Поправки в 214-ФЗ призваны избежать появления новых обманутых дольщиков. Об этом заместитель главы администрации Калининграда, председатель КАиС Артур Крупин заявил 5 апреля на «СтройФоруме-2018» после обсуждения с представителями властных структур и строительной отрасли предстоящих изменений в так называемый закон о дольщиках.
«СтройФорум-2018», который организовал журнал «Строю»,
состоялся на площадке Калининградской областной торгово-промышленной палаты. Одно из мероприятий форума было посвящено обсуждению 214-ФЗ, так называемого закона о дольщиках, очередные поправки в который вступят в силу с 1 июля 2018 года.
За круглым столом по этой актуальной теме выступили руководитель областного министерства регионального контроля (надзора) Елена Серая, заместитель главы администрации Калининграда, председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин, представители Калининградской торгово-промышленной палаты, члены Союза застройщиков и девелоперов Калининградской области, банкиры, ведущие юристы и другие заинтересованные лица.
Представители строительных фирм, особенно небольших, опасаются, что грядущие поправки в закон о дольщиках «убьют» строительную отрасль. Были высказаны опасения, что из 200 калининградских компаний, строящих жилье, на рынке останутся только 10–15. А цены на квартиры вырастут на 30–40%.
По мнению председателя КАиС Артура Крупина, поправки в 214-ФЗ в первую очередь призваны избежать появления новых обманутых дольщиков: «Реакция государства абсолютно правильная на обращения обманутых дольщиков и семей, которые попали в сложные жизненные обстоятельства, не получив квартир от застройщиков. Мы анализировали ситуацию с появлением недостроев и застройщиков, которые привлекали денежные средства физических лиц и не достроили жилищные объекты, и пришли к выводу, что, если исключить какой-то умысел, то есть две причины для появления таких прецедентов. Это отвлечение застройщиком денежных средств на иные мероприятия, создание других организаций и элементарное недофинансирование, так называемый кассовый разрыв. То есть застройщик начинает привлекать средства физлиц, собственных денег у него нет, заемные он получить не смог, дольщики не пошли – в итоге стройка останавливается, появляется недострой, поскольку люди, потенциальные покупатели, безусловно, не будут вкладываться в объект, где не ведется активное строительство.
Именно по этим двум направлениям государство и приняло поправки. Появились требования к наличию у будущего застройщика собственного капитала, рычаги, ограничивающие отвлечение целевых денежных средств, то есть образуется координация всех финансовых потоков денег физических лиц, которые направляются на строительство жилых домов. И появился третий блок поправок, связанных с минимизацией рисков появления недостроев, обманутых дольщиков, то есть в законе появились страховые инструменты. Все эти меры, думаю, обеспечат в будущем на 99 % то, что обманутых дольщиков больше не будет», – сказал Артур Крупин.
Не стопроцентную гарантию председатель КАиС объяснил личностным подходов застройщика, не как юридического лица, а общечеловеческими качествами. Если руководство застройщика недобросовестное, если у него есть какой-то злой умысел, то даже при таких жестких законодательных инструментах и ограничениях, к сожалению, можно найти лазейку для выведения денежных средств. Но, по мнению Артура Крупина, такие ситуации в будущем возможны лишь в одном проценте случаев.
Что касается вероятности ухода с рынка огромного числа застройщиков, председатель КАиС не стал делать каких-либо прогнозов.
«Те профессионалы-застройщики, которые работают в калининградской строительной сфере, они все равно так или иначе останутся в отрасли. Количество же юридических лиц может даже увеличиться, поскольку один застройщик может возводить несколько объектов, жилых домов в пределах одного земельного участка по одному разрешению. А есть застройщики, которые обладают несколькими земельными участками, и, возможно, у них есть финансовый потенциал строить несколько домов. Соответственно они будут прибегать к дроблению компаний или созданию новых юрлиц. Поэтому прогнозировать какие-то статистические данные не совсем корректно. Может какие-то маленькие застройщики не смогут заинтересовать дольщиков, но они смогут использовать кредитные ресурсы и также строить небольшие дома, вводить их в эксплуатацию и продавать готовые квартиры. Это не значит, что они уйдут с рынка», – подчеркнул Артур Крупин.
Он также заметил, что, если кто-то из застройщиков тешит себя иллюзиями, что до 1 июля закон как-то смягчится, то делать этого не стоит. И еще раз повторил, что грядущие поправки – совершенно адекватная реакция государства, регулирующего органа на то, что происходит с российскими семьями, оставшимися из-за неграмотного долевого строительства на улице: «Надо просто настроиться на конструктивную работу, провести какие-то изменения в своих компаниях, поменять стратегию и встраиваться в новые нормативы».