Рабочие материалы проекта свода правил, определяющих стилевое единство городской среды Калининграда, разработанные ООО «КБ «Стрелка», а также материалы круглого стола, посвященного этой теме и проведенного для предпринимателей при участии представителей регионального правительства, администрации, депутатов горсовета, сейчас доступны всем желающим: они размещены на сайте администрации в разделе «Строительство/Архитектура».
В рамках реализации приоритетного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Формирование комфортной городской среды» ООО «КБ Стрелка» в качестве исполнителя ведет разработку дизайн-кода Калининграда. Делается это на основании заключенного трехстороннего соглашения Правительства Калининградской области, Фонда единого института развития в жилищной сфере (Фонд ЕИРЖС) и ООО «КБ Стрелка», а также на основании заключенного договора с Фондом ЕИРЖС.
Дизайн-код – это свод правил, определяющий внешний облик, оформление и порядок размещения стилистически единых элементов городской среды, разработанный исходя из особенностей территории (типовой или исторической), включающий текстовые и графические материалы. Например, при всем многообразии художественных приемов в оформлении объектов наружной рекламы, необходимо соблюдать меру и стиль, чтобы вывески и рекламные конструкции не напоминали «лоскутное одеяло», а украшали город.
Процесс принятия дизайн-кода очень деликатный. Городским властям важно вовлечь в него предпринимателей, архитекторов и жителей. И только после этапов обсуждения, доработок и принятия дизайн-кода следует его внедрение, которое стоит начинать с пилотного района или улицы со смягчением требований для первых участников.
В проекте дизайн-кода, представленном разработчиками из конструкторского бюро «Стрелка», указаны общие правила размещения и оформления:
- рекламных и информационных конструкций
- нестационарных объектов торговли
- каталог типовой городской мебели.
Для справки: что такое дизайн-код, зачем и как его вводить
Дизайн-код — это правила и рекомендации, с помощью которых можно сформировать стилистически единую, комфортную и безопасную городскую среду. По сути, это документ, который объясняет, как размещать вывески и рекламу на фасадах домов, исходя из типа территории — исторической или типовой (с преобладанием современной застройки). В зависимости от типа улицы также определяются высота вывески от земли и другие технические требования. Например, где-то разрешается размещать только плоскую вывеску, а где-то — на панель-кронштейнах.
Сегодня большинство российских городов страдают от визуального шума, в том числе от светящихся и мигающих вывесок в разных стилях или от хаотичной рекламы, закрывающей фасады зданий и не позволяющей увидеть историческую застройку. Из-за этого визуального шума бизнес не всегда способен удержать тех клиентов, которые предпочитают спокойную среду вокруг. В частности, у людей нет желания задерживаться на улицах с избыточной рекламой. Такая улица превращается в транзитный коридор из пункта А в пункт Б, и у кафе с ресторанами падает поток посетителей. А городские власти теряют возможность добиться качественной городской среды и вместе с ней — жителей, которые уезжают в более привлекательные города и даже страны. Получается, что визуальный шум негативно влияет на общее состояние города.
Дизайн-код призван снизить этот шум, вернуть городу визуальную чистоту и вместе с этим привлечь на улицы больше пешеходов. Это поможет малому бизнесу сохранять клиентов и выдерживать конкуренцию. А город благодаря дизайн-коду сможет повысить качество среды, избавиться от баннеров через всю улицу или вывесок, засвечивающих окна домов. Также дизайн-код поможет сохранить архитектурную ценность исторических зданий, которые ранее могли быть завешаны разностилевыми рекламными вывесками.
Дизайн-код предполагает ограничение площади фасада, используемого под вывески, количества разрешенных вывесок, кронштейнов и табличек на одного арендатора, регулирование размера вывесок. Однако все это в итоге способно принести выгоду владельцам бизнеса. При этом надо понимать, что дизайн-код, как некий свод правил, вовсе не лишает разнообразия. Дизайн-код регулирует материалы, параметры и места расположения вывесок или рекламы. Но все материалы и места для размещения вывесок подбираются локально. И для каждого города, чтобы подчеркнуть его идентичность, разрабатывается собственный дизайн-код.
Сегодня практически во всех городах мира работают правила размещения вывесок, причем, иногда у каждого района или даже дома собственные правила. Так, в Нью-Йорке уже более 100 лет действуют регламенты, которые регулируют параметры карнизов, окон, крыш, отделки. Например, там прописаны параметры магазинов и кафе на главных, самых оживленных улицах. Россия тоже начала идти по этому пути. Дизайн-коды уже работают в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Казани, Воронеже и Чайковском.