Очистные сооружения можно достроить и ввести в строй, только расторгнув контакт с компанией «Мостострой № 6». На этом продолжает настаивать глава Калининграда Александр Ярошук, о чем заявил на совещании, состоявшемся в Правительстве области 28 января. Перед совещанием глава города вместе с губернатором Николаем Цукановым посетил объект, срок ввода которого перенесен решением арбитражного суда на сентябрь 2015 года.
На совещании по вопросу реализации проекта «Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды в Калининграде» вновь были обозначены два имеющихся варианта завершения строительства очистных и ввода их в строй. Один из них – расторжение контракта с генподрядчиком ОАО «Мостострой №6» и заключение договора с другой организацией, способной закончить строительство. Второй вариант – завершение работ нынешним подрядчиком.
Глава Калининграда Александр Ярошук напомнил на совещании, что первоначального финансирования не хватит на покрытие всех издержек по строительству объекта: «Когда мы всю проектную документацию изучили, стало ясно, что за эти деньги никто ничего не построит. Подрядчик уже сам готов разорвать контракт. Поэтому надо сделать ревизию всех выполненных работ и передать проект. Если взять сегодняшнюю ситуацию, нет другого выхода, кроме как провести экспертизу и искать деньги, которых недостает. Других вариантов нет», – сказал Александр Ярошук.
Администрация города неоднократно доказывала, что необходимо расторгать договор. В качестве аргумента приводилось беспрецедентное снижение «Мостостроем» цены контракта. Понижая обоснованную ценовую планку на 30 % (на 700 млн рублей!), подрядчик заведомо ставил себя и заказчика в рискованное положение.
С этим аргументом согласился на совещании и губернатор: «Конечно, компания сама виновата: хотела выиграть этот конкурс. Конечно, 700 млн рублей! Вообще-то они обязаны достроить. Я обращусь в прокуратуру, чтобы уже правоохранительные органы разобрались в этой ситуации. Я сам настаивал на расторжении контракта, администрация города тоже, но суд вновь принял решение продлить срок договора. Потому что в этом контракте есть третья сторона – международные финансовые организации, которые настаивали, чтобы объект достраивал «Мостострой№6»», – сказал Николай Цуканов, отметив, что впредь вообще не хотел бы видеть этого подрядчика ни на одном объекте на территории региона из-за того, что в активе этой компании уже четыре объекта, на которых компания срывала договорные сроки.
Недостающее финансирование губернатор пообещал изыскать в региональном бюджете, отметив, что сумма должна быть обоснованной. По словам Александра Ярошука, окончательная стоимость объекта с «учетом дефляторов» может составить 2,1 млрд руб. А гендиректор ОАО «Мостострой №6» Дмитрий Тюрин затруднился назвать окончательную стоимость объекта, сославшись на сложные макроэкономические условия сегодняшнего дня.
Николай Цуканов дал неделю для того, чтобы администрация города совместно с «Водоканалом» и компанией «Мостострой № 6» представила ему дорожную карту - какие шаги и в какой последовательности нужно совершить, чтобы до конца нынешнего года поставить точку в истории с главным калининградским долгостроем
Елена Бойко, пресс-служба администрации
Для справки:
Теме строительства очистных сооружений было посвящено множество совещаний в Правительстве Калининградской области и заседаний Координационного совета с участием международных организаций ЭПСИ и СИДА. Для разрешения ситуации привлекались сотрудники регионального Министерства строительства Калининградской области, администрации Калининграда, воздействовать на подрядчика пытался и замполпреда по СЗФО Станислав Воскресенский, но, к сожалению, ситуация осталась на прежнем уровне. Подрядчик взятые на себя обязательства не исполнил.
Ситуация усложнялась внутренними проблемами генподрядчика: частая смена руководства проекта и отсутствие квалифицированной проектной группы серьезно влияли на ход работ. Менялись субподрядчики, несвоевременно и не в полном объеме сдавалась исполнительная и техническая документация, работы выполнялись с отклонением от проекта, что требовало дополнительных корректировок.
До сих пор представители «Мостостроя» со своей стороны доказывали, что подрядчик сможет закончить работы на объекте. В немалой степени под давлением финансирующей стороны, настаивающей на продолжении работ именно этим подрядчиком, контракт не был расторгнут. За поддержкой подрядчик обращался не только к финансовым организациям, но и в суд. Последний раз решением Арбитражного суда срок контракта продлен до 15 сентября 2015 года.
Очистные сооружения необходимы для выполнения Россией международных обязательств в соответствии с требованиями Хельсинкской комиссии по охране морской среды Балтийского моря. Общая стоимость строительства объекта составляет 1,35 млрд рублей.