Интернет-проект «Чиновник он-лайн»
Д.С..:
- Добрый день, уважаемые калининградцы. Сегодня мы продолжаем ставший уже традиционным Интернет-проект «Чиновник он-лайн», и на этот раз в нашей студии начальник транспортного управления комитета городского хозяйства администрации Калининграда Андрей Александрович Носонов. Здравствуйте, Андрей Александрович.
А.Н.:
- День добрый, уважаемые калининградцы.
Д.С.:
- К нам может присоединиться любой пользователь Интернета. Для этого нужно быть зарегистрированным в социальных сетях Твиттер, Фейсбук, В контакте, либо иметь электронную почту. И даже если ваши вопросы не прозвучат сегодня в студии, вы обязательно получите на них ответы.
Для начала я задам Андрею Александровичу несколько вопросов, которые давно уже волнуют калининградцев, и многократно тиражируются. Первый из них - о наведении порядка в движении общественного транспорта в вечерние и утренние часы и, самое главное, конечно, - на окраинах. Андрей Александрович, удается ли здесь навести порядок?
А.Н.:
- С введением в полную силу системы навигации, с которой мы сейчас работаем, закрепления определенных маршрутов за конкретными сотрудниками транспортного отдела, ситуация сдвинулась. Так, если было в день где-то порядка 60 нарушений, когда мы только вводили систему штрафов, то на сегодняшний день это пять, максимально восемь нарушений. Сейчас мы сосредоточились на работе микроавтобусов после 22 часов. Эта тема постоянно обсуждается на совещаниях с руководителями предприятий. Большая помощь нам - система ГЛОНАСС, которую мы одними из первых в России ввели. Причём не только на муниципальном транспорте, как это повсеместно делают, а и на частном транспорте. Система конкурсного отбора также приносит свои плоды. Понятно, что перевозчики не все довольны, приходится их штрафовать. Но подвижки очень сильные.
Д.С.:
- Андрей Александрович, чтобы было понятно, каким образом фиксируются нарушения? Это контрольные выезды на конечные остановки или какой-то более прогрессивный метод?
А.Н.:
- Мы можем посмотреть историю маршрута хоть месяц назад, полгода назад, куда он двигался и во сколько - через Интернет. Система позволяет на сегодняшний день не только чиновнику, а любому человеку по телефону по маршрутной сети отследить движение того или иного маршрута, и через Интернет, зайдя на сайт «Doroga.TV». Я готов на своем телефоне продемонстрировать – я постоянно для себя отслеживаю, где автобус находится, сколько осталось времени до его прибытия.
Мы начали практиковать, в порядке эксперимента, причём не за бюджетные деньги, а по договоренности с владельцами платёжных терминалов, дополнительное информирование на остановках о времени, оставшемся до прибытия автобуса. Это дополнительные мониторы на терминалах, которые сейчас стоят на остановках «У быков», «Маяк», на Московском проспекте – у «Подарков», Горького – Зеленая, площадь Калинина.
Там в режиме реального времени показано время прибытия всех маршрутов, которые проходят по этой остановке. Утром и вечером, поверьте, они четко показывают это время. Пассажиры, с которыми я беседовал на остановке, довольны этой услугой. К сожалению, в часы пиковых нагрузок, система немножко не справляется. У автобуса расчетная скорость, допустим, 18 км/час, а он стоит в заторе.
Это городская проблема, мы её решаем, в ближайшее время двинемся по тому же пути, который опробован в мировой практике, в Санкт-Петербурге, в Москве, - это полосы для транспорта общего пользования.
Д.С.:
- Мы приготовили этот вопрос, но вернемся к нему чуть позже. Если можно, закончим с темой контроля выполнения перевозчиками своих договорных обязательств. Один из пунктов договора с каждым перевозчиком – это обновление собственного парка. Муниципалитет доволен его выполнением?
А.Н.:
- Обновление парка даже несколько «зашкаливает» предусмотренные договором 10 процентов в год. Есть и 23, и 47 процентов у отдельных перевозчиков. Это касается обновления всех парков – и автобусов большого класса, и автобусов малой вместимости. Некоторое отставание есть с автобусами для перевозки инвалидов. Здесь ситуация больше зависит от инфраструктуры. Например, по тем маршрутам, которые должны двигаться по Аллее Смелых, в частности, по мосту. А там дорожные условия не всегда позволяют проход подобного автобуса. Они задевают днищем, так как, естественно, низкопольные. Но эти условия эксплуатации, как вы знаете, будут меняться у нас в городе. Мы продолжаем приводить в порядок неудобные для автобусов участки дорожной сети, в том числе и путепровод на Аллее Смелых, буквально этой весной.
Д.С.:
- Андрей Александрович, совсем недавно Вы представляли калининградским СМИ и калининградцам три новых маршрута. 73-й маршрут, который пошел по мосту, стал «первой ласточкой» на этом направлении; 92-й, который идет по очень извилистому маршруту – от поселка Александра Космодемьянского до Южного вокзала. И особенно мне хотелось бы, чтобы Вы рассказали о социальной направленности 93-го маршрута. Потому что она на большей части своего протяжения обходит жилые кварталы. Как он появился, и какой Вы видите его перспективу?
А.Н.:
- Все три маршрута имеют определенную направленность. Целью было расширение сети маршрутных перевозок, в тех точках дорожной сети, которые не охвачены перевозками. Социальность заключается в следующем. 92-й маршрут заработал ради детской больницы, которая находится на Дмитрия Донского и улиц Магнитогорской, Ижорской в поселке Космодемьянского. Это две основные точки, которые раньше были вне сети.
Второй маршрут, который я не могу не затронуть, это 93-й. Я, честно говоря, очень опасаюсь за него. Он не проходит между крупными «генераторами пассажиропотока», как мы говорим. Но его целью было связать Правую набережную, которая отремонтирована, где у нас ряд предприятий, много промышленных точек с улицей Брусничной и центральной частью города – Ленинским проспектом и Южным вокзалом. Но опасения связаны с тем, что маршрут работает, когда у него устойчивый пассажиропоток. А он связан с доставкой рабочих утром и вечером, это немножко смущает меня. Большого желания забрать маршрут не было ни у кого из перевозчиков. Надеюсь, что он все-таки заработает в полную силу.
Д.С.:
- Андрей Александрович, он формировался ведь не просто умозрительно, а были какие-то обращения?
А.Н.:
- Были обращения людей и были запросы из депутатского корпуса и с Правой набережной от предприятий. Только на конкурсе появилась новая фирма, которая согласилась выйти на маршрут. Риск – благородное дело. Я очень надеюсь, что и нам удастся сохранить этот маршрут. Здесь связаны Правая набережная и Московский проспект. Это будет единственный маршрут, потому что большой автобус не может повернуть на Ленинский проспект, более короткое плечо получается с Московского проспекта. Микроавтобусу это удается и поэтому, я надеюсь, что «незакрытые» точки около Сбербанка, «Юности» будут охвачены, и пассажиры отсюда, как и просили, доедут до Южного вокзала.
Д.С.:
- Пока Вы говорили, я вспомнил, что довольно непросто решалась проблема транспортного обеспечения доставки рабочих на завод «Янтарь». И там Вы и с руководством завода, и с профсоюзом, помню, успешно взаимодействовали. Может быть, и здесь активизировать предприятия, которые заинтересованы и обеспечат пассажиропоток.
А.Н.:
- Да, почему я и называю этот маршрут социальным. Потому что он нацелен на то, чтобы обеспечить подвоз именно на предприятия. Поэтому думаю, что в ближайшее время удастся встретиться с депутатами, с руководством предприятий и усилить рекламу.
Д.С.:
- Андрей Александрович, я подготовил вопросы таким образом, чтобы они были тематически разделены. И мы, наверное, перейдем к следующему блоку и подождем вопросов от наших пользователей. Провозглашена цель – приоритет в Калининграде отдать общественному транспорту. И что может быть приоритетнее, чем выделенная полоса? Были разговоры, что она заработает в марте. Почему этого не случилось, когда это произойдет и что это даст?
А.Н.:
- Нет, разговор был о том, что в марте мы должны определиться, подготовить схему движения. Все это было сделано. Мы совместно с ГИБДД, комиссионно, обследовали весь участок Ленинского проспекта от площади Победы до гостиницы «Калининград», где планируем создать выделенную полосу в первую очередь. Получили заключение ГИБДД о возможности ее ввода. Но полоса определяется по разметке, её можно качественно нанести в тёплое время. И, второе, - знаками. Но, прежде всего, нужна отлаженная работа эвакуаторов. Вы понимаете?
Д.С.:
- Да, это сейчас одна длинная парковка.
А.Н.:
- Да, совершенно верно, у нас правые полосы с одной и другой стороны заняты машинами, причем, зачастую, под знаками. Справиться с таким количеством ГИБДД – это невозможно. Поэтому именно с началом работы эвакуаторов можно эту правую полосу привести в соответствие, исключив парковку, предоставить приоритет автобусам. Это очень непростая работа, поверьте мне, не только сама эвакуация, но и вопрос организации движения. Мы из общего потока выделяем пассажирский транспорт, даем ему отдельно взятую полосу, он не может выходить на другие полосы, и тем самым предоставляем целых две полосы личного транспорта, где не будет общественного транспорта. У нас отток уже отмечен с Ленинского проспекта в связи с вводом нового эстакадного моста. И автомобилисты, наверное, почувствовали, что несколько разряженнее стала ситуация на Ленинском проспекте.
Предстоит серьезная работа по координации, может быть, изменению расписания. Этим мы тоже в ближайшее время будем заниматься. И особенно усиленно, с введением данной полосы.
Д.С.:
- Андрей Александрович, пошли вопросы непосредственно в эфир. Пенсионерка Валентина Ивановна спрашивает: «До каких пор водители ПАП будут курить в автобусах и нецензурно ругаться?»
А.Н.:
- Поверьте, не мы воспитываем водителей. Они прошли школу, учебные заведения. Все это касается личности водителя. Но и транспортный отдел работает. Минимум два раза в неделю сотрудники выезжают на проверки. Проверяется санитарное состояние, поведение водителей, в том числе - курение в автобусах. Я буду благодарен, если калининградцы информацию дадут с указанием конкретного номера автобуса. Мы обязательно такого человека привлечем к ответственности.
Д.С.:
- Мы как-то зациклились на транспорте, и пользователи нас немного корректируют - задают такой вопрос, в частности, Андрей Кириллов: «Кто занимается регулировкой светофоров? Когда будет отрегулирован светофор на перекрестке улиц Дзержинской и Октябрьской?». Далее пользователь иронизирует: «Кому сказать «спасибо» за отвратительную организацию движения в том районе?»
А.Н.:
- Эти светофоры установлены в рамках реконструкции моста. Надеюсь, что в ближайшие два-три месяца будет изменено их направление. То есть там предусмотрено круговое движение. Светофоров там не будет. На участке от улицы Октябрьской до Дзержинского движение будет односторонним. Такая схема организации движения находится в ГИБДД, она подготовлена санкт-петербургским институтом, который разрабатывал проект по мосту через Старую и Новую Преголю. Изменится функция светофора, там останется один, который укажет поворот налево, т.е. совершенно другая схема организации движения.
Д.С.:
- То есть движение будет более естественным. Думаю, что такой ответ может обрадовать. А мы вернемся к выделенным полосам и к приоритету общественного транспорта в центре. Планируется ли организация альтернативных парковок на подъездах к центру или, как любят сейчас говорить, – «отсекающих», чтобы люди, подъезжая к центру, могли иметь возможность поставить свой автомобиль и дальше уже передвигаться либо пешком, либо общественным транспортом?
А.Н.:
- Если планируется, то не в ближайшем будущем. Потому что большой востребованности нет у таких альтернативных парковок. Есть опыт Москвы и Санкт-Петербурга. Построенные там отсекающие парковки остались пустыми. У нас 85 процентов всех маршрутов - «от подъезда – к подъезду», т.е. не требуют большой пересадки. В центре города имеется порядка двух тысяч парковочных мест – подземных, надземных, которые официально сделаны при четырех торговых центрах. И, насколько мне известно, на сегодняшний день они не заполнены до отказа.
Д.С.:
- Но там же платить надо?
А.Н.:
- Естественно. Профессионалами, которые занимаются урбанистикой, градостроительством более ста городов Западной Европы, выработана формула – приоритет транспорта общего пользования и тарифная политика по предоставлению стоянок. Бесплатных нигде нет. И чем дальше от центра, тем меньше стоимость.
У нас же ситуация такая, что порядка 35 процентов приезжают на личных автомобилях на работу, порядка 15 - за покупками, а 35 процентов - это деловые поездки и прочее. Человек утром приехал на работу к восьми, а вечером уехал. И все это время машина занимает часть дороги или тротуара. В центре у нас 35 процентов таких мест – это не совсем правильно. Поэтому мы работаем над изменением ситуации.
Д,С.:
- Роман задает общий вопрос, но он поможет нам выработать какой-то алгоритм действия: «Почему в маршрутках водители – преимущественно выходцы из Узбекистана, и почему они позволяют набивать маршрутку людьми, которые стоят, чуть ли не на головах у пассажиров, которые сидят? Ведь ГАИ за это штрафует». Это общий вопрос, но каждое нарушение имеет свой регистрационный номер, свою фамилию, имя и отчество. Как действовать, когда стал свидетелем такого опасного нарушения?
А.Н.:
- Я буду очень признателен, если вся такая информация попадет в транспортный отдел. Когда группа контроля вместе с ГИБДД выезжает на остановочный пункт, тут же оповещение идет от водителя к водителю. Не всегда возможно зафиксировать нарушение по заполнению салонов, а это очень страшно, поверьте. Страшно, с точки зрения безопасности. Я обращаюсь ко всем пассажирам, я сам – пассажир, но я никогда не сяду, если все места заняты. Со своей стороны – по каждому такому сигналу, по результатам проверок мы накладываем огромное количество штрафов.
Д.С.:
Назовите номера телефонов.
А.Н.:
- 92-32-23.
Д.С.:
- По этому телефону можно в рабочее время звонить. И что нужно назвать?
А.Н.:
- Номер маршрута автобуса и время, а также место, где это произошло.
Д.С.:
- И что последует?
А.Н.:
- Последует наказание, обязательно. Во-первых, саму фирму накажем, и она привлечет водителя к административному наказанию. Все знают, что провоз стоя, категорически запрещен. За это можно и маршрута лишиться. У нас уже были такие прецеденты в позапрошлом году, два маршрута перешли к другому перевозчику именно по этой причине.
Д.С.:
- Вечный калининградский вопрос, который повторяется при каждом «прямом эфире», обязательно появляется в нашей почте – о калининградском трамвае. Какова его дальнейшая судьба? Давайте немножко возьмем трамвай собственно, и более широко – электротранспорта. Очень много нареканий на качество автобусов, на их неэкологичность. Калининградцы много приводят доводов в защиту трамвая. Что с ним будет?
А.Н.:
- Вопрос, конечно, распространенный. Во-первых, я скажу свое отношение к трамваю. Я был, есть и буду приверженцем трамвая, но современного трамвая, а не того, который сейчас мы видим на улицах. Это решение многих проблем – пробок, увеличение пропускной способности, это решение проблем с проведением в городе солидных городских мероприятий, тех же чемпионатов.
Но у нас есть особенность в Калининграде - ширина колеи, оставшаяся от прежних времен. В России есть еще только Пятигорск, где трамвай имеет метровую колею. Поэтому у нас альтернативой может быть только приобретение транспорта зарубежного. В России такой транспорт не производят.
Были предложения из Минска. Но они сводились к тому, что только один проект по узкой колее трамвая стоил около 120 миллионов. Трамваи там стоили около 6-9 миллионов, в зависимости от комплектации. Трамвай решает проблему, но только провести трамвайные пути, закупить хотя бы б/у подвижной состав – 2 миллиарда. Представляете, это огромное вложение денег.
Тем не менее, «пятерка» и «тройка» будут ходить, будем поддерживать путевое хозяйство. На сегодняшний день 28 трамваев уже перешагнули рубеж амортизации. Но трамвай имеет такую особенность, что его можно ремонтировать, элементы безопасности тоже соблюдаются. Так что «тройка» и «пятерка» живут, востребованы, население их очень любит.
Не скрою, что у меня были попытки привлечения сюда инвестиций в виде концессионных соглашений. Я вижу развитие трамвая не за бюджетные деньги. Мы таких денег никогда не сможем вложить. Надо привлекать частный сектор в концессию, предоставляя возможность работать 20-30 лет на данном направлении, но взамен получить современные, низкопольные, быстроходные трамваи, которые разработаны по современному проекту, который едет по обособленной полосе и позволяет перевозить в комфортных условиях и коляски с детьми, и инвалидов, и так далее. Очень сильный шаг сделал Гданьск. Они по центру магистрали обособили полосу, исключили совмещенное движение, оборудовали остановки. Конечно, у них цена, по-моему, 35 рублей на наши деньги, 3,5 злотых.
Д.С.:
- О троллейбусах…
А.Н.:
- Да, троллейбусы у нас продолжат развитие. На новом мосту троллейбусная сеть монтируется. Как только она будет завершена, улица Емельянова будет открыта. Там мы планируем возобновить троллейбус.
Д.С.:
- Марина Анатольевна Ничко интересуется, для чего установлено табло на остановке у «Маяка» с расписанием автобусов, если еще ни разу не совпало время прибытия и время убытия автобуса, указанное на табло. Кстати, я вечером «У быков» долго наблюдал за табло и увидел, что оно показывает реальное время прибытия.
А.Н.:
- Я уже сказал – это нововведение в экспериментальном режиме, никаких бюджетных денег в него не вложено. Люди переживают, что бюджетные деньги затратили. Нет. Это определенная инициатива тех, кто ставит эти терминалы. Они сделаны вандалозащищенными, всепогодными, они дают информацию. Сбои бывают. И для того, чтобы их убрать, нужно то, чем мы занимаемся – полоса транспорта общего пользования, где автобусы будут идти с определенной скоростью. Но по утрам и вечерам, да и днем там достаточно четко показывается время.
Д.С.:
- Явно видно, что за нашей с Вами беседой следят. И задают вопрос по троллейбусам. Будут ли закуплены еще троллейбусы, оборудованные для людей с ограниченными физическими возможностями? Одного на весь город мало.
А.Н.:
- Мы просто обязаны предоставить такую возможность инвалидам. Тем более, что у нас отработана возможность информации инвалидов о продвижении того или иного автобуса или троллейбуса. Закупка троллейбусов планируется. Может быть, не совсем таких, как сейчас их называют «кузнечиков», но таких же низкопольных, которые позволяют достаточно комфортно передвигаться по городу.
Я должен узнать параметры уточнения бюджета, программа формируется. Но убежден, что это будет.
А что касается информации инвалидов, у нас есть практика, есть постоянные пассажиры-колясочники. Они обращаются в диспетчерские, а диспетчеры связываются напрямую через систему ГЛОНАСС-GPS с автобусом, уточняют местонахождение, сообщают инвалиду, сколько времени осталось до прибытия, отслеживают его посадку и высадку. Мы настоятельно просим их, чтобы обязательно оставляли телефон, чтобы не возникало проблем обратной доставки. Это отработано на 28-м маршруте и сбоев пока не было.
Д.С.:
- Поступил блок вопросов от Алексея Кулика: «Кто проектировал трафик общественного транспорта на Острове? Как получилось, что там ходит один-единственный автобус № 45 и две маршрутки №№ 72 и 80, и транспорта, зачастую, нет минут по 40?»
А.Н.:
- Мировая практика говорит о том, что если один вид транспорта по участку ходит, то другой там не должен появляться. Если там трамвай, он является основным видом транспорта, там не должен ходить ни автобус, ни микроавтобус. Но у нас ситуация несколько другая. Бывают заторы, бывают ДТП с трамваями. Мы не работаем пока по «выделенке». Бывают ситуации, когда трамвайное полотно надо ставить на ремонт.
Мы были вынуждены пустить на Остров для комфорта 45-й автобус. Он имеет 10-12 минут интервала. Там ходит 72-й микроавтобус с 15-минутным интервалом и 80-й. И неделю назад пошел 92-й, который имеет связь с Южным вокзалом. На Острове, кроме трамвайных «пятерки» и «тройки», еще четыре направления, на которых автобусы работают.
Д.С.:
- Тут два вопроса, они разные, но видно, что калининградцы болеют за потраченные деньги и очень неравнодушны. Первый: «Недавно запустили троллейбус в Московском районе до улицы Ульяны Громовой, он возит воздух. Может, перераспределить маршрут?» И второй: «Движение по второй эстакаде, мягко говоря, не оживленное. Зачем ее тогда строили?»
А.Н.:
- Троллейбус на Ульяны Громовой… Там достаточно густонаселенный район, маршрут запустили на основании просьб жителей связать Балтрайон и Советский проспект. И отменять его мы не планируем.
Существует три этапа постройки эстакады. Мы сделали первый. И мы все видим, что он удался.
Но второй этап, который на сегодняшний день планируется, - это ул. 9 Апреля и площадь Василевского, кольцевое движение. Конечно, оно будет более привлекательным по завершении. Сейчас мы имеем на выходе с эстакады в районе Фрунзе - 9 Апреля самый большой в городе пешеходный переход, с самой большой фазой движения пешеходов.
Если сейчас пойдет еще большее количество, то мы просто остановимся, там будет затор. Но выход есть, Мы будем увеличивать пропускную способность, но надо знать, куда. Мы выходим на 9 Апреля, доезжаем до «Виктории» и дальше – две объездные дороги, которые мы моментально «запрем», если направим туда большое количество автобусов.
Д.С.:
- «Каков экономический эффект от внедрения системы ГЛОНАСС на муниципальном транспорте в Калининграде?» Я так понимаю, что вопрос шире, не только на муниципальном. «И можно ли будет наблюдать в Интернете трафик общественного транспорта в режиме единого времени, как это уже сделано, например, в Рязани?»
А.Н.:
- Не ставилось целью получить какую-то выгоду при внедрении ГЛОНАСС. Прежде всего, контроль движения автобусов, трамваев и троллейбусов. Мы порядка 32 отчетных документов можем получать по данной диспетчерской программе. Например, когда водитель ушел, когда пришел, какие рейсы выполняются.
Плюс на каждой точке, на каждом предприятии, мы требовали обязательного наличия двух мониторов, обязательно голосовой связи он-лайн. На одном дисплее показывается карта, на другом дисплее – диспетчерская программа по выполнению расписания, где тут же дается информация: вы успели, или вы опаздываете, войдите в расписание и так далее. Т.е. диспетчер видит, насколько водитель отклоняется от расписания.
Мы пошли именно на вариант системы «Гранит-7», когда на дисплее высвечивается расписание. Потому что нередки ситуации, когда надо вводить расписание с другим режимом работы, с другим интервалом, связанным с дорожными условиями, с режимом ЧС.
Экономический эффект здесь отходит на второй план. Здесь эффект контроля, раз. И второе – есть возможность самому пассажиру отслеживать местонахождение нужного транспорта в реальном времени. У нас не позже Рязани система была введена. Мы подключились к «Doroga.TV», работаем совместно с ними. Я готов даже сейчас через мобильный телефон войти, я – пользователь. Мне через мобильный удобней. Выходя на остановку, посмотрел, где находится мой автобус. В основном 24-м автобусом пользуюсь, и определяюсь, сколько мне приблизительно ждать. Мы работаем, с Рязанью, кстати, тоже. Они просили нас, а можно ли получить данные, - пожалуйста, мы все данные даем. Будем сотрудничать и с Яндексом, они тоже обращались к нам, у нас отказов нет. Чем больше людей будут просматривать не только «DorogaTV», но Яндекс или рязанский «BUS62» называется.
Д.С.:
- То есть, каждый калининградец, который отслеживает, он – невидимый контролер.
А.Н.:
- Не только контролер. Очень удобно знать, где транспорт. Бывают сбои, лучше быть уверенным, что он к вам движется - в реальном времени.
Д.С.:
- Только что поступивший вопрос перекликается с постоянно имеющимися у нас: «Почему в Калининграде такие старые обноски европейских линий – автобусы наши старенькие, которые у нас на линии ходят, хотя Вы называли процент обновления по договору?».
А здесь встречный вопрос: «Почему «Калининград-ГорТранс закупает уродливые, неудобные автобусы. Лучше уж подержанные, европейские, чем такие?» Вот, два мнения.
А.Н.:
- Мнение очень правильное. Я не хочу плохо отзываться о нашем автопроме, не только из патриотических чувств. Но те модели, которые были выпущены, мы «ЛИАЗ» покупали, они даже как бы новая модель, а через год она значительно уступает тому же «МАНу», «Мерседесу». Это уже определили специалисты, это не мое мнение.
Есть неплохие варианты. Это «МАЗы», которые закупал, в частности, «ЕвроЛайн-1». Но тоже свои нюансы. В любом случае, мы не уйдем от обновления. Две фирмы у нас имеют пятилетние автобусы – это «ЕвроЛайн» и «Зеленоградск Транс».
Д.С.:
- Но ведь есть какие-то причины, по которым у нас все-таки «ПАЗики» появляются?
А.Н.:
- Это 94-й закон, по которому мы должны дать характеристики на аукцион. Под эти характеристики «ПАЗы» подходили. Альтернатива была «Хюндай». По цене оказалось, что «ПАЗики» дешевле. Хотя мое мнение – надо проводить не аукционы, а конкурсы. Там играет роль не только стоимость.
Д.С.:
- Также много вопросов по поводу КСОДД – комплексной схеме организации дорожного движения. Многие знают, что по муниципальному заказу в Калининграде она разрабатывается, и должна быть передана городу, должна послужить исправлению транспортной проблемы. На какой она стадии, когда ее ждать и, самое главное, какие-то рекомендации специалистов уже можно огласить?
А.Н.:
- Представленный в декабре прошлого года вариант не удовлетворил комиссию из более 20 человек – специалистов всех направлений, включая ГИБДД, УГАДН, которые связаны с организацией дорожного движения. Нам нужны достижения, какие-то результаты. Были значительные замечания. Они были представлены в письменном виде. Разработчики восприняли их правильно, поняли, что надо дорабатывать, приводить все в соответствие с техническим заданием. Это, в конце концов, требования аукциона.
Д.С.:
- Давайте немного остановимся на изменении режима работы светофоров, основанного на расчетах, на наблюдениях.
А.Н.:
- Да, у разработчиков-минчан серьезные расчеты. Они привлекали и зарубежных специалистов. На базе расчетов транспортных потоков составляли фазы регулирования светофоров. В КСОДД больше 20 таких светофорных объектов. Есть изменения организации движения по ряду объектов: ул. Черняховского, Московский проспект, Чкаловский поворот. Там эксперты предлагают на основе расчета транспорта круговое движение в Чкаловске. Есть моменты, которые достаточно интересны.
В частности, у нас давно рассматривался вопрос полосы для транспорта общего пользования, у них это тоже прописано. Почему я и говорю так смело, что будем вводить «выделенку». Они это подтверждают своими расчетами. Особенно по ул. Черняховского. При исключении стоянок проходимость, пропускная способность возрастёт. Но по Черняховского планируется изменить и месторасположение остановочных пунктов. По-другому нам из ситуации не выйти.
Д.С.:
- То есть, будет перенос остановок?
А.Н.:
- Однозначно. Мы без этого там порядок не наведем. Вот, представьте, вы поворачиваете налево с Горького и останавливаетесь. У вас с одной стороны – трамвай, где идет высадка и посадка людей, вы двигаться не можете, с другой стороны автобус стоит. Две полосы, обе заняты. Независимо от сигнала светофора вы останавливаетесь.
То же самое при повороте на Пролетарскую - ситуация крайне не способствует нормальной организации движения. Планируется изменить остановочные пункты, перенести их ближе к бывшей гостинице «Колос», ближе к центру. Такие вопросы сейчас рассматриваются совместно с ГИБДД. Понимание мы находим.
Д.С.:
- Еще одно свидетельство того, что за нашей с Вами беседой очень внимательно следят, - вопрос по поводу остановок: «В Чкаловске, на Лукашева поставили остановку, но жители садятся в старом месте, ни знаками не оборудованном, ничем. Водители там иногда не останавливаются. Получается, что новая остановка не востребована, а мимо старой автобусы мимо мчатся. Как быть?» Такой вопрос задает Сергей Владимирович.
А.Н.:
- Если там нет знака и не оборудована остановка, значит, останавливаться небезопасно. Это заторная ситуация. Остановка там, где стоит знак «5.16» и оборудован остановочный пункт.
Д.С.:
- Как-то надо скорректировать людей.
А.Н.:
- Скорректируем, конечно.
Д.С.:
- «Было озвучено предложение запустить в Калининграде экобус. Какова судьба новшества?» Вы можете пояснить, о чем идет речь?
А.Н.:
- Я догадываюсь, о чем идет речь. Дело в том, что в Новосибирске открылся завод. Но он в стадии экспериментальной. Они производят литиевые аккумуляторные батареи, которые можно устанавливать и на автобусы, и на троллейбусы, практически на любой транспорт.
Это транспорт без всяких проводов, который передвигается порядка 350 километров за день, зарядка у него может на один, максимум два часа. То есть вы представляете, насколько это все экологично. Такие наработки есть. В принципе, сейчас нет таких стран, где бы не было экологического вида транспорта - в плане эксперимента. Везде есть гибридные двигатели, на газовом топливе. У нас есть и российского производства транспорт на альтернативных видах топлива. Есть такие наработки.
Но я не думаю, что это будет уже завтра. Здесь без государственной поддержки не обойтись. Во-вторых, в любом случае в Госдуме будет рассматриваться вопрос о возможности какого-то субсидирования, ни муниципалитет, ни частный сектор не сможет приобрести, окупаемость не та. Мы не можем «задирать» тарифы для населения.
Д.С.:
- Андрей Александрович, возвращаюсь к Чкаловску. Нас пользователь поправляет: «Но новая остановка в Чкаловске неудобна никому. Люди недовольны». С чем связан перенос? С мерами безопасности? Почему ее перенесли?
А.Н.:
- Есть требования к размещению остановочных пунктов, расстоянию между остановочными пунктами, оборудованию, безопасности, необходим заездной карман. На эту остановку выедем с проверкой. Я помню, это от конечной остановки вторая, ул. Лукашева. Надо посмотреть на месте.
Д.С.:
- Два вопроса, но они объединены одной тематикой. Один поступил до нашего эфира, другой – несколько секунд назад. Я их прочту оба. «Вчера 11 марта, в 17 часов 03 минуты, автобус 36-го маршрута, следующий в Чкаловск, не доезжая остановки на Театральной, остановился во втором ряду и высадил пассажиров. Навстречу им, рискуя жизнью, лавируя между проезжающим транспортом и пачкая одежду о машины, бежали люди с остановки». И второй вопрос: «Сегодня утром мой ребенок бежал на автобус, водитель видел его и, тем не менее, закрыл двери перед носом и уехал. Куда можно пожаловаться на такое поведение водителей, ведь очень часто можно видеть, как они закрывают двери перед пожилыми людьми и уезжают. Анна Петрова».
А.Н.:
- Оба вопроса Вы мне оставьте с адресами и телефонами. Что касается маршрута 36-го автобуса - это наша старая и больная тема, по которой мы не раз обращались в транспортный департамент областного правительства, в ГИБДД. Проблема - парковка автобусов в направлении на Балтийск в заездных карманах, непосредственно на остановке. То есть, они вынуждают останавливаться автобус там, где уже занято.
Никакой 162-й, никакой другой междугородний там парковаться не должны. Для этого есть Южный вокзал, который обеспечивает остановку, стоянку, движение по маршруту. А начинают уходить от налогов, парковаться здесь. Получается, что места общественного городского транспорта занимают междугородние автобусы. Стоят припаркованные микроавтобусы в заездных карманах и не позволяют таким образом безопасно осуществлять посадку-высадку пассажиров городского общественного транспорта. И мы еще раз обратимся в департамент, потому что это головная боль.
Д.С.:
- Андрей Александрович, у нас было несколько предложений из Москвы, Петербурга о введении электронной оплаты. Ведь это решает очень много проблем. Это беспересадочные поездки, это больший учет, это снижает оборот наличности. Калининград готов принять какое-нибудь из этих предложений?
А.Н.:
- У нас действительно было много встреч по вопросу ввода электронной оплаты проезда. Сказать, что мы остановились на какой-то, я сейчас не могу. Это будет решаться на конкурсе. Но привлекательными у нас остались направления, которые разрабатывались в Санкт-Петербурге и в Казани. Привлекательны они, во-первых, по цене, по реализации движения. Сейчас предстоит подготовка ряда документов.
Чем это может заинтересовать пассажиров? Прежде всего, тем, что появляется возможность в городе Калининграде ввести проездные билеты на все виды транспорта, частный, муниципальный, неважно. Как видите, у нас везде цена одинаковая. К льготе подходы одинаковые. Сейчас и проездные билеты будут одинаковыми.
Второе – для пассажиров он удобен тем, что не надо кондуктора, оплата происходит гораздо быстрее. Просто коснулись валидатора (считывающего устройства), не надо таскать мелочь. У меня, знаете, тоже правый карман весь разорван, зашиваю.
Третье удобство больше касается перевозчиков, 50 процентов из них уже высказали заинтересованность в этом, с остальными будем работать, рассказывать плюсы и минусы. Мы сможем организовать работу более четко.
Реализуя требования 210-го федерального закона, мы обязаны переходить на электронную систему до 2014-го года. Лучше это делать заранее, продумать все. У нас такая возможность есть.
Уже сейчас много терминалов в городе. Есть у нас и 17 пунктов продажи проездных, которые принадлежат «Калининград-ГорТрансу. Есть опыт работы других городов. И главное, что Александр Георгиевич Ярошук четко пообещал, а он свои слова всегда выполняет, что окажет содействие в покупке процессингового центра – общего, для работы со всеми перевозчиками.
Д.С.:
- Андрей Александрович, в ближайшие месяцы жителей Московского района ожидает вынужденное неудобство – ремонт путепровода на Аллее Смелых, он будет закрыт довольно долго. Как на это время будет организовано движение, объясните, пожалуйста.
А.Н.:
- Понятно, что другого объезда, кроме как по улице Муромской, нет. Там, конечно, проблема с железнодорожным переездом, и регулировать её не сможем.
Второй объезд – по улице Киевской, по которой и так достаточно плотное движение. Правда, есть плюс. Это проведение ремонта на Калинина. Единственное, что я могу пообещать, уже сейчас, при подготовке постановления о закрытии, рассмотрим возможность организации одностороннего движения Черниговская – Космодемьянского. Там, на мой взгляд, выше пропускная способность будет.
И очень внимательно, буквально в ближайшее время надо оценить ситуацию в районе пересечения Киевской-Калинина. Может быть, придется пойти на запрет левого поворота. Тогда мы получаем еще одну полосу движения прямо и более быстрый пропуск. Но это будем решать совместно с ГИБДД.
Сейчас ограничивать жителей, наверное, будет не совсем правильно, там ситуация напряженная.
Д.С.:
- Это будет временная мера на период ремонта?
А.Н.:
- Да. Но если люди оценят положительно, пожалуй, мы оставим. Потому что многие города практикуют запрет левого поворота. Думаю, у нас это тоже возможно.
Д.С.:
- Думаю, что мы уже подошли к концу. Пусть наши пользователи не беспокоятся, как мы уже говорили в самом начале, все, кто оставил свои координаты, получат ответы, даже если они не прозвучали в прямом эфире.
Я хотел Вас спросить, Андрей Александрович, Вы упомянули про карман, оттянутый мелочью, это и натолкнуло меня на вопрос – в центр сложно приехать, Вы упоминали об этом. Вы сами приезжаете на чем?
А.Н.:
- На автобусе. Мне так удобней. На 24-м автобусе, иногда на трамвае, «пятерка» достаточно часто ходит. Мне удобней, чем искать парковку. Я для себя давно решил, - просто удобней, вот и все.
Д.С.:
- Но машина у Вас есть?
А.Н.:
- Машину я отдал сыну. Для кого-то, может быть, удобней пока на машине. Но поверьте, мы будем вводить приоритет движения общественного транспорта. Сделаем все возможное, чтобы транспорт был более комфортабельным. Ведь смысл – не просто ограничить парковки, сделать их платными. Нет, смысл заключается в том, что повысить комфортность движения, в первую очередь – общественного транспорта.
Д.С.:
- Наше время закончилось. Я думаю, что час пролетел незаметно, во-первых, а во-вторых, плодотворно. Мы сумели ответить на многие вопросы. На те вопросы, на которые мы не успели ответить, мы ответим официально на оставленные пользователями адреса.
Еще раз Вам, Андрей Александрович, большое спасибо.