К главе Калининграда Александру Ярошуку во время передачи «Главный час» 20 марта 2013 года обратилась одна из жительниц областного центра. Она задала вопрос о том, почему владельцы жилья, в котором установлены индивидуальные счетчики расхода коммунальных ресурсов, должны дополнительно оплачивать перерасход, возникающий из-за недобросовестных соседей.
«Это очень серьезный и правильный вопрос, - согласился Александр Ярошук. – В последнее время к городским властям поступает просто шквал обращений на эту тему. Дело в том, что после того, как в многоквартирных домах начали устанавливать общедомовые приборы учета, ресурсоснабжающие организации начали выставлять счета собственникам квартир за разницу между показаниями общедомовых приборов учета и данными поквартирного учета как «за общедомовые нужды». В случаях, когда эти дополнительные платежи становились соразмерными основной плате, мы приостановили процесс расчетов и стали разбираться по каждому конкретному факту».
По словам Александра Ярошука, выяснилось, что в основном есть три проблемы. Первая – это когда через многоквартирный дом транзитом коммунальные ресурсы уходят к другим потребителям, в том числе в другие дома, магазины и предприятия. В этом случае необходимо либо исключить посторонних потребителей, либо наладить объективный учет потребленных ими ресурсов и выставлять счета на оплату именно конечным потребителям. Вторая – это предоставление собственниками жилых помещений недостоверных сведений о показаниях индивидуальных приборов учета. Чаще всего речь идет о существенно заниженных данных расхода, в том числе недостоверных по времени снятия показаний с прибора учета.
Третья, наиболее распространенная проблема, - это недобросовестные собственники и наниматели жилых помещений, в которых не установлены индивидуальные приборы учета и проживают незарегистрированные лица. По действующим правилам они обязаны своевременно извещать УК о количестве фактически проживающих лиц в жилом помещении. В большинстве случаев так не происходит, поэтому начисление платы за жилищно-коммунальные услуги таким собственникам или нанимателям обычно осуществляется исходя из количества лиц, зарегистрированных по адресу жилого помещения. Разница между фактическим и расчетным потреблением коммунальных ресурсов, возникающая из-за того, что в квартире проживает больше людей, чем зарегистрировано, впоследствии «автоматически» распределяется на все жилые помещения в многоквартирном доме. В результате за квартирных «зайцев» начинают расплачиваться все жители дома.
Чтобы справиться с этими проблемами, в которой добросовестные плательщики становятся заложниками недобросовестных, нужно воспользоваться теми изменениями в нормативно-правовых актах, регулирующих сферу ЖКХ, которые были произведены в последнее время. Так, например, в настоящее время постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 закреплена правовая норма о том, что порядок определения размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги с использованием так называемого нормативного метода устанавливается исходя из количества лиц, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Ранее порядок оплаты устанавливался исходя из количества постоянно или временно зарегистрированных лиц. Таким образом, федеральный законодатель установил, что оплата по нормативам должна рассчитываться исходя из достоверной информации о количестве лиц, фактически потребляющих жилищно-коммунальные услуги и ресурсы.
Первая инстанция, в которую необходимо обратиться, чтобы разобраться с причиной появления завышенных счетов – это управляющая организация, обслуживающая многоквартирный дом. Собственники вправе потребовать от УК, чтобы она провела проверку дома на наличие «утечек» из инженерных сетей, выявить незаконно осуществленные подключения к ним, выяснить, в каких квартирах не установлены индивидуальные приборы учета, и в каких жилых помещениях проживает больше лиц, чем зарегистрировано. В случае, если УК не выполняет правомерные требования собственников, то необходимо обратиться в Государственную жилищную инспекцию, которая примет к нерадивым управдомам меры административного воздействия. Необходимо отметить, что в таких ситуациях лучше всего взаимодействовать с органами надзора через Совет дома, если таковой создан собственниками помещений в МКД.
Обязанность по расчету оплаты жилищно-коммунальных услуг возложена на исполнителя услуги. Таким исполнителем в многоквартирном доме чаще всего является управляющая организация. Между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей компанией должен быть заключен договор управления. В этом договоре должны быть прописаны обязанности управляющей компании перед собственниками жилых помещений, и в том числе - предусмотрены механизмы снятия достоверных показаний индивидуальных приборов учета и определения количества проживающих для расчета платы по нормативам (в случае отсутствия индивидуальных поквартирных счетчиков). Самым простым способом сбора данных является составление акта комиссией с участием представителей собственников жилых помещений и сотрудников управляющей компании. Если в договоре управления таких положений нет, то необходимые изменения в него можно принять на общем собрании собственников многоквартирного дома, причем за эти изменения должны проголосовать большинство участников законно проведенного общего собрания собственников жилья в МКД. Изменения в договор управления вступают в силу с момента, когда под документом подпишутся владельцы более 50% площадей всех помещений дома. После этого все собственники и наниматели жилья в доме будут обязаны руководствоваться принятым порядком.
«Все в руках самих собственников, которые должны наводить порядок и заставлять нанятую ими управляющую компанию работать, - подчеркнул Александр Ярошук. - К сожалению, управляющие компании пока довольно часто не реагируют на обращения граждан, занимают позицию невмешательства, хотя исполнение законных требований собственников является их прямой обязанностью. В том, чтобы разобраться мирным путем в этой ситуации, должны быть заинтересованы в первую очередь сами собственники помещений в многоквартирном доме, так как именно в их интересах установить наиболее справедливую форму распределения оплаты за общедомовое потребление коммунальных ресурсов».