15 февраля на базе Центра диагностики и консультирования детей и подростков состоялось очередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Темой встречи стала «Система работы общеобразовательной организации по обучению и воспитанию несовершеннолетних, профилактике и предупреждению девиантного поведения обучающихся, сопровождения ребёнка и семьи в ситуации социальных рисков». Впервые заседание комиссии было организовано в ограниченном составе, на него пригласили представителей только пяти калининградских школ, для того, чтобы не только прозвучали доклады, но и использовать в работе элементы методического просвещения.
Алевтина Сутямова, начальник отдела по профилактике правонарушений несовершеннолетних комитета по социальной политике сделала сообщение о статистике противоправного поведения. К сожалению, сравнение показателей 2017 и 2018 годов свидетельствует о росте числа юных правонарушителей, совершенных ими преступлений, иных случаев асоциального поведения. Специалисты в этой сфере достаточно грамотно работают с подростками, но, как отметили участники заседания, отсутствует чёткая система взаимодействия между отдельными звеньями системы предупреждения правонарушений.
Заместитель министра образования Калининградской области Светлана Шишко рассказала о практике применения нормативно-правовой базы при организации работы с подростками.
Вадим Васильев, директор ГАУ КО «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» поделился результатами социально-психологического тестирования, как механизма выявления «групп риска». К сожалению, анкетирование не даёт полной картины: значительная часть анкет оказывается испорченной подростками. Анкетирование анонимное и добровольное, однако предстоит большая разъяснительная работа с детьми и их родителями: откровенные ответы позволяют определить «болевые точки» в школьных коллективах и принять меры по эти тревожным сигналам.
Участники заседания высказали пожелания о том, чтобы практика подобных встреч была продолжена, и уже подали заявки на проведение их в своих учебных заведениях.
Унифицированную схему реагирования на тревожные сигналы создать невозможно: образовательные учреждения различаются между собой по контингенту учащихся и родителей, по школьным традициям, по поставленным целям. В то же время педагоги и социальные работники едины в том, что необходимо срочно выработать определённые управленческие схемы, алгоритмы действий, позволяющие своевременно выявлять случаи подросткового неблагополучия, определять их причины, налаживать взаимодействие специалистов всех структур и родителей для того, чтобы уберечь детей от негативного влияния и от необдуманных шагов.