Елена Бойко: Здравствуйте, уважаемые интернет-пользователи, калининградцы, гости нашего города, жители других регионов, которым небезынтересна жизнь Калининграда. Мы продолжаем наш проект «Чиновник онлайн». Модератором сегодняшнего эфира буду я, Елена Бойко. Напоминаю, наш проект предназначен для пользователей соцсети «Фейсбук» и для тех, у кого есть электронная почта. В течение часа мы будем принимать ваши вопросы и сразу же на них отвечать. Для того чтобы задать вопрос, необходимо в сети Fecebook найти страницу «Администрация города Калининграда» и оставить свое сообщение. Ответы на заданные вопросы, которые не прозвучат в эфире, будут даны интернет-пользователям позже.
По традиции мы ограничены тематикой, сегодня тема нашего разговора – внешний облик Калининграда, грядущие его изменения в свете подготовки к ЧМ по футболу 2018 года. В том числе поговорим о рекламе, новой рекламной концепции, о паспортизации фасадов. На ваши вопросы ответит главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне.
Здравствуйте, Вячеслав Викторович!
Вячеслав Генне: Добрый день.
Е.Б. :- Хочу начать с международного конкурса «Сердце города». Члены жюри подчеркивали интерес городской администрации к этому конкурсу и очень ответственное отношение к его подготовке. Говорили, что с подобным им прежде не доводилось сталкиваться. В чем причина такой заинтересованности муниципалитета?
В.Г.:- На самом деле так и есть. Я лично слышал не раз высказывания от членов жюри, а это самая не ангажированная часть профессионального сообщества, которая принимала участие в международном конкурсе. И надо отдать должное, очень представительное жюри было: лучший архитектурный критик России, ведущие архитекторы Европы, России. То есть к их мнению, их опыту есть смысл прислушиваться. Да, отмечался очень высокий уровень менеджмента, именно подготовки, правового аспекта подготовки. Потому что работа со всеми участниками, конкурсантами (а их было около трех десятков) требовала такой, очень, скажем так, понятной и доступной работы, связанной с документами, с контрактами. Потом кому будут принадлежать права на эти разработки, проекты, которые были представлены на конкурсе, и так далее. И плюс, в общем-то, сама заинтересованность власти стала инициатором подготовки.
Меня сложно, наверное, упрекнуть в излишнем политесе в адрес политиков, администрации, ну, и, в общем, моего начальства. Но я именно как архитектор и как житель города хотел бы именно это факт отметить, что нашему калининградскому обществу потребовалось порядка 20 лет до этого момента. То есть были и активные обсуждения и про замок, и про центральную часть города, и про остров Альтштадт. Было много других аспектов, мы все их знаем. То есть потребовалось очень приличное время до тех пор, пока власти, губернатор области и глава города, в общем-то, не поставили какую-то административную точку. То есть хватит попусту болтать языком, давайте пригласим специалистов, организуем это в конкур идей, в конкурс концепций, и в обществе открыто начнем обсуждать вопросы, связанные с перспективой, с будущим центральной части города.
Е.Б.: Ну, то есть общество дозрело, и власть дозрела и дала старт.
В.Г.: Да, скорее всего, можно так это оценить. Но просто на это требуются, в том числе, большие финансы, время, ресурсы. В это надо вникать, заниматься, смотреть. При этом, сами понимаете, есть огромное количество проблем, вопросов: социальных, дорожных, ЖКХ, и так далее – перечень огромный. А вот работать и решать проблемы текущего дня и думать о перспективе, в общем-то, не все могут.
Я считаю, что конкурс, в общем-то, получился, состоялся, сейчас ведется активное обсуждение. Это даже не конкурс, это некий тренд такой у нас в городе. То есть максимально публично обсуждаются вопросы, связанные с развитием центральной части города. Подключаются всевозможные профессиональные союзы, сообщества, интернет-пользователи. Еженедельно устраиваются экскурсии, которые проводят работники бюро «Сердце города». Мы проводим круглые столы, собираем строителей, архитекторов, обсуждаем темы и планы, которые последуют для успешной реализации конкурсных идей, чтобы не допустить градостроительных ошибок.
Е.Б.: Я слышала, и в прессе звучали такие мнения, что конкурс состоялся, но результата какого-то готового нет. Вы сейчас говорите, что задан тренд, то есть некое направление развития дальнейшего, и архитектурной мысли, и того, как поступать дальше не только в плане архитектуры, поскольку конкурс соприкасается со многими другими моментами. Как архитектор вы, понимаю, конкурсом удовлетворены. Но для наших интернет-пользователей, для жителей города давайте скажем: польза городу какая конкретная. На каких-то конкретных примерах можно это сделать?
В.Г.: Польза колоссальная. Если оценивать эту пользу, например, с точки зрения, вот как появившийся объект, мы говорить не можем, это преждевременно. Потому что, если раскладывать на какие-то слои, связанные с перспективой развития этого явления как «Сердце города», то это не только какая-то кадастровая территория с номерами и земельными участками. Это значимая, существенная часть города, которая в связи с какими-то существовавшими в послевоенный период градостроительными трендами оказалась свободной от застройки и выпала из оборота. И жители ею не пользуются, это и набережная, и центральная часть острова Кнайпхоф, и Альтштадт, и сама Королевская гора, и Дом Советов. И проблемы Дома Советов, и так далее.
Есть правовые аспекты, которые уже сейчас активно обсуждаются. Уже публично в правительстве был представлен представитель Дома Советов. Это, в общем-то, в принципе значимое событие. Он там дал какие-то обязательства, подтвердил, что является собственником этого объекта и территории, что, несмотря на конкурс, он, как собственник, должен заниматься обустройством этой территории, содержать ее в надлежащем порядке, убрать забор, ограждение, довести фасад до какого-то соответствия и т.д.
Это транспортные вопросы. Есть возможность сейчас на основе вот этой палитры, этого спектра проектных решений создать концепцию именно транспорта в долгосрочной перспективе. Потому что, напомню, в прошлом году прошли конкурсные процедуры по определению подрядной организации на работу, которая называется, хотя не буду, там очень длинное название, но речь идет об оптимизации транспортной сети и модернизации общественного транспорта. Так вот применительно к конкурсу важно понять, как будет развиваться транспорт именно на этой территории.
И если говорить, какая польза от конкурса, то всеми конкурсными работами, проектами в целом задан зеленый сценарий минимизации интенсивности дорожного движения и «раскручивания» новых городских пространств именно как территорий общего пользования, в чем есть определенный дефицит в центральной части города. Так, наверное, можно обобщить общий смысл работ, представленных на этот конкурс.
Е.Б.: Вячеслав Викторович, на мой взгляд, мало говорилось о тех людях, которые оценивали работы конкурсантов, о членах жюри. Расскажите немножко, каким образом жюри подбиралось и что за люди оценивали работы конкурсантов?
В.Г.: Был довольно большой список, скажем, профессионалов в разных областях, направлениях и сферах деятельности, связанных непосредственно с архитектурой, урбанистикой, градостроительством. Поэтому выбирали из большого списка претендентов. Их, как и конкурсантов, был целый перечень, список специалистов, коллег, желающих участвовать в конкурсе в качестве жюри.
Во-первых, мы хотели бы получить мнения в области архитектурной критики, чтобы потом получить хороший обзор в изданиях, связанных с архитектурой. Был в жюри главный редактор целого ряда лучших российских архитектурных журналов печатного дома «Проект Россия». Это «Проект Интернешнл», «Проект Сибирь», «Проект Балтия», «Проект Классика» и т.д.
Участвовал, в том числе по приглашению главы Калининграда Александра Ярошука, Ханс Штимманн, бывший главный архитектор Берлина. Напомню, он в прошлом году по приглашению Александра Георгиевича был в гостях в Калининграде, знакомился с ситуацией градостроительной. И он является единственным иностранным членом жюри градостроительного совета при главном архитекторе Москвы. Ну, и напомню, имеет приличный опыт по решению вопросов градостроительного и транспортного характера в центральной части Берлина, как раз это происходило в бытность его работы, когда шел процесс объединения Западного и Восточного Берлина.
Очень хороший специалист российский и, в общем-то, зарекомендовавший себя как модератор нескольких ворк-шопов, которые проходили и формировали техническое задание на центральную часть города, это пермский архитектор, активный пользователь интернет-сети, известен, в том числе, как участник авторского коллектива, занимавшегося мастер-планом Перми.
Были специалисты еще из Германии, Польши, российские специалисты. В том числе, одним из критериев было наличие опыта в области градостроительства и урбанистики. Напомню, что таким, скажем, популярным языком, архитектуру можно разделить, как явление социальное, научное, как ремесло, на архитекторов, которые занимаются объемно-пространственными решениями, конкретными объектами, и есть архитекторы, которые занимаются градостроительством, т.е. планированием территорий (это может быть и квартал, и целый город, т.е. большая территория). Целые комплексные схемы, в том числе транспортные разрабатывают такие специалисты. Там, помимо архитектуры, скажем, вкусовой, присущей для проектирования объектов, необходимо еще знание географии, социологии, инженерной инфраструктуры и т.д.
Е.Б.: Вы назвали имена, которые обо многом говорят. Зачем самим членам жюри понадобилось участие в этом конкурсе? Какая городу от него польза понятно. Что дает он членам жюри. С их опытом, их регалиями, зачем им понадобилось участвовать в нашем «Сердце города»?
В.Г.: Постараюсь ответить коротко. Мне кажется, это был очень престижный конкурс. Процессы, и явления, связанные с ним довольно редки, и, в настоящее время, наверное, сложно представить какой-то аналог подобного мероприятия, когда в городе с 750-летней историей, такой, скажем, неоднозначной историей с точки зрения идеологии, политики, градостроительства, социальных явлений, происходит международный конкурс как раз на центральную часть города. Думаю, что это просто вызывало профессиональный и человеческий интерес.
Е.Б.: В общем, для них это тоже счастливый случай по-своему.
В.Г.: Да, это так.
Е.Б.: Вы сказали, что еженедельно проводятся встречи, собираются серьезные люди, обсуждают дальнейшие направления. Если заглянуть в перспективу, к примеру, на год вперед, что получим по «Сердцу города» через год?
В.Г.: Опять же вопрос у вас сводится к конкретике: какого цвета будет Дом Советов через год, через полгода…
Я еще раз остановлюсь на этом. Последний раз такое представительное обсуждение, подведение итогов проходило в рамках заседания Совета по культуре при губернаторе. Проводилось оно губернатором, присутствовали победители, призеры, занявшие первое, второе, третье места, был победитель Никита Игоревич Явейн, известный архитектор из Санкт-Петербурга. Результаты какие? В формальной части, т.е. протокольной, которая последовала по итогам заседания Совета по культуре, есть предложения, которые уже неоднократно обсуждались и в прессе, о необходимости выбрать какие-то позитивные моменты, связанные с предложениями по транспорту, оптимизации транспорта, развития дорожной сети в центральной части города, и обобщить их в некую схему.
Напомню, что в настоящее время ведутся работы по сбору исходных данных, необходимых для разработки нового генерального плана города Калининграда. И мы до конца этого года должны будем представить максимальное количество исходных материалов проектировщикам для начала уже проектных работ по поставленным задачам. Чем мы, в принципе, сейчас и занимаемся. Это транспорт, это инженерная инфраструктура существующая, это возможные нагрузки на предстоящие объекты. Это то, что касается такой, среднесрочной и долгосрочной перспективы. То, что касается каких-то объектных вещей, опять же поднялась тема, связанная с королевским раскопом, есть вопрос по состоянию Дома Советов, намечены какие-то планы имущественного характера собственниками объекта.
Ну, и сейчас есть возможность задуматься об организации фан-зоны к предстоящему Чемпионату Мира, потому что как раз эта территория, которая получила пока рабочее название «Площадь Мира», станет основной площадкой для организации мероприятий для болельщиков в большом количестве и массовом скоплении народа. И не только для болельщиков.
Такая реплика из рубрики «Что нужно делать уже сейчас?». Сейчас заканчивается демонтаж торгового комплекса «Старая башня». Есть какие-то наметки по приведению в порядок территории, прилегающей к Дому Советов. Как это все объединить, чтобы центральная часть была открыта городу и имела опрятный вид. И как раз на этой территории у нас ежегодно растет количество событий. Те же сельскохозяйственные ярмарки, проведение дня города привлекают все больше и больше людей.
Е.Б.: Мне бы хотелось, чтобы наши слушатели уяснили для себя, что если в центре города сейчас не ведется строительных работ, нет какой-то специализированной техники, это вовсе не значит, что ничего дальше по конкурсу не происходит. Просто эта работа пока скрыта от их глаз. У нас есть вопрос от интернет-пользователя. Александр Клименок спрашивает вас: «Напротив музея мирового океана опять строят высотное здание. Рядом с ним недавно построили весьма немалый жилой дом. Здесь же неподалеку, на Буткова, готовят площадку под еще одну многоэтажку. Доколе в городе, претендующем на европейскость, будет вестись точечная застройка?» Что вы как архитектор можете сказать?
В.Г.: Насколько я понимаю, речь идет о доме, который построен напротив администрации музея, на месте как раз бывшего здесь ранее многоквартирного дома. Складывается такое ощущение, что по теме точечной застройки у горожан есть стойкий стереотип: есть освободившаяся территория, формируется земельный участок, выставляется на аукцион, туда заходит застройщик и по беспределу творит что ему заблагорассудится, какую угодно этажность и т.д.
Но по пути следования всех этих мероприятий, прежде всего, формируется проект планировки, на основе которого происходит проект межевания. Формируются земельные участки, которые определяют емкость, функцию, возможность реализации инвестиционного проекта, будь то музей или жилой дом.
Напомню, на этом перекрестке, на месте, прилегающем к улицам Портовой и набережной Маршала Баграмяна, стоял аварийный многоквартирный жилой дом. Он демонтирован.
Есть конкретные предложения по проектированию и строительству дублера транспортного, который пойдет сюда с ул. Железнодорожной через реку. Именно с учетом этого линейного объекта, транспортного узла (все знают, насколько перегружен железнодорожный мост) сформирован и посажен многоквартирный дом. Многоквартирное многоэтажное жилье – это доминирующая функция на всей этой территории. Именно в связи с этим там и строится дом. По архитектуре отвечающий застройке прибрежной территории. Я не вижу здесь ничего особенного. Есть масса других спорных вопросов, связанных с архитектурой в городе, но никак не в этом месте.
Е.Б.: Я помню, что члены жюри как раз на пресс-конференции, посвященной итогам конкурса, говорили о том, что уплотнительная застройка – это отнюдь не прерогатива Калининграда, что она существует во всем мире, и в Европе сейчас очень плотно этим вопросом занимаются. И несколько раз повторили, что уплотнительная застройка в городе должна быть. Другое дело, каким ее образом вести. Но отказываться от нее совсем было бы неразумно.
Есть еще один вопрос о интернет-пользователя. Василий спрашивает: «Расскажите о проекте «Waterfront». И чем можно объяснить, что отношение на уровне власти и в бизнес-сообществе к этой теме изменилось, а прежде не занимались тем, чтобы посмотреть на город с воды?»
В.Г.: Много чем хотел бы поделиться по этому поводу. И в продолжение предыдущего вопроса я порекомендую Александру Клименку, если он занимается этой темой, будет интересно посмотреть работу, которая называется «Waterfront». Она у нас должна быть прикреплена к порталу администрации Калининграда. В ней в концептуальном виде на пространственной модели представлена вся территория, прилегающая к реке Преголе, от Деревянного моста до Железнодорожного моста. И это как раз очень ярко характеризует эту территорию, как довольно плотную, что всегда было характерно для территорий, прилегающих к реке.
Могу привести массу примеров, это и ближайшие наши соседи, в Польше - Гданьск, Эльблонг, Сопот и более далекий Гамбург, Хафен-сити, где плотнейшая многоквартирная застройка сформирована на некогда пустовавших территориях, складских, производственных, которые примыкали к реке. Потому что река редко была местом для постоянного проживания, скорее это была такая промышленная, технологическая зона, транспортная ветвь, артерия. Но тенденции меняются градостроительные, и идет замещение функций. Это такой тренд, сейчас очень востребованный, особенно в Европе. Мы ему следуем не потому что следим за модой архитектурной и градостроительной, есть запрос общества на это: почему река выпала из оборота?
Е.Б.: То есть это тоже закономерное явление?
В.Г.: Естественно. Сейчас в центре города несколько сотен гектаров, не имеющих ярко выраженной функции. Это просто большой парк. Может, это и хорошо. Но те события, явления, которые происходят в экономике, в обществе в целом, как в российском, так и в европейском, говорят о том, что надо меняться. Скажем, в Москве, например, Парк Горького: в два раза увеличили количество входов в парк, максимально раскрыли парк на реку, сужают проезжую часть путем реконструкции и оптимизации внешней и периферийной транспортной сети, и запускают туда пешеходов.
Е.Б.: Насыщают эту территорию жизнью.
В.Г.: Да, максимальное количество горожан привлекают. Потому что приоритет в городе у нас какой? Человек на ногах или человек на четырех колесах? Есть же ограничения, огромное количество рычагов, инструментов в той же Европе, Азии, обеспечивающие возможность доступа в центральную часть города автотранспорту легковому, только если в машине сидит четыре человека. То есть, если три человека – доступ запрещен. Непорядок, если автомобиль с одним-двумя пассажирами перемещается по центральной части города, его на переходах ждут пешеходы, он является для них опасностью, и т.д.
Все эти факторы мы будем изучать, смотреть и предлагать новые какие-то виды общественных пространств.
Е.Б.: Ну, вот что-то уже сделано конкретно для реализации этого проекта? Может, в этой затее могут как-то помочь общественные организации?
В.Г.: Это проект, который вышел из стен бюро «Сердца города». Им занималась целая группа архитекторов. Проект молодой, ему всего полгода. Несколько месяцев назад мы его рассматривали на градостроительном совете. Два месяца назад, в середине сентября, он получил диплом на Международном смотре-конкурсе, научной конференции, посвященной водным фронтам европейских городов. Туда ездила группа наших архитекторов и представляла наш проект.
В настоящее время это инструмент для работы с инвесторами. Очень много интересов присутствует, которые уже давно проявляются: это имущество, земля, сети, транспорт, те же мосты, это работа для формирования технических заданий по обустройству набережных. Мы понимаем пропорции будущих пространств, их масштаб. Сейчас мы готовим, в том числе и для себя, обобщающую информацию по реконструкции набережной в центральной части города.
Есть еще одна работа, одно направление, называется «Водная ось». В связи с увеличившейся потребностью по анализу и контролю конкурсных и проектных процедур, связанных с реализацией конкретных объектов, конкретных территорий, создан был отдел архитектурных проектов. Одним из его направлений является благоустройство набережных. Работа большая ведется на Трибуца, все об этом знают. Сейчас закончим этот объект.
Начинаем проект, это кусочек набережной на несколько сотен метров от эстакадного моста до Биржи и ближайших объектов по ул. Портовой и перекрестка с Серпуховской. Есть инвестиционный договор, контракт по благоустройству набережной по Виктора Гюго, в районе Юности. И вот из этих пазлов, кусочков должна выстроиться определенная картина.
Для меня до сих пор есть несколько вопросов, потому что недостаточно опыта проектирования таких комплексных объектов. Он не сложный, он комплексный. Вопросы какие? Типология малых архитектурных форм. Она какая должна быть? У нас непростая река, нагонные ветры… Какое должно быть ограждение? Как в Питере, которое, в том числе, будет защитой? Или это открытое пространство, открытое ограждение, когда можно сидеть, созерцать природу, и через легкое, кованное или литое ограждение видеть гладь воды? Или эти ограждения должны быть все разные? Возможно, создать концепцию, скажем, там Олимпийская набережная, набережная Канта, набережная Гофмана – какую-то идею придумать, и уже по этим мотивам планово двигаться к достижению цели.
Насколько они должны быть функциональны с точки зрения использования судов? Причальные стенки какие? Опять же вопросы инфраструктуры различные. Скажем, «Waterfront» – это каркас. К этой работе мы приглашали и технологов, и гидротехников, людей, которые занимаются понтонными конструкциями, причальными (сборными, разборными). Т.е. это каркас для комплексной работы.
Е.Б.: Которая опять же позволит вдохнуть жизнь во все эти прибрежные пространства.
В.Г.: Было много за последние несколько лет и за последние несколько месяцев ворк-шопов. Само отношение к воде, оно в принципе меняется. Мы не открываем Америку, это то, чем нужно заниматься.
Е.Б.: У нас есть вопрос от интернет-пользователя. Александр Спрашивает: «Немало в СМИ говорилось о создании Ганзейского стиля на Ленинском проспекте. И даже была информация, что работы по его созданию начнутся уже в этом году. Что на самом деле, что в реальности?»
В.Г.: Да, я готов ответить. Прежде всего, хочется сказать, что, во-первых, сейчас идет прием заявок на проектирование этой работы. Точных цифр сказать не могу, но речь идет о разработке концепции Ленинского проспекта, внешнего вида существующих на нем жилых домов. К этой работе приглашаем наших архитекторов, инженеров, которые смогут дать предложения по внешнему виду фасадов. Т.е. задача стоит вполне конкретная, поскольку в городе есть практика реновации фасадов. Это и ул. Горького, и, в основном, пр. Ленинский от площади до гостиницы «Калининград». Он застроен жилыми домами, которые подвергались критике уже в 60-е, 70-е годы. Я видел эти статьи, которые критиковали уже на тот момент, когда главной была задача обеспечить людей просто жильем, кровом. Этот вопрос был решен, но, тем не менее, центральная улица города, каковой является Ленинский проспект, уже на тот момент желала быть лучше.
Всем известен самый активный на тот момент архитектурный стиль, это сталинский ампир, сталинское барокко, ренессанс, по-разному его называют (конечно, самое устойчивое – это сталинский классицизм, ампир). В общем, это одно из явлений в архитектуре Советского Союза, которое признано в мировой архитектуре, и…
Е.Б.: … и которое списать со счетов истории невозможно.
В.Г.: Невозможно. И поэтому у нас в Калининграде есть эти объекты. Но вот Ленинскому проспекту даже в этом смысле не повезло. Сталинский ампир прошел мимо. Пришла такая типовая архитектура, не из лучших материалов, не лучшей геометрии, там все такое кривое: откосы, стены, окна и т.д.
Е.Б.: Серое, мрачное…
В.Г.: Я это подробно так описываю, но дело даже не в серости и мрачности. Если эти стены разрисовать в яркое, пестрое, оно лучше не станет.
Е.Б.: Глаза радовать не будет.
В.Г.: Тут задача, в том числе, такая – вкусовая. Надо очень серьезно вникнуть в состояние конструкций, потому что, сами понимаете, во времена 80-х, 90-х годов, болевых, когда активно заполнялись первые этажи зданий, что там могло происходить с точки зрения целостности конструкций? Нужно все это исследовать, посмотреть и обязательно это учесть при принятии решений по «шкуре» вот этой, облицовке. Что это будет? Или утепление штукатуркой, или вентилируемые фасады, или какие-то новые технологии, которые позволят решить и конструктивные вопросы, и теплотехнические, и, в том числе, улучшить визуальные характеристики этих объектов.
Нет смысла, уже неоднократно повторялся, делать резьбу по камню. Там живут люди, т.е. надо придумать решения, связанные, в том числе, с фронтонами, торцами, фасадами, основными плоскостями. Реализация в перспективе, технологическая реализация связана с не очень хорошей геометрией. Вот практика подобных работ у нас на ул. Горького, Невского говорит, что вертикальные и горизонтальные откосы, линии должны быть идеальными, чтобы швы совпали. Там большие проблемы, до 10, до 15 см откосы окон. Значит что? Нужно разрушить конструкцию откоса, вставить новое окно. Представляете, что это такое?
Е.Б.: Все это очень серьезные работы.
В.Г.: Это, во-первых, серьезные работы. Специалисты, которые возьмутся и будут принимать участие в этом конкурсе, должны это все осмыслить и предложить что-то конкретное. Естественно, чтобы потом это все было осмечено и включено в наши федеральные целевые, областные программы.
Не все так просто с жилищным законодательством в настоящее время. Т.е. все эти работы, в моем понимании, должны быть связаны, в том числе, с софинансированием жильцами. Потому что, к сожалению, все эти реформы, связанные с жилищным законодательством, все больше и больше поджимают собственника к раскошеливанию и принятию решений. Не мы это определяем, это тенденции такие в государстве.
Внешний вид, мы эту тему тоже, наверное, будем обсуждать. Балконы, представляете, человек живет там с 50-х годов, что у него там на балконе?
Е.Б.: Вы как-то говорили, что балкон – это показатель эволюции собственника.
В.Г.: Да, балкон представляет все культурные слои. И довольно сложно будет, в том числе, решать вопрос и с балконами.
Е.Б.: Главное, чтобы сейчас жители Ленинского проспекта поняли, что прямо завтра никто не придет и на их домах делать ничего не начнет.
В.Г.: Как только мы обсудили эту тему год назад (на одной из конференций мы обнародовали эту идею), это в прессе получило название некоего ганзейского стиля. Пусть это будет в стиле Райта. Ганзейский стиль – это, наверное, даже неправильный путь, потому что эти дома с характерным таким членением фронтонами. Ну, это некая неправда, раскручивать тему ганзейского направления какого-то, потому что такие здания были характерны для приводных территорий, прибрежных, и использовались как складские, административные, производственные объекты. Именно они были в ганзейском стиле. Как одно из направлений можно рассматривать. А может быть, все дома будут разными.
Е.Б.: Но говорить, что работы на Ленинском начнутся в 2015 году преждевременно?
В.Г.: Нет, как я уже сказал, в ноябре мы получим результаты конкурсных процедур. Будет определен проектировщик, кто будет этим заниматься. Все исходные данные, техническое задание, условия конкурса размещены на специализированном сайте госзакупок.
Е.Б.: Просто разработка проекта ведь тоже дело не сиюминутное и не одного месяца.
В.Г.: Конечно. Год назад, я помню, большими группами собирались и приходили собственники первых этажей, предлагали встречные инициативы. Мол, весь дом соберем, начните с нашего дома, мы готовы в связи с Гражданским кодексом взять согласие у всех… В общем, была такая хорошая тенденция, направленная на улучшение качества внешнего вида объектов на центральной улице города.
Е.Б.: Есть вопрос от интернет-пользователя. Татьяна спрашивает: «Вы обмолвились об архитектурном облике Калининграда к 2018-му году? Чего ждать?» Появится ли единый стиль в Калининграде? Как будем двигаться? Времени не так много до Чемпионата Мира.
В.Г.: Не так много времени осталось. Повторюсь, мы любые изменения пытаемся всю жизнь к чему-то приурочить. Коробку конфет отложим к Новому году, банку сгущенки к… Все время что-то к чему-то приурочиваем.
Е.Б.: Цветы к 8 Марта…
В.Г.: …белую рубашку к 1 сентября ребенку. Отложим, летом ее носить не будем. Жизнь-то, она идет сейчас. Есть программа, связанная с Чемпионатом. Там проблем, задач и вопросов, которые не связаны с внешним обликом, огромное количество. То, как должен город выглядеть на эти мероприятия, да, это задача наша, городская. Мы ею занимаемся, подготовлена целая программа по обустройству общественных зон, по декорированию наших путепроводов, дорог, опор освещения, по малым архитектурным формам – все эти перечисленные мероприятия, они нацелены на организацию праздничного настроения. Неважно, что будет происходить: Чемпионат Мира или День рождения Гофмана, Канта… То есть юбилей города, День города – это то, чем в принципе мы всегда занимаемся.
Е.Б.: То есть это некий общий настрой на праздник.
В.Г.: Естественно. Есть какие-то нововведения. Какие-то идеи мы в хорошем смысле подсмотрели, как это сделать, на прошедшем Чемпионате Мира по хоккею в Минске. Все это, в общем-то, доступно, мы всем этим занимаемся. Думаю, что если будет интерес, мы это можем горожанам показывать, объяснять, как это может применяться, может, какие-то идеи услышим от них.
У нас очень большое количество зеленых зон (как это, наверное, с точки зрения Интернета ни звучит странно), да, огромное количество парков, скверов, бульваров, небольших рекреационных объектов. Есть хорошая практика озеленения и благоустройства дополнительного такого цветочного, праздничного. Через клумбы, какие-то композиции цветочные и т.д. Это, в том числе, работа одного из наших подразделений, отдела городской эстетики, который этим занимается.
Конечно, было бы здорово привести в порядок, в соответствие фасады. Здесь мы работаем с комитетом КГХ, он занимается как раз капитальным ремонтом фасадов, ведет это направление. Рассматриваем сейчас те адреса конкретно, которые нуждаются по каким-то причинам, по какой-то логике пространства в ремонте.
Е.Б.: Например, то, что касается набережной Трибуца. Фасады домов, которые вдоль нее расположены, не самые, увы, приятные для глаз.
В.Г.: Так точно. И при строительстве стадиона, при организации там общественных пространств, естественно, задником, как на сцене на любой, будет являться то, что мы увидим с острова в сторону Московского проспекта. Дома, где расположена Художественная галерея, это эстакада, ну, и другая часть, которая идет уже по Московскому проспекту до Литовского вала. То есть они будут являться формирующей картиной.
Та же самая ситуация с промышленными зонами, на Дзержинского, с зонами, которые уходят к воде, к Преголе, т.е. они тоже, в общем-то, будут формировать общий вид.
Е.Б.: И тоже требуют того, чтобы глаза радовали.
В.Г.: Да. Прогулочная зона на пр. Мира, историческая наша улица. Будем заниматься, и занимаемся. Единственное, я не могу сказать сейчас, так как у меня нет информации, какие будут дополнительные в государстве мероприятия, или у нас в области, которые позволят привлечь из разных источников финансирование на благоустройство фасадных плоскостей именно вот по этим протокольным маршрутам.
Е.Б.: На этот вопрос точно сможете ответить. Ирина спрашивает: «Реклама. Когда наведете порядок с рекламой?!» Знаю, что у нас есть рекламная концепция, вернее готовится этот документ. Полное его название «Титульно-художественная концепция размещения информационных конструкций, вывесок в городском округе «Город Калининград». Не так сложно объясните, что это означает на практике?
В.Г.: Концепция – это такой, не учебник, не азбука, а свод рекомендаций, формализация приемов, которые используют изготовители рекламы, пользователи, предприниматели. Это объединение в одном документе всей типологии возможной рекламы, которая есть в современном рекламном бизнесе.
Е.Б.: Как положительные примеры, так и отрицательные в нем представлены.
В.Г.: Именно по такому принципу мы построили само изложение материала. Во-первых, у нас в городе очень много рекламы. Во-вторых, разной рекламы. В-третьих, ее можно сформировать в типологию. Там порядка 60 типов рекламы показано. Вся реклама имеет какие-то подразделения, совершенно четкие, с выраженными критериями и признаками. И, естественно, как и любой процесс, это эволюция.
Все заметили уменьшившиеся растяжки. Я это еще раз озвучиваю, если они дополнительно появляются над нашими улицами, то это в дни города и для анонсирования каких-то государственных праздников и мероприятий.
Е.Б.: И на короткий срок.
В.Г.: За полгода, как мы занялись этой концепцией, я делал доклад на оперативном совещании перед главой, руководителями подразделений администрации. Все очень заинтересовались, увидели в этом практический смысл. И буквально в течение нескольких месяцев появились совершенно конкретные нормативные правовые акты, которые лягут в основу большой части правил благоустройства, которые регламентируют как раз все, что связано с рекламой.
Не буду вдаваться в подробности, но надеюсь, что горожане оценят следующие вещи. 22 октября было принято решение Совета депутатов, которое фиксирует основные критерии новых изменений нормативных в рекламной сфере города. И это станет частью правил благоустройства, которые в самое ближайшее время также будут рассматриваться и утверждаться. Сейчас идут согласительные комиссии по нескольким направления. Это и фасады, и реклама, и т.д. Т.е. Все это утрясается с правовиками, федеральным законодательством, чтобы оно не противоречило, чтобы не было потом представлений прокуратуры.
Хотел бы акцентировать внимание на следующих позициях, связанных с рекламой. Итак, 22 октября утверждены правила установки рекламных конструкций в городе Калининграде. И 30 октября они вступят уже в законную силу.
Отныне нельзя будет размещать настенные панно на жилых домах. Характерная вещь, много негатива, когда пустые фасадные конструкции именно на жилых домах завешивались огромными такими баннерами, в неконтролируемом количестве квадратных метров. Впоследствии это все приобретало эффект паруса, било по фасадам…
Е.Б.: Разрушало стены…
В.Г.: Сам-то парус стену вряд ли разрушит, а вот металлические конструкции, крепления – да. При демонтаже в отверстия попадает влага, отсыревает внутренняя часть стены, отделка, один негатив! И дело, в общем-то, не в деньгах, которые поступают от рекламы. Город не обогащается. Реклама помогает предпринимателям развивать свой бизнес, это более важно для города, нежели пошлины, которые определены государством за размещение рекламы. Т.е. мы занимаемся регулированием этого процесса. Понятно, что без рекламы нельзя, но когда она имеет такое уже отрицательное воздействие, когда ее много, это такое негативное уже ощущение.
У нас уже другая экономика. Я всегда пример привожу: в 80-х годах снимали фильм про Калининград, про олимпиаду. 79-й год: такая ностальгическая картинка, облет на вертолете многих частей города, как он строился, благоустраивался, развивался. И ни одной рекламы! Кроме стандартных надписей: мебель, очки, оптика, аптека и т.д.
Е.Б.: Так это были информационные вывески.
В.Г.: Мы жили в другом государстве совершенно, экономика другая, социальная обстановка была другая. И не было предпринимательства. Появилось предпринимательство – появилась реклама. И мы как раз сейчас находимся в том моменте, когда сами предприниматели просят: ограничьте нас, поставьте нас в рамки, мы не хотим неправильной конкуренции. Люди хотят цивилизованно работать. Пусть это даже повлечет для них удорожание, поскольку качественные конструкции дороже стоят. Появляются информационные табло, электронные, это новые типы. Рекламная индустрия очень быстро развивается, и Калининград в этом смысле очень прогрессивный город.
Дальше продолжаем. Чего нельзя? Размещать рекламу на объектах культурного наследия. Неважно каких: муниципального, регионального, федерального значения. Мы будем писать отказы, даже если будет согласие от органов надзорных по рекламе.
Дальше. Есть такая норма интересная. Все обращали внимание, что у нас автозаправки превратились, особенно в центральной части города, в площадки для рекламы. Поэтому мы их ограничим до 10 квадратных метров. Т.е. они имеют право на своем имуществе размещать рекламу, но единый объект – это реклама, анонс концерта Авраама Руссо, бегущая строка в 25 метров разве нормально? Этого уже не будет. Будут фиксированные модули по 10 квадратных метров на автозаправках.
Дальше. Есть такой тип рекламы – штендер, который поднимает ветром, слетает, пробивает головы, люди об него спотыкаются… Как правило, предприниматели умышленно ставят его на пешеходных зонах. Это возьмите Ленинский проспект, плюс, эх, эта хозяйская жилка, цепями штендеры приковывают, приматывают – и все это превращается в арт-объект. Поэтому мы решили их запретить. Их не так много, они не существенная часть рекламы, их становится все меньше и меньше. И, дабы ограничить заявки на размещение данной типологии рекламы, мы их просто запрещаем.
Вернемся к жилью. Очень важным считаю (злободневная такая типология, много писем и жалоб вызывающая) запрет на размещение рекламы на домах выше первого этажа.
Глава города несколько месяцев назад подписал постановление, запрещающее размещение рекламы любого вида и типа на жилых домах, на межфасадных и межоконных перекрытиях, на фасадах выше 1-го этажа. То есть, ты имеешь право сделать вывеску, какие-то касетоны, пилоны, рекламу на самой витрине, но размещать рекламу салона, который находится в этом многоквартирном жилом доме, на уровне, например, 5-го этажа – запрещено. У нас, к счастью, таких объектов немного, пара на пр. Мира, объект на ул. Колоскова, на Ленинском проспекте напротив «Родины-Матери». То есть это теперь ограничено, и касаться будет непродления договоров. То есть мы не будем продлевать договоры.
Е.Б.: Закон обратной силы не имеет, поэтому такие конструкции довисят до окончания срока договора, а далее их надо будет демонтировать.
В.Г.: Да, и далее будем отказывать по этим типам объектов. Рекламу теперь саму как явление, как бизнес, можно структурировать. Есть, конечно, крупные изготовители рекламы. Но много в городе, как мы их называем, гаражников, и они тоже работают, и есть не менее талантливые, чем крупные фирмы. Это изготовители, люди, каждый в своей нише, кто-то вывески изготавливает, кто-то разрабатывает медиа-рекламу, кто-то еще что-то делает.
И мы хотели бы максимальному количеству наших коллег в рекламной сфере донести эту концепцию.
Е.Б.: Каким образом?
В.Г.: Существует ассоциация изготовителей рекламы в Калининграде. Это, во-первых. Во-вторых, с вашей помощью, с помощью коллег-журналистов мы отдельно соберемся на эту тему поговорим и сделаем публичную презентацию, когда у нас утвердят правила благоустройства. Всем это будет интересно. И донесем.
Для предпринимателя, у которого бизнес – молоком торговать или покрышками, или еще чем-то. У него задача какая? Он должен платить налоги, зарплату своему коллективу, развивать свой бизнес, и он рассчитывает на профессионала, который с точки зрения рекламы, сделает все правильно и тоже в рамках закона. Он не должен учить закон о рекламе, не должен досконально разбираться в креплениях конструкций, помнить наизусть правила благоустройства. В целом, конечно, должен, но, учитывая, что у него на это попросту нет времени, он рассчитывает, что изготовитель рекламы сделает все, как нужно. Поэтому на изготовителя рекламы падает доля ответственности за развитие бизнеса этого предпринимателя.
И мы планируем собрать и крупные предприятия, и сетевиков, чтобы они ознакомились с этой концепцией и могли ею оперировать.
Е.Б.: Вероятно, стоит разместить этот документ на сайте администрации после того, как он будет утвержден.
В.Г.: В концепции присутствует образовательный элемент. Мы хотим провести акцию, в ходе которой планируем подписать с ассоциацией изготовителей рекламы, кто в ней находится, рамочное межотраслевое соглашение.
В идеале была бы такая картинка: приходит предприниматель, торгующий молоком, велосипедами, неважно чем, в рекламное агентство. Агентство является членом ассоциации. На вопрос, можно ли мне вот такое или такое изготовить, предпринимателю открывают городские правила благоустройства и говорят, в Калининграде есть это, это и это, и ты можешь удовлетворить все свои потребности, выбрав из 60 типов рекламы любую, и мы тебе ее изготовим. Это будет некоей гарантией изготовления того, что регламентировано. Вот такой механизм предполагается. И предпринимательские связи помогут нам его отрегулировать.
Рекламы уже стало намного меньше.
Е.Б.: Интернет-пользователь Светлана спрашивает: «Какие меры наказания предусмотрены для тех, кто эту концепцию будет игнорировать?
В.Г.: Концепция не имеет функции закона. Все процессы, связанные с рекламой, регулируются федеральными законами и правилами благоустройства городскими. С точки зрения надзорности ничего не меняется. Еженедельно наши сотрудники выезжают, мониторят, демонтаж осуществляют того, что незаконно. У нас порядка нескольких десятков судебных процессов, связанных с оспариванием тех или иных вопросов, аспектов, связанных с законностью размещения рекламы.
Е.Б.: То есть это не жупел для устрашения бизнес-сообщества.
В.Г.: Это не жупел.
Е.Б.: Вячеслав Викторович, у нас очень немного времени остается до завершения нашей беседы. Хотелось бы затронуть тему паспортизации фасадов. Для чего вообще паспорта фасадов нужны? И какой конкретный прок от получения паспорта фасада жителям города?
В.Г.: Опять слово не очень хорошее – прок. У нас есть опять же правила благоустройства, которые предполагают, что если у тебя есть в собственности конструкция, имеющая фасад, или ты арендуешь ее у собственника, ты должен в порядке эту конструкцию и фасад содержать. В городе порядка 25 тысяч объектов всякого рода, жилых, производственных и т.д. И тот процесс, который был начат несколько лет назад, связанный с паспортизацией, он касается объектов, связанных с капитальным ремонтов, реконструкцией, надстройкой, перестройкой, изменением габаритов и т.д. Все это влечет за собой некие изменения технических параметров.
Или, например, просто с ремонтом, с покраской. Человек решил трех, четырех, пятиквартирный дом покрасить. Есть у человека деньги. У нас были программы федеральные, предполагавшие софинансирование собственников жилья. Было очень много жилья отремонтировано тогда в области, в Калининграде. Так вот эти работы предполагают обязательную паспортизацию.
К сожалению (и я сейчас не то, что борюсь, но очень хочу, чтобы восстановить статус паспорта фасадов) сейчас за изготовление паспортов фасадов берется кто угодно. Это в связи с тем, что имеются некоторые правовые пробелы в части статуса документа. Но планируем в ближайшее время эту тему отработать с коллегами и дать предложения. Есть определенные наметки, надеюсь, что они будут одобрены, и мы сможем навести порядок и здесь.
Сейчас изобилует реклама об изготовлении паспортов фасадов. В основном это крупные рекламные агентства, но есть и разные организации, к архитектуре и строительству, внешнему виду зданий никакого отношения не имеющие. А потом идет обратный процесс: меня спрашивают, а что с городом, почему есть всякие ляпы и т.д.
Паспортом фасада должен заниматься архитектор, дизайнер, но никак не инженеры, другие специалисты, у которых совершенно иной профиль.
Е.Б.: То есть паспортами фасадов тоже должны заниматься профессионалы.
В.Г.: Безусловно. Посмотрите, как прибавил город именно в комплексной застройке. Чкаловск, ул. Артиллерийская, Гагарина, там хорошие, высококачественные фасадные решения. Только при таком подходе мы получим результат. Не говорю о планировке, а именно с точки зрения фасадов видно, что работал архитектор. Они смотрятся в целом, создается общее впечатление европейского подхода.
Е.Б.: Вот, кстати, вопрос вам поступал еще до начала беседы именно о новых микрорайонах. Речь идет о больших панорамных окнах, лоджиях. Некоторые жители считают, что люди не готовы к такой красоте, поскольку выносят на балконы все, что в доме есть ненужного, и балконы превращаются в склад.
В.Г.: На фасаде должно быть больше стекла. И если бы у меня была возможность, я бы даже обязал делать лоджии все застекленными. Это единственный путь в Калининграде с нашим климатом, межсезоньем и т.д. Это возможность хоть как-то прикоснуться к природе для наших горожан.
Да у этого процесса, как и у многих других в градостроительстве и архитектуре, есть своя эволюция. Вспомните, что такое раньше был балкон или лоджия? Это был многофункциональный объект: это была прачечная, там ребенок делал уроки, там была мастерская отца семейства, там была холодная кладовая, хранились всякие велосипеды, старые холодильники, телевизоры, банки с вареньем и т.д. Это была самая значимая часть квартиры в принципе, это была такая палочка-выручалочка, место, где и гостей укладывали спать…
Сейчас есть другие возможности у людей, понимаете?
Е.Б.: И отношение к балкону у людей меняется.
В.Г.: Чем больше стекла, тем лучше. Чем больше остекленных поверхностей, тем лучше. И люди будут вынуждены прибраться, организовать свои кладовые потребности внутри квартиры. Посмотрите, почему мы все время говорим, почему у нас не так? Да потому что, особенно меня это впечатлило, несмотря на то, что многое уже видел, в Голландии они пошли дальше. Там запрещены шторы. Там не только лоджии стеклянные. У них исторически были запрещены шторы. И человек выстраивает внутренний интерьер таким образом, чтобы у него просматривалась с улицы приятная картинка. Чтобы пешеход с улицы видел композиционно сбалансированную картинку.
Тут с лоджиями та же самая история. Все больше и больше лоджий и открытых балконов, на которые вечером приятно посмотреть. Там стоит маленький столик, два креслица, какая-то подсветка сделана…
Е.Б.: И цветок какой-нибудь экзотический…
В.Г.: Все это культура, к которой мы, в общем-то, идем.
Е.Б..: Вячеслав Викторович, время нашей беседы подходит к концу. Завершая эфир, напомню, что беседовали мы сегодня с главным архитектором Калининграда Вячеславом Генне. Вас, Вячеслав Викторович, благодарю, что нашли время для беседы и ответили на вопросы наших интернет-пользователей!
В.Г.: Вам спасибо.
Е.Б..: А всем, кто был этот час с нами, спасибо за интерес к нашему проекту «Чиновник онлайн» и к теме нашего сегодняшнего разговора.
В.Г.: Всего доброго.
Е.Б.: До свидания.