На оперативном совещании под руководством главы Калининграда Алексея Силанова заслушали и обсудили информацию о результатах проведения государственной итоговой аттестации учащихся 2017-2018 учебного года с учетом дополнительного сентябрьского периода.
Как рассказала председатель комитета по образованию Татьяна Петухова, государственная итоговая аттестация 2018 года прошла в соответствии с нормативными документами и в определенные сроки.
В дополнительный сентябрьский период с 4 по 22 сентября сдавали экзамены выпускники 9-х и 11-х классов, получившие неудовлетворительный результат по обязательным предметам или не прошедшие государственную итоговую аттестацию в основной период по уважительным причинам: 223 выпускника 9-х классов и 26 выпускников 11 классов.
Анализ результатов выпускных экзаменов в форме ЕГЭ показал, что средний показатель по городу по всем предметам выше региональных (по математике базового уровня – равен).
В текущем учебном году достигнуты общегородские показатели среднего балла ЕГЭ по русскому языку и по математике, установленные «Дорожной картой»: по русскому языку план – 68,8, факт – 70,92; по математике план – 51,4, факт – 54,9.
Положительной тенденцией 2018 года стало то, что средний балл ЕГЭ по большинству предметов выше, чем в прошлом году. Кроме того, средний балл по математике базового уровня, физике, химии, истории, обществознанию повышается третий год подряд.
Одним из показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления является доля выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений. В настоящее время в Калининграде выполнение данного показателя выглядит следующим образом: планируемый показатель – 1,0, фактический – 0,37.
За лето большинство выпускников, которые не смогли преодолеть минимальный порог сдачи ЕГЭ, посещали дополнительные занятия и пересдали ЕГЭ в сентябрьский период. Остальные либо начали работать, либо поступили в образовательное учреждение среднего профессионального образования.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов по итогам основного и дополнительного периодов показала следующее.
Результаты ГИА-9 по пятибалльной шкале по обязательным предметам (русский язык и математика) и семи предметам по выбору выше региональных.
Кроме того, результаты экзаменов по муниципалитету в сравнении с 2017 годом отражают положительную динамику по трем предметам: по математике, немецкому языку, по истории России.
Вместе с тем, несмотря на индивидуальные консультации по подготовке к экзаменам, в сентябрьский период ГИА не преодолели минимальный порог и не получили аттестат об основном общем образовании 93 обучающихся, что составило 1,9%.
Все они взяты под контроль для их дальнейшей социальной адаптации. Выявленные проблемы требуют усиления административного контроля подготовки обучающихся к ГИА, а также объединения организационно-управленческих, методических, информационных ресурсов для обеспечения повышения качества образования.
«Есть над чем работать, - прокомментировал Алексей Силанов, - в основном это касается учащихся 9-х классов. Сейчас в комитете по образованию будет проведён дополнительный анализ причин, приведших к такой ситуации. Здесь несколько аспектов: взаимодействие школы и семьи, индивидуальный подход к детям, работа социально-психологических служб. Мы занимаемся, и совершенно правильно занимаемся с одарёнными детьми, но нельзя забывать и об их сверстниках, которые находятся в сложных социальных условиях, нужно не медлить с психологической и педагогической помощью. Повторю, ситуация будет изучаться, и по каждой школе сохранится контроль со стороны комитета по образованию».
Для достижения данных целей комитетом по образованию уже изданы анализирующие приказы; статистические данные основных результатов ГИА в 2017-2018 учебном году опубликованы и обсуждены на ХIV городском образовательном форуме; разработаны планы мероприятий по подготовке к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году, включающие в себя, помимо прочего, проверки общеобразовательных учреждений, показавших низкие образовательные результаты, с целью оказания методической помощи, а также собеседование с руководителями всех общеобразовательных учреждений по выявлению и индивидуальной работе с обучающимися «группы риска».
В текущем учебном году кардинальных изменений в государственной итоговой аттестации не будет: нововведения, внедренные в 2017 и 2018 годах, успешно зарекомендовали себя и сохранятся в экзаменационных процедурах в 2019 году. В декабре 2018 года уже стартует новый этап экзаменационного периода для выпускников 11-х классов, когда ребята пишут итоговое сочинение, которое является «пропускным билетом» к сдаче ЕГЭ.
Из новаций следует отметить расширение списка доступных для сдачи иностранных языков: помимо английского, немецкого, французского и испанского, добавлен китайский язык.
Ещё одним нововведением является то, что Минобрнауки России разработан проект изменений порядка выдачи медалей «За особые успехи в учении», которые планируют выдавать с учётом набранных баллов единого государственного экзамена.
Согласно планируемым поправкам, для получения аттестата о среднем общем образовании с отличием выпускники должны получить итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам, а также успешно пройти государственную итоговую аттестацию и сдать ЕГЭ по обязательным предметам не меньше чем на 70 баллов.
В октябре во всех общеобразовательных учреждениях пройдут родительские собрания, посвященные подготовке к ГИА, на которых особое внимание будет уделено теме осознанного выбора экзаменов, ознакомлению с нормативными правовыми документами.