28 марта в школе №10, где сохраняется и развивается богатый опыт работы с особыми детьми, под руководством председателя комитета по социальной политике Анны Апполоновой состоялось заседание «круглого стола». Его темой стало «Развитие и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном пространстве города».
Анна Апполонова отметила, что, несмотря на успешно действующую систему обучения и адаптации особенных детей в учреждениях образования Калининграда, работа эта остаётся чрезвычайно непростой, требует не только специальных знаний и навыков, и заниматься ею могут только настоящие подвижники.
В работе «круглого стола» приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья, руководитель КРОО «Под одним солнцем» Мария Лерман. Руководители семи муниципальных общеобразовательных учреждений и двух учреждений дополнительного образования, которые рассказали об опыте обучения и сопровождения детей с инвалидностью и с различными особенностями, о сложностях в этом деле и о своих планах.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатные учреждения, помогает создать условия для проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение со сверстниками и способствует более эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в обществе.
В дошкольных образовательных учреждениях Калининграда обучаются 2 125 детей с ОВЗ и 333 ребенка-инвалида. Организована работа 91 группы компенсирующей либо комбинированной направленности для охватом 1 492 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 188 детей-инвалидов.
В 44 общеобразовательных учреждениях города ведется обучение 1 240 детей с ограниченными возможностями здоровья. В школах №№ 15, 38 скомплектовано 11 коррекционных классов для детей с ОВЗ, в которых обучается 136 детей с различными нарушениями развития. 1 066 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах. Наибольшее количество таких детей - в школах №№ 10, 15, 19, 38, 50. Для 47 детей организовано обучение на дому по медицинским показаниям.
В школах города обучается также 438 детей-инвалидов, из них 52 – на дому. Больше всего детей-инвалидов обучается в общеобразовательных учреждениях №№ 10, 14, 15, 28, 33, 38, 40. По общеобразовательным программам организовано обучение 311 детей, по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями – для 127 детей-инвалидов.
В образовательных организациях города совершенствуется безбарьерная среда, созданы психолого-педагогические консилиумы, специалисты прошли курсы повышения квалификации и имеют соответствующие профессиональные компетенции. В отношении этих показателей ведётся постоянный мониторинг.
Особенность Калининграда – здания довоенной постройки, в своё время приспособленные под детсады и учреждения дополнительного образования. В настоящее время 25,5 процента школ, 19,5 процента детских садов соответствуют требованиям по обеспечению условий их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
За последние годы отмечается увеличение количество детей с нарушением аутистического спектра, которое предполагает изменения во всех психических сферах: интеллектуальной, речевой, эмоциональной, волевой, поведенческой.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Участники «круглого стола» обсудили правовые основы и компетенции педагогов, сопровождающих и тьюторов, занятых в этой сфере.
Так, в МАОУ СОШ № 28 с 1 сентября 2017 года внедрена модель ресурсного класса для обучающихся с ментальными нарушениями и нарушениями аутистического спектра. В общеобразовательный класс зачислено четыре ребенка, которые получают сопровождение тьютора и воспитателя на уроках и в рамках внеурочной деятельности, организованы коррекционные занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом в рамках реализации индивидуальных учебных планов.
В муниципальной системе дополнительного образования также сформирован положительный опыт обучения детей с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов по дополнительным образовательным программам, в частности, в ДЮЦ «На Молодежной», в ДЮЦ «На Комсомольской», спортшколе № 14 по плаванию и детско-юношеской школе по восточным единоборствам.
Как отметила, Анна Апполонова, «круглый стол» организован, чтобы все участники, занятые в обучении и социализации особых детей, имели возможность обменяться актуальной информацией и мнениями, контактами для последующей, более предметной работы. Следующую встречу планируется провести до конца весны.