по 240 мест. Проблема с очередью в дошкольные учреждения находится на моем постоянном личном контроле.
Последняя школа в нашем городе была построена 20 лет назад. Сегодня полным ходом идет строительство двух общеобразовательных учреждений. В первом квартале 2012 года будет сдана школа на Карамзина. Московский район получит отличную школу на 1.000 мест с бассейном, с двумя спортзалами, футбольной, волейбольной и баскетбольной площадками. Общая стоимость строительства школы составляет 662 миллиона рублей. Финансирование объекта в этом году ведется из федерального (466 млн. руб.), областного (27 млн. руб.) и городского (124 млн. руб.) бюджетов. В сентябре 2013 года и в микрорайоне Сельма мы планируем открытие новой школы на 1.500 мест с комплексной инфраструктурой. Строительство этого объекта обойдется в 758 миллионов рублей. Средства также пойдут из бюджетов всех уровней.
Приведу еще цифры. Общий объем финансирования учреждений образования и молодежной сферы увеличился с 2,7 млрд. руб. в 2008 году до 3,7 млрд. руб. в 2011.
Особое внимание мы уделяем организации летнего отдыха детей. Два года назад, в связи с прекращением финансирования летнего отдыха со стороны Фонда социального страхования, администрация города не допустила каких-либо сбоев в организации занятости детей в летний период, взяв соответствующие расходы на уровень городского бюджета. Мы не только организовали работу и развитие загородных оздоровительных центров, лагерей дневного пребывания, но и увеличили количество детей, которые в них отдохнули, а самое главное – обеспечили за счет средств бюджета финансовую доступность этих возможностей для всех категорий населения. Средняя стоимость путевки в загородные центры отдыха составила в 3 раза меньше ее полной стоимости. В целом на организацию занятости детей в летний период направлено 78 млн. руб.
Мы активно сотрудничаем с общественными организациями: это и ветеранские, и национально-культурные, молодежные организации, организации инвалидов, профессиональные союзы, религиозные организации. С 2009 года финансирование общественных организаций осуществляется в форме муниципальных грантов для исполнения социально-значимых программ.
По итогам открытых конкурсов с 2009 года по 2011 год организации ветеранов получили грантовую поддержку на сумму 6 млн. 270 тыс. рублей; организации по работе с инвалидами за этот же период получили грантов на сумму 2 млн. 960 тыс. рублей, на поддержку реализации молодежных проектов за 2010-2011 гг. выделено 4 млн. 615 тыс. рублей.
Отмена отдельным категориям граждан натуральной льготы на проезд и замена ее денежной выплатой потребовала решения вопроса проезда в городском пассажирском транспорте пенсионеров, не имеющих льгот.
С 2009 года выплата социальной помощи на проезд пенсионерам по старости была заменена правом приобретения единого социального проездного билета на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования стоимостью 100 рублей.
Ежегодно количество граждан, воспользовавшихся правом приобретения социального проездного билета, увеличивается в среднем на 1.300 человек.
В здравоохранении основные усилия были направлены на создание условий для доступного и качественного медицинского обслуживания населения. Выполнен большой объем ремонтных работ в Больнице скорой медицинской помощи, открылось для приема маленьких пациентов диагностическое отделение детской городской поликлиники № 6, для взрослых реконструировано отделение реанимации в Центральной городской больнице, которое теперь оснащено высокотехнологичным медицинским оборудованием.
В декабре 2009 года был открыт Центр врачей общей практики «На Октябрьской» для медицинского обслуживания свыше 5,5 тысяч жителей микрорайона Остров. 10 сентября 2011 года открыт офис врачей общей практики по ул. Колхозной, 17 — филиал МУЗ «Городская поликлиника № 1» для медицинского обслуживания 5.000 жителей Северной горы города Калининграда. В настоящее время в городе функционируют 7 офисов врачей общей практики, и эта работа будет продолжена.
Мы планомерно проводим работу по повышению качества обслуживания и снижению очередей в медучреждениях. В четырех муниципальных учреждениях здравоохранения - Центральной городскаой больнице, Городской больнице № 3, Городской поликлинике № 1, Городской поликлинике № 2 города Калининграда - с целью ликвидации очередей и улучшения доступности амбулаторной помощи введена в действие электронная регистратура, которая позволяет записаться к врачу через интернет (на сайте городской администрации) или через информационные киоски, установленные непосредственно в регистратурах. С начала 2011года свыше 41.000 пациентов во всех лечебных учреждениях города воспользовались услугами электронной регистратуры. К концу 2011 года электронные регистратуры будут установлены во всех муниципальных лечебных учреждениях города.
Конечно, несмотря на все эти показатели, еще много нареканий со стороны горожан на качество медицинского обслуживания. Недостатки в работе ЛПУ, выявленные в ходе моих посещений, посещений главы администрации, руководителей структурных подразделений, данных анкетных опросов, жалоб и обращений граждан в органы исполнительной власти, в средства массовой информации, являлись предметом обсуждения и анализа. Уже сейчас видно, что жесткий контроль и принятые меры способствуют повышению уровня удовлетворенности граждан предоставляемой медицинской помощью.
Уважаемые калининградцы! Важным условием нашего общего успеха является постоянный диалог с горожанами. Я, депутаты окружного Совета, сотрудники городской администрации всегда готовы ответить на любой конкретный вопрос, оказать поддержку инициативам горожан. Это принципиальная позиция, которой городские власти будут придерживаться и впредь.
Для меня очень важно иметь обратную связь с населением, слышать ваше мнение о переменах, которые происходят в городе. Мне поступает много обращений, просьб, жалоб и пожеланий и я стараюсь, чтобы ни одно обращение не осталось без ответа. Кроме выездов на места, встреч с населением, личного приема граждан, я регулярно провожу приемы в региональной общественной приемной председателя правительства РФ Владимира Путина, в приемной Президента РФ. В администрации города постоянно работают телефоны «горячей линии». Кроме того, сотни обращений поступают ко мне во время прямых эфиров на телевидении и прямых линий в газетах и на новостных сайтах. На сайтах окружного Совета и администрации города есть Интернет-приемные, рубрики «Задай вопрос». Еще раз хочу подчеркнуть - мы открыты для жителей. В ближайшее время мы создадим Общественный Совет, который станет еще одной площадкой для обсуждения волнующих вопросов и выработки вариантов их решения.
В практику работы городских властей вошло проведение публичных и общественных слушаний. Создан перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией городского округа, информация о которых, размещена на официальном сайте администрации городского округа. Сокращен путь прохождения документов по предоставляемым услугам между структурными подразделениями, что сократило общий срок оказания услуги.
Среди направлений, на которых будет сосредоточено внимание органов местного самоуправления Калининграда, в среднесрочной перспективе - развитие транспортной инфраструктуры, продолжение работ по благоустройству города, включая озеленение и ликвидацию незаконных стоков в городские водоемы, оказание помощи горожанам в капитальном ремонте жилищного фонда, создание благоприятных условий для деятельности малого бизнеса. Наша общая цель - комфортный европейский город, в котором исторические памятники и зеленые зоны гармонично вплетены в сеть современной транспортной инфраструктуры, созданы оптимальные условия для высокотехнологичных предприятий индустрии и сервиса.
Заканчивая свое выступление, хочу сказать вам, дорогие мои земляки, я родился и вырос на калининградской земле. Здесь я учился, живу и работаю. Я люблю наш город и хочу, чтобы он стал самым лучшим городом России, хочу, чтобы всем нам было здесь тепло и уютно. Я уверен, что это - наше общее желание. Мы делаем, и будем продолжать делать все возможное для того, чтобы Калининград всегда оставался местом, в котором хорошо жить, и куда гостям всегда хочется вернуться снова. Вместе мы сможем достичь этой цели!
Благодарю всех вас за совместную работу!»
Приложение: Презентация – сопровождение доклада главы города.