В. – Добрый день, уважаемые пользователи сети Интернет. Сегодня очередной этап проекта «Чиновник онлайн». И сегодня в нашей студии я с удовольствием приветствую директора муниципального предприятия «Чистота» Андрея Анатольевича Мироновича. Здравствуйте, Андрей Анатольевич.
М. – Здравствуйте.
В. – Я очень рада, что Вы сегодня согласились принять участие, потому что Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь. И по последним данным 26% пользователей – это пенсионеры. Небывалый показатель. Видимо, учим, и бесплатные курсы открываем, и пожилым людям это интересно.
М. – У меня мама ходила на курсы.
В. – Вот, отлично. Напомню, что предприятие Андрея Анатольевича занимается уборкой нашего города. Также в их ведомстве находится, если я правильно понимаю, ТБО, полигон в Космодемьяновске. И мы будем говорить сегодня о том, чего, наверное, не знаю даже я частично. И вот Вы заодно меня просветите в своей деятельности. Пользователям напоминаю, что вы можете задать свои вопросы нам в течение часа в режиме реального времени, используя электронную почту, сеть «Фейсбук», «Твиттер», «В контакте». И поэтому, пожалуйста, мы приглашаем всех принять участие в нашей программе. Итак, Андрей Анатольевич, снегопад сейчас уже немножечко не актуален, но все-таки расскажите, пожалуйста, Ваше предприятие МУП «Чистота» каким образом осуществляет свою деятельность? То есть где границы ваших полномочий, что конкретно вы убираете, какие улицы, какие территории?
М. – Всю территорию города, на которой мы живем, можно разделить на три части. Это улично-дорожная сеть, то, что непосредственно убирает «Чистота». Это улицы, по которым ездят машины. Это тротуары, по которым ходят пешеходы. Основные улицы, второстепенные, но, в принципе, это город. Вторая составляющая – это дворы, маленькие переулочки, маленькие элементы, маленькие участки территории, которые находятся в непосредственной близости от вашего дома, за это в 99% случаях отвечает, убирает управляющая организация, которая обслуживает ваш дом – ТСЖ, УК и т. д. И третья часть – это междворовые территории, то есть пустыри, то, про что нельзя сказать, что это двор, или пешеходный тротуар, или улица. По этой части территории были отдельно разыграны «Службой заказчика» лоты. И их убирают пять частных компаний. Какая компания и за какую территорию несет ответственность можно узнать, обратившись в «Службу заказчика».
В. – Андрей Анатольевич, каким ресурсом для уборки обладает Ваше предприятие? Машины, дворники….?
М. – Да, у нас и то, и другое соответственно. У нас 67 единиц специальной уборочной техники, которая осуществляет уборку механическую. В основном это проезжая часть. И у нас порядка 500 уборщиков территорий, так называемых дворников. Понятно, что это плавающая цифра – кто-то увольняется, кто-то приходит. Вот все они вместе, и те, и другие, обслуживают 998 дорог, улиц, переулков, скверов, парков и т. д. Из них порядка 800 – это улицы, остальные 200 – это другие объекты благоустройства.
В. – Хватает ли Вам того ресурса, который у Вас есть? Сами Вы как оцениваете качество уборки в связи с этим?
М. – Я оцениваю качество уборки как удовлетворительное. И, безусловно, у нас не Барселона, не Рим, не центр Москвы. Но, в принципе, для нашего города, который не является столичным, у нас вполне приемлемое, удовлетворительное качество уборки. И это при том, что не хватает техники, людей. По нормативам, по расчетам, по тому объему работ, который мы должны выполнять, техникой мы обеспечены, наверное, меньше половины. Я не стараюсь переложить с себя ответственность.
В. – Реалии дня.
М. – Это наш Калининградский технический университет разработал генеральную схему уборки, где посчитал, сколько квадратных метров какой техникой нужно убирать, сколько нужно техники. Если не вдаваясь в подробности – половина техники у нас и половина людей.
В. – Но я знаю, что Вы приобретаете все-таки технику, да?
М. – Безусловно. Сейчас есть 67 единиц, до нового года было 50 единиц, это очень существенная прибавка. Причем 7 единиц из этих семнадцати, которые поступили, - это самые большие, хорошие, производительные машины, такая до этого у нас была только одна. Сейчас у нас их восемь. И я думаю, что жители успели убедиться в том, что наша производительность, наша мощь, наша скорость, с которой мы это делаем, она стала выше.
В. – Андрей Анатольевич, больше всего претензий, конечно, по уборке тротуаров, остановочных пунктов, переходов, там, где люди прыгают через лужи. Что мешает, собственно, Вашей технике вычистить проезжую часть хотя бы до бордюров, расчистить решетки ливневок?
М. – Эта технология уборки… Выпавшие осадки в виде снега, града или гололед, который мы уже отделили от проезжей части, они сметаются в сторону: вправо или влево по ходу, или одновременно в обе стороны в лоток – в пространство между бордюрным камнем и проезжей частью. Там формируется вал из того, что сгребается с проезжей части. После того, как закончились осадки, сгребли вот эту «кашу» снежную, сформировали вал, этот вал начинают вывозить. Конечно, в первую очередь – из центра, и дальше по спирали – на второстепенные улицы. Если Вы бывали в больших городах России, там, где бывает «серьезная» зима, то, наверное, знаете, что там снег не вывозится. У нас часто жалуются на то, что не вывозят. Никто не вывозит снег.
В.- Вернувшись к нашим баранам, скажем так, о технике. Вот 998 улиц в городе, Вы сказали. Сколько объективно, по Вашим подсчетам, вам необходимо техники и дворников для того, чтобы убрать весь город?
М. – Если коротко, то в два раза больше. У нас сейчас 67 единиц, по расчетам надо – 150. То есть до нового года было ровно в три раза меньше. Сейчас мы добавили, парк усилили, сейчас примерно раза в два меньше, чем должно быть. И по дворникам то же самое: вот у нас сейчас 500, летом должно быть примерно 1000, а зимой вообще 2000 по расчетам. Но мы считаем, что в рамках того контракта у нас 1000 мест. У нас 500 дворников. Это значит, что каждый дворник убирает два участка, то есть делает в два раза больше норматива.
В. – Андрей Анатольевич, а вы сами ездите, контролируете своих работников?
М. – Да, безусловно, конечно.
В. – А вас кто контролирует?
М. – Нас контролирует огромное количество инстанций.
В. – Контролирующие органы предъявляют вам претензии?
М. – Безусловно. А иначе в чем смысл существования?
В. – А как Вы сами видите – в целом они готовы…? Какую оценку они бы вам поставили, учитывая ваши… Обычно, когда они приезжают, они вас хвалят, ругают или как?
М. – Нормально. У нас нет прямо таких вот совсем напряженных отношений, когда говорят, что вот так не должно быть. Но у нас нет и попустительства. У нас каждый месяц какая-нибудь инстанция выписывает определенное количество протоколов, штрафов. Как на организацию МУП «Чистота», так и на меня лично, как на руководителя.
В. – Вот тут у нас приходят совсем взаимоисключающие сообщения. Например, Михаил спрашивает: «Почему не убираются улицы? Кто ответит за то, что пешеходам приходится перепрыгивать через лужи шириной в пол проезжей части на центральных магистралях города?» И следом от Максима: «Передайте ему, пожалуйста, благодарность. Лично я этой зимой отметил, что мне по улицам передвигаться и на автомобиле, и пешком, и даже на велосипеде гораздо проще, чем раньше. Хотя, конечно, лужи и снежная «каша» на переходах бывают». Учитывая, что мы уже немного ответили на вопрос Михаила, который Вас ругает, то перейдем к тому вопросу, который у меня как раз тут в ленте сегодня целый день…
М. – За то, что лужи надо перепрыгивать, я думаю, нужно ругать тех, кто сделал тротуар, то есть ямы, мы же не отвечаем за ямы, это первое. А второе – это дождь.
В. – Вот правильно. Все претензии к дождю. Евгений Новик прислал нам сообщение. И там много фотографий неубранных улиц Ангарская – Раменская. Далее он пишет: «Позвонил в МУП «Чистота». Мне сказали, что убирали снег и подметали два раза в неделю. Смешно». Как Вы можете прокомментировать? Там много фотографий действительно, и снег…
М. – Я понял. Безусловно, два раза в неделю может кому-то показаться забавным. Но здесь нужно понимать, что техническое задание и контракт на уборку городу, то есть какая улица и сколько раз в месяц должна убираться, сколько она шириной квадратов, где-то полностью, где-то не полностью, все это задание составляет администрация города Калининграда. Дальше формируется такой лот, разыгрывают на конкурсе. То есть мы подрядчики. Нам сказали копать от забора и до обеда – мы начинаем копать от забора и в обед заканчиваем. Но это не безысходная ситуация. Пожалуйста, обращайтесь в Службу заказчика, обращайтесь в комитет городского хозяйства. Пишите, что нашим улицам мало две уборки в неделю, нам нужно больше. И тогда, возможно, будет пересмотрен контракт.
В. – Но тогда это потребует увеличения финансирования, если я правильно понимаю.
М. – Безусловно.
В. – Все люди, наверное, хотят, чтобы их улицы убирали каждый день, с шампунем.
М. – Я, вообще, не знаю бесплатных вещей. Поэтому я думаю, что да.
В. – «МУП «Чистота» выиграло госзаказ на уборку территории Калининграда на три года, на один миллиард рублей. Уборки зимней нет, летом пылесосы были и сплыли, ручной – и летом нет. Пылесосили в ночное время, когда стоят припаркованные авто. Днем нельзя этого сделать, когда люди на работе, а в городе пробки? Уборка ручная вообще не ведется. Звоню в «Чистоту», мне нагло врут, что убирают улицу два раза в неделю». Это тот же человек про Московский район. Давайте мы ему ответим, почему нельзя днем убирать, пылесосить летом-то.
М. – Здесь очень просто. Днем скорость движения уборочной техники равна скорости движения пробки. И смысл полностью теряется. Хотя, конечно, и днем мы работаем. Ситуации бывают разные, если снег идет, то в любом случае все это будет обрабатываться. Летом, когда нет авральных ситуаций, основная интенсивная уборка, конечно, идет ночью. Да, припаркованные ночью машины вроде бы должны больше мешать уборке. Но летом нельзя проехать. Если поедет колонна, даже если поедет одна машина, начнет пылить, то жалоб будет гораздо больше. Я Вам скажу больше – у нас 99% обращений и жалоб делятся на две, как я говорю, партии. Одна партия – почему в шапке, другая – почему без шапки. Одна партия спрашивает, почему мы вывозим снег, он же растает, другая – почему не вывозим, одна говорит – почему днем мы убираем, другая – почему ночью и т. д. Поэтому в каждом случае – это годами взвешенный баланс между различными интересами горожан, города, бюджетных средств. Я уверен, что город и глава города, и депутаты понимают, что можно сейчас заложить 200 миллионов рублей, купить в три раза больше техники. Но к чему это приведет? К тому, что последствия снегопада мы будем устранять не за 12 часов, а я думаю, все согласятся, что мы справляемся за 12 часов, а за два часа. Но разве это стоит 200 миллионов? То есть интересы целесообразности, горожан, эстетики, экономики, политики в какой-то мере, они все здесь взвешены годами. И вот такая система выработалась.
В. –Конечно. Андрей Анатольевич, как часто Вы моете свою машину?
М. – Раз в два-три дня.
В. – «Можно ли считать количество грязных машин в городе критерием его чистоты? А если нет, то каков тогда критерий?»
М. – Хороший вопрос, интересный. Можно, я думаю. Но это не только количество чистоты, чистых машин, а еще и количество влаги. У нас город влажный, много дождей. Если бы он был сухой, то при том же количестве дисперсных частиц грязи, которая есть, это была бы просто пыль, которая, может быть, просто летала, пылесосилась в данном случае и т.д. Сейчас я могу ответить вопросом на вопрос - если Вы помыли машину, например, полчаса назад, и прошел дождь, она все равно у Вас сразу будет грязная. Поэтому это зависит от зоны климатической.
В. – От погодных условий.
М. – Да, от погодных условий тоже. У нас город для этого не очень сильно приспособлен. Опять же, например, возьмем город Ярославль. Там снег выпал и три месяца пролежал. Помыл машину в ноябре. До марта можешь ездить на чистой машине. Но это не значит, что в Ярославле гораздо чище, чем в Калининграде. Я даже думаю, что это не так. Поэтому здесь нет прямой связи.
В. – «После зимы на улицах города остается много очень песка. А от этого на улицах пыльно, просто канавы грязи. Можно ли с этим что-то сделать?»
М. – Я согласен. Я, в отличие от людей, которые жалуются на снег, считаю, что основная проблема – это скорость приведения в порядок города после зимы. Это действительно бич – этот песок и все эти реагенты. Потому что ничего полезного в них нет, во всей этой пыли. Ничего эстетического в ней нет. Она садится на деревья, почки, окна, мы всем этим дышим. Это действительно проблема, как она решается. У нас для этого есть специализированная машина. К сожалению, только одна – она очень дорогая. Это такой большой прицеп, который работает круглосуточно. К нему подъезжает самосвал, грузовик. Когда он загружается, уезжает, подъезжает другой. То есть машина 24 часа в сутки ездит по городу. Председатель комитета городского хозяйства Сергей Викторович Мельников принял решение, пока только внутренне, для себя. Финансово пока эта процедура решение еще не прошла, но он принял для себя решение, что мы приобретаем еще одну такую машину. Соответственно, если сейчас у нас на это уходит месяц, и это очень много, я знаю, на то, чтобы основную массу песка собрать после зимы. То будем надеяться, что эта финансовая процедура все-таки будет пройдена, и у нас будет две машины, и мы будем не за месяц, а в два раза быстрее, за две недели это делать.
В. – Отлично. Вот, может, в эту же тему: «В этом году раскидали очень много пескосоляной смеси. У мужа испорчены дорогие итальянские ботинки. Я думаю о том, чтобы подать в суд на компанию «Чистота».
В. – Безусловно, это Ваше конституционное право защищать свои интересы в суде. Ну, что я могу сказать по этому поводу…
В. – Это безопасность людей, если я правильно понимаю.
М. – Да, безусловно. Здесь мы опять же ищем баланс определенный между эстетикой и безопасностью. И у нас всегда этот баланс нарушен в пользу безопасности. То есть если на улицах сохраняется опасность гололеда, снежного наката, всех вот этих неприятных вещей, то нам все равно, мы будем сыпать, мешать эту кашу грязную, перемешивать и поддерживать ее в таком состоянии. Будем, чтобы у нас не было аварий, ломаных рук и ног. На сегодняшний день так. Завтра как-то будет по-другому, переформатируется, город предложит перейти на гранитную крошку, сыпать на тротуары, я сторонник и только за. Тогда будет меньше соли, для крошки соль не нужна. Либо будем сыпать чистый песок. С точки зрения эстетики тоже не очень хорошо, но, по крайней мере, дорогие итальянские туфли будут спасены.
В. – Это важно. «В начале зимы говорили, что «Чистота» будет проводить эксперимент по посыпке улиц гравийной крошкой, которую потом можно собирать и оставлять на следующий год. Делалось ли это? Я что-то не видел гравийную крошку ни на одной улице».
М. – У нас в прошлом году действительно прошел такой эксперимент, вполне успешно. В этом году у нас есть крошка, закуплено все оборудование. У нас были технические накладки с нашим автопарком. Наши бобкеты, которые этим занимаются… Когда шел снег, мы не могли этого делать, этого не нужно было делать. Мы заказали два бобкета еще дополнительно. Но, к сожалению, у поставщиков возникли накладки. И мы просто не получили тот парк машин, который рассчитывали получить для продолжения эксперимента. Но сейчас мы наладим этот вопрос и будем продолжать. Это будут улицы: Сибирякова, Нарвская, Зеленая, Горького. Но в целом у председателя комитета городского хозяйства, у комитета нашего есть понимание, что крошка – это хорошо, и делать это надо. Вкупе с пониманием того, что на тротуаре как можно меньше должно быть дворников, как можно больше должно быть разных малых средств механизации, которые осуществляют уборку. И в перспективе у нас больше будет бегать машинок по тротуарам. И они будут в основном заниматься крошкой. Потому что если есть машинка, то лучше крошкой заниматься.
В. – Понятно. «Вновь построенные, реконструированные улицы подлежат механизированной уборке? Например, переулок 2-й Ржевский?»
М. – Я не могу соизмерить необходимость уборки и «возраст» улицы. У меня есть контракт, там подписано 998 объектов. И там написано – сколько дней и сколько площадей.
В. – Услышала. «Недавно на улицах города уложили новые шумовые полосы. Не мешают ли они механизированной уборке? Не страдают ли сами полосы от того, что их цепляет ковшами техника?»
М. – Нет, не страдают, не мешают. На самом деле их высота такая маленькая, а на ковшах снизу есть такая специальная резиновая полоска именно для того, чтобы обходить, обтекать различные маленькие препятствия вроде таких полос.
В. – «На этот Новый год я наблюдала картину: снег, убранный на площади Победы, складировали прямо возле елки. Почему так? Неужели нельзя было делать сугробы ……………до линии?»
М. – Да, извините. Площадь Победы – это отдельный объект, который мы не убираем. Ее убирает частная компания, кажется, «Бобкет».
В. – Значит, вопрос к ним. «МУП «Чистота» забрала у дворников все тротуары, - почему-то утверждает Иван. – Но их не убирают ни зимой, ни летом, зачем берете на себя те обязательства, которые не можете выполнить?»
М. – Я не совсем понял, что значит «забрала у дворников»?
В. – Я тоже не поняла, но такой вопрос пришел. Я подумала – может быть, Вы поняли. Зачем вы забрали у дворников все тротуары и не убираете? Вот Андрей Анатольевич сейчас объяснял про тротуары. Давайте еще раз повторим, кто убирает тротуары-то? Вы все убираете тротуары?
М. – Если тротуар принадлежит какой-то улице, по которой ездят машины. Если тротуар у Вас во дворе, то – нет.
В. – Кстати, с тротуарами, я так понимаю, возле офисов, магазинов и т.д. – это к ним?
М. – Офисов, магазинов – да.
В. – Они убирают. Иван, если вы уточните свой вопрос, что Вы имели в виду, куда забрала, кто забрал и у кого?
М. – Конкретный адрес – и мы будем принимать решение.
В. – «Имеет ли отношение МУП «Чистота» к некоему ООО «Чистота»? Недавно эта контора при выгрузке мусорного контейнера уронила его на частный автомобиль в нашем дворе на Ленинском проспекте».
М. – Я видел эту фотографию. Нет, МУП «Чистота» никакого отношения не имеет к ООО «Чистота». ООО «Чистота» создал мой предшественник, бывший директор МУП «Чистота». Он ушел на вольные хлеба, создал компанию с похожим названием. Я видел эту фотографию, когда они уронили контейнер, это ужасно.
В. – В общем, это не вы. Но они, наверное, должны что-нибудь компенсировать людям?
М. – Мне неизвестна судьба ни машины, ни контейнера, ни ООО «Чистота».
В. – «Каждый год на улицах города собираются сотни тонн листвы и вывозятся. В результате деревья болеют. Почему листва не перерабатывается, не разбрасывается в виде перегноя в парках?»
М. – Полностью с Вами согласен. Не знаю – почему. Нужно обращаться, менять правила благоустройства, менять в контрактах техническое задание на эти работы. На мой взгляд, это просто бессмысленно – зачем вывозить листву, вывозить снег, это же природа. Листва потом перегнивает, получается естественное удобрение. В нормальных, развитых странах я видел такую машинку, она едет по этой листве и перемалывает ее в более мелкую фракцию, красиво так распределяет. Я считаю это правильным. Получается и эстетично, и красиво. Нет там коричневых листьев, а как будто зеленая трава и перемолотая листва. И красиво, и эстетично, и экологично, и ничего никуда не надо везти. У нас вот все нужно куда-то собрать и куда-то вывезти.
В. – Ну, потому что все считают, что должно быть чисто. А чисто – это значит ничего. Антон спрашивает Вас: «Объясните, почему деньги выделяются на уборку снега, а в этом году мы видели уборку снега только на Д.Донского и на площади. («Антон, Вы не правы», - В.) Почему маленькие улицы вообще не чистят. Когда закончится это отмывание денег? Может, нам надо платить деньги по факту уборки, а не предоплаты?»
М. – Вы знаете, первый человек, который за то, чтобы по факту уборки платить, а не предоплаты - это я. Потому что у нас очень тяжелая ситуация. Вот говорят – миллиард, миллиард. А на самом деле у нас расходы не покрывают наших доходов. У нас расходы выше, чем доходы. Именно потому, что мы делаем больше, чем нам платят. И я лично очень бы хотел, чтоб было так: сделал – заплатили. Я знаю, что сейчас в Польше, в Литве, во многих городах России именно такая схема. И сейчас идет обсуждение того, как реорганизовать наше предприятие. И глава города уже говорил, что мы будем его реорганизовывать, для того чтобы у нас объем выполненных работ соответствовал объему финансирования. Сейчас это не так. И делаем мы больше. Просто вот целый миллиард, эта цифра давит всем на уши, на глаза, на мозг. На самом деле это меньше, чем было раньше. Что касается второй части вопроса. Уборка развивается по спирали – начинается в центре города, с площади, с главных магистралей города. Это Московский проспект…
В. – Потому что надо ехать на работу…
М. - …Невского, Горького, Черняховского, проспект Мира, Гагарина. Как только эти улицы – транспортные «артерии» города – открыты, и желательно, если это происходит в течение ночи, а не утром, когда люди уже начинают выезжать. Вначале открываются «артерии», чтобы доступ обеспечить общественному транспорту, машинам. После этого начинает раскручиваться спираль по уборке города от крупных улиц к маленьким. Поэтому маленькие улицы убираются в последнюю очередь, это естественно. Если вы живете на маленькой улице, вы должны принять на себя пассив и негативные стороны этого. Более того, есть улицы, где нет ручной уборки, там тротуар не убирается никогда. Так составлен контракт. Есть такие маленькие улочки на окраинах города, где машина, допустим, должна пройти один или два раза в неделю, а дворника там вообще нет.
В. – Поняли. «Живем на ул.Дзержинского. ранее нашу улицу чистила МУП «Чистота», не было проблем. В этом году уборку отдали ЖЭКу №5. Они ничего не делают. Можно ли нам вернуть обратно МУП «Чистоту»?»
М. – Я не знаю. Здесь надо разбираться. Потому что вряд ли так получилось, что раньше убиралась «Чистота», а теперь ЖЭК. Это разделение, как я уже говорил, - у ЖЭКов своя территория, свой «огород», у нас своя территория. Они не пересекаются и никогда раньше не пересекались. Поэтому давайте я просто запишу и потом разберусь.
В. – Хорошо. «Машина МУП «Чистота» вывозила снег с улицы Кутузова на улицу Алданскую, на поле. (вот тут указаны номера машин – В.). обещали, что снег больше в Космодемьяновск свозить не будут. Но опять прошлогодняя история повторяется».
М. – Это не совсем так. Дело в том, что когда обещали, я сам при этом присутствовал лично раза два, наверное. Сергей Викторович Мельников, председатель комитета городского хозяйства, на встрече с жителями поселка Космодемьянского действительно говорил, что вот этой снегосвалки в Косме…Которая, помните, была большая на выезде из города по левой стороне, на парковке была огромная гора снега. Сергей Викторович обещал, что ее не будет. Но он не обещал, что вообще в Космодемьянске не будет места складирования. Поэтому ту свалку мы убрали, обещание выполнили, туда мы не возим. А то, что мы возим в поле… Ну, Вы знаете, у нас 12 снегосвалок. Они расположены ровно, как часы на циферблате, ровно по окружности Кольцевой дороги. И одна из них – в пос. Космодемьяновском. Но там тоже живут люди, там тоже снег, надо чистить и куда-то вывозить. Или жители улицы Алданской хотят, чтобы этот снег вывозили куда-нибудь в Балтрайон? Но это тоже неправильно.
В. – «Какую зарплату получают дворники? Не в этом ли причина их нехватки? Может, повысить им зарплату?»
М. – Дворник получает 11 тысяч рублей. Безусловно, это очень мало для такого труда. Особенно это чувствуется, когда зима приходит, нужно лопатой махать. Это очень мало. Но и летом это немного. В прошлом году ресурсы предприятия позволили увеличить зарплату лишь на 100 рублей. 500 дворников. Если даже на 1000 увеличить, полмиллиона в месяц сразу, а где их взять? А если на 2000 – то миллион. А по-хорошему, чтобы дворник получал 15000, это надо увеличить на 4000, это два миллиона в месяц.
В. – «Артиллерийская, 53-44. Мусор не вывозится вообще. Его по двору разносят собаки и птицы. Куда нам обращаться?» Куда? В УК, если это двор?
М. – Безусловно. МУП «Чистота» - это один из подрядчиков в городе…
В. – Мы уже говорили, что дворы принадлежат УК.
М. – Даже не в этом дело. Я сейчас объясню. Здесь речь идет о вывозе мусора. Вот есть контейнерная площадка, на которую человек приносит, выбрасывает свой мусорный пакет. Есть полигон, где в итоге оказывается мусор, и он там складируется. «Чистота» в данном процессе является оператором полигона непосредственно и перевозчиком. То есть она берет на этой площадке мусор, везет его на полигон, там размещает, прессует, уплотняет, и все остальные стадии процесса. А что касается содержания контейнерной площадки, сколько там контейнеров, с какой периодичностью их вывозить – это все дело УК. Если УК говорит нам, что, например, надо два больших контейнера, которые надо вывозить два раза в неделю, то мы так и делаем. Также сообщаем УК стоимость наших услуг. Если там маленькие контейнеры, или их редко вывозят – это все к УК, которая может сказать нам, что, например, два раза в неделю не хватает, надо вывозить мусор три раза в неделю. Но, конечно, каждая УК сокращает свои издержки, экономит. Чем больше контейнер, чем чаще вывоз, тем дороже стоит. Конечно, она на всем экономит. И очень часто получается, что у нас навалены какие-то горы мусора на участке. Это плохо, но вопрос этот не ко мне. Моя задача – из точки А в точку Б перевезти столько, за сколько вы заплатите. Поэтому идите в свою УК и говорите, что вам надоело, пусть покажут договор с «Чистотой» или с другим перевозчиком, по каким дням он должен вывозить, какой объем контейнеров указан в договоре. Если мусор скапливается – предложить УК доплачивать, чтобы увеличить объем работ, который мы заказываем у перевозчика мусора.
В. – Вот мы добрались все-таки до полигона вашего, который Вы тоже курируете. Вот в предвыборную пору была очень актуальна, да и сейчас, наверное, инициатива, которую депутат Арсений Анатольевич Махлов продвигал, и до сих пор он этой темой занимается. Как Вы относитесь к его предложению ликвидировать свалку и построить цивилизованный завод по переработке мусора?
М. – Во-первых, завод не отменяет необходимость наличия полигона. Потому что завод может сжигать 60-70% отходов. А 30% все равно останутся в виде шлаков. И все равно их нужно будет где-то размещать. Во-вторых, что касается завода сжигающего, то мы поставили большой жирный крест, и глава города тоже. Мы ничего не сжигаем. Потому что если сейчас какие-то там поливинилхлориды, какие-то химические вещества лежат в одном месте, и будут лежать еще долго, то завод – это значит закинуть их в печку, превратить их в дым и распылить над городом. Тем более учитывая, что роза ветров, что у нас в основном западный ветер, получается, что ветер дует от полигона на город. Если там ставить завод, то дым в основном будет идти на город, а там вся таблица Менделеева. Это очень плохо, поэтому мы на этом поставили крест. Что касается переработки. Я бы хотел заострить внимание, что все равно должно быть где-то место, где нужно размещать оставшиеся отходы. Как бы ты ни перерабатывал, как бы ты ни сортировал, даже если ты будешь сжигать, компостировать, все, что угодно, все равно нужно место, где можно размещать оставшиеся, так сказать, хвосты. Поэтому нужно новое место для полигона, какой бы ни был процесс. Хорошо бы, чтобы это было за городом. Здесь опять же необходимо найти баланс таких интересов. Если это будет далеко от города… Сейчас в услугах по вывозу мусора и размещению транспортная составляющая самая большая. Если из 200 рублей 150 – это транспорт, а 50 – это полигон…
В. – То есть чем дальше будет полигон, тем дороже будут расходы на уборку.
М. – Там чуть ли не прямая пропорция получается. То есть в два раза дальше – в два раза дороже, в три раза дальше – в три раза дороже. А два-три раза дальше – это ведь сейчас ничего. Это там сейчас
В. – Или из кармана людей.
М. – Я имею в виду – из семейного бюджета. Вам нужно ребенка в школу собирать, а Вам приходит такой счет за мусор, на тысячи. Тогда экология сразу отойдет на второй план, померкнет. Это очень важный момент. Что касается технологии, у нас, как и обещал глава города, мы ждем со дня на день, что мы определимся, какая будет технология сортировки, переработки и т. д. на мой взгляд, нужно сделать как можно проще. Нужно отсортировать его, это порядка 30%. Запустить обратно в экономический оборот. Это вторсырье полезное, это порядка 30%. А остальное сырье, не отсортированное, сжимать максимально возможным способом. Самый мощный пресс позволяет в 7-8 раз сжимать. То есть 30% минус, а остальные 70% мы сжимаем в 7 раз, то у нас еще останется 10% от тех отходов, которые были в мусорном ведре. Это чуть-чуть. И мы можем эти маленькие аккуратные брикетики, которые получаются, выстраивать, складывать. И так, в принципе, сейчас делает весь развитой мир. А потом опять же по мере наслоения этих брикетиков, как конструктор Лего, он засыпается землей, получается аккуратный холм. Там это внутри лежит, никого не беспокоит, сверху травка. И все очень здорово получается. А вот эти все прожекты – со всей области свезти, и какое-то плазменное сжигание чуть ли не лазером – это все ерунда. Потому что это можно сделать, но это будет стоить таких колоссальных средств, что то, что мы говорили, транспортное плечо - это все покажется семечками. Потому что там 200 миллионов евро…
В. – А если инвестор найдется? Ну, вдруг?
М. – Понимаете, а что такое инвестор? Инвестор - это какой-то дядя с очень добрыми глазами, скорей всего, с такой светлой бородкой, который придет и скажет: «Отлично, давайте…»
В. – А почему со светлой? Может, он с темной бородкой?
М. – А у меня темная бородка ассоциируется с чем-то плохим, а вот светлая бородка… Вот он придет и кажет: «Ребят, давайте сейчас сделаем зеленый мир, красивый, где будут играть дети и т. д. А вот давайте я подарю вам 200 миллионов». Конечно, нет. Инвестор – это человек, который вкладывает деньги и хочет получить их назад. Определен срок окупаемости, чистая операционная прибыль, движение средств у него расчет. Он эти деньги должен вернуть. Он вложил 200 миллионов – он должен вернуть больше. То есть он заберет, он хочет забрать деньги, он хочет заработать деньги. Для этого говорит: «Давайте я 200 вложу, но, там, через 15 лет я их верну». Поэтому единственный вариант – это увеличить тариф на вывоз мусора. Других вариантов нет, просто нет.
В. – Сейчас рассматривается вопрос, например, подбора нового места для свалки или пока только в теории?
М. – Обязательно рассматривается. Причем здесь работают вместе и город, и область.
В. – Может быть, есть какие-то варианты? Вы назовете или нет? Пока чисто теоретически. Может, что-то рассматривается.
М. – Здесь может быть два варианта. Эти два варианта, по ним сейчас идет согласование позиций Правительства областного и города. На каком варианте они остановятся, там и будет. Но эта работа идет уже, наверное, полгода, очень интенсивно.
В. – И тогда свалка из Космодемьяновска уедет или это будет дополнительно еще одно место?
М. – Вот опять же, смотрите. Всем кажется, что вот мы нашли, и все, мир изменился, все стало хорошо. Давайте так: находят место, дальше ведутся геодезические работы, картографические, юридическое оформление участка. Это полгода минимум. Дальше идет проект, разработка проекта. Проект – это год разрабатывать, если объективно. Дальше идет бюджетный процесс. Мы можем там только осенью внести какие-то изменения. Я имею в виду серьезные изменения, большие, а это большие изменения. Эти деньги надо сначала найти. Не найти, а забрать где-то. Денег-то ограниченное количество, определенное. То есть если мы хотим выпросить на что-то…
В. – Тут мы под Чемпионат не подходим, да?
М. – Нет, безусловно, есть госпрограмма. И Федерация тоже дает денег. Если это есть, то это есть. я реалист и рассчитываю на то, что есть сейчас реально. Реально есть бюджет у города. Если это не из бюджета делать, то надо где-то искать. Это порядка 5-6 лет теоретически, на практике – больше. Потому что, например, последний полигон, который был построен в области, в поселке Барсуковка, под Советском, строился 7 лет. Соответственно, с момента, когда найден будет участок, и определенность будет достигнута по этому участку, то 5-6-7 лет пройдет, прежде чем там возникнет новый полигон. И задача наша, как предприятия, обеспечить функционирование вот этой целой отрасли по размещению отходов города на ближайшие 5-6 лет там, где мы сейчас есть.
В. – Но вы справитесь?
М. – Я думаю, что у нас других вариантов просто нет.
В. – Андрей Анатольевич, а какие стратегические планы? Может, расскажете что-нибудь? Что-то, может, планируется? Как предприятие будет развиваться? Может, Вы видите какую-то ближайшую перспективу и сможете озвучить ее нам?
М. – Конечно. У нашего предприятия сейчас три вида деятельности: уборка города, вывоз ТБО, полигон. Что касается уборки города, т о уже принято принципиальное решение – предприятие будет реорганизовываться. Таким образом, как мы говорили, чтобы сколько сделал – столько получил. Это новая концепция, которую принес новый председатель комитета городского хозяйства, когда пришел. У него новая политика, я считаю, что она правильная и полностью ее поддерживаю. Должна быть изменена организационно-правовая форма предприятия, которая позволила бы сбалансировать финансирование и объем выполняемых работ. Потому что сейчас предприятие, по сути, является номинально коммерческой организацией, которая должна занимать бизнесом, получается - на конкурентном рынке. Это с одной стороны. С другой стороны, предприятие фактически является учреждением, которое выполняет определенную функцию городскую, городской, как его называют, мандат.
В. – Полномочия.
М. – Полномочия местного самоуправления, которое по закону оно обязано осуществлять. И здесь нет никаких маневров, нет никакой конкуренции. То есть город, его нужно убирать, стоит это столько-то и т. д. Фактически это не так. Дальше. То есть здесь мы будем реорганизовываться. В перспективе мы реорганизовываемся и балансируем – работа и финансирование. И это правильно. Потому что не может быть рынок уборки города конкурентным никак. Это мое твердое убеждение. Потому что чем можно играть, чем конкурировать? Количество метров задано? Задано. То есть вот этот город, вот эта улица. Там вот
В. – Я-то конечно.
М. – 200 миллионов достать и отдать – это нереально. Но можно договориться с частником, чтобы он вложил эти 200 миллионов. И тогда там получается не 200миллионов евро, а 200 миллионов рублей. И тогда действительно вот та прибыль, которая может там за счет тарифа. Опять же частник не будет иметь права любую цену установить. Государство установит ему тариф. Там экономически существует возможность компромисса и баланса интересов между государством и частным инвестором. И я думаю, что будет именно так, поскольку это оптимальный путь, самый эффективный.
В. – Андрей Анатольевич, спасибо. «Вот на Вашем предприятии работает много гастарбайтеров. Все ли они имеют разрешение на работу? Все ли у Вас трудятся легально? Почему Вы не привлекаете русских?», - пишут Вам.
М. – Начнем с того, что вопрос абсолютно некорректный. Не в плане того, что ксенофобский, а в плане того, что без российского паспорта на работу мы не берем никого. Вот опять же, кто-то спрашивает, почему мы не берем гастарбайтеров как можно больше, вот, набрали бы тысячу – полторы. А другие говорят, зачем брать гастарбайтеров, почему русских не берут.
В. – Кстати, много желающих быть дворниками? Очередь стоит? Или вообще работать в МУП «Чистоте»?
М. – Нет. Конечно, нет. Уже мы ищем даже в окружающих населенных пунктах, в районах сельских. Людей нет. По поводу вопроса. Без русского, российского паспорта мы не берем на работу. Поэтому называть этих людей гастарбайтерами или еще как-то – это не вполне корректно. Они такие же граждане России. Я понимаю, если бы у них не было паспорта, то можно было бы еще что-то обсуждать. А так даже обсуждать нечего – они все россияне. Порой, когда какой-нибудь жалобщик есть – вот, он недоволен своим дворником. И особую пикантность носит тот факт, что дворник другой национальности. И вот он начинает: «Вот, вы там привыкли у себя…!» А дворник говорит: «Послушай, извини, у меня такой же российский паспорт как у тебя. О чем ты говоришь?» Вы знаете, я поддерживаю его, я на его стороне. Он сказал это с гордостью. Значит я тоже могу гордиться своим паспортом.))
В. – Светлана Вам пишет: «Говорят, что передвижением машин «Чистоты» можно следить через спутник. Зачем это надо? Для контроля за работниками?»
М. – Да, конечно.
В. – Расскажите. На машинах какие-то спутниковые датчики?
М. – GPS, да. Устройство GPS может быть принимающим, передающим.
В. – У вас общая картинка там, на предприятии, да?
М. – Естественно. Конечно, не на всех машинах. Потому что видели у нас старые русские машины. Оснастить их все GPS – это очень дорого. На части машин, в основном на новых машинах, у нас датчик есть. И он для контроля используется, для разрешения спорных ситуаций. Если нам говорят, что наша машина там не была, или мусор там не убирается два дня, мы просто открываем компьютер и показываем, что машина приезжала, стояла здесь 5 минут, на месте контейнерной площадки. И мы можем обосновать это в суде. То есть мы можем сказать, что мы там были.
В. – Вот сейчас обсуждается вопрос о брусчатке – быть, не быть, на многих ли улицах. Вы вот по своей части скажите, может быть, есть разница, вот спрашивают, убирать брусчатую улицу или асфальт? Сточки зрения уборки. Вот скажите как человек свою точку зрения, и как руководитель предприятия.
М. – Давайте начнем с последнего – как руководитель предприятия. Конечно, с брусчатки убирать тяжелей. Из-за ее структуры, во все эти щели забивается грязь, песок, пыль. Сама брусчатка положена на основу песчаную. То есть уже по определению пыльно там будет. Основная запыленность в городе на участках, где есть брусчатка. Вот, например, раньше была на улице Черняховского даже основа трамвайных рельс брусчатая. Пролетит кто по рельсам – пыль столбом. Вот на Советском проспекте не так. Там сейчас ровненько выложили основание у рельсов. И прекрасно – помыл один раз и все нормально. Конечно, убирать сложнее. И сточки зрения безопасности на дорогах тоже хуже. Поэтому, конечно, здесь нужно соблюдать баланс между эстетикой, историческим видом города и санитарной обстановкой. Лично как человек, я считаю, что где-то брусчатку нужно оставить в любом случае. Все-таки Калининград – это не Калининград без брусчатки. Я в школе, когда учился, у нас были курсы ОПК. И я в 11 классе ходил на городские курсы гидов-переводчиков. Именно изучал немецкий город старый, где что было, какое здание чем являлось, где, какой район и т. д. Мне эта тема достаточно близка, я вообще люблю ходить по городу. Когда в город приезжают люди, которые историей интересуются, я обязательно экскурсию им проведу. Вот есть замечательный публицист, если знаете, Александр Хромчихин, военный историк, публицист. Вот мне довелось счастье – я его провел по первой линии укреплений немецких, где-то вторые показал, форты. Я очень люблю эту старину, потому что это город Канта, город Гофмана, это немецкий город, немецкие дома. И чем больше мы этого сохраним, тем наш город будет уникальней. Это факт. Поэтому опять же надо искать баланс между двумя чашами весов.
В. – «Многократно обращался в МУП «Чистота» по поводу уборки ул.Горной. убирают только техникой, и то кое-как, ручной уборки нет вообще, пешеходам не пройти. Стыдно за такую уборку, наведите порядок».
М. – Хорошо, наведем. Там постоянно какая-то проблема с Горной. Я сейчас не помню, какая-то системная там ошибка. Я разберусь.
В. – Вот уже подходит к концу наш эфир. Андрей Анатольевич, Вы молодой управленец. И все Вас помнят еще со времен Озерков. Вот что проще – управлять предприятием или быть политиком? Для Вас лично, конечно?
М. – Очень хороший, интересный вопрос. Интересен он именно тем, что, когда я работал в Озерках, вопросы уборки улиц и вывоза ТБО тоже были в моей компетенции. Но, конечно, они были по своему масштабу очень маленькие. Когда ты глава администрации , то у тебя много вопросов. Если сравнить с Озерками, там 5000 человек проживало. Я надеюсь, что сейчас больше проживает. И ты должен самые разнообразные комплексы вопросов решить относительно 5000 человек, скажем так. А сейчас у меня более узкая специализация: уборка улиц, вывоз ТБО, полигон. Но для почти полумиллиона человек. То есть уже специализация – больше масштаб. Там у меня была шире специализация, компетенция самая разнообразная, но масштаб, конечно, несравнимо меньше.
В. – Но все-таки в развитии карьеры Вы себя видите политиком или хозяйственником? Или бизнесменом, может быть?
М. – Я на самом деле политиком никогда не был. И политиком меня сделали ваши коллеги по роду деятельности.
В. – Во всем виноваты журналисты всегда. Это бесспорно. Даже мы не сопротивляемся. Мы всегда виноваты.
М. – У меня были вопросы. Какие-то экономические, хозяйственные вопросы, которые, к сожалению моему, выплыли, так скажем, вырвались в пространство такое медийное. А так мне всегда было интересно именно развивать как-то территорию, заниматься там, эффективность получать, рост, развитие…
В. – Не уходите, Андрей Анатольевич, от ответа. Все-таки впереди Вы себе какое будущее наметили? Вы дальше предприятием долго управлять собираетесь? Или, может, в политику рванете?
М. – Я думаю, что это зависит не от меня. Я же наемный менеджер.
В. – Это я понимаю. Но Вы-то, наверное, хотите себя видеть кем-то через 10 лет?
М. – Через 10 лет?
В. – Да. Вы ж человек, Вы сами чего-то хотите.
М. – Вы знаете, сложно, политика и административная деятельность.
В. – Пока Вы не задумывались.
М. – Это очень сложно. И я не могу сказать, что прямо вижу свою карьеру политическую, я буду стремиться, ходить в галстуке…
В. – Ну, может, Вы пойдете на следующие выборы главы города и вдруг. Или депутатом каким станете.
М – Нет. Планов идти на выборы у меня нет никаких. Я пока наемный менеджер, занимаюсь хозяйством городским. Пока я устраиваю, пока мне интересно, наши интересы, города и мои совпадают. Как только они разойдутся, тогда будем смотреть. Но, на самом деле, бизнесом тоже очень интересно заниматься. Потому что в бизнесе нет таких ограничений, которые есть в политике, в административной деятельности. Поэтому у меня нет склонности определенной к политике или бизнесу. А я вообще хотел бы заниматься творческой деятельностью. Хотел бы рисовать картины, написать книги.
В. – Так что Вам мешает?
М. – Жадность.
В. – Понятно. Наше время подошло к концу. Спасибо, Андрей Анатольевич, что уделили нам время и ответили на все вопросы.
М. – До свидания.
В. – И до свидания, уважаемые пользователи сети Интернет. До следующих встреч в эфире. До свидания.